Организации по охране природы:
Международный уровень:
- Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП(англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN) .основан в 1948 г. При ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
- Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
- ЮНЕСКО— организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г. Цель — обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
- Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
- Гринпис (англ..green peace — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы : глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
- Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.
Российский уровень:
- Государственные органы: Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
- Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы.
- Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
- Всероссийское общество охраны природы.
- Сибирский экологический центр
- Союз охраны птиц России
- «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
- «Зелёный патруль»- общественная организация
- Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В
( в каждом субъекте РФ).
Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.
«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».
(Ф.Бэкон)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Виды
Экологические права граждан РФ затрагивают самые разные сферы общественной жизни. Так, непосредственное отношение они имеют к трудовой деятельности людей. В ст. 37 Конституции зафиксировано право граждан на работу в условиях, соответствующих требованиям гигиены и безопасности. Каждому субъекту гарантируется возможность получить медицинскую помощь. Граждане могут получить медицинскую помощь и компенсацию ущерба, нанесенного имуществу или здоровью вследствие экологического правонарушения. Каждому субъекту предоставляется достоверная информация о состоянии окружающей среды. В законодательстве предусматриваются экологические права и обязанности граждан в области природопользования. Речь, в частности, идет о радиационной безопасности, возможности пребывать в лесах и так далее.
Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
С момента, когда Россия стала членом Европейского Совета, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейском суде по правам человека. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей.
Процедура обращения в Европейский суд по правам человека
Заявитель может направить обращение лично либо через адвоката. В обращении указывается его имя, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, им должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др.
Право на благоприятную среду обитания
Жизнь человека напрямую зависит от того в какой среде он живет и осуществляет свою деятельность. Природная среда будет благоприятной, если она соответствует установленным нормативам качества и безопасности.
Так, загрязненный воздух является причиной различных заболеваний дыхательных путей человека и работы его важных органов. В той местности, где радиационный фон превышает допустимые пределы, влечет заболевание щитовидной железы, развитие онкологических заболеваний и напрямую влияет на рождаемость населения.
Важным является и то, какую питьевую воду и продукты питания человек употребляет в пищу. Поэтому праву гражданина на благоприятные условия жизни способствует в реализации – обязанность государства обеспечивать нормальный уровень качества природной среды и продуктов питания путем установления нормативов и технических регламентов.
В современном мире все сложнее и сложнее становится достигнуть благоприятной почвы для жизни и здоровья человека, в связи с этим гражданину остается лишь право обращаться в органы государственной власти для защиты или возмещения вреда, причиненного негативной окружающей средой и деятельностью человека.
Защита прав
В законодательстве предусматриваются юридические гарантии реализации зафиксированных в нем же полномочий физлиц и организаций. Нормативными актами определяются конкретные процедуры, в рамках которых осуществляется защита экологических прав. В частности, все субъекты могут:
- Обращаться в судебные инстанции.
- Обжаловать принятые уполномоченными органами решения, бездействия/действия госструктур или их должностных лиц.
- Получать квалифицированную юридическую помощь.
- Требовать компенсации вреда, нанесенного действиями/бездействиями госорганов или их служащих.
- Обращаться в межгосударственные структуры для защиты свобод и прав в случае исчерпания существующих внутригосударственных средств юридической защиты.
Обеспечивая гарантии, законодательство определяет, что каждый субъект может выступать за сохранность своих интересов всеми методами, не запрещенными нормами
В данном случае следует обратить внимание на то, что обращение за судебной защитой допускается только в том случае, если решения, бездействия/действия противоречат существующим правовым документам
Экологические обязанности граждан
За нарушение норм экологического законодательства наступает юридическая ответственность. Степень наказания напрямую зависит от степени общественно-опасного вреда, нанесенного окружающей среде. Различают такие виды ответственности:
- административная ответственность (взыскания, штраф, лишение особых прав);
- гражданско-правовая ответственность (возмещение ущерба);
- дисциплинарная ответственность (предупреждение или выговор сотруднику, который не соблюдал эколого-правовые нормы);
- уголовная ответственность за тяжкие нарушения в сфере природопользовании (ограничение свободы до 5 лет, лицам, достигшим 16- летнего возраста).
Смотрите также:
- Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
- Особенности административной юрисдикции
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
- Споры, порядок их рассмотрения
Законы регулирующие вопросы по защите окружающей среды
Федеральный закон от27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» считается главным правовым и комплексным актом информационного законодательства. Однако, Конвенция о доступе к информации и доступе к правосудию по вопросам об охране окружающей среды (г. Орхус, 25 июня 1998 г.) на сегодняшний день пока не вступила в действие на территории России. Этот факт объясняется неготовностью российской правоохранительной и информационной систем.
Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» создан и применяется для защиты информационных прав граждан и юридических лиц, а также для информационного обеспечения гласности.
За последние годы создана законодательная и нормативно-правовая база информационного обеспечения природоохранных отношений общественности, обеспечивающая их открытость и доступность.
Об этом говорится в ст. 38–40 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»
«Граждане имеют право на получение достоверных сведений о деятельности государственных органов, должностных лиц, их организаций, через средства массовой информации». В соответствии с федеральным законодательством запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, отражающие:
- демографическую;
- экологическую;
- метеорологическую;
- санитарно-эпидемиологическую;
- другую информацию, которая необходима для обеспечения безопасного развития населенных пунктов, производственных объектов, безопасности гражданского населения в целом;
- информацию об использовании бюджетных средств и других государственных ресурсов, о состоянии экономики, и других потребностях населения. Исключение составляют сведения, относящиеся к государственной тайне.
Статья 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» гласит: к государственной тайне не относятся сведения такие как:
- о состоянии экологии;
- состоянии здравоохранения;
- о фактах нарушения прав и свобод граждан;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
В противном случае должностные лица несут разного рода ответственность: уголовную, административную или дисциплинарную за неправомерное засекречивание сведений, представляющих общественный интерес, а также если эти сведения играют основную роль в реализации прав, свобод и обязанностей граждан. В зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба и определяется мера ответственности.
Замечание 2
Любая, предусмотренная законом РФ возможность влиять на решения вопросов на любых уровнях власти от муниципального до государственного, или оказывать содействие органам власти в решении вопросов об охране окружающей среды. К сожалению, это право на данном этапе не закреплено в действующем законе. Но у граждан есть косвенное право на принятие решений значимых в области экологии.
Если в результате некомпетентной или неправомерной деятельности здоровью человека или его имуществу нанесен вред, связанный непосредственно с негативным воздействием окружающей среды, такое деяние подпадает под статью 79 Закона об окружающей среде. Эта статья гласит, что причиненный вред должен быть компенсирован в полном объеме.
К имуществу граждан относятся все вещи и предметы, которые подверглись негативному экологическому воздействию. Прежде всего это земельные участки, посевы, растительность, которые находятся в собственности граждан.
Если любой гражданин становится очевидцем того, как другой гражданин или юридическое лицо нарушают законодательство в области бережного отношения к экологии, то он может потребовать остановить противозаконную деятельность, в том числе и через суд. Данное право зафиксировано в статье 80 закона. Аналогичное основание содержится в ГК, статья 1065, указано, иск с требованием остановки деятельности может быть подан на основании нанесения вреда окружающей среде.
Если судом доказано, что причиной нанесения вреда стала производственная деятельность, а также имеется угроза нанесения нового вреда, то по решению суда ответчик помимо возмещения вреда должен приостановить или прекратить эту деятельность.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Общественные объединения
Законодательство наделяет граждан возможностью формировать организации для обеспечения реализации и защиты их экологических прав. Общественные объединения при этом наделяются более широким кругом полномочий в сравнении с отдельными субъектами. Права экологических организаций определяются несколькими нормативными актами. Наиболее четко они отражены в ФЗ, регламентирующем сферу охраны природы. Экологические и прочие общественные объединения, реализующие права в сфере природопользования, могут:
- Разрабатывать, осуществлять, пропагандировать в предусмотренном порядке программы в области охраны природы.
- Защищать интересы и права граждан в сфере природопользования.
- Привлекать население на добровольной основе к деятельности, связанной с охраной окружающей среды.
- Оказывать органам госвласти содействие в решении экологических вопросов.
- Организовывать демонстрации, шествия, собрания, митинги, пикетирования, участвовать в прочих мероприятиях, собирать подписи под петициями в соответствии с действующими нормами, направлять в уполномоченные органы предложения о проведении референдума по вопросам природопользования, обсуждать связанные с ним проекты.
- Обращаться в компетентные инстанции и к должностным лицам за получением достоверных, своевременных и полных сведений о состоянии природы, мероприятиях по обеспечению ее охраны, фактах и обстоятельствах осуществления хозяйственной и прочей деятельности, угрожающей имуществу, здоровью, жизни людей, а также среде их обитания.
- Участвовать в принятии решений, при реализации которых может возникнуть вред природе.
- Направлять жалобы, иски, заявления и предложения, касающиеся вопросов охраны среды обитания.
- Организовывать и участвовать в проведении экологической экспертизы, слушаниях по проблемам размещения объектов, функционирование которых может негативно повлиять на состояние природы.
В настоящее время в России действует достаточно много объединений, чья деятельность связана с охраной природы. Эти организации играют важнейшую роль в сфере реализации гражданами их экологических прав. Законодательство наделяет объединения достаточно широкими полномочиями. Реализуя их, организации могут оказывать существенное влияние на экологическую обстановку в стране.
Право на возмещение ущерба, причиненного неблагоприятной средой обитания
К сожалению, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою экономическую деятельность, следят за тем вредом, который причиняется окружающей среде. В связи с чем, это отражается на нашем здоровье.
И когда мы сталкиваемся с различными заболеваниями, результат которых – это деятельность промышленных предприятий, то у нас имеет конституционное право на возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.
Проблема в реализации данного права в том, что нам в суде нужно доказывать причинно-следственную связь того, что конкретное предприятие оказало вред на наше здоровье. Это может выражаться в проведении различных дорогостоящих экспертиз.
Кроме того, до сих пор в России еще не налажена практика взыскания многомиллионных сумм за вред полученный в результате экологического правонарушения, как это развито в западных странах.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие
В ФЗ №52 зафиксированы следующие экологические права граждан:
1. На благоприятные условия обитания. Их факторы не должны негативно влиять на здоровье людей настоящего и будущего поколений. К таким условиям, в числе прочего, относят окружающую природу, атмосферу на предприятии, в быту, в образовательном учреждении
Немаловажное значение для нормальной жизнедеятельности имеет обеспеченность качественными продуктами питания
2. На своевременное полное возмещение вреда, нанесенного здоровью вследствие нарушения санитарных норм, повлекшего массовую инфекционную или неинфекционную заболеваемость, отравления, профзаболевания.
3. На получение достоверных данных от предприятий и организаций о:
- состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
- реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
- качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.
Непосредственное либо через представителей (общественные объединения) участие в разработке, обсуждении и утверждении органами госвласти и управления решений, ориентированных на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия.
Особенности обращения
Законодательство предоставляет гражданам право выбрать орган, в который будет направлено заявление с требованием обеспечения защиты экологических прав. Так, субъект может обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий госорган, административную структуру, на предприятие, в учреждение или объединение, а также к конкретному должностному лицу в порядке подчиненности. Последние в соответствии с законодательством обязаны рассмотреть заявление (жалобу) в течение месяца. Если гражданину в удовлетворении требований было отказано или он не получил ответа, он вправе обратиться с иском в суд. При этом субъекту дается месяц на направление соответствующего заявления. Исчисление срока начинается с даты получения письменного ответа от госоргана. Если он не был отправлен, начало периода начинается по окончании установленного для инстанции времени на рассмотрение заявления. Если субъект сразу решает обратиться в суд, то он может сделать это в течение 3-х мес. с даты, когда ему стало известно о нарушении. Если указанный срок был пропущен по уважительной причине, нормативными актами предусмотрено его восстановление. После рассмотрения жалобы судебная инстанция принимает решение. Если требования будут обоснованы, то акт, бездействие/действие будут признаны незаконными, а права гражданина восстановлены.
↑ Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду
НормативыНесудебные способы
- Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
- Обращение в органы государственной власти РФ, её субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам:
- в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;
- с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё.
- Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.
- Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке.
- Оказание содействия органам государственной власти РФ, её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
- Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.
Судебные способы, используемые гражданами:
- Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путём вынесения решения, например:
- в возмещении вреда, причинённого здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
- об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
- об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
- об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.
- Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:
- отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;
- нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
- принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина- предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.
Экономические способы, используемые государством:
- Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
- Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
Поскольку человек не может не воздействовать на окружающую среду — не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества, не извлекать минеральных ресурсов и т. д., установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью вводится экологическое нормирование — закреплённые в нормативных правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.Нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду.
- Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
- Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии.
- Возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.
Защита права на благоприятную окружающую среду станет эффективной, если граждане будут выполнять свои экологические обязанности.
Способы защиты экологических прав граждан
Гарантом защиты экологических прав индивидов выступает действующее законодательство РФ. В статье 13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обозначены такие правоохранительные механизмы защиты экологических прав:
- уполномоченные органы должны контролировать соблюдение экологических норм и прав граждан;
- должностные лица привлекаются к юридической ответственности, если препятствовали реализации экологических прав граждан;
- согласование с населением возведение промышленных объектов, которые несут вред окружающей среде и здоровью местного населения.
По российскому законодательству, физические лица и организации, для защиты экологических интересов имеют право на:
- формирование объединений и союзов, цель которых – реализация экологических прав и их защита; участие в природоохранных митингах и собраниях;
- обращения с требованиями и жалобами по охране окружающей среды в уполномоченные органы, а также с предложениями, если они не противоречат законодательству;
- обращения в судебные органы для защиты личных экологических прав от правонарушений или обжаловать незаконные действия должностных лиц.
Наравне с государственным контролем благоприятной обстановки окружающей среды, граждане по Конституции РФ и законодательству также имеют экологические обязанности – закрепленные в нормативно – правовых документах требования, которые обязательны к исполнению.