Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

Профессиональная помощь в проведении независимой оценки — обзор ТОП-5 оценочных компаний

Чтобы облегчить нашим читателям непростой выбор оценочной компании, наши эксперты отобрали пятёрку лучших фирм в этой сфере. Все перечисленные в разделе организации максимально надёжны, профессиональны и имеют в штате только квалифицированный персонал.

1) Мнение

Компания «Мнение» занимается оценкой имущества, бизнеса, ценных бумаг, ущерба, оборудования, транспортных средств, недвижимости. География деятельности — Москва и Московская область. Клиентом компании может стать и физическое, и юридическое лицо.

«Мнение» проведет бесплатный аудит вопроса перед заключением договора и работает по стандартам ФСО.

2) Вета

Компания Вета оценивает недвижимость и бизнес, акции, оборудование, транспорт и технику, нематериальные активы, сервитут, упущенную стоимость. Компания входит в ТОП-100 оценочных компаний России, имеет представительства в Москве, Кирове, Нижнем Новгороде.

Также специалисты ОК «Вета» работают с жителями Московской, Владимирской, Костромской областей, Чувашской республики, Марий-Эл.

3) Вега

ОК «Вега» оценивает недвижимость, транспорт и ущерб, проводит экспертизы. Офис компании расположен в Москве. Все оценщики компании имеют большой опыт работы и допуски от СРО оценщиков.

Компания владеет материально-технической базой для оперативного и качественного проведения экспертиз. Кроме штатных оценщиков, в распоряжении компании внештатные сотрудники, работающие по гражданскому договору.

Гражданская ответственность оценщиков застрахована на среднюю сумму в три миллиона рублей.

4) Одно Окно

Оценщик составит договор прямо при осмотре, а отчет принесет курьер в любое удобное время. У оценщиков компании застрахована профессиональная деятельность. Фирма тоже имеет полис страхования.

«Одно окно» предоставляет правовые гарантии и отчетность о выполненной работе.

5) Центр независимой оценки

«Центр независимой оценки» оценивает разные виды имущества, в том числе квартиры, дома, земельные участки, ценные бумаги, транспорт, бизнес, предметы интеллектуальной собственности.

У специалистов есть дипломы о прохождении профподготовки. Оценщики в своей работе придерживаются Федерального законодательства. Предоставление персонального менеджера к каждому клиенту ускоряет и упрощает проведение оценки.

Если вам нужна информация по судебной экспертизе — читайте статью «Судебный эксперт».

Как школе готовить учеников в соответствии с профессиональными трендами?

Агентство стратегических инициатив (АСИ) каждый год выпускает «Атлас новых профессий» — прогноз профессиональных трендов, которые будут актуальны в ближайшие 10–15 лет. Согласно ему, в ближайшем будущем наиболее востребованными будут специальности на стыке разных предметных областей.

Что может делать школа, чтобы ориентировать выпускников не на узко-предметный путь, а на развитие актуальных компетенций?

Евгений Семченко считает, что в первую очередь нужно донести до детей картину современного мира, с его новыми профессиями, видами деятельности, и научить их видеть «всю палитру этих изменений». Но, как справедливо заметил Игорь Круглинский, для этого школе нужны специалисты, обладающие такими знаниями, — а подобных курсов повышения квалификации в настоящий момент, к сожалению, просто не существует.

Также Круглинский отмечает, что необходимо доносить до родителей информацию о разных образовательных траекториях, кроме общепринятой «поступить в вуз сразу после школы».

Елена Михайлова, в свою очередь, отметила, что подготовку школьников в современном мире невозможно эффективно проводить только за стенами школы — детям нужно видеть окружающий мир и с ним взаимодействовать. Для этого она рекомендует устраивать музейные уроки, экскурсии на предприятия и применять другие подобные подходы.

Дмитрий Метёлкин выразил мнение, что школе следует начать с развития организационной культуры образовательной организации. По его словам, одна из важных черт такой культуры в школе — социальный оптимизм, то есть способность педагога видеть разнообразные перспективы и мотивировать учеников к развитию.

Как сейчас обстоят дела с оценкой качества образования

Евгений Семченко, директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, справедливо отметил, что любые решения, относящиеся к системе образования, нельзя принимать без выяснения реального положения дел в этой сфере.

Эксперт рассказал о недавнем исследовании, в котором участвовало порядка 2500 школ из разных регионов страны. Анализ показал, что содержание образовательных программ в 70% из этих школ не соответствует федеральным стандартам.

В настоящее время, по словам Семченко, Минпросвещения, его подведомственные учреждения и экспертные сообщества работают над формированием единого содержания общеобразовательных программ. Так, сейчас разрабатывается 34 образовательные программы по предметам начального и основного общего образования. Эксперт считает, что это позволит решить проблему несоответствия стандартам.

Другое направление, которое он отметил, — повышение объективности оценочных процедур. По словам Семченко, до сих пор остаются вопросы, насколько объективно выставляются оценки, например, за ОГЭ в отдельных субъектах Российской Федерации, а также за всероссийские проверочные работы. При этом спикер отметил, что прогресс в этой области уже заметен:

От чего зависит стоимость независимой оценки — обзор ТОП-4 главных фактора

Стоимость услуги независимой оценки зависит от ряда факторов. Мы рассмотрим каждый и разберемся, как именно он влияет на процедуру.

Фактор 1. Вид оценки

Видов оценок очень много, их набор зависит от исследуемого объекта.

Но существует всего 3 подхода к оценке, а значит и 3 основных ее вида:

  1. Затратная — стоимость изготовления.
  2. Доходная — совокупность будущих доходов от объекта.
  3. Рыночная — анализ цен на приобретение и продажу на первичном и вторичном рынке.

От каждого из вышеперечисленных видов можно схематично представить еще сотни ответвлений на различные подвиды. Но фундаментально подхода все равно лишь три.

Фактор 2. Количество вещественных доказательств

В зависимости от вида оценки и поставленных задач, количество необходимых для анализа материалов варьируется. Чем больше материалов требуется исследовать оценщику и чем сложнее это сделать, тем дороже стоимость услуг и дольше процедура.

Фактор 3. Используемые методики исследования

Методы исследования будут серьезно разниться в зависимости от выбранного вида оценки.

Существует 3 основных подхода к методикам исследования:

  • затратный подход;
  • сравнительный (рыночный);
  • доходный.

Фактор 4. Объем вопросов, поставленных перед экспертом

Чем больше задач стоит перед экспертом и чем сложнее исследования для их решения, тем дороже обойдется экспертиза. На стоимость повлияет также длительность оценки и необходимые для нее условия.

А вот стоимость объекта оценки согласно законодательству не должна влиять размер гонорара. То есть оплата как процент от оцененной стоимости — недопустима.

Размер вознаграждения за услугу оценки оговаривается заранее и фиксируется в договоре.

Дополнительный материал по этой теме — в статьях «Оценка квартиры» и «Оценка дома».

Сам себе не эксперт

Самопроверка — это здорово. Но всегда ли объективны ее результаты?

Это выяснили в Воронежском «Центре развития ребёнка — детском саду № 196». В пандемию воспитатели не теряли времени даром, прошли в проекте «Детский сад — для детей» курс по шкалам ECERS и тоже познакомились с оценкой качества образования.

После обучения провели самостоятельную проверку, сначала каждый в своих группах, потом в соседних. Результаты оценки оказались высокими, но администрация детского сада решила на этом не останавливаться и пригласила для независимой оценки внешнего эксперта проекта «Детский сад — для детей».

Выяснилось, что причина расхождений была в разном понимании некоторых критериев оценки, эксперт проекта провела консультацию с руководством и педагогами и предоставила рекомендации. Администрация решила, что педагоги сами выберут, с чего начать улучшения. 

Первым шагом стала разработка правил группы. Раз в две недели воспитатели собирались вместе, делились наработками, обсуждали результаты. К ним подключились и педагоги-психологи: провели тренинг «Как лучше понять и услышать ребенка».

Решать все вопросы за один раз в саду не берутся — не продуктивно. Темп — по одному на каждое общее собрание. Следующие цели — повышение коммуникативных и игровых компетенций педагогов и пополнение предметной среды.

Независимая оценка качества образования

Независимая оценка качества образования позволяет потребителю образовательных услуг сделать правильный и осознанный выбор учебного заведения.

Независимая оценка качества оказания образовательных услуг является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления информации заинтересованным сторонам. Целью проведения независимой оценки качества образования является определение соответствия предоставляемого образования требованиям и ожиданиям потребителей образовательных услуг.

Преимущество образовательных организаций, прошедших независимую оценку:

Увеличение количества абитуриентов и соответственно финансирования
Использование результатов независимой оценки при прохождении государственной аккредитации и формирования рейтингов
Формирование и укрепление положительного имиджа
Демонстрация намерений соответствовать требованиям заинтересованных сторон
Повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг
Установление диалога между образовательной организацией и потребителями её услуг
Использование инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений
Формирование линии дальнейшего совершенствования образовательной деятельности

Преимущество сотрудничества c ГоЦИСС:

Многолетний опыт работ по проведению оценок систем менеджмента качества (СМК) образовательных учреждений
Десятки сертифицированных образовательных учреждений на соответствие требованиям межгосударственного стандарта ISO 9001 (ГОСТ ISO 9001-2011) «Системы менеджмента качества. Требования», среди которых высшие и средние специальные профессиональные образовательные учреждения России
Наличие аккредитации в качестве органа по сертификации систем менеджмента качества в соответствии с законодательством Российской Федерации
Возможность оформления международных документов – ГоЦИСС является официальным представителем Российского отделения DQS Holding GmbH (группа DQS-UL)

К работам по проведению независимой оценки качества образования привлекаются:

Эксперты по сертификации систем менеджмента качества образовательных учреждений
Технические эксперты и специалисты в области оказания образовательных услуг
Эксперты по сертификации международных органов по сертификации
Специалисты Национального Рейтингового Агентства (НРА)
Эксперты в области охраны труда и техники безопасности
Эксперты по сертификации персонала (сертификации квалификаций)
Специалисты в области социально-психологических и межконфессиональных отношений
Представители общественных и коммерческих организаций, не заинтересованных в результатах проведения независимой оценки

Независимая оценка качества образования проводится в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (статья 95 “Независимая оценка качества образования”);
Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Минобрнауки России 01.04.2015;
Межгосударственным стандартом ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования»;
Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 “Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность”
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2015 N 35837);
Другими нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений.

Как выбрать надежную оценочную компанию — 5 полезных советов

Чтобы выбрать надежную оценочную компанию, стоит воспользоваться несколькими советами.

Совет 1. Прислушайтесь к мнению друзей и знакомых

Если кто-то из ваших близких уже прибегал к услугам оценки, не забудьте спросить их мнения о тех компаниях, чьими услугами они пользовались. Возможно, у кого-то имеется какой-то негативный или, наоборот, позитивный опыт и вам будет полезно его узнать.

Советы друзей и знакомых помогут учесть нюансы сотрудничества и особенности компаний. Не забывайте, что опыт — один из ценнейших ресурсов в жизни человека. Но получить его порой стоит немалых усилий и потерь. Там, где это возможно, пользуйтесь плодами чужого опыта.

Совет 2. Изучите сайт компании

Сайт компании говорит многое о самой компании, наличии у нее лицензий, особенностях оказания услуг, подходе к клиентам, опыте работы. Если у компании отсутствует сайт — это верный повод найти другую фирму.

Совет 3. Проверяйте наличие лицензии на оказание услуг

У оценочной компании обязательно должны были быть лицензии на проведение оценки. Но с 1 июля 2016 года их отменили и теперь оценочные компании работают без них

Поэтому уделите внимание членству компании в СРО и наличию страхового полиса

Совет 4. Не пытайтесь сэкономить

Услуги оценки — не то, на чем можно экономить. Стоимость оценочных работ не должна существенно отличаться от средней на рынке. Заранее обзвоните несколько компаний вашего города и выясните, сколько стоят нужные вам услуги.

Лучше отдать большую сумму за оценку имущества, чем получить в итоге необъективный результат или и вовсе отчет, не имеющий юридической силы.

Читайте узконаправленные публикации на тему оценки имущества — «Оценка автомобиля» и «Оценка оборудования».

Совет 5. Сотрудничайте с крупными организациями

Чем крупнее компания, тем сильнее она дорожит своей репутацией, а значит, уровень оказания услуг у нее будет выше. Как и репутация полученного отчета для государственных и частных инстанций.

Дополнительные сведения — в публикации «Оценочная компания».

Какие умения должна формировать школа

Один из главных векторов развития современной школы, отражённый в новых ФГОСах, которые вступят в силу в 2022 году, — это достижение метапредметных и личностных результатов учащихся. Чему же именно нужно учить нынешних школьников?

Фото: Olga_Kuzmina / Shutterstock

Дмитрий Метёлкин, заместитель директора по научно-образовательной деятельности Института стратегий развития образования Российской академии образования, считает, что новые ФГОСы хороши в первую очередь тем, что детализируют требования не только к предметным, но и метапредметным и личностным результатам

Почему это важно? Эксперт считает, что подобный стандарт создаёт целостную систему развития, необходимую в нынешних реалиях.. Что касается конкретных компетенций, незаменимых в современном мире, то спикер сходится во мнении со множеством других экспертов и работодателей — конечно, это soft skills. Выпускнику XXI века не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, а чтобы успешно формировать у детей метапредметные компетенции, нужно серьёзно пересмотреть подходы к методике преподавания предметов, считает Метёлкин

Но главное — любой предмет преподавать надо так, чтобы детям было интересно:

Выпускнику XXI века не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, а чтобы успешно формировать у детей метапредметные компетенции, нужно серьёзно пересмотреть подходы к методике преподавания предметов, считает Метёлкин. Но главное — любой предмет преподавать надо так, чтобы детям было интересно:

Что касается конкретных компетенций, незаменимых в современном мире, то спикер сходится во мнении со множеством других экспертов и работодателей — конечно, это soft skills. Выпускнику XXI века не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, а чтобы успешно формировать у детей метапредметные компетенции, нужно серьёзно пересмотреть подходы к методике преподавания предметов, считает Метёлкин. Но главное — любой предмет преподавать надо так, чтобы детям было интересно:

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность

проводится общественными палатами (советами) с участием организаций – операторов в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
В настоящее время независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности проводится по следующим общим критериям (в соответствии с приказом Минпросвещения России от 13.03.2019 №114):
► открытость и доступность информации об организации;
► комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
► доступность образовательной деятельности для инвалидов;
► доброжелательность, вежливость работников организации;
► удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности.ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ качества условий осуществления образовательной деятельности организациями Ленинградской области|Описание файла
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации, с учетом методических рекомендаций Министерства образовании и науки Российской Федерации (от 01.04.2015 и 14.09.2016).

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Заключение

Друзья, сегодня мы узнали, что независимая оценка сильно отличается от независимой экспертизы. Это самостоятельная и сложная процедура, которая подчиняется определённым правилам и Гражданскому кодексу. Выбирать оценочную компанию нужно внимательно и грамотно — от правильного выбора зависит объективный результат оценки.

Желаем вам всегда правильно выбирать контрагентов для различных видов услуг и получать объективную информацию в их отчетах! Будем рады оценкам и комментариям.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта “ХитёрБобёр.ru” (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа “Машук-2011”.

Как изменится система государственной итоговой аттестации

Не секрет, что направление для школьного образования во многом задаёт система государственных итоговых экзаменов. Обучение в средней и старшей школе, как правило, становится подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ соответственно.

Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора), считает, что это просто неправильно — ориентироваться в содержании образовательных программ не на ФГОС, а на требования экзаменов. Потому что ни один экзамен не может включать в себя проверку всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать школьник.

По его словам, Рособрнадзор в настоящее время стремится систематизировать и оптимизировать все контрольные и оценочные процедуры, которые проводятся в школе:

«Мы часто слышим тезис о том, что контрольных работ очень много и они порой заменяют собой учебный процесс. Перед тем как принимать те или иные решения, мы проводили мониторинг и обнаружили, что есть школы, где количество контрольных работ несущественно меньше по сравнению со всем остальным количеством часов, которое отводится на изучение учебного материала».

Чтобы исправить это и снизить нагрузку на педагогов и учеников, межведомственная рабочая группа разработала рекомендации, предполагающие составление единого графика контрольных работ. Они были направлены во все школы страны в августе. По словам Игоря Круглинского, Рособрнадзор будет следить за тем, как эти рекомендации применяет и принимает педагогическое сообщество на местах. И если окажется, что новые правила поддерживают и учителя, и родители, и дети, то их ждёт нормативное закрепление.

Также спикер отметил, что выпускные экзамены будут проводиться на основе нового федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с 2022 года, — именно в этом году выпускниками станут ребята, которые учились по этому стандарту с первого класса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий