Федеральный закон “О персональных данных”: основные положения простыми словами

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. 

Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). 

Персональные данные − это прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу информация, с помощью которой он может быть идентифицирован. К персональным данным относятся  ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, дата рождения, адрес (регион, город, улица, дом, квартира), образование, место работы, семейное и социальное положение, сведения о здоровье, уровень дохода и т.д., то есть, любые сведения, по которым можно идентифицировать человека. При этом, чтобы считать данные персональными, их необходимо использовать в совокупности, так как только лишь по фамилии или по данным об образовании идентифицировать личность невозможно.  

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Почему ФЗ-152 — нужный закон

Закон 152-ФЗ — базовый документ, который определяет требования по работе с персональными данными (ПДн) граждан ко всем организациям, которые так или иначе взаимодействуют с этими данными. Необходимость такого закона назревала давно: слишком много нарушений было в области неэтичного и злонамеренного использования личных данных людей. Также документ был необходим для нормализации международной торговли с Евросоюзом, который строго регламентирует сделки: их можно осуществлять только между странами, способными гарантировать защиту передаваемой и получаемой информации.

Заметим, что в некоторых странах подобные законы действуют чуть ли не пару столетий. Например, в Норвегии и Франции подобные законы были введены в конце 19-го века. В США озаботились этим вопросом в 1974 году, в Китае — в 2012 (но более-менее чёткий законопроект «О кибербезопасности КНР» появился 1 июня 2017 года).

Благодаря действию нового закона сократилось количество преступлений, связанных с использованием чужих ПДн. Сливать информацию стало противозаконно, и мошенникам здорово усложнили жизнь. Так что цель ФЗ-152 о персональных данных благая, закон действительно нужен.

Изменения и комментарии к закону

Первое краткое дополнение к законопроекту было добавлено в 2009 году вместе с принятием ФЗ под номером 363. Это изменение повлияло на цифровую систему обработки. Все операторы с 2010 г. должны были перейти на единую программу хранения и использования частной информации.

Новое изменение вступило в силу в июле 2011 года. Эта поправка концентрировалась на поправке многих положений закона. Уточнялись условия попадания информации, пояснялись нормы, касающиеся передачи сведений, расширялся регламент принципов

Также большое внимание уделялось соблюдению правил безопасного применения и хранения данных, ужесточились наказания за несоблюдение норм, прописанных в постановлении

Последнее на данный момент изменение в ФЗ-152 было утверждено в феврале 2017 года. Это дополнение перенесло нарушение условий законопроекта в разряд административных преступлений. С момента внесения поправки недобросовестные операторы начали караться рублем. Штраф за несоответствие ФЗ-152 начал составлять сумму от 40 000 до 75 000 рублей, в зависимости от категории нарушения.

Сколько согласий запрашивать?

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Обязанности операторов

18 ст. 152-ФЗ “О персональных данных” (с изменениями от 01.07.2017) закрепляет основные функции операторов в области сбора персональной информации. Оператор должен предоставлять субъекту информации следующие данные:

  • цель обработки данных;
  • правовая основа обработки;
  • наименование оператора и его адрес;
  • источники приобретения информации.

Оператор обязан принимать ряд мер по обеспечению безопасности персональной информации, по устранению нарушений закона, уточнению, блокировке и ликвидации персональной информации в отдельных установленных законом случаях. Таким образом, № 152-ФЗ “О персональных данных” от 27.07.2006 является наиболее исчерпывающим источником в области сбора информации о российских гражданах.

Резюме

Таким образом, закон “О персональных данных” 152-ФЗ устанавливает детальный перечень правовых норм, защищающих оборот конфиденциальной информации о гражданах. Он определяет сущность ПД, статус их владельцев и операторов. Главная задача, которую решает федеральный закон “О персональных данных” — защита личной информации граждан от использования в интересах третьих лиц.

Положения соответствующего ФЗ предполагают, что человек сам должен давать согласие на обработку своих ПД, а оператор соответствующих данных получает право запрашивать ПД только в определенных законом случаях. Кроме того, рассматриваемый закон требует от лиц, использующих персональные данные граждан, обеспечения должного уровня их защиты.

Касательно первого критерия есть исключения – их тоже содержит закон. ФЗ «О персональных данных» – в достаточной мере прогрессивный нормативно-правовой акт, позволяющий вывести правовые механизмы защиты интересов граждан на новый уровень. Санкции за его нарушения могут быть предусмотрены весьма серьезные, поэтому операторам ПД: работодателям, сервисным службам и любым другим фирмам, работающим с личными данными гражданина – следует внимательно изучать положения соответствующего закона.

Операции с ПД

Законодательство о ПД регламентирует операции, которые могут быть, в принципе, осуществлены с соответствующими данными:

  • распространение;
  • предоставление;
  • блокирование;
  • обезличивание;
  • трансграничная передача;
  • уничтожение.

Закон “О персональных данных” требует от операторов ПД осуществления указанных действий при условии соблюдения:

– конфиденциальности ПД (если иное не установлено законом);

– целостности ПД.

То есть персональные данные должны быть защищены, во-первых, от несанкционированного просмотра, а во-вторых — от уничтожения или неправомерной корректировки. Изучим то, каким образом должна осуществляться собственно защита ПД в соответствии с нормами закона № 152-ФЗ.

Общие положения ФЗ

Для чего создан № 152-ФЗ “О персональных данных”? В статье 2 говорится про цель закона. Это обеспечение защиты свобод и прав человека при обработке его персональных данных.

Что может регулировать представленный закон? Согласно статье 1, это любые отношения, связанные с процедурами обработки данных граждан России. Данный процесс осуществляется федеральными государственными инстанциями и властными органами субъектов РФ. Органы проводят систематизацию информации о пользователях, задают специальные алгоритмы поиска и фиксируют информацию о носителях данных. Но какие отношения не должны регулировать органы, занимающиеся персональной обработкой информации о гражданах?

Вот на что указывает закон:

  • Организация процессов хранения, учета и систематизации документации Архивного российского фонда и прочих инстанций, связанных с архивной работой.
  • Обработка персональных данных физическими лицами для семейных или бытовых нужд, если при этом происходит нарушение прав прочих субъектов персональной информации.

На каких принципах выстраивается и функционирует процесс обработки информации о гражданах? Об этом рассказано в статье 5.

Защита персональных данных по закону № 152-ФЗ

Выполнение главного обязательства, которое предусмотрено законом, оператор ПД должен осуществлять с помощью:

  • внедрения передовых технологических решений, позволяющих защитить данные от несанкционированного прочтения и изменения;
  • применения правовых методов защиты информации.

Решая указанные задачи, оператор ПД, как это предписывает закон “О защите персональных данных”, должен:

  • классифицировать информацию, обработку которой он осуществляет, по уровням защищенности;
  • установить требования к качеству носителей персональных данных;
  • определить особые критерии защищенности биометрических данных.

Прежде чем начать обработку ПД, их оператор должен получить соответствующую информацию в распоряжение. Как он может сделать это законным способом?

Могут ли отказать в предоставлении товаров, оказании услуг или выполнении работ, если я не хочу давать согласие на обработку ПД?

На практике отказывают довольно часто. Насколько это законно? Рассмотрим конкретные ситуации.

  • Госорганы не могут отказывать вам в предоставлении услуг, поскольку у них есть право на обработку ПД без вашего согласия.
  • Коммерческие организации, с которыми вы заключили договор оказания услуг (выполнения работ и т.д.), не должны вам отказывать, поскольку имеют право обрабатывать ваши ПД в целях исполнения договора без вашего согласия.

С другой стороны, если договор еще не подписан, то обязать коммерческую организацию заключить его с вами получится только в том случае, если она продает свои товары, работы или услуги по публичной оферте (это предложение продавца заключить договор купли-продажи с каждым, кто примет условия его предложения).Например: продавец реализует товар через интернет и готов продать его на условиях, изложенных в опубликованной на сайте публичной оферте. Он обязан заключить договор купли-продажи с каждым, кто пожелает купить этот товар.

Вас могут не пустить в здание, особенно если это режимный объект. Если на территории организации установлен особый пропускной режим, то отказ в пропуске может считаться законным, в том числе если вы не желаете дать согласие на обработку ПД.

Вместе с тем операторы, устанавливающие такой пропускной режим, обычно не берут согласий, поскольку:

  • считают, что формально вы даете согласие на обработку ПД в момент предоставления своих паспортных данных; данный вывод они делают на основе указания закона о том, что согласие может быть дано не только в письменной форме;
  • считают, что могут не брать у вас согласие, так как обработка осуществляется в целях безопасности лиц, находящихся в здании.

Оформление согласия

Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, разработаны Роскомнадзором, но не утверждены. Пока шаблон согласия не утвержден, приведем образец с учетом этих требований. Об изменениях будем держать вас в курсе.

Роскомнадзор отметил, что указание специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных допускается в случае предварительного получения оператором, осуществляющим обработку данных, согласия на их обработку в соответствии с требованиями ст. 9 – 11 Закона № 152-ФЗ.

Подчеркнем, что в согласии должен быть отражен конкретный срок его действия (определенный период времени или дата окончания срока действия). При этом не допускается ни указание об автоматической пролонгации срока действия согласия, ни определение срока его действия путем установления бессрочного статуса или указания на событие, наступление которого возможно в долгосрочной перспективе.

* * *

Итак, если вы размещаете информацию о работниках в открытом доступе и еще не получили от них согласие, срочно его запросите. Ведь требования к защите персональных данных становятся жестче, поправки в ст. 13.11 «Нарушение законодательства РФ в области персональных данных» КоАП РФ вступят в силу 27 марта 2021 года (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Так, обработка персональных данных без письменного согласия повлечет за собой уже двойные штрафы:

  • 6 000 – 10 000 руб. для граждан;

  • 20 000 – 40 000 руб. для должностных лиц;

  • 30 000 – 150 000 руб. для организаций.

Если нарушение повторится, штраф составит:

  • 10 000 – 20 000 руб. для граждан;

  • 40 000 – 100 000 руб. для должностных лиц;

  • 300 000 – 500 000 руб. для организаций.

Виды персональных данных по 152 закону

Некоторые виды персональных данных уже были описаны выше. Помимо этого. Федеральный закон номер 152 выделяет и особые категории персональных данных, куда входят данные о расовой или национальной принадлежности, религиозные и философские убеждения. Также отдельным блоком выделяются биометрические персональные данные. Это такого рода сведения, которые характеризуют биологические и физиологические особенности человеческого организма.

Каждый из вышеприведенных объектов персонализации особым образом хранится и обрабатывается, о чем также указано в федеральном законодательстве.

Закон о персональных данных 152 ФЗ: как не нарушить

Незнание законов не освобождает от ответственности. Поэтому, чтобы организации, признанной оператором, не нарушить законопроект, следует защитить себя всеми возможными способами:

Согласие субъекта на обработку должно быть письменное. Так компании легче будет доказать добровольность разрешения на использование частных сведений.
Не просить лишние данные

Информация должна соответствовать конкретной цели.
При любом вопросе пользователя сообщать, как и зачем используются его личные сведения.
Сразу же избавляться от ненужных ПДн.
Уделить внимание безопасности базы данных.
Быть зарегистрированным в реестре Роскомнадзора.
Несовершеннолетний гражданин не может быть самостоятельным субъектом.

Если организация обрабатывает ПДн своих подчиненных, подавать заявление необязательно.

О правах субъекта

Какими правами, согласно главе 3 рассматриваемого нормативного акта, обладают субъекты персональных данных? В статье 14 говорится о правах граждан на доступ к их персональной информации. Каким образом это возможно осуществить? Закон гласит о праве требовать от операторов уточнения тех или иных данных. Статья 15 закрепляет нормы, согласно которым существует возможность использовать свои персональные данные для продвижения и рекламирования определенных услуг, товаров, продукции и т. д. Политическая агитация также пополняет этот ряд.

В статье 16 говорится о праве субъектов не допускать автоматическую обработку информации, а в статье 17 – о возможности обжаловать действия оператора. К слову, именно оператор является основным звеном во всей процедуре обработки данных. Это должностное лицо обладает рядом обязанностей, о которых будет рассказано далее.

Какие данные относятся к персональным?

Статья 3 закона «О персональных данных»

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Статьи 3-8 закона

  • автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
  • распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
  • предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
  • блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
  • уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Читать полностью

В частности, к персональным данным относятся:

  • Фамилия, имя, отчество субъекта;
  • адрес проживания или регистрации;
  • паспортные данные;
  • сведения о месте рождения;
  • номер загранпаспорта;
  • номер страхового свидетельства в Пенсионном фонде (СНИЛС);
  • сведения о семейном или социальном положении;
  • другие данные, по которым можно идентифицировать гражданина.

Надо отметить, что исчерпывающего, однозначно трактуемого как «самый полный перечень», списка сведений, которые могут быть отнесены к личным данным, в законодательстве не прописано. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо устанавливать — достаточно ли имеющейся информации, чтобы по ней точно установить личность человека или все же недостаточно.

Например, если о человеке известно только то, что он родился в таком-то году в таком-то городе, это не будет считаться персональными данными. А вот те же сведения, но в сочетании с ФИО — однозначно будут.

Отдельно следует отметить, что компании или организации, которые при оформлении отношений с гражданином требуют у него согласие на обработку данных, называются в законе «операторами».

Откуда конторы, забрасывающие граждан спам-звонками, берут данные этих людей? Спросите юриста

Требования к согласию

Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.

Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).

В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.

Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.

Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.

Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.

Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.

Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.

Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:

  • в течение трех рабочих дней с момента обращения;

  • или в срок, указанный в постановлении суда;

  • или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Положения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ не распространяются на случаи обработки персональных данных органами власти.

Обеспечение безопасности обработки информации

Отдельно стоит рассказать про обязанности операторов в области обеспечения безопасности персональной информации.

Вот что закрепляет статья 19 № 152-ФЗ “О персональных данных”:

  • нарушение закона или любые иные угрозы безопасности данных должны быстро и качественно определяться и пресекаться операторами;
  • операторы должны применять ряд организационно-технических средств по обеспечению безопасности данных;
  • операторы обязаны оценивать и анализировать применяемые процедуры по обеспечению безопасности;
  • учет машин, являющихся носителями информации, а также качественный контроль над ними входят в обязанности работников по обработке данных;
  • обязанность по восстановлению доступа к персональным данным, которые обрабатываются в информационной системе.

Не менее важен и контроль со стороны государства, о котором будет рассказано далее.

Для чего нужно приложение?

Приложение составляется для перечисления лиц, которые могут запрашивать личные сведения служащих. Это могут быть сотрудники кадровой службы, руководители предприятия. В приложении указывается название предприятия, дата составления, список уполномоченных лиц и занимаемую ими должность.

Положение о персональных данных должно быть составлено в строгом соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ “О персональных данных”. При разработке Положения его содержание согласуется с руководителями всех отделов, причастных к обработке данных. Готовый документ утверждается приказом руководителя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий