Конфедеративное государство: признаки, особенности, примеры

Конфедерации примеры стран в современном мире

Необходимо понимать разницу между государством федерацией и конфедерацией. Конфедерация, проще говоря, это союз независимых стран. В отличие от федерации конфедерация не имеет общих законов для всех (как например, Конституции), в том числе и законодательных органов, а так же общих границ. Она лишь служит для достижения общих целей. 

Примеры стран-конфедераций в истории

Я думаю, что самым ярким примером конфедерации можно считать Конфедеративные Штаты Америки (КША). Оно образовалось из 13 независимых рабовладельческих штатов. Правда, государство просуществовало всего 4 года — с 1861 по 1865 годы и >было захвачено Соединенными Штатами Америки.

Сами США на начальном развитии тоже были конфедерацией, но тоже недолго. В 1781 были приняты первые конституционные законы — Статьи Конфедерации, а уже через 6 лет в 1787 была принята первая конституция США, где было закреплено то, что государство является федерацией.

 Многие еще спрашивают: «СССР конфедерация«? Могу точно сказать, что Советский Союз таковым не являлся, все сомнения можно отсеять.

Швейцария — конфедерация или федерация?

Еще часто в пример приводят Швейцарию, которая тоже при своем формировании была конфедерацией, но со временем, как и США, превратилась в федерацию. Очень давно несколько кантонов (на данный момент административный субъект) объединились. Союз, конечно, лучше, чем развиваться в одиночку.

Позже Швейцария превратилась в республику, но это ненадолго, так как из-за столкновений и противоречий кантонов пришлось вновь возвращать государство к прежнему территориальному устройству. После принятия Конституции, которая  ограничила власть и самостоятельность кантонов, Швейцария перестала быть конфедерацией.

Сомнения ходят из-за того, что официальное название государства звучит «Швейцарская Конфедерация», но фактически государство превратилось в федерацию.  Таким образом, мы видим пример объединения нескольких государств в одно целое с общими законами, законодательными органами, границами и прочим.

Примеры стран-конфедераций в современном мире

В современном мире привести примеры довольно сложно, хотя на экзаменах часто встречаются такие вопросы. Несмотря на то, что Швейцария — это федеративная республика, её приписывают к конфедерациям. Поэтому страна часто звучит как пример и является правильным ответом, если вдруг на экзамене других подходящих примеров нет.

Евросоюз — конфедерация или нет?

Многие спорят, Евросоюз это федерация или конфедерация, но на самом деле они сочетают в себе признаки международной организации и самостоятельного государства. Евросоюз не может являться федерацией,  так как он состоит из отдельных стран, которые имеют свои законы, границу, армию, суверенитет.

Он изначально создавался для достижения экономических и политических целей. Часто их называют европейская интеграция. Таким образом они смогли объединить большинство стран Европы и укрепить разные сферы экономики, создав общий рынок, где участники одной страны могли свободно принимать участия в торгах другой страны.

И при этом Евросоюз не может являться конфедерацией, так как такой тип территориального-государственного устройства не подразумевает создания единой финансовой системы (еврозоны) и системы управления (парламента). 

Снг — конфедерация или нет?

СНГ тоже сложно назвать конфедерацией. Хоть единой финансовой системы и системы управления, в отличие от Евросоюза, он не имеет, скорее всего, целесообразней отнести этот союз к международной организации.

Так же часто приводят в пример европейское государство Боснию и Герцеговину, но это только фактически. Многие до сих пор спорят и называют эту страну конфедерацией, но на самом деле это государство далеко не конфедерация, так как её участники не могут легко покинуть.

  Сейчас Босния и Герцеговина имеют федеративный тип территориального устройства.

С одной стороны конфедерация полезна для её участников — они смогут добиться больших результатов, если объединят усилия, но чаще всего конфедерации распадаются или постепенно переходят в федерацию, так как убеждаются в том, что без единого центра или по-другому централизованной власти трудно организовать процесс работы. А при появлении каких-то общих границ, органов власти и тем более одного закона конфедерация сразу же превращается в федерацию. Поэтому в современном мире попросту не существует конфедераций, так как общество поняло их уязвимость. 

Единственное, с большой натяжкой конфедерацией можно назвать Содружество Наций и то, по-моему мнению, это международная организация. 

Основные признаки конфедеративного государственного устройства

Как форма государственного устройства, конфедерация имеет целый набор характерных признаков. По ним ее можно отличить от федерации, империи или иных типов международных союзов.

  1. В конфедерации каждый субъект сохраняет суверенитет и собственные признаки государственности. Его право выхода из конфедерации безусловно.
  2. Понятий общих территории и границ у конфедерации нет, как и единого гражданства. Граждане каждого отдельного субъекта в других субъектах полагаются иностранцами, но обычно находятся в более выгодном положении в сравнении с приезжими из третьих стран.
  3. Каждый субъект конфедерации имеет собственное законодательство, органы власти, армию, силы правопорядка. Не обязательно в конфедерации и наличие общей денежной единицы.
  4. В конфедерации существуют общие руководящие структуры, но их решения требуют утверждения каждым субъектом. В большинстве случаев местное право имеет приоритет над общим правом конфедерации.
  5. Решения по общим для всей конфедерации вопросам принимаются единогласно, а не большинством голосов участников.
  6. Конфедерация обычно имеет общие государственные символы, используемые участниками параллельно с национальными.
  7. Использование или неиспользование слова «конфедерация» в названии объединения никак не определяет его подлинного характера. Так, современная Швейцарская Конфедерация таковой не является, а многие подлинные конфедерации никогда себя так не определяли.

Для того, чтобы объединение считалось конфедерацией, ему должно быть свойственно большинство перечисленных признаков. Некоторые отклонения возможны: к примеру, конфедерация может иметь общую денежную единицу или объединять армии под общим руководством для ведения войны. Нередко проводится и унификация законодательства, но делают это законодательные структуры каждого субъекта отдельно. В принципе конфедеративное устройство может подразумевать и автоматическое получение множественного гражданства.

Из сказанного ясно, что в конфедерацию могут объединяться весьма различные по своему устройству государства. Нет ничего невозможного в создании конфедерации в составе республик и монархий или федераций и унитарных государств.

При этом для образования конфедерации обычно усматривается не одна (политическая, военная, экономическая), а несколько причин. Но это не является по-настоящему весомым признаком именно такого устройства – к примеру, сообщество G20 конфедерацией не является.

Также очевидно, что различий между субъектами конфедерации по определению больше, чем объединяющих их факторов. Это – основная причина непрочности конфедераций как государственных объединений.

Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения государств

Анализ состояний территориального устройства государств со всей очевидностью свидетельствует об усилении в последние десятилетия роли “национальнообразующего” фактора, который означает стремление наций и народностей, региональных общностей выделиться из состава существующего государства и образовать новое. Две тенденции, приводящие к образованию тех или иных видов межгосударственных объединений – “самопровозглашение” и нежелание таких новых образований терять годами накопленные связи с партнерами по бывшему государству – становятся приметой времени, причем этот процесс охватывает как федеративные, так и унитарные государства. Так, в Бельгии, где давление национально-региональных сил привело к преобразованию ее в федерацию, фламандцы до сих пор выступают за обособленное положение уже в рамках федеративного государства. Во Франции даже особый статус Корсики, отличающийся от статуса департаментов и областей по Закону о децентрализации 1982 г., не остановил движения за ее большую самостоятельность, а департамент Верхняя Савойя требует права на самоопределение, ссылаясь на незаконность присоединения герцогства Савойского к Франции в 1860 г. В Испании – Страна Басков, Каталония и другие автономные сообщества не сдерживают своих эмоций. В Италии развивается движение за создание на севере страны независимой Падании, уже действуют де-факто ее парламент и правительство.

Пока проявление этих тенденций в форме сецессии, воссоединения частей нации, выделения автономии внутри государства в той или иной степени сдерживается конституционными императивами, но может наступить момент, когда решение проблем о политико-правовом статусе различных территориальных образований потребует использование конфедерализма, или тех или иных его элементов.

В Канадской провинции Квебек, в октябре 1995 г. был проведен второй референдум о статусе этой провинции, так же как и первый (в мае 1980 г.) окончившийся поражением сторонников суверенитета. На вопрос: согласны ли Вы с тем, что Квебек должен стать независимым, после того как сделает Канаде формальные предложения о новом экономическом и политическом партнерстве” положительно ответили 49,4% квебекцев, отрицательно 50,6%.

События в Квебеке, дали новый импульс конституционным дебатам и новым реформам, в ходе которых обсуждались не только характерные черты современного федерализма Канады, но и пути его дальнейшего развития. Одним из вариантов развития событий, называемых наиболее часто в ходе таких дебатов, было создание радикальной асимметрии или конфедерации. При разрешении вопроса подобным способом, создаются три отдельные правительства – для Английской Канады, Квебека и аборигенов. Они были бы в большинстве вопросов автономными, разделяя некоторые функции, такие как: международные отношения, оборона, внешняя торговля, при общем гражданстве и едином центральном банке. Рассматривается также возможность создания правительства конфедерации. Предполагается, что оно будет состоять из Совета, включающего министров или других представителей, назначаемых правительствами Английской Канады и Квебека, который мог бы принимать решения по вопросам, определенным в договоре; Секретариата, который будет ответственен за осуществление Договора в соответствии с директивами Совета. Наконец, трибунал может заниматься разрешением конфликтов. И хотя переход к конфедеративному устройству неизбежно столкнется с трудностями и союз будет значительно слабее, чем тот, который существовал при федерализме, многие аналитики считают, что конфедерация предпочтительнее полного распада Канады.

Однако процесс образования конфедеративной формы государства не обязательно может быть связан только с негативными проявлениями, с распадом тех или иных государств. Положительным примером созидательного характера конфедеративной формы государственного устройства могут служить интеграционные процессы, происходящие сейчас на Европейском континенте, и в частности, Европейский Союз. Уже сейчас некоторые исследователи отмечают, что велика реальная возможность создания в сравнительно близкой перспективе на основе объединяющейся Европы – конфедерации.

Чем конфедерация отличается от федерации: сходство и различие данных политических образований

Вопрос, чем конфедерация отличается от федерации, часто звучит на экзаменах по конституционному праву России. Он особенно актуален для нашей страны, ведь именно Россия позиционирует себя как многонациональное федеративное государство, где каждый субъект имеет свои полномочия в рамках конституционных прав.

Как следует отвечать на вопросы по конституционному праву: чем конфедерация отличается от федерации, в чем суть таких политических институтов? Попробуем ответить на них в рамках стандартного курса конституционного права и прочих обязательных дисципллин, необходимых будущим юристам и политологам.

Конфедерация и федерация: в чем основное различие

Одна из современных форм государственного устройства – федерация. Ее можно охарактеризовать как совокупность различных территориально обособленных единиц в границах одного государства. Существует и другая похожая форма государственного устройства, которая также является совокупностью автономных территориальных единиц.

Если сформулировать тезис, чем федерация отличается от конфедерации, кратко, то основное различие будет следующим: субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из состава государства. Обычно данная норма закреплена в основном документе страны – Конституции.

Субъекты конфедерации таким правом обладают. Отсюда можно сделать и другой вывод: федеративные государства являются более стабильными по своему политическому устройству. Конфедерации могут распадаться в одностороннем порядке на несколько самостоятельных суверенных государств.

Классическим примером того, чем конфедерация отличается от федерации, является сравнение политического устройства конфедерации южных штатов накануне Гражданской войны в США. Каждый субъект конфедерации имел свое законодательство, суды, полицию и прочее. После поражения Юга особенно сложным политическим решением был не только отказ от рабства, но и приведение свода законов к общей базе.

В настоящее время конфедеративная форма политического устройства сохранилась в Швейцарии.

Классическим примером федеративного устройства является Россия. Существуют и другие государства, политическое устройство которых является симбиозом конфедеративных и федеративных отношений. Среди таких современных государств можно отметить США, Германию и др.

Другие различия данных государственных устройств

Чем конфедерация отличается от федерации по другим параметрам? В первую очередь все субъекты конфедерации сохраняют свою самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики.

Нет механизма назначения чиновников на места, нет единого центрального бюджета, куда члены конфедерации перечисляют налоги.

При федеративном устройстве управление ведется из одного центра, туда же стекаются налоговые отчисления из местных бюджетов.

Ответы на тесты по конституционному праву

На вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации, можно дать несколько ответов:

  • субъекты конфедерации обладают самостоятельностью в сфере внешней и внутренней политики, единых государственных органов управления, суда и прочее. При федеративном устройстве государственными органами управляют из единого центра. Обязательным является использование одного языка в пределах федерации, особенно в государственных органах власти.
  • Федерация включает несколько уровней подчинения: республики, автономные округа и др.
  • При конфедерации каждое государство имеет право выйти их союзного договора в одностороннем порядке. При федерации такой механизм не предусмотрен.
  • Языковой вопрос в конфедерации несущественен – каждый субъект разговаривает на собственном языке или наречии. Общение между двумя государствами осуществляется на любом языке. При федерации определяется один язык, обязательный для изучения всеми субъектами федерации. Местные языки и наречия имеют региональное значение.
  • Конфедерации чаще всего создаются для достижения краткосрочных и среднесрочных целей, к примеру, объединение государств в оборонных целях. Федерации ставят своей задачей объединение в единое государство вне определенного временного периода или других условий.

Альтернативные источники информации

В онлайн-тестах часто предлагают ответить на вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации. “Декан” и другие популярные сайты могут помочь в подготовке к экзаменам по этой и другим дисциплинам.

Для более тщательной подготовки следует искать альтернативные источники информации: в библиотеках или Интернете, анализировать политические новости из достоверных СМИ.

Что такое конфедеративное государство

Важно! Конфедерация — особая форма политического и административного устройства, когда добровольно объединяются несколько государств. Основными признаками такого устройства считаются:

Основными признаками такого устройства считаются:

  1. Сохранение суверенитета участников объединения.
  2. Приоритет законов стран – участниц над общими законами (если таковые имеются).
  3. Принцип свободного выхода из конфедерации.
  4. Наличие общего, координирующего органа.
  5. Основой принятия решения служит согласие всех членов конфедерации.

При этом сохраняется полная независимость субъектов. Государства – субъекты вместе решают различные виды проблем.

Для решения вопросов создаются наднациональные органы, координирующие интересы членов союза. Законы, действующие на территории субъектов, приоритетны перед общими законами.

Конфедерация политически слабее, чем унитарное или федеративное государство. Возможность свободного выхода любой части временного союза делает его существование нестабильным, чувствительным к влиянию действующих исторических процессов.

Отличие подходов к принципу свободного выхода из союза разделяет конфедеративную и федеративную форму управления.

Но конфедерализм как способ политического объединения зачастую оказывается крепче унитарных моделей государств, основой которых стали ошибочные принципы управления.

Это интересно: Что влияет на инфляцию — излагаем главное

Признаки конфедерации

Степень консолидации федераций может быть разной, но все они обладают рядом признаков, позволяющих дифференцировать конфедеративное объединение от унитарного или федеративного территориально-политического устройства:

  1. Создание конфедераций преследует некие общие цели – военные, политические, либо экономические.
  2. Создаётся подобный союз независимыми друг от друга субъектами на равноправных юридических условиях.
  3. Каждый из членов конфедерации вправе по своему усмотрению расторгнуть договор, выйдя из союза.
  4. Ни одно общее внешнеполитическое решение не может вступить в действие без обсуждения и ратификации его всеми членами конфедерации.
  5. Конфедерации имеют общие органы власти, представляющие интересы всех участников союза.
  6. Полномочия конфедеративных органов ограничиваются исключительно решением вопросов, делегированных им членами конфедерации на основании заключённого договора. Чаще всего к подобным вопросам относится внешняя политика – вступление в союзы, начало и прекращение войн.
  7. Общий бюджет государства-конфедерации формируется на основе добровольных взносов участников конфедеративного договора.
  8. Большинство конфедераций не имеет общего гражданства, что позволяет рассматривать их лишь в качестве надгосударственного союза.

Конфедерация в современном мире

Что такое конфедерация в современном мире? Держав, которые бы идеально вписывались в рамки такого устройства, на сегодняшний день не существует. С учетом некоторых поправок принято считать таковыми несколько образований. Какие есть конфедерации?

  1. Босния и Герцеговина
    . Отношения сохраняются в рамках союзных, но они не отмечены в законе, как конфедеративные, и выйти их состава союза страны по своему желанию не могут.
  2. Евросоюз
    . Включает 28 государств, 19 из которых объединены единой денежной системой, составляя еврозону. Общая цель – интеграция в экономике и политике.

Политические союзы и альянсы создаются для реализации конкретных задач, главная из которых – защита участников от внешних и внутренних угроз. Федерации и конфедерации – суть разные уровни интеграции стран. Они существенно отличаются от унитарных государств, но понять разницу между ними порой бывает сложно. К примеру, к какому виду лучше отнести Евросоюз? Чем данные государственные образования отличаются друг от друга и какая форма является более устойчивой и надёжной?

Федерация
– государственное устройство, при котором страна состоит из самостоятельных субъектов, обладающих определёнными полномочиями. В США и Индии это штаты, в Германии – земли, в Японии – префектуры, в Канаде – провинции и территории. Субъекты федерации могут издавать собственные нормативные правовые акты, проводить референдумы, принимать местные конституции. Система власти страны состоит из двух уровней: региональный (на уровне административной единицы) и верховный (представители всех субъектов).

Конфедерации
– это союз суверенных государств, созданный для решения определенных задач, касающихся войны и мира, внешней политики, экологических проблем. Все субъекты данного образования сохраняют суверенитет и независимость. Важнейшее отличие конфедерации – неустойчивость: после решение поставленных задач она либо расформировывается, либо становится федерацией. Союзные органы, как правило, представляют собой лишь совещательные единицы и не обладают реальными полномочиями.

Североамериканская конфедерация

Недолгое существование союза южан прошло под знаком кровопролитной Гражданской войны. В популяризированной форме конфликт подаётся как война прогрессивного Севера против рабовладельцев – южан. Однако истоки войны гораздо глубже, кроме того, позиционирование северян ревнителями свободы негров не бесспорна.

Наряду с экономическими и политическими мотивами конфликта, существовал ещё один, не менее важный. Уклад жизни, ментальность, основные ценности противоборствующих сторон настолько расходились, что в сражениях участвовало множество добровольцев. Среди них было много подростков. Негры из армии генерала Ли сражались за Юг с не меньшей храбростью, чем их «братья» из частей северян.

Несмотря на ограниченность ресурсов (основная часть военных заводов была расположена на севере США), конфедераты смогли наладить управление, создать вооружённые силы и нанести ряд крупных поражений врагу.

Поражение Юга обусловили не отделение её частей и даже не превосходство янки в военном отношении: это произошло из-за обескровливания экономики (план Анаконда).

Значение слова «конфедерация»

1. Союз, объединение каких-л. организаций. Всемирная конфедерация труда.

2. Союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся лишь для осуществления определенных, преимущественно внешнеполитических и военных целей.

3. Ист. Временный союз шляхты в феодально-крепостнической Польше, создававшийся для достижения определенных политических целей.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Конфедера́ция — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов — чаще всего в области обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого, входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

КОНФЕДЕРА’ЦИЯ, и, ж. . 1. Союз, сообщество, объединение каких-н. организаций (право). К. государств. Всеобщая унитарная к. труда во Франции (объединение левых профсоюзов). 2. Название вооруженного союза шляхты в старой Польше, боровшегося за свои классовые права, а также за независимость Польши (истор.).

конфедера́ция

1. полит. экон. (от лат. confoederatio — союз, объединение) — форма межгосударственного объединения, при которой государства-субъекты конфедерации образуют постоянный союз в целях координации своей деятельности в тех или иных сферах, полностью сохраняя свою независимость; при этом они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и т. д.). В отличие от государственной федерации, конфедерация государств — более слабое и менее тесное объединение. Конфедерация — достаточно редкое и неустойчивое образование, как правило, распадающееся после реализации целей, ради которых создавались ◆ Египет и Сирия во время арабо-израильского конфликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР), Швейцарская федерация, существовавшая до 1848 г. в форме конфедерации, США преобразовались в федерацию в 1787 г., а до этого — с 1781 г. — существовала Конфедерация штатов.

2. редк. понятие «конфедерация» используется не в государственном, а в организационном плане, для обозначения объединения различных более или менее самостоятельных общественно-политических организаций ◆ Конфедерация независимых профсоюзов, Конфедерация обществ потребителей и т. п.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Конфедера́ция

1. истор. то же, что Конфедеративные Штаты Америки ◆ В городе Джэксонвилл переименуют школу, названную в честь одного из основателей Ку-клукс-клана, генерала армии Конфедерации времен Гражданской войны Натаниэля Бедфорда Форреста. «Мир в заголовках» // «Русский репортер», 2014 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: окатиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Устойчивость добровольных союзов Европы

Образование и развитие устойчивых конфедераций именно в Европе объясняется значительной степенью свободы, которую имело население и социально-политические образования (цеховые союзы, города, торговые сообщества). Основанные ввиду опасности либо возможной выгоды, они, при кажущейся рыхлости своего устройства, оказались очень эффективными.

Внимание! Особенности конфедерации европейских стран заключается в том, что ни одна из них не распалась в результате сепаратизма отдельных частей. Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран — союзов:

Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран — союзов:

  1. Швейцарский союз. Сохранился до настоящего времени.
  2. Речь Посполитая. Завоёвана соседями.
  3. Соединённые провинции Нидерландов. Прекратила существование из-за экспансии революционной Франции.
  4. Германский союз. Потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии.
  5. Конфедерация Ирландии. Пала под натиском английских войск.

Как исключение можно отметить Шведско – норвежскую унию. Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

Добровольные объединение государств оказались зачастую крепче иных империй. Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния.

Даже Конфедеративные штаты Америки, те, кто спустил флаг только после тяжелейшей изнурительной войны за независимость, это ещё один пример того, чего можно добиться на основе свободного союза.

Союзы племён и другие догосударственные конфедерации

Довольно частыми были союзы между племенами или государственными образованиями древности. Они возникали как ситуативные объединения, имевшие целью увеличение военной мощи. Как для нападения, так и для отражения агрессии. Наиболее известны:

  1. Союз семи славянских племён.
  2. Конфедерация Аро (Африка).
  3. Германские военные союзы племен периода войн с Римской империей.
  4. Племенные союзы североамериканских индейцев.

Последний наиболее интересен как опыт противостояния экспансии высокоразвитой цивилизации.

Индейские конфедерации

Западную индейскую конфедерацию организовали 17 племён для переговоров с Британской империей и Соединёнными Штатами, объявившими Войну за независимость.

Опыт взаимодействия позволил краснокожим выработать общую линию поведения, а также наладить контакт между мобильными вооружёнными группами, находящимися под управлением разных командиров.

Получая оружие и советников – англичан, индейцы дезорганизовали работу тыла вражеской армии. В течение долгого времени они успешно вели войну против американцев, отвергая их предложения о перемирии, одержав несколько громких побед.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий