Коносамент — это товарораспорядительный документ, используемый чаще всего в морских грузоперевозках.
Этот документ выписывается перевозчиком в адрес собственника товара. Он документально подтверждает принятие перевозчиком товара на борт судна, а так же обязует перевозчика передать товар законному держателю коносамента.
Отличительной чертой коносамента является то, что он способен выполнять функцию ценной бумаги. Коносамент выпускается в трех экземплярах. В процессе длительной перевозки, груз может быть перепродан несколько раз. И, в результате этих перепродаж, один из трех оригиналов коносамента окажется у конечного покупателя. В обмен на оригинал коносамента, перевозчик должен будет выдать товар его правомерному владельцу. При выдаче груза по оригиналу коносамента, остальные оригиналы теряют силу.
Издание коносамента является задачей перевозчика, но данные для его заполнения предоставляются отправителем.
Информация, содержащаяся в коносаменте:
- информация об отправителе и его местонахождении;
- данные о перевозчике и наименование судна (если известно);
- указание порта выгрузки;
- данные о получателе товара и его местонахождении;
- описание товара;
- особенности товара (например, класс опасности);
- масса товара, объем и количество грузовых мест;
- дата выдачи коносамента;
- указание количества выданных оригиналов коносамента;
- подпись грузоперевозчика.
На практике коносамент не всегда содержит информацию о конкретном получателе груза. Различают три способа заполнения строки “Consignee” (Получатель):
- Order Bill of Ladind — ордерный коносамент, в графе получатель ставится указание “to order”. В данной ситуации, груз будет выдан тому, кто будет указан отправителем. Этот вид коносамента встречается на практике чаще всего.
- Bearer Bill of Lading — предъявительский коносамент, получатель в нем не указывается, груз будет выдан предъявившему оригинал документа. Данный вид используется редко, поскольку является самым незащищенным для законного владельца груза.
Разные виды и классификации
Существуют и другие классификации коносаментов:
Оборотный коносамент — к нему можно отнести ордерный и коносамент на предъявителя, в этих случаях, владелец коносамента может перепродать товар, не дожидаясь его прихода в порт.
- Необоротный коносамент — указанный получатель не может передать свое право на получение товара третьему лицу. Под эту классификацию попадает именной коносамент.
- Чистый коносамент — в котором нет данных о несоответствии фактического состояния товара и упаковки заявленному в документе.
- “Не чистый” коносамент — в документе прописаны оговорки и замечания, касательно состояния товара, наличия дефектов или несоответствия по количеству и весу.
- Сквозной коносамент — оформляют в том случае, когда перевозка является мультимодальной и товар подвергается перегрузке в разные виды транспорта.
- Прямой коносамент — издается в случае прямых морских перевозок от порта до порта.
- Бортовой коносамент — такой документ издают на уже погруженный на судно товар.
- Береговой коносамент — выдается для подтверждения получения товара до его погрузки на судно. Например, получение товара на складе грузоотправителя.
На коротких морских перевозках часто используется телекс-релиз. Телекс-релизом называют сообщение из порта отгрузки в порт выгрузки, в котором указано, что все оригиналы коносамента были сданы грузоотправителем. В такой ситуации, товар должны будут выдать получателю без предъявления оригиналов коносамента. Телекс-релиз используется только в тех случаях, когда в коносаменте указан конкретный грузополучатель, то есть он является именным. Использование телекс-релиза упрощает и ускоряет операции с товаром, потому что избавляет отправителя и получателя от организации физической передачи оригиналов коносамента.
Аналогов такому документу, как коносамент, не существует. Наиболее близки к нему по смыслу такие документы, как: CMR — в международной автотранспортной перевозке, железнодорожная накладная — в железнодорожной перевозке и так далее. Эти документы также выписываются перевозчиком и содержат информацию об отправителе, получателе и характеристиках груза. Но они, в свою очередь, не являются товарораспорядительными документами.
Что такое коносамент (bill of landing)?
Коносамент (bill of landing) – это основной документ на морском транспорте, составляемый на основе погрузочного ордера и штурманской расписки. Коносамент является:
- договором морской перевозки между грузоотправителем и морской линией (перевозчиком);
- распиской перевозчика в принятии груза на борт судна (в день погрузки на коносаменте ставится штемпель «Фактически погружено на борт»);
- свидетельством права собственности на груз (может продаваться и покупаться – в этом случае говорят о коносаменте, как о товарораспорядительном документе или, что коносамент используется, как ценная бумага).
С юридической точки зрения согласно Гаагским правилам коносамент удостоверяет договор морской перевозки и содержит его условия, является основанием для морской перевозки, регулирует отношения между держателем и перевозчиком. Термин «договор перевозки» применяется и к коносаменту.
Согласно Гаагско-Висбийским правилам коносамент приобретает доказательную силу (в том числе, если передан третьей стороне). Протокол об изменения Конвенции от 1979 года не касался напрямую функций, содержания и определения коносамента. Коносаменты бывают необорачиваемыми, именными, домашними, мастер, линейными, чистыми, оборотными, FIATA, на предъявителя, фидерными, индоссируемыми, сквозными, групповыми, в краткой форме, NVOCC.
On board B/L
Указанный выше бортовой коносамент, который выдается только после проведенной погрузки товара на судна вместо составленного берегового документа.
Все эти особенности и типы документов важно знать и запоминать, чтобы впоследствии не допускать никаких ошибок в процессе оформления этого документа. Ведь если в коносаменте будет неправильно указан порт погрузки, а также дата выпуска документа или окончания погрузки товара, то в таком случае агент или капитан имеют полное право на то, чтобы полностью отказаться от его подписания
Именно по этой причине нужно правильно понимать особенности заполнения этого документа, а еще лучше – заручиться поддержкой квалифицированного юриста.
Краткая история развития коносамента
С уверенностью можно сказать, что использование коносамента имеет многовековую практику. Так, первое упоминание об обязанности судовладельца составить перечень грузов на борту судна, было закреплено еще в Королевском своде законов Испании в 1255 году. Уже в X1V в. коносамент, как необоротная расписка судовладельца (капитана), регулярно выдается купцам, которые не намерены были путешествовать со своими грузами. В этих расписках судовладельцы, как правило, отмечали наименование, количество и качество груза принятого на борт. В последствии данный документ стал отражать и условия договора перевозки груза с целью разрешения споров, которые неизбежно возникали между грузовладельцами и перевозчиками. И наконец, на рубеже ХVIII в. коносамент приобретает свою третью основную «черту» – оборотного документа, позволяющего грузовладельцу распорядиться грузом до его прибытия в порт назначения с помощью индоссамента, передаточной надписи. XIX в. ознаменовался становлением коносамента в таком виде, в котором он существует и в настоящее время.
С развитием линейного судоходства, значение коносамента еще более возрастает. За счёт сокращения употребления чартера, коносамент наделяется дополнительными функциями и выступает как доказательство наличия и содержания договора морской перевозки груза, начинает регулировать отношения между перевозчиком и получателем груза даже при наличии чартера.
Обязательные реквизиты коносамента
К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.
Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.
В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Среди них особую важность представляют:
Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.
Эти сведения указывает грузоотправитель.
Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:
Собственное наименование.
В строке Port of Loading – порт погрузки.
В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
Место и дату выдачи документа.
Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:
если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.
обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.
также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).
далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.
отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.
если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.
также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится
Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара. указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт)
указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).
зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.
важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.
Виды: на предъявителя и именной, бортовой и сквозной, линейный и ордерный, чистый и домашний
Различают большое количество разновидностей коносамента.
Общее деление такое:
- Оборотный тип. Свидетельствует о том, что транспортная компания осуществляет доставку, а владелец коносамента может получить товар в случае предъявления. Такой документ можно передать, продать, заложить в банк и так далее (то есть его можно передать в руки третьих лиц).
- Необоротный тип. Также свидетельствует о том, что владелец этой бумаги является собственником груза, когда сам груз может ещё находится в пути. Документ нельзя передать в руки третьих лиц (то есть его нельзя продать, передать, заложить в банк и так далее).
Коносамент используется в морской и речной транспортировке.
В зависимости от фактического получателя различают такие разновидности этой бумаги:
- Именной коносамент. Выписывается, если получателем является конкретное юридическое или физическое лицо, на имя которого оформлялась эта ценная бумага.
- Коносамент на предъявителя. Оформляется в том случае, если товары будут передаваться человеку в порту, который предъявит эту ценную бумагу.
- Ордерный коносамент. Оформляется в том случае, если отправитель или получатель хотят определить третье лицо, которому будут выданы эти товары в случае предъявления этого документа.
В зависимости от схемы перевозки:
- Сквозной коносамент. Оформляется в случае мультимодальной перевозки (то есть транспортировка морем является лишь одним этапом маршрута, а сами товары в дальнейшем будут перевозиться при помощи других видов транспорта).
- Прямой тип. Оформляется в случае прямой доставки из одного порта в другой.
В зависимости от наличия специальных пояснений относительно состояния груза и его упаковки
- Чистый коносамент. Оформляется в тех случаях, когда груз и упаковка к нему не повреждены, а качественное и количественное состояние товаров соответствует описанию.
- Коносамент, который нельзя отнести к категории «чистых». Оформляется в следующих случаях — повреждение товаров, нарушение целостности упаковки, фактическое несоответствие товаров описанию и так далее. Обычно информация о наличии тех или иных повреждений указывается на оборотной стороне этой ценной бумаги.
В зависимости от текущего местоположения товаров:
- Бортовой коносамент. Выписывается, если груз уже погружен на морское судно для транспортировки.
- Коносамент на погрузку. Оформляется, когда груз был уже передан компании, но его ещё не погрузили на морское судно для транспортировки.
В зависимости от типа перевозки:
- Линейный коносамент. Выдаётся, если морское судно, которое будет транспортировать груз, будет идти согласно предварительно составленному расписанию (при этом судно может останавливаться только в тех портах, которые были заранее оговорены). Если транспортировщик пользуется сторонними экспедиторскими услугами, то в дополнение к линейному может выписываться также и домашний коносамент.
- Фрахтовый тип. Оформляется в случае нерегулярных перевозок, когда транспортировщик может арендовать другие морские суда для доставки. Что такое договор фрахта подробнее тут.
Виды коносамента
Имея природу документа, удостоверяющего договор перевозки груза, коносамент может быть ордерным, на предъявителя, а также именным. В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан “приказу отправителя” либо “приказу получателя”, то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам. Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен “приказу отправителя”. В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент. По именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан. В этом случае его ценно-бумажные свойства отходят на второй план или совсем исчезают.
С целью удовлетворения потребности связанной с приданием коносаменту свойств ценной бумаги, используются проформы, которые подразделяются на виды в зависимости от того, в какой форме судоходства, соответственно морской перевозки, используется коносамент. На основании этого, коносаменты подразделяются на линейные и чартерные. Линейный коносамент – это самостоятельный документ, удостоверяющий наличие и содержание договора перевозки груза, принятие груза к перевозке и право (титул) собственности на груз. Чартерный коносамент представляет собой расписку перевозчика в получении груза к перевозке, а условия договора перевозки зависят от соотношения положений коносамента и чартера, по которому зафрахтовано судно.
В связи с развитием смешанных перевозок коносамент получил распространение, как документ, с помощью которого оформляется смешанная перевозка груза. Так, коносамент получил деление на такие виды, как сквозной, комбинированный и морской. Сущность сквозного коносамента состоит в том, что он выдаётся на всю перевозку от порта отправления до порта назначения. В случае если морских перевозчиков несколько, груз следует с перевалкой на другое судно, то в таком коносаменте обязательно должны быть указаны порты перевалки. Ответственность перед грузовладельцем несёт перевозчик, выдавший коносамент, поскольку каждый перевозчик, передающий груз следующему, считается экспедитором. Наиболее распространение такой вид коносамента нашёл при контейнерных перевозках. Что касается комбинированного коносамента, он выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения. Наконец, морской коносамент выдаётся на перевозку груза, которая осуществляется только морем.
Следует отметить, в зависимости от полноты данных, указанных на обороте коносамента, различают коносаменты краткой и развёрнутой формы. Основное различие состоит в том, что в коносаментах краткой формы оборотная сторона не заполняется, в то время, как коносамент развёрнутой формы на оборотной стороне содержит условия договора морской перевозки. Так, в коносаментах краткой формы условия договора перевозки определяются путём отсылки к чартеру при чартерном коносаменте, либо к правилам, разработанным самим перевозчиком.
Виды коносамент
Выделяют несколько юридических типов рассматриваемой ценной бумаги:
- На предъявителя. Международное наименование – bearer B/L. Не требует отображать официальные данные получателя. Товар имеет право получить тот, кто предъявит оригинал;
- Ордерный – этот вид бумаги означает, что материальные ценности передаются получателю, указанному отправителем, по прибытию либо в процессе пути. Суть этого вида сделки заключается в имеющейся возможности у получателя оплатить товар только после фактической его выдачи «на руки» в порту либо после фактического отправления. Так как материальные ценности с момента передачи экспедитору до момента фактической оплаты получателем принадлежат отправителю – допускается ее продажа третьим лицам или залог ценностей по ней. Второе наименование ордерного типа документа в связи с особенностями последовательности движения денег по данному виду сделки называют оборотным;
- Именной – оформляется, если материальные ценности получает физическое или юридическое лицо. Полное имя владельца отображается в соответствующей графе документа. Основным условием для возникновения юридической силы этого вида документа является факт оплаты морской перевозки переданного экспедитору груза либо отправителем предъявляется гарантия оплаты;
- Линейный – выдается морской линией непосредственно экспедитору;
- Чартерный – используется при оформлении нерегулярных перевозок трамповым (небольшим) судном. В этом типе документа появляется термин – фрахтователь. Он может заключать договора с третьей стороной, а судно брать в аренду. Чартерный коносамент не признается банками;
- Домашний – правила заполнения в этом типе документа относятся к линейному типу. Но при этом, в одном контейнере допускается размещать материальные ценности от нескольких заявителей на перевозку. Это сборный морской груз. Но получателем назначается в порту прибытия только один человек – агент. Он же является и отправителем. Он собирает подлежащие оправлению товары в один контейнер, описывает и упаковывает их. Именно он далее распределяет грузы среди разных грузополучателей по прибытию и выдает их. Владельцу груза следует внимательно относиться к заполнению информации о грузе. Ошибка в документах задержит отправление контейнера в исходном пункте до полного выяснения обстоятельств;
- Сквозной – оформляется при смешанном типе переводок ценностей. То есть, помимо перемещения груза морским транспортом, используется наземный.
Порядок формирования
Правила формирования бумаги, ее правовая форма утверждаются ассоциацией судовладельцев.
Ассоциация включает:
- Балтийский морской совет;
- Международный морской совет (BIMCO).
Формируется документ между 2-мя коммерческими субъектами.
Коммерческие отношения согласно коносамент включают этапы:
- Приём груза от заказчика;
- Перечисление данных, необходимых для регистрации товара;
- Проведение оплаты по коносамент;
- Выдача коносамент заказчику.
Оформляется бумага перед отправлением продукции. Согласно правилам документооборота, создается несколько экземпляров. Регламентом, как правило, предусмотрено 3 основных экземпляра:
- Для отправителя либо его представителя, его агента;
- Для конечного получателя продукции;
- И перевозчика.
Экземпляры представляют собой оригиналы. Соответственно, на бумажном листе проставляется метка – «original». Документ состоит из нескольких подразделов:
- Информационной части;
- Правовой части.
Информационная часть заключается в отображении индивидуальных данных сторон договора, которые прописываются в специальных графах.
Коносамент включает следующую текстовую информацию в графах:
- Индивидуальный номер, сгенерированный в момент начала коммерческих отношений между сторонами;
- Перечень обязательств сторон;
- Количество созданных бланков для каждой из сторон;
- Официальные инициалы сторон;
- Дату формирования бланка.
Экземпляры представляют собой полный пакет документации BOL. Правовая часть содержит информацию о обязательствах исполнителя доставить переданный товар:
- В указанное место;
- Конкретному получателю;
- И в назначенное время.
Исполнитель несёт ответственность за целостность и сохранность материальных ценностей, а также соблюдения условий транспортировки на период перемещения продукции.
Действителен коносамент на временной интервал, соответствующий процессу перемещения груза. Претензии с использованием коносамент как основы разрешения спорной ситуации между сторонами принимаются через суд.
Типы коносамента
В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.
Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.
Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.
Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.
Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.
Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.
Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.
Что такое коносамент простым и понятным языком – Деньги и финансы простым языком
Сотрудникам предприятий и организаций, деятельность которых связана с торговлей и грузоперевозками, наверняка известно такое слово, как коносамент.
Так называется документ, который свидетельствует о принятии груза к перевозке, и взятом перевозчиком обязательстве по его доставке в пункт назначения, а также передаче получателю.
Термин «коносамент» используется в судоходстве, то есть при транспортировке груза морским или речным способом, или при использовании сквозной транспортировки несколькими видами транспорта.
Международные коносаментные перевозки регулируются Правилами Висби, а также Гаагскими и Гамбургскими правилами перевозки грузов, которые распространяются более чем на 40 стран. В России основными нормативно-правовыми актами в этой сфере являются Гражданский кодекс и Кодекс торгового мореплавания.
Зачем нужен коносамент
Коносамент является важным документом, содержащим основные условия перевозки.
Он выдается после принятия груза на борт и удостоверяет факт заключения соглашения о его перевозке.
Этот же документ является основанием для выдачи товара после его доставки в пункт назначения. Коносамент выдается на любой груз, независимо от особенностей его перевозки, согласно которым груз занимает все судно или только его отдельные помещения. Составляет документ компания, которая отправляет груз для транспортировки водным транспортом.
В некоторых случаях коносамент может выполнять функцию обеспечения кредита под отгруженные товары.
В зависимости от особенностей передачи груза различают:
- оборотный коносамент – свидетельствующий о передаче прав на товар, еще не прибывший в порт, то есть находящийся в пути;
- необоротный – получатель товара определяется заранее и не может передавать право на получение груза третьему лицу.
В зависимости от сроков доставки товара грузоперевозчику бывает:
- коносамент на груз, принятый для погрузки – документ, принятый для погрузки в порту до прибытия транспортировочного судна;
- бортовой – документ, удостоверяющий фактическую погрузку груза на судно.
В зависимости от получателя товара коносамент бывает:
- именной – получателем выступает организация, на имя и реквизиты которой выписывается товар;
- ордерный – отправитель и получатель товара могут определять третье лицо, которое будет принимать груз;
- предъявительский – товар передается предъявителю документа в порту назначения.
В зависимости от типа перевозки различают:
- линейный коносамент – оформляется, когда судно, перевозящее товар, идет по определенному расписанию с остановкой в портах, то есть для регулярных перевозок;
- фрахтовый – оформляется, когда судно специально предоставляется для перевозки груза, то есть для нерегулярных перевозок.
В зависимости от схемы перевозок коносамент может быть:
- прямой – оформляется, когда груз транспортируется из одного порта в другой;
- сквозной – оформляется, когда перевозка водным транспортом является лишь частью общего маршрута.
Правила заполнения
Коносамент нужно заполнять внимательно и не допускать ошибок – это может повлечь за собой затягивание времени оформления и отправки груза.
Документ должен содержать:
- реквизиты и адрес отправителя груза;
- информацию про порт разгрузки;
- реквизиты и адрес получателя груза;
- сведения о грузе, его весе и количестве, описание внешнего состояния и упаковки груза.
Также в документе должна быть следующая информация:
- реквизиты и адрес перевозчика груза;
- информация про порт погрузки;
- дата приема груза для отправки;
- число оригиналов коносамента.
С согласия участвующих сторон в документ могут вноситься другие данные и оговорки.
Коносамент может быть составлен на бланке перевозчика или как обычный печатный документ, при этом формы документов могут быть разными.
От главного (сопроводительного) экземпляра остальные отличаются цветом и считаются копиями, которые могут обозначаться порядковыми номерами.
История
Первые упоминания расписок (коносаментов) относятся в XVI веку. Капитан письменно подтверждал качество и количество полученного к перевозке груза. Параллельно заключался отдельный договор аренды судна — чартер. Коносамент выступал своего рода приложением к чартеру.
В XVII веке в английском мореплавании коносамент был необъемлемой частью чартера.
С XIX века коносамент стали выделять отдельным документом, основная его функция — товарораспорядительная.
Чтобы закрепить за коносаментом статус ценной бумаги, были проработаны локальные законодательные акты не только в странах, имевших свой флот, но и в тех, которые пользовались услугами морских перевозок.
Наиболее значимым международным актом стали Гаагские правила, принятые в 1921 году.