Непосредственная демократия в современном государстве. Прямая демократия

Определение терминов и понятий

Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.

Выборы

Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.

Похожие термины:

  • политическая научная категория, характеризующая систему общественных отношений в сфере производства, распределения и обмена, при которой обеспечивается реальное участие всех занятых в народном

  • две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им орга

  • основа организации управления в колхозах, один из важнейших принципов колхозного строительства. К. Д. служит важнейшим средством вовлечения крестьянских масс в управление социалистическим хозяй

  • в марксистской литературе – обозначение политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 40-х гг. XX в. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от “буржуаз

  • форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.).

  • см. Демократия.

  • понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общ

  • система форм и средств, обеспечивающих участие работников в управлении производственной единицей (заводом, фабрикой, цехом и т. д.). В частности, создание и избрание совета трудового коллектива, ко

  • новый, высший тип демократии (см.), установленный в результате перехода государственного руководства обществом в руки рабочего класса и означающий подлинное полновластие трудящегося народа, дейс

  • предполагает два основных понимания. Во-первых, ее суть состоит в признании и поддержании политических и общественных сил в соответствии с их лояльностью относительно официальной государственно

  • совокупность основополагающих норм и принципов, традиционно присущих профсоюзам и закрепленных в их уставах. Демократические принципы и нормы призваны обеспечить власть членов профсоюзов в дея

  • (Л. Г. Морган) — термин, служащий для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков коллективизма и участия народа в управлении общественными делами на стадии разложения первобытнооб

  • государство народа, для народа и посредством народа, т.е. прежде всего народная власть, выражающая интересы народа, а не какого-либо класса.

  • процесс утверждения, углубления, расширения демократических начал в жизни общества или отдельных его сферах, звеньях, отношениях, институтах. Исходное понятие «демократия» (гр. demos – народ + kratos – вл

  • один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справедливости, ответственности сторон в общественных о

  • данный принцип выражается в признании осужденного субъектом права. Данный принцип, выражаетйся в демократической сущности процессов исправительного воздействия на осужденных, широком участии в

  • новый тип международных соглашений, оформляющих и закрепляющих международное сотрудничество Советского Союза со странами народной демократии и направленных на всемерное укрепление мира и безо

  • отрасль права, регулирующая в этих странах имущественные отношения граждан и организаций в условиях переходного от капитализма к социализму периода. Гражданское право европейских стран народно

  • отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения в европейских странах народной демократии. Страны народной демократии Европы, ставшие на путь строительства социализма (см. Народно-демокра

  • это разновидность политической коррупции, которая проявляется в финансировании транснациональными корпорациями политических партий и политических деятелей для лоббирования их интересов в орг

Права и свободы человека и гражданина

Обеспечение благоустройства общества с помощью права и гарантирование человеку свободы выбора, пожалуй – главный признак демократического государства. Таким образом, формируется тесная связь между политическим режимом и демократическими институтами, которые в нем существуют. Только в таких условиях права и личная свобода граждан становятся не иллюзорными, а вполне реальными. Никакие, даже самые прогрессивные цели не способны придать политическому устройству демократический характер, если законодательно не закреплены права и свободы человека. Множество конституций мировых держав закрепляют это положение, но в реализации его на практике возникают определенные трудности, в том числе и в РФ. Демократическое государство в некоторых странах мира не то что не построено, а выступает как общественная цель.

Говоря о свободе и правах гражданина и человека, следует отметить, что демократическое государство – это не государство вседозволенности. Высшей целью демократии является справедливость, поэтому тех членов общества, которые поступают несправедливо, наказывают.

Признаки прямой демократии

Субстанциональные качества, присущие прямой (непосредственной) демократии, сформулированные в определении, приведенном выше, имеют способность оказывать самое непосредственное воздействие на те ее формы, которые воплощаются жизни общества. В связи с этим следует более подробно рассмотреть те черты прямой (непосредственной) демократии, которые наиболее часто принято выделять в специализированных исследованиях по данной проблеме. Среди них традиционно выделяют такие как:

  • народ, имеющий возможность принимать самое непосредственное участие как в процессе разработки значимых политических решений, так и в их принятии и непосредственном воплощении в жизнь, является основным источником власти. Он же несет ответственность за свою деятельность;
  • прямая демократия предполагает ряд направлений и вариантов, позволяющих поднимать вопросы, требующие решения. Инициаторами могут выступать отдельные граждане, общественные организации, социальные группы, политические партии, органы местного самоуправления и государственной власти и т.д.

Кроме положительных аспектов прямой демократии, к которым правомерно отнести возможность оперативной постановки и принятия решений, связанных с относительно небольшими социальными группами, данная форма демократии обладает и определенными недостатками.

Среди сторон непосредственной демократии, которых относят к слабым, называют трудность применения на больших территориях демократических механизмов прямой разновидности, что обуславливается следующими причинами: трудность в согласовании интересов значительных групп социума, которые зачастую не только не совпадают, но и представляются прямо противоположными, сложность формулирования вопросов, требующих разрешения, затягивание этих процессов и т.д.

Итак, проанализировав дефиницию, а также признаки и характерные особенности понятия «прямая (непосредственная) демократия», можем перейти к трактовке форм, благодаря которым может быть достигнута реализация механизмов соответствующего характера.

Народное обсуждение и инициатива

Представительные органы не всегда принимают популярные решения. Демократия предполагает инициативу снизу. То есть возможность вносить предложения парламенту изменить пункты или часть постановлений. Этот метод именуется народным обсуждением. В настоящее время оно не имеет закрепления в конституциях государств, в том числе и в РФ. Народной инициативой считают право граждан предлагать представительному органу обязательные решения. Парламент обязан их обсудить и отреагировать. Иногда инициатива приводит к роспуску представительного органа. Императивный мандат – это возможность давать наказы своим депутатам. В ходе его реализации люди имеют право поручать избранным представителям определенные задачи, требовать отчета или отзывать их. Считается, что прямая демократия наиболее развита в Швеции, Италии, Лихтенштейне и некоторых других странах. В них чаще, чем в иных, проводятся референдумы. Европейские государства прибегают к этой форме общения с народом в сложных ситуациях, чтобы обеспечить консенсус в обществе.

Власть народа: признаки и виды

Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который даёт гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает группа людей, находящаяся у власти, или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона.

Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому её передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни.

Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягнёнок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать.

Ещё одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него.. А

П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)


А. П. Рябушкин. Новгородское вече, конец 19 века. (regnum.ru)

По самому общему основанию (речь пойдёт о видах) демократию можно разделить на непосредственную (прямую) и представительную. В первом случае люди сами осуществляет политическую власть, во втором — через своих представителей, избранных в органы власти.

Нередко говорят, что два этих вида демократии как бы исключают друг друга. На самом деле они представляют собой две стороны одной и той же монеты. Непосредственная демократия немыслима без представительной, а представительная не имеет смысла без непосредственной.

Исторический пример действия прямой демократии даёт нам Новгородская феодальная республика, где главным органом управления было народное собрание — вече. Однако это вовсе не означало, что в Новгороде отсутствовали институты представительной демократии. Избирался воевода, приглашался князь, существовала должность архиепископа. Всё это означало, что люди не могли осуществлять все государственные полномочия в полном объёме.

Также некоторые исследователи считают, что между непосредственной и представительной есть промежуточная форма — плебисцитарная демократия, когда люди выражают своё мнение, с одной стороны, непосредственно, с другой, — через определённые органы власти.

3 минуса прямого Демократия

  1. Мы никогда не сможем решить: если бы каждый американский гражданин должен был голосовать по каждому вопросу, рассматриваемому на каждом уровне правительства, мы бы никогда не могли решать что угодно. Несмотря на все вопросы, рассматриваемые местными, государственными и федеральными властями, граждане могут проводить буквально весь день, каждый божий день, голосуя.
  2. Общественное участие снизится: Прямая демократия лучше всего служит интересам людей, когда в ней участвует большинство людей. По мере увеличения времени, необходимого для обсуждения и голосования, общественный интерес и участие в процессе будут быстро уменьшаться, что приведет к принятию решений, которые не полностью отражают волю большинства. В конце концов, небольшие группы людей – часто с топором, который надо точить – могли контролировать правительство.
  3. Одна напряженная ситуация за другой: В любом обществе, столь большом и Несмотря на такое разнообразие в Соединенных Штатах, каков шанс, что каждый когда-либо с радостью согласится или, по крайней мере, мирно примет решения по основным вопросам? Как показала новейшая история, немного.

Формы демократии

Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого

Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Формы непосредственной демократии

В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:

Определение 2

Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.

При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:

  • Народное голосование (референдум) – принятие общеобязательных нормативных актов в результате прямого голосования граждан, обладающих соответствующим правом. Как правило, круг вопросов по которым на референдуме могут применяться обязательные распоряжения, достаточно широк, и представлен вопросами, непосредственно затрагивающими стороны жизнедеятельности и направления развития общества. Однако, в настоящее время, в том числе в Российской Федерации наблюдается тенденция ограничения круга соответствующих вопросов. Так, например, в РФ граждане не могут в результате народного голосования принимать или отклонять бюджет, решать вопрос о введении или отмене общеобязательных налогов и сборов, и т.д.;
  • Народное обсуждение – форма прямой демократии, предполагающая право группы избирателей инициировать внесение предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов, разделов или глав уже принятых и действующих в государстве нормативных правовых актов;
  • Народная инициатива – процедура внесения группой граждан проектов нормативных актов при наличии обязанности законодательного органа его рассмотреть и принять решение либо о принятии (в том числе после изменения отдельных положений первоначального проекта), либо об отказе в принятии;
  • Императивный мандат – право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них.

Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа»

То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия

Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.

Признаки демократии

  • Граждане избирают представителей власти. Для реализации этого условия существования демократии проводятся свободные выборы. Кандидаты выдвигают себя на предполагаемый государственный пост, а народ в лице каждого представителя (гражданина) принимает суверенное решение в пользу или против того или иного кандидата. Внешнее влияние либо силовое давление на волеизъявление избирателя исключается.

  • Независимые СМИ. Средства массовой информации имеют возможность информировать население о принимаемых в государстве политических решениях, возможных альтернативах действующей власти и общественно значимых событиях. Ангажированность СМИ любой из политических сил, партий или давление на них не допускается.
  • Оппозиция. Понятие происходит от латинского «oppositio» – возражение. Оппозиция – это политическая сила(-ы), противопоставляющая себя действующей власти, критикующая ее. Демократическое правление обеспечивает гарантии соблюдения права меньшинства в т. ч. и на оппозицию при условии подчинения их мнению большинства. Оппозиционные партии обладают полнотой прав на открытое и беспрепятственное отстаивание политической и общественной точки зрения, и конкуренцию с другими силами, включая избранную большинством власть. В условиях демократии оппозиции обеспечивается государственная поддержка. Многопартийность – базовое условие существования демократии. Наличие в государстве выраженной демократической оппозиции свидетельствует об условной, но не фактической демократии в государственном устройстве.
  • Мораль, как социальное регулирование. Демократия предполагает наличие и свободу реализации широкого спектра прав и свобод для граждан. Социальная защищенность стоит в приоритете. Это делает общество более гуманным и нравственно-ориентированным. Моральные нормы наряду с Конституцией со временем начинают выполнять негласную регуляторную функцию в личных и общественных взаимоотношениях.
  • Гарантия прав и свобод личности. Права и свободы граждан, как и обязанности зафиксированы в главном законодательном документе — Конституции. Они предоставляются всем без исключения гражданам вне зависимости от пола, расы, возраста, социального и профессионального статуса и политических воззрений.

Гарантом соблюдения прав и свобод является государство.

  • Консенсус и компромиссное решение. В условиях демократии все ключевые решения по общественному и политическому регулированию жизни государства и общества принимаются на основе двух принципов: консенсуса (достижения общего согласия всех граждан в принятии решения) либо компромиссного решения (соглашения, достигнутого в условиях уступок всех заинтересованных сторон, которое в той или иной мере удовлетворяет интересам каждой).
  • Принцип плюрализма мнений. Каждый гражданин и (или) политическая сила имеет право свободно выражать свое мнение и волю. Никакая идеология не может быть объявлена в качестве государственной или иметь преимущественное значение.
  • Принцип разделения ветвей власти. Каждый орган государственного управления имеет ограниченный спектр полномочий. В современной демократии таких органов три: судебная, законодательная и исполнительная власть. Каждая из них обладает автономией, ограниченной Конституцией или иным верховным сводом законов, и не имеет права влиять на деятельность другой.

Понятие и характеристика прямой демократии

В настоящее время понятие демократия является одним наиболее активно используемых, что во многом можно объяснить многоаспектностью данной категории, а также ее сложностью.

При этом следует помнить, что такая разновидность демократии, как прямая (или непосредственная), представляется одним из ее самых древних типов (форм).

Дефиниция «прямая демократия» в самом общем виде может быть определена так.

Общественное устройство и политическая организация в такой форме, когда решения, наиболее значимые для жизнедеятельности общества и его развития, инициируют, принимают и исполняют сами граждане, принято называть прямой (непосредственной демократией).

Говоря иначе, для прямой демократии характерно непосредственное участие населения как в осуществлении нормотворчества, так и процедурах принятия решений.

Современные исследователи проблем, связанных с представлениями о демократии, отмечают, что ей присущи определенные характерные черты на протяжении длительного исторического развития, что позволяло ей реализовываться как в виде отдельной целостной системы (например, в древней Греции в государствах- полисах), так и в виде отдельных элементов

Политической и социальной организации, присущей современным государствам.

Понятие демократизации и демократического государства

С ростом обеспеченности граждан страны развивается и укрепляется средний класс, повышается уровень образованности в стране. Это ведет к тому, что люди начинают интересоваться политической жизнью, получают знания и средства для борьбы за свои права.

Так начинается процесс демократизации государства – принципы, присущие данному политическому режиму, постепенно внедряются в политику и сознание людей.

Демократическое государство в своей деятельности выполняет волю народа, а также защищает гражданские права и свободы. Определение «демократическое государство» нередко отождествляют с конституционным и правовым государством.

Эти понятия тесно связаны, поскольку без соблюдения законов конституции, защищающих права граждан, демократическое государство не существует.

Заключение

Значение непосредственной демократии для современных стран трудно переоценить. На ее основе формируются законодательные органы, отвечающие за развитие общества. Важнейшие для людей вопросы решаются путем проведения референдумов. Каждому гражданину предоставляется возможность принять участие в судьбоносном событии, как это было в Крыму в 2014 году. Это позволяет сохранить спокойствие в обществе, предотвратить революционные взрывы. Кроме того, институты прямой демократии нацелены на поднятие общего интеллектуального уровня населения. Без понимания сути происходящих процессов невозможно участие людей в принятии решений. Следовательно, необходима просветительская работа, основанная на интересе населения к темам референдумов и плебисцитов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий