Орган опеки и попечительства. Функции и задачи органов опеки и попечительства

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Когда осуществляется нарушение прав ребенка, во время поступления сигнала в специализированный орган, виновное лицо способно наказываться. При этом жалобу может подать:

  1. Сам ребенок.
  2. Мама или папа.
  3. Иной родственник.
  4. Сосед.
  5. Преподаватель.
  6. Любое иное лицо.

В основном подобные заявки довольно редко поступают в опекунские органы. Из-за этого, достаточно часто нарушители остаются без наказания.

Когда сведения о нарушении прав выходят за пределы дома или образовательной организации, виновные граждане привлекаются к административной или уголовной ответственности. Родители во время значимых нарушений способны сначала ограничиваться, а после лишаться собственных прав. В этой ситуации дети передаются под опеку государственных органов.

Порядок осуществления деятельности органами опеки

Семейное право и другие нормы законодательства определяют механизм работы ведомства, занимающегося вопросами устройства детей в семью или государственное учреждение. Он выглядит следующим образом:

  1. Специалистами выявляется семья, которая имеет затруднения в обеспечении ребенка, его воспитании, обучении. Она ставится на учет, что предполагает периодический контроль и оказание помощи. Если ситуация доходит до критической точки и несовершеннолетнему угрожает опасность, выявлено жестокое обращение, его могут забрать из семьи, имея на это основания. В другом случае родители, понимая, что не могут самостоятельно справиться с содержанием, пишут заявление о временном помещении ребенка в центр помощи на определенный срок, пока они не решат свои проблемы.
  2. После того как дети определены в учреждение, семья также находится под контролем, если родители в течение заявленного периода времени устраняют свои трудности, они забирают их в семью. При отсутствии таких обстоятельств время нахождения в учреждении может быть продлено. Если имеются родственники, не имеющие противопоказаний стать законным представителем и получить положительное заключение органа опеки и попечительства, реализуется установление опеки или попечительства по согласию матери и отца.
  3. При пребывании несовершеннолетних длительный период не в кровной семье специалисты службы решают вопрос о лишении (ограничении) родителей в их правах в судебном порядке.
  4. Если исковые требования удовлетворяются, детей не возвращают в семью, они могут быть определены к приемным родителям или под опеку к родственникам, где будут проживать до восстановления матери и отца в суде либо достижения совершеннолетия.
  5. Весь этот период представители опеки контролируют ситуацию в семье, оказывают помощь и поддержку, стараются содействовать в решении всех вопросов и затруднений.

Учреждения по опеке всегда действуют только в интересах ребенка или недееспособного лица, обеспечивая их гармоничное развитие, воспитание, содержание, образовательный процесс.

Имущественные отношения

В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:

  1. Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
  2. Разрешать опекуну совершать, а попечителю – соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
  3. Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
  4. Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
  5. Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
  6. Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
  7. Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
  8. Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

Законы, регулирующие работу органов опеки и попечительства

Для определения функций и полномочий органов попечительства на федеральном уровне существуют нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность и устанавливающие механизм проведения процедур, находящихся в их ведении.

К ним относятся:

  • Конституция как главный и основной документ, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: она дает понимание, что у каждого человека имеются права – на жизнь, жилище, вероисповедание, достоинство личности и другие свободы, указывающие на равноправие и единство народа в стране.
  • Закон об опеке и попечительстве, изданный 24 апреля 2008 года под номером 48: в нем изложены задачи и цели работы этого ведомства, обязательства перед людьми и законодательством, полномочия, основания для установления опекунства и освобождения от возложенных функций, способы защиты прав опекаемых.
  • Семейный кодекс, который начал действовать с 29 декабря 1995 года: он говорит об особенностях защиты интересов детей, не достигших совершеннолетия при нахождении их под опекой, обязательствах и правах опекунов и попечителей.
  • Постановление Правительства под номером 423, принятое 18 мая 2009 года, формирующее понимание о правилах подбора кандидатов для детей, которые остались без попечения родителей, ведения личных дел опекаемых, механизмах создания приемных семей, отчетности законных представителей.

Эти нормативно-правовые акты составляют юридически полную базу для специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, ими руководствуется Министерство социального развития и инстанции, проверяющие качество работы социальных структур.

Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.

Попечительство и его законодательная база

Особенности попечительства регулирует государство. Аналогичное правило действует и в отношении опеки. Нормы, в соответствии с которыми проводится процедура, закреплены на законодательном уровне. Они отражены в гражданском кодексе. Соответствующее положение присутствует и в законодательной базе, которая посвящена семье и браку.

В 2008 году была осуществлена реформа ряда государственных органов. Она коснулась и опеки и попечительства. В этот же промежуток времени произошло принятие нормативно правового акта, который регулирует вышеуказанные вопросы. Ранее единый институт по данным вопросам отсутствовал. Реформа позволила регламентировать особенности выполнения процесса. В результате в 2020 году опека и попечительство выполняется с соблюдением следующих правил:

  1. У подопечного может присутствовать сразу несколько попечителей.
  2. С гражданином, выступающим в этой роли, может быть заключен договор о безвозмездном оказании услуг.
  3. Одинокий мать или отец могут заранее определить судьбу ребенка на случай своей смерти, обратившись в уполномоченный орган и также для определения лица, которое будет выступать в роли попечителя.
  4. Если для недееспособного гражданина нужно назначить попечителя в срочном порядке, процедура осуществляется по упрощенной схеме.
  5. Если на оформление попечительства претендуют родственники несовершеннолетних детей, в частности дедушка и бабушка, они будут иметь преимущество перед другими кандидатами.
  6. Если человеку уже исполнилось 14 лет, он имеет право самостоятельно выбирать попечителя.
  7. Родители могут временно установить попечительство над ребенком, если по какой-либо причине не способны выполнять права и обязанности.

Органы опеки и попечительства

Органы попечительства и опеки (ООП) – это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

Органы опеки и попечительства РФ – это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.

Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.

Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей

СК России гласит, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо изъять у родителей или тех лиц, которые опекают его. Задача государственной структуры – изолировать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина из потенциально опасных условий.

Порядок действий в случае заключение органа опеки о лишении родительских прав и изолирования ребенка от неблагополучных условий жизни:

  1. Направить уведомление в прокуратуру об изъятии несовершеннолетнего.
  2. Обеспечить ребенку временное место жительства до передачи его в государственные учреждения или опекунам.
  3. В срок 7 дней предоставить иск на лишение родительских прав органами опеки и попечительства или ограничении прав родителей в суд.

На плечи государственного органа ложится обязанность поиска нового места жительства для несовершеннолетнего. В случае отсутствия желающих взять ребенка под опеку, он будет передан в детский дом.

Опека над несовершеннолетними

Опека устанавливается над детьми до 14 лет в целях их содержания, образования и воспитания, а также для защиты их прав и интересов. В отличие от усыновления, ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребёнка.
Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка.
На содержание подопечного ребёнка ежемесячно выплачиваются средства в размере, установленным законодательством субъекта федерации. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка.

Часто опека используется как промежуточная форма устройства ребёнка в семью перед усыновлением.

Особенности:

  • Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решения суда.
  • Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо.
  • Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Эти средства принадлежат ребёнку и могут быть потрачены только на его содержание и воспитание. Существует ежегодная финансовая отчётность.
  • По исполнении подопечному 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
  • Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий.
  • Ребёнок не становится полноценным членом семьи (родственником), и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна.
  • Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребёнка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении.
  • Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
  • Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможны.

Действует правило: один опекун — один ребёнок, за исключением передачи в одну семью детей-сиблингов.

Различают два вида опеки: простая и возмездная.
Возмездная опека осуществляется на основании договора, заключаемого между органом опеки и попечительства и опекуном.
На настоящий момент в России существуют две разновидности возмездной опеки в качестве подвидов, перешедших из отдельных форм устройства — приёмная семья и патронатное воспитание. Иные возмездные виды опеки могут устанавливаться региональным законодательством РФ.

Со вступлением в силу 1 сентября 2008 года федерального закона № 48 «Об опеке и попечительстве», стали действовать несколько новых норм в отношении назначения опеки.

  1. Появилась возможность немедленного установления опеки, без подготовки всех требуемых документов потенциальным опекуном, такая разновидность опеки называется «предварительная опека». Предварительная опека является срочной и может назначаться на шесть, а в исключительных случаях может быть продлена ещё на два месяца.
  2. Единственный родитель вправе (путём подачи соответствующего заявления) определить своему ребёнку опекуна на случай своей смерти.
  3. Возможность добровольной передачи ребёнка на опеку родителями конкретному лицу (в этом случае ребёнок не числится как оставшийся без попечения родителей и средства на его содержание не выплачиваются).
  4. Назначение попечителя по заявлению ребёнка старше 14 лет.

При достижении подопечным ребёнком возраста 14 лет, опека прекращается, а гражданин, бывший опекуном становится попечителем несовершеннолетнего, без какого-либо дополнительного решения об этом.

Понятие опеки и попечительства

Опека, согласно законодательству РФ – это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.

Попечительство – это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.

Понятие опеки и попечительства

Опека, согласно законодательству РФ — это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.

Попечительство — это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.

Задачи органов опеки и попечительства

Функции и задачи:

  • Защищать интересы и следить за тем, чтобы не нарушались права детей и опекаемых взрослых — тех, над кем еще должны установить опеку, и тех, кому уже назначили ответственных опекунов. Если есть хоть малейшие подозрения в том, что появилась угроза здоровью, а тем более жизни подопечного, специалисты органов должны принять все необходимые меры, чтобы предотвратить совершение правонарушения в отношении него.
  • Контролировать, как выполняют свои опекунские или попечительские функции люди, на которых эти обязанности возложены, или организации, в которых на данный момент находятся (проживают) маленькие или большие граждане, нуждающиеся в законных представителях.
  • Если подопечный сменил место жительства, отследить, куда он переехал, и передать его дело (с документами для внутреннего пользования) в территориальное управление по новому месту жительства человека.
  • Принимать и проверять документы на назначение выплат на содержание подопечного.
  • Вести учет имущества, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приютах и детдомах, людей, проходящих лечение в спецучреждениях или живущих в социальных интернатах, осуществлять контроль этого имущества, а при необходимости — и управление им.

Важно! Под управлением имущества подразумевается, что квартиру, принадлежащую, например, несовершеннолетнему ребенку, могут временно сдать в наем, а деньги, получаемые от этого, перечислять на счет ребенка до его 18-летия (распорядиться средствами молодой человек сможет, только достигнув этого возраста). В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше

Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне

В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше. Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне.

В случае неисполнения органами опеки своих обязанностей, особенно если это привело к преступлению, совершенному в отношении подопечного, следственными органами проводится проверка, а затем возбуждается уголовное дело по соответствующей статье.

Людям, решившим усыновить ребенка, в первую очередь нужно обратиться в отдел опеки

Семейные отношения

В рамках указанной сферы отдел опеки и попечительства должен:

  1. Участвовать в принудительной реализации решений, касающихся отбирания несовершеннолетних у родителей или иных лиц, с которыми он пребывает, при возникновении реальной угрозы для его здоровья и жизни.
  2. Обеспечивать сохранение права ребенка быть воспитанным в семье; защищать его интересы и свободы.
  3. Осуществлять обследование условий, в которых пребывает ребенок и лицо, претендующее на роль его воспитателя.
  4. Предоставлять акт осмотра и заключение органа опеки и попечительства в суд.
  5. Рекомендовать методы воспитания.
  6. Направлять иски о лишении/ограничении родителей прав или отмене усыновления.
  7. Обязывать воспитателей не препятствовать общению несовершеннолетнего с родителем, проживающим отдельно, а также прочими родственниками.
  8. Давать согласие на контакт ребенка с отцом/матерью, ограниченными в правах.
  9. Разрешать споры между несовершеннолетними родителями и воспитателем их ребенка.
  10. Участвовать в разбирательстве дел о признании брака, который заключен с не достигшим соответствующего возраста или недееспособным лицом, недействительным.
  11. Предоставлять заключения об обоснованности процедуры усыновления и ее соответствия интересам ребенка, давать согласие на ее осуществление.
  12. Участвовать в рассмотрении дел, связанных с порядком реализации родительских прав лица, проживающего отдельно, восстановления этих прав, а также установления и отмены усыновления.
  13. Выявлять несовершеннолетних, которые остались без попечения родственников, вести учет этих граждан, выбирать форму их устройства.
  14. Выбирать приемных родителей, заключать с ними соответствующие договоры о передаче ребенка в семью, исполнять условия соглашения, принимать в случае необходимости меры по расторжению документа, контролировать исполнение приемными родителями их обязанностей.
  15. Направлять иски в суд о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних, признании соглашений об их уплате недееспособным либо несовершеннолетним недействительными.
  16. Назначать выплаты попечителям/опекунам на содержание воспитанников.

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург. Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

Начальник Выявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители.
Главный специалист Решает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних.Ведущий специалист N1 Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов.Ведущий специалист N2 Решает вопросы об опеке над недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой.

Опека и попечительство – главная задача

Главная задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

В каких случаях оформляется опекунство, варианты опеки

Опекунство оформляется в тех случаях, когда мать или отец (в случае, если они в одиночку воспитывают малыша), либо оба родителя:

  • не могут какое-то время в полной мере исполнять родительские обязанности (длительная болезнь или командировка, другие аналогичные ситуации);
  • лишены родительских прав;
  • не исполняют родительские обязанности;
  • отказываются забирать малыша из любого социального или медицинского учреждения, где он временно находился ( стационар, санаторий, детский лагерь и т.п.), в том числе и из родительного отделения больницы;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны судом ограниченно дееспособными либо недееспособными;
  • отбывают наказание в МЛС;
  • признаны безвестно отсутствующими.

Также опека над несовершеннолетним может быть назначена, если он изъят из семьи в соответствии со ст. 77 СК РФ (имеется непосредственная угроза его жизни или здоровью).

Существует несколько вариантов опеки:

  1. Временная. Назначается по личному заявлению родителей малыша. В этом случае их родительские права никак не ограничиваются.
  2. Предварительная. Назначается, как временная мера до оформления постоянной.
  3. Постоянная. Назначается в отношении несовершеннолетнего в возрасте от ноля до тринадцати лет включительно.
  4. Попечительство. После прекращения постоянной опеки по достижении несовершеннолетним возраста четырнадцати лет.

Временная опека

В соответствии со временная опека назначается по заявлению законных представителей несовершеннолетнего в тех случаях, когда они временно не могут исполнять обязанности родителей при полном сохранении их родительских прав.

Некоторые особенности этого вида опеки:

  • Опекуна для своего малыша выбирают сами родители.
  • Временная опека не может быть назначена, если заявление подписано только одним из родителей при наличии у несовершеннолетнего и матери и отца, которые, в свою очередь, не лишены родительских прав.
  • Опекун назначается по совместному заявлению матери и отца.
  • Опека имеет конечный срок.
  • Ни опекун, ни его подопечный не получают от государства никаких денежных средств на содержание ребенка.
  • Льготы на такую семью не распространяются.
  • Родители в любой момент могут написать заявление о досрочном прекращении опеки.

Предварительная опека

До того, как будут собраны все необходимые документы, а опекун будет назначен официально, он, в соответствии с вышеназванной статьей Федерального Закона, гражданин может оформить предварительную опеку над малышом. Длиться такая опека может не более шести месяцев, при особых обстоятельствах может быть продлена еще на два месяца.

В тех случаях, когда будущий опекун в течение полугода не предоставил в органы опеки и попечительства необходимый для назначения постоянной опеки пакет документов, ребенок будет забран от опекуна и передан на воспитание в другую семью, либо в детский приют.

Предварительная опека над ребенком не может быть назначена, если он не получит статус несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. Решение о присвоении такого статуса выносит муниципалитет.

На время предварительной опеки обычно назначается пособие на содержание несовершеннолетнего, но опекун, в отличие от постоянного опекунства, не имеет никакого права распоряжаться имуществом ребенка.

Опека над ребенком, оставшимся без попечения

Это постоянный вариант определения несовершеннолетнего в семью. Существуют два вида постоянной опеки:

  • безвозмездная;
  • возмездная.

Безвозмездная опека. В этом случае опекун, взявший на воспитание малыша, получает только пособие по его содержанию.

Возмездная. Кроме пособия на содержание ребенка, опекун имеет право на единовременное и ежемесячное вознаграждение.

В отличие от усыновления, юридическая связь между опекуном и ребенком прекращается после достижения воспитанником возраста совершеннолетия. Опекун не имеет права на наследство после подопечного, на алименты от ранее опекаемого в случае своей недееспособности, на любые другие материальные притязания по отношению к своему бывшему воспитаннику.

Попечительство

Попечительство – особый вариант опеки над несовершеннолетним, который назначается над несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, когда ребенок становится ограниченно дееспособным.

Предварительная опека и попечительство

Федеральным законом об опеке попечительстве РФ предусмотрена норма, допускающая назначение, так называемой, предварительной опеки/попечительства. Особенность такой формы устройства несовершеннолетнего ребенка заключается в отсутствии необходимости всесторонней проверки гражданина, который принимает на себя исполнение обязанностей опекуна/попечителя. Соответственно, чтобы получить разрешение на опеку и попечительство, гражданину достаточно предъявить только документ, удостоверяющий личность, а специалисты органов опеки и попечительства должны проверить условия его жизни.

Функциональные обязанности органов опеки и попечительства

В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:

  1. Назначить помощника дееспособному совершеннолетнему лицу, не способному в силу состояния здоровья самостоятельно защищать и реализовывать свои интересы, а также выполнять обязанности по ст. 41 ГУ.
  2. Исполнять работу попечителя/опекуна по отношению к гражданам, забота о которых своевременно не была установлена. В этих случаях службы также несут имущественную ответственность в установленных законом случаях за действия указанных лиц.
  3. Назначать попечителей и опекунов.
  4. Выступать в судебном органе за расширение или ограничение дееспособности граждан 14-18 лет в вопросе самостоятельного распоряжения их доходами.
  5. Подавать заявление на регистрацию подкинутого/найденного ребенка в порядке, установленном в законодательстве.
  6. Контролировать соблюдение прав граждан, которые находятся на попечении.
  7. Давать согласие на проведение психиатрического освидетельствования несовершеннолетних и помещение их в соответствующий стационар. Заключение органа опеки и попечительства является неотъемлемым условием для осуществления данной процедуры.
  8. Обеспечивать контроль над условиями содержания, образования и воспитания лиц, пребывающих в лечебных и прочих учреждениях, а также защищать интересы выпускников этих заведений.
  9. Принимать решение по вопросам помещения недееспособных и несовершеннолетних в психоневрологические учреждения для социальной реабилитации.
  10. Давать согласие в установленном порядке на перевод сирот и оставшихся без попечения родственников из одного учебного заведения в другое до получения воспитанниками общего (основного) образования, на исключение указанных граждан из них. Если разрешение органов опеки и попечительства не будет получено, перевод либо отстранение от учебы будут незаконными.
  11. Контролировать выезд несовершеннолетних к новому месту проживания, в том числе за рубеж, а также регистрацию этих лиц.

Основные положения, чем занимаются

Органы опеки представляют исполнительную власть в регионах и защищают права и свободы детей, а также недееспособных граждан. Поэтому есть два основных подотдела:

  • служба опеки детей — работает с несовершеннолетними гражданами и их опекунами;
  • служба опеки взрослых недееспособных граждан.

Специалисты отдела опеки и попечительства защищают права несовершеннолетних и недееспособных

Ключевые понятия, которые используются в ходе деятельности ведомства:

  • Опека — устройство детей и взрослых недееспособных граждан в семьи, установление людей, являющихся их официальными законными представителями (опекунов).
  • Подопечный — ребенок или взрослый, над которым установили опеку и которому назначили опекуна.
  • Попечительство — почти то же самое, что и пункт первый, только люди, назначенные ответственными за ребенка или нездорового взрослого, должны помогать ему реализовывать его права, а также не давать посягнуть на них другим людям.
  • Недееспособный полностью — человек, признанный таковым судом. Он лишается избирательного права, не может выходить замуж или жениться, представлять самостоятельно свои интересы в суде, не может совершать сделки с имуществом.
  • Недееспособный частично — несовершеннолетний ребенок или человек, ограниченный судом в дееспособности. Такой гражданин может заключать несущественные бытовые сделки, сам получает доход (зарплату, пособия или пенсионные выплаты) и сам может им распоряжаться, сам несет ответственность за совершенные поступки.

Органы опеки должны защищать права несовершеннолетних

Важно! Взрослый, совершеннолетний гражданин может быть официально признанным недееспособным только лишь по решению суда. 

Особенности работы органов опеки

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства. Не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий. Что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий