Правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе
Метрополитен
Внимательность, собранность и осторожность являются главными вашими союзниками при обеспечении безопасности в подземном транспорте. Главное ошибкой современных людей является движение в метро и эскалаторе, смотря на экран телефона
В таком случае вы не сможете увидеть и вовремя среагировать во время опасной ситуации. Кроме того ваша невнимательность может стать причиной травмирования других пассажиров.
Заходя на станцию, не забывайте придерживать дверь. Помните, что за вами может идти ребенок или пожилой человек, который просто физически может не успеть удержать дверь и получит травму.
Ожидая поезд на открытых перронах, никогда не стойте близко к краю платформы. Спешка в метро частое явление и любой человек может совершенно случайно толкнуть вас, что станет причиной вашего падения на рельсы. Рекомендуется придерживаться ограничительной линии.
При прибытии поезда, по правилам поведения в вагоне метро, сначала выходят прибывшие на станцию пассажиры, а только потом осуществляется посадка ожидающих
Соблюдайте осторожность в случаи возникновения толпы в час «пик». В этом случае лучше дождаться следующего поезда, чем попасть в толпу и получить травму, о безопасности в толпе Вы можете прочитать в нашей статье
Войдя в вагон, не нужно останавливаться у входа, так вы создадите травмоопасную ситуацию. Старайтесь никого не толкать и не пихать. Не прислоняйтесь и не облокачивайтесь на двери, так как они действуют автоматически. Подъезжая к нужной станции, к выходу следует готовиться заранее. Свой багаж старайтесь не ставить возле входа/выхода из вагона.
В случае если вы что-то уронили на рельсы, самостоятельно не пытайтесь доставать. Сообщите дежурному о случившемся и он, используя специальное приспособление, достанет вашу вещь. Аналогичным образом следует действовать при замыкании проводов. В случае обнаружения бесхозных пакетов, сумок, чемоданов необходимо обратиться к машинисту поезда либо к любому работнику на станции.
Достаточно много травм различной тяжести происходит из-за легкомысленного поведения на эскалаторе (лестница с движущимися ступенями).
Правила поведения на эскалаторе в метро обязательны для выполнения и включают следующие пункты:
- При спуске следует стоять справа, лицом по движению лестницы. Держитесь за поручни, так как при резком торможении или толчке можно упасть.
- Запрещается ехать сидя на ступенях, а также ставить на них багаж.
- Если сумки слишком тяжелые возможно поставит их на ступень выше, но за несколько ступеней до выхода с лестницы следует взять их в руки.
- Бросание любых посторонних мелких предметов (монеты, жетоны) на балюстрады между лентами может привести к поломке и аварийной ситуации.
- Обязательно держите маленького ребенка за руку. Не позволяйте ему играть, перешагивать через ступени.
- Соблюдайте положенную безопасную дистанцию. Обычно она составляет 2 ступени между пассажирами.
- Сходя с эскалатора, не делайте остановку. Без промедления отойдите в сторону, чтобы не мешать другим людям.
- Будьте готовы к тому, что в случае аварии (увеличения скорости и(или) отказа тормозов) перепрыгнуть на соседнюю лестницу.
- Следите за одеждой и обувью. Каблук или подол длинной одежды может застрять в полотне ступени.
- Если вы увидели, что кто-то упал, то с помощью ручки «стоп» остановите движение лестницы и сообщите дежурному, находящемуся у эскалатора.
Пользоваться эскалатором, который находится в нерабочем состоянии запрещено без разрешения работников метро. В случае внезапной остановке действуйте по указаниям дежурного сотрудника.
График работы метрополитена Москвы
Режим работы метро с 6:00 до 1:00. Некоторые станции начинают работать на полчаса раньше или позже указанного времени. Даже если сесть на последний поезд ровно в час ночи, то он обязательно проедет свой маршрут до конца. Это значит, что на конечной станции можно оказаться уже в 2 часа ночи.
Но ровно в час отключают эскалаторы, поэтому пересадку сделать уже невозможно.
В несколько раз увеличивается поток людей в час пик. Это утреннее время с 7:30 до 9:30, когда все едут на работу, учебу. И вечерний период с 17:30 до 19:30, когда все возвращаются по домам. Особенно загружены привокзальные станции и конечные. Перед входом на эскалатор на платформах собирается большая толпа
Здесь важно не толкать впереди идущих людей, а продвигаться, следуя «по течению»
При входе на станцию в стойке с экстренной связью указана подробная информация и режим работы метро.
Куда обратиться за медицинской помощью
В метро с 5:30 до 1:00 работают 200 врачей. В их распоряжении — аптечка и оборудование для немедленного вызова скорой помощи.
На каждой станции
в вестибюле установлены красно-синие колонны экстренного вызова. Нажмите кнопку SOS, и ваш звонок моментально поступит в ситуационный центр. Сообщите, на какой станции человеку стало плохо, если можете, опишите симптомы. Через 3–5 минут на станцию прибудут врачи скорой помощи.
В каждом вагоне
есть кнопка экстренной связи с машинистом. Сообщите о чрезвычайной ситуации и назовите указанный на переговорном устройстве номер вагона. На ближайшей станции пострадавшего человека встретят врачи скорой помощи.
У каждого дежурного по станции
есть аптечка. Дежурного можно узнать по красному головному убору.
Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат и увидят
Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат, увидят и помогут
Устройство экстренной связи с машинистом. Номер вагона указан сверху. В некоторые устройства уже вмонтированы видеокамеры
Устройство экстренной связи с машинистом. Номер вагона указан сверху. В некоторые устройства уже вмонтированы видеокамеры
Ответственность за нарушение правил пользования метрополитеном
При нарушении действующих правил могут применяться такие виды взысканий:
- Предупреждение.
- Штраф.
Ответственность налагается сотрудниками правоохранительных органов по охране метрополитена. Сумма штрафа зависит от вида нарушения. Например, за безбилетный проход размер выплаты составляет пятидесятикратную сумму проезда. Нарушителю сотрудники обязаны выдать квитанцию на месте. В случае невозможности оплаты штрафа сразу, составляется протокол, заводится дело и начинается его разбирательство в соответствии с законом Российской Федерации. Нарушителю необходимо покинуть метро в сопровождении уполномоченных сотрудников метрополитена или работников правопорядка.
Что запрещается пассажирам
Правила пользования метрополитеном запрещают:
- пытаться несанкционированно пройти через турникет;
- находиться в вагоне с открытыми продуктами питания, мороженым, напитками, багажом, который может испачкать других пассажиров;
- употреблять спиртное, наркотики;
- курить;
- портить оборудование;
- высовываться из окна;
- открывать двери во время движения поезда;
- выбрасывать мусор из окон;
- препятствовать открытию и закрытию дверей;
- спускаться на пути, в тоннели;
- заходить в служебные помещения;
- засорять вагоны метро, платформы, пути, вестибюли, эскалаторы и т. д.;
- фотографировать, осуществлять видеосъемку без разрешения руководства;
- оставлять без присмотра багаж и ручную кладь;
- провозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества, баллоны с газом, оружие, колющие и режущие предметы;
- передвигаться на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и т. д.;
- бегать, кричать, играть на музыкальных инструментах, включать музыку через громкоговорители и усилители звука;
- ходить по станциям и платформам без обуви;
- класть на пути любые предметы, которые могут помешать движению транспорта;
- без разрешения администрации расклеивать объявления, наносить красящие составы, надписи и др.;
- класть сумки на скамейки станций;
- ставить багаж на проходе в вагоне;
- подключаться к электрической сети метрополитена без разрешения администрации;
- ради развлечения пользоваться кнопкой связи «машинист-пассажир»;
- нажимать на кнопку «Стоп» эскалатора.
Как пройти через турникет
Попасть в московский метрополитен можно, пройдя через турникет. Сделать это получится, только если есть билет. Для этого нужно:
- найти желтый кружок на передней панели;
- прислонить к нему билет;
- дождаться, когда кружок станет зеленым, и откроется дверца;
- двигаться вперед.
На мониторе обычно высвечивается количество поездок, оплаченных данным билетом. Если поездка последняя – загорится цифра 0. Если все поездки уже исчерпаны, то кружочек замигает красным цветом.
Чемоданы, сумки держать следует как можно ближе к себе. Пространства между человеком и большим багажом быть не должно. Иначе турникет определит, что сразу два человека пытаются пройти по стоимости одного прохода.
Если пронести багаж проблематично, то можно обратиться к служащей. После оплаты она проведет пассажира с большим багажом через специальный проход.
На входе и выходе из метро придержите двери
С первой потенциальной опасностью мы сталкиваемся уже на входе:
- Вестибюли большинства «исторических» вестибюлей центральной части Москвы и Петербурга оборудованы старинными дверями из массива дерева, вес каждой из которых превышает 100 кг.
- На современных станциях установлены алюминиевые двери, характеризуемые меньшим весом. При сильном порыве ветра, усилии или ритмическом качании они с силой отлетают на направляющегося к ним пассажирам.
Основную угрозу для входящих на станцию граждан представляет неконтролируемое движение дверей: из-за сквозняка или неосторожных действий впереди идущего пассажира дверь может отскочить на входящего и травмировать его руки или голову.
Что запомнить
- Смотрите по сторонам, не отвлекайтесь на собеседника или смартфон.
- Старайтесь использовать свободные проходы.
- Войдя вовнутрь, придерживайте дверцу для других пассажиров (особенно если сзади идет ребенок или человек преклонного возраста).
- Если на входе сильные порывы ветра, открывайте дверь «наружу», на себя: так вы защитите от внезапного удара себя и идущих за вами людей.
Эскалатор вверх
- В толпе к эскалатору занимайте левую сторону: она идёт быстрее всего.
- Занимайте ОБЕ (!) стороны эскалатора при подъёме. Понаблюдайте, вверх пешком идёт мизерное количество человек. А из-за того, что все стремятся встать в один правый ряд, скапливается огроооооомная пробка.
- Возможное исключение из предыдущего пункта — станции около важных транспортных узлов, ж/д- или автовокзалов. Тут велика вероятность большого количества спешащих людей. Но в любом случае стоит действовать по обстоятельствам.
Данные рекомендации, думаю, вполне подойдут и другим городам, например Питеру. Возможно, с небольшой адаптацией.
Если у вас есть какие-то дополнения к этим рекомендациям либо замечания (например, правила не всегда или не везде работают), то милости прошу дать обратную связь.
P. S
В дополнение к изложенному, для усиления эффекта — забавная, но чрезвычайно точная классификация пассажиров метро (осторожно, ненормативная лексика!)
Что делать если вы упали на рельсы в метро
Ожидая поезд на открытых перронах стойте в середине платформы, можно за столбом. Но никогда не стойте близко к краю платформы! Спешка в метро частое явление и любой человек может совершенно случайно толкнуть вас, что станет причиной вашего падения на рельсы. От этого никто не застрахован.
Если вы упали на рельсы, то алгоритм ваших действий прост:
- Первое и самое главное не поддавайтесь панике!
- Ни в коем случае нельзя прятаться под край пассажирской платформы или пытаться самостоятельно выбраться с пути: вдоль края платформы проходит контактный рельс, на который подано напряжение 825 В. Приближение к нему, а тем более касание, опасно для жизни!
- Если поезда еще не видно и на табло с указанием времени прибытия поезда есть время, бегите в противоположную сторону, при этом кричите людям чтобы связались с сотрудниками метро и сообщили о произошедшем случае. Ваша задача успеть добежать до полосы остановки первого вагона (чёрно-белой рейки), у которой машинист останавливает состав, и встать за неё. Если вы не знаете с какой стороны будет идти состав (например, вы первый раз на данной станции метро), спросите у людей. Вам остаётся только ожидать работника метрополитена, который поможет вам подняться на платформу.
- Если поезд уже виден или у вы получили травму и не можете переместиться за отметку остановки поезда, то необходимо лечь в путевой лоток, который расположен между рельсами. Ширина и высота колеи до днища вагона более 50 сантиметров. Помните, что подвесных механизмов у вагонов и самого подвижного состава на днище нет. Рекомендуется ложится головой к поезду, в связи с тем, что ваша одежда может быть поднята потоком поезда, а в данном случае этого не случится. Во время приближения поезда, сгруппируйтесь, закройте голову руками, прижмите ноги плотно друг к другу. Находясь под составом не паникуйте. Не пугайтесь шума, искр. Не пытайтесь самостоятельно выбираться из под вагонов, оставайтесь на месте. Ждите помощи! Вам обязательно помогут.
Если вы увидели что кто-то упал на рельсах, то один человек должен направиться к выходу из тоннеля, чтобы подавать сигналы машинисту поезда, делая круговое движение рукой (лучше с яркой тряпкой в руке), еще кто-нибудь должны срочно поставить в известность о случившемся сотрудников метрополитена.
На эскалаторе будьте внимательнее в платье и на шпильках
По статистике эскалатор является самым травмоопасным местом метро: из-за невнимательности и человеческого фактора более половины всех происшествий в подземке происходит при подъеме или спуске пассажиров.
Основная причина травматизма на эскалаторе — попадание длинных частей одежды или шнурков в промежуток между статичной и движущейся частями механизма.
Зажевало вашу одежду или обувь
Привлекайте внимание дежурного: кричите, машите руками, светите вспышкой телефона.
По возможности снимите ту часть гардероба, которая была зажевана.
Держите равновесие.
Не выдергивайте одежду, пока эскалатор не остановится.
Правила поведения в метрополитене на эскалаторе:
- следить за одеждой, не допускать развевающихся шарфов, подолов, поясов;
- не вставать за желтую ограничительную линию;
- если обувь на каблуке, следить, чтобы шпилька не застряла в решетке ступеньки.
Эскалатор внезапно остановился
- Не бегите по лестнице, даже если опаздываете.
- Надёжно держитесь за поручни — эскалатор может начать движение без предупреждения.
- Ожидайте указаний сотрудника подземки.
Если проблемы у других пассажиров
- Передавайте информацию по цепочке.
- Как только увидите выключатель «Стоп» (красная ручка), поверните его, чтобы остановить механизм эскалатора.
- При необходимости вызовите скорую.
Провоз багажа
Правила метрополитена Москвы предусматривают правильный провоз багажа:
- оплачивать провоз предметов, длина, ширина или высота которых не превышает 1,2 метра;
- нельзя провозить предметы, длина которых превышает 1,5 метра;
- садовый инвентарь, музыкальные инструменты, коньки, санки, лыжи и другие вещи помещать в чехлы;
- при провозе велосипеда необходимо снять переднее колесо и тщательно запаковать запчасти;
- с оплатой по тарифу одного места багажа можно провозить собаку в наморднике и на поводке, не доставляющую неудобств другим пассажирам;
- детские коляски необходимо сложить, обмотав колеса бумагой или полиэтиленом, чтобы не вымазывать грязью других пассажиров;
- не ставить багаж на сидения, у дверей и в проходе, где он будет мешать людям.
Проблема № Обнаружение взрывчатых веществ в интенсивном пассажиропотоке
Для обнаружения паров взрывчатых веществ в подземном транспорте применяется в основном портативный переносной детектор. Это устройство не позволяет обследовать всех проходящих на территорию вестибюля пассажиров. Другие технические средства весьма дороги или недоступны по другим причинам, поэтому не эксплуатируются службами транспортной безопасности.
Типичная конфигурация вестибюля станции метрополитена с учетом размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности
После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», который стал реакцией на теракты в Московском метрополитене, был разработан комплекс мер по антитеррористической защищенности. Теперь, спустя девять лет, на станциях метрополитена имеются пункты досмотра, оснащенные взрывозащитными контейнерами, рамочными и ручными металлодетекторами, аппаратурой радиационного контроля, лучевыми досмотровыми установками и др. Однако террористическая атака, совершенная 3 апреля 2021 г. в Петербургском метрополитене, свидетельствует о недостаточности проведенных мероприятий.
Как вести себя на эскалаторе
Движущаяся лестница – очень удобное изобретение. Она несет пассажира вверх или вниз, не требуя от него никаких усилий. Однако, каждому человеку нужно быть внимательным в момент входа на первую ступеньку лестницы, особенно если у вас высокие каблуки-шпильки.
Помните, что мелочи, которые мы обычно не замечаем – будь то распустившийся шнурок на ботинке или длинный шарф, пышное платье или развевающиеся полы плаща – могут стать причиной неприятностей, если попадут в движущийся механизм. Ведь его нельзя остановить мгновенно. Поэтому, согласно правилам безопасного поведения в метрополитене:
- нельзя приближаться к желтым полосам и специальным щеткам по бокам эскалатора;
- во время движения необходимо крепко держаться за поручень.
На станции отойдите от края платформы
Наиболее опасной зоной подземки считаются открытые платформы. В часы утреннего и вечернего пиков здесь максимален риск падения на пути: в спешке кто-то может толкнуть вас или же невыспавшийся пассажир сам оступится и упадет с края платформы.
Однако и в другие часы риск падения достаточно велик: у человека внезапно закружится голова, его случайно кто-то заденет или умышленно толкнет психически нестабильный пассажир.
Главное правило безопасности: никогда не заходите за первую ограничительную линию на платформе. Вы можете упустить возможность первым зайти в вагон, однако будете уверены, что не окажетесь на рельсах.
Упавшего с перрона человека подстерегают 2 опасности:
- контактный рельс под напряжением 825 Вольт (покрыт чехлом оранжевого цвета и располагается под перроном);
- прибывающий со скоростью 60 км/ч состав.
Алгоритм действий упавшего с платформы зависит от того, где на этот момент находится электропоезд.
Если вы упали и не видите поезд
Не паникуйте важно помнить, что вам обязательно помогут.
Избегайте края платформы, не приближайтесь к имеющему оранжевый цвет контактному рельсу.
Если вы знаете, откуда прибудет поезд, направляйтесь к началу платформы. Если вы впервые на станции, спросите верное направление у людей на перроне.
Добегите до чёрно-белой рейки и остановитесь за ней до прибытия поезда: у этого знака голова состава остановится, поэтому тут вы вне опасности.
Увидев голову приближающейся электрички, подавайте знаки машинисту с помощью включенного экрана смартфона, фонарика, яркой тряпки или просто машите руками.. Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом
Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом.
Если вы упали и поезд приближается
Если вы уже видите прибывающий на станцию поезд, бежать недопустимо.
Ложитесь в углубление между рельсами, повернувшись головой по направлению движущегося состава, лицом вниз — так одежда не зацепится за движущийся поезд.
Постарайтесь минимизировать все, что может зацепиться за днище поезда: снимите сумку или рюкзак, вытяните руки вдоль тела, прижмите ноги к поверхности, при наличии длинных волос придержите их ладонью.
Обращайте на себя внимание, не меняя позиции. Кричите, зовите на помощь, чтобы вас заметили другие пассажиры.
Не паникуйте, когда состав остановится над вами
Шум и искры не представляют для вас опасности. Не пытайтесь вылезти из-под состава самостоятельно: дожидайтесь помощи от сотрудников подземки или машиниста.
Никогда не прячьтесь под полотном перрона: там находится контактный рельс, прикосновение к которому смертельно опасно.
Если кто-то другой упал на рельсы
Если вы стали свидетелем падения с края перрона другого человека, не пытайтесь затащить его обратно на платформу.
Сохраняйте спокойствие.
Подскажите упавшему, в какую сторону ему бежать (поезда не видно) или что делать (заметны огни прибывающего состава).
Привлекайте внимание машиниста: круговые движения рукой — это знак «стоп».
Позовите на помощь: окликните сотрудников или нажмите кнопку SOS на панели экстренного вызова.
Если человек не может самостоятельно перемещаться, вызовите врача.
Правила поведения пассажиров метро. Информация для школьников
Во многих больших городах есть метро — быстрый и удобный вид транспорта. Пути, по которым ходят поезда метро, нигде не пересекаются ни с путями других транспортных средств, ни с путями пассажиров. Это позволяет поездам метро ездить с большой скоростью, оставаясь при этом самым безопасным видом транспорта.
Но и в метро пассажиры должны соблюдать свои Правила для пассажиров.
Очень осторожными надо быть, спускаясь на эскалаторе. Стоять надо с правой стороны, лицом по ходу эскалатора, и во время спуска держаться за поручни. По каким- либо причинам эскалатор может резко остановиться. Если ты не будешь держаться за поручни, от резкого толчка можно упасть и получить травму. Нельзя сидеть на ступенях эскалатора и ставить на поручни вещи.
Никогда не подсовывай пальцы под движущийся поручень! Ты рискуешь получить тяжёлую травму.
И никогда не занимайся такими глупыми шалостями, как бросание монет или других мелких предметов на балюстраду и лестницу эскалатора. Это может вызвать поломку дорогого оборудования.
На эскалаторе метро будь внимателен, чтобы не получить тяжёлую травму.
Иногда дети и подростки, сойдя со ступенек эскалатора, останавливаются, поджидая своих приятелей. Этого делать нельзя! Ведь сзади находятся другие пассажиры, которым остановившиеся мешают. В образовавшейся толкучке можно получить травму.
В подземном вестибюле станции метро необходимо быть внимательными и осторожными. Сами вестибюли бывают открытыми и закрытыми. В открытых вестибюлях пассажиры имеют свободный доступ к дверям вагонов прямо с перрона. В закрытых вестибюлях вход в вагоны перекрыт автоматическими дверьми.
Если ты ожидаешь поезд метро в открытом вестибюле станции, ни в коем случае не заходи за ограничительную линию — это опасно!
Не стой напротив дверей прибывшего на станцию поезда. Дай возможность пассажирам спокойно выйти из вагона. И только потом заходи в вагон. Но будь при этом осторожен. Если на станции собралось много людей, во время посадки может начаться толкучка и тебя могут прижать к вагону или даже столкнуть на рельсы в промежуток между вагонами поезда. А это чрезвычайно опасно! К сожалению, такие трагедии в метро уже случались.
На некоторых станциях метро есть закрытые вестибюли, оборудованные автоматическими дверями. Они могут неожиданно открыться, и ты можешь пораниться или упасть.
Не прислоняйся к автоматическим дверям вагонов метро и закрытых вестибюлей станций.
Рекомендуем посмотреть:
Правила поведения за столом для школьников
Этикет. Основные правила этикета для учащихся начальной школы
Правила поведения в обществе для младших школьников
Как пользоваться столовыми приборами. Советы и полезные рекомендации для школьников
Правила поведения в гостях для младших школьников