Истечение срока давности по правонарушения ГИБДД
По закону, административный срок давности по правонарушению, рассматриваемом ГИБДД, составляет 2 мес. Причем это не касается грубых нарушений ПДД, введенных следующими статьями КоАП РФ:
- 12.8 (пьяное вождение);
- 12.24 (причинение вреда здоровью при ДТП);
- 12.26 (отказ от медосвидетельствования);
- п. 3, 12.27 (запрет на употребление алкогольных напитков после ДТП);
- п. 2, 12.30 (причинение пешеходу вреда здоровью).
За совершение некоторых из них грозит и лишение прав.
Добровольная оплата (погашение) штрафа ГИБДД возможно в течение 60 дней со дня начала действия соответствующего постановления ГИБДД. Причем избежать его уплаты не получится, если виновный был привлечен к ответственности до окончания срока давности.
Пример! Водитель Иван превысил допустимую скорость движения на 30 км/ч. На него было составлено постановление ГИБДД по ст. 12.9 КоАП РФ. По нему Иван был оштрафован на 500 р. Однако, Иван своевременно не уплатил штраф. Тем самым он уклонился от исполнения ст. 32.2 КоАП РФ.
Тогда на протяжении 10 дней ГИБДД передаст информацию о должнике в ФССП на взыскание штрафа в принудительном порядке (ст. 20.25 КоАП РФ). В итоге Иван будет повторно оштрафован уже на 1 тыс. руб. за неуплату штрафа.
Когда начинается отсчет срока давности
За защитой в суд или правоохранительные органы рекомендуется обращаться безотлагательно, поскольку существует риск пропустить определенный срок действия, в течение которого правонарушение остается наказуемым. Ограничение по времени установлено законом с целью своевременного обращения потерпевшего лица в суд для урегулирования конфликта.
Истечение срока давности отнимает возможность защитить свои права. По КоАП сроком давности считается момент совершения правонарушения. Время начинает отсчитываться с факта совершения нарушения, если оно было однократным (фиксация нарушения ПДД, акта вандализма). Если проступок совершался не единожды, то датой обнаружения будут считать день установки этого факта – это длящееся правонарушение (стабильная подделка документов, отчетностей).
Общие сроки давности
- Если к ответственности за небольшое нарушение законопорядка привлекается должностное лицо (полицейский, сотрудник ГИБДД), то правонарушение будет наказуемо в течение 2 месяцев.
- Для дел, разрешаемых судом, отводится период в 3 месяца. Сюда относят такие ситуации, как лишение водительского удостоверения и штрафы за нарушение ПДД, скрытие с места ДТП и т.д.
- Время давности административного правонарушения составляет 1 год в случаях посягательства на здоровье населения, авторские права, несоблюдение условий экспорта. Такое же время отводится для наложения наказаний за правонарушения, касающиеся окружающей среды, предпринимательства, налогов, проведения несанкционированных лотерей и розыгрышей, игр на деньги.
- Нарушение кодекса в области таможни, валютных операций, ошибки бухгалтерии, причинение побоев физлицу, уклон от алиментов и др. – 2 года.
- В течение трех лет можно обратиться за защитой прав по поводу несоблюдения федерального закона в политической сфере (например, отклонение от предоставления отчета о финансах), не целевой растрате федерального имущества, неразрешенного бюджетирования. Это же время требуется для рассмотрения дел, касающихся банкротства организаций, частных лиц.
- Максимальный период давности – 6 лет. Преступления этой сферы связаны с терроризмом и непреднамеренным содействием ему, а также с коррупцией в РФ.
Сроки давности привлечения к административной ответственности
Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:
-2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (кроме суда);
-3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;
-1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;
-1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию (если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 7.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 7.22 — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения или, если совершение нарушения прекращено до обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось;
-ст. 7.23.3. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 7.34. — срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения;
-ст. 9.13. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 9.23. — для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 10.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 10.6. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 10.8. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 11.32 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст.ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.7. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.9. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15 — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.16. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.21.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст.ст. 12.31., 12.31.1.;
-ст. 13.12. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 13.19.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 14.2. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 14.26. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 19.3. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 19.4. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 6 ст. 19.5. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 11 ст. 19.5. — для юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 23 ст. 19.5. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 19.8. — большинство судов руководствуются общим сроком (2 месяца) при привлечении к ответственности. Однако часть судов применяет специальный годичный срок, установленный для нарушений антимонопольного законодательства;
-ч. 1 ст. 19.24. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 20.1. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 20.8. — для граждан, юридических лиц — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст.ст. 20.20., 20.21. — если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 3 ст. 5.35. — если дело рассматривает суд;
-ст. 5.57. — для юридических лиц;
-ст. 5.63. — для граждан;
-ст. 7.6. — если дело рассматривает суд;
-ст. 7.19. — кроме должностных лиц. Большинство судов руководствуются трехмесячным сроком при привлечении к ответственности граждан и юридических лиц. Однако встречается и практика применения годичного срока;
-ст. 7.23.3. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;
-ст. 9.13. — если дело рассматривает суд;
-ст. 9.23. — кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;
-ст. 10.3. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Суды в основном применяют общий срок давности (3 месяца), однако встречаются случаи применения специального годичного срока;
-ст. 10.6. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;
-ст. 10.8. — если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть — специальный годичный;
-ст. 11.15.1. — если дело рассматривает суд;
-ст. 11.32. — если дело рассматривает суд;
-ст. 12.1.-12.3. — если дело рассматривает суд;
Исключения из общеустановленных сроков давности
Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.
В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:
- Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
- Иммиграционного законодательства;
- Защиты прав потребителей;
- Страхового законодательства;
- Порядка проведения выборов и референдума;
- Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
- Ряда коррупционных действий;
- Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
- Соблюдения нормативов безопасности;
- Проведения массовых мероприятий и митингов.
Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.
Обратите внимание
Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.
Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет. И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства. В иных ситуациях никакие иные факторы не могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.
Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.
В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.
Длящееся правонарушение
Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).
С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).
В случае длящегося административного нарушения давность начинает отсчитываться по факту обнаружения, а не по факту начала совершения (обычное нарушение).
При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).
Что такое административное правонарушение?
Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.
Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.
Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.
Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.
Виды нарушений
В Законе об административных правонарушениях выделено 17 видов нарушений, противоречащих закону, а именно нарушения:
- посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье и общественную нравственность населения;
- по охране собственности;
- по охране природопользования и окружающей среды;
- в строительстве, промышленности и энергетики;
- в сельском хозяйстве, мелиорации земель и ветеринарии;
- на транспорте;
- безопасности на дорогах;
- в области информации и связи;
- по налогам и сборам, финансам, рынку ценных бумаг;
- правил таможенного дела;
- посягательство на государственные институты власти;
- государственной границы РФ, режима пребывания иностранцев и лиц без гражданства;
- посягательство на общественную безопасность и общественный порядок.
- по ведению воинского учёта.
Виды наказаний
Административная ответственность за совершённые нарушения определяется Законом об административных правонарушениях и конкретизируется нормативными актами регионов Российской Федерации.
К административным наказаниям в соответствии с законом относятся:
- предупреждение. Оно применяется за малозначительное нарушение и выносится в письменном виде;
- административный штраф. Он устанавливается в рублях. Для граждан — не более 5 тысяч рублей, для должностного лица — 50 тысяч рублей, для юридического лица — 1 миллион рублей. Это наиболее распространённый вид наказания;
- возмездное (принудительное) изъятие орудия совершения нарушения с последующей передачей его собственнику;
- конфискация предмета нарушения, то есть принудительное изъятие с последующей передачей в федеральную или региональную собственность;
- лишение специального права, которым было наделено физическое лицо;
- административный арест — нарушителя изолируют от общества на период от 15 до 30 суток, в зависимости от степени опасности совершённого нарушения;
- принудительное выселение иностранцев и лиц без гражданства за пределы нашей страны;
- дисквалификация — это лишение права физического лица занимать руководящие должности;
- административное приостановление — временное прекращение предпринимательской деятельности в связи с угрозой жизни или здоровью людей.
Помимо наказания, назначенного судом, нарушитель обязан выполнить обязательства, которые стали основанием для вынесения приговора или возместить причинённый ущерб.
Давность привлечения к ответственности
Согласно КоАП РФ можно говорить о следующих сроках давности:
- постановление о прекращении преследования по административному правонарушению выносится не позднее 2-х месяцев;
- в отношении судебного разбирательства этот срок смещается до 3-х месяцев;
- давность в 1 год соответствует правонарушениям в отношении детей, охраны природы, авторских прав и аналогичных преступлений;
- срок давности в 1 год относится ко всем преступлениям, предполагающим дисквалификацию сотрудника, а также длящиеся нарушения (определенные виды нарушения ведения предпринимательской деятельности, лишение водительских прав в связи с определенным деянием водителя или его бездействием);
- нарушение законов таможенного контроля предусматривает срок давности в 2 года;
- максимальный период в 6 лет характерен для коррупционных действий и граждан, связанных с террористическими акциями.
Деяния, связанные с терроризмом, в 99% случаев подпадают под Уголовный кодекс, поэтому применение статей КоАПа на практике здесь малоактуально.
Нормы КоАП
П.1 | Постановление об АП не может быть вынесено после 2-х месяцев с момента начала срока давности. В отношении участия судебных органов период увеличивается до 3-х месяцев. |
П.2 | При длящемся правонарушении началом срока считается момент совершения преступного деяния. |
П.3 | Нарушения, касающиеся дисквалификации, предусматривают срок давности 12 месяцев, началом отсчета срока является день его обнаружения. |
П.4 | Если в возбуждении дела отказано либо оно прекращено по иным обстоятельствам, но при этом существуют признаки административного правонарушения, отсчетом срока давности считается момент его обнаружения. |
П.5 | Если при делопроизводстве поступило ходатайство о перенесении процесса по месту жительства, то срок давности приостанавливается на тот момент, пока документы будут преодолевать соответствующее расстояние. |
П.5.1 | Если спортсмен замечен в допинге, то срок давности исчисляется с момента получения соответствующего заключения антидопинговой компанией или другой организацией, уполномоченной подтвердить факт применения запрещенных веществ в спорте. |
П.6 | Срок давности по нарушению антимонопольных законов исчисляется с момента получения соответствующей службой решения о совершенном деянии. |
П.7 | Правонарушение, совершенное в Антарктике, предполагает начало срока действия ответственности с момента получения документов уполномоченными органами. |
Критерии применения исковой давности по КоАП
Исковая давность по КоАП РФ напрямую связан с видом правонарушения. Так, общий срок давности привлечения правонарушителя к административной ответственности составляет 2 мес. (если дело ведет суд — 3 мес.) с даты совершения самого правонарушения.
Срок давности в 1 год, в частности, установлен за несоблюдение законодательства РФ:
- о госконтроле экспорта при внешнеэкономических сделках;
- в сфере обработки и защиты персональных данных;
- о патенте;
- о Российском континентальном шельфе;
- о названиях городов, сел и других аналогичных объектов РФ;
- о зоне ИЭЗ РФ;
- антимонопольного;
- в области природопользования, охраны природы;
- о повышении энергоэффективности;
- об охране здоровья российских граждан;
- о среды обитания граждан (эпидемиология);
- о защите несовершеннолетних от вредоносной информации, размещенной в СМИ, газетах, интернете;
- о ПДД;
- о СМИ;
- об IT-технологиях;
- об авторском праве;
- о налогообложении, сборах;
- в сфере защите прав потребителей;
- о госрегулировании тарифов (цен);
- о товарном знаке;
- о пользовании ж/дорогами, водопроводами и др.;
- о потребительском кредите;
- в сфере регулирования тарифов ЖКХ со стороны гор. водоканала, энергосбыта и др.;
- об осуществлении деятельности и госрегулировании в сфере производства, сбыта и передачи электроэнергии;
- о тепло- и газоснабжении;
- о холодном и горячем водоснабжении;
- о проведении лотерей;
- о вступлении в долевое строительство жилого многоэтажного дома;
- о госрегулировании деятельности букмекеров, тотализаторов;
- о физкультуре, спорте;
- о рекламе;
- об АО, ООО;
- о проведении выборов;
- о страховании;
- о клиринге;
- об инвестфондах;
- о пенсионных фондах, которые не входят в систему ПФР (о негосударственных);
- о кредитных потребкооперативах;
- о МФО;
- о госрегулировании деятельности ломбардов;
- о государственных мерах по выявлению участников рынка, которые манипулируют им, и их наказании;
- о платежной нацсистеме РФ;
- об оформлении договоров на открытие счета в банке;
- по ТК РФ;
- о запрете разглашения инсайда;
- об иммиграции;
- о правилах проживания в России иностранцев;
- о процедуре проведения торгов;
- о деятельности компании-иноагента;
- о гособоронзаказе;
- о защите информации;
- об оформлении контрактов в сфере закупок для обеспечении нужд госорганов и муниципалитетов;
- о закупках отдельными юрлицами;
- о реализации товаров в розницу;
- о госрегулировании оборота спиртосодержащих напитков, алкоголя и их производства;
- по обеспечению пожарной безопасности;
- о безопасности плотин, зданий ГЭС, насосных станций и иных аналогичных сооружений;
- о деятельности в сфере градостроительства;
- о техрегулировании;
- о проведении манифестаций, митингов;
- о безопасности производственных опасных объектов;
- о кассе (ККТ);
- об охране культурного наследия РФ;
- о производстве ФССП;
- о зарубежных инвестициях;
- об оружии;
- о противодействии со стороны государства отмыванию или незаконной легализации прибыли, полученных незаконно, то есть, при совершении преступления;
- о госрегистрации юрлиц, ИП;
- о противодействии экстремизму;
- в сфере порядка управления — при непредставлении сведений или пропуска срока их представления или предъявления ложной информации в ФАС, ФТС или ЕАИС;
- в области охраны земельного участка, авторских прав, имущества или иной собственности.
Срок давности составляет 2 года при несоблюдении законодательства РФ:
- О бюджете.
- О валюте и госрегулировании ее курса.
- О бухучете.
- О Таможенном союзе;
- О госрегулировании тотализаторов и букмекеров на основании ст. 14.1.1 КоАП РФ.
- О зарубежной НПО, деятельность которой признана нежелательной в РФ.
- По статьям КоАП РФ 6.1.1 (побои) и ст. 5.35.1 (неуплата алиментов).
Срок исковой давности в 3 года установлен за несоблюдение законодательства РФ:
- о банкротстве;
- о воинском учете;
- о порядке и особенностях аккредитации в РФ.
По ст. 6.18 КоАП РФ, в части применения спортсменом противозаконного метода или запрещенного вещества (таблеток), срок давности отсчитывается с даты получения российским агентством РУСАДА соответствующего заключения лаборатории, получившей аккредитацию в ВАДА. В этом заключении должен быть подтвержден факт применения запрещенных таблеток, вещества или метода.
По таким статьям КоАП РФ, как 14.40 (нарушение антимонопольных правил), 14.9.1, 14.9 (ограничение конкуренции), 14.31 (строительство), 14.32 и 14.33 (недобросовестная конкуренция), срок давности отсчитывается со дня начала действия официального решения комиссии ФАС РФ.
Срок давности за неисполнение гособоронзаказа, приведенные в ст. 14.55.2 КоАП РФ, начинает исчисляться с даты начала действия соответствующего решения комиссии Рособоронзаказа.
Получится ли обмануть систему?
Еще одна лазейка, которую многие водители используют, чтобы избежать наказания, заключается в игнорировании распоряжения сдать права. Автолюбители полагают, что если им удастся оставить у себя права на время дисквалификации, то затем их никто не заберет.
Многих вводит в заблуждение часть 1 статьи 32.7 КоАП России. В ней говорится, что течение срока лишения специального права на вождение начинается со дня вступления в силу судебного постановления. При этом, часть 1 статьи 32.6 указывает, что лишение ВУ реализовывается путем изъятия у нарушителя его водительского удостоверения на срок, указанный в постановлении (о том, с какого момента исчисляется срок лишения водительского удостоверения, когда заканчивается и как его рассчитать онлайн, читайте тут).
На первый взгляд кажется, что можно просто не сдавать права и подождать, пока срок их лишения закончится. Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к второму пункту статьи 32.07, где четко говорится: в случае уклонения лица от сдачи прав, срок лишения прав прерывается. Другими словами, лишившись прав на 3 месяца, водитель может уклоняться от сдачи водительского удостоверения на протяжении трех месяцев, но после этого у него все равно останутся обязательства в том же объеме.
Как видите, в законодательстве закреплен термин исковой давности, для большего количества проступков, которые повлекут за собой изъятие прав, такой срок составляет три месяца. Есть и отдельная группа правонарушений, например, езда в нетрезвом виде, провоцирование ДТП, в ходе которого получили травмы третьи лица – в таких случаях срок исковой давности составляет 1 год.
Полезные сервисы
Калькулятор КАСКО
Калькулятор ОСАГО
Если за дело примутся приставы
Как уже было отмечено выше, на добровольную оплату штрафа даётся 60 дней. Но, что происходит, если в этот срок водитель не заплатил в казну сумму административного взыскания и это было обнаружено?
Закон гласит, что если по истечении установленного срока нет ни документа, доказывавшего уплату штрафа, ни сведений об этом в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, то орган, издавший постановление об административном правонарушении, должен за 10 дней изготовить его копию и передать в ФССП для возбуждения исполнительного производства.
Правда, избежать более тяжких последствий можно, если заплатить задолженность в течение пяти дней после получения уведомления от пристава-исполнителя.
Новые нормы закона об исполнительном производстве (часть 1 статьи 67) дают дополнительные права сотрудникам службы приставов, если сумма задолженности по штрафам превышает 10 тысяч рублей.
В таком случае они могут дополнительно применить ограничивающие меры:
- Временное прекращение водительских прав;
- Запрет на выезд из страны.
Любой из этих ограничителей действует до момента погашения задолженности перед бюджетом.