Административное нарушение и административная ответственность

Административная ответственность и административное наказание

Административная ответственность состоит в применении уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность характеризуется следующими чертами:

  • используется для борьбы с особым видом правонарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но встречаются значительно чаще;
  • субъектами этого вида юридической ответственности являются как физические, так и юридические лица;
  • характеризуется множественностью органов государственной власти и местного самоуправления, полномочных ее устанавливать;
  • реализуется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, полномочных налагать административные взыскания;
  • не влечет за собой судимости и не является основанием для увольнения нарушителя с работы (в отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности);
  • характеризуется относительной простотой и оперативностью процессуального порядка (в отличие от уголовного и гражданского процесса).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ и включают в себя следующие меры. Перечень административных наказаний, приведенных в ст. 3.2 КоАП РФ является закрытым, то есть исчерпывающим. При необходимости он может быть изменен путем внесения дополнений в ст. 3.2 КоАП РФ.

Назначение административного наказания осуществляется в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, а также с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ). Давность привлечения к административной ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а по ряду квалифицированных составов (нарушения таможенного, антимонопольного, валютного, природоохранного законодательства, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и др.) – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня его совершения. В течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Основные признаки

Как выше было сказано, административное нарушение – это бездействие или действие. В последнем случае поведение представляет собой активное неисполнение (уклонение) юридического предписания, выраженного обязанностью либо требованием, нормой, стандартом, правилом. Например, это может быть нарушение тишины ночью, ПДД и так далее. Под бездействием следует понимать пассивное поведение. Оно выражается в неосуществлении лицом определенных действий, которые оно могло и должно было совершить в соответствии с обязательствами, возложенными на него. К примеру, это может быть несдача декларации, неисполнение обязанностей родителями в отношении их детей.

Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово

Вопрос о том, как назначают штраф за превышение скорости, считается стандартным. Тут нет никаких нюансов. Сотрудник ГИБДД выписывает штраф, а водитель его оплачивает. Если не платит вовремя, то размер штрафа увеличивается. Не платит три года – задолженность аннулируется. Гораздо интереснее рассмотреть вопрос о рассмотрении дела в суд. Это позволит понять все особенности, чтобы представлять, в каком порядке требуется действовать. Нарушение процессуальных норм считается грубым нарушением. Если получится их выявить, то придется обвинителю отказаться от предполагаемых санкций.

Шаг 1. Выявление правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Они должны пресечь дальнейшие беспорядки. После этого требуется составить протокол. Если нарушитель согласен с ним, то подписывает. Нельзя подписывать протоколы, которые заполняются карандашом. Всегда нужно использовать ручку. При этом можно подписать, указав, что обвиняемая сторона не согласна с изложенным.

Выявление правонарушения сотрудниками органов правопорядка

Шаг 2. Сбор доказательной базы и подача дела в суд. Необходимо обращаться в мировой суд по месту регистрации ответчика. Однако, если он проживает в другом регионе, то допускается обратиться по месту регистрации истца. В данном случае речь идет о месте нахождения отделения полиции, где составлялся протокол на нарушителя.

Собираются доказательства и на основании этого дело передается в суд

Шаг 3. Предоставление позиции на суде. Если у ответчика есть сомнения по поводу того, как выстроить свою линию защиты, то допускается обратиться к юристу. Он поможет представлять интересы клиента, юридически обосновав все его действия. Возможно, у юриста получится переквалифицировать статью, чтобы снизить наказание

Это важно, когда обвинитель пытается перевести дело в плоскость Уголовного кодекса РФ

Акт судебного разбирательства

Шаг 4. Получение судебного решения. Если сторона не согласна с ним, то может подать апелляцию. Ее будет рассматривать вышестоящая инстанция. Однако нужно обладать весомыми основаниями, чтобы подавать жалобу. Если руководствоваться только желанием пересмотреть иск, то возможно применение более суровых санкций.

Вынесение судебного решения

Это стандартная схема рассмотрения дела через суд. Если наказание – это штраф (что бывает часто), то необходимо его оплатить в течение 10 дней с момента вступления решения в силу. Сделать это можно в любом отделении банка по указанным в решении реквизитам. Также допускается использовать онлайн банк и электронные кошельки

Важно понимать, что разные способы оплаты предполагают комиссию. Чтобы полностью исполнить свои обязательства по судебному решению, нужно оплачивать с учетом комиссии

Если проигравший не исполняет свои обязанности в установленные законом сроки, то дело передается сотрудникам ФССП. Они имеют право осуществлять взыскание всеми законными способами. При этом дополнительно начисляется исполнительный сбор 7% от суммы взыскания. Из этих процентов складывается зарплата сотрудников ФССП. Поэтому, чтобы сэкономить, рекомендуется самостоятельно и добровольно выполнять решение судьи.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Состав административного правонарушения

Под составом АП понимается совокупность юридических элементов, которые позволяют идентифицировать правонарушение как административное:

  • объект – то, что охраняется правовыми нормами;
  • объективная сторона – видимая сторона АП, которая позволяет ответить на следующие вопросы: как, каким образом, когда, где и с помощью каких средств было реализовано противоправное деяние;
  • субъект – человек или группа людей, нарушивших закон;
  • субъективная сторона – внутренняя сторона посягательства, где определены: вина – отношение лица к совершенному правонарушению и последствиям, мотив – причина для совершения правонарушения, цель – итоговая картина, которую стремится достичь нарушитель.

Понимание сути юридического состава обладает прямым практическим значением, так как позволяет отличить и верно квалифицировать административный проступок.

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность

Уголовная ответственность

Регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах

Регулируется уголовным законодательством, в первую очередь, УК РФ и УПК РФ.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица.

Субъекты уголовной ответственности – только физические лица.

За административные правонарушения применяются административные наказания

За преступления – меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнение с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности. Для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации” с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  3. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: “Проспект”, 2010
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2015
  5. Козлов Ю. М. Административное право России. Учебник. – М.: Юристъ, 2012
  6. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: “Приор-издат”, 2013.
  7. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы – М.: Норма, Инфра-М, 2012.

Виды административной ответственности

Любые юристы сходу смогут назвать вам все виды административной ответственности, а также добавят краткий комментарий к каждому из них. Научиться разбираться в подобных тонкостях гораздо проще, чем вы можете себе представить, поэтому запоминайте, существуют следующие виды административной ответственности:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация;
  • лишение определенной категории прав;
  • исправительные работы;
  • административный арест.

Предупреждение – это наиболее безобидный вид взыскания, основной целью, которого является моральное осуждение человека, нарушившего установленные правила.

Чаще всего предупреждение делается в письменной форме и актуально, если гражданин впервые совершил какое-либо запрещенное деяние. При повторном правонарушении предупреждение уже заменяется на более строгое наказание.

Штраф – это едино разовое денежное взыскание, сумма которого устанавливается в зависимости от административной ответственности человека. Он может равняться:

  • уровню минимальной оплаты труда;
  • стоимости украденной или испорченной вещи;
  • фиксированной материальной суммы.

Взыскание производится принудительно и передается бывшему собственнику вещи, права которого были нарушены.

Конфискация. Принудительное и некомпенсируемое изъятие собственности государством, в его пользу. Причем, данный предмет должен являться предметом правонарушения, например – контрабанда, провозимая через границу.

Лишение определенной категории прав уже более серьезное наказание. Если вы нарушили права, предоставленные вам определенным компетентным органом власти, например, право охотиться, то государство вправе изъять их у вас, в данном случае к этой категории относятся: водительские права, права на охоту, использование радиоэлектронных систем и. т. д.

Исправительные работы могут быть установлены за различные нарушения, целью таких работ является удержание дохода нарушителя в пользу государства. Сумма такого материального «взыскания» составляет не более 20% к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Существует также административный арест, единственное наказание за административное нарушение, предполагающее лишение свободы. Правда, лишение это не слишком длительное, не более чем на 15 суток задержание управомоченными органами власти, которое применяется за наиболее тяжкие виды административных нарушений.

Данный вид взыскания назначается судом, поэтому если вы попадете в подобную ситуацию, вам могут понадобиться адвокаты, имеющие опыт в таких делах.

8.1. Административная ответственность и ее признаки

Административная ответственность
выступает как разновидность юридической ответственности и административного
принуждения.

Административная
ответственность
— это вид юридической ответственности, которая
определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного
характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской
Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных
правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об
административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях
принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1
июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены
задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены
субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к
административной ответственности, виды административных наказаний и правила их
назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных
правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности
государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов
правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство
по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками
юридической ответственности административная ответственность
характеризуется следующими особенностями:

– 
основанием административной ответственности является административное
правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение
преступления — в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его
прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного
правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п.
4 КоАП РФ);

– 
субъектами административной ответственности могут быть физические лица и
юридические лица;

– 
административные наказания являются мерой административной
ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

– 
административные наказания применяются широким кругом полномочных
органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

– 
административные наказания применяются полномочными субъектами к
неподчиненным им правонарушителям;

– 
применение административного наказания не влечет судимости и увольнения
с работы;

– 
меры административной ответственности применяются в соответствии с
законодательством, регламентирующим производство по делам об административных
правонарушениях.

Таким образом, юридическая
ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для
себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны
государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее
характерными особенностями которой являются:

– 
основание — административное
правонарушение;

– 
мера —
административное наказание.

Предыдущая

Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности  по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию  в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:

“При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности”.

Структура административной ответственности

Административная ответственность обладает специфической структурой и строго регулируется законами РФ. Существуют отличительные черты для определения противоправности действий, которые называются признаками и элементами.

Признаки административного правонарушения

Следующие признаки отличают действие, нарушающее закон, от обычного:

  • Противоправность. Означает, что действия или бездействия нарушили закон и нанесли вред гражданам или материальным объектам.
  • Виновность. Подразумевает, что на момент совершения преступления человек осознавал потенциальный вред от своего проступка. Виновностью также называют игнорирование законов и пренебрежение правилами безопасности.
  • Наличие преступника. Без доказанной вины человека невозможно выносить приговор. К административной ответственности могут быть привлечены лица старше шестнадцати лет.
  • Наказуемость. Проступок не должен оставаться без наказания. В зависимости от тяжести деяния, определяется степень наказания.

Элементы административной ответственности

Они определяют последовательность действий, после которых обвиняемый может понести законное наказание. Существует несколько основных элементов административного права:

  • Основание, на котором определяется факт нарушения закона;
  • Лица и предметы, задействованные в совершении противоправного деяния;
  • Условия, влияющие на будущее наказание;
  • Определение формы наказания;
  • Процесс отбытия наказания правонарушителем.

Без принятия во внимание всех компонентов административного права нельзя выносить решение о виновности человека. Опираясь на признаки, правоохранительные органы должны выявить факт совершения преступного деяния и назначить наказание в соответствии с законами страны.
Рис

3. Форма вины физического лица

Порядок освобождения от административной ответственности

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 21 Постановления Пленума N 5 разъясняется, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В Постановлении Пленума №5 также дается определение малозначительного административного правонарушения. Таковым является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пленум также обратил внимание на то, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные ст

ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ.

От административной ответственности также освобождается физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ).

Ссылки по теме:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий