Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники

Россия и «пятая колонна»

У этой тщательно культивируемой нашими оппонентами легенды существует множество вариаций («вот, в Советском Союзе делать умели, а теперь разучились», или ещё: «раньше у нас был потенциал всего соцлагеря», или «пока не поссорились с Западом, он с нами технологиями делился») и т.д. России даже традиционно ставят в вину её фантастическое богатство в области полезных ископаемых («только и умеем, что нефть ведром черпать»).

Кроме того, каким-то странным образом наши экономисты зачисляют в статью «промежуточной продукции», то есть едва ли не сырья (!) такие сложные изделия, как, например, трубы, которые в любой развитой стране, естественно, отнесут к готовым товарам.

Национальный центр авиастроения России

Разрабатывается он авиастроительным концерном «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. Старт коммерческой эксплуатации намечен на 2017 год. Узкофюзеляжные самолеты производятся из современных материалов, характеризующихся легкостью и повышенной прочностью. Использование инновационных решений в области двигателестроения и аэродинамики позволят новичку успешно конкурировать с самыми крупными поставщиками авиатехники — «Боингом» и «Эйрбасом».

Многие связывают будущее самолетостроения в России с еще одной примечательной разработкой. «Фрегат Экоджет» будет вмещать 380 пассажиров. При этом он будет короче Ила-86 и Airbus A-300. Если говорить о топливной эффективности, то по данному критерию «Фрегат Экоджет» будет превосходить А-310 на 25% (при полете дальностью до 3500 км). Эллиптический фюзеляж предоставит возможность разместить пассажирские кресла так, чтобы между ними образовалось 3 прохода. На данный момент закончено концептуальное проектирование, проведены испытания в аэродинамических трубах, создана бизнес-модель, подготовлено технико-экономическое обоснование запуска проекта.

Будущее у самолетостроения в России — есть. И если раньше столь смелое утверждение вызывало недоверие, то сегодня становится очевидно — разработки наших авиаконструкторов не останутся без внимания и общественного признания. Остается только немного подождать.

Современная авиационная промышленность

Особенностью авиапрома России в начале двухтысячных годов стало то, что вместо единого государственного перевозчика организовалось несколько частных предприятий. Так, на 2005 год в стране насчитывалось более 180 независимых компаний. Функции и характеристика управления в гражданской авиации сегодня разделены между:

  • Росавиацией;
  • Ространснадзором;
  • Министерством транспорта России.

В Минтранспорте все управление сосредоточено в руках Департамента государственной политики в области гражданской авиации. Некоторые преобразования затронули сферу организации воздушного движения. В конце XX века была сформирована компания, которая входит в совет «Евразия».

Совет состоит из семи организаций стран СНГ, которые решают вопросы по общему использованию воздушного пространства и организации движения. Государственная компания России осуществляет контроль за 869 трассами, протяженность которых составляет 700 тыс. км.

В среднем организация обслуживает почти 1,5 млн российских и зарубежных рейсов. Создание самолетов считается процессом высоких технологий, а все организации можно отнести к группе новых отраслей. К основным факторам размещения авиастроения относятся:

  • наличие специалистов высокой квалификации;
  • близкое расположение научных центров и конструкторских бюро;
  • расширенные транспортные сети.

Последний фактор особенно важен, так как многие предприятия проводят только сборочные работы из привозных элементов и деталей. Всеми авиастроительными заводами управляют два государственных холдинга:

  1. Объединенная авиастроительная корпорация. В нее входят основные предприятия.
  2. Оборонпром. Объединяет предприятия по производству вертолетов и двигателей.

В общей сложности в их состав входят 214 предприятий и организаций. В конце 2016 года Правительство Российской Федерации создало Авиационную коллегию. В ее обязанности входит координирование деятельности руководящих органов и предприятий авиапрома в сфере разработки, производства и продвижения на международном рынке авиационной техники.

Нижегородский авиационный завод «Сокол»

Авиастроительная компания «Сокол», находящаяся в Нижнем Новгороде, по праву считается одной из самых значимых в авиационной индустрии России. Завод был построен в 1932 году и должен был стать значительным предприятием среди существовавших в СССР и одним из крупнейших в мире. Изначально там предполагалось производить одноместные истребители И-3, разведчики Р-5 и пассажирские самолеты К-5, общим объемом 2000 единиц в мирное время.

В 1940 году на заводе было организовано КБ под руководством известного конструктора Семена Алексеевича Лавочкина. Бюро были разработаны, внедрены в производство и в дальнейшем усовершенствованы такие знаменитые самолеты: ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. За время войны на фронт поставили 17 691 такую машину, т. е. каждый четвертый истребитель.

С 1949 года Нижегородский авиационный завод «Сокол» начал сотрудничество с конструкторским бюро №155 под руководством А. И. Микояна. Совместная деятельность оказалась достаточно успешной, и завод становится главным производителем МиГов, которым является и на сегодняшний день. С 1992 года НАЗ «Сокол» выпустил порядка 13500 самолетов МиГ, многие из которых предназначены для экспортных поставок в более тридцати стран мира. Основная продукция авиазавода «Сокол» – самолеты МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35.

Текущее состояние отрасли

Предприятия российской авиационной промышленности сегодня реализуют ряд проектов в сегментах гражданской, военной и транспортной авиации.

Среднемагистральный авиалайнер МС-21

В секторе гражданского авиастроения первоочередное внимание уделяется реализации проекта среднемагистрального самолета МС-21, разработанного конструкторским бюро имени А. С

Яковлева. Самолет, серийное производство которого планируется осуществлять на площадях иркутского авиа, отличают инновационные решения. Главным из них является так называемое «черное» крыло, создаваемое из композитных материалов. Широкое применение композитов позволяет снизить массу лайнера, тем самым увеличив полезную нагрузку и топливную эффективность.

На текущий момент собрано 4 опытных экземпляра МС-21, проходящих летные испытания. Начало серийного производства авиалайнера намечено на 2022 год.

Региональный самолет Ил-114

Ил-114-100, предназначенный для обслуживания региональных маршрутов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века. Мелкосерийное производство лайнеров в 90-е годы осуществлялось на мощностях Ташкентского производственного объединения имени Чкалова. Всего было выпущено 20 машин, большинство из которых эксплуатировались в Узбекистане.

В 2014 году по инициативе правительства РФ было решено вернуться к возрождению проекта и его реализации на территории страны. Самолет планируется существенно модернизировать и оснастить новыми двигателями отечественного производства.

В настоящее время на воронежском авиазаводе (ВАСО), осуществляется сборка первой опытной машины. Серийное производство самолетов планируется наладить на Луховицком заводе корпорации МИГ в 2022 году.

Транспортный самолет Ил-476

Военно-транспортный Ил-476 является глубоко модернизированной версией советского транспортника Ил-76, производившегося на ташкентском авиазаводе. Обновленная машина получила усовершенствованное крыло, новые двигатели и «стеклянную» кабину. Производство самолета налажено на мощностях ульяновского .

Помимо вышеперечисленных проектов, предприятия авиационной промышленности РФ готовятся к серийному выпуску истребителей пятого поколения Су-57, легких транспортников Ил-112, возобновлению производства стратегических бомбардировщиков ТУ-160.

Среди перспективных проектов – производство тяжелых транспортных самолетов Ил-276 и местных авиалиний «Байкал», широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, разрабатываемого совместно с КНР.

Одновременно на предприятиях авиационного комплекса страны осуществляется серийное производство истребителей и бомбардировщиков Су-30 СМ, Су-34, Су-35, вертолетов различного назначения, самолетов-амфибий Бе-200, а также мелкосерийное производство авиалайнеров Ту-204/214 и Ил-96-300 по заказу государственных и силовых структур.

Мечты, ставшие реальностью

Одной из таких нестандартных задумок можно считать «Сухой Суперджет 100». Проект стартовал в 2001 году. И уже в 2008 идея, претворенная в жизнь, поднялась в воздух. Коммерческое использование первого «цифровика» началось в 2011, после получения сертификата Авиарегистра МАК. Основные преимущества лайнера — продуманная система управления, надежные двигатели и экономичность. На данный момент построено более 30 подобных самолетов. «Суперджет 100» широко эксплуатируется в России, Мексике, Лаосе, Индонезии.

Не менее интересной можно считать идею о создании аэротакси, к воплощению которой в 2004 году приступила компания Dexter. Популярность этой услуги, ориентированной на бизнес-сегмент, растет сегодня в геометрической прогрессии. Отзывы свидетельствуют, полеты на 8-местном самолете Pilatus PC-12 пришлись по душе руководителям крупных компаний, чьи производственные ресурсы расположены в значительном удалении от центральных районов.

«Боинг» и Россия

В 1993 году в России начал функционировать научно-технический центр корпорации «Боинг». Российские инженеры (250 человек в штате и более полутора тысяч по договорам) стали трудиться на нужды американского гражданского авиапрома.

Причём делали они это столь успешно, что автор этих строк сам держал в руках коллективное письмо-обращение американских инженеров-конструкторов «Боинга» к президенту США. В своём послании американские конструкторы горько сожалели о том, что все сложные заказы уходят, мол, их российским коллегам, а собственно американскому «Боингу» остаются «рожки да ножки».

Если же говорить о новейшей разработке – композитном (в значительной степени) Boeing 787 Dreamliner, то 30% его планёра и пилон балки исполнены по нашим чертежам. Также как большая часть узлов механизации крыла.

Помимо проектирования элементов планёра и систем, именно в России американский гигант проводит практически все аэродинамические испытания (ресурс, прочность, разрыв), для чего в Жуковском была смонтирована 150-тонная установка, точная копия такой же, стоящей в головном центре «Боинга» в США.

Получается, что в данном случае крупный капитал сработал против Америки – в своё время показалось выгоднее не перевозить наши кадры «за океан» (хотя, к сожалению, очень многие уехали), а использовать их прямо «на месте», в России. Сами того не желая, наши извечные оппоненты подкормили российских молодых специалистов и не дали зачахнуть нашей школе научной мысли в области авиапрома. Самое любопытное, что Россия не только проектирует частично или полностью новейшие «Боинги» и «Эйрбасы», не только поставляет для них «сырьё» (алюминиевый лист, титановые сплавы, палладий и проч.), но и изготавливает сложные комплектующие системы.

Как лист металла становится самолетом

Участок стыковки носовой части

В ЗШП производится вырубка и формование будущих деталей. МСП изготавливает и производит сложные токарные и фрезеровочные (и множество других) работы. А в АСП предварительно изготовленным деталям и небольшим сборкам придают формы, уже напоминающие самолет.

Делается это на разнообразной оснастке, как и везде в мире. Но завод не проектировался под Ил-76: стоит взглянуть на последние корпуса «Русланов», и всё станет понятно.

Последние «Русланы»: фюзеляжи готовы

Именно они заполняют пространство цехов. Шутка ли: летающий агрегат размером с атомную подводную лодку! Высота фюзеляжа на шасси — около 10 метров, ещё почти 6 дает вертикальное оперение — киль.

Для транспортировки элементов махины были спроектированы

  • уникальные крановые системы, способные транспортировать даже отдельные отсеки;
  • уникальные для восьмидесятых автоматизированные системы хранения деталей;
  • колоссальные «этажерки», чтобы перемещаться вокруг этих титанических деталей и возводить шаг за шагом самолет.

Эти махины ползают по рельсам. Точность перемещения выше, чем у современных ЧПУ

По сравнению с этими титанами «семьдесят шестой» кажется игрушкой. Можно было бы разделить цех на 2 этажа по высоте (конечно нет) и запараллелить процесс.

Сам процесс практически не изменился за все время существования авиации: сначала изготавливаются панели обшивки с минимальным силовым набором, потом они объединяются вокруг основного «скелета».

На заднем плане стыкуют между собой отсеки

Получившиеся отсеки собираются в фюзеляж на стапеле. Для правильной стыковки каждый из них должен соответствовать чертежу с точностью в две десятых миллиметра.

Строго говоря, такая точность сопровождает элементы самолета весь процесс. И это не предел: при сборке МС-21 допустимые отклонения отдельных крупногабаритных деталей достигают сотых миллиметра.

После стыковки отсеков фюзеляжа работа разбивается на 2 части: одна команда занимается внутренним убранством самолета, другая вешает оперение и ставит крыло на специальном стапеле, полностью охватывающем самолет.

Этажерка для работы на оперении. Все вручную

Стапель устроен так, что самолет оказывается в «нивелировочном положении», по всем 3 осям оказываясь «в горизонте».

Крыло длиной в 30 метров — одна деталь, которую поднимают той самой кран-балкой для «Руслана». Удивительно: 40 лет эти краны, растянутые по всему заводу на протяжении десятка километров вдоль и поперек цехов продолжают работать без сбоев.

Какие самолёты производят в России?

– Ту-204

Самолёт Ту-204 был разработан конструкторским бюро имени Туполева для замены самолётов Ту-154. Серийное производство Ту-204-100 началось в 1990 году, а в 1996 году началась его коммерческая эксплуатация.

Сейчас в небольшом количестве продолжается производство новых модификаций самолёта — Ту-214 и Ту-204-300.

Ту-204СМ. Фото: wikipedia.org / Sengdes

Из-за отсутствия массового производства (делающего эксплуатацию самолёта рентабельной) и качественной системы послепродажного обслуживания Ту-204 не пользуется большим спросом у коммерческих авиаперевозчиков. В 2013 году было произведено всего два самолёта, а за десять лет — всего 36 машин.

Статья по теме

От кальки к 3D-модели. Как сегодня проектируют легендарные самолеты «ИЛ» Программа создания наиболее современной модификации Ту-204СМ поддерживается Министерством промышленности и торговли РФ.

В конце 2013 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в ближайшие пять лет различным авиакомпаниям могут быть поставлены 20 самолётов Ту-204СМ.

– Sukhoi Superjet 100

Самолёт разработан при участии ряда иностранных компаний, в их числе корпорация «Боинг». Производится в Комсомольске-на-Амуре .

Superjet 100 начали разрабатывать в начале 2000-х, а в эксплуатацию первый самолёт поступил в 2011 году.

Sukhoi Superjet 100. Фото: wikipedia.org / Ронни Макдональд

Статья по теме

Самолёт есть, конкурентоспособного продукта нет – эксперт о «Суперджет-100» На 16 июня 2014 года всего построено 62 самолёта, из них 7 — это предсерийные или испытательные самолёты, 40 переданы заказчикам.

– МС-21

Российский проект пассажирского самолёта, запуск которого планируется на 2021 год. Первый полёт самолёта МС-21 намечен на 2015 год.

Финансирование программы МС-21 в 2013 году составило 12,4 млрд рублей. Машина будет выпускаться в трёх версиях: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест). Разработчики самолёта, который будет выпускаться на Иркутском заводе, утверждают, что лайнер по техническим характеристикам превзойдёт продукцию конкурентов Boeing и Airbus.

Макет ближне-среднемагистрального самолёта МС-21. Фото: РИА Новости / Евгений Пахомов

– Ан-148

Пассажирский самолёт Ан-148 разработан конструкторским бюро имени Антонова (Украина) в начале 2000-х годов. Самолёт предназначен для полётов протяжённостью до 4000 км.

Ан-148 имеет несколько пассажирских модификаций (Ан-148-100А, Ан-148-100В и Ан-148-100Е), отличающихся взлётным весом и дальностью полёта. Дальнейшим развитием модели является самолёт Ан-158 (раннее обозначение — Ан-148-200) с повышенной вместимостью.

Эксплуатация самолёта на воздушных линиях началась в июне 2009 года. В настоящее время самолёт производится серийно на Воронежском авиастроительном предприятии. Планом на 2014 год предусмотрено строительство шести машин. Производят самолёт совместно с Украиной, российских комплектующих в нём порядка 60 %.

После отказа «Аэрофлота» от покупки дополнительных девяти самолётов Ан-148 среди его заказчиков осталась только одна коммерческая авиа, а также подразделения МЧС и управление делами президента.

Ан-148. Фото: wikipedia.org

Иркутский завод

В 1934 году начал свою историю знаменитый во всем мире советский, а ныне российский авиазавод. Иркутск стал родиной одного из ведущих авиастроительных заводов, который по праву признается одним из самых интенсивно развивающихся предприятий авиастроительной отрасли. Это одна из самых наукоемких и высокотехнологичных структур России. Иркутский авиазавод входит в состав ОАО «Корпорация «Иркут» — одной из ведущих авиастроительных компаний мира, три года подряд получавшей звание «Лучший экспортер России» (с 2008 по 2010 гг.). Выпускаемая Иркутским авиазаводом продукция для гражданской и военной авиации поставляется в 37 стран мира: Китай, Египет, Индия, Вьетнам и др.

Авиазавод (Иркутск) реализовывает полный комплекс работ по производству авиационной техники. Выполняет проектирование, строительство и испытание самолетов, а также послепродажное обслуживание. Всего за годы существования предприятия было выпущено свыше 6700 различных самолетов. Заводом освоено производство моделей, разработанных ведущими конструкторскими бюро СССР и России.

В настоящий момент Иркутский авиационный завод производит такие самолеты: Су-30, Як-130, МС-21, Як-152. Все они пользуются большим спросом. На протяжении последних лет Иркутский авиационный завод демонстрирует увеличение выпуска и реализации продукции, ее рентабельности. На авиазаводе проводится активная кадровая политика, предусматривающая подготовку и переподготовку всех специальностей — от рабочих до инженерного и руководящего состава. Расширяющийся портфель заказов управляющей корпорации «Иркут» позволяет строить планы по развитию предприятия на долгосрочную перспективу.

Затяжное падение: 90-е годы

За распадом СССР закономерно последовал распад советского авиапрома. Рвались налаженные отраслевые связи между предприятиями, которые в одночасье оказались в новоявленных независимых государствах. Отрасль стремительно приватизировалась, лишь 3% авиапредприятий остались под контролем государства. Аэрофлот рассыпался на множество частных авиакомпаний.

Объемы заказов оборонного ведомства катастрофически упали, а гражданское авиастроение в России было на грани уничтожения. Авиаперевозчики предпочитали заменять устаревающие советские самолеты иностранными подержанными воздушными суднами, а не заказывать их у отечественного производителя. Весьма красноречивы цифры 1999 года, в течение которого российский авиапром произвел 21 военных и 9 гражданских самолетов.

Рекомендации

  1. Такер, Спенсер (2005). Первая мировая война A-D Том 1 . ABC-CLIO. ISBN 1851094202 .
  2. Массенков и др. 1994, стр. 23.
  3. Mackworth-Praed 1996, стр. 202.
  4. Руслан, Пухов (2001). «Система проектирования и производства МиГ: постсоветские преобразования». Экспорт Вооружений (2).
  5. ^ абc Квятковский, Алекс (07.02.2003). «БИЗНЕС. Авиационная промышленность в штопоре».Журнал Россия .
  6. Ратленд, Питер (2005). «Экономический рекорд Путина». В белом; Гительман; Саква (ред.). События в российской политике .6 . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3522-0 .
  7. ^ абc «Россия воссоздает военно-космическую арену». Net Resources International.
  8. Макиенко, Константин (2007). «Российская авиационная промышленность: от европейского варианта к национальной стратегии». Краткий обзор защиты Москвы . Центр анализа стратегий и технологий (2).
  9. Макиенко, Константин (2005). «Эволюция оборонной промышленности России в 2005 году». Краткий обзор защиты Москвы . Центр анализа стратегий и технологий (1).
  10. Зверева, Полина (11.10.2009). «Государственная консолидация». Наблюдатель от России и СНГ .3 (26).
  11. «Годовой отчет 2009» (PDF). Объединенная авиастроительная корпорация. 2010. Архивировано с оригинал (PDF) на 01.08.2013.
  12. Годовой отчет ОАК за 2009 год, стр. 19
  13. Сокут, Сергей (2001). «Россия стремится быстро отреагировать на JSF». Экспорт Вооружений . Центр анализа стратегий и технологий.
  14. ^ аб Пядушкин, Максим. «Празднование 100-летнего юбилея Sukhoi Superjet 100 дебютирует в Ле Бурже».Наблюдатель от России и СНГ .2 (25).
  15. Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21 . Объединенная авиастроительная корпорация. Архивировано из оригинал 19 октября 2014 г.. Получено 18 декабря 2008.
  16. Синицкий, Алексей (01.11.2009). «Рисование контуров». Наблюдатель от России и СНГ .
  17. ^ абc Годовой отчет ОАК за 2009 год, стр.45
  18. Макиенко, Константин (24.07.2008). «Успешный год для производителей авиакосмической отрасли». Наблюдатель от России и СНГ. Получено 2010-01-06.
  19. ^ аб Годовой отчет ОАК за 2009 год, стр.96
  20. Пядушкин, Максим (15.02.2010). «Столкновение с низким спросом. Российские авиастроители увеличили поставки в 2009 году, но продажи в этом году остаются неопределенными». Наблюдатель от России и СНГ .
  21. «ОАК объявляет предварительные итоги 2010 года». Объединенная авиастроительная корпорация. 2011-02-01. Архивировано из оригинал на 2011-10-03. Получено 2011-02-11.
  22. https://sdelanounas.ru/blogs/25482/
  23. https://aeropress-bg.com/novini/36-news/1891-ruskata-industria-e-postroila-36-patnicheski-samoleta-za-2013.html
  24. Годовой отчет ОАК 2009, стр.4
  25. «Архивная копия». Архивировано из оригинал на 2016-01-10. Получено 2014-12-24.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
  26. Годовой отчет ОАК за 2008 год, стр.16
  27. Мантуров, Денис (2009). «Перспективы отечественного авиапрома». Военный парад (4): 8–9.

Алюминий и сплавы

Алюминий также предполагает крайне энергоёмкий и высокотехнологичный процесс производства. Не потому ли почти 40% западноевропейских «Эйрбасов» сделано из российского алюминия? Американская корпорация The Boeing Company просто имеет на Урале два совместных предприятия с ВСМПО-АВИСМА, крупнейшим производителем алюминия в мире!

Кстати, и в области титана наблюдается та же весьма неотрадная для Запада картина:

И вряд ли современный и совершенно конкурентоспособный процесс его производства на станках последнего поколения можно отнести к плодам умирающей постсоветской экономики. Получается, пользоваться нашей компетенцией и профессионализмом наших инженеров и параллельно заниматься мифотворчеством про «немытую Россию» просто выгодно Западу.

Бонус: остатки былой роскоши

«Руслан» на ремонте: здесь снят носовой обтекатель. Под ним прячется полквартиры

Лифт нужен для подъема оборудования и запчастей

Здесь снаружи остаются только мелкие работы

Ряд генераторов внушает

Метровое колесо «Руслана» стоит как новая Kia

Хороший самолет должен быть красивым

Кроме Ил-76Мд-90А на «Авиастаре» проходят плановый ремонт несколько «Русланов» и модифицируется пара Ту-204.

Чтобы подниматься на «Руслан» для высотных работ создали специальные лифты. А как иначе — летающий дом занимает площадь, сравнимую с небольшим футбольным полем.

Ту-204 на его фоне сущая мелочь. Но и такие самолеты нужны.

Интересный факт: при полном отказе двигателей и систем Ту-204 свободно планирует до земли, позволяя посадить самолет. Единственный пассажирский самолет с таким свойством.

Один из последних Ту-204-300

Двигатель крупным планом

Обратите внимание на количество систем. Носовая стойка — один из сложнейших элементов самолета

Носовая стойка — один из сложнейших элементов самолета

Хотя и в крыле прячется не меньше

Завод был готов выпускать до 50 пассажирских «Ту» в год, однако программа была свернута и передана в Казань. Ульяновск взамен получил Ил-76 и МС-21.

Неподалеку от ремонтируемых «тушек» находится участок для «Суперджетов». Все верно, вы не ослышались: на них в Ульяновске устанавливают некоторые системы, салон и проводят ряд испытаний.

К «Суперджету» иного подхода не было

В следующий раз я покажу вам самолет изнутри во время сборочных работ. Какой хотите увидеть первым?

iPhones.ru

Место, где рождаются гиганты.

Рассказать

Время надежд: 2000 годы

В начало третьего тысячелетия Россия вошла с новыми людьми у власти и новыми надеждами. Страна оправлялась от десятилетнего передела собственности, смутных времен приватизации и дефолтов. Цены на нефть росли, экономика крепла, увеличивалось финансирование важнейших отраслей, в том числе и авиапрома. Для его эффективного развития власти объединили авиапредприятия, создав холдинг «Вертолеты России», отвечающий за производство вертолетной техники, и «Объединенную авиастроительную корпорацию».

Военное авиастроение в России восстанавливалось быстрее гражданского за счет растущих отечественных и экспортных заказов. Иностранные государства с удовольствием закупали Миг-29, Су-30, Су-27. В гражданской авиации ситуация кардинально не изменилась: в 2000-х годах было закуплено более 250 зарубежных самолетов.

Развитие отрасли в других странах

Кроме России наиболее развитыми авиационными промышленностями обладают США, Бразилия и страны ЕС. В них насчитывается наибольшее количество компаний и заводов этой отрасли. Из-за больших издержек и капиталоемкости авиационного строения в этих странах наблюдается высокая монополизация.

Жесткая конкуренция приводит к объединению даже крупных компаний внутри государства. Примером может служить слияние предприятий «Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас» в Соединенных Штатах, а также совместное производство «Эйрбас индастри», в котором участвуют:

  • Франция;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Испания.

Самая развитая и мощная авиационная отрасль находится в Соединенных Штатах. Начиная с послевоенного времени, когда у производителей Америки практически не было конкурентов, весь западный рынок оказался в руках США. Они и сейчас снабжают военной техникой партнеров по НАТО, а их самолеты гражданской авиации есть практически во всем мире.

Все это способствовало быстрому росту не только авиапрома, но и машиностроения страны, которое обеспечивает потребности авиационного и ракетного производства. В Европе лидирующее положение держат Франция и Великобритания. Кроме совместного участия в создании пассажирских самолетов они производят военные истребители и космическое оборудование.

https://youtube.com/watch?v=zdwF4zWDS74

На пути к былой мощи: 2010 годы

С 2010 года и по сегодняшний день взятый курс на восстановление отрасли сохраняется, несмотря на последствия экономического глобального кризиса 2008 года и санкции, наложенные на РФ западными странами. Благодаря возросшим закупкам минобороны России, заводы работают на полную мощность, доведя уровень производства до сотен военных самолетов в год. Налажен серийный выпуск истребителей Су-30М и Су-35, транспортного военного самолета Ил-76МД, проходят летные испытания заправщик Ил-78М и новейший истребитель Су-57.

Возрождается и гражданский авиапром. Налажен серийный выпуск нового российского самолета «Суперджет 100», ведутся собственные и совместные с Китаем разработки магистральных пассажиров самолетов. Лучшей иллюстрацией положительных тенденций становится статистика. В 2010 году произведено свыше 100 военных воздушных судов разных типов, в 2011 году отечественные авиастроители выпустили более 260 вертолетов, в 2014 году построили 37 гражданских и 124 военных самолета.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий