Бюджетный дефицит: причины, источники финансирования, последствия

Какую роль в решении проблемы играет Центральный Банк

Центральный Банк – это юридическое лицо, но со своими правами и обязанностями. При этом, в законе прописан пункт, в котором говорится о том, что ЦБ осуществляет работу независимо от других органов государственной власти. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что банк не государственный, но это не совсем так.

Управляется он национальным финансовым советом и советом директоров. Каждый из членов назначается рядом государственных структур на конкретный срок. Из этого следует, что в случае образования бюджетного дефицита, государство берет кредит у самого себя, что может показаться полным абсурдом.

Но, здесь стоит учесть то, кто именно будет заниматься возвратом долга, и тогда всё станет на свои места. С одной стороны, это государство, а с другой, необходимо учитывать поднятие пенсионного возраста, увольнение госслужащих, а также задержку зарплат учителям, врачам и остальным работникам соц. служб. Таким образом, государство берёт деньги не на себя, а даёт их в кредит населению.

Заключение

Бюджетный дефицит практически всегда является следствием неправильной стратегии по управлению экономикой, если не брать во внимание форс-мажорные обстоятельства. Правительство РФ уже несколько лет подряд принимает дефицитный бюджет

Например, в 2018 году дефицит достиг 1,332 трлн рублей, что составило 1,37% от ВВП.

США

Большинство государств предпочитают финансировать свой дефицит, а не балансировать бюджет. Государственные облигации финансируют дефицит. Большинство кредиторов считают, что правительство с большой вероятностью вернет долг своим кредиторам, и это делает государственные облигации более привлекательными, чем более рискованные корпоративные облигации. В результате государственные процентные ставки остаются относительно низкими. Это позволяет правительствам годами сохранять дефицит.

Соединенные Штаты финансируют свой дефицит с помощью казначейских векселей, банкнот и облигаций. Это то, как правительство печатает деньги. Это создает больше кредитов, деноминированных в валюте этой страны. Из-за этого стоимость валюты этой страны со временем снижается. По мере того, как облигации наводняют рынок, предложение превышает спрос.

Многие страны, в том числе Соединенные Штаты, могут печатать свою валюту. При наступлении срока оплаты счетов они просто создают больше кредитов и выплачивают их. Это снижает стоимость валюты по мере увеличения денежной массы. Если дефицит умеренный, это не вредит экономике. Вместо этого он даже ускоряет экономический рост.

Важно отметить уникальное положение Соединенных Штатов, которым они, конечно, пользуются. Доллар США функционирует как мировая валюта

Он используется для большинства международных транзакций. Например, почти все нефтяные контракты оцениваются в долларах. В результате Соединенные Штаты могут безопасно иметь больший долг, чем любая другая страна в мире.

Последствия такого подхода видны не сразу. Кредиторы довольны, потому что они знают, что им заплатят. Но это как змея, которая заглатывает свой хвост. Страны берут новые долги, чтобы погасить старые. Процентные ставки по новому долгу стремительно растут, странам становится все дороже пролонгировать долг. Если это будет продолжаться достаточно долго, то страна может объявить дефолт по своему долгу. Именно это вызвало долговой кризис Греции в 2009 году.

Дефицит, профицит и баланс

Если государство допускает бюджетный дефицит, то в экономике может наступить кризис. Идеальной является ситуация, когда доходы и расходы равны. Таким образом, достигается бюджетный баланс. Каждое государство делает все возможное, чтобы приблизиться к нему.

Доходами могут стать не только налоговые поступления, но и заимствования (например, кредиты и т. д.). Проблема в том, что если баланса добиться не удается, то такой бюджет вообще нельзя исполнить и распределить. Но дефицит – это только одна из возможных проблем, с которой может столкнуться государство. В случае профицита, когда доходная часть превышает расходную, также могут иметь место отрицательные последствия. Его результатом становится сниженная эффективность использования средств из бюджета страны. Что приводит к нарушениям в экономике. Поэтому единственным способом разрешить бюджетный дефицит является достижение баланса в бюджете.

Баланс нужен в первую очередь для нормальной работы различных государственных учреждений – органов управления, территориальных и административных образований. Бюджетный дефицит приводит к тому, что рано или поздно средства заканчиваются, и приостанавливается финансирование бюджетных учреждений – школ, больниц и т. д.

Отсутствие денег в казне чревато срывами муниципальных и государственных заказов, возникновением неплатежей персоналу, работающему в хозяйственных учреждениях. Теоретически идеальным вариантом для страны был бы полностью сбалансированный бюджет. Однако реальная экономика такова, что добиться этого порой крайне нелегко. В таком случае государство прибегает к использованию различных источников финансирования.

Государственный долг

Когда правительство неустанно продолжает брать кредиты, оно само становится крупным заемщиком на рынке. Государственным долгом называется совокупность денег, занятых государством у физических и юридических лиц, международных организаций и т. д. Если бюджет принимается с дефицитом, то, соответственно, растут и траты на выполнение собственных обязательств правительства.

При этом само наличие государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Он есть у всех стран. У США долг даже больше, чем у России. Однако это вовсе не означает, что американская экономика в кризисе, а в бюджете этой страны есть огромные дырки. Критичность государственного долга зависит только от того, насколько эффективно с ним расплачиваются. Американское правительство регулярно выполняет свои обязательства перед кредиторами. Поэтому его долг находится на постоянной высокой отметке, так как государству дают деньги с уверенностью, что оно расплатится.

В 90-е годы России приходилось жить с постоянным бюджетным дефицитом. Правительство увеличивало размер государственного долга для покрытия недостатка собственных средств. Эти обязательства закреплялись соглашениями, договорами и ценными бумагами. Часто государство прибегало к пролонгации (продлению) собственного долга для того, чтобы отложить оплату и вновь заняться дефицитным бюджетом.

Коррупция и налоговая политика

Экономическая система может быть выстроена неправильно из-за популизма политиков. Например, если после выборов к власти приходит партия, обещавшая увеличить пенсии и т. д., то ей придется перестраивать бюджет. При этом почти во всех таких случаях увеличение финансирования одной статьи приводит к недостатку средств в другой. Любой закон о бюджете не будет работать, если государство не может избавиться от коррупции внутри своих ведомств.

Нерадивые чиновники, перераспределяющие средства налогоплательщиков в своих интересах подрывают экономику страны. И дело здесь вовсе не в так называемой бытовой коррупции, когда госслужащий берет деньги непосредственно у граждан (например, за поступление в вуз). Как правило, самые крупные хищения происходят с помощью тендеров на государственные заказы (строительство, реализация инфраструктурных проектов и т. д.). Из-за подобной коррупции правительству приходится тратить больше средств на выполнение своих социальных обязательств. Все статьи бюджета взаимосвязаны, поэтому если сегодня где-то не досчитаются денег, то завтра это ударит уже по финансированию в совсем другом секторе.

Наконец, последняя причина дефицита – это неэффективная налоговая политика. Увеличение поборов с бизнесменов в частном секторе может привести к появлению теневого сектора экономики. Низкое благосостояние общества также является причиной роста криминала, который бьет по налогообложению, а в итоге уменьшает размер доходов государства. Все это может вылиться в разные негативные явления, среди которых самым явным и заметным является инфляция. Бюджетный дефицит в таком случае бьет по всем секторам экономики.

Причины возникновения дефицита бюджета

Бюджетный дефицит может возникать по следующим причинам:

  • Снижение доходов из-за кризиса;
  • Рост расходов вследствие структурной перестройки экономики и необходимости поддержки промышленного комплекса;
  • Наступление чрезвычайных обстоятельств, таких как войны, крупные катастрофы, стихийные бедствия и прочее;
  • Недостаточно эффективная финансовая система;
  • Плохая налоговая политика, вызывающая рост теневого сектора;
  • Повышение социальных программ, которые невозможно обеспечить с финансовой точки зрения;
  • Высокий уровень коррупции.

Сокращение бюджетного дефицита является серьезным источником проблем.

  • Во-первых, если дефицит возник по причине накопившихся высоких государственных расходов, сократить их совсем непросто.
  • Во-вторых, крайне сложно найти и дополнительные источники финансирования: увеличение налогов может привести к снижению деловой активности в экономике, поощрению уклонения от налогообложения, росту теневой экономики; приватизация собственности же дает лишь единоразовое пополнение бюджета и т.д. Таким образом, развитые страны, как правило, сохраняют свой бюджет дефицитным.

Зачастую, дефицит бюджета все-таки возникает вследствие кризиса, ухудшения финансово-хозяйственной деятельности, неэффективности налоговой политики и т.д. В таких случаях государство должно принимать меры по стабилизации экономики, реформированию бюджетной политики, стабилизации финансово-кредитной системы.

Обратная сторона дефицита

С другой стороны, дефицит государственного бюджета подвергался критике со стороны многочисленных экономических мыслителей на протяжении всего времени за их роль в вытеснении частных заимствований, искажении процентных ставок, поддержке неконкурентоспособных фирм и расширении влияния нерыночных субъектов. Тем не менее бюджетный дефицит оставался популярным среди правительственных экономистов с тех пор, как Кейнс узаконил его в 1930-х годах.

Так называемая экспансионистская фискальная политика не только составляет основу кейнсианских методов борьбы с рецессией, но также обеспечивает экономическое обоснование того, что избранные представители естественным образом склонны делать: тратить деньги с уменьшенными краткосрочными последствиями.

Первоначально Кейнс призывал к сокращению дефицита во время рецессии и к исправлению дефицита бюджета после восстановления экономики. Это происходит редко, поскольку повышение налогов и сокращение государственных программ редко бывают популярными даже в периоды изобилия. У правительств была тенденция из года в год иметь дефицит, что приводило к огромному государственному долгу.

Что приводит к бюджетному дефициту

Самые распространённые провокаторы бюджетного дефицита, это:

  • Внедрение социальных программ, слишком сложных для реализации в финансовом плане;
  • Снижение уровня прибыли на фоне кризиса;
  • Коррупция на всех уровнях:
  • Недостаточно грамотно проработанная финансовая система;
  • Убытки, спровоцированные структурной перестройкой экономики. В данном случае, дефицит возникает из-за необходимости поддержать промышленный комплекс;
  • Агрессивная налоговая политика, провоцирующая теневые схемы.
  • Чрезвычайные ситуации. Сюда можно включить стихийные бедствия, катастрофы и воины.

Говоря о бюджетном дефиците как источнике проблем, он может спровоцировать следующее:

  • Сложности при попытках отыскать дополнительные источники прибыли;
  • Если увеличатся налоги, это может спровоцировать снижение деловой активности в экономическом плане. Также в этот момент происходит рост теневой экономики из-за поиска способов уйти от налогов;

Чтобы уберечь себя от подобных проблем, иногда целесообразнее сохранять бюджетный дефицит. Если сложности вызваны слишком большими расходами, это одна из самых тяжелых ситуаций, выход из которой смогут найти только высококлассные и опытные специалисты.

В большинстве случаев, дефицит, это последствия кризиса, который спровоцирован неэффективностью налоговой политики и усугублением финансово-хозяйственной деятельности. В такой ситуации, задачей государства является разработка эффективной стратегии для стабилизации экономики, финансово-кредитной системы, а также реформирования бюджетной политики.

Разновидности дефицита.

Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита:

  • Действительный. Заложен в законодательных актах о бюджете как предельная величина. Но, она может быть непостоянной и изменяться в зависимости от исполнения бюджета;
  • Случайный. Преимущественно затрагивает местные бюджеты из-за зависимости от одного финансового источника. Эту разновидность дефицита можно назвать причиной отставания роста дохода по сравнению с расходами;
  • Временный дефицит. Не представляет большой опасности для экономики, так как является непродолжительным явлением. Он возникает на фоне случайных колебаний в расходной и доходной части. Но, если своевременно не предпринять грамотные меры, временный дефицит может стать хроническим;
  • Хронический. Является ежегодным явлением, спровоцированным кризисом в экономике.

Чтобы облегчить последствия дефицита и уберечь экономику, необходимо предпринять защитные меры. Зачастую, это эмиссионное покрытие дефицита, внешние и внутренние займы или повышение налогов.

Минусы дефицита

Существует 2 основных минуса бюджетного дефицита:

  • При возникновении в условиях сокращения расходов, значимость государства в общественных и экономических процессах значительно снижается. Это означает, что правительство теряет способность к урегулированию ситуации. Это может привести к потере контроля над кризисом в социальных, а также некоторых экономических областях.
  • Говоря о дефиците российского бюджета, практически всегда он покрывается продажей государственного имущества и кредитами. Такая политика только лишь откладывает проблемы на потом без влияния на главную причину дефицита. Если будет принято решение о печати новых денег, это обесценит национальную валюту. Увеличение налогов также не улучшит ситуацию, так как это приведет к уходу бизнеса в тень.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами (ст. 6 БК РФ).

Методы бюджетного планирования

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Коррупция в государственном секторе.
  7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Воздействие в краткосрочной перспективе

Несмотря на то, что долгосрочное макроэкономическое воздействие бюджетного дефицита является предметом споров, гораздо меньше споров по поводу некоторых непосредственных, краткосрочных последствий. Однако эти последствия зависят от характера дефицита.

Если дефицит возникает из-за того, что правительство участвует в проектах дополнительных расходов – например, расходы на инфраструктуру или гранты предприятиям – тогда те сектора, которые выбрали для получения денег, получают краткосрочное повышение операционной деятельности и прибыльности. Если дефицит возникает из-за того, что поступления в правительство упали из-за снижения налогов или снижения деловой активности, то такого стимула не происходит. Вопрос о том, желательны ли стимулирующие расходы, также является предметом споров, но не может быть никаких сомнений в том, что определенные секторы выиграют от этого в краткосрочной перспективе.

Что приводит к бюджетному дефициту.

Самые распространённые провокаторы бюджетного дефицита, это:

  • Внедрение социальных программ, слишком сложных для реализации в финансовом плане;
  • Снижение уровня прибыли на фоне кризиса;
  • Коррупция на всех уровнях:
  • Недостаточно грамотно проработанная финансовая система;
  • Убытки, спровоцированные структурной перестройкой экономики. В данном случае, дефицит возникает из-за необходимости поддержать промышленный комплекс;
  • Агрессивная налоговая политика, провоцирующая теневые схемы.
  • Чрезвычайные ситуации. Сюда можно включить стихийные бедствия, катастрофы и воины.

Говоря о бюджетном дефиците как источнике проблем, он может спровоцировать следующее:

  • Сложности при попытках отыскать дополнительные источники прибыли;
  • Если увеличатся налоги, это может спровоцировать снижение деловой активности в экономическом плане. Также в этот момент происходит рост теневой экономики из-за поиска способов уйти от налогов;

Чтобы уберечь себя от подобных проблем, иногда целесообразнее сохранять бюджетный дефицит. Если сложности вызваны слишком большими расходами, это одна из самых тяжелых ситуаций, выход из которой смогут найти только высококлассные и опытные специалисты.

В большинстве случаев, дефицит, это последствия кризиса, который спровоцирован неэффективностью налоговой политики и усугублением финансово-хозяйственной деятельности. В такой ситуации, задачей государства является разработка эффективной стратегии для стабилизации экономики, финансово-кредитной системы, а также реформирования бюджетной политики.

Суть

Дефицит рассматривается в основном в негативном свете. В то время как в макроэкономических предложениях кейнсианской школы утверждается, что дефицит иногда необходим для стимулирования совокупного спроса после того, как денежно-кредитная политика оказалась неэффективной, другие экономисты утверждают, что дефицит вытесняет частные заимствования и искажает рынок.

Тем не менее, другие экономисты предполагают, что заимствование денег сегодня требует более высоких налогов в будущем, что несправедливо наказывает будущие поколения налогоплательщиков за удовлетворение потребностей (или покупку голосов) текущих бенефициаров. Если увеличение дефицита станет политически невыгодным, есть ощущение, что демократический процесс может привести к ограничению дефицита текущего счета.

Причины возникновения дефицита бюджета

Причинами могут быть:

  •  рост государственных расходов в связи со структурным переустройством экономики и необходимостью развития промышленного комплекса;
  •  сокращение доходов государственного бюджета в момент кризиса экономики;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные аварии и катастрофы, стихийные бедствия);
  •  не особенно эффективная финансовая система страны;
  • политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, которые не обеспечены финансовыми возможностями;
  •  высокая степень коррупции в государстве;
  • неэффективность налоговой политики, которая вызывает лишь увеличение теневого (контрабандного) сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита являются достаточно серьёзными по нескольким причинам. Первое, это объем важных государственных расходов велик. Такие обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не возможно сократить, снижение других является непопулярной мерой и будут затрагивать интересы разных слоёв населения. Во-вторых, чтобы найти новые источники пополнения бюджета, это крайне сложно сделать. Налоговое увеличение, скажится плохо, на деловой активности в экономике, поощряет криминализацию экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов, нарушение экономических связей, неэффективность системы налогообложения т.п. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

Источники для финансирования дефицита

Говоря о временной нехватке средств, не способной вызвать глобальные кризисные процессы в экономике. Это нормальное явление, которого не стоит бояться. На данном этапе необходимо разработать программу действий для снижения вероятности возникновения последствий бюджетного дефицита.

Условия безопасности будут соблюдены, если дефицит составит не более 3% от ВВП. Как источник покрытия, используются внешние и внутренние займы, печать новых денег, а также реализация государственного имущества. На данном этапе стоит понимать, что все эти способы не конкурентно способны между друг другом.

Все они одинаково плохие, и в будущем спровоцируют инфляцию. Но, несмотря на это, многие страны предпочитают тратить средства из стратегических фондов, а также применять стратегию кредитования. Пополняя доходную часть бюджета, государство намеренно идёт на экономический спад. Говоря о монетизации дефицита, это увеличивает денежную массу. В последствии — это обесценит национальную валюту и приведёт к инфляции.

7.1. Внутренние источники

В данную категорию можно отнести продажу ценных бумаг, золота и других активов. Иногда приходится продавать предприятия. Сюда же включены кредиты Центрального Банка. Такие же стратегии применяются для финансирования бюджета субъектов России. Но, в данном случае, роль Центрального банка может сыграть другой кредитор.

Продажа предприятий, принадлежащих государству и кредиты — это одни из самых плохих способов покрытия дефицита. Это объясняется тем, что они помогут решить проблемы только на некоторое время, так как кредиты придется возвращать, а проданные предприятия не будут приносить прибыль.

7.2. Внешние источники

Здесь речь идёт о кредитах от МВФ, а также больших иностранных компаний. Сюда же можно включить продажу иностранной валюты, которая находится в Резервном фонде РФ. Именно этот способ является самым заманчивым, так как другие стратегии предполагают политическую и экономическую зависимость от государств, которые дадут кредит.

Для России, это будет не самый лучший вариант, так как в результате она может быть отстранена от международных рынков. Также стоит понимать, что внутренние источники не отличаются какими-либо преимуществами перед внешними.

Еврооблигации — что это такое;

Классификация бюджетного дефицита

1.    По характеру возникновения:

  • случайный (обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств);
  • действительный (объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов, закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета).

2.    По продолжительности:

  • хронический (повторяется в бюджете из года в год, чаще всего является следствием продолжительного экономического кризиса);
  • временный (является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов, при неумелом управлении также может перерасти в хронический).

3.    По отношению к плану:

  • плановый (предусмотрен законодательным актом о бюджете);
  • внеплановый (объясняющийся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов).

Долговое финансирование

Но, помимо денежного, есть еще и долговое финансирование. Оно осуществляется государством с помощью выпуска собственных доходных обязательств. Эти ценные бумаги появляются на внутреннем фондовом рынке. По сути, государство занимает деньги в частном секторе и расплачивается уже после того, как бюджетный дефицит и профицит остаются в прошлом.

Долговое финансирование не так болезненно для экономики, как денежное. Однако и у него есть свои недостатки. Если участники рынка несут свои средства государству, то, следовательно, они перестают вкладывать в реальный сектор экономики. Это приводит к снижению уровня активности и замедлению роста благосостояния страны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий