Когда встречаются экономические и политические системы
С XIX века крайне левая марка социализма ратовала за радикальную перестройку общества – если не за прямую пролетарскую революцию, – которая перераспределила бы власть и богатство по более справедливым направлениям. Напряжения анархизма присутствовали и в этом более радикальном крыле социалистической интеллектуальной традиции.
Однако, возможно, в результате грандиозной сделки фон Бисмарка многие социалисты видели в постепенных политических изменениях средство улучшения общества. Такие «реформисты», как их называют сторонники жесткой линии, в начале 20 века часто поддерживали христианские движения «социального евангелия». Они одержали ряд политических побед: нормативные акты, предписывающие безопасность на рабочем месте, минимальную заработную плату, пенсионные схемы, социальное страхование, всеобщее здравоохранение и ряд других государственных услуг, которые обычно финансируются за счет относительно высоких налогов.
После мировых войн социалистические партии стали доминирующей политической силой в большей части Западной Европы. Наряду с коммунизмом, различные формы социализма имели большое влияние в недавно деколонизированных странах Африки, Азии и Ближнего Востока, где лидеры и интеллектуалы переделывали социалистические идеи в соответствии с местными особенностями – или наоборот. Исламский социализм, например, основан на закята – требовании, чтобы благочестивые мусульмане раздавали часть своего накопленного богатства.
Тем временем социалисты богатого мира присоединились к целому ряду освободительных движений. В США многие, хотя и далеко не все, лидеры феминизма и движения за гражданские права поддержали аспекты социализма.
В то же время социализм стал инкубатором для движений, которые обычно называют ультраправыми. Европейские фашисты в 1920-х и 1930-х годах переняли социалистические идеи, хотя и сформулировали их в националистических терминах: экономическое перераспределение в пользу рабочих конкретно означало итальянских или немецких рабочих, а затем только определенный, узкий тип итальянских или немецких. В сегодняшней политической борьбе отголоски социализма – или экономического популизма, по мнению критиков, – легко различимы как справа, так и слева.
Появление коммунистических идей
Первобытный коммунизм
На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.
Коммунистические идеи средневековья
Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.
Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной — все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.
Светские концепции коммунизма
Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.
Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.
Утопический коммунизм
Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.
В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.
Что такое коммунизм?
Если заглянуть в философский словарь, то там можно найти следующее определение – это утопическая идея об идеальном экономическом и политическом устройстве государства. Основной идеей течения является всеобщее равенство людей. Проведем небольшой экскурс в историю.
Когда большинство европейских стран представляло из себя абсолютную монархию, ни о каком равенстве мечтать не приходилось. Во времена правления королей, князей, герцогов, графов владения граждан были очень неравномерными. Это было связано с тем обстоятельством, что с течением времени одни люди становились беднее (в результате войн, катаклизмов и так далее), а другие – богаче, и бедняки вынуждены были продавать или закладывать свои владения, чтобы выжить. Или же шли в услужение к более обеспеченному господину. Со временем законы становились все более жёсткими по отношению к обедневшему населению, и начало процветать рабство.
Проверкой на прочность человека были суровые погодные условия – европейские зимы в эпоху древности и средневековья не отличались мягким климатом и хорошей погодой. Тогда как богатеи обустраивали свои замки и дворцы, украшали комнаты различными предметами искусства, стоившими подчас целое состояние, устраивали роскошные пиры с изобилием еды и золотых тарелок, простое население пыталось найти хоть какой-то источник пропитания, выжить в голодные времена, обогреть свои убогие хижины.
Не забываем про налоги, которые правители собирали с простого люда. В зависимости от экономической и политической ситуаций налоги периодически увеличивались (на борьбу с засухой, наводнением, на ведение войны с соседями). Поэтому можно себе представить, насколько тяжело жилось обычным европейцам, которым не повезло родиться в королевской или аристократической семье.
Девятнадцатый век стал поистине революционным периодом в жизни европейских государств. Одна за другой в монархических странах начали происходить революции, короли и князья теряли свои владения, права, дворцы, деньги, драгоценности (здесь отметим, что некоторым повезло просто лишиться имущества – другие правители распрощались с жизнью). Как только власть монарха была упразднена, появилась новая форма правления – республика. С исторической точки зрения такой строй совсем не нов – еще в древней Греции власть принадлежала народу (в древнегреческом понимании, конечно), отсюда и произошло слово «Демократия». С середины 1840-х гг. впервые звучит слово «коммунизм».
В переводе с французского языка communisme происходит от слова commun, то есть «общий». Идея коммунизма состоит в том, что ни один человек не должен господствовать над другим, у всех граждан должны быть равные права и обязанности перед государством, чья роль в управлении жизнью населения возрастала и становилась главенствующей. Таким образом, мы подходим к сути нового направления в политике.
Главные понятия
Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.
Социализм
В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе буржуазных отношений. Социалистические взгляды (власть – народу; от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.
Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства. В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.
Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.
Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты — это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.
Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.
Виды социализма
Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:
Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему. Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для рыночной экономики.
Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления.
Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
Националистический – более известный как нацизм, который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей. Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А
Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.
Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.
Виды социализма
Высшая фаза коммунизма
Переход к высшей фазе коммунизма в представлении Маркса, Энгельса, Ленина связан с коренным изменением характера труда, который станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при коммунизме будут общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение которых станет привычкой. Организация общества будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности коммунизма сформулировано Марксом в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» .
Полный коммунизм будет основан на высшем развитии производительных сил, материального и духовного производства (автоматизация, кибернетизация). Труд станет свободной творческой деятельностью, первой потребностью человека, превратится в полной мере в непосредственно-общественный труд. Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям. Основу общественных отношений будет составлять единая общественная (всего общества) собственность на основные средства производства. Исчезнут классовые различия, старое (классовое) разделение труда, существенные различия между городом и деревней, умственным и физическим трудом, что приведёт к осуществлению полного социального равенства, будут исчезать национальные различия. В конечном счёте сложится единое коммунистическое общество в масштабе всей планеты.
Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно направляемый процесс. Будет осуществлено научное управление не только развитием производства, но и всего общества. Духовное производство станет играть определяющую роль в совокупном общественном производстве. Разовьются все формы духовной культуры. Полностью отомрёт религия.
Классическое определение конечной цели коммунистического преобразования общества дано в «Манифесте Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» .
Свободное всестороннее развитие каждого члена общества и всего общества в целом — такова высшая гуманистическая цель коммунистического преобразования общества. Завершается предыстория и начинается развитие подлинно человеческого общества. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.
Утопические принципы построения общества
Давайте разберемся с терминами. Чтобы выяснить, чем отличается социализм от коммунизма, необходимо определиться с понятийной базой. Мы с вами будем говорить об общественном устройстве, в основу которого положены определенные принципы. Любая страна выбирает себе путь развития. Иногда это происходит эволюционным путем, в других случаях – революционными методами. Суть не в этом. Люди постоянно стремятся совершенствовать общественное устройство. Идеальными кажутся отношения в крепкой семье, где каждый получает то, чего желает, безвозмездно отдавая остальным то, что те считают ценным и нужным. Такие мечты присутствовали в обществе во все времена. Они нашли свое выражение в недостижимом пока устройстве государства: коммунизме. Это такой строй, где материальные блага принадлежат всем людям. Каждый имеет право пользоваться ими по своему усмотрению, по мере сил работая на благо общества. В реальной жизни дела обстоят совсем не так. Наивысшее в смысле достижения социальной справедливости общество, которое сумели создать в одной стране, называется социализмом. Его черты далеки от мечты.
Чем отличается социализм от коммунизма? В чем разница?
Устройство общества – это распределение функций и прав его участников от гражданина до государства. Социалистический строй считался в науке переходным от капитализма к коммунизму. Оттого его характеризуют половинчатые принципы. Собственность уже принадлежит народу, но пользоваться ею по своему усмотрению невозможно. Каждый гражданин имеет право лишь на заработанные, то есть строго определенные блага
Рассматривая, чем отличается социализм от коммунизма, следует обратить внимание именно на собственность. Ведь идея всеобщего равенства родилась в капиталистическом мире
Людей тогда тревожила несправедливость устройства жизни в целом. Одни тяжко трудятся, а другие радуются результатам, полностью их присваивая. Создатель теории коммунизма Карл Маркс исходил из того, кто должен владеть средствами производства. По его мнению, этим правом должны обладать все члены общества. Но сразу так изменить устройство общества не получится. Поэтому возникла теория, воплощенная впоследствии на практике, – социализма. Это такое устройство государства, где граждан готовят к принципам коммунизма, воспитывают. Невозможно было себе представить, что люди одномоментно согласятся делиться всем нажитым. А ведь добровольность отказа от накопленного – это именно то, чем коммунизм отличается от социализма и капитализма. Первостепенной при этом устройстве считается зрелая, развитая личность.
Принципиальные отличия
Необходимо понимать, что общественное устройство не является стационарной системой. Оно развивается. Именно на это надеялся К. Маркс. Чтобы усвоить, чем отличается социализм от коммунизма, мы необходимо исследовать принадлежность средств производства, результатов труда и иные принципиальные аспекты. Любое общество живет за счет природных ресурсов и технологий. Теоретики считали, что и то и другое должно принадлежать народу, если в стране социализм, коммунизм. Отличия состоят в присвоении результатов труда. При социализме каждый получает столько, сколько заработал и не более. Коммунизм включает в себя принцип «каждому по потребностям». То есть каждый человек имеет право пользоваться результатами всеобщего труда. В этом состоит принципиальное отличие. Коммунизм и социализм, описание которых приведено чуть ниже, считают практически идентичными устройствами общества. Однако следует понимать, что это не так. И в первую очередь речь идет о развитии личности. Планировалось, что в социалистическом государстве люди поймут, что лучше заботиться о ближних, чем жить для себя. Постепенно общество станет коммунистическим. Произойти это должно было эволюционным путем, без потрясений и смуты.
Сравнительная характеристика
Рассмотрим, чем отличается капитализм от социализма
. Разные мыслители выделяют различные признаки той и другой модели. Основными общими характеристиками социализма можно считать:
- Всеобщее равенство.
- Ограничение частнособственнических отношений.
В отличие от капитализма, при социализме
субъектам можно было иметь предметы только в личной собственности. Капиталистические предприятия при этом заменялись корпоративными. Для социализма свойственно формирование коммун. Внутри этих объединений все имущество общее.
Социалисты выступали против капиталистов в основном потому, что для достижения своих целей последние эксплуатировали людей. При этом существовало четкое разграничение классов. С развитием частнособственнических отношений разделение слоев становилось все более отчетливым.
Различия социализма и капитализма
особенно ярко проявлялись в России. Люди, недовольные условиями жизни и труда, выступали за справедливость и равенство, искоренение угнетения, которое было широко распространено в стране. В других воспринимался не так болезненно. Дело в том, что другие общества быстрее прошли свою трансформацию. Социалисты считали уничтожение частнособственнических отношений в качестве одного из способов достижения конечной цели – формирования организованного общества.
Основные идеи социализма
В соответствии с поставленными целями были сформированы программы для их достижения.
В частности, результат работы должен был распределяться в соответствии с вкладом каждого отдельного производителя. Он должен был получить квитанцию, в которой отражался объем его работы. В соответствии с ним, производитель мог получать товары народного потребления со склада общего пользования.
Принцип эквивалентности был провозглашен господствующим при социализме. В соответствии с ним был обменен такой же объем работ. Однако, поскольку у разных людей разные навыки, им следует давать разную часть товаров.
Народная собственность не может быть ничем иным, кроме личной. В отличие от капитализма, частное предпринимательство при социализме было преступлением.
Демократический социализм
На современном этапе развития общества сформировалось огромное количество различных политических и социальных течений. Идеология социал-демократии, столь популярная сегодня, уходит корнями в реформистские тенденции Второго Интернационала. Его идеи представлены в работах Бернштейна, Фольмара, Жореса и др. особое влияние на нее оказали концепции либерального реформизма, в том числе кейнсианства.
Отличительная черта социал-демократической идеологии — приверженность реформизму. Эта концепция лежит в основе регуляторной политики, перераспределения прибыли в рыночной экономике. Один из ведущих теоретиков Второго Интернационала Бернштейн категорически отрицал неизбежность разрушения капитализма и наступления по отношению к этому социализму. Он считал, что социализм нельзя свести к замене отношений частной собственности общественными. Путь к этому — поиск новых коллективных форм производства в условиях мирного становления капиталистической экономической модели и политической демократии. Лозунгом реформистов была поговорка «Цель — ничто, движение — все».
Либерализм, консерватизм, социализм и анархизм — сравнительная таблица отличий
Левым социалистам и коммунистам традиционно противопоставляют правых — сторонников рыночной экономики и частной собственности. Чем отличаются взгляды либералов и консерваторов от взглядов социалистов?
Либерализм провозглашает высшим идеалом свободу личности, а не общественное благо, как при социализме. Либералы выступают за экономические свободы, против вмешательства государства в рыночную экономику — и это также противоречит идеям социалистов.
Консерватизм выступает за сохранение и укрепление традиционных общественных институтов — государства, церкви, семьи, частной собственности. Консерваторы, в отличие от социалистов, признают естественным общественное неравенство и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.
Отличаются от социалистов и лево-радикальные сторонники анархизма. Анархисты выступают за полный отказ от частной собственности и от государства, считают, что люди сами наилучшим образом устроят свою жизнь без принуждения со стороны власти.
Либерализм | Консерватизм | Социализм | Анархизм | |
Основные принципы и ценности | Свобода личности, права человека, частная собственность, демократия | Традиционные институты: государство, семья, церковь, частная собственность | Равенство, отсутствие эксплуатации, справедливое распределение и общественная собственность | Отсутствие власти одних людей над другими, свобода от принуждения |
Роль государства в экономической жизни | Государство минимально вмешивается в свободный рынок, не мешает конкуренции | Государство защищает частную собственность как основу экономики | Государство регулирует экономическую жизнь, распределяет ресурсы, ограничивает частную собственность | Государство не нужно, оно не должно вмешиваться в экономику |
Отношение к социальным вопросам | Люди равны перед законом, в остальном неравенство нормально | Люди не равны, часть из них может иметь привилегии | Все люди должны иметь равные права и обязанности, государство борется с неравенством доходов | Отказ от частной собственности обеспечит равенство людей |
Пути решения социальных вопросов | Реформы, постепенные изменения общества | Укрепление традиционных устоев и институтов общества | Контроль государства, обеспечение социального равенства | При отсутствии государства люди сами решат свои проблемы |
Это интересно: Третьеиюньский государственный переворот 1907 года
Манифест коммунистов
Коммунистическая партия образовалась после ликвидации капитализма. Коммунисты основывали свою программу на социалистических идеях. Манифест отразил следующие признаки нового порядка:
- Установление государственной монополии на транспорт.
- Увеличение количества госпредприятий, производственного инвентаря, мелиорация земель, вырубка их под пашню по единому плану.
- Бесплатное государственное образование для детей, прекращение эксплуатации детского труда на фабриках.
- Объединение промышленности и сельского хозяйства, постепенное устранение различий между городом и деревней.
- Конфискация имущества повстанцев и эмигрантов.
- Установление прогрессивного высокого налога.
- Одинаковое обслуживание для всех.
- Изъятие земельной собственности, использование ренты для покрытия государственных расходов.
- Отмена права наследования.
- Централизация кредитных ресурсов в руках государства через создание государственного банка с государственным капиталом и монополией на власть.