Примеры
Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:
- Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
- Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
- Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
- Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.
Понятие о группе в психологии, классификация групп
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные,
по непосредственности взаимосвязей – нареальные и номинальные, по значимости – нареферентные группы и группы членства. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:
Ø диффузная группа
– общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников.
Ø ассоциация
– группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.;
Ø корпорация
– организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов;
Ø коллектив
– группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.
Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно диады, триады). Большая группа–это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Психологические характеристики группы
Групповые нормы – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна
Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы
, испецифические (выработанные именно данной группой). Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называютсягрупповыми санкциями. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть: · положительными и отрицательными;
· формальными и неформальными;
· непосредственными и опосредованными.
Групповое давление – действия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями окружающих.
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феноменаконформности (или конформного поведения). Различают:
а) внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться;
б) внутреннюю – индивид действительно принимает мнение большинства.
Групповая динамика –это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.
Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.
1. В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителемпонимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, п
ричём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.
2. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство– это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.
Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е годы ХХ века К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).
Стиль лидерства– это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.
Для чего нужны групповые нормы?
Каждая групповая норма проходит через испытание временем и не изменяется под влиянием новой ситуации. Те образцы поведения, которые закрепляются, приносят общине следующие привилегии.
- Укрепляют коллектив, обеспечивают его сплочение и единство усилий.
- Снижают количества межличностных конфликтов и дискомфорта, вызванного непониманием окружающих.
- Повышают предсказуемость поступков участников группы и облегчает прогнозирование группового поведения.
- Увеличивает защитные способности сообществ и их выживание.
Немаловажным также стало то, что благодаря четкому формированию, групповая норма позволяет индивиду самостоятельно оценивать свои и чужие поступки, сравнивать их и делать выводы о правильности поведения.
Примеры
Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:
- Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
- Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
- Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
- Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.
Социальный контроль
Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.
Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.
А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.
Принятие нормы
Нельзя также не отметить субъективность стандартов, которая не может гарантировать их принятие всеми представителями группы.
Те люди, которые не желают подчиняться правилам и не оправдали ожидание группы, могут быть наказаны окружающими. Наиболее часто отказ от их соблюдения демонстрируют подростки, что обосновано переломным периодом в их развитии. Для стимулирования у участников группы желания руководствоваться нормам существует два типа санкций:
Положительные – проявляются в виде поощрений человека за соблюдение свода
Это может быть похвала, внимание, уважение окружающих, поднятие статуса и престижа.
Отрицательные – применяются при нарушении правил социума. При них налаживаются запреты или ограничения разного вида, которые приводят к призрению или игнорированию нарушителя.. Как следствие, человек старается максимально управлять индивидуальным поведением, подстраивая его под параметры
Максимальным наказанием за несоблюдение норм может быть изгнание из группы
Как следствие, человек старается максимально управлять индивидуальным поведением, подстраивая его под параметры. Максимальным наказанием за несоблюдение норм может быть изгнание из группы.
Формы
Есть несколько классификаций социальных норм. Рассмотрим, в каких формах они существуют, и дадим им краткую характеристику.
По обязательности исполнения:
- Формальные. Такие правила закреплены в нормативно-правовых документах, а их нарушение может повлечь наказание (выговор, увольнение, административное, уголовное наказание).
- Неформальные. К ним относятся все остальные общепринятые стандарты, которые нигде не зафиксированы и могут вызвать только порицание со стороны общества.
По уровню распространения:
- Универсальные. Распространяются на все общество в целом.
- Специальные. Ставят в рамки только членов отдельных групп. К примеру, школьные правила поведения, религиозные традиции верующих, обычаи в африканском племени и т. п.
Есть еще одна похожая классификация, которая делит социальные нормы на:
- Межличностные. Действующие при личном взаимодействии двух людей.
- Общечеловеческие. Актуальны для всех людей.
- Групповые. Регулируют отношения в рамках определенной группы (например, воинский устав).
- Национальные. Правила поведения и традиции, которые распространяются только на представителей определенной нации (День благодарения у американцев).
Исходя из назначения социальные нормы бывают:
- Запрещающие. Это то, чего делать нельзя. К примеру, распивать спиртные напитки в общественных местах.
- Побудительные. Используются в качестве стимуляции к получению поощрений (к примеру, стипендия за хорошую учебу).
- Рекомендованные. Необязательное, но желательное поведение (к примеру, мыть руки перед едой, уступать место пожилым людям в транспорте).
- Повелительные. Обязательные правила, за неисполнение которых следует наказание (соблюдение закона).
Возможно, вам будет интересно узнать о том, что такое социум.
Традиции, ритуалы, наследие предков
Безусловным примером групповых ценностей можно назвать религиозные каноны, семейные и клановые традиции, священные ритуалы, напутствия старших поколений младшим. Вокруг всё течет и всё меняется, но по-прежнему группы матерей растят и воспитывают детей по неким единым правилам делать так, чтобы потомство было здоровым и счастливым.
Выучившиеся в течение многих лет эскулапы, врачуют тела и души по медицинским учебникам и методикам старших наставников. Какой-нибудь старинный кондитерский завод всё также колдует над отменным шоколадом, не смея добавлять к полезным какао-продуктам суррогаты и химические добавки пищевого свойства, которые испортят качество.
Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels
Мы с тобой сейчас невольно подошли к вопросу твоей личной свободы в эпицентре групповых ценностей, создававшихся годами другими людьми. Мы почему-то твёрдо уверены, что окажись ты в рядах врачей, ты будешь свято соблюдать норму: не навреди.
Надев на себя белоснежный колпак кондитера, не отправишься в цех, чтобы поменять ванилин на его эрзац в рецептуре, а став счастливой мамочкой, тоже захочешь доброй и теплой стабильности, будешь ворковать над малышом, петь ему колыбельные, говорить ласковые слова, а не кинешься его обижать и делать ему больно.
Групповые ценности или хочешь, называй их нормами, не всегда навязывают насильно, заставляя им слепо следовать. Многие из них человек впитывает «с молоком матери», проходит становление в семье на примере старших родственников, не стремится рушить стабильность в родных пенатах, в альма-матер, куда пришел учиться, в коллективе, частью коего стал волей судьбы.
Ты можешь нам сейчас возразить: а как же террористы, без разбора отправляющие на смерть невольных жертв, преступники, живущие по своим невнятным жестоким правилам и нормам, изгои общества, создающие группы с непонятными целями и посылами к кровавым действиям. Оправданы ли их групповые ценности/нормы, тоже базирующиеся на своих стабильных правилах, целостности, схожем поведении.
Первый ответ, который появился у нас по сему поводу, были строчки знаменитого стихотворения Юрия Левитанского: каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку.
Фото автора Markus Spiske: Pexels
Ведь последнему тоже можно служить, по мнению террористов, уничтожая неверных, а можно принимать другие ценности, так называемые столпы ислама:
- шахада о том, что Бог един, а Мухаммеду отведена роль его пророка;
- намаз, сводящийся к 5-ти ежедневным молитвам;
- ураза — обязанность соблюдать пост в эру священного месяца Рамадан;
- закят — посыл делиться хлебом насущным с бедными людьми;
- хадж – наказ совершить паломничество в величественную Мекку.
Разве ты видишь в этих древнейших групповых ценностях, определенных тысячелетиями назад, нечто коварное или дурное? Это наш современный мир вмешивается в святые дела предков, переиначивает нормы на свой выгодный лад в угоду денежному тельцу, пытается сделать религию наставницей в злых житейских делах.
Так что то, как ты поведешь себя, столкнувшись в реальности с обязательными или надуманными, для тебя совсем чужими групповыми нормами, целиком и полностью зависит только от тебя. Подумай над этим на досуге. Ну а то, что преступать официальный закон никогда не стоит, мы тебе и напоминать не будем. Сама уже давно взрослая девочка.
Документы процесса разработки требований
- Процесс разработки требований описывает, как определить и классифицировать заинтересованных в проекте лиц в предметной области, а также как планировать действия по выявлению требований. Кроме того, здесь перечислены различные документы, касающиеся требований, модели, которые, как ожидается, будут созданы при выполнении проекта. Процесс разработки требований также определяет особенности анализа и проверки требований.
- Процедура назначения требований описывает, как назначать высокоуровневые требованиям к продукту конкретным подсистемам при разработке систем, состоящих из программных и аппаратных компонентов или множественных программных подсистем.
- Процедура назначения приоритетов требований описывает приемы и инструменты, используемые для определения приоритетов требований и динамической корректировки содержимого резерва в проекте.
- Шаблон документа о концепции и границах проекта помогает куратору проекта и бизнес-аналитику осмысливать бизнес-цели, метрики успех, концепцию продукта и другие элементы бизнес-требований.
- Шаблон вариантов использования задает стандартный формат для описания задач, которые пользователям необходимо выполнять с помощью программы.
- Шаблон спецификации требований к ПО представляет собой структурированный, последовательный способ организации функциональных и нефункциональных требований. Подумайте о возможности применения более чем одного шаблона, чтобы учесть различные типы и масштабы проектов, выполняемые вашей организацией.
- Контрольный список рецензирования требований. Официальное рецензирование документов, содержащих требования, — мощное средство повышения качества ПО. В списке рецензирования описано много типичных ошибок, присутствующих в документах требований, что позволяет рецензенту сосредоточиться на стандартных проблемных областях.
Понятие и признаки нормы права
Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной воли, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством. Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения. В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования.
Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.
Норма права имеет следующие признаки:
- общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
- формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах – законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
- государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия – стимулированием и принуждением);
- предоставительно-обязывающий характер (норма права – двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
- микросистемность (норма права – системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).
Нормы права носят предоставительно-обязывающий характер: норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права. Предоставительно-обязывающий характер четко проявляется прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, семейно-брачных, трудовых), где фиксируются права и обязанности субъектов права. В охранительных нормах (уголовных, административных, уголовно-исполнительных) выражен прежде всего их обязывающий характер. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер мало выражен, так как данные нормы не являются конкретными правилами поведения. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы может предполагать закрепление прав и обязанностей в различных статьях нормативно-правового акта или ссылкой на другие акты (отсылочные нормы). Кроме того, в статье закона могут указываться только права или только обязанности, а предоставительно-обязывающий характер правовых норм, таким образом, вытекает из их содержания или из отсылки на другую статью того же или другого нормативно-правового акта. В этом проявляется единство прав и обязанностей.
Понятие о группе в психологии, классификация групп
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные,
по непосредственности взаимосвязей – нареальные и номинальные, по значимости – нареферентные группы и группы членства. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:
Ø диффузная группа
– общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников.
Ø ассоциация
– группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.;
Ø корпорация
– организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов;
Ø коллектив
– группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.
Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно диады, триады). Большая группа–это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Психологические характеристики группы
Групповые нормы – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна
Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы
, испецифические (выработанные именно данной группой). Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называютсягрупповыми санкциями. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть: · положительными и отрицательными;
· формальными и неформальными;
· непосредственными и опосредованными.
Групповое давление – действия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями окружающих.
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феноменаконформности (или конформного поведения). Различают:
а) внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться;
б) внутреннюю – индивид действительно принимает мнение большинства.
Групповая динамика –это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.
Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.
1. В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителемпонимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, п
ричём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.
2. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство– это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.
Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е годы ХХ века К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).
Стиль лидерства– это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.
Процесс управления изменениями
Анализ проблем изменения спецификации. Процесс начинается с определения проблем в требованиях или с прямого предложения внесения изменений. На этой стадии проблема или предложенные изменения анализируются для проверки их обоснованности. Затем могут быть сделаны более определённые предложения относительно изменений в требованиях.
Анализ осуществимости и расчёт их стоимости. Эффект от внесения предложенного изменения оценивается с использованием оперативного контроля. Стоимость изменений оценивается двумя показателями: стоимостью внесения изменения в спецификацию и стоимостью внесения изменений в структуру системы и непосредственно в программный код. По окончании этого этапа принимается решение, продолжать или нет внесение изменений в систему.
Реализация изменений. Реализация изменений в системной спецификации, структуре системы и программном коде.
Кто читает документацию
Заказчики системы. Определяют требования, проверяют специфицированные требования на соответствие требованиям заказываемой системы. Они могут вносить изменения в спецификацию.Руководство компании-разработчика. Использую спецификацию для расчёта цены системы и для планирования процесса разработки системы.Разработчики системы. Используют спецификацию в процессе разработки системы.Инженеры, тестирующие систему. Используют спецификацию при разработке тестов, необходимых для аттестации системы.Инженеры поддержки системы. Спецификация помогает разобраться в системе и понять, как взаимодействуют её отдельные компоненты.
Как правильно сформулировать и контролировать цель проекта?
Как и у всех путешествий, у проекта улучшения процессов должна быть цель. Если не определить конкретных целей по улучшению, люди не смогут работать согласованней, а вы не сможете сказать, есть ли движение вперед, не сможете определять приоритеты задач и сказать, когда цель достигнута.Метрика — измеримая характеристика проекта, продукта или процесса.Ключевые показатели производительности (KPI) — это метрики, привязанные цели и служащие мерилом продвижения проекта к достижению определенной цели или результата. Набор KPI-показателей может отображаться на контрольной панели, показывая приближение к целям.
При определении целей по совершенствованию процессов нужно иметь в виду два обстоятельства.
- Во-первых, надо помнить, что совершенствование процесса ради самого совершенствования бессмысленно. Поэтому спросите себя, действительно ли достижение цели даст искомый рост бизнес-ценности.
- Во-вторых, не стоит разочаровывать членов команды, ставя цели, которые нереально достичь, поэтому нужно хорошенько подумать, достижима ли поставленная цель в вашей среде. Чтобы цель улучшения была разумной, ответ на оба вопроса должен быть положительным.
Если вы выбрали реалистичные KPI для своих целей, но не видите признаков прогресса по истечении разумного времени, нужно провести расследование:
- Правильно ли были проанализированы проблемы и выявлены их первопричины?
- Выбрали ли вы действия по улучшению, непосредственно направленные на эти первопричины?
- Был ли реалистичным план реализации этих действий по улучшению? Был ли план реализован, как планировалось?
- Изменилось ли что-то со времени исходного анализа, что должно было заставить переориентировать действия команды по улучшению?
- Действительно ли члены команды приняли новые приемы работы и прошли период обучения, чтобы начать активно применять их на практике?
- Были ли поставлены реалистичные цели, которые команда была в состоянии достичь?
Документы процесса разработки и управления требованиями (по Вигерсу)
Высокопроизводительные проекты отличаются эффективными процессами на всех этапах создания требований: выявления, анализа, спецификации, проверки и управления. Для облегчения выполнения этих процессов каждой организации необходим набор документов процесса (process assets).
Любой процесс определяют выполняемые действия и получаемые результаты; документы процесса помогают команде выполнять процессы последовательно и эффективно. Эти документы позволяют участникам проекта понять, какие шаги им следует предпринять и каких результатов от них ждут.
Социальный контроль
Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.
Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.
А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.