На что пойдут деньги в 2022-2024 годах?
В 2022 году:
5,838 трлн рублей планируют потратить на социальную политику;
3,51 трлн рублей — на национальную оборону;
3,384 трлн рублей — на экономику;
2,819 трлн рублей — на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
1,877 трлн рублей — на общегосударственные вопросы, это те деньги, которые идут на обеспечение работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и другое;
По 1,24 трлн — на образование и здравоохранения;
К 2024 году расходы вырастут почти по всем пунктам:
6,17 трлн рублей уйдёт на социальную политику;
3,81 трлн рублей — на социальную оборону;
3,53 трлн рублей — на экономику;
3,02 трлн рублей — на национальную безопасность;
1,73 трлн рублей — на общегосударственные вопросы;
1,31 трлн рублей — на образование;
1,24 трлн рублей — на здравоохранение.
По словам Антона Силуанова, в бюджете учтены необходимые средства для финансирования первоочередных задач.
Каким будет бюджет-2022
Проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов уже подготовлен и принят Госдумой во всех трех чтениях и одобрен Советом Федерации. На данный момент бюджет находится на подписании у президента – после его подписания и официальной публикации закон вступит в законную силу.
Один из первых разделов федерального бюджета – основные показатели экономики на следующий год. И они заложены такие:
Показатели | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Доходы | 25,02 трлн рублей | 25,54 трлн рублей | 25,83 трлн рублей |
Расходы | 23,69 трлн рублей | 25,24 трлн рублей | 26,35 трлн рублей |
Профицит/дефицит | +1,32 трлн рублей (1% ВВП) | +299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) | -522,7 млрд рублей (0,3% ВВП) |
Объем ВВП | 133,3 трлн рублей (рост на 3%) | 141,88 трлн рублей (рост на 3%) | 151,51 трлн рублей (рост на 3%) |
На реализацию нацпроектов | 2,74 трлн рублей | 2,88 трлн рублей | 2,98 трлн рублей |
Уровень инфляции | 4% | 4% | 4% |
Объем ФНБ на начало года | 13,89 трлн рублей (10,4% ВВП) | 16,48 трлн рублей (11,6% ВВП) | 20,1 трлн рублей (13,3% ВВП) |
Курс доллара | 72,1 рубля | 72,7 рубля | 73,6 рубля |
Цена барреля нефти Urals | 62,2 доллара | 58,4 доллара | 55,7 доллара |
То есть, в проекте бюджета учтено, что экономика будет расти каждый год на 3%, при этом инфляция составит по 4% каждый год. Более того, в ближайшие 2 года государство будет собирать больше налогов, чем сможет потратить за год – часть пойдет на погашение долгов (Минфин выпускает ОФЗ, несмотря на то, что в целом проблем с деньгами у России нет), часть – на пополнение Фонда национального благосостояния.
Что касается структуры доходов и динамики расходов, все более важную роль в бюджете будут играть ненефтегазовые доходы (то есть, налоговые, от собственности и т.д.), а расходы будут максимально приближены к доходам:
Важно, чтобы государство могло увязать между собой доходы и расходы бюджета: ведь профицит с точки зрения налогоплательщиков – едва ли не хуже, чем дефицит, потому что государство собирает налоги, которые даже не в состоянии потратить. И особенно неприятно это звучит в контексте повышения НДС с 18% до 20%, которое прошло в 2019 году, а также повышение пенсионного возраста
Что же касается видов доходов, то они распределятся по видам так:
Поступления | 2020 год | 2021 год | Проект бюджета | |||
---|---|---|---|---|---|---|
2022 год | 2023 год | 2024 год | ||||
Сумма, млрд руб. | Удельный вес, % | |||||
Налог на прибыль организаций | 1 091,4 | 1 339,1 | 1 447,4 | 5,78 | 1 505,1 | 1 589,9 |
Налог на доходы физических лиц | 0,0 | 81,4 | 186,9 | 0,75 | 195,1 | 203,8 |
НДС | 7 202,2 | 8 937,9 | 8 943,9 | 35,74 | 9 661,4 | 10 382,6 |
Акцизы | 1 137,3 | 87,3 | 242,0 | 0,97 | 314,8 | 321,1 |
НДПИ и другие платежи за ресурсы | 4 057,5 | 7 824,3 | 9 048,7 | 36,16 | 9 022,1 | 8 828,6 |
Таможенные пошлины | 1 935,2 | 2 908,8 | 2 682,7 | 10,72 | 2 317,1 | 1 949,6 |
Доходы от имущества | 1 067,3 | 933,9 | 1 290,5 | 5,16 | 1 327,2 | 1 353,1 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 593,5 | 642,0 | 637,0 | 2,55 | 664,7 | 678,9 |
Прочие поступления | 1 634,8 | 1 027,8 | 542,6 | 2,17 | 532,7 | 524,2 |
Всего доходов | 18 719,1 | 23 782,3 | 25 021,9 | 100 | 25 540,2 | 25 831,8 |
Как видно, более 70% доходов федерального бюджета будут давать две основные статьи – это НДС (на продажи внутри России и импорт) и сырьевые платежи. К тому же, более 10% доходов будет приходиться на таможенные платежи – это по большей части вывозные пошлины на энергоресурсы.
Власти же планируют усиление роли несырьевых поступлений – как видно, доходы от НДС будут расти, а НДПИ и таможенные пошлины – сокращаться. Правда, пока на сырьевых рынках ситуация такая, что сырьевые доходы все еще могут составлять значительную часть доходов. Но что будет через год или два – никто точно не скажет.
Расходы по программам и не только
Федеральный бюджет расходуется на цели, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ – по сути, на те направления, которые относятся к ведению Российской Федерации (тогда как расходы, связанные с регионами, финансируют сами регионы, и т.д.).
Однако расходы могут быть классифицированы по нескольким правилам – например, по главным распорядителям бюджетных средств (МВД, Минобороны, Минздрав и т.д.), или по государственным программам. Распорядителей в России почти 100, поэтому более нагляднее будет разделить расходы именно по программным целям.
Нагляднее всего эту классификацию представила Счетная палата:
Как можно заметить, кардинальных изменений не предвидится – но это укрупненные группы из нескольких программ.
Например, самыми затратными программами в 2022 году будут такие:
- «Социальная поддержка граждан» – 2,2 триллиона рублей, или 14,24% от всех расходов;
- «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» – 2,07 триллиона рублей и 13,31% от всех расходов;
- «Обеспечение обороноспособности страны» – 1,6 триллиона рублей, иди 10,34% от бюджета;
- «Развитие транспортной системы» – 1,27 триллиона рублей или 8,18% федерального бюджета России;
- «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» – 1,05 триллиона рублей или 6,75% федерального бюджета.
При этом по отдельным программам бюджет резко сократит расходы. Например, на «Экономическое развитие и инновационная экономика» государство в 2022 году потратит на 82,2% меньше, чем в 2021-м, на «Развитие авиационной промышленности» расходы снизятся на 62,68%, а на «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» – на 48,97%. Пострадает даже «Содействие занятости населения» – программу урежут на 29,11%.
Отдельный момент – дотации из федерального бюджета. В силу объективных обстоятельств бюджет помогает бюджету Пенсионного фонда России – в 2022 году планируется перечислить в него 3,9 триллиона рублей, а в 2023-м – 4 триллиона. Это составит более трети от доходов ПФР – иначе фонду не будет чем платить пенсии.
А еще бюджет поможет дотациями регионами – например, Дагестан получит более 80 миллиардов рублей, Якутия – 56,8 миллиардов, Камчатский край – 44 миллиарда, а Чеченская Республика – 36,8 миллиардов рублей. При этом 10 регионов в 2022 году смогли выйти из категории получателей бюджетных дотаций – всего таких регионов будет уже 23.
За что критикуют проект бюджета
Федеральный бюджет – лишь роспись планируемых доходов и расходов государственной казны на следующий год, однако этот документ показывает, на что правительство готово тратить деньги налогоплательщиков.
Критика бюджета началась еще с его принятия в Госдуме – как и всегда, часть оппозиционных фракций проголосовали против него. Депутаты пояснили это так:
- в КПРФ считают, что бюджет составлялся по «грязной, вороватой колее, которую протаптывали гайдары и чубайсы» – и пообещали защищать свой проект бюджета;
- в СРЗП считают, что бюджет не способствует снижению бедности и закредитованности россиян. А еще – что на МРОТ в реальности прожить невозможно;
- в «Новых людях» посчитали, что бюджет учитывает нереалистичные цифры роста экономики. Но в целом документ поддержали.
Перед вторым чтением законопроекта многие депутаты хотели «пробить» в бюджет какие-то свои поправки. Среди прочего – выделение еще 40 миллиардов рублей на образование, бесплатное питание всех школьников, возвращение прежнего пенсионного возраста и индексация пенсий работающим пенсионерам, увеличение расходов на медицину на 250 миллиардов рублей, бесплатное тестирование на коронавирус за 80 миллиардов рублей, 30 миллиардов на «детей войны», выделение почти 800 миллионов на жилье для детей-сирот.
Естественно, эти идеи, возникшие буквально в сессионном зале перед голосованием, в окончательный документ не вошли – слишком масштабными оказались траты, и это не было предусмотрено авторами законопроекта о бюджете.
Тем не менее, «за бортом» бюджета в очередной раз оказалось несколько важных пунктов:
- власти снова отложили на год компенсацию вкладов из Сбербанка СССР. Впрочем, на компенсации по действующим правилам нужно более 2 годовых федеральных бюджетов, поэтому принятие этой нормы – полнейшая утопия;
- снова продлена «заморозка» пенсионных накоплений. Вместо накопительной части 6% зарплаты идет в «общий котел» Пенсионного фонда. Эта сумма дает право на пенсионные баллы, но считается, что при активном инвестировании будущие пенсии растут быстрее;
- так и не возвращена индексация пенсий работающим пенсионерам – кроме того, что они получают пенсии по «расценкам» года начала работы, за год они добавляют к пенсии не более 3 пенсионных баллов. Возвращение индексации обсуждается уже давно, это не самая дорогая программа, но решение так и не было принято;
- база для расчета военных пенсий была заморожена еще на год. Военные пенсионеры будут получать пенсии из расчета 74% денежного довольствия – это минимально допустимая величина в 2022 году, если следовать первоначальному плану.
Таким образом, пакет бюджетных законов в этот раз снова не решит ключевых проблем экономики и социальной сферы из-за отсутствия средств на это.