Государственное антициклическое регулирование экономики

Глава 1 Содержание экономических циклов экономики

1.1 Сущность, причины и свойства экономических циклов

Экономический цикл  – периодически повторяющееся колебание уровня экономической активности. Другое название экономического цикла – деловой цикл.

По сути, экономический цикл – это чередующийся рост и падение деловой активности (общественного производства) в отдельно взятом государстве или во всем мире (некотором регионе). Стоит отметить, что хотя мы говорим здесь о циклическом характере экономики, на самом деле эти колебания деловой активности нерегулярны и плохо предсказуемы. Поэтому слово «цикл» довольно условно .

Принято выделять 4 основные фазы экономического (делового) цикла, они приведены на рисунке 1: подъем, пик, спад и дно.

Рисунок 1 – Основные фазы экономического цикла

Библиографический список
1    Абрамова Л.С. Макроэкономика. Вопросы и ответы. М.: Дело, 2012. – 401с.
2    Агапова С.Ф. Макроэкономика. –  М.: Инфра-М, 2012.- 345с.
3    Базылев Н.И. Макроэкономика. М.: Деловой портал, 2012. – 401с.
4    Бардокина Т.В. Проблемы реформирования экономики России Экономика и жизнь, 2010. – 254с.
5    Боди А.П. Принципы функционирования финансовых рынков / под редакцией А.П. Боди. – М.: Деловой мир, 2011. – 341с.
6    Вечпанов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика. – СПб.: Нева, 2011.- 406с.
7    Виленский С.А. Макроэкономика. – М.: Финансы, 2011. -315с.
8    Галяутдинов Р.Р. Экономический цикл: причины, фазы и виды // Сайт преподавателя экономики. . URL: http://galyautdinov.ru/post/ (дата обращения: 25.03.2016).
9    Гончар М.В. Макроэкономика. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Финансы, 2010.- 321с.
10    Жуковский А.И. Макроэкономика: Учебное пособие. Спб.: Невский проспект, 2010. – 310с.
11    Иванов П.П. Макроэкономика / под редакцией П.П. Иванов. – М.: Банки и биржи, 2011.- 266с.
12    Ивашковский с. Н. Макроэкономика: Учебник.- М.: Дело, 2010.-315с.
13    Луссе А.В. Макроэкономика: Учебник для ВУЗов. – М.: Невский проспект, 2010. -322с.
14    Экономика: Учебник для вузов / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Инфра-М, 2011. – 258с.
15    Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича.- М.: ИНФРА-М, 2011. -325с.
16    Экономическая теория: учебник для ВУЗов / под ред. В.Д. Камаева.- М.: Финансы, 2012.-401с.  
17    Экономика: Учебник для ВУЗов / под ред. А.С. Булатова. М.: Деловой мир, 2010. -355с.

Введение

«Для преодоления 
кризиса нет быстрых и простых 
решений»

Обама
Барак

На сегодняшний день одной из
самых актуальных является тема экономического
кризиса. Современный кризис коснулся
каждого из нас. В итоге многое в нашей
жизни поменялось

В своей работе я решила 
раскрыть основные аспекты антициклического
регулирования экономики, особенно уделяя внимание антикризисной
политике государств и, конечно же, кризису
и антикризисному управлению непосредственно
в России

Кризисы сопровождают
всю историю человеческого общества.
В начале они проявлялись как
кризисы недопроизводства сельскохозяйственной
продукции, с середины XIX века – как нарушение
равновесия между промышленным производством
и платёжеспособным спросом.

В девятнадцатом 
веке и первой половине двадцатого
мир пережил несколько международных 
финансовых кризисов. Экономические кризисы до
XX века ограничивались пределами одной,
двух или трех стран, затем стали приобретать
международный характер. Несмотря на то,
что в последние десятилетия мировым сообществом
созданы механизмы по предотвращению
мировых кризисов (укрепление государственного
регулирования хозяйственных процессов,
создание международных финансовых организаций,
проведение мониторинга и др), как свидетельствует
история мировых экономических катаклизмов,
ни точно предсказать, ни тем более избежать
их не возможно.

Экономика и причины циклического в ней

Первый раз в истории науки экономики, природные вопросы и причины тех кризисов, что повторяются, оказались затронутыми Марксом. Именно Маркс смог определить, что данный цикла вмещает в себе четыре главные фазы, а также смог в максимальном порядке углубиться в кризисную суть, раскрыть роль, значение в воспроизводстве общественного типа. Ученым, в качестве главных кризисных причин были выделены такие факторы:

  • Состояние противоречия как производства, так и потребления (рост производства способен опережать потребление, поэтому случается кризис перепроизводства);
  • Получается противоречие между организацией производства на некоторых предприятиях и стихийным характером что не может регулироваться рыночной системой;
  • Ограничивается срок службы главного капитала (каждые семь или восемь лет главные фонды предприятий могут морально и физически устаревать, а замена может совпадать с оживленной производственной фазой);
  • Периодически происходит обновление главного капитала и этим задается временный параметр цикла экономики.

Говоря в целом, то вместе с факторами, что указаны в трудах Маркса, в теории экономики могут рассматриваться самые разные причины циклов экономики.

Временная разница оборота круга капиталов в разных отраслях, когда есть тесная взаимосвязь;

Развивается ссудный процент:

  • Наличие избытка сбережений у жителей, и в результате идет дефицит производственный инвестиций;
  • Превышаются темпы роста производства, производственных темпов, предметом потребления;
  • Соотносится оптимизм и пессимизм, в деятельности экономики общества;
  • Наличие войн, революций, экономической милитаризации, катастрофы, прочее;
  • Очень высокие показатели темпов роста народонаселения;
  • Связь в циклических колебаниях в системе экономики с наличием календаря выборов президента;
  • Изменение уровня активности солнца;
  • Имея огромное разнообразие в плане причин циклов экономики, можно их своидть к одной причине, что является фундаментальной, и она заключается в том, что нарушается соответствие совокупного спроса и предложения, совокупными расходами и производственным объемом.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цели и задачи антициклической политики государства

Государство способно существенно повлиять на ход экономического цикла, смягчить кризисы, уменьшить продолжительность депрессии. Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику показали необходимость государственного антициклического регулирования. С этим вынуждены считаться даже самые рьяные сторонники невмешательства государства в экономику. Даже они признали, что государство может и должно сглаживать циклические колебания рыночной экономики.

Главной задачей антициклического регулирования является предотвращение кризисов.

Из этого следуют 2 цели антициклической политики:

  • диагностика фаз экономического цикла
  • прогнозирование экономического развития

Соответственно, задачи антициклической политики связаны с достижением данных целей:

  • смягчение кризиса и его последствий
  • сокращение или ликвидация фазы депрессии
  • продление фаз оживления и подъема
  • ослабление перегрева экономики на финальной стадии подъема

Для планирования антициклической политики необходимо применять диагностику фаз экономического цикла. Это является наиболее сложной из задач макроэкономического прогнозирования, разрешение которой связано с необходимостью совершенствования сбора и обработки информации, построения комплексных индексов, а также с развитием методов экономико-математического моделирования .

В переходной экономике, в том числе и в российской, эти проблемы приобретают особую актуальность ввиду малой продолжительности периода статистических наблюдений за развитием экономики в условиях рынка. В России – это всего немногим более четверти века. Также в переходных экономиках ограничены возможности применения инструментов макроэкономического управления.

Государственное регулирование неустойчивой экономики России

Экономисты единодушны во мнении, что современный финансовый кризис — это прямое следствие кризиса ипотечного кредитования в США (доля данного сектора в экономике страны составляет 1.4%). Частные американские банки в погоне за обогащением, раздавали направо и налево ипотечные кредиты, в результате в категорию счастливых собственников ипотечного жилья вошли и те американцы, которые были просто не в состоянии регулярно выплачивать проценты по кредитам. В итоге жилье чуть ли не в массовом порядке переходило в собственность банков, а достаточного количества людей, которые бы хотели покупать это жилье, не находилось. Исход подобного положения дел вполне предсказуем: банкротство банков.

Тема международного финансового кризиса стала нынче очень популярной. В пору говорить о некоей моде — еще бы, на кризис так удобно ссылаться при случае: можно сократить сотрудников, задержать им зарплату, а то и вовсе урезать ее со словами: «ну, вы же понимаете, финансовый кризис в 2008…». Согласно опросу Фонда «Общественное мнение» в феврале нынешнего года это выражение не знал каждый третий россиянин (31%), в сентябре – каждый четвертый (25%), ну, а сейчас о финансовом кризисе не слышали лишь 11% россиян. При этом половина опрошенных считает, что кризис уже наступил, 16% уверены, что он еще впереди, остальные же воздерживаются от каких-либо прогнозов.

В условиях глобализации кризисные явления испытывают на себе все страны миры, в том числе и Россия.

В современной истории экономического развития России — это уже третий серьезный экономический кризис. Первый (1991-1995гг.) связан с реформированием российской экономики и трансформацией всего экономического порядка в связи с переходом от командно-административной системы хозяйства к рыночной. Второй серьезный кризис относится к 1998 г. Российский банковский кризис 1998 г. несомненно, являлся системным и наиболее серьезным потрясением для банковской системы страны и для экономики в целом. Его принципиальное отличие от наиболее значительного из предшествующих – кризиса августа 1995 г., – состоит в том, что им было охвачено большинство крупных многофилиальных российских банков, через которые проходила значительная часть платежного оборота, в том числе межрегиональные платежи. Кроме того, кризис 1998 г. проявился в убыточности значительного числа российских банков и потере банковской системой значительной части своего капитала.

Кризис 1998 г. стал результатом как внешних для банковской системы финансовых потрясений (фактическое банкротство государство, резкая девальвация национальной валюты и разрушение финансовых рынков), так и внутренних структурных слабостей российской банковской системы (провалы и ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учет рисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса). Масштабы потерь российских банков за вторую половину 1998 г. оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП).

Несмотря на значительное перераспределение доходов производственного сектора в пользу банков и активный процесс восстановления сбережений населения российская банковская система так и не смогла стать инструментом аккумулирования сбережений и трансформации их в инвестиции.

Российские банки за значительно более короткий промежуток времени смогли сконцентрировать у себя в распоряжении финансовые ресурсы (капитал, при всех возможных оговорках об адекватности его отражения в отчетности), сравнимые с капиталом банковских систем в странах с гораздо более развитыми и динамичными экономиками. Вместе с тем, по величине активов кредитных организаций Россия вдвое уступала Польше и почти вчетверо Южной Корее.

Российская банковская система традиционно отличалась слабым развитием основных банковских функций – трансформации сбережений в инвестиции и перераспределения ресурсов между секторами экономики. Это находит свое проявление в низкой доле кредитов и особенно долгосрочных кредитов в активах банковской системы. В период наиболее интенсивного развития рынка ГКО – ОФЗ (1996 – начало 1997 г.) темпы увеличения кредитной активности несколько уступали темпам роста всей банковской системы, в результате чего доля кредитов экономике и населению в активах банков в этот период несколько снизилась (с 31% на 1.01.96 до 28% на 1.07.97). Масштабы кризиса и его основные проявления во многом были предопределены той структурой банковской системы, которая сложилась в России к 1998 г.

Вы в первый раз на нашем сайте?

Для того чтобы воспользоваться всеми возможностями СУО СГЭУ, Вам необходимо получить имя пользователя (номер зачетной книжки или студенческого билета) и пароль в своем деканате. Первоначальный (временный) пароль отправляется автоматически на адрес электронной почты, указанный Вами в заявлении на поступление в Университет. Для ППС логин обычно представлен в формате “ФамилияИ.О” (на анг. языке). Если пароль или (логин для ППС) утерян, восстановить его можно в 501Д в рабочее время (для студентов при наличии студенческого билета). Кроме этого, восстановить пароль можно написав на адрес эл. почты технической поддержки: support@sseu.ru, или с помощью автоматической системы смены пароля. 

При вводе пароля СУО (XXX-XXX-XXX), обязательно после каждой группы из трех цифр вводите символ “-“.

После первой успешной авторизации на сайте необходимо настроить свой профиль и заполнить требуемые поля. Поля “Фамилия” и “Имя” уже будут заполнены автоматически. В поля «Адрес электронной почты» и «Адрес электронной почты (еще раз)» необходимо ввести свой электронной  адрес (если он не заполнен или если Вы сменили адрес эл. почты).

Убедительная просьба! Перед тем как нажать на кнопку “Обновить профиль” проверьте то, что Вы ввели в поле электронный адрес. По данному адресу будет отправлено письмо, содержащее ссылку, по которой необходимо будет перейти для активации Вашего профиля.

С подробной инструкцией по входу в каталог СУО СГЭУ Вы можете ознакомиться здесь. 

1.1 Понятие экономического кризиса

Для начала необходимо
дать несколько определений:

Экономический
кризис – резкое ухудшение экономического
состояния страны, проявляющееся:  
– в значительном спаде производства;  
– в нарушении сложившихся производственных
связей;  
– в банкротстве предприятий;  
– в росте безработицы.

Результатом экономического
кризиса является снижение жизненного
уровня населения и уменьшение реального 
валового национального продукта.

Основные виды: кризис недопроизводства
(дефицит) и кризис перепроизводства.

Кризис 
недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими
причинами и связан с нарушением нормального
хода (экономического) воспроизводства
под влиянием стихийных бедствий или политических
действий (различных запретов, войн и т.
п.)

Кризис 
перепроизводства – периодически повторяющееся
относительное перепроизводство товаров,
не находящих сбыта вследствие ограниченной
платежеспособности населения.

Кризисы перепроизводства
являются свидетельством глубокого нарушения необходимого
соотношения между покупательским спросом
и предложением товаров, или между потребностями
и потреблением общества, с одной стороны
и производством – с другой. В первые крупные
кризисы подобного рода проявились в Англии
в XVII веке.

Разница между 
финансовым и экономическим кризисом
заключается в том, что первый
является причиной второго. При этом
экономический кризис не всегда возникает 
из-за финансового кризиса.

Экономика состоит 
из финансовой системы (виртуальный 
сектор экономики) и производства
товаров и не финансовых услуг (реальный
сектор экономики). Экономический кризис
наступает тогда, когда кризис финансовой
системы начинает влиять на реальное производство
товаров и услуг.

Кризисы прогрессивны,
при всей их болезненности. Кризис выполняет в
динамике волнообразного, противоречивого
движения систем три важнейшие функции:

– резкого ослабления 
и устранения (либо качественного 
преобразования) устаревших элементов 
господствующей, преобладающей, но 
уже исчерпавшей свой потенциал системы – разрушительная
функция;

– расчистку 
дороги для утверждения первоначально 
слабых элементов новой системы, 
будущего цикла – созидательная 
функция;

– испытание 
на прочность и передача в 
наследство тех элементов системы 
(обычно это одновременно сохраняющиеся элементы надсистемы
и суперсистемы), которые аккумулируются,
накапливаются, переходят в будущее (иногда
частично модифицируясь) – наследственная
функция.

Следовательно,
кризис, при всей его болезненности,
– необходимый элемент прогресса.

С развитием рыночной индустриальной
экономики кризисы перепроизводства приобрели
циклический характер и на сегодня составляют
одну из фаз экономического цикла.

Расширение антикризисных мер

Смягчение циклических колебаний в послевоенные годы было достигнуто посредством:

  • Увеличения госзакупок услуг и товаров.
  • Стимулирования развития жилищного фонда (власть страхует и гарантирует предоставление кредитов на строительство, регулирует порядок и сроки их погашения, величину процента и так далее).
  • Проведения программы ускоренной амортизации.
  • Предоставления налоговых льгот при внедрении нового оборудования.
  • Снижения отчислений на прибыль компаний и прочего.

В качестве обобщающего показателя государственного воздействия на экономический цикл считается доля затрат в ВВП и, главным образом, закупки услуг и товаров. К середине 90-х годов в Японии госрасходы в ВВП Японии составили порядка 35%, а в Швеции – больше 70%.

2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008г

К сожалению,в 
экономической теории нет единого 
мнения о причинах возникновения 
кризисов.

Кризис разразился
в США и распространился на
большую часть мировой экономики.
Начиная с 1 июля 2008 года, страны
одна за другой официально погружаются
в рецессию, наступает мировой экономический
кризис.

Как бы долго 
аналитики не искали основную причину 
экономического и финансового кризиса,
очевидно одно – крах мировой экономики 
происходит в результате ее несовершенства.
Основа же этого несовершенства кроется
в самом отношении к финансам, жаждой получения
суперприбыли, не зависимо от способов
ее получения. В результате такого дисбаланса
экономика начала трещать по швам еще
с 2007 года. Постепенно наблюдалось падение
доверия к ценным бумагам, долгосрочным
проектам, – финансовая система начала
буксовать и сбоить, порождая цепную реакцию
недоверия. Таким образом, основная причина
финансового кризиса – она же движущий
механизм рыночных отношений, максимизация
прибыли любой ценой.

Наблюдаемый период
роста экономики на рубеже тысячелетий 
своим подъемом обязан банковской системе,
работающей “на честном слове”
в буквальном смысле. Причем этот принцип 
стали практиковать не только в США,
но во всем мире. Делая мировой экономике
такую мощную инъекцию, финансисты запустили
негативную, но модную тенденцию жизни
в долг. Сама идея кредитования не является
катастрофичной, если не принимает всеобщий,
глобальный, можно сказать пирамидальный
характер. Однако неконтролируемая выдача
кредитов практически всем желающим не
могла не обернуться для финансовой системы
фиаско. Причина кризиса не в самих кредитах как таковых,
но в отношении к ним.

Лозунг “Бери
сейчас – плати потом” похоже, оказался
правдой, при чем расплачиваться придется
всему человечеству, и, скорее всего не
один год. Очень актуален был бы лозунг
“Берешь ты, а расплатятся все” или
“А ты взял кредит?!”. Предоставляя
кредиты любому заемщику, практически
не учитывая его платежеспособность, банки
превышали все допустимые риски, теряя
при этом возможность управления и контроля
за кредиторами. Причины кризиса во всех стран одни и те же. Перенимая
заокеанский опыт, многие финансовые учреждения
Европы и Азии также оказались в подобной
ситуации, тем самым, придавая финансовому
кризису глобальный характер. Это еще
раз доказывает беззащитность и уязвимость
всей мировой экономической системы.

Катализатором финансового
кризиса стал неконтролируемый рост денежной
массы. Эмиссионные средства, поглощаясь
отраслями промышленности и потребительским
сектором, привели к повышению спроса
на продукцию, и, как следствие к повышению
цен. Ипотечный кризис в США – это лишь
последствия дисбаланса, вызванного всеобщим
кредитованием, идею которого охотно подхватили
и другие страны. Сегодняшняя ситуация
на финансовых рынках четко определяет
невозможность существования мировой
финансовой системы в прежнем ее виде.

n4.doc

Антициклическое регулированиеАнтициклическое регулирование экономикидинамика развития национальной экономики определяется такими понятиями как:

  1. Экономический рост – расширение производства (на прежней технической базе);
  2. Экономическое развитие характеризуется качественными изменениями параметров ЭС, выводящими её на более высокий уровень экономического развития;
  3. источник развития, т.е. фактор или совокупных факторов обуславливающих развитие национальной экономики.

основными источниками экономического развития являются:

  1. Накопление капитала и дохода (по Марксу);
  2. Неравновесия рыночного механизма (Кейинс);
  3. Инновация (Шумпетер).

3 основных подхода к изучению экономического цикла

  1. в рамках неоклассической теории основу цикла составляют факторы, влияющие на совокупное предложение: технология; наличие ресурсов; производимость ресурсов. Согласно неоклассикам, государство должно активно стимулировать НИОКР, обеспечивая воздействие на технологии и повышение эффективности факторов производства;
  2. кейнсианская теория– согласно ей, основу цикла составляет изменение совокупного спроса или совокупных расходов, которые складываются из: правительственных расходов; потребительских расходов; инвестиционных расходов. Именно эти компоненты совокупных расходов становятся основными объектами (инструментами) государственной стимулирующей или ограничивающей политики. Объектом могут быть потребительские и инвестиционные расходы, а государственные расходы – инструмент;
  3. монетаризм – цикл определяется изменением совокупного спроса, а именно колебаниями объемов денежного предложения в экономике. Согласно данной концепции, важнейшей задачей антициклического государственного регулирования становится регулирование денежной массы и денежных агрегатов.

Основы антициклического регулирования экономики:

  1. сущность цикла: в экономическом цикле закономерно чередуются фазы спада и подъема; экономический цикл – многокомпактное и очень сложное явление; цикл – колебание, которое происходит вокруг определенного состояния динамического равновесия; цикл – колебание вокруг магистральной траектории развития; долговременный экономический рост не зависит от колебаний экономического цикла;
  2. сущность АЦРЭ: АЦРЭ должно быть направлено не на устранение циклических колебаний, а на их сглаживание, регулирование их продолжительность и амплитуду; АЦРЭ должно включать в себя обязательно комплексные решения, сбалансировано использовать как прямые, так и косвенные регуляторы; политика должна быть обязательно обоснована с точки зрения мультипликативного эффекта государственных решений; правительство должно иметь четкое представление и виде (наклоне) магистральной, равновесной траектории развития национальной экономики; АЦРЭ должно просчитывать не только краткосрочные, но и долгосрочные последствия принимаемых решений; основу политики должны составлять решения стратегические и решения ex ante.

Основные объекты АЦРЭСодержание АЦРЭОсновные проблемы стабилизационной макроэкономической политики в транзитной экономики

  1. Обострение конфликта целей низкой инфляции и полной занятости;
  2. Приоритетное достижение внутреннего экономического равновесия, как правило, приводит к нарушениям платежного баланса, т.е. внешнего равновесия;
  3. Недостаточная развитость рыночных институтов и инфраструктуры, обуславливающих крайне низкую эффективность фискальной и денежно – кредитной политики государства;
  4. Нестабильность национальной валюты и её слабость;
  5. Хронический дефицит государственного бюджета, и рост государственного долга;
  6. Кризис неплатежей.

Выводы

1. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств (инструментов).

2. После «великого кризиса» 1929—1933 гг. и особенно после Второй мировой войны госрегулирование было органично встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду с двумя другими «слоями» — спонтанно-рыночным и корпоративным регулированием. В результате сложился рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм), который выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм свободной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И. Ленину, «монополистический» капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

3. В условиях быстрой интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в современном мире внутриэкономическое и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

4. По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирование цен), рынка труда, НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое и т.д.

5. По характеру воздействия на процесс общественного воспроизводства выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различного рода прогнозов и программ.

6. Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями, постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

7. В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.).

8. Нет никаких объективных оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий