Импортозамещение в сельском хозяйстве: особенности, задачи и функции

Задачи импортозамещения

Достижение стратегических целей, сформулированных в государственной программе импортозамещения, возможно только при условии решения реальных задач, стоящих перед представителями отрасли. В частности, необходимо повышение объема инвестиций в сельское хозяйство, стимулирование процессов улучшения эффективности эксплуатации земельных ресурсов, мелиорация земель, преодоление стагнации в сегменте скотоводства, развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения и т. д. Как видно, в каждой подотрасли импортозамещение, развитие сельского хозяйства реализуется со своими особенностями, которые обуславливаются и характерными многолетними проблемами. Но есть и общая специфика программы замещения импорта в агропромышленном комплексе, которую стоит рассмотреть отдельно.

Проблемы импортозамещения в сельском хозяйстве. Импортозамещение в сельском хозяйстве: оценки, проблемы и экономическая безопасность

Для России реальное импортозамещение (не промсборка из иностранных составляющих) – хороший шанс реализовать-таки диверсификацию экономики, покончить с нефтегазовой зависимостью и перейти к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Что уже сделано в плане замены импортных товаров отечественными? В каких отраслях подключение малого и среднего бизнеса (МСБ) к импортозамещению эффективно?

Сделано у нас: мода или необходимость

Россия последние 20 лет формировала экономику сырьевого типа: наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000, 81,1% в 2014 году в общем объеме экспорта), импортировала все больше жизненно важных товаров . За период 2000-2014 объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза.

Самыми высокими темпами импорт рос по следующим категориям:

  • продовольствие и товары народного потребления;
  • сельхозтехника, станки и оборудование;
  • автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры;
  • лекарства;
  • новые технологии;
  • продукция для ВПК.

В результате Россия недальновидно впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась безопасность страны: продовольственная, социальная, экономическая, финансовая, военная. Исходя из мировой практики, импортозамещение целесообразно для оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей. Если реализовать его эффективно.

Преодоление зависимости от импорта в России запускается «сверху» на каждом витке череды кризисов.

Причина проста – снижается покупательная способность рубля, страна не в силах ввезти в прежних объемах то, чего не производит и в чем нуждается. Последняя мировая экономическая яма отягощена антироссийскими санкциями.

Доля российского импорта для разных отраслей экономики сегодня чрезвычайно высока. Например, страна ввозит комплектующих: для тяжелого машиностроения – 70%, гражданского авиастроения – 80%. В нефтегазовой отрасли используется 60% оборудования иностранного производства, в энергетике – 50%.

Хроники борьбы с импортом в документах

Вопросом продовольственной безопасности власти озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020» – импортозамещение. В остальных отраслях процесс запустило введение западных санкций.

В 2015 году импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора. Работа ведется одновременно по двум направлением: стимулирование национальной промышленности и ограничивающе-запретительные меры по ввозу. Вносит свой вклад и девальвация рубля, естественным образом смещая фокус компаний на закупку отечественной продукции.

Санкции — не начало, а продолжение

Политика импортозамещения в России началась задолго до введения ответных экономических санкций против ряда западных государств. Ключевой документ — Доктрину продовольственной безопасности РФ — приняли в 2010 г. Именно тогда была поставлена задача по минимизации импорта в аграрном секторе. Позже доктрина легла в основу Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, нацеленной, в том числе, на развитие импортозамещающих отраслей. Аналогичные задачи преследует и программа по развитию рыбохозяйственного комплекса.

Особое значение импортозамещение приобрело после введения Россией ответных экономических мер в отношении ряда государств в августе 2014 г. Эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из Евросоюза, США, Канады, Австралии, Украины, Норвегии (в 2015 г. в перечень также вошли Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн) освободило огромную нишу на российском рынке. Причем в списке запрещенных ко ввозу оказалось немало товаров, которые традиционно производятся на евразийском пространстве: охлажденное и замороженное мясо, молоко и молочные продукты, рыба, овощи и фрукты, колбасы, мясные деликатесы. Санкции стимулировали стремление к импортозамещению и в других жизненно важных сферах.

«В стране нет единой программы импортозамещения. Эта политика проводится в рамках отдельных отраслей промышленности, в первую очередь, в сельском хозяйстве, IT-технологиях и машиностроении», — напоминает заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН) Елена Кузьмина.

Так, программа импортозамещения в сельском хозяйстве опирается на несколько законодательных актов, принятых в 2014–2015 гг. Основные функции данных документов — обеспечение потребностей государства в сельскохозяйственной продукции, предоставление преференций отечественным хозяйствам и точечный запрет на импорт иностранной продукции. В машиностроительной отрасли, как отметила Елена Кузьмина, государство не создало жестких запретительных барьеров. Однако участник рынка не может без согласования с комиссией по импортозамещению совершить закупку того или иного оборудования за рубежом. Всего Минпромторгом созданы планы мероприятий по импортозамещению в 19 гражданских отраслях промышленности. Общий объем импорта, как сообщает Федеральная таможенная служба РФ, в 2016 г. превысил 183,6 млрд долл. Доля продовольственных товаров и сырья для их производства составляет 12,5%. Примерно половина всех импортных поставок приходится на машины и оборудование. К 2020 г. поставки из-за рубежа во многих сферах должны быть снижены до безопасного минимума. Например, в сельхозмашиностроении — до 20%, притом что в 2014 г. импорт составлял от 50% до 90%, а в тяжелом машиностроении — до 35% (с 70%).

Показательно, что только к критической импортозависимости отнесено 60 областей производства, в которые входят 248 товаров и продуктовых групп, программное обеспечение и технологии. По данным старшего научного сотрудника Института экономики РАН Сергея Шувалова, суммарный объем внутреннего рынка в выделенных областях превысил 71,6 млрд долл., или 1,9% ВВП России. Причем в этом списке в основном продукция наукоемких производств, машиностроения, IT-технологий, приборостроения и химической промышленности. В их числе фармацевтические препараты (объем внутреннего рынка — 15,5 млрд долл. по оценке 2014 г.), телекоммуникационное оборудование (11,2 млрд долл.), медицинские изделия (3 млрд долл.), силовые кабели (1,8 млрд долл.).

Импортозамещение на союзном уровне

Для государств Евразийского экономического союза в рамках российской политики импортозамещения созданы особые условия. Так, в сентябре 2015 г. на российско-казахстанском форуме межрегионального сотрудничества было официально объявлено о том, что программа по замещению импорта сельхозсырья и продуктов питания будет реализовываться с участием других стран ЕАЭС.

В мае 2016 г. В. Путин предложил участникам интеграционного объединения активно включиться в одну из важнейших для России программ, затрагивающую сразу несколько областей импортозамещения. «Мы приглашаем всех наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях, включая машиностроение, электронную и легкую промышленность, сельское хозяйство», — сказал президент России в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета.

С 14 января 2017 г. постановлением правительства РФ запрещен допуск товаров и услуг для нужд обороны и безопасности из всех иностранных государств — исключение сделано только для участников ЕЭАС. Равные права с российскими товаропроизводителями предприятия Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении получили и в сфере государственных закупок: закупать товары и услуги в дальнем зарубежье разрешено только в том случае, если аналогов нет на территории союза. При этом спектр госзакупок включает множество видов продукции — от лекарств и товаров легкой промышленности до легковых автомобилей и аэродромной техники.

В итоге сегодня импортозамещение в России реализуется не на национальном, а на союзном уровне. Увеличить объемы экспорта на российский рынок страны ЕАЭС могут прежде всего в рамках сельскохозяйственной программы импортозамещения. «В машиностроении и IT-сфере таких возможностей у стран-партнеров немного, — констатировала Елена Кузьмина. — Обеспечить существенные поставки машиностроительной продукции на российский рынок и участвовать в программах импортозамещения в этой сфере может только Беларусь, имеющая достаточно развитое машиностроение. Другие государства ЕАЭС могут реализовать себя лишь в некоторых отраслях. Например, Казахстан — в совместных программах по автомобилестроению»

При этом, как отмечает эксперт, успех программы импортозамещения в сельском хозяйстве позиционируется российским руководством как дело особой важности. В результате должна быть обеспечена продовольственная безопасность страны — к 2020 г

Россия предполагает обеспечить себя продуктами питания на 90%. В том числе зерном и картофелем — на 95%, молоком и молочными продуктами — на 90%, пищевой солью, мясом и мясопродуктами — на 85%, рыбной продукцией, сахаром и растительным маслом — на 80%.

«Цели поставлены весьма конкретные, но пути реализации не продуманы полностью, — считает Елена Кузьмина. — Проблемы имеются на всех уровнях: от законодательного и даже политического до мелких решений на местах. Например, из-за отсутствия понимания срока действия эмбарго, российский фермер никогда не вложится в долгосрочный проект по импортозамещению, ведь снятие запрета на импорт мгновенно снизит спрос на российский продукт». Тем более что в плане мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве упор был сделан на распределение обязанностей между органами власти для быстрой реализации необходимых мер, которые носят преимущественно заградительный от импорта характер. Неизвестность в отношении длительности санкций против западных стран также может служить барьером и для роста экспорта из государств ЕАЭС.

Выращивание томатов

По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), обеспеченность России томатами в 2021 году составляет 60%. Это на 6% выше, чем годом ранее, однако стремиться еще есть куда. Импортировать приходится еще 455,5 тыс. тонн томатов. Бизнес на выращивании томатов может быть и не связан с масштабным производством. Можно, например, выращивать томаты черри, которым не требуются много места, а некоторые предприниматели умудряются их выращивать даже в квартире.

Михаил Семынин(c) www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса 04.04.2022

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

НПА, регулирующие минимизацию импорта

Первые нормативные акты, регулирующие импортозамещение товаров в России, издавались еще в 2014-2015 годах. В их числе, в частности, , утвердившее план госпрограммы по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности.

Потом изданы и другие проекты по импортозамещению в России, например, утверждена программа развития сельского хозяйства.

Одновременно принимались нормативные акты, регулирующие вопрос финансирования деятельности, способствующей минимизации импорта, например, утверждена программа поддержки инвестпроектов, цель которой состояла в увеличении объемов кредитования организаций реального сектора экономики.

ВАЖНО!
В настоящее время утверждена программа импортозамещения в России до 2024 года для более чем 20 отраслей экономики. В частности разработан план по минимизации импорта в автомобильной промышленности, Приказом того же ведомства от принят план снижения импорта в легкой промышленности.. Также нормативные акты, касающиеся вопросов импортозамещения, издаются на региональном уровне

Например, в Московской области принят закон от 25.03.2022 № 32/2022-03, которым утвержден перечень видов экономической деятельности, осуществляемой для целей импортозамещения

Также нормативные акты, касающиеся вопросов импортозамещения, издаются на региональном уровне. Например, в Московской области принят закон от 25.03.2022 № 32/2022-03, которым утвержден перечень видов экономической деятельности, осуществляемой для целей импортозамещения.

Законодательная база

Агропродовольственные системы России неотложно нуждаются в отечественных инновационных решениях и полноценной инфраструктуре, которые обеспечат увеличение объемов продукции и достижение глобальной цели укрепления продовольственной безопасности страны, а также возможность увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в страны-партнеры.

Цифровые технологии способны упрочить взаимосвязанность агропродовольственной системы и устранить факторы, снижающие ее эффективность. Интернет обеспечивает доступ к технической информации, стимулирует сотрудничество и взаимосвязь на всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, формируя прослеживаемость производства сельскохозяйственной продукции. Для достижения этих целей формируется соответствующее законодательство.

Национальные стандарты – ГОСТы

Россия первая в мире приняла национальный стандарт – ГОСТ Р 57700.37–2021 “Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения”, который способствует созданию продуктов с учетом производственных подходов, предлагаемых зеленой экономикой, и прогнозированию оптимальной защиты, правильной утилизации отходов. Следует отметить также ГОСТ Р 59920– 2021 “Системы искусственного интеллекта (ИИ) в сельском хозяйстве. Требования к обеспечению характеристик эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники”.

Постановления Правительства РФ

В соответствии с поручением Президента РФ от 4 декабря 2020 г. (Пр-2242, п. 2) в субъектах Российской федерации разработаны и утверждены региональные стратегии цифровизации АПК. Приняты следующие постановления Правительства РФ, непосредственно касающиеся сельского хозяйства:

  • “Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации” от 28.06.2021 г. № 1030.
  • “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами” от 30.06.2021 г. № 1067.
  • “О федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна” от 09.10.2021 № 1722.
  • “Об утверждении Правил формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение пестицидов и агрохимикатов и оказывающих связанные с хранением услуги, в федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов” от 20.04.2022 г. № 709.
  • “О федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов” от 07.05.2022 г. № 828.
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 № 3971-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской федерации на период до 2030 года”.

Очень важным моментом для успешной цифровой трансформации является создание программ государственной поддержки производителей электроники в сфере АПК и трансформация программы государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники –”Программы 1432″, которая позволит приобретать цифровое оборудование в том числе через лизинг.

Индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий. Доля организаций, использующих цифровые технологии, %

Невозможно оплатить подписки на сервисы

АПК в России не слишком зависит от отдельных ИТ-решений из-за низкого уровня цифровизации. В крупных агрохолдингах он может соответствовать самым высоким международным стандартам, но небольшие фермеры ежедневно решают абсолютно другие задачи.

Для внедрения цифровых продуктов им не хватает ни денег, ни человеческих ресурсов. В результате общий уровень проникновения технологий в сельское хозяйство остается низким. 

Тем не менее, агрокомпании в России постепенно начинают внедрять инновации. Всё более востребовано точное земледелие — комплексные системы управления посевами, в основе которых лежит использование спутниковых и компьютерных технологий.

В этом контексте проблемой для российских пользователей может стать отключение GPS и уход из России системы для GPS и ГЛОНАСС мониторинга транспорта и IoT Wialon, которая отслеживает более 3 млн мобильных и стационарных объектов по всему миру.

Плюс ко всему, оплатить решения западных игроков сейчас почти невозможно из-за ухода Mastercard и Visa с российского рынка.

Среди иностранных поставщиков комплексных решений для агросектора — швейцарская Cropwise Operations, которая предоставляет услуги дистанционного контроля сельскохозяйственных угодий, платформа управления агропредприятием FarmCommand, разработанная канадской компанией FarmersEdge, и другие.

По той же причине российским фермерским хозяйствам стал недоступен Trimble, предлагающий широкий выбор продуктов для точного земледелия, в том числе востребованные в России системы автовождения.

Что это значит для российских производителей

В России есть собственные комплексные системы управления предприятиями, однако они довольно дорогие и рассчитаны в первую очередь на крупные компании. Потенциальной нишей для стартапов в этой области может стать создание решений для МСП. Имеет смысл также обратить на нишу Trimble, особенно — на системы автовождения.

Действующие лицензии западных компаний пока продолжают работать. Некоторые игроки используют freemium-модель, например, OneSoil предоставляет бесплатное приложение для точного земледелия, которым фермерские хозяйства по-прежнему могут пользоваться.

Но это временное решение. В перспективе фермерским хозяйствам всё равно придётся переходить на отечественные разработки, так что российские компании могут предложить свои альтернативы. 

GPS вряд ли отключат на территории России, так как это может навредить соседним государствам. Если это случится, альтернативным решением станет ГЛОНАСС, но его точность ниже. Для точного земледелия разница в несколько сантиметров критична, поэтому разработки, позволяющие увеличить точность спутниковой системы, будут востребованы. 

Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в  России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

Что может мешать развитию AgroTech в России

На мой взгляд, одна из самых больших сложностей для развития AgroTech в России — не санкции, существенное воздействие которых, скорее всего, будет временным. Главная проблема — разрозненность, а иногда и отсутствие данных о землях сельскохозяйственного назначения. Часто такие данные в принципе не оцифрованы, ведь небольшие фермерские хозяйства нередко ведут бумажный документооборот. В случае с крупными агрокомпаниями сложность состоит в отсутствии единых стандартов. Все они хранят данные в разных форматах и системах, это усложняет, а иногда и делает невозможным их систематизированный анализ и использование.

Поэтому одна из важных задач — стандартизация, которая должна охватывать все этапы от сбора данных и далее по всей цепочке поставок. Это позволит системно анализировать информацию, а значит создавать оптимизационные и предиктивные модели, налаживать системы мониторинга, и в конечном итоге — оптимизировать работу АПК.

Для сельского хозяйства важны и другие данные: о почвах, погоде, сельскохозяйственных культурах, дистанционном зондировании Земли. Их систематизация облегчит работу AgroTech-сервисов. Шаги в этом направлении предпринимаются — правительство создает единую систему учета сельхозземель, систему учета пестицидов и т. д. В сборе информации такого рода тоже могут помочь цифровые платформы, ведь эти данные получают с помощью сенсоров в технике, датчиков в почве, метеостанций, спутников и др.

Среди других препятствий для развития AgroTech — необходимость довольно значительных инвестиций, которые не могут позволить себе небольшие хозяйства. Здесь особенно помогла бы государственная поддержка. Кроме того, мешает недостаточное покрытие стабильным интернетом сельских территорий и нехватка квалифицированных IT-специалистов в агрокомпаниях.

Автор — гендиректор компании Syncretis.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

В 2014 году в ответ на введенные санкции против нашей страны Россия ввела эмбарго, то есть запрет на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» (Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 6 августа 2014 года).

Данное решение стало огромным стимулом для развития отечественных сельхозпредприятий. Аграрная отрасль России получила возможность  импортозамещения огромного перечня товаров и сырья, так как список “запретных” продуктов очень широк и даже, несмотря на то, что страны Южной Америки, Азии и Африки не попали под данное регулирование, все равно ввозимого ими товара не хватит на удовлетворение спроса.

На сегодняшний день импортозамещение в сельском хозяйстве — одно из самых приоритетных направлений развития в России.

Так в 2015 году Министерство сельского хозяйства увеличило бюджет на предоставление субсидий для крестьянско-фермерских и семейных хозяйств. Данные средства помогли покрыть расходы на приобретение поголовья, оборудования, строительство хранилищ и так далее. Сельскохозяйственные регионы нашей страны также получили дополнительное финансирование.

Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний день остается эффективное взаимодействие фермеров с конечными точками продажи. Сумеют ли продавцы реализовать поставленный товар.

Производство пива

С пивного рынка уходят не только небольшие пивоварни, но и лидеры – датская пивоваренная корпорация Carlsberg Group, владеющая брендами Carlsberg, Tuborg, Holsten, Kronenbourg 1664, “Балтика”, Somersby и другой пивной гигант, голландская компания Heineken N.V (более 300 брендов, включая Heineken и Amstel). Сообщается, что компании продают свой бизнес в России – речь идет о “Балтике” (имеет долю в РФ 27,3%) и российском бизнесе Heineken (доля около 10%).

Другая крупная транснациональная корпорация AB InBev Efes с долей порядка 25% пока остается. Но по сообщениям СМИ, компания запросила контролирующего акционера приостановить действие лицензии на выпуск и продажу пива под брендом Bud в России. Уходят из РФ и крупнейшие чешские пивоварни: Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard. Также будет недоступна продукция под брендами Velkopopovický Kozel и Gambrinus.

В итоге можно заключить, что если ситуация резко не переменится, то доля импортного пива в России существенно сократится. И хотя это открывает новые возможности для российских производителей, вкладывать деньги в пивной бизнес на данный момент, как и во многие другие виды деятельности, сейчас крайне рискованно.

Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России

С недавних пор, а именно с марта 2014 года с того момента, как США начали активные действия по введению санкций против России, часто в СМИ стало звучать такое понятие, как “импортозамещение”. Вроде бы абсолютно ясное, даже исходя из этимологии слова. Но до сих пор многие задаются вопросом, что ж это такое и какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс.

Во времена существования СССР острого вопроса импортозамещения не существовало, так как в той стране было все свое: и сырье для производства, и заводы, и многое-многое другое. Конечно, была проблема дефицита, но люди жили, никто не голодал.

После начала приватизации и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции, причем этот поток был ничем не сдерживаемый. Впоследствии для регулирования товарооборота ввели ряд законодательных таможенных актов, пошлин и так далее. После того, как, практически, 60% потребляемого товара в России стало иностранным, а Российские производители ушли с рынка в связи с невозможностью конкурировать с иностранными игроками, появилось понятие “импортозамещение”.

Итак, импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят продукты, как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы.

Давайте рассмотрим сущность импортозамещения как экономического процесса на простом реальном примере. Мы все привыкли, что на прилавках всегда можно купить итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и так далее.

После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, привыкший данные продукты закупать в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, “наши” российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали  данные товары производить.

Следствием стало возобновление работы ряда заводов и фабрик, увеличение количества рабочих мест, а значит роста ВВП и устойчивости экономики России. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.

https://youtube.com/watch?v=uhLPFLXkHz0

Таким образом, исходя из логических умозаключений, импортозамещение может двигаться по двум сценариям.

Первый — это естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору, а, точнее, выбору своего народного продукта.

Второй — это искусственный, когда в условиях каких-либо меж политических неурядиц, страна закрывает ввоз иностранных товаров, а, соответственно, национальный производитель должен покрыть имеющийся спрос на них своими силами.

На данный момент политика импортозамещения в России такова, что всячески поддерживается российский производитель, вводятся различные льготы, субсидии и послабления в виде заниженных процентных ставок по кредитам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий