Понятие коммуникативной грамотности
В сущности, коммуникативная компетентность – это воспитание человека и знание им этикета. То есть умение вести переговоры с человеком дольше пяти минут, не оскорбляя его чувства и не шокируя полным отсутствием культуры. Выражаясь научно, коммуникативная компетентность – это обобщенные коммуникативные свойства личности, которые включают в себя навыки общения, а также социальный и чувственный опыт.
Первое правило коммуникативной грамотности гласит, что не следует сообщать собеседнику мысль, которая не до конца или же вовсе не понятна говорящему.
Также существует правило конкретности, которое требует избегать в общении расплывчатых, неопределенных и двусмысленных предложений, кроме того, не стоит пользоваться незнакомыми терминами и понятиями.
Однако коммуникативная компетентность требует не только контроля своей речи и содержания передаваемого сообщения, но и контроля мимики, интонации и жестов.
Также необходимо помнить, что ваше мнение может быть неправильным. Это поможет избежать серьезных ошибок.
Понятие компетентности
На самом деле ответы на данные вопросы очень просты. Они не содержат каких-либо специфических объяснений. Компетентность – это знания, умения, навыки, которыми обладает человек в какой-либо конкретной сфере. Все эти знания нужны человеку, чтобы добиться успешных результатов в своей работе. Стоит понимать, что само наличие компетентности — это лишь одна из составляющих на пути к благополучной работе. Все эти знания и навыки необходимо не только иметь, но и поддерживать их на должном уровне или обновлять, совершенствовать.
Безусловно, если человек некомпетентен в своей деятельности, то достичь высоких целей невозможно. Недостаток знаний скажется на всём процессе работы и, как следствие, на итоговом результате. Профессиональная компетентность достигается путём личностного изучения, познания и развития человека. И без собственного желания человек никогда не станет профессионалом в своём деле.
Профессиональная компетентность
Профессиональная компетентность выражается в сумме всех тех теоретических и практических знаний, навыков и опыта, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности. Любая фирма, компания или работодатель предъявляют ряд требований к потенциальному сотруднику, и наличие базового уровня компетентности играет важную роль.
Одно дело нанять специалиста, получившего специальное образование, но не имеющего опыта работы, и совсем другое, чтобы человек имел большой опыт работы в этой сфере. Да, наличие образования играет важную роль при трудоустройстве, а где-то без него найти работу и вовсе невозможно, но многие работодатели готовы пойти навстречу сотруднику, имеющему реальный опыт. И, конечно же, особенно ценным окажется сотрудник, имеющий специальное образование и практический опыт работы в нужной отрасли.
Специфика компетентности
Специфика регламентированных профессий характеризуют установлением четкие правил, процедур и обязанности, принципа систематизации, распределение труда и власть, когда люди работают, выполняя приказов “сверху”, и докладывается о выполнении работы тоже “наверх”. Лишением свободы действия в подобной организацией исключает, в том числе, и назначения на должность, и повышения по службе человека, не обладающим нужным опытом и квалификация в этой области. Профессиональный и жизненного опыта, как компоненты компетентность специалиста, являются одними из важных критериев профессионального продвижения в профессии, которые связаны с социальными и финансовыми рисками. Во время принятия решении руководитель преимущественно опираются на опыт успешных решений задачу, умение извлекать полезным от обратной связи, которая, в свою очередь, побуждается к профессиональному развитию, корректировка и образованию новые знания и опыта.
Исследования банковских служащих, особенно руководящих его состава и бухгалтерии, деятельности которых строго регламентирована, где преобладается преимущественно специалисты среднего возраста, показывает, что при подготовке профессиональные решений специалисты выбирают сущностные стратегия поведения с использованием тактики компромисс, в то время как для молодые специалисты в решении профессиональных задач характерный некий экстремизм в рамках технологическая компетенции, то есть, как удачно подметил П. Хейне, “слепое следование учебникам для студентов второго курса” .
Результаты исследования позволили показывают ориентацию индивидуальной стратегия профессионального поведения на различных компонентов компетентности. Так, руководителя, который получает максимальные оценки по критерия профессионализма и минимального по эмоциональному выбору, в ситуациях принятием решения выбирал когнитивной стратегии поведения с опорой на технологическая компетентность, нормативности с четким осознанием профессиональную ответственности и опорой на себя. Опыт и знания, которые получены в длительных боевых походах, в управления боевыми экипажами атомных подводных лодок в экстремальных условий и удовлетворенность признания его профессиональные успехи (со слов респондента), послужили примером для продолжением военной династии (сыновья выбрали карьеру офицеров ВМФ). Руководителю, который получил наименьшую профессиональную оценку и наивысшей эмоциональной привлекательность в группой по социометрическому индексу, характеризуется как высоко сенситивный и эмоционально отзывчивого человека, а его личностные характеристики свидетельствует, что любая проблемная ситуация вызывают у него состояние фрустрации.
Компетентность педагога: в чем она заключается?
Итак, разберемся в том, как определять профессионализм учителя. К сожалению, сегодня не существует какого-либо единого подхода, который определял бы компетентность педагога. Однако основные аспекты профессиональной грамотности перечислить можно: их всего три.
Первый аспект – управленческий. Он заключается в том, как учитель планирует свою деятельность, анализирует ее, контролирует, а также в том, как он регулирует учебный процесс в своем классе и взаимоотношение с ним.
Второй аспект – психологический. Он заключается во влиянии педагога на учащихся, а также в том, грамотно ли преподаватель учитывает индивидуальные способности детей своего класса.
Третий аспект – педагогический. Он рассматривает то, какие формы и методы используются педагогом в учебном процессе, и то, насколько они уместны в конкретной ситуации.
Если объединить все три аспекта в одно определение, то можно сказать, что профессиональная грамотность учителя состоит в том, может ли он эффективно структурировать материал с целью лучшего решения как учебных, так и воспитательных задач в процессе обучения.
Кроме того, можно обозначить основные принципы профессиональной грамотности учителя, а именно верную характеристику реальных способностей каждого учащегося и умение подобрать наиболее эффективный тип урока, который в большей степени будет соответствовать учебным задачам.
Что такое социальная осведомленность или компетентность?
Этот вид компетентности предполагает умение личности выстроить свое поведение, учитывая представления и ожидания других людей.
Если социальная компетентность человека находится на низком уровне, то ему свойственно переносить назначенные встречи, чрезмерно подстраиваться под мнение своего партнера, постоянно опаздывать, игнорировать или просто откладывать ответственную коммуникацию.
Тогда как социальная осведомленность представляет собой знание основных норм поведения, которые приняты в какой-либо конкретной сфере, готовность личности быстро освоить новые социальные стандарты, умение ставить себя на место другого человека, а также умение подобающим образом отреагировать на тот или иной поступок.
Поддержание уровня компетентности
Как развивать конкурентоспособность на рынке труда? Как применить свои знания в свете постоянных изменений в рабочей деятельности? Уровень компетентности поддерживается не только на основе личных качеств и стремлений работника, но и с помощью кадровой службы. В наше время все больше фирм и компаний создают дополнительные сервисы для решения многих важных задач.
Кадровая служба, в свою очередь, не только выявляет широкий спектр мотиваций, но и проводит различные бизнес-тренинги, информирует о нововведениях или изменениях в той или иной сфере деятельности. Естественно, к каждому сотруднику той или иной должности нужны индивидуальные подходы. Информация предоставляется и анализируется отдельными блоками для конкретной группы сотрудников. Простой пример: бухгалтеру не расскажут, как правильно убирать офисную территорию, а уборщице не расскажут, как пользоваться графиком 1С.
Структура компетентности
В мировой образовательной практика понятие компетентности выступается в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, так как компетентности личности:
- во-первых, объединяется в себе интеллектуальную и практической составляющей образования;
- во-вторых, в понятие компетентность заложена идеологией интерпретации содержания образованием, формируемый «от результата» («стандарт на выходе»);
- в третьих, компетентности личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирается в себя ряд однородных или близкородственного знаний и опыта, которые относятся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).
Компетентности личности имеет определенную структуру, компоненты в которой связаны со способности человека решать различных проблем в повседневной, профессиональная или социальной жизни. В структуре компетентность личности представлены: компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельность; в сфере гражданско-общественной деятельность; в сфере социально-трудовая деятельность; компетентности в бытовой сфере; в сфере культурно-досуговой деятельность. Что такое компетентности. Среди знаний и практического опытом, формируемых в процессе достижения личностью определенных уровня компетентности, — умения самообразованием, критического мышления, самостоятельного работы, самоорганизации и самоконтроля, работы с командой, умения прогнозирует результаты и возможные последствием разных варианта решения, устанавливать причинно-следственные связь, находить, формулирует и решать проблемы.
Навыки коммуникации
В любом бизнесе коммуникативные навыки абсолютно необходимы. Возможность делиться информацией в устной и письменной форме является неотъемлемой частью любой работы, где нужно взаимодействовать с другими людьми.
Независимо от того, предоставляете ли вы продукты или услуги, ваши клиенты всегда должны в центре вашего внимания. Работа с клиентами включает в себя быстрое реагирование на запросы, предоставление как можно большего количества информации и предоставление продуктов или услуг, которые ценят клиенты. Примеры включают:
- Быстрое и эффективное решение вопросов и жалоб клиентов;
- Внедрение процессов для отслеживания удовлетворенности клиентов.
Командная работа предполагает установление прочных партнерских отношений с коллегами и внешними сторонами. Способность работать над достижением общей цели, при этом отодвигая в сторону личные интересы и отношения, это ключевая компетенция для многих отраслей. Примеры развитых навыков командной работы включают:
- Выражение интереса к чужому опыту и идеям;
- Уважение к личности, опыту и мнению других людей;
- Умение ставить общие интересы выше собственных;
- Работа над созданием прочных каналов связи с коллегами.
Читайте больше об этой компетенции в нашей статье Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»
Одна из важных сторон навыков коммуникации – это умение грамотно общаться с клиентами. Это не просто клиентоориентированность, но совокупность вежливости, открытости, грамотной и правильной речи, и оптимизма
Важно уметь управлять отношениями с клиентами. Развитие клиентской лояльности и обеспечение превосходного обслуживания являются важными качествами, которые ищут работодатели
Примеры включают:
- Грамотное общение с клиентами для повышения качества обслуживания;
- Обеспечение взаимодействия с клиентами всегда вежливо и позитивно.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать и управлять эмоциями – как собственными, так и эмоциями других людей. И если раньше работодатели ценили только профессионализм работников, то сейчас на первое место выходит их способность эффективно и безконфликтно взаимодействовать с коллегами и клиентами. Без развитого эмоционального интеллекта это невозможно. Примеры этой компетенции включают:
Способность распознавать и регулировать свои эмоции и поведение на рабочем месте;
Способность распознавать эмоции и точки зрения других и принимать их во внимание.
Больше информации по этой компетенции вы найдете в наших статьях Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
В некоторых профессиях работникам постоянно требуется убеждать людей принять иной образ мыслей и инициировать какое-то действие. Это может быть изменение способа работы или подписание контракта. Методы убеждения очень важны для таких профессий, как продажи или маркетинг, а также для профессионалов, занимающих управленческие должности. Примеры включают:
- Успешное решение ключевых проблем и представление взаимовыгодных решений;
- Построение успешных отношений для обеспечения поддержки во время переговоров.
Умение общаться четко и лаконично посредством письма является важным навыком по ряду причин. От вас может потребоваться составление отчетов или подготовка корреспонденции
Даже общение с коллегами и партнерами часто осуществляется по электронной почте, поэтому важно уметь донести то, что вам нужно, лаконично и эффективно. Примеры включают:
- Использование краткого, ясного, подходящего языка;
- Умение четко структурировать мысли;
- Владение деловым стилем письма.
Профессионалы должны уметь эффективно общаться с людьми. Демонстрация того, что вы можете передавать сложную информацию любой аудитории, очень ценится работодателями. В любом устном общении вы всегда должны следить за тем, чтобы вы говорили грамотно и четко, чтобы вас легко поняли. Примеры включают:
- Умение говорить четко и в нужном темпе;
- Поддержание зрительного контакта для удержания внимания слушателей;
- Умение выбирать нужный стиль общения.
Руководящий пост
Необходимо понимать, что критерии компетентности разнятся для работников различных областей, но не столько в определениях, сколько в индивидуальной специфике профессии. Работник должен иметь знания техник и принципов, специфических стандартов, целей и задач, а также обладать знаниями по использованию конкретных методов воздействия на трудовой процесс. Если человек занимает руководящий пост, то его набор знаний и навыков должен быть намного обширнее, чем у его подчинённых.
Если простой работник должен понимать свои обязанности и находить пути для их выполнения, то руководитель – выполнять обширный список задач. В его компетенции находится и подборка персонала, и умение поддерживать дисциплину в коллективе, и координацию рабочего процесса, отстаивать интересы компании и дела. На руководящих должностях уровень ответственности намного выше, поэтому огромную роль играют личностные качества человека, его уровень стрессоустойчивости и взаимодействие с другими людьми.
Можно ли развить компетентность и как это сделать?
Компетентность развить не только можно, но и нужно. Вот три простых шага к развитию профессиональной грамотности.
- Шаг 1: научитесь смотреть. Или выражаясь иначе, научитесь присутствовать в настоящем моменте, и тогда у вас получится разглядеть то, что ранее вы увидеть не могли.
- Шаг 2: учитесь. Умение учиться снова и снова – один из главных залогов развития компетентности. Привыкайте к мысли, что для того, чтобы развиваться во всех отношениях, вас необходимо обучаться.
Шаг 3: не забывайте о практике. Естественно, что для развития компетентности первых двух шагов недостаточно. Необходимо тренироваться в любимом деле для того, чтобы ваши успехи становились все лучше и лучше, потому что без практики – никуда.
Отсутствие компетентности
Компетентность – это важнейшее требование к деятельности педагогов. Данная профессия не допускает отсутствия этого компонента, оно невозможно. К работникам сферы образования выдвигаются конкретные и важные требования, в силу того, что они не только контролируют процесс получения новых знаний учениками, но и являются примером поведения и взаимодействия.
Некомпетентный педагог может обеспечить школьнику очень серьёзные проблемы: уничтожить тягу к знаниям и образованию, навредить качеству получения этих знаний, расстроить психическое здоровье ученика. На самом деле негативных последствий, которые могут образоваться из-за отсутствия компетентности педагога, гораздо больше. Для системы образования подобные итоги абсолютно недопустимы. Поэтому компетентность педагога в данной деятельности играет огромную роль.
Плюсы компетентности
Компетентность работника играет очень важную роль во многих отношениях. Конечно, компетентный работник всегда ценится выше тех, кто не обладает такими навыками. Однако можно получить не только признание и уважение к своей личности, но и финансовое вознаграждение, которое иногда становится отличным способом мотивировать себя. В современном обществе сложно прожить на небольшой доход, сложно позволить себе какие-то дорогие вещи или услуги. И уж точно никто не хочет отказываться от хорошей жизни, поэтому люди сознательно и добровольно стараются совершенствовать свои знания и навыки.
Оценка компетентности сотрудника определяется с помощью множества методов и осуществляется специалистом по кадрам или руководителем конкретного отдела. Компетентность сотрудника часто заметна даже без специальных тестов или проверок. Опытный представитель службы подбора персонала может достаточно легко определить необходимые склонности человека еще на начальных этапах устройства сотрудника.
Как понять, что человек компетентен
Как можно судить о компетентности человека? Как понять, что он вообще компетентен в определенной сфере деятельности? Это довольно просто. Компетентность – это определение, которое проверяется результатами, достигнутыми человеком. К его мнению прислушиваются при решении важных вопросов, с ним советуются, у него учатся. Но эти результаты не могут быть достигнуты быстро, на этот процесс уходит много времени. И, как правило, поначалу любой человек не силен в познаниях той или иной деятельности, но он прилагает много сил, времени и усилий для достижения поставленных целей.
Не пренебрегайте рекомендациями такого человека, часто этот метод помогает многому научиться и понять на работе. Это своего рода процесс передачи опыта от одного человека к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфику той деятельности, в которой вы хотите достичь профессионализма.
Профессионал своего дела
Всякий ученик может назвать педагога, который запомнился ему. Кого-то он опишет как профессионала своего дела, кем-то будет недоволен. От чего это может зависеть? Компетентность педагога ученики рассматривают со своей точки зрения и каждый даст своё объяснение данному термину. Однако конечным итогом являются именно знания, полученные в ходе обучения, и воспитательный процесс, его результаты.
Очень часто встречаются дети, которые изначально не понимали или не принимали какой-либо учебный предмет, но со временем усвоили его и стали хорошо в нём разбираться. В этом случае стоит сказать об индивидуальном подходе учителя. Значит, он смог создать ту атмосферу и тот план обучения, который дал такой результат. Это огромный труд, требующий как профессиональных навыков, так и времени, и личного упорства педагога. Несомненно, такого учителя можно назвать профессионалом своего дела.
Технические компетенции
Компетенции в этой категории относятся не только к навыкам работы с компьютером, но и к вашей способности мыслить творчески, разрабатывать инновационные системы и процессы и разрабатывать политики для облегчения операций. Технические компетенции становятся все более важными для молодых специалистов.
Разработка инновационных решений и творческое мышление важны в ряде различных сфер бизнеса. Это может быть связано с использованием ментальных карт для мозгового штурма или взглядом на что-то с другой точки зрения. Примеры включают:
- Использование существующих знаний для разработки оригинальных способов работы;
- Совместная работа над поиском оригинальных взаимовыгодных решений.
Технические возможности означают не просто знание каких-то программ, а способность определить, как вы можете использовать системы и технологии для улучшения методов работы. Это может быть внедрение новой стратегии сбора данных о клиентах или развертывание системы для сбора данных о производительности. Примеры включают:
- Разработка новых решений с использованием существующих технологий;
- Выполнение функций технического эксперта в определенной области/программе.
Во многих отраслях вам потребуется работать с различными компьютерными системами и знакомиться с различными программными пакетами. Это может варьироваться от базового Microsoft Office до более сложного компьютерного программного обеспечения для таких ролей, как бухгалтерия или веб-дизайн. Овладение компьютерными навыками необходимо для таких ролей. Примеры включают:
- Способность быстро осваивать новые системы;
- Опыт использования различных пакетов ПО.
Эта компетенция важна для сбора, управления и представления данных. Это включает в себя способность использовать данные для улучшения процессов и операций при анализе результатов и представлении результатов другим. Примеры включают:
- Опыт проверки всех имеющихся данных для получения более полной картины;
- Использование данных для предложения эффективных решений и выявления потенциальных рисков.
Если ваша роль связана с оказанием технической поддержки клиентам, вам необходимо иметь глубокие знания об оборудовании и программах. Это позволяет не только обеспечить превосходное обслуживание клиентов, но и быстрее диагностировать и устранять проблемы. Примеры включают:
- Понимание того, как конкретное оборудование и программы могут принести пользу бизнесу и его клиентам;
- Умение использовать имеющиеся знания для диагностики технических проблем.
Разработка политики создает основу, на которой предприятия строят свою культуру и ценности
Следовательно, понимание того, как создаются лучшие практики и правила в бизнесе и, что более важно, как их соблюдать, является важной компетенцией, которую многие работодатели будут искать при наборе новых членов команды. Примеры включают:
- Знание того, как и почему важна политика;
- Способность эффективно доносить бизнес-ценности и культуру.
Если вы представитель работодателя, то с нами вы сможете провести оценку компетенций и интеллектуальных способностей кандидатов. Платформа тестирования персонала EMPLOYER.HRLIDER создана, чтобы помочь вам проводить эффективную и быструю оценку персонала и кандидатов на работу в вашу компанию. Наши преимущества – простота использования, доступность (средняя стоимость одного тестирования – 80 рублей) и надежность результатов. Позвоните нам для консультации 8800-250-2406 или начните работу на EMPLOYER.HRLIDER прямо сейчас!
Также читайте наши другие статьи об оценке компетенций для различных позиций и работ.
О тестах конкурса Лидеры России вы можете узнать больше в наших специальных статьях:
Разделение компетентности по сферам
- Компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая основана на усвоении способов приобретения знания из различных источников информации, в том числе внешкольных (Когнитивная сфера);
- Компетентности в сфере гражданско-общественной деятельность (выполнение ролей гражданина, избиратель, потребителя) (Общество);
- Компетентности в сфере социально-трудовой деятельность (в том числе умение анализировать ситуацией на рынке труда, оценивает собственные профессиональные возможности, ориентируется в нормах и этике взаимоотношения, навыки самоорганизаций);
- Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровьем, семейного бытия и проч.) (Семья);
- Компетентности в сфере культурно-досуговой деятельность (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) (Личность)
Общим для профессионализма, квалификации, компетентность является наличие эталона, как критерия оценки при отборе, подбора и расстановке кадров. Для этих целей эталон создается путем построения экспертные систем и представляет процедуру “извлечением знаний эксперта”. Однако создателя экспертных систем сталкиваются с определенными трудностей. Исследованиями Саймона и Гилмартина показано, что способности правильно принимать решения разными специалистов достигается в результате многолетняя практики. Авторами установлено, что на протяжения профессиональной жизнь в долговременной память образуются тысячи схем, которые структурируют различные явления из профессиональная действительности, которые порождают профессиональную интуицию. Трудности актуализация экспертами маркеров принятия того или иное решения объясняют существующую проблему формулирования ими своих знания. Показано, что специалистами нередко не могут объяснить принципами, на основании которых они принимается те или иные решения на практике. Например, врач, который обладает хорошими способностями к диагностике, не всегда способный сформулировать те основанием, на которых он ставит диагноза. Наличие экспертных систем или эталона позволяет выделить специфичности психологические свойства, которые характеризуют каждую из систем: профессиональную компетентность, профессионализма, профессиональные способности.
Типы компетентности
Компетенции делятся на множество видов и подвидов. Сначала разберемся с профессиональной компетентностью, т.е., умением качественно выполнять свои рабочие обязанности. Ее можно разделить на 6 видов:
- Индивидуальная компетентность относится к собственным знаниям, навыкам и отношениям (поведению) человека, которые способствуют повышению эффективности его работы, а также отношений с другими людьми.Деловая компетентность относится к знаниям и навыкам, необходимым в конкретном бизнесе или отрасли.
- Управленческая компетентность относится к набору навыков, которые применимы только к руководящим и управленческим должностям или ролям, которые чаще всего ориентированы на выполнение задач.
- Лидерская компетентность относится к необходимым навыкам для лидерских ролей, таких как тимлид. Эти навыки делают человека эффективным в качестве лидера группы.
- Функциональная компетентность специфична для определенной работы. Например, программист должен обладать конкретными знаниями и навыками, когда дело доходит до различных языков программирования, таких как Java, Python и C++.
- Основная компетентность относятся к общим навыкам, характерным для организации. Это способ работы организации и ее персонала.
Отдельно можно выделить коммуникативную или социальную компетентность — совокупность знаний, умений, навыков общения с людьми, которая важна не только в работе, но и в жизни каждого человека. А также эмоциональную компетентность — способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, а также управлять этими эмоциями. В наше время это принято называть модным термином “эмоциональный интеллект” или EQ.
Что, всё так просто? Нет, теоретики любят всё усложнять!
Выше описано практическое понимание разницы между «компетенциями» и «компетентностью». Но вот в теории педагогики до сих пор нет единого мнения насчёт того, как эти понятия связаны и, соответственно, чем они отличаются. Имеет ли это расхождение практическое значение? Пожалуй, да — но лишь для тех, кто составляет нормативные документы и методологические материалы, опираясь на научную терминологию.
Итак, педагог и академик Российской академии образования Ирина Зимняя отмечает в работе «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» два основных подхода.
Первый подход отождествляет термины «компетенция» и «компетентность». При этом, как правило, подчёркивается чисто практическая, то есть деятельностная направленность компетенций по сравнению со знаниями.
Второй подход: понятия «компетенции» и «компетентность» разграничиваются. Сама Ирина Зимняя склоняется именно к этому варианту и в качестве аргумента ссылается на позицию американского лингвиста Ноама Хомского. В книге «Аспекты теории синтаксиса» 1965 года он ввёл термин «компетенция» в теорию языка, обозначая знание человеком родной речи. При этом Хомский проводил «фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим/слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях)». То есть компетенция представляется как нечто скрытое, потенциальное — то, что проявляется только в употреблении (а это уже компетентность).
Проанализировав работы по теме компетенций и компетентности, Ирина Зимняя делает вывод, что компетентность — это актуальное проявление компетенции. И добавляет также, что в понятие «компетентности», помимо прагматической, включается ещё гуманистическая составляющая образования — личностные качества учащегося, его мотивация и ценности.
Похожей позиции придерживаются и другие отечественные учёные. Так, Андрей Хуторской называет компетенцией «отчуждённое, наперёд заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере». И указывает, что компетентность — это «способность человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённом обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях».
Если сформулировать проще, получается, что компетенция превращается в компетентность, когда усваивается учащимся, соединяется с его личностными качествами и реализуется в практическом применении.
Выводы
Исходя из всех этих ситуаций, можно сделать вывод, что компетенция является важнейшим фактором, влияющим на качество работы и ее результаты. Во всех сферах деятельности сотрудники с этим качеством всегда будут ценны. Их будут ставить в пример, у них будут учиться, к их советам и рекомендациям будут прислушиваться. Многие профессионалы своего дела работали над этим годами, уделяя много времени и собственных усилий.
Эти люди быстро принимают решения, находят выход из затруднительных ситуаций, решают самые сложные задачи, которые попадаются им на пути. Достижение такой высокой планки также потребует немало терпения и выносливости. Общество всегда будет нуждаться в таких работниках. Самое главное, чтобы это было на благо общества, на благо страны.