НДТ и современные технологии
Актуализация справочников по НДТ
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2022 № 1537-р утвержден новый поэтапный график актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
Информационно-технические справочники по НДТ содержат:
- описание НДТ для конкретного вида деятельности,
- перечень основного технологического оборудования,
- технологические показатели НДТ,
- преимущества внедрения НДТ.
Пересмотр технологий, определенных в качестве НДТ, осуществляется не реже чем 1 раз в 10 лет.
Актуализация информационно-технических справочников по НДТ будет проводиться в 5 этапов:
- I этап (2022 год) — 10 справочников (производство стекла; цемента; алюминия; чугуна, стали и ферросплавов; полимеров, в том числе биоразлагаемых и др.);
- II этап (2023 год) — 13 справочников (производство керамических изделий; добыча и обогащение железных руд; очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров) и др.);
- III этап (2024 год) — 10 справочников (добыча природного газа; производство твердых и других неорганических химических веществ; производство продуктов питания; переработка природного и попутного газа);
- IV этап (2025 год) — 10 справочников (утилизация и обезвреживание отходов термическими способами; размещение отходов производства и потребления; производство никеля и кобальта и др.);
- V этап (2026 год) — 9 справочников (добыча нефти; переработка нефти; производство драгоценных металлов; общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения и др.).
К 2026 году будет актуализировано 52 информационно-технических справочников по НДТ.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение указанных справочников, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должны направлять в Минпромторг России информацию о ходе выполнения поэтапного графика.
Расширение перечня современных технологий
Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1569-р расширен перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов.
Указанный перечень дополнен современными технологиями производства:
- анодных материалов для литий-ионных аккумуляторов;
- фанеры;
- минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий;
- катализаторов гидроочистки;
- бумаги для гофрирования из макулатуры
- и другими.
Согласно Распоряжению в качестве современных признано 26 видов технологий.
Водопользование
Порядок расчета НДС
С 1 сентября 2022 года порядок расчета нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для действующих и проектируемых организаций-водопользователей будет вестись по обновленной методике.
Согласно Приказу Минприроды России № 343 разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.
Расчеты НДС для действующей организации-водопользователя
Фактический сброс | НДС |
---|---|
Меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта | Принимается на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса |
Меньше расчетного НДС и меньше норматива качества воды водного объекта | Разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта |
Также в Приказе уточнены сроки актуальности расчетов НДС:
- не более 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР), в заявке на получение которого они содержались;
- не более 7 лет с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись;
- не более 7 лет с момента расчета нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории);
- 5 лет в отдельных случаях, предусмотренных статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, до получения КЭР.
Документ имеет ограниченный срок действия — до 31 августа 2024 года.
Отнесение водного объекта к рыбохозяйственным
Приказом Минсельхоз России от 01.02.2022 № 49 обновлен порядок отнесения водного объекта к рыбохозяйственным.
Документом утверждены:
- содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории такого водного объекта;
- методика подготовки и оценки материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным и определение категории водного объекта рыбохозяйственного значения.
Отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий осуществляются Росрыболовством или его территориальными органами по собственной инициативе или на основании заявления:
- хозяйствующего субъекта, осуществляющего рыболовство и (или) строительство, внедрение новых технологических процессов и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- органа государственной власти субъекта РФ;
- органа местного самоуправления.
Содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным
Содержание материалов | Состав материалов |
---|---|
Сведения о водном объекте (части водного объекта) |
|
Данные государственного мониторинга и ресурсных исследований водных биологических ресурсов |
|
Отказ в приеме документов
В ряде случаев заявка может остаться без рассмотрения. Заинтересованному субъекту могут отказать в ее принятии, если:
- Она направлена с нарушением предписаний нормативных актов.
- Содержание заявки не соответствует установленным условиям конкурса/аукциона.
- Субъект не может предоставить доказательства наличия у него необходимых финансовых и технических средств для осуществления проекта.
- Заявитель попытался ввести комиссию в заблуждение, предоставив ложные сведения о себе.
- При передаче субъекту недр в пользование будут нарушены положения антимонопольного законодательства.
- Заявитель не соответствует всем требованиям, предъявляемым к конкурсантам.
Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
Изучение практики показывает, что виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, можно подразделить на две группы:
1) деятельность по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий (лицензируется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды);
В первую группу включается деятельность по специальному природопользованию, к примеру, пользованию недрами, животным миром, а также иные виды, в том числе:
- сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов;
- выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
- выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
- в области использования источников ионизирующего излучения.
деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды (лицензируется иными, не природоохранными органами).
Во второй группе речь идет о таких лицензионных видах деятельности, как:
- выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
- эксплуатации химически опасных производственных объектов;
- перевозка железнодорожным транспортом грузов;
- космическая деятельность;
- проектирование зданий и сооружений;
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- и др.
Государственные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, определяются либо в законах, либо в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Так, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности по: сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – по выполнению работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; по выполнению работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления.
Рассмотрение заявки
Собранный пакет документов необходимо передать в компетентный орган. Если юридическое лицо не планирует производить добычу воды в объёмах, превышающих 500 кв. м за сутки, то подавать заявление необходимо в региональное отделение министерства природных ресурсов. При проведении более масштабных работ по добыче компетентным органом будет государственное отделение Роснедр.
Лицензирующий орган рассматривает заявление и проверяет документы в течение 30 рабочих дней. При отсутствии ложных сведений и ошибок в документах вся информация передаётся в специальную комиссию по выдаче лицензии. Далее проводится открытое голосование, где рассматривается право на получение разрешение. Комиссия обязана принять окончательное решение в течение 1 месяца.
В случае положительного решения лицензия подписывается комиссией и её председателем. В общей сложности оформление разрешения занимает минимум 65 дней. Однако добыча питьевой воды требует большего пакета документов, поэтому сроки оформления могут быть увеличены до 6 месяцев и более.
Сроки действия разрешения
Получение лицензии — довольно долгий процесс. Поэтому документ остаётся действительным на протяжении длительного времени. Точный срок действия зависит от вида разрешения:
- на изучение недр земли — до 5 лет;
- на добычу и использование ресурсов — до 25 лет.
Срок действия документа прописывается ещё при оформлении в заявлении. По желанию руководителя организации стандартный срок в 25 лет может быть либо продлён, либо сокращён.
Лицензия на пользование недрами: особенности и сроки оформления
Классификация
Закон РФ «О недрах» определяет различные виды деятельности субъектов, связанные с эксплуатацией природных ресурсов. Соответственно, для каждого типа работ предусматривается свое разрешение. Государство предоставляет документы на:
Лицензия на пользование недрами, сооружение и эксплуатацию объектов, создание охраняемых комплексов предоставляется только на участки, прошедшие официальную экспертизу.
Кому выдается документ?
Лицензия на пользование недрами предоставляется:
Индивидуальным предпринимателям.
Участникам простого товарищества.
Юрлицам, образованным гражданами самостоятельно (на собственные средства) или с привлечением зарубежных инвестиций.
Если для осуществления определенных типов деятельности, тесно связанных с эксплуатацией природных ресурсов, необходимо отдельное разрешение, прежде чем производить предполагаемые работы, субъект должен его получить заблаговременно.
Необходимые документы
Субъект, желающий участвовать в конкурсе, должен составить заявку. В ней необходимо указать сведения:
О заявителе. Приводится информация о месте производства основной деятельности предприятия, хозяйственных взаимоотношениях с финансовыми и прочими партнерами и так далее.
О владельцах фирмы-заявителя, представителях и составе руководства.
Финансовом состоянии предприятия. Эти сведения должны подтверждать способность компании исполнить запланированный объем работ.
Предыдущих выполненных проектах.
Научно-технической базе компании и технологических возможностях привлекаемых подрядчиков.
В заявке также обязательно указывается перечень государств, в которых фирма осуществляла свою деятельность на протяжении последних пяти лет. Заявитель также составляет проект использования недр. В него включаются конкретные предложения по реализации намеченных мероприятий. В качестве приложений заинтересованный субъект должен предоставить копии, заверенные нотариусом или печатью фирмы:
Выписки из ЕГРЮЛ.
Св-ва о постановке на учет в качестве юрлица.
Св-ва о госрегистрации/перерегистрации предприятия.
Справки о постановке на учет в ФНС и уплате всех обязательных платежей.
Устава.
Лишение разрешения
В действующих нормативных актах не установлены четкие критерии, в соответствии с которыми может осуществляться отзыв лицензии. Процесс может быть начат при выявлении существенных нарушений. Их степень определяется уполномоченным органом. В качестве самого серьезного нарушения выступает случай, когда предприятие получило разрешение на эксплуатацию ресурсов, но к разработке участка не приступило. Соответственно, не были созданы рабочие места, не отчисляются налоги в бюджет. Отзыв лицензии, в первую очередь, грозит компаниям, у которых истек срок ввода в эксплуатацию бассейна, а на участке ничего не сделано.
Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение
Лицензия
на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное,
эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и
учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы,
использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и
иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется
после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус
выделенных участков недр.
Участки
недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения
срока.
На
определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
- геологического изучения – на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении
работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или
частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского
края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской
области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа,
Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ
по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод,
территориального моря и континентального шельфа РФ; - добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных
ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки
месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и
охрану недр; - добычи подземных вод – на срок до 25 лет;
- добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права
пользования участками недр – на срок до 1 года.
Бессрочно могут быть предоставлены участки недр для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением
отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в
пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для
собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче
углеводородов, а также для образования особо охраняемых геологических
объектов и иных целей.
Лицензия на право пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения поисков и оценки либо разработки месторождения полезных
ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при отсутствии нарушений условий лицензии.
В Законе «О недрах» закреплен общий принцип предоставления лицензий путем
проведения аукциона или конкурса.
Расчет размера разового платежа за
пользование недрами проводится в соответствии с Методикой расчета минимального
(стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной
приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232, и определяется при подготовке
аукциона на предоставление права пользования по конкретным участкам недр.
Перечень необходимыхдокументов для участия в аукционе
устанавливается п.17 Административного регламента Федерального агентства по
недропользованию по исполнению государственной функции по организации
проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования
недрами, утвержденного приказом Минприроды России от 17.06.2009 № 156.
Законодательство содержит несколько исключений из аукционного принципа предоставления лицензий на недра.
Компания “Юрнедра” специализируется на юридических вопросах получения лицензий на недра, мы помогаем получить лицензии и в заявительном порядке в соответствии с Приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получения права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках федерального и местного значения).
Наши специалисты готовы проконсультировать по юридическим вопросам по тел.+7 (964) 799-56-65, +7 (916) 614-56-74.
Консультации платные.
Подробнее о заявительном порядке предоставления лицензий можно прочитать в статьях на нашем сайте:
– “Заявительный” порядок получения лицензий на геологическое изучение недр. Новое в законодательстве”.
– “Порядок получения лицензий на добычу песка в Московской области”.
Сроки
Лицензию предоставляют:
- На осуществление исследовательских работ – на 5 л.
- На проведение геологических и геолого-физических мероприятий на территории Якутии, Камчатского, Красноярского, Хабаровского краев, Иркутской, Магаданской, Сахалинской областей, ЯНАО – на 7 лет.
- На осуществление исследовательских работ внутренней морской акватории и участка шельфа – на 10 л.
- Для добычи и последующей эксплуатации подземных вод – на 25 лет.
- Для извлечения природных ресурсов – на период полной отработки бассейна.
- Для эксплуатации и сооружения подземных объектов для осуществления деятельности, не связанной с добычей ископаемых, для создания особо охраняемых комплексов и так далее – бессрочно.
Дополнительные возможности
В нормативных актах предусматривается продление лицензии. Если разрешение получено на вид ресурса, попадающего под компетенцию Федерального агентства, именно в этот орган следует обращаться с соответствующей заявкой. Если субъект осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной на общераспространенные природные запасы, то направлять документы следует в компетентную структуру субъекта страны. Правила подачи заявки и состав бумаг устанавливается региональными нормативными актами. Следует также отметить, что продление лицензии допускается при отсутствии нарушений со стороны субъекта, эксплуатирующего соответствующий участок. В этой связи, уполномоченные инстанции могут запросить дополнительные подтверждающие документы, в числе которых акты надзорных служб.
Лесопользование
Использование лесов, расположенных на землях сельхозназначения
Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 № 1043 уточнено положение об особенностях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
К лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения, древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельхозназначения, на которых расположены леса со следующими признаками:
- деревья высотой более 5 метров,
- лесной растительный покров составляет более 75 % площади,
- площадь участка более 0,5 га,
- показатели сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 — 1.
Постановлением определены:
- Порядок направления правообладателем либо уполномоченным им лицом заявления об использовании лесов;
- Порядок принятия межведомственной комиссией решения о возможности использования земельного участка для использования лесов;
- Порядок фиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подается заявление;
- Порядок подачи лицами, использующими леса, расположенные на землях сельхозназначения, лесной декларации.
Правообладатель до 1 октября 2023 года или в течение 2 лет со дня возникновения права на земельный участок вправе направить заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты или воспроизводства указанных лесов. Заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, заполняется в соответствии с установленной формой.
Если указанные леса используются правообладателем, который не является собственником земельного участка, ему необходимо получить согласие собственника земельного участка в письменной форме.
Для использования таких лесов теперь необходимы:
- проект освоения лесов, состав и порядок разработки которого устанавливаются Минприроды России;
- лесная декларация;
- отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите и воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Порядок оформления лицензии на пользование недрами
После поведения аукциона или конкурса весь процесс подготовки, оформления и выдачи лицензии ложится на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В министерстве для этого вопроса создано отдельное агентство — Роснедра.
- Первый шаг на пути к получению лицензии — это объявление конкурса (аукциона). Прохождение? Инициирует этот процесс правительство РФ, либо администрация субъекта Федерации, если она была наделена такими полномочиями.
- На официальном сайте торгов размещается информация о проведении конкурса или аукциона. Сделано это должно быть заранее, чтобы у конкурсантов была возможность ознакомиться с требованиями, подготовить свои проекты и собрать необходимую документацию.
- На сайте заполняются заявки, которые направляются в контролирующую комиссию вместе с остальными документами. Все они проверяются, неподходящие кандидаты отсеиваются.
- В открытом доступе проводится сам аукцион (конкурс). За ним может следить каждый гражданин, если того пожелает. Таким образом государство реализует функцию общественного контроля использования недр.
- Через 30 дней комиссия выдаёт свой вердикт по состоявшемуся конкурсу и объявляет победителя.
Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.
Лицензия на геологическое изучение недр
Лицензия на геологическое изучение недр необходима для осуществления геологического
изучения недр с целью поиска, а также оценки месторождений полезных ископаемых.
Геологическое изучение недр подразумевает под собой проведение разведочных,
поисковых и других специальных работ, которые необходимы для получения сведений
о геологическом составе недр, оценки содержания в них различных полезных
ископаемых, а также характеристик всех процессов, которые происходят в
геологической среде. Именно лицензия дает своему владельцу право на проведение
поисков и оценку тех полезных ископаемых, комплекса ископаемых, которые в ней
указаны.
Например, по углеводородному сырью (УВС) применяется код НП – вид лицензии «геологическое изучение с целью поисков и оценки
месторождений УВС» сроком от 5 до 7 лет на суше и до 10 лет во внутренних
морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской
Федерации.
Могут ли отказать?
Отказ в получении лицензии можно получить двумя путями: на этапе конкурса (аукциона) или на этапе допуска к ним.
Если вас допустили к торгам, но вы их проиграли (конкуренты предложили большую сумму в случае аукциона, или их предложения признали более выгодными в конкурсе), тогда оспорить это решение можно только через суд и только в том случае, если вы подозреваете присутствие незаконного влияния на комиссию.
Второй вариант отказа — это проблемы на моменте допуска к конкурсу. Они могут возникнуть если:
- Заявка, которую подавал предприниматель, была оформлена не по шаблону, либо в неё были внесены не все данные.
- Данные, которые были поданы заявителем, оказались ложными.
- У предпринимателя нет доказательств своей технической и финансовой возможности реализовать проект.
- У заявителя в обороте находится слишком много проектов такого рода, и передача ему ещё одного нарушит антимонопольное законодательство.
- Все документы оформлены правильно, но квалификации или экономической самостоятельности заявителя недостаточно для того, чтобы реализовать поставленную задачу.
Правила получения
Лицензия на пользование недрами предоставляется, как правило, в рамках аукциона либо конкурса. Без проведения этих мероприятий разрешение можно получить в исключительном случае по решению специально созданной комиссии. Она формируется федеральным органом по управлению фондом государственных природных ресурсов. В состав комиссии включаются представители исполнительной власти субъекта страны. Для участия в конкурсе заинтересованное лицо должно своевременно направить заявку и предоставить необходимые документы. Они указываются в сопроводительном перечне к официальному объявлению о мероприятии. Если проводится конкурс, то в качестве победителя будет признан участник, от которого поступило, по мнению комиссии, наиболее экономически выгодное предложение. При этом оно, разумеется, должно соответствовать установленным экологическим и технологическим требованиям. При проведении аукциона победителем будет тот участник, который предложит самую большую сумму за право пользоваться недрами. Разрешения предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии. Ответственным за процесс органом выступает Федеральное агентство (Роснедра). Если мероприятие проводится для получения разрешения на эксплуатацию участков федерального значения, оценка заявки проводится при подключении правительства страны. Решение о предоставлении лицензии на эксплуатацию и сооружение подземных объектов для ведения деятельности, которая не связана с добычей, должно приниматься после согласования с Гортехнадзором.
Электроэнергетика
Отбор проектов по строительству генерирующих объектов
Правительством принято решение в 2022 году не проводить отборы проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (Постановление от 01.06.2022 № 999). Отбор таких проектов не проводится со дня вступления в силу Постановления — 9 июня 2022 года.
При этом уже объявленные, но не завершенные отборы будут продолжены, если уполномоченный орган власти субъекта РФ не отменил соответствующую конкурсную процедуру. Итоги завершенных в 2022 году отборов проектов пересмотру и корректировке не подлежат.
Согласно Постановлению в 2023 году отбор проектов должен завершиться не позднее 1 мая.
Кто может получить и требования к кандидатам
Любое лицензирование пользования недрами прямо связано с коммерческой деятельностью, поэтому частным лицам, которые хотят пользоваться природными ресурсами на своём участке и для своих нужд, получать специальные разрешения на это не надо.
Например, для того, чтобы выкопать большой колодец для производства, предпринимателю нужна будет лицензия, а вот сделать колодец у себя на дачном участке может каждый без сбора дополнительных бумаг.
На данный момент закон обязывает пройти лицензирование недропользования такие категории граждан:
- Частные (индивидуальные) предприниматели.
- Любые участники простого товарищества (если не создавалось юридическое лицо).
- Юридические лица, которые были созданы гражданами Федерации.
Особое внимание стоит обратить на то, что иностранцы не имеют права пользоваться большой частью природных недр Российской Федерации. Лицензия на использование недр в РФ может быть выдана только после проведения открытого аукциона (конкурса)
В случае с аукционом стороны платят за право получить лицензию, а в случае с конкурсом — презентуют свои проекты и соревнуются за право получить государственный заказ
Лицензия на использование недр в РФ может быть выдана только после проведения открытого аукциона (конкурса). В случае с аукционом стороны платят за право получить лицензию, а в случае с конкурсом — презентуют свои проекты и соревнуются за право получить государственный заказ.
Любой желающий предприниматель (или предприятие) может принять участие в конкурсном процессе и получить право разрабатывать те или иные участки, либо строить определённый объект. Решение принимает специально созданная комиссия.
Министерство экологии и природных ресурсов, которое курирует данное направление, при рассмотрении заявок в первую очередь обращает внимание на:
- Экологическую безопасность выдвинутого предложения.
- Экономическую выгоду.
- Попадает ли описанный конкурсантом проект под виды лицензий на недроиспользование.
- Технологическая реализация задачи признана безопасной и дееспособной.
Недропользование
Ведение государственного реестра
С 14 июня 2022 года Приказом Минприроды от 27.12.2021 № 1011 актуализирован порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр.
Документом устанавливается автоматизированный учет и ведение государственных реестров работ по геологическому изучению и участков недр, предоставленных в пользование, лицензий на пользование недрами.
Согласно изменениям госреестр участков недр ведет ФГКУ «Росгеолэкспертиза», а не ФГБУ «Росгеолфонд».
Уточняется, что заказчик работ по геологическому изучению недр, проводимых за счет государственных средств, должен направить в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» сведения об исполнителе работ не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта на их выполнение.
Сокращены сроки внесения в госреестр сведений по лицензиям на пользование недрами, включая вопросы:
- оформления лицензий,
- переоформления лицензий,
- прекращения права пользования участками недр по лицензиям.
Изменение сроков внесения в реестр сведений по лицензиям на пользование недрами
Какие сведения вносятся | Было | Стало |
---|---|---|
О государственной регистрации лицензии | Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации лицензии | Не позднее 1 рабочего дня с даты оформления лицензии |
О внесении изменений в лицензию | Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии | Не позднее 1 рабочего дня с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии |
О переоформлении лицензии | Одновременно с внесением сведений о переоформленной лицензии | Одновременно с гос. регистрацией переоформленной лицензии |
О прекращении права пользования недрами | Не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения уполномоченного органа гос. власти о прекращении права пользования недрами |
|
Сроки пользования недрами
Федеральным законом от 28.06.2022 № 228-ФЗ уточнены сроки предоставления участков недр в пользование.
С 28 июня 2022 года срок пользования для геологического изучения недр увеличен с 5 до 7 лет в следующих регионах:
- Мурманской области;
- отдельные территории Республики Карелия, отнесенные к сухопутным территориям Арктической зоны.
Заключение
Оформление лицензии предприятие может осуществлять самостоятельно, задействовав в этом процессе штатных сотрудников. Однако эксперты отмечают, что процедура подготовки необходимой документации, составление заявки имеет определенные сложности. В этой связи, целесообразно обратиться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим соответствующий опыт работы. Следует помнить, что ведение деятельности без лицензии предполагает крайне неблагоприятные последствия для компании. Кроме установленных нормативными актами штрафов, к предприятию будут предъявлены исковые требования о компенсации ущерба государству.