Лицензия на пользование недрами: особенности и сроки оформления

НДТ и современные технологии

Актуализация справочников по НДТ

Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2022 № 1537-р утвержден новый поэтапный график актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

Информационно-технические справочники по НДТ содержат:

  • описание НДТ для конкретного вида деятельности,
  • перечень основного технологического оборудования,
  • технологические показатели НДТ,
  • преимущества внедрения НДТ.

Пересмотр технологий, определенных в качестве НДТ, осуществляется не реже чем 1 раз в 10 лет.

Актуализация информационно-технических справочников по НДТ будет проводиться в 5 этапов:

  1. I этап (2022 год) — 10 справочников (производство стекла; цемента; алюминия; чугуна, стали и ферросплавов; полимеров, в том числе биоразлагаемых и др.);
  2. II этап (2023 год) — 13 справочников (производство керамических изделий; добыча и обогащение железных руд; очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров) и др.);
  3. III этап (2024 год) — 10 справочников (добыча природного газа; производство твердых и других неорганических химических веществ; производство продуктов питания; переработка природного и попутного газа);
  4. IV этап (2025 год) — 10 справочников (утилизация и обезвреживание отходов термическими способами; размещение отходов производства и потребления; производство никеля и кобальта и др.);
  5. V этап (2026 год) — 9 справочников (добыча нефти; переработка нефти; производство драгоценных металлов; общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения и др.).

К 2026 году будет актуализировано 52 информационно-технических справочников по НДТ.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение указанных справочников, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должны направлять в Минпромторг России информацию о ходе выполнения поэтапного графика.

Расширение перечня современных технологий

Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1569-р расширен перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов.

Указанный перечень дополнен современными технологиями производства:

  • анодных материалов для литий-ионных аккумуляторов;
  • фанеры;
  • минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий;
  • катализаторов гидроочистки;
  • бумаги для гофрирования из макулатуры
  • и другими.

Согласно Распоряжению в качестве современных признано 26 видов технологий.

Водопользование

Порядок расчета НДС

С 1 сентября 2022 года порядок расчета нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для действующих и проектируемых организаций-водопользователей будет вестись по обновленной методике.

Согласно Приказу Минприроды России № 343 разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Расчеты НДС для действующей организации-водопользователя

Расчеты НДС для действующей организации-водопользователя

Фактический сброс
НДС
Меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объектаПринимается на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса
Меньше расчетного НДС и меньше норматива качества воды водного объектаРазрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта

Также в Приказе уточнены сроки актуальности расчетов НДС:

  • не более 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР), в заявке на получение которого они содержались;
  • не более 7 лет с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись;
  • не более 7 лет с момента расчета нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории);
  • 5 лет в отдельных случаях, предусмотренных статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, до получения КЭР.

Документ имеет ограниченный срок действия — до 31 августа 2024 года.

Отнесение водного объекта к рыбохозяйственным

Приказом Минсельхоз России от 01.02.2022 № 49 обновлен порядок отнесения водного объекта к рыбохозяйственным.

Документом утверждены:

  • содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории такого водного объекта;
  • методика подготовки и оценки материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным и определение категории водного объекта рыбохозяйственного значения.

Отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий осуществляются Росрыболовством или его территориальными органами по собственной инициативе или на основании заявления:

  • хозяйствующего субъекта, осуществляющего рыболовство и (или) строительство, внедрение новых технологических процессов и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
  • органа государственной власти субъекта РФ;
  • органа местного самоуправления.

Содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным

Содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным
Содержание материаловСостав материалов
Сведения о водном объекте (части водного объекта)
  • наименование рыбохозяйственного бассейна, водного объекта, его площадь или длина;
  • наименование субъекта РФ, муниципального образования и населенных пунктов, на территории которого находится водный объект, и
    тип поверхностного водного объекта;
  • сведения о наличии гидрологической связи исследуемого водного объекта с водным объектом высшей или первой категории
Данные государственного мониторинга и ресурсных исследований водных биологических ресурсов
  • данные о состоянии водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте;
  • данные о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов;
  • информация об использовании водного объекта для добычи водных биологических ресурсов;
  • информация о незавершенных мероприятиях по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания;
  • данные об осуществлении сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов

Отказ в приеме документов

В ряде случаев заявка может остаться без рассмотрения. Заинтересованному субъекту могут отказать в ее принятии, если:

  1. Она направлена с нарушением предписаний нормативных актов.
  2. Содержание заявки не соответствует установленным условиям конкурса/аукциона.
  3. Субъект не может предоставить доказательства наличия у него необходимых финансовых и технических средств для осуществления проекта.
  4. Заявитель попытался ввести комиссию в заблуждение, предоставив ложные сведения о себе.
  5. При передаче субъекту недр в пользование будут нарушены положения антимонопольного законодательства.
  6. Заявитель не соответствует всем требованиям, предъявляемым к конкурсантам.

Лицензируемые виды экологически значимой деятельности

Изучение практики показывает, что виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, можно подразделить на две группы:

1) деятельность по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий (лицензируется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды);

В первую группу включается деятельность по специальному природопользованию, к примеру, пользованию недрами, животным миром, а также иные виды, в том числе:

  • сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов;
  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • в области использования источников ионизирующего излучения.

деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды (лицензируется иными, не природоохранными органами).

Во второй группе речь идет о таких лицензионных видах деятельности, как:

  • выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатации химически опасных производственных объектов;
  • перевозка железнодорожным транспортом грузов;
  • космическая деятельность;
  • проектирование зданий и сооружений;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • и др.

Государственные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, определяются либо в законах, либо в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Так, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности по: сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – по выполнению работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; по выполнению работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления.

Рассмотрение заявки

Собранный пакет документов необходимо передать в компетентный орган. Если юридическое лицо не планирует производить добычу воды в объёмах, превышающих 500 кв. м за сутки, то подавать заявление необходимо в региональное отделение министерства природных ресурсов. При проведении более масштабных работ по добыче компетентным органом будет государственное отделение Роснедр.

Лицензирующий орган рассматривает заявление и проверяет документы в течение 30 рабочих дней. При отсутствии ложных сведений и ошибок в документах вся информация передаётся в специальную комиссию по выдаче лицензии. Далее проводится открытое голосование, где рассматривается право на получение разрешение. Комиссия обязана принять окончательное решение в течение 1 месяца.

В случае положительного решения лицензия подписывается комиссией и её председателем. В общей сложности оформление разрешения занимает минимум 65 дней. Однако добыча питьевой воды требует большего пакета документов, поэтому сроки оформления могут быть увеличены до 6 месяцев и более.

Сроки действия разрешения

Получение лицензии — довольно долгий процесс. Поэтому документ остаётся действительным на протяжении длительного времени. Точный срок действия зависит от вида разрешения:

  • на изучение недр земли — до 5 лет;
  • на добычу и использование ресурсов — до 25 лет.

Срок действия документа прописывается ещё при оформлении в заявлении. По желанию руководителя организации стандартный срок в 25 лет может быть либо продлён, либо сокращён.

Лицензия на пользование недрами: особенности и сроки оформления

Классификация

Закон РФ «О недрах» определяет различные виды деятельности субъектов, связанные с эксплуатацией природных ресурсов. Соответственно, для каждого типа работ предусматривается свое разрешение. Государство предоставляет документы на:

Лицензия на пользование недрами, сооружение и эксплуатацию объектов, создание охраняемых комплексов предоставляется только на участки, прошедшие официальную экспертизу.

Кому выдается документ?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

Индивидуальным предпринимателям.
Участникам простого товарищества.
Юрлицам, образованным гражданами самостоятельно (на собственные средства) или с привлечением зарубежных инвестиций.

Если для осуществления определенных типов деятельности, тесно связанных с эксплуатацией природных ресурсов, необходимо отдельное разрешение, прежде чем производить предполагаемые работы, субъект должен его получить заблаговременно.

Необходимые документы

Субъект, желающий участвовать в конкурсе, должен составить заявку. В ней необходимо указать сведения:

О заявителе. Приводится информация о месте производства основной деятельности предприятия, хозяйственных взаимоотношениях с финансовыми и прочими партнерами и так далее.
О владельцах фирмы-заявителя, представителях и составе руководства.
Финансовом состоянии предприятия. Эти сведения должны подтверждать способность компании исполнить запланированный объем работ.
Предыдущих выполненных проектах.
Научно-технической базе компании и технологических возможностях привлекаемых подрядчиков.

В заявке также обязательно указывается перечень государств, в которых фирма осуществляла свою деятельность на протяжении последних пяти лет. Заявитель также составляет проект использования недр. В него включаются конкретные предложения по реализации намеченных мероприятий. В качестве приложений заинтересованный субъект должен предоставить копии, заверенные нотариусом или печатью фирмы:

Выписки из ЕГРЮЛ.
Св-ва о постановке на учет в качестве юрлица.
Св-ва о госрегистрации/перерегистрации предприятия.
Справки о постановке на учет в ФНС и уплате всех обязательных платежей.
Устава.

Лишение разрешения

В действующих нормативных актах не установлены четкие критерии, в соответствии с которыми может осуществляться отзыв лицензии. Процесс может быть начат при выявлении существенных нарушений. Их степень определяется уполномоченным органом. В качестве самого серьезного нарушения выступает случай, когда предприятие получило разрешение на эксплуатацию ресурсов, но к разработке участка не приступило. Соответственно, не были созданы рабочие места, не отчисляются налоги в бюджет. Отзыв лицензии, в первую очередь, грозит компаниям, у которых истек срок ввода в эксплуатацию бассейна, а на участке ничего не сделано.

Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение

Лицензия
на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное,
эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение
, удостоверяет право на открытие научных и
учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы,
использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и
иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется
после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус
выделенных участков недр.

Участки
недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения
срока.

На
определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

  • геологического изучения – на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении
    работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или
    частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского
    края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской
    области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа,
    Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ
    по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод,
    территориального моря и континентального шельфа РФ;
  • добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных
    ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки
    месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и
    охрану недр;
  • добычи подземных вод – на срок до 25 лет;
  • добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права
    пользования участками недр – на срок до 1 года.

Бессрочно могут быть предоставлены участки недр для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением
отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в
пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для
собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче
углеводородов, а также для образования особо охраняемых геологических
объектов и иных целей.

Лицензия на право пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения поисков и оценки либо разработки месторождения полезных
ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при отсутствии нарушений условий лицензии.

В Законе «О недрах» закреплен общий принцип предоставления лицензий путем
проведения  аукциона или конкурса. 

Расчет размера разового платежа за
пользование недрами проводится в соответствии с Методикой расчета минимального
(стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной
приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232, и определяется при подготовке
аукциона на предоставление права пользования по конкретным участкам недр.

Перечень необходимыхдокументов для участия в аукционе
устанавливается п.17 Административного регламента Федерального агентства по
недропользованию по исполнению государственной функции по организации
проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования
недрами, утвержденного приказом Минприроды России от 17.06.2009 № 156.

Законодательство содержит несколько исключений из аукционного принципа предоставления лицензий на недра. 

Компания “Юрнедра” специализируется на юридических вопросах получения лицензий на недра, мы помогаем получить лицензии и в заявительном порядке в соответствии с Приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получения права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках федерального и местного значения). 

Наши специалисты готовы проконсультировать по юридическим вопросам по тел.+7 (964) 799-56-65, +7 (916) 614-56-74.

Консультации платные.

Подробнее о заявительном порядке предоставления лицензий можно прочитать в статьях на нашем сайте:

– “Заявительный” порядок получения лицензий на геологическое изучение недр. Новое в законодательстве”.

–  “Порядок получения лицензий на добычу песка в Московской области”.

Сроки

Лицензию предоставляют:

  1. На осуществление исследовательских работ – на 5 л.
  2. На проведение геологических и геолого-физических мероприятий на территории Якутии, Камчатского, Красноярского, Хабаровского краев, Иркутской, Магаданской, Сахалинской областей, ЯНАО – на 7 лет.
  3. На осуществление исследовательских работ внутренней морской акватории и участка шельфа – на 10 л.
  4. Для добычи и последующей эксплуатации подземных вод – на 25 лет.
  5. Для извлечения природных ресурсов – на период полной отработки бассейна.
  6. Для эксплуатации и сооружения подземных объектов для осуществления деятельности, не связанной с добычей ископаемых, для создания особо охраняемых комплексов и так далее – бессрочно.

Дополнительные возможности

В нормативных актах предусматривается продление лицензии. Если разрешение получено на вид ресурса, попадающего под компетенцию Федерального агентства, именно в этот орган следует обращаться с соответствующей заявкой. Если субъект осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной на общераспространенные природные запасы, то направлять документы следует в компетентную структуру субъекта страны. Правила подачи заявки и состав бумаг устанавливается региональными нормативными актами. Следует также отметить, что продление лицензии допускается при отсутствии нарушений со стороны субъекта, эксплуатирующего соответствующий участок. В этой связи, уполномоченные инстанции могут запросить дополнительные подтверждающие документы, в числе которых акты надзорных служб.

Лесопользование

Использование лесов, расположенных на землях сельхозназначения

Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 № 1043 уточнено положение об особенностях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

К лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения, древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельхозназначения, на которых расположены леса со следующими признаками:

  • деревья высотой более 5 метров,
  • лесной растительный покров составляет более 75 % площади,
  • площадь участка более 0,5 га,
  • показатели сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 — 1.

Постановлением определены:

  1. Порядок направления правообладателем либо уполномоченным им лицом заявления об использовании лесов;
  2. Порядок принятия межведомственной комиссией решения о возможности использования земельного участка для использования лесов;
  3. Порядок фиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подается заявление;
  4. Порядок подачи лицами, использующими леса, расположенные на землях сельхозназначения, лесной декларации.

Правообладатель до 1 октября 2023 года или в течение 2 лет со дня возникновения права на земельный участок вправе направить заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты или воспроизводства указанных лесов. Заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, заполняется в соответствии с установленной формой.

Если указанные леса используются правообладателем, который не является собственником земельного участка, ему необходимо получить согласие собственника земельного участка в письменной форме.

Для использования таких лесов теперь необходимы:

  • проект освоения лесов, состав и порядок разработки которого устанавливаются Минприроды России;
  • лесная декларация;
  • отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите и воспроизводстве лесов и лесоразведении.

Порядок оформления лицензии на пользование недрами

После поведения аукциона или конкурса весь процесс подготовки, оформления и выдачи лицензии ложится на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В министерстве для этого вопроса создано отдельное агентство — Роснедра.

  1. Первый шаг на пути к получению лицензии — это объявление конкурса (аукциона). Прохождение? Инициирует этот процесс правительство РФ, либо администрация субъекта Федерации, если она была наделена такими полномочиями.
  2. На официальном сайте торгов размещается информация о проведении конкурса или аукциона. Сделано это должно быть заранее, чтобы у конкурсантов была возможность ознакомиться с требованиями, подготовить свои проекты и собрать необходимую документацию.
  3. На сайте заполняются заявки, которые направляются в контролирующую комиссию вместе с остальными документами. Все они проверяются, неподходящие кандидаты отсеиваются.
  4. В открытом доступе проводится сам аукцион (конкурс). За ним может следить каждый гражданин, если того пожелает. Таким образом государство реализует функцию общественного контроля использования недр.
  5. Через 30 дней комиссия выдаёт свой вердикт по состоявшемуся конкурсу и объявляет победителя.

Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

Лицензия на геологическое изучение недр

Лицензия на геологическое изучение недр необходима для осуществления геологического
изучения недр с целью поиска, а также оценки месторождений полезных ископаемых.
Геологическое изучение недр подразумевает под собой проведение разведочных,
поисковых и других специальных работ, которые необходимы для получения сведений
о геологическом составе недр, оценки содержания в них различных полезных
ископаемых, а также характеристик всех процессов, которые происходят в
геологической среде. Именно лицензия дает своему владельцу право на проведение
поисков и оценку тех полезных ископаемых, комплекса ископаемых, которые в ней
указаны.

Например, по углеводородному сырью (УВС) применяется код НП – вид лицензии «геологическое изучение с целью поисков и оценки
месторождений УВС» сроком от 5 до 7 лет на суше и до 10 лет во внутренних
морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской
Федерации.

Могут ли отказать?

Отказ в получении лицензии можно получить двумя путями: на этапе конкурса (аукциона) или на этапе допуска к ним.

Если вас допустили к торгам, но вы их проиграли (конкуренты предложили большую сумму в случае аукциона, или их предложения признали более выгодными в конкурсе), тогда оспорить это решение можно только через суд и только в том случае, если вы подозреваете присутствие незаконного влияния на комиссию.

Второй вариант отказа — это проблемы на моменте допуска к конкурсу. Они могут возникнуть если:

  1. Заявка, которую подавал предприниматель, была оформлена не по шаблону, либо в неё были внесены не все данные.
  2. Данные, которые были поданы заявителем, оказались ложными.
  3. У предпринимателя нет доказательств своей технической и финансовой возможности реализовать проект.
  4. У заявителя в обороте находится слишком много проектов такого рода, и передача ему ещё одного нарушит антимонопольное законодательство.
  5. Все документы оформлены правильно, но квалификации или экономической самостоятельности заявителя недостаточно для того, чтобы реализовать поставленную задачу.

Правила получения

Лицензия на пользование недрами предоставляется, как правило, в рамках аукциона либо конкурса. Без проведения этих мероприятий разрешение можно получить в исключительном случае по решению специально созданной комиссии. Она формируется федеральным органом по управлению фондом государственных природных ресурсов. В состав комиссии включаются представители исполнительной власти субъекта страны. Для участия в конкурсе заинтересованное лицо должно своевременно направить заявку и предоставить необходимые документы. Они указываются в сопроводительном перечне к официальному объявлению о мероприятии. Если проводится конкурс, то в качестве победителя будет признан участник, от которого поступило, по мнению комиссии, наиболее экономически выгодное предложение. При этом оно, разумеется, должно соответствовать установленным экологическим и технологическим требованиям. При проведении аукциона победителем будет тот участник, который предложит самую большую сумму за право пользоваться недрами. Разрешения предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии. Ответственным за процесс органом выступает Федеральное агентство (Роснедра). Если мероприятие проводится для получения разрешения на эксплуатацию участков федерального значения, оценка заявки проводится при подключении правительства страны. Решение о предоставлении лицензии на эксплуатацию и сооружение подземных объектов для ведения деятельности, которая не связана с добычей, должно приниматься после согласования с Гортехнадзором.

Электроэнергетика

Отбор проектов по строительству генерирующих объектов

Правительством принято решение в 2022 году не проводить отборы проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (Постановление от 01.06.2022 № 999). Отбор таких проектов не проводится со дня вступления в силу Постановления — 9 июня 2022 года.

При этом уже объявленные, но не завершенные отборы будут продолжены, если уполномоченный орган власти субъекта РФ не отменил соответствующую конкурсную процедуру. Итоги завершенных в 2022 году отборов проектов пересмотру и корректировке не подлежат.

Согласно Постановлению в 2023 году отбор проектов должен завершиться не позднее 1 мая.

Кто может получить и требования к кандидатам

Любое лицензирование пользования недрами прямо связано с коммерческой деятельностью, поэтому частным лицам, которые хотят пользоваться природными ресурсами на своём участке и для своих нужд, получать специальные разрешения на это не надо.

Например, для того, чтобы выкопать большой колодец для производства, предпринимателю нужна будет лицензия, а вот сделать колодец у себя на дачном участке может каждый без сбора дополнительных бумаг.

На данный момент закон обязывает пройти лицензирование недропользования такие категории граждан:

  1. Частные (индивидуальные) предприниматели.
  2. Любые участники простого товарищества (если не создавалось юридическое лицо).
  3. Юридические лица, которые были созданы гражданами Федерации.

Особое внимание стоит обратить на то, что иностранцы не имеют права пользоваться большой частью природных недр Российской Федерации. Лицензия на использование недр в РФ может быть выдана только после проведения открытого аукциона (конкурса)

В случае с аукционом стороны платят за право получить лицензию, а в случае с конкурсом — презентуют свои проекты и соревнуются за право получить государственный заказ

Лицензия на использование недр в РФ может быть выдана только после проведения открытого аукциона (конкурса). В случае с аукционом стороны платят за право получить лицензию, а в случае с конкурсом — презентуют свои проекты и соревнуются за право получить государственный заказ.

Любой желающий предприниматель (или предприятие) может принять участие в конкурсном процессе и получить право разрабатывать те или иные участки, либо строить определённый объект. Решение принимает специально созданная комиссия.

Министерство экологии и природных ресурсов, которое курирует данное направление, при рассмотрении заявок в первую очередь обращает внимание на:

  1. Экологическую безопасность выдвинутого предложения.
  2. Экономическую выгоду.
  3. Попадает ли описанный конкурсантом проект под виды лицензий на недроиспользование.
  4. Технологическая реализация задачи признана безопасной и дееспособной.

Недропользование

Ведение государственного реестра

С 14 июня 2022 года Приказом Минприроды от 27.12.2021 № 1011 актуализирован порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр.

Документом устанавливается автоматизированный учет и ведение государственных реестров работ по геологическому изучению и участков недр, предоставленных в пользование, лицензий на пользование недрами.

Согласно изменениям госреестр участков недр ведет ФГКУ «Росгеолэкспертиза», а не ФГБУ «Росгеолфонд».

Уточняется, что заказчик работ по геологическому изучению недр, проводимых за счет государственных средств, должен направить в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» сведения об исполнителе работ не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта на их выполнение.

Сокращены сроки внесения в госреестр сведений по лицензиям на пользование недрами, включая вопросы:

  • оформления лицензий,
  • переоформления лицензий,
  • прекращения права пользования участками недр по лицензиям.

Изменение сроков внесения в реестр сведений по лицензиям на пользование недрами

Изменение сроков внесения в реестр сведений по лицензиям на пользование недрами

Какие сведения вносятся
БылоСтало
О государственной регистрации лицензии Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации лицензии Не позднее 1 рабочего дня с даты оформления лицензии
О внесении изменений в лицензию Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии Не позднее 1 рабочего дня с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии
О переоформлении лицензии Одновременно с внесением сведений о переоформленной лицензии Одновременно с гос. регистрацией переоформленной лицензии
О прекращении права пользования недрами Не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения уполномоченного органа гос. власти о прекращении права пользования недрами
  • Не позднее 1 рабочего дня со дня размещения в ФГИС «Автоматизированная система лицензирования недропользования»;
  • не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии, с использованием специализированного ПО;
  • не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ о прекращении права пользования недрами

Сроки пользования недрами

Федеральным законом от 28.06.2022 № 228-ФЗ уточнены сроки предоставления участков недр в пользование.

С 28 июня 2022 года срок пользования для геологического изучения недр увеличен с 5 до 7 лет в следующих регионах:

  • Мурманской области;
  • отдельные территории Республики Карелия, отнесенные к сухопутным территориям Арктической зоны.

Заключение

Оформление лицензии предприятие может осуществлять самостоятельно, задействовав в этом процессе штатных сотрудников. Однако эксперты отмечают, что процедура подготовки необходимой документации, составление заявки имеет определенные сложности. В этой связи, целесообразно обратиться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим соответствующий опыт работы. Следует помнить, что ведение деятельности без лицензии предполагает крайне неблагоприятные последствия для компании. Кроме установленных нормативными актами штрафов, к предприятию будут предъявлены исковые требования о компенсации ущерба государству.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий