О планируемых изменениях ФГОС
Designed by gpointstudio/Freepik
По словам Минпросвещения, ФГОС нового поколения 2021 года будут направлены на конкретизацию требований к учащимся — уточнение предыдущих требований с внесением дополнительных условий. Это должно избежать различий в обучении школьников разных образовательных учреждений. В частности установят четкие результаты предметного обучения по каждой дисциплине.
В уже озвученный список изменений, закрепленных в проекте ФГОС 2021 на утверждении, вошли:
подробные обязательства образовательных учреждений перед учениками и их опекунами — не только в школах, а во всех учебных заведениях;
повышенный акцент на развитии «мягких» (личностных) навыков школьников;
полный список навыков и знаний, которые должен освоить ученик за время обучения по каждой дисциплине;
формат работы с учениками по каждой дисциплине для развития навыков, прописанных в новом ФГОС;
строгие требования к ежегодным результатам учеников (контрольные точки) — например, увеличение словарного запаса на 70 слов в год;
четко прописаны темы, которые должны пройти школьники за год обучения;
подробно учтены психолого-педагогические и возрастные особенности школьников.
Введение новых проектов ФГОС 2021 года направлено на снижение нагрузки с учащихся. В регламентах прописано количество занятий, необходимых для полного освоения учебных программ — указаны максимум и минимум часов. Отдельно были учтены условия работы с детьми с ОВЗ.
Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе
Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?
Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и новых ФГОС:
Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.
Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.
Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.
СанПиН в школе в условиях коронавируса
Ряд ограничений, связанных с новой инфекцией, в полной мере коснулся образовательного процесса. Стало привычным дистанционное и электронное обучение, требования к которым подробно изложены в новом нормативе. До вступления в силу СП 2.4.3648-20 было возможно при обучении использовать любые электронные средства, в 2022 году, например, мобильные телефоны запрещено использовать в учебном процессе школы.
Большое внимание уделяется гигиене, в частности, отдельным положением выделена информация о создании условий для мытья рук. Также 30 июня 2020 года постановлением № 16 утверждены санитарные меры против коронавируса в организациях для детей, предусматривающие усиленную дезинфекцию помещений, утренний фильтр при приеме учащихся, наличие средств обработки рук, оборудование школ установками для обеззараживания воздуха
Также 30 июня 2020 года постановлением № 16 утверждены санитарные меры против коронавируса в организациях для детей, предусматривающие усиленную дезинфекцию помещений, утренний фильтр при приеме учащихся, наличие средств обработки рук, оборудование школ установками для обеззараживания воздуха.
Особое внимание:
- пункты 2.9.7, 3.5 СП 2.4.3648-20;
- пункты 2.1-2.7 СП 3.1/2.4.3598-20.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Раньше было как? По окончании начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам. Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения и уметь решать задачки в три действия.
Теперь все по-другому. Стандарт взял и разделил эти требования еще на три группы:
- личные результаты;
- метапредметные результаты;
- предметные результаты.
Личные результаты
О них можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:
- ученик готов и способен к саморазвитию;
- ученик понимает, зачем он учится и стремится к познанию, способен организовать свою деятельность;
- школьник доброжелателен, умеет слышать чужое мнение и высказывать свое собственное;
- у ученика выработана своя система ценностей (семья, родина, спорт, дружба и т.д.), которая соответствует личным качествам ребенка и его индивидуальной позиции;
- ученик понимает, что он гражданин своей страны и патриот родины.
В прошлом стандарте об этом не было ни слова сказано.
Метапредметные результаты
Эти результаты включают в себя освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три веселых буквы. О них речь пойдет ниже.
Предметные результаты
Школьные предметы никто не отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и «взлететь».
Только учителя теперь стали хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.
Предметные результаты учеников оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя граница предметных результатов. Она выражается в фразе:
Не достижение этой нижней границы препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных результатов выражается фразой:
То есть если ребенок хочет знать больше, то школа не вправе ему в этом отказать.
Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будут вводиться ФГОС третьего поколения.
ФГОС третьего поколения предполагает:
1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 6-дневной учебной недели.
2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий
Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 г.
ИКТ
Информационные и коммуникативные технологии. В наше время, школа уже не может закрывать глаза на то, что даже первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.
Наряду с письмом в школе они начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры, микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.
В нашей школе в кабинетах начальных классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее классу.
Электронные дневники. Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников, которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем предметам.
Финансовая грамотность с младших классов
Также новые ФГОС сдержат информацию о том, что с 1 сентября 2022 ученики младших классов начнут обучаться финансовой грамотности. Информация будет подаваться в доступной для восприятия форме, строго в рамках учебной программы.
Принятый проект не предусматривает появление новой отдельной дисциплины. Основы финансовой грамотности ученики будут осваивать благодаря дополненной программе таких предметов, как Окружающий мир, Математика, Информатика. Основы экономических знаний и понимание принципов управления финансами – это один из важных практических навыков, который ребенку понадобится в будущем.
Когда вступит в силу принятый министерством новый ФГОС с 1 сентября 2022 года, родители, не желающие переходить на новый стандарт обучения, могут написать заявление на имя администрации школы и в индивидуальном порядке отказаться от определенных дисциплин. Для обучения всех остальных школьников будут применяться программы, разработанные с учетом новых стандартов.
- ГИА в 2022 году: подготовка, расписание, рекомендации
- График ВПР на 2022 учебный год
- План мероприятий в библиотеке на 2022 год
- Расписание экзаменов ЕГЭ в 2022 году
- ОГЭ в 2022 году: изменения, будет ли, новости
Изменения в школах в 2022 году в части приёма на обучение
Закон «Об образовании» предоставляет преимущество при зачислении в начальную школу тем детям, чьи полнородные и неполнородные братья и сёстры уже обучаются в данном учебном учреждении. Другими словами — если кто-то из детей уже ходит в школу, ребёнка возьмут в это же заведение в первую волну приёма
При этом неважно, проживают ли дети в одной семье и по одному адресу, зарегистрирован ли будущий первоклассник на закреплённой за школой территории
В связи с этим обновлён перечень документов для приёма в учебное заведение: добавлено свидетельство о рождении брата и (или) сестры. Прочих приложений изменения в школах в 2022 году не коснулись, для зачисления нужно также предъявить:
- документ, удостоверяющий личность родителя;
- свидетельство о рождении ребёнка.
При поступлении в общем порядке потребуется документ о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания на закреплённой территории.
В отдельных случаях понадобятся:
- документ, подтверждающий установление опеки или попечительства;
- документ, подтверждающий право внеочередного, первоочередного, преимущественного приёма;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
- документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России;
- аттестат об основном общем образовании.
Все документы, кроме аттестата, предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов.
Питание в школе по СанПиН
В 2022 году общеобразовательные организации не только обязаны создать условия для питания обучающихся по СанПиН, но и могут самостоятельно осуществлять данную услугу, приняв в штат работников столовой. В первом случае договоры могут заключаться с учреждениями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги общественного питания в качестве основного вида деятельности.
Если кухня работает на сырье, то необходимы такие цеха:
- загрузочный,
- горячий,
- холодный,
- мясо-рыбный,
- предварительной и повторной обработки овощей (отдельно).
Также нужны две моечные: для кухонной и столовой посуды.
Если в основе приготовления пищи – полуфабрикаты, то цех для мяса и рыбы не требуется, а вместо помещений для обработки овощей в школе по СанПиН 2022 года должно быть изолированное место, где повара доводят до готовности привезенную основу блюд. Все остальное, перечисленное выше, необходимо. Обычно работают на полуфабрикатах тогда, когда на пищеблоке отсутствует все оборудование либо недостаточно помещений.
Нельзя использовать посуду со сколами, трещинами, как при приготовлении пищи, так и при ее приеме. Алюминиевые ложки и вилки под запретом. Замена чашек, тарелок, кружек, столовых приборов – забота руководителя организации, оказывающей школе услугу по питанию.
Количество мест в обеденном зале должно быть достаточным для всех учащихся. Даже если известно, что сколько-то детей обычно не питается по личным причинам, стул и часть поверхности стола для них необходимо подготовить. Мебель следует поддерживать в надлежащем состоянии, поэтому она должна иметь покрытие, которое можно хорошо промыть и продезинфицировать.
Нормативная база по школьному питанию в рамках СП 2.4.3648-20: пункт 2.4.6.
Нововведения в СанПин для школ в 2022 году
С нововведениями для школ по СанПин в 2022 году можно ознакомиться в таблице:
Тема
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10
Стало в СП 2.4.3648-20
1. Использование подвальной и цокольной площади
Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2).
Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы).
2.Полифункциональность
Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13)
Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20).
Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2).
3. Питание
Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац).
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов
В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац).
4. Оборудование
Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7).
При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4).
5. Водоснабжение
Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6).
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6).
6. Отопление
Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац).
Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац).
7. Инновации
Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14)
Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5)
Воспитательная деятельность
В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.
А теперь это обязательно!
Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.
А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.
Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.
Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.
А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Конечно, она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо. Но о таких уроках, как на видео, мы и не мечтали.
Желаю вам всего самого доброго!
Как всегда детишкам привет передавайте)
До новых встреч на страницах блога!
ФГОС высшего образования и СПО: как они развивались и за что их критикуют
Стандарты для высшего и среднего профессионального образования разработали значительно раньше, чем для школы, и менялись они чаще:
- Первые ГОС ВПО были приняты в 1994–1996 годах.
- Уже в 1999–2001 годах появилась следующая версия — ГОС ВПО второго поколения.
- ФГОС третьего поколения для высшего образования ввели в 2007–2012 годах.
- Уже в 2013–2016 годах их обновили в связи с принятием нового закона «Об образовании» (ФГОС3+).
- С 2017 года — из-за того, что появилось требование учитывать в образовательных стандартах профессиональные стандарты, — ФГОС начали обновлять повторно (ФГОС3++, но лишь малая часть из них уже приняты).
Получается, что в высшем образовании стандарты — а вслед за ними и всю учебно-методическую документацию — переписывают каждые несколько лет. Одно это создаёт большую бюрократическую нагрузку на вузы, что признал, например, на обсуждении новой системы высшего образования профильный министр Валерий Фальков.
При этом стандартов в высшем образовании, естественно, гораздо больше, чем для школы, ведь у каждого направления подготовки свой ФГОС. Сейчас действует около 720 стандартов для бакалавриата, специалитета и магистратуры, не считая аспирантуры, ординатуры, ассистентуры.
Что же меняется в этих ФГОС каждые несколько лет?
Наиболее радикальные изменения, по оценке научного сотрудника лаборатории образовательного права Высшей школы экономики Надежды Княгининой, произошли с принятием третьего поколения ФГОС для высшего образования, после поправок в закон «Об образовании» 2007 года.
Ключевыми тогда были два новшества:
- Стандарты стали регулировать структуру образовательных программ вместо их содержания.
- Вместо требований к уровню подготовки выпускников ввели такое понятие, как результаты освоения программ.
С этого момента во ФГОС высшего образования появилась система компетенций: общекультурных (в последних версиях — универсальных) и профессиональных (сейчас всё чаще заменяется ссылкой на профессиональные стандарты). Из требований к содержанию программ остались только обязательные дисциплины — но не профильные, а общие, такие как история, философия, иностранный язык.
Фото: M_Agency / Shutterstock
Всё больше, отмечает Княгинина, в каждом новом поколении ФГОС становится требований к материально-техническим и кадровым условиям: сколько преподавателей должны иметь учёную степень, какое оборудование необходимо вузу, какие электронные системы нужно использовать.
При этом, как показано в другом исследовании лаборатории образовательного права, подавляющее большинство требований ФГОС слишком абстрактны или дублируют положения действующих законов. Например, указывается, что в вузе должны быть аудитории для лекционных и семинарских занятий, но не говорится, что именно в этих аудиториях должно быть. Иначе говоря, нет никакого требования, которое можно было бы проверить.
В других случаях требования вполне чёткие, но неизвестно, чем они обусловлены. Например, почему заданы разные ограничения по доле штатных работников среди преподавателей? По большинству направлений подготовки бакалавриата порог составляет не менее 50%, а по «Информационной безопасности» — 65%. И таких, по мнению специалистов ВШЭ, волюнтаристских требований в стандартах много.
Похожая история частых изменений — у образовательных стандартов среднего специального образования (СПО). Очередную реформу они проходят прямо сейчас вместе со всей системой среднего профессионального образования.