Ступени высшего профессионального образования в России

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Высшее образование

В России высшее образование делится на 3 уровня:

Бакалавриат (4 года)

Это законченное высшее образование. На бакалавриат могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.

Специалитет (5 лет)

В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета выпускник получает звание дипломированного специалиста.

Магистратура (6 лет)

Магистратура — это второй уровень высшего образования. В магистратуре могут продолжать учится те, кто закончил бакалавр и специалитет. В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

Высшее образование является последней ступенью образования в России. Исходя из закона Российской Федерации, высшими учебными заведениями (ВУЗ) считаются институты, университеты и академии.

Институт занимается подготовкой специалистов лишь в одной отрасли, например, экономике, психологии, медицине. В этом основное отличие данного типа вуза.

В университете, наоборот, охватывается широкий спектр специальностей. В этом учебном заведении можно получить подготовку по самым разнообразным направлениям.

В свою очередь, академия отличается более узким спектром специальностей для одной отрасли хозяйства, например: сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и так далее.

Также существует и неполное высшее образование. Студент получает его в том случае, если он отучился минимум 2 года и по каким-либо причинам не смогу закончить высшее учебное заведение.

В заключении, можно отметить, что российская система образования построена так, чтобы каждый гражданин страны при желании имел возможность обучаться. Ведь при наличии определенных знаний каждый человек может выбрать для себя то учебное заведение и направление, которое его действительно интересует.

Виды общего образования

Общее образование в РФ включает четыре этапа:

  • Дошкольное образование. Может начинаться с двух месяцев, когда ребёнка берут в ясельную группу детского сада. Следующая ступень дошкольного образования продолжается с 3 до 7 лет. В детском саду ребёнок развивает мелкую моторику и сенсорные способности, учится говорить, общаться со сверстниками и так далее.
  • Начальное общее образование. Это период с 1-го по 4-й класс. Обычно в первый класс детей отдают, когда им исполнилось 6,5–7 лет. Максимальный возраст для первоклассников — 8 лет. В начальной школе дети продолжают развивать речь, учатся читать и писать, получают базовые знания об окружающем мире, осваивают простейшие математические навыки.
  • Основное общее образование — с 5-го по 9-й класс. На этом этапе дети изучают предметы основного школьного курса. В конце 9-го класса сдают ОГЭ и проходят государственную итоговую аттестацию. При этом у ребёнка есть выбор — продолжить обучение до 11-го класса или получить среднее профессиональное образование.
  • Полное общее образование — 10–11-й класс. На последнем этапе общего образования дети целенаправленно готовятся к ЕГЭ и поступлению в вуз. На экзаменах сдают математику и русский язык в качестве обязательных предметов, а также один или более предметов на выбор. Результаты ЕГЭ учитывают при поступлении в вуз. Выпускники 11-го класса получают аттестат о полном общем образовании.

Общее образование дети получают в школах, лицеях или гимназиях. Обычная государственная школа даёт базовое образование по общей программе. Тогда как лицеи и гимназии в России, как правило, профильные, с углублённым изучением какого-либо предмета.

Специалитет

Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».

Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.

Поступление и учеба

В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.

Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.

На большинстве направлений высшего образования есть программы и бакалавриата, и специалитета, но на некоторых – требующих углубленной всесторонней подготовки – есть только специалитет. После перехода на Болонскую систему исключительно пятилетнюю учебу в вузах оставили для военных, врачей и фармацевтов, представителей большинства творческих профессий – актеров, режиссеров, художников, продюсеров и других профессионалов сферы искусства. В целом в специалитете меньше направлений подготовки, чем в бакалавриате.

Все направления подготовки в специалитете перечислены в приказе Минобрнауки .

Базовые принципы

Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.

ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.

Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.

Наконец, надо отметить, что Россия – это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой

Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России

Отличия высшего образования бакалавра от магистра

Бакалавр – это выпускник вуза, который закончил бакалавриат. Он справился со своей задачей получения высшего образования. Теперь с полученными знаниями он может идти работать по специальности. Но только штатным сотрудником.

Чтобы в дальнейшем продвинуться по карьерной лестнице в современном мире, человеку нужно получить степень магистра.

На магистра учатся только после получения диплома о высшем образовании. Учеба занимает 2 года. В это время студент углубленно изучает свою профессию и получает больше времени для прохождения практики. Но не только производственной практики. Студент должен обучаться основам преподавания. Поэтому пару часов в неделю он заменяет своего научного руководителя.

Магистр – это более высокий уровень образования, но это не второе высшее. Поэтому поступающий может снова поступить на бюджет.

Магистратура – это не обязательный этап для студента. Тем не менее многие выпускники бакалавриата продолжают свою учебу. Можно выбрать то же направление, по которому студент учился, либо выбрать новую специальность. Главное, чтобы она была смежной с первым образованием.

К примеру, если студент отучился на филолога, то он может продолжить магистратуру на психологическом факультете, историческом, философском, социологическом, культурологическом и т.д.

Также внимательно узнайте, какие программы предлагает выбранный вами университет. Возможно вам приглянется новая модная специальность.

Для родителей студентов магистратура является обязательным пунктом для получения высшего образования. Поэтому если ваши родители хотят, чтобы вы доучились, то лучше не упускать  эту возможность.

Когда вы устроитесь на работу или если у вас появится семья, то учеба отойдет на дальний план. Рекомендуем вам использовать момент для саморазвития и самосовершенствования. Диплом магистра может пригодиться в будущем.

Извлечения. Статья 6.

  1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
  2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;

    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;

    высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

  3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

    Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

  4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

    для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года;

    для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

    для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

  5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
  6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
  7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

    Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

    Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

  8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возможные формы обучения

Ознакомившись со ступенями образования в России, перейдём к возможным форматам обучения и заведениям, которые организовывают процесс образовательной подготовки.

Школа

В статье 17 Федерального закона №273 “Об образовании в РФ” говорится, что на территории страны осуществляются две формы образовательного процесса:

  • в учреждениях, реализующих образовательную деятельность;
  • вне учреждений, реализующих образовательную деятельность.

Возможные организации обязательного образования в России:

  • школа;
  • лицей;
  • гимназия.

Определение слова школа применяется для всех учреждений обязательного или дополнительного образования. К последним относятся художественные, спортивные, музыкальные школы. Учебные заведения бывают государственными, частными, со специализированным уклоном и в виде пансиона.

В России и странах СНГ лицеями называют бывшие профессионально-технические училища. В наше время лицеи осуществляют более детальную общеобразовательную программу по предметам технического или естественно-научного направления. Некоторые из них прикреплены к университетам и обеспечивают своих учеников подготовкой к поступлению в ВУЗ.

Техникум, колледж

Ступень среднего профессионального образования в России означает обучение в колледже, техникуме, училище или лицее. Рассмотрим, в чем заключается разница между первыми двумя заведениями.

В современной системе образования Российской Федерации колледж является фактически синонимом к слову “техникум”. Но, как правило, колледж предоставляет более углубленную подготовку по выбранной специальности, из-за чего длительность обучения может продлиться до 4 лет. Учеба организуется в очной, заочной и очно-заочной форме. Образовательный процесс схож с университетским, он подразумевает наличие семинаров, лекций, сессии и разделение года на семестры. Выпускники с высокой вероятностью смогут продолжить профессиональное обучение в высшем учебном заведении России.

В России в образовательной программе колледжа больше внимания уделяется теоретическому материалу, чем практическим навыкам.

Учебные планы техникумов выстроены так, что упор делается на практическую составляющую профессий. Учащихся готовят к специализации узкого профиля и рабочим специальностям. Срок обучения в техникумах составляет не более 3 лет. Пройдя данную ступень, выпускник может быстрее приступить к трудовой деятельности.

ВУЗ

Самая высокая ступень образования организуется высшими учебными заведениями. В России выделяют следующие виды:

  • федеральные университеты;
  • университеты (государственные, негосударственные и национально-исследовательские);
  • академии;
  • институты;
  • военные училища.

Университеты обладают самым высоким статусом среди всех учебных организаций. Они состоят из нескольких факультетов или институтов. Некоторые крупные университет организуют филиалы в других городах и вмещают в себя отдельные здания и корпуса.

В академии, как и в университете, ведется активная научно-исследовательская деятельность. Отличие заключается в том, что первая выбирает одну сферу обучения и делит на несколько направлений и специлизаций. Например, в России существуют академии МВД, искусств, сельского хозяйства, медицинские и т.д. Спектр изучаемых специальностей в университете намного шире.

Институт – это профильная высшая учебная организация. По возможностям институты стоят на ступени ниже других ВУЗов, поэтому зачастую они входят в состав университета, наравне с факультетами. Обучение в институтах более прикладное и узкоспециализированное.

При соблюдении требований и стандартов академии и институты преобразуются в университеты. Все три из перечисленных заведений имеют очное и заочное отделение.

Последипломное образование

Некоторые специальности, например, врача, предполагают кроме специалитета или магистратуры, еще и постдипломное образование, для более полного уровня знаний и навыков. В медицинских вузах — это интернатура и ординатура, в области искусств — ассистентуры-стажировки, в науке и педагогике — аспирантура или адъюнктура в высших военных учебных заведениях.

Интернатура

Это форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов, по итогам которого они могут начать работать. Год они проходят практику в медучреждении.

Ординатура

Это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года.

Это сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях. Ординатор сдает трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

Ассистентура-стажировка

По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в области искусств. Срок обучения не превышает двух лет.

Выпускная работа в зависимости от специализации — выступление, концерт, показ, выставка, фильм и т.д. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом об окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Аспирантура

Это форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспирантура бывает очная и заочная.

Учиться в аспирантуре можно бесплатно, если есть места в конкретном вузе и хорошо сданы экзамены.

Аспиранты обязательно выбирают научное направление и тему исследования для своей диссертации. Необязательно поступать в аспирантуру на свою специальность. Поступить можно на любую специальность, кроме медицинской.

Обучение на очной форме длится не менее трех лет, на заочной – не менее четырех. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»).

По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Как сообщается сообщается на сайте «Главный государственный экспертный центр оценки образования»,  получить степень кандидата наук можно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого специалист и магистрант может быть переведен на научные должности и в течение трех лет подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Докторантура

Обучение сроком до трех лет и подготовка докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Дает возможность получать стипендию, пользоваться оборудованием учебного заведения.

Также докторскую степень можно получить без прохождения обучения при работе на научной должности и подготовки докторской диссертации в течение дву лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.

Какое образование получают в училищах (техникумах) и колледжах

Срок обучения здесь составляет от двух до четырёх лет. Ключевой акцент на профессиональной подготовке. Дети в училище или колледже получают прикладные знания, а по завершении учёбы приобретают рабочую квалификацию — например, повара, парикмахера, товароведа, косметолога, плотника, токаря, маляра, механика, водителя, слесаря.

Выпускник училища или колледжа после окончания учёбы может устроиться на работу по выбранной специальности. В том числе на том же предприятии, где он проходил практику. Выпускники некоторых техникумов и колледжей могут получить дальнейшее высшее образование по сокращённой программе.

Справка

К списку

Структура среднего образования

  • История среднего образования в России
  • Школьное образование в XXI веке
  • Виды общеобразовательных учреждений
  • Начальное общее образование
  • Основная школа
  • Старшие классы

Школьное образование в XXI веке

Согласно Конституции РФ, начальное и основное общее образование в школе является обязательным для всех. Основной закон, регулирующий
нормы среднего образования — Федеральный закон «Об образовании».

Среднее образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.

Условия обучения

Обучение детей в образовательных учреждениях начинается с возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по
состоянию здоровья, но не позже восьми лет.

По заявлению родителей школа вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.

Полный курс обучения в современной российской школе занимает 11 лет. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего
образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.

Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Он делится на четыре четверти с каникулами или на три триместра,
разбитых на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами.

В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Ученик, который
не может пройти аттестацию, может быть оставлен на второй год.

  • В школах преподаются предметы четырех групп:
  • гуманитарные предметы,
  • естественнонаучные предметы,
  • точные предметы,
  • предметы по искусству.

Также практически все школы предоставляют ученикам возможность получения дополнительного образования: кружки, спортивные секции.

Уроки длятся 40-45 минут, перемена — 5-20 мин. Для тех учеников, у кого нет возможности отправиться домой, существуют группы
продленного дня, где можно остаться после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность приготовления уроков).

В России пятибалльная шкала оценок.

Каждая школа обязана иметь свой устав, определяющий права и обязанности учащихся. По решению органа управления за неоднократно
совершенные грубые нарушения устава допускается исключение из школьника, достигшего возраста пятнадцати лет. Оно применяется,
если меры воспитательного характера не дали результата и пребывание учащегося в школе оказывает отрицательное влияние на других,
мешает нормальной работе.

Обучение в государственных средних школах является бесплатным, однако учебные пособия приобретаются за счет родителей ребенка.

Ступени среднего образования

  • Среднее полное образование в России включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года,
  • II ступень (основное общее образование) — 5-6 лет,
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

После окончания 9 класса школьник получает аттестат об основном общем образовании. Этот документ дает право продолжить образование в
школе либо поступить в среднее профессиональное образовательное учреждение.

После 11 класса выпускник получает аттестат о полном среднем (общем) образовании и право на поступление в учреждения высшего
профессионального образования.

Полезная информация?

Слово эксперту
Школы, гимназии, лицеи Петербурга
Выставки и форумы
Справка
Новости
Статьи
Вопрос-ответ

ГлавСправ 2009–2022

Любое копирование и воспроизведение информации допускается только с письменного согласия редакции проекта.
Администрация ресурса не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 | 
Глоссарий
 | 
О проекте, контакты
 | 
About us

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий