Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики

Принципы развития образования в Российской Федерации

  • гуманизм образования, приоритет общих ценностей,
  • право личности свободного развития, единство федеральных образований при сохранении прав национальной и региональной культуры на своеобразность образования;
  • общая доступность образования.
  • ориентация системы образования на потребности образовательных организаций;
  • светское образование государственных учреждений; свободное и свободное образование; демократическое, государственное и общественное управление и автономность образовательных организаций.

Парадигма образования определяется осознанным или неосознанным мировоззрением педагогов относительно природы человека и своего назначения, выраженным в форме образования и производном от него базовом моделировании образовательной системы, и практике педагогической работы. Именно гуманистические образовательные парадигмы отвечают тенденциям общества, его назначению, и функциям современной образовательной системы.

Данная статья написана с целью показать какие функции образовательной системы используются на данном этапе в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приведена структура и классификация функций образования, раскрыто понятие. Для более глубокого понимания вопроса, вы можете воспользоваться дополнительными источниками по данной теме.

Популярные статьи

Функции улыбки
Психология

Типы и виды экономического роста
Экономика

Общие сведения о понятии «сила веса»
Физика

Функции экономической науки
Информатика

Понятие электрического поля
Физика

Сила Лоренца
Физика

Преимущества и недостатки рыночной экономики
Экономика

Правила речевого этикета
Русский язык

Уравнение Майера
Физика

Формула производной от дроби, примеры
Математика

Плюсы и минусы Болонской системы

Плюсы:

  • Четкие международные стандарты высшего образования в глобализующемся мире.
  • Доступность высшего образования по единой системе, потенциал эгалитарности высшего образования.
  • Мобильность студентов без потери времени и баллов, мобильность преподавателей, исследователей и административно-чиновничьего аппарата.
  • Возможность самому составить себе учебный план исходя из собственных сил и интересов, индивидуализация содержания образования.
  • Рост качества и конкурентоспособности европейских вузов Болонской системы.

Минусы:

  • Опасность по недосмотру куратора составить учебный план так, что полученные квалификации вкупе не будут представлять интерес ни для одного работодателя; потенциальное отсутствие системности в образовании.
  • Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее (особенно в таких странах как Россия или Белоруссия, где сложно по росчерку пера министра образования забыть все сложившиеся традиции), ставка заработной платы с таким дипломом существенно ниже даже в странах Европы, где к бакалаврам менее предвзятое отношение.
  • Унификация образования и контроля (прежде всего, тестовая система) создает возможность зазубрить необходимый материал, не располагает к критическому мышлению и умению задавать вопросы вместо того, чтобы выбирать ответы из предложенного списка.
  • Возможный отток образованных специалистов в более развитые страны и формирование в этих странах высококонкурентного рынка труда, в противовес менее развитым странам, где будет формироваться дефицит образованных кадров.

Развитие системы образования

Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.

Задачами для достижения поставленной цели являются:

  • Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
  • Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
  • Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
  • Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.

Реализация Программы разбита на 2 этапа:

  • 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
  • 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Структура высшего образования в России (три ступени)

В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.

Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:

  • Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
  • Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
  • Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.

Исключение составили два ведущих вуза страны: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они могут разрабатывать собственные образовательные программы, поскольку им изначально был присвоен особый статус научно-образовательных центров.

По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:

Бакалавриат

Бакалавриат первая ступень учебы

Это первая ступень, куда учащиеся зачисляются на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Продолжительность обучения составляет 4 года для выпускников 11 классов и 3 года (чаще всего) для выпускников колледжей и техникумов. Последние зачисляются туда на основании диплома и внутренних вступительных испытаний. После окончания бакалавриата существует возможность перейти на следующую ступень образования, которое можно продолжить не только в российских, но и в зарубежных вузах.

Магистратура и специалитет

Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.

Магистратура является второй ступенью в высшем образовании, продолжительность обучения в ней составляет 2 года и дает студентам возможность глубже погрузиться в выбранную ими специализацию. Поступление в магистратуру происходит по итогам сдачи внутреннего экзамена при наличии диплома бакалавра или специалиста. Обучение не Обучение может быть на бесплатной основе (если успешно пройден этап конкурсного отбора) или на платной (в остальных случаях). Его не обязательно продолжатьв том же вузе, где получалась предыдущая ступень. Магистратура, так же, как и бакалавриат позволяет получить отсрочку от службы в армии.

Аспирантура

Аспирантура уровень высшего образования

Представляет собой особый уровень образования в России. После успешного завершения аспирантуры обучающемуся присваивается научная степень кандидата наук.

Также существуют две формы обучения – бюджетная и платная. Поступление на бюджетную форму возможно только после окончания специалитета. Продолжительность обучения составляет 3 года (очная форма) или 4 года (заочная форма). На время обучения в аспирантуре предоставляется отсрочка от армии.

Благодаря введению новых образовательных стандартов, обучающиеся могут изначально поставить себе конкретную цель и постепенно идти к ней, минуя ступень за ступенью. Также стали понятны и очевидны различия между каждой ступенью, и студент может остановиться по окончании любой из них.

Современная система образования в РФ

Система обучения представляет собой совокупность учебных программ, стандартов, сети учебных заведений и управления и комплекс принципов ее функционирования.

Характер образовательной системы любого государства зависит от социально-экономического и политического строения, культурно-исторического и национального характера.

Структура системы образования России: 

  • Органы образования;
  • Комплекс образовательных и программных стандартов.

Сеть учебных заведений:

  • дошкольное образование в яслях, детских садах, начальное;
  • образование в начальной школе с 1 до 4 классов, основное общее с 5 до 9 классов;
  • среднее общее с 10 до 11 классов — средней школе, гимназии, лицейской школе, средней профессиональной специальности профтехучилище, колледже, лицее, техникуме, высшей школе вузов.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Основные положения Болонской системы

Болонская декларация предполагает несколько для достижения унификации системы европейского образования

Во-первых, должна быть введена система легко читаемых и сопоставимых степеней. Для этого, в частности, необходимо ввести приложение к диплому, в котором бы раскрывалось содержание полученного образования. Помимо возможности менять вузы как между степенями, так и в процессе получения какой-то степени, это должно содействовать международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Во-вторых, система образования в рамках Болонского процесса должна быть основана на двух основных циклах: бакалавриате и магистратуре. Доступ поступательный, то есть для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата. Его продолжительность — не менее трех лет. Присуждаемая степень должна соответствовать европейскому рынку труда и определенному уровню квалификации. Вторая ступень ведет к получению степени магистра или (в более редких случаях) доктора.

Экономика образования

Зачем нужны уровни образования и как в них разобраться

В-третьих, для обеспечения мобильности студентов должна быть введена система кредитов, такая как Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS). Это общеевропейская система учета работы и активности студента в процессе освоения образовательной программы. Образовательный процесс организован так, что накопить нужное количество баллов невозможно, если весь семестр лоботрясничать, а за ночь перед экзаменом все вызубрить. Оценивается работа на семинарах, подготовка проектов и другие промежуточные работы и формы активности. Для успешного завершения года нужно набрать 60 баллов. 1 балл — это примерно 25–30 часов работы. Часы означают не только время, высиженное на лекциях — это также время работы над заданиями дома, поэтому строгой корреляции между баллами и часами нет. В целом, один учебный год — это примерно от 1 200 часов (Великобритания) до 1 800 часов (Германия).

Чтобы получить необходимое количество баллов, студент сам составляет себе учебный план и волен посещать те предметы, которые ему интересны и нужны. Разумеется, чтобы его образование не превратилось в чехарду не связанных друг с другом интересов и любопытствований от библеистики до генетики и от теории графов до палеонтологии, у студента есть куратор, который помогает ему составить план правильно и логично и при этом не взвалить на себя непосильную ношу — набрать нужные 60 баллов за семестр, а следующие полгода работать или ходить на вечеринки.

Система образования в России. Бакалавр, магистр, специалист…

Реформы
в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием
федерального Закона “Об образовании”. Он узаконил новые для нас понятия:
бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая
сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую
систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться –
по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам
новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью
выбора.

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом “О высшем профессиональном и
послевузовском образовании”. В соответствии с ним высшее образование
включает три ступени:

  • первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,
  • вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4
    года,
  • третья ступень – с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель – “дипломированный специалист” со сроком подготовки 5 лет и новая – “магистр” со сроком подготовки 6 лет.

А теперь – подробнее о бакалавре – кто он. В действующей системе образования
это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в
терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).
Звучит замысловато, но означает очень простую вещь – он получил
фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации – ведь
учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7
ст. 6 вышеупомянутого Закона – занимать все те должности, для которых их
квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых,
специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в
конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после
вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во
многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и
другим специальностям, “голод” по которым еще долго не будет утолен). В
худшем случае, продолжать “грызть гранит” наук самостоятельно – если вуз
дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку – должны
справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования – на
то она и многоуровневая.

Во-вторых
– продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть
выбор – если решили получить квалификацию “дипломированный специалист”, то
учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически
обучение “за партой” длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа –
дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации –
магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной
работы – магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени
магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о
выборе личной образовательной траектории.
А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня
профессиональной подготовки:

  1. Этот вид квалификации ( в отличие от “дипломированного специалиста” принят
    по международной классификации и понятен работодателям во всем
    мире),

  2. Фундаментальность подготовки, изначальная “несуженность” ее позволяет, при
    необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с
    ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так,
    что позволяют всего за год перейти к одной из целого “веера” совместимых
    профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней
    программе “специалиста” придется получать новую профессию по программе
    второго высшего образования за 2 – 2,5 года.
  3. Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной
    деятельности, т.е. обрести экономическую
    независимость.

И
еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией
“специалист” получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда
только платное.
Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля
продолжает образование по программе третьего уровня – т.е. бесплатно
(разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные
места).

И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный
работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки.
Парадокс? – Нет, просто для так называемой офиссной работы ему нужен просто
образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать
всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет
человек со степенью бакалавра.

Функции государственного образования

Экономическая — образование создает социально-профессиональное общество, в котором люди могут освоить научные, технические инновации и эффективно их использовать в профессиональной работе. Главная задача — охватить потребности трудового ресурса во всех областях экономической деятельности.

Социальная — социализация личности, формирование социально значимых навыков. В семье начинается учебный процесс, а затем идет в школу и другие учебные заведения.

Культурная функция дает возможность передать культурную ценность подрастающим поколениям для воспитания и развития творческого потенциала.

Контролирующая — образовательное учреждение осуществляет контроль над поведением, сформирует нравственные и нравственные нормы поведения. Образование в качестве социального института состоит из нескольких учреждений, управлений и большой системы правил и норм. Ниже рассмотрим, как в РФ выглядит образовательная система.

Сколько лет учится современный россиянин

В завершение предлагаем
посчитать, сколько же лет тратит житель нашей страны на

получение образования

.

Для удобства выше и здесь мы
использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно,
заочники в каждом цикле задерживаются еще на год

Сокращенное обучение с
перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно
доступно не во всех вузах.

Итак, какие варианты
возможны:

Таблица 1. Для окончивших 9 классов

Школа 9 лет СПО 4 года ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
13 лет
17 лет
18 лет
19 лет
20 лет
22 года
23 года

Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум

Школа 11 лет СПО 3 года ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
14 лет
18 лет
19 лет
20 лет
21 год
23 года
24 года

Таблица 3. Для окончивших 11 классов и поступивших в вуз

Школа 11 лет ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
11 лет
15 лет
16 лет
17 лет
18 год
20 лет
21 год

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

Профессиональное:

  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

Дополнительное подразумевает:

  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Болонская система образования в России

Несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, введение образования по двум степеням заняло некоторое время — высшее образование официально совершило переход на Болонскую систему в 2011 году. Однако ряд направлений подготовки в ряде вузов до сих пор осуществляется по старой системе специалитета.

Реформа учебных планов в России, несмотря на 8 лет переходного периода, проводилась «малой кровью» для тех, кто был за нее ответственен. Учебные программы не приводились в соответствие с европейским бакалавриатом — вместо этого резались программы специалитета. В итоге получилось так, что старый отечественный специалитет в России в плане образованности и компетентности приравнивался к магистратуре. В то время как в рамках Болонской системы (а значит, и у европейских работодателей) он ближе к бакалавриату. Компетенции, положенные в основу образовательных программ, тоже отличались от европейских — например, в России бакалавриат так и не стал ориентированным на практическое применение полученных знаний. Именно поэтому рынок труда остался скептически настроен к бакалаврам.

Еще сложнее дело обстояло с переходом на систему кредитов. В ряде вузов была введена балльно-рейтинговая система, по которой за семестр студент мог набрать некое количество баллов (обычно 100), из них на экзамене — меньше половины. Но это не является эквивалентом системы кредитов ECTS. Единственным вузом России, который ввел у себя систему ECTS является «Сколтех».

О гибкости образовательной траектории в России тоже речи не шло. Программы подготовки так и остались косными, и лишь в единицах российских вузов можно говорить о возможности в той или иной мере повлиять на свой учебный план.

Экономика образования

Широкий взгляд: почему важно развивать междисциплинарность

В итоге в России при номинальном Болонском процессе так и не сложилась действительно унифицированная система образования, соответствующая заявленным в Декларации стандартам. Неудивительно, что признания дипломов российских вузов наравне с европейскими так и не произошло, а качество высшего образования в пореформенный период снизилось.

В Европе, несмотря на уже более чем двадцатилетнюю историю Болонского процесса, до сих пор остаются критики этого нововведения. Равенство и унификация европейского образования до сих пор где-то на горизонте перспектив, и для многих стран — не только для России — переход до сих пор остается мучительным.

Критика Болонской системы

Болонскую систему критикуют в России — якобы она принесла больше вреда, чем пользы. Однако следует помнить, что Болонский процесс — это не пошаговая дорожная карта реформирования системы образования, но набор принципов, по которым она должна строиться. Реформа, через которую страна входит в Европейское пространство высшего образования, целиком в руках правительства: в Болонской декларации закреплен принцип уважения к национальным системам и традициям образования. Европейская система образования так и не была реализована в России, хотя министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что это «прожитый этап».

Современное образование все больше отказывается от теоретического подхода с лекциями и ориентируется на практику. Бакалавры в Европе ориентированы на рынок труда потому, что набор тех самых кредитов ими происходит не за счет высиживания лекций, а за счет выполнения различных проектов, ориентированных на получение практических навыков.

Одновременно с переходом к Болонской системе в России случился переход от советской системы выпускных и вступительных экзаменов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). В терминах Болонского процесса это два независимых друг от друга явления — Европейская система не требует введения подобной системы экзаменовки абитуриентов. Поэтому отказ от системы ЕГЭ, которую критиковали не меньше, чем Болонский процесс, не следует из анонсированного отказа от Болонской системы. Минобрнауки пока не говорит о том, как будет выглядеть новая система образования. Но в пространстве глобальной мобильности, отрицать которую невозможно, отказ от Болонской системы и уход в свою нишу равносильно пути в изоляцию, как считает профессор МГУ Александр Асмолов.

Структура образовательной системы в России

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

  • Преемственные программы образования.
  • Федеральные госстандарты и требования.
  • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
  • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
  • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
  • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
  • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

ОбразованиеУровни/виды
общее
  • дошкольное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.
профессиональное
  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат);
  • высшее (специалитет и магистратура);
  • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).
дополнительное
  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Стандарты и государственные требования к образованию

Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
Преемственность основных программ.
Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

  • К их структуре.
  • К условиям реализации, включая финансовые, кадровые и вопросы материально-технического характера.
  • К итоговым результатам по их освоению.

Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий