Состав, структура, порядок формирования Совета Федерации РФ

Законодательная инициатива

Совет Федерации обладает достаточно широкими возможностями. Так, орган обладает правом вносить в Госдуму проекты ФЗ или конституционных положений, предложений о пересмотре и внесения поправок в последние. В данном случае стоит также учесть, что аналогичная возможность имеется и у представительных органов регионов. Из 723 субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, больше 1/3 представляют интересы территориальных единиц России на федеральном уровне. Такое представительство в мировой практике отмечается крайне редко. Еще одним проявлением законодательной инициативы выступает возможность вносить поправки в текст проекта ФЗ в процессе его рассмотрения Госдумой.

Историческая справка

Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен . Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин достигший:

Б) 21 года;

Пояснение:

Достигший
21 года и имеющий право участвовать в
выборах (причём одно и то же лицо не
может быть одновременно депутатом
Государственной думы и членом Совета
Федерации). Депутатом Государственной
думы первого созыва мог одновременно
являться член Правительства Российской
Федерации (согласно переходным положениям
Конституции Российской Федерации). С
2007 года по 2011 год депутаты Государственной
думы избирались по пропорциональной
системе (по партийным спискам). Проходной
барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер
вновь будет составлять 5 %.

Первая
Государственная дума избиралась вместе
с Советом Федерации в день всенародного
голосования по Конституции 12 декабря
1993 года сроком на два года (согласно
переходным положениям принимаемой
Конституции).

Срок
полномочий 2 – 5 созывов Государственной
думы – четыре года. Начиная с 6 созыва,
депутатов избирают сроком на пять лет.

Особенности заседаний СФ

Слушания проводятся с 16-го сентября по 15-е июля. Заседание признается правомочным, если явилось больше половины общего кол-ва членов, которое составляет 178 человек. Первоочередными вопросами для рассмотрения являются:

  1. Обращения и послания Президента.
  2. Поправки к главам 3-8 Конституции, проектам законов, которые приняты в Госдуме и подлежат обязательному рассмотрению.
  3. Предложения о пересмотре норм, описанных в главах 1, 2, 9 Конституции.
  4. Проекты постановлений СФ по вопросам, которые касаются его ведения.
  5. Предложения по поводу направления запросов в КС.
  6. ФЗ, принятые в Госдуме, касающиеся денонсации и ратификации договоров международного характера РФ.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

Акты которые издает Правительство:

В) Распоряжения.

Пояснение:

В соответствии со
статьёй 114 Конституции РФ, Правительство
России имеет следующую компетенцию:

Разработка
федерального бюджета с представлением
его в Государственную Думу, исполнение
федерального бюджета;

Проведение
единой финансовой, кредитной и денежной
политики;

Проведение
единой государственной политики в
области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
экологии;

Управление
федеральной собственностью;

Осуществление
мер по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации
внешней политики, законности, прав и
свобод граждан, охране собственности
и общественного порядка, борьбе с
преступностью;

Иные
полномочия, возложенные на Правительство
Конституцией, федеральными законами,
указами президента.

По этим вопросам,
а также в рамках исполнения Конституции,
федеральных законов, нормативных указов
президента Правительство РФ издаёт
постановления и распоряжения, обеспечивая
их исполнение. К слову, разрабатываемые
проекты указом президента по перечисленным
вопросам должны согласовываться с
Правительством.

Различие между
постановлением и распоряжением определено
федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской Федерации»:

Постановления
– акты, имеющие нормативный характер
(то есть адресованные неограниченному
кругу лиц и предполагающие постоянное
или многократное действие);

Распоряжения
– акты не имеющие нормативного характера.

Москва, 27 сентября – АиФ-Москва.

Одним из вопросов первого заседания Совета Федерации в осеннюю сессию, 28 сентября, станет кадровая ротация Верхней палаты. Сенаторы обсудят досрочное прекращение полномочий ряда членов СФ, а также изменения в составах комитетов в связи с назначением новых представителей исполнительной и региональной власти субъектов. Как сообщают в аппарате Верхней палаты, всего до конца осени новыми полномочиями могут быть наделены около 50 сенаторов, в том числе те, кто подтвердил свои полномочия после выборов 18 сентября.
В числе тех, кто сложит полномочия, сенаторы от исполнительной и законодательной власти Астраханской области – Игорь Мартынов и Геннадий Горбунов, от исполнительной и законодательной власти Московской области – Дмитрий Саблин и Лидия Антонова, от исполнительной власти Тувы Мерген Ооржак, от исполнительной власти Тверской области Виктор Абрамов, от исполнительной власти Новгородской области Александр Коровников, от заксобрания Калининградской области Николай Власенко, от заксобрания Амурской области Юрий Кушнарь, от заксобрания Омской области Андрей Голушко, от заксобрания Приморского края Вячеслав Фетисов, от заксобрания Пермского края Игорь Шубин и другие.
В числе новых сенаторов – от заксобрания Астраханской области Геннадий Орденов, от исполнительной власти Тывы Людмила Нарусова, от исполнительной власти Тверской области президент Паралимпийского комитета России, экс-омбудсмен РФ Владимир Лукин, от заксобрания Калининградской области Алексей Коротков, от заксобрания Амурской области Александр Коряков, от заксобрания Рязанской области Лариса Тюрина и другие.

С большой вероятностью сенаторские полномочия в ближайшее время подтвердят вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев, первый зампред комитета по международным делам Владимир Джабаров, глава комитета по социальной политике Валерий Рязанский, сенатор Сулейман Керимов.

Как пояснили в СФ, продолжительность процедуры ротации будет зависеть от утверждения кандидатур сенаторов заксобраниями и главами субъектов, избиравшимися на этих выборах.

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что новый состав Совета Федерации с учетом прошедших выборов будет сформирован до середины октября.
«Я полагаю, что до середины октября мы в полном объеме сумеем завершить формирование Совета Федерации с учетом прошедших выборов. Хочу сказать, что некоторые депутаты Государственной Думы переходят к нам. На мой взгляд, это укрепляет взаимодействие палат, способствует обмену опытом, кадрами», – завила она журналистам “Российской газеты”.
Отметим, что одним из таких депутатов может стать глава комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков, решение по назначению сенатором которого заксобрание Пермского края может принять уже 29 сентября.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации: общая характеристика

Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, принятии государственного бюджета, а также контроле за его исполнением и исполнительной властью.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ.

Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, всех субъектов Российской Федерации, учитывает волю и интересы проживающих в них социальных слоев и социальных групп российского общества.

Правовой статус российского парламента закреплен в главе 5 Конституции РФ, которая носит название не законодательной власти в целом, а только федерального органа законодательной власти — Федерального Собрания. Следует учитывать, что наряду с федеральным парламентом в России существуют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая «верхняя» палата) и Государственной Думы (так называемая «нижняя» палата).

Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (ст. 103.1 Конституции РФ). Порядок осуществления парламентского контроля определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 27декабря 2005г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания.

Статья 98 Конституции РФ наделяет сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, которая может быть снята по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Правовой статус сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы конкретизируется и детализируется в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей) Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой. Получить гайд

Основания и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ:

а) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

б) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, если более одной трети должностей членов Правительства РФ остаются вакантными. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 112 Конституции РФ);

в) повторное в течение 3-х месяцев выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой. В этом случае Президент может либо распустить Государственную Думу, либо отправить в отставку Правительство (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

г) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, Президент РФ в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству РФ откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Согласно части 3 статьи 109 Конституции РФ, Государственная Дума не может быть распущена:

  • в течение года после ее избрания в случае повторного в течение 3-х месяцев выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой, а также в случае, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а Государственная Дума в доверии Правительству РФ отказала;
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
  • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109 Конституции РФ).

Обязательные вопросы

Их перечень установлен ст. 106 Конституции. К вопросам, которые обязательно рассматриваются, относят ФЗ, принятые Госдумой относительно:

  1. Федеральных сборов и налогов.
  2. Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования и денежной эмиссии.
  3. Федерального бюджета.
  4. Защиты и статуса госграницы России.
  5. Мира и войны.

На практике на заседаниях СФ рассматривается большинство принимаемых Госдумой законов. Согласно ст. 105, ч. 4 Конституции, ФЗ считается одобренным, если за него отдало голос больше половины общего количества членов или он не был рассмотрен в течение 14-ти дней. При отклонении закона палаты вправе образовать согласительную комиссию с целью преодоления разногласий, возникших в ходе обсуждения. После этого ФЗ повторно рассматривается Госдумой. Принятые ФЗ направляются Президентом в течение 5-ти дней для подписания и последующего обнародования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий