Концессионные соглашения – что это такое? Закон, примеры

Существенные условия и содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс имущественных прав, включающий права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемую информацию (ноу-хау).

К существенному условию договора коммерческой концессии относится вознаграждение, которое может выплачиваться пользователем правообладателю в форме (ст. 1030 ГК РФ):

  • фиксированных разовых или периодических платежей,
  • отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или
  • в иной форме, предусмотренной договором.

Содержание договора заключается в установленных законом обязанностях сторон.

Правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ)

  1. передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии;
  2. проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
  3. обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028);
  4. оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
  5. контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Пользователь обязан (ст. 1031 ГК РФ)

  • использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;
  • обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
  • соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
  • оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
  • не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
  • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
  • информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Являются ничтожными условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории (ст. 1033 ГК РФ).

Существо договора концессии

Концессионное соглашение является именно смешанным договором в силу прямого указания закона. В нем содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” или существа концессионного соглашения (п. 2 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Данное определение соответствует общей модели смешанного договора, закрепленной в п. 3 ст. 421 ГК РФ.

В силу данной нормы концессионное соглашение является смешанным, и в соответствующих частях к нему применяются правила о договорах, элементы которых в нем содержатся.

Существо концессионного соглашения состоит в том, что концессионер – хозяйствующий субъект – принимает на себя обязательство за свой счет создать или реконструировать объект недвижимости, не получая за это со стороны концедента никакой платы или иного встречного предоставления, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан, получить его на определенный срок в аренду от концедента с условием внесения ему арендных платежей (концессионной платы).

Коммерческая ценность и деловая цель для концессионера в таком соглашении состоят в том, что объекты концессионного соглашения, которые он получает в аренду, представляют для него интерес с точки зрения их прибыльности и извлечения дохода от деятельности, связанной с их использованием. К числу таких объектов в соответствии со ст. 4 Закона N 115-ФЗ отнесены сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе стоянки автотранспортных средств, пункты их пропуска и взимания платы с владельцев автотранспортных средств, объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов.

Условие концессионного соглашения о выполнении концессионером работ по созданию или реконструкции объектов недвижимости позволяет говорить о наличии в концессионном соглашении элементов договора подряда.

Об этом, в частности, свидетельствует то, что по концессионному соглашению концессионер выполняет определенную работу в оговоренный срок с передачей результата работы концеденту, что отвечает признакам договора подряда, указанным в ст. 702 ГК РФ. Тот факт, что сначала такой результат получает сам концессионер в аренду от концедента после завершения работ, не влияет на возникновение прав на него именно у концедента.

Концедент вправе осуществлять контроль за исполнением концессионного соглашения в лице своих представителей, которые имеют право на беспрепятственный доступ на объект концессионного соглашения и к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Концедент вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером сроков реконструкции объекта концессионного соглашения или его создания, соответствия его требованиям и технико-экономическим показателям, при этом представители концедента, осуществляющие такой контроль, не вправе вмешиваться в деятельность концессионера.

Указанные положения аналогичны правилам о контроле за ходом выполнения работ со стороны заказчика, который вправе проверять ход и качество такой работы, не вмешиваясь в деятельность подрядчика в соответствии с п. 1 ст. 715 ГК РФ.

Последние поправки

Как было отмечено выше, последние изменения в ФЗ были внесены 31 декабря 2017 года. В частности, изменился пункт 6.5 ч 1 ст 10. В нем говорится о том, что итоговая сумма валовой прибыли, которая была получена участниками сделки в рамках концессионного договора, составляет выполнение работ и услуг согласно тарифам и тарифным надбавкам.

Ниже рассмотрены основные статьи, в которые при последней редакции не вносились изменения:

Ст 4. Определяются объекты концессионного соглашения. Его объектами могут быть:

  • Автострады;
  • Дорожные сооружения, обеспечивающие безопасность транспортным средствам;
  • Искусственно построенные дорожные объекты;
  • Промышленная недвижимость;
  • Объекты железнодорожного транспорта;
  • Порты (речные и морские);
  • Аэродромы и недвижимость, которая расположена на таких территориях;
  • Гидротехнические объекты и другое.

Если недвижимость выступает в виде объекта концессионного соглашения, но она предназначена для общественного использования, инвестор может заключить с владельцем контракт гражданско-правового характера. Этот договор определит права и обязанности, а также условия предоставления имущества концессионеру.

Федеральные органы исполнительной власти и государственные органы обязаны своевременно учитывать объекты, которые будут являться предметом концессионного согласия. Если лица выступают с инициативой заключения концессионного соглашения, то отсутствие такового объекта в списке не станет препятствием для оформления договора.

Если объект недвижимости вносится в план приватизации федерального имущества, то до момента окончания концессионного соглашения концессионер имеет право выкупить его.

Ст 7

В статье 7 описывается порядок проведения оплаты по концессионному соглашению. Концессионер должен вносить плату концеденту во время эксплуатации объекта. Плата может быть внесена во время всего периода эксплуатации объекта или в течение оговоренных в договоре периодов.

В тексте договора прописывается:

  • размер;
  • порядок;
  • форма;
  • срок оплаты.

Ст 10

В статье 10 описываются требования, которые должны быть выполнены при заключении концессионного соглашения.

Основные требования:

  • Концессионер обязан построить или реконструировать объект соглашения. Должны быть соблюдены сроки создания или реконструкции;
  • Он должен выполнять работу, предусмотренную договором.

В соглашении должен быть четко определен период действия соглашения.

Ст 13

В статье 13 описывается изменение, заключение или прекращение концессионного соглашения. Чтобы заключить подобный договор, проводится конкурс на право заключения. Договор заключается в соответствии с примерными соглашениями, которые предусматриваются настоящим Федеральным законом. Они должны содержать существенные условия, установленные ФЗ 115 или другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Договор может быть изменен по инициативе сторон. Условия соглашения также могут быть изменены. Если оно действует в виде инвестиционного проекта, то концедентом в данном случае является Российская Федерация или субъект РФ.

Концедент должен рассматривать условия концессионера в случае их изменения. Он вправе отказаться от них, если реализация реконструкции или создания объектов недвижимости стала невозможной.

Можно изменить условия концессионного договора относительно изменения доходов или расходов бюджетов Российской Федерации. В этом случае концедент в течение 30 дней обязан уведомить концессионера о начале рассмотрения вопроса по отношению к подготовке проекта закона.

Если в течение 30 дней решение об этом не принимается, концессионер может остановить исполнение договора до принятия окончательного решения об изменении существенных условий документа.

Скачать действующую редакцию закона о концессионных соглашениях

Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях» преследует следующие цели:

  • Привлечение инвестиций в экономику РФ;
  • Обеспечение правильного управления недвижимым имуществом;
  • Повышение качества работ, товаров и услуг, которые в последующем предоставляются гражданам Российской Федерации.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Преимущества концессионных соглашений

В лучшем случае концессионные соглашения представляют собой форму аутсорсинга, позволяющую всем сторонам воспользоваться сравнительными преимуществами. Часто страна или компания владеют ресурсами, которые им не хватает знаний или капитала для эффективного использования. Поручив разработку или эксплуатацию этих ресурсов другим сторонним организациям, можно заработать больше, чем они могли бы в одиночку. Например, стране может не хватать капитала и технических навыков для использования морских запасов нефти. Концессионное соглашение с транснациональной нефтяной компанией может принести стране прибыль и создать рабочие места.

Концессионные соглашения также могут использоваться для управления рисками. Предположим, страна инвестирует значительную сумму в производство одного товара. Тогда у этой страны будет высокий идиосинкразический риск, связанный с ценой на этот товар. Например, правительства Бразилии и Мексики вложили значительные средства в государственные нефтяные компании. Стоимость их активов и их доходы значительно снизились, когда цена на нефть упала в 2020 году. Страны, предоставляющие концессии, могут потерять доходы от концессионных сборов, но они не рискуют почти таким же капиталом.

Что такое концессионное соглашение?

Концессионное соглашение – это договор, который дает компании право вести конкретный бизнес в пределах государственной юрисдикции или на собственности другой фирмы на определенных условиях. Концессионные соглашения часто включают контракты между негосударственным владельцем объекта и концессионером или концессионером. Соглашение предоставляет концессионеру исключительные права вести свой бизнес на объекте в течение указанного времени и на определенных условиях.

Ключевые выводы

  • Концессионное соглашение – это договор, который дает компании право вести конкретный бизнес в пределах государственной юрисдикции или на собственности другой фирмы на определенных условиях.
  • Концессионные соглашения охватывают концессии на добычу полезных ископаемых стоимостью в сотни миллионов долларов, а также небольшие концессии на продукты питания и напитки в местном кинотеатре.
  • В лучшем случае концессионные соглашения представляют собой форму аутсорсинга, позволяющую всем сторонам воспользоваться сравнительными преимуществами.
  • Иногда концессионные соглашения используются для извлечения выгоды из других стран.

Проводки в бухгалтерии

Объект учитывается в виде нефинансовых активов имущества бюджета у концедента. Это относится к балансовым счетам.

На период подписания соглашения на забалансовом счете, где учитывается сметная стоимость объекта, следует указать сумму инвестиций на возведение или реконструкцию имущества. Затем на втором забалансовом счете указывается реальная величина инвестиций, а смета на первом счете меняется. Указание реальной величины инвестиций и корректировка счета делается один раз в 6 месяцев. К примеру, концедент передает имущество, бухгалтерские проводки осуществляются, согласно установленному порядку. Чтобы все операции проводились вовремя, целесообразно включить в обязательства концессионера обязанность предоставлять необходимую информацию в определенные сроки. Суммы с забалансовых счетов списываются на дату регистрации при строительстве или сдачи объекта в эксплуатацию при реконструкции.

Если объект находится в оперативном управлении или ведении, концедент передает имущество, и бухгалтерские проводки осуществляются на забалансовом счете, где учитывается имущество по балансовой стоимости.

В течение периода действия соглашения амортизация начисляется гос. органом. Причем о того, что выступает от имени концедента.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

История

Концессию возможно рассмотреть как форму договора частного государственного партнерства. При таком подходе ее можно в один ряд поставить с «кормлением», которое сформировалось в XII веке и существовавшим до реформ Петра I и «откупом», который являл собой передачу государством право сбора откупщикам (частным лицам) частным лицам (налогов и прочих государственных доходов).

Кормление

Кормление — вид пожалования  удельных и великих князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась в течение периода службы в счёт местного населения.

Изначально кормление имело эпизодический характер. Соответственно с нормами Русской правды, сборщики виры (штрафа), строители городов и другие категории получали определённое натуральное довольствие с населения. В XII—XIV веках кормление имело значительную роль в складывании системы местного управления. Князья в города и волости посылали бояр в качестве  волостелей и наместников, а других служилых людей —тиунами. Население должно было содержать их («кормить») в течение полного периода службы. Самого большого развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Откуп

Откуп — передача на определённых условиях за определённую плату государством права взимать налоги и прочие государственные доходы. Система откупов — по существу является прообразом концессий, форма договора государства и предпринимателей.

Вначале откуп применяли в условиях неразвитости кредита, натурального хозяйства, слабости коммуникаций, финансовых трудностей государства. Откупы впервые получили распространение в Древнем Риме и Древней Греции (IV век до н. э.), в Древнем Иране (VI век до н. э.).

Откупы в средние века стали одним из важнейших источников изначального накопления капитала.

Изменение концессионного соглашения концедентом

На основании правительственного решения, а также предложений концессионера, концедент вправе изменить:

  1. Условия соглашения, касающиеся сроков и очередности предоставления земли для выполнения своей деятельности.
  2. Этапы возведения и реконструкции объекта.
  3. Технические описания каких-то частей и элементов объекта при условии понижения расходов по возведению и реконструкции соответствующих объектов.
  4. Понижение сметы объекта по предложению концессионера.
  5. Уменьшение сроков предоставления документов, которые подтверждают предоставления займа или наличия своих средств в необходимом объеме.
  6. Период предоставления подтверждающих документов в отношении исполнения обязательств концессионера.
  7. Период платы концедента.
  8. Конкурсные предложения, за исключением тех, которые служат соответствующими критериями при проведении конкурса.

Порядок заключения концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, решившийся стать партнером государства в возрождении коммунального хозяйства, должен выбрать объект, который устроит его в масштабе, характере перестройки, объемах вложений и пр., к примеру — котельную. После этого он должен заявить в орган местной власти о своем намерении.

Субъектом РФ подготовлены проекты, выполнена работа по проведению конкурса. Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер.

Если претендент остался в единственном числе, то ему и поручат важнейшую миссию инвестора без проведения торгов (ст. 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Избраннику могут предъявить требования по корректировке его программы, особо удачные варианты могут быть приняты без изменений.

Концессионное соглашение – своего рода договор, содержащий такие пункты:

  1. описание объекта, в отношении которого заключается соглашение;
  2. срок действия;
  3. концессионную плату – ее размеры, форма платежей, их периодичность;
  4. плату концедента – размеры, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ и его использование;
  5. условия досрочного расторжения;
  6. методы и средства разрешения противоречий;
  7. гарантии банка;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Также должна быть обусловлена передача документации и в натуре объектов ЖКХ, принимаемых в распоряжение инвестором.

Концессионное соглашение – договор

Официальным документом, закрепляющим сделку по концессии, является договор или концессионное соглашение.

При этом в соглашении должны быть прописаны следующие моменты:

  • Сведения общего характера о целях каждой из сторон сделки. Часто вторая сторона соглашения выбирается с помощью общих торгов. При этом сведения о таком мероприятии тоже обязаны прописать в договоре.
  • Сведения описательного характера об объекте, который строится. Так, требуется прописать его размер, период создания и срок завершения строительства, некоторые характеристики процесса строительства.
  • Правила использования строящегося объекта после введения в эксплуатацию, объем выплаченных средств.
  • Права и обязанности каждой из сторон концессионного соглашения:
  • Концессионер. Здесь прописываются все моменты, касающиеся организации, которая возводит объект. Например, записываются сведения о том, кто строит объект – сама компания или ее подрядчики. Организация должна придерживаться установленных правил, использовать объект в соответствии с целью, после сдачи объекта передать его государственным органам. При необходимости ремонтировать объект, обслуживать переданный проект и технические материалы.
  • Концессионер может по требованию концедента дать банковскую гарантию того, что он справится с требованиями.
  • Концедент. Государство обязано придерживаться технических правил и норм законодательства, передать землю для строительства во временное пользование компании. При этом сторона концессионера может требовать от другой стороны строго исполнять ее обязательства по срокам и прочим моментам строительства.
  • Третья сторона. Между концессионером и концедентом могут возникать споры, которые разрешаются с участием еще одной стороны. Для большей справедливости суда в качестве третьей стороны выбирается орган, который находится в другой стране.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий