Экологическая политика. Министерство природных ресурсов и экологии

Содержание

В политика, касающаяся окружающей среды это согласованный комплекс правовых и институциональных мер и решений, которые принимаются с целью сохранения, защиты и улучшения окружающей среды. Они могут быть приняты на макроуровне правительствами и международными организациями или компаниями, государственными и частными учреждениями.

Они предназначены для предотвращения негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду или особо уязвимую экосистему. С принятием экологической политики мы получаем юридическое обязательство по защите окружающей среды.

Экологическая политика определяется конституционными нормами или законами, указами, постановлениями и другими правовыми актами. Таким образом, гарантируется наблюдение, принятие и должное соблюдение со стороны учреждений и людей, населяющих территорию или страну.

Проблемы, которые они пытаются решить, связаны с загрязнением воздуха, воды или почвы. Точно так же с управлением твердыми отходами, поддержанием биоразнообразия и заботой об экосистемах, а также защитой природных ресурсов, флоры и фауны, особенно видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Регулирование токсичных веществ (промышленные отходы, радиоактивные отходы, пестициды), а также разработка и обработка энергии являются предметами экологической политики. Наиболее насущными проблемами, которые необходимо решить с помощью этой политики, являются нехватка продовольствия и воды, изменение климата и так называемый демографический парадокс.

Что такое экологическая политика, кто ее проводит

Экологическая политика – всемирный, международный вопрос, над которым работает множество организаций. Они озабочены оздоровлением, охраной природных ресурсов. В задачи природоохранных объединений входят:

  • Регулирование взаимоотношение человека и природы;
  • Экологическая безопасность человечества;
  • Восстановление функционала, разнообразия природы и живых организмов;
  • Контроль над оптимальным применением природных ресурсов.

Каждый природный ресурс взаимосвязан с ключевыми аспектами жизнеобеспечения. Политика по защите экологии позволяет сократить чрезмерную добычу ископаемых, восстановить географический, экономический баланс, остановить загрязнение атмосферы. Кто проводит экологическую политику, ее сферы:

Глобальный уровень. Мероприятия, подписания соглашений, поддержка социального, экономического развития осуществляются на международном уровне. Субъекты: страна, международное объединение. Государственный уровень. Развитие юридического, экономического, политического сектора для поддержки экологии в стране

Особое внимание уделяется распределению и использованию ресурсов. Проводят: государственная власть, партийные, общественные объединения, группы экологов

Региональный сектор. Проведение собственной экологической политики в масштабах региона, соблюдение норм государственной политики. Независимо от правительства, регионы самостоятельно внедряют нормативно-правовые акты с целью поддержания экологической обстановки. Местный сектор. Область реализации – муниципальные объединения. Инициаторы: предприятие, общественное образование, местное самоуправление.  Локальный уровень. Проводит конкретная организация. Предусматривается создание единых целей, миссии, принципов в экологическом секторе на предприятии.

Что такое экология?

Это наука о живых существах, их связях между собой и связях с неживой (неорганической) природой. Точнее, это представление о природе как о системе, изучение ее структуры и взаимодействий между частями этой структуры.

Основные направления экологии:

1. Биоэкология. Является основой, или базой, экологии. Она изучает естественные биологические системы и по степени организации всего живого делится:

  • на молекулярную экологию;
  • экологию тканей и клеток (морфологическую);
  • аутоэкологию (на уровне организма);
  • демэкологию (на уровне популяций);
  • эйдокологию (на уровне видов);
  • синэкологию (на уровне сообществ);
  • глобальную экологию, изучающую биосферу.

2. Геоэкология. Изучает геосферную оболочку Земли как основу биосферы и влияние на нее природных и техногенных факторов.

3. Прикладная экология. Не только научная, но и практическая часть экологии, результатом которой является проект по комплексному преобразованию экосистем. В таких проектах используются последние достижения в области экологии, например новые технологии по очистке воздуха, воды, почв.

4. Экология человека. Предметом исследования является взаимодействие человека и окружающей среды.

Почему же появилась потребность создания такой науки, как экология? Из-за несбалансированной деятельности человечества возникли и достигли угрожающих размеров изменения окружающей среды. Проблемы экологии приобрели глобальный масштаб.

Для чего это?

– Экологическая политика служит для регулирования и улучшения экологического руководства с целью уменьшения ущерба окружающей среде.

– Это эффективное средство управления и контроля человеческой деятельности, которая в конечном итоге может нанести вред окружающей среде.

– Эти типы политики необходимы в странах, потому что, как правило, экологические ценности не принимаются во внимание в организационных планах и решениях, как следствие экономии ресурсов и недооценки природных ресурсов как товаров первой необходимости. – Он способствует устойчивому развитию планеты в соответствии с принципами экологической ответственности и предотвращения, согласованности и сотрудничества

– Он способствует устойчивому развитию планеты в соответствии с принципами экологической ответственности и предотвращения, согласованности и сотрудничества.

– Стремится заменить опасные и загрязняющие вещества продуктами или услугами с такой же энергетической ценностью, но более эффективными.

– Он устанавливает ответственность компаний и людей, загрязняющих окружающую среду, заставляя их платить за компенсацию или смягчение ущерба окружающей среде.

– Экологическая политика основана на результатах научных исследований; следовательно, это безопасно, необходимо и выполнимо.

Инструменты экологической политики

Традиционные инструменты экологической политики были сосредоточены на регулировании, финансовых стимулах и государственной информации. Однако в настоящее время включены другие инструменты, такие как торгуемые разрешения и эксплуатационные требования..

регулирование

Нормативные стандарты используются для установления минимальных требований к качеству окружающей среды. С их помощью он предназначен для поощрения или предотвращения определенных видов деятельности и их воздействия на окружающую среду; например, те, которые связаны с выбросами или использованием определенных ресурсов в окружающей среде.

Это касается обращения с некоторыми опасными веществами, концентрации химических веществ в окружающей среде, их воздействия, рисков и ущерба..

В целом, государство навязывает выдачу разрешений на эту деятельность, которые должны периодически обновляться; Цель состоит в том, чтобы контролировать использование и его влияние на окружающую среду..

В зависимости от уровня опасности они выдаются местными или региональными органами власти. Когда речь идет о деятельности или использовании более опасных веществ промышленными или атомными электростанциями, их контроль переходит к национальному правительству..

Финансовые стимулы

Для поощрения изменения поведения или моделей использования правительства часто также предлагают финансовые стимулы в виде субсидий или штрафов. То есть предлагать налоговые скидки, штрафы или сборы тем, кто соответствует установленным стандартам.

Эти стимулы служат для мотивации и поощрения инноваций экологических методов и практик, а также для содействия продвижению и принятию инноваций. Яркий пример эффективности этой политики произошел в Германии с широко распространенной субсидией на использование солнечной энергии..

Экологические отчеты

Для измерения эффективности природоохранной политики обычно проводится анализ затрат и выгод, а инструментом, который служит руководством для лиц, принимающих решения, является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)..

Воздействие на окружающую среду является необходимым требованием почти во всех странах для установки заводов, строительства дорог, плотины и других зданий..

Согласно результатам ОВОС, строители должны корректировать проект, чтобы избежать или смягчить его возможные негативные последствия. Когда он тщательно разработан и применяется, этот тип исследования помогает уменьшить негативное воздействие на окружающую среду..

экомаркировки

С другой стороны, существуют системы экологического менеджмента, которые служат для сокращения использования природных ресурсов и затрат на проект. Наиболее известные системы – это те, которые используют стандарты ISO 14000, выпущенные Международной организацией по стандартизации (ISO)..

Такие стандарты помогают организациям контролировать воздействие на окружающую среду, позволяя при этом формулировать и контролировать намеченные экологические цели, а также проводить тестирование, чтобы продемонстрировать, что цели были достигнуты..

Во многих странах как экологические марки, так и сертификаты необходимы для информирования и руководства потребителей. Компании применяют их к своим продуктам и услугам, чтобы предложить полезную информацию покупателям.

Они также используются в качестве маркетинговой стратегии для освещения безопасности, предлагаемой потребителю, защиты окружающей среды и здоровья..

Оборотные разрешения

Согласованные разрешения обычно устанавливаются между государством и частными компаниями для определенных видов деятельности, которые могут повлиять на окружающую среду; например, добыча и эксплуатация углеводородов, химическая или пищевая промышленность.

Это очень важные и необходимые области для населения, но они требуют наблюдения и особого отношения.

Аналогичным образом, компании принимают свою собственную экологическую политику как часть рыночной стратегии или части философии бизнеса, независимо от требований государственной политики, которые требуются для работы правительства. Другими словами, они принимают свою собственную экологическую политику.

Открытость экологической информации

Получать достоверную информацию об окружающей среде — право каждого. Важным моментом в реализации нацпроекта является использование принципа открытости. Данные об окружающей среде должны быть доступны и достоверны для граждан. Тратятся значительные федеральные средства, реализуются проектные решения, управленческие решения — это все должно проходить экспертный фильтр и общественную верификацию.

Роль научно-экспертного и общественного сопровождения взяло на себя Российское экологическое сообщество

Давать независимую оценку всему, что происходит, — крайне важно. Потому что принимаются не только управленческие решения, но и технологические, а они должны быть оптимальными, эффективными с точки зрения затрат бюджетных средств и конкурентоспособности, а регулировать такие моменты — это задача экспертов

При этом хочется обратить внимание региональных властей: не стоит бояться общественников, экспертов, а нужно, наоборот, привлекать их, ведь чем больше будет конструктивной критики и профессиональной экспертизы, тем эффективнее будет реализовываться нацпроект. Существующая практика показывает, что это действительно идет на пользу: мы оцениваем решения, выезжаем на объекты, задаем вопросы, отвечая на которые, региональные команды повышают свой уровень компетенций

Наша основная общая задача — повышение эффективности реализации нацпроекта «Экология»

Существующая практика показывает, что это действительно идет на пользу: мы оцениваем решения, выезжаем на объекты, задаем вопросы, отвечая на которые, региональные команды повышают свой уровень компетенций. Наша основная общая задача — повышение эффективности реализации нацпроекта «Экология».

Государственная политика в природоохранной сфере направлена на повышение качества нашей жизни. Согласно 42 статье Конституции РФ мы имеем право не только на благоприятную окружающую среду, но и на достоверную информацию о ее состоянии. Повышение информированности всего нацпроекта «Экология» сегодня выходит на качественно новый уровень. Есть множество организаций, которые профессионально этим занимаются, например, Автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты», их основная задача продвигать, популяризировать все нацпроекты, в том числе и нацпроект «Экология».

Новый федпроект «Экомониторинг» — это, в первую очередь, система информирования граждан. Мы с вами как потребители этой информации, как граждане, ради которых реализуются госполитика, должны понимать и знать, что происходит в нашей стране: чем мы дышим, какую воду пьем, сколько у нас образуется отходов, как государство с этим справляется, какие деньги тратятся, эффективно или неэффективно расходуется госбюджет — мы должны владеть всей этой информацией.

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, – развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Подробнее

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”, Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера – федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Подробнее

Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Чётко определённые задачи политики

На сегодняшний день Министерство экологии разрабатывает множество нормативных актов, направленных на реализацию программы под названием «Охрана и гигиена окружающей среды».

Цель нового проекта заключается в реализации ряда природоохранных мероприятий в ближайшие сроки: улучшение экологической ситуации, повышение природной безопасности, а также постоянный контроль санитарно-технического состояния как экологии, так и общественности. Поэтому на данном этапе развития рассматриваются следующие задачи:

Постоянный контроль и осуществление надзорной деятельности за особо опасными производственными объектами, а также предприятиями, несущими потенциальную угрозу окружающему району

Как правило, большее внимание привлекают к себе учреждения по нефтепереработке, а также места их наибольшего сосредоточения.
Проведение учений по скорейшей мобилизации сил и средств в целях устранения производственных аварий, недопущение влияния вредоносного продукта на окружающую среду.
Создание в каждом регионе специализированных депо для молниеносного реагирования и скорейшего устранения последствий аварии.
Реализация как зарубежных, так и отечественных установок для успешного очищения и ликвидации вредоносных отходов.
Экологическая политика РФ направлена не только на практическую деятельность, но и на совершенствование нормативно-правовой базы в целях повышения уровня охраны природных объектов, а также культурной стороны жизни общества.
Проведение регулярной борьбы с нефтяными разливами.
Органами субъектов и учреждениями предоставляются планы для дальнейшего развития сферы охраны и защиты окружающей среды.

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: Абрамченко В.В, Заместитель Председателя Правительства РФ
  • Руководитель национального проекта: Козлов А.А., Министр природных ресурсов и экологии РФ
  • Администратор национального проекта: Цыганов К.А., первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ 

Показатели национального проекта

Наименование показателя

Показатель 2018 г.

Показатель 2019 г.

Показатель 2020 г.

Показатель 2021 г.

Показатель 2022 г.

Показатель 2023 г

Показатель 2024 г.

Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.

16

42

76

108

146

191

Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.

31

48

57

67

74

74

75

Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед

4

7

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %

3

7

16,2

22,8

24

33

36

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %

 7

12

27

38

40

55

60

Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %

100

100

97

95

93

71

78

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.

8

8

6

5

3

2

Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.

15

80

150

300

4000

6900

Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %

50

50

47

44

40

38

36

Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %

87,5

87,5

87,8

88,2

89

89,4

90,8

Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %

94,5

94,5

94,9

95,5

96,5

97

99

Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год

3,17

3,17

2,98

2,58

2,38

1,58

1,05

Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2

28,7

32,0

159,2

230,0

304,7

442,8

600,0

Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га

2,7

6,4

10,6

14,4

17,3

23,5

Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км

1,5

3

4,5

6

7,5

9

Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %

100

96,8

90,2

85,6

81,0

76,4

71,8

Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.

218

223

226

231

235

235

235

Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га

1,3

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

5,0

Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек

3571

4313

4913

5617

6203

6895

7891

Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %

62,3

64,4

72,8

80,4

85,6

92,2

100

Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.

32,3

20,5

18,0

17,0

16,0

15,0

12,5

Основы экологической политики

Принципы экологической политики Перу регулируются следующими фундаментальными аспектами или темами:

– Биологическое разнообразие – одно из величайших богатств страны, поэтому она стремится содействовать сохранению разнообразия экосистем, а также местных видов, генетических ресурсов и поддерживать экологические процессы.

– Что касается генетических ресурсов, он фокусируется на продвижении политики сохранения местных и натурализованных генетических ресурсов. Точно так же продвижение исследований, разработок и устойчивого использования.

– Способствует биобезопасности путем регулирования использования живых измененных организмов, а также безопасного и ответственного использования биотехнологии.

– Ценит использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на основе рационального и устойчивого критерия.

– Он стремится использовать полезные ископаемые с учетом улучшения экологических и социальных стандартов, вытекающих из этой деятельности.

– Сохранение лесов и морских и прибрежных экосистем с учетом их экосистемных характеристик.

– Сохранение гидрографических бассейнов и почв.

– Смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним посредством применения эффективных мер с превентивным подходом в каждом регионе страны.

– Территориальное развитие посредством упорядоченного занятия и четкого природоохранного подхода вместе с устойчивым развитием Амазонки.

Решение экологических проблем

Пути для решения экологических проблем давно найдены. Они, большие или маленькие, доступны крупным корпорациям и любому отдельному гражданину:

1. Борьба с парниковым эффектом:

  • использование новых возобновляемых источников энергии;
  • прекращение вырубки тропических лесов;
  • сокращение потребления энергии;
  • уменьшение отходов.

2. Борьба с эрозией почв:

  • использование полей небольших размеров;
  • посадка деревьев и кустарников для борьбы с ветром и разрушающими водными потоками.

3. Борьба с наступлением пустынь:

  • применение орошения как метода борьбы с пересушиванием почвы;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • использование новых сельскохозяйственных технологий, культур.

  • организация новых природных парков как среды обитания;
  • строгий контроль численности животных;
  • запрещение охоты на редких и вымирающих животных.

5. Борьба с кислотными дождями:

  • сокращение выбросов химических производств;
  • сокращение использования химических удобрений;
  • использование фильтров и других источников очистки.

Следует помнить: охрана природы – долг каждого, дальнейшее загрязнение планеты может привести к вымиранию очередного вида живых организмов – людей!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий