Система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ

Специфика функций федеральных органов исполнительной власти

Существует несколько функций в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ. Речь идет о функциях относительно принятия нормативно-правовых актов, контроля и надзора, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг.

Замечание 4

Если говорить о функциях относительно принятия нормативно-правовых актов, то важно обратить особое внимание на издание в соответствие с Конституцией РФ ряда федеральных конституционных законов, некоторых федеральных законов, которые обязательны в исполнении рядом органов госвласти, должностными лицами и т.д. На основании функций относительно контроля и надзора важно осуществлять действия по надзору и контролю за тем как исполняются федеральные законы, нормативно-правовые акты общеобязательных правил поведения рядом органов госвласти, местного самоуправления, некоторыми юридическими лицами и т.д. Также в сферу данных функций входит выдача разрешений на то, чтобы осуществлять определенный вид деятельности рядом граждан и юридических лиц, регистрация актов, документации, объектов и издание индивидуальных правовых актов

Также в сферу данных функций входит выдача разрешений на то, чтобы осуществлять определенный вид деятельности рядом граждан и юридических лиц, регистрация актов, документации, объектов и издание индивидуальных правовых актов

На основании функций относительно контроля и надзора важно осуществлять действия по надзору и контролю за тем как исполняются федеральные законы, нормативно-правовые акты общеобязательных правил поведения рядом органов госвласти, местного самоуправления, некоторыми юридическими лицами и т.д. Также в сферу данных функций входит выдача разрешений на то, чтобы осуществлять определенный вид деятельности рядом граждан и юридических лиц, регистрация актов, документации, объектов и издание индивидуальных правовых актов

Ряд функций относительно управления государственным имуществом говорит о реализации полномочий собственников в отношении федерального имущества. Сюда же относится имущество, которое передано ряду федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственным федеральным агентствам. Помимо этого, к данной функции относится процесс управления акциями открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности.

Что касается функций относительно оказания государственных услуг, то они важны для предоставления ряду федеральных органов исполнительной власти напрямую или через ряд подведомственных федеральных государственных учреждений или иных компаний на безвозмездной основе или по ценам, которые регулируются органами госвласти, услуг компаниям и гражданам в направлении образования, социальной защиты населения и в иных сферах, которые установлены федеральными законами.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ):

Первый «блок» ФОИВ – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

5 федеральных министерств: МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России;

13 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны РФ;

3 федеральных агентства: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента.

Второй «блок» находится в ведении Правительства РФ:

11 федеральных министерств: 1) здравоохранения и социального развития; 2) культуры; 3) образования и науки; 4) природных ресурсов и экологии; 5) промышленности и торговли; 6) регионального развития; 7) связи и массовых коммуникаций; 8) сельского хозяйства; 9) спорта, туризма и молодежной политики; 10) транспорта; 11) финансов; 12) экономического развития; 13) энергетики;

Федеральные службы: 1) антимонопольная служба; 2) таможенная служба; 3) по тарифам; 4) по финансовому мониторингу; 5) по финансовым рынкам; по надзору в различных сферах и проч.;

Федеральные агентства (космическое агентство; по образованию; по печати и массовым коммуникациям; по управлению государственным имуществом; по туризму и проч.).

Кроме того, в введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.

Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством, если иное не установлено законом.

Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Общие полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ (ст. 110 Конституции РФ и ст. 1 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Правительство РФ является коллегиальным органом, а Председатель определяет основные направления его деятельности.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий исполнительную власть на всей территории России, включающий Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Основные принципы деятельности Правительства: верховенство Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, народовластия, федерализма, функциональное разделение власти, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Общие полномочия Правительства: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; создает свои территориальные органы и назначает должностных лиц, устанавливает порядок их создания и финансирует их деятельность из федерального бюджета; назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, утверждает членов коллегий; отменяет акты или приостанавливает действие актов федеральных органов исполнительной власти; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство организует реализацию внешней и внутренней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет право законодательной инициативы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ они могут передавать друг другу часть своих полномочий.

Возникновение исполнительного органа власти

Многие современные страны выступают в качестве устоявшихся структур, управление внутри которых происходит на высшем уровне

Но, важно отметить, что так было не всегда. В самом начале государства в виде форм организации общества не существовали вовсе

Так, люди просто образовывали маленькие родоплеменные общины, контроль в которых основывался на моральных нормах. В то время данный вид организации общества вполне удовлетворял потребности человека. Но во время регулирования работы множества людей данный вид общины стал совершенно бесполезен. И это повлияло на смену формации. Появилось государство. В государстве существует множество направлений деятельности, которые отвечают за здоровое функционирование страны. Так, особую роль играют ведомства исполнительного характера.

Изначально не было разделения государственных органов на исполнительные, законодательные и судебные. Такая классификация говорит о проявлении принципа разделения управления государством. Его разработка была осуществлена в период Нового времени при помощи теоретической работы Шарля Луи де Монтескье и Джона Локка. Со временем этот принцип очень быстро прошел процесс модернизации. Сегодня его применяют в большинстве стран в виде своеобразной основы работы государственных органов

Основная мысль данного принципа заключалась в том, что власть – это системное явление, которое важно осуществлять на коллегиальной основе. Кроме того, когда управление сосредотачивается в руках одного человека или же правящего верха, это негативно сказывается на жизни страны

Замечание 1

Такая система не дает возможности думать о интересах всего населения, и качественно контролировать его работу. Таким образом, на сегодняшний день данный принцип нашел активное применение и развитие в большинстве стран мира.

Кто учреждает систему исполнительных органов?

Любое ведомство власти имеет не только собственные признаки, но и определенную нормативную базу. К тому же существуют субъекты, которые непосредственно координируют работу того или иного механизма. В свою очередь, система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом. Первое лицо государства посредством личного указа создает структуру специальных ведомств, а также разрабатывает их внутренний функционал. Тем не менее, хотя система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом России, в своей работе она подчиняется не только ему, но еще и Правительству.

Структура федеральных органов исполнительной власти в РФ

Любая совокупность чего-либо является механизмом, состоящим из определенного количества элементов. В свою очередь, структура органов исполнительного управления также представляет собой механизм, включающий несколько взаимосвязанных единиц. Каждая из них наделена собственными особенностями, функциями и нормативной базой. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя:

  • министерства;
  • службы;
  • агентства.

Каждый представленный элемент отличается особенностями, которые необходимо рассмотреть. Ведь от этого зависит фактическое понимание деятельности всех упомянутых элементов, обладающих набором собственных функций. Поэтому каждый из них следует рассматривать в отдельности друг от друга, чтобы максимально полно изучить все специфические черты.

Специфика структуры федеральных органов исполнительной власти

Для любой совокупности чего-либо свойственно выступать в качестве механизма, в состав которого входит определенное количество элементов. Так, для структуры органов исполнительного управления характерно быть механизмом, в состав которого входит ряд взаимосвязанных частей. У каждой из них есть собственные особенности, функции и нормативная база. Так, в состав структуры федеральных органов рассматриваемого направления входят министерства, службы и агентства.

Определение 1

В качестве федерального министерства выступает федеральный орган исполнительной власти, который реализует ряд функций относительно выработки государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области деятельности, которая установлена актами Правительства РФ и Президента РФ.

Федеральные министры, которые входят в состав Правительства РФ, возглавляют федеральные министерства.

Определение 2

Под федеральной службой понимается федеральный орган исполнительной власти, которые реализует ряд функций относительно контроля и надзора в определенном направлении деятельности, а также ряд особых функций в сфере обороны, борьбы с незаконными деяниями и т.д.

Руководители федеральных служб руководят федеральными службами. Для федеральных служб по надзору в определенной области деятельности допустимо иметь статус коллегиального органа.

Определение 3

Федеральным агентством является федеральный орган исполнительной власти, который реализует ряд функций в определенном направлении относительно оказания государственных услуг, управления государственным имуществом и ряд правоприменительных функций. Исключением является функции по контролю и надзору.

Во главе данного агентства находится директор федерального агентства. Для этой структуры свойственно иметь статус коллегиального органа.

На основании указов Президента РФ в структуре федеральных органов исполнительной власти для ее реформирования допустимо вносить ряд изменений и дополнений, не противоречащих Конституции РФ и ряду федеральных законов. Данное реформирование применимо исключительно в рамках ассигнований, которые установлены федеральным законом о бюджете на текущий год.

Структура

Структура исполнительной власти достаточно проста – в ее состав входит ряд министерств, агентств и иных организаций. У каждого из них имеются отдельные задачи, за выполнение которых отвечают ответственные лица. Работа ведется на разных уровнях – от отдельного населенного пункта до государства в целом.

За каждым ответственным лицом закреплен определенный круг задач и полномочий. В случае каких-либо нарушений в их отношений проводится внутреннее расследование, после которого выбирается мера наказания, а затем проводится специальная профилактическая работа по предотвращению таких проблем в будущем.

Признаки ведомств

Любые государственные организации наделены рядом своеобразных особенностей. Не является исключением в этом вопросе система и структура федеральных органов исполнительной власти. Представленные ведомства характеризуются на сегодняшний день рядом следующих признаков, а именно:

  • являются совершенно самостоятельной системой официальных учреждений;
  • в своей работе фактически претворяют политику государства в жизнь;
  • их непосредственная деятельность осуществляется на основе принципа законности;
  • система и структура федеральных органов исполнительной власти является постоянной и непрерывной в своей работе;
  • ведомства такого типа обладают специальными полномочиями и соответствующей материальной базой.

Таким образом, представленные особенности характеризуют органы исполнительного управления как профессиональную и эффективную систему. Однако их непосредственная структура является куда более сложным формированием. Поэтому её необходимо разбирать отдельно от иных смежных понятий. Это даст возможность выделить ключевые особенности, а также специфику элементов, входящих в неё.

Специальные полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере: обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых споров граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает единую миграционную политику.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил и воинских формирований.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; заключает международные договоры.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.

Особенности системы федеральных органов исполнительной власти

Сегодня в России есть множество разных ведомств и компаний. Большинство структур имеет отношение к исполнительной ветви власти. Органы исполнительной направленности выступают в качестве особых ведомств, которые во время реализации своей деятельности реализуют функции государства. Кроме того, эти структуры предстают в качестве исполнителей законодательных норм и положений Конституции РФ. Исходя из этого, можно сказать, что система и структура федеральных органов данного направления выступает как обширная и громоздкая, так как их работа затрагивает множество вопросов.

Замечание 2

Также, важно отметить, что данную структуру можно воспринимать как буфер сред системы правовых норм и действительностью. В состав системы и структуры федеральных органов исполнительной власти входит список определенных органов, которые входят в структуру федеральных органов исполнительной власти и обеспечивают осуществление Правительством РФ ряда задач и полномочий, которые возложены на него

Для Председателя Правительства РФ важно предлагать данную структуру не позже срока в неделю после того, как его назначили

В состав системы и структуры федеральных органов исполнительной власти входит список определенных органов, которые входят в структуру федеральных органов исполнительной власти и обеспечивают осуществление Правительством РФ ряда задач и полномочий, которые возложены на него

Для Председателя Правительства РФ важно предлагать данную структуру не позже срока в неделю после того, как его назначили

Для любого ведомства свойственно нести не только ряд собственных признаков, то и особую нормативную базу. Ко всему этому, есть субъекты, непосредственно координирующие деятельность определенного механизма. Президент РФ утверждает федеральные органы исполнительной власти, их систему и структуру. Для первого лица свойственно при помощи личного указа создавать структуру особых ведомств и разрабатывать их внутренние функции

Но, важно отметить, что хоть данная система и утверждается Президентов РФ, но в своей деятельности она подчиняется и Правительству РФ

Замечание 3

В соответствии с указами Президента РФ происходит создание и упразднение министерств и ведомств, их переименование и преобразование.

На основании отраслевой компетенции данного органа власти можно сказать, что сфера предметов ведения такого рода органа находится в абсолютно обозначенном направление государственно-управленческой работы. Для многих субъектов в РФ министерства все также имеют отраслевую компетенцию, реализуют при этом государственную политику в четко обозначенном направлении работы.

Для органов межотраслевой компетенции важно реализовать координацию работы отраслевых органов данной власти относительно ряда вопросов. Сегодня задачи по координации работы на федеральном уровне находятся в области работы федеральных министерств

В состав системы и структуры органов исполнительной власти РФ входят некоторые федеральные министерства, службы и агентства. Указ Президента РФ выступает в качестве определения ряда функций федеральных органов исполнительной власти, руководство над которыми осуществляет Президент РФ. Для постановлений Правительства РФ свойственно обозначать ряд функций федеральных органов исполнительной власти, руководство над которыми осуществляет Правительство РФ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий