Структура Правительства РФ. Правительство РФ: полномочия, состав, структура

Президиум

Он включен в состав Правительства РФ как постоянный орган. В президиуме присутствуют: председатель, его заместители, федеральные министры обороны, экономики, иностранных дел, финансов и прочие. Структура этого органа может изменяться в зависимости от того, каким будет состав Правительства РФ. На заседаниях президиума в качестве председателя может выступать президент страны. В ходе них рассматриваются любые вопросы, которые относятся к сфере правительственной деятельности. При этом принимаются разного рода решения, акты, в том числе нормативного характера (например, постановление Правительства РФ о составе проектной документации). Утверждение осуществляется большинством от числа присутствующих. Принятые акты издаются в виде распоряжений и постановлений правительства. При этом они не должны противоречить документам, утвержденным высшим органом. Правительство имеет право отменить любое решение, принятое президиумом.

Место в системе госвласти

Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.

Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.

Процедура формирования правительства РФ: как назначают премьера и министров

Новый президент отправляет правительство в отставку (министры продолжают исполнять обязанности временных министров). Затем, в течение двух недель после приведения к присяге, Президент представляет Государственной Герцогине кандидата на пост Премьер-министра. Предположительно, это тот же человек, который снова становится премьер-министром.

Государственная Дума России утверждает или отклоняет главу правительства тайным голосованием. Для утверждения кандидата требуется подавляющее большинство голосов всей Думы.

В случае одобрения президент назначает премьер-министра. В течение недели глава нового правительства предлагает президенту кандидата на пост федерального министра. Спикер назначает его или ее.

Владимир Путин и Дмитрий Медведев во время утверждения глав правительств Государственной герцогиней. 8 мая 2018 года. Фото: Reuters.

Если депутаты трижды отказываются назначить премьер-министра, президент получает право назначить премьер-министра по своему усмотрению, распустить Думу и назначить новые выборы в Думу.

Однако такого случая в истории России еще не было. Даже в 1998 году президент Борис Ельцин не решился пойти на конфликт с Думой, когда дважды не назначил Виктора Черномырдина премьер-министром (Ельцин планировал вернуть Черномырдина на этот пост после его отставки и Кириенко).

Затем Ельцин в третий раз отказался назначить Черномырдина премьер-министром, распустил Думу и провел новые выборы. Президент выдвинул компромиссную кандидатуру Евгения Примакова. Евгений Примаков согласился возглавить правительство с первой попытки законодателя.

Политическая ответственность, полномочия и деятельность Правительства РФ

Правительство Российской Федерации несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом, а также перед Государственной Думой.

Президент РФ принимает решение об отставке Правительства по заявлению самого Правительства, в связи с выраженным Государственной Думой недоверием или отказом в доверии. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ также влечёт отставку Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ может поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае повторного в течение трёх месяцев выражения недоверия либо отказа в доверии по запросу Председателя Правительства РФ Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу. Правительство вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Учитывая двойную политическую ответственность Правительства и место Президента в системе разделения властей, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику.

Акты правительства

Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение на всей территории РФ. Постановления издаются по вопросам, имеющим нормативный характер, распоряжения — по оперативным, текущим и другим вопросам, не имеющим нормативного характера. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ, а также обжалованы в суде.

Полномочия

Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» (1997) и подразделяются на:

  • общие полномочия;
  • полномочия в сфере экономики;
  • полномочия в сфере бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики;
  • полномочия в социальной сфере;
  • полномочия в сфере науки, культуры, образования;
  • полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;
  • полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности;
  • полномочия в сфере внешней политики и международных отношений;
  • иные полномочия, которые могут быть возложены на Правительство федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального бюджета и отчёта о его исполнении, дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, имеет право законодательной инициативы.

Порядок деятельности

Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён данным законом, рассматриваются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ представляет Президенту России предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, ведёт заседания и подписывает акты Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти в соответствии с распределением обязанностей. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум Правительства РФ. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума. Для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется Аппарат Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации

Правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации.

Правительство По этому вопросу уже завершена работа над тетрадью «Государственный аудит Российской Федерации», совместно с Федеральным Собранием, которое является Президентом Российской Федерации. Для этого выпуска мы уже заполнили блокнот, который представляет собой совокупность системы исполнительной власти. Российской Федерации.

Структура Правительства Российской Федерации Работа над этим вопросом уже завершена. Структура Правительства Российской Федерации и его функции подробно описаны премьер-министром, заместителями премьер-министра и федеральными министрами (рис. 1).

Рисунок 1. Структура Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации Обзор этого вопроса уже завершен. Как уже упоминалось выше, состав Правительства Российской Федерации является коллегиальным, а его решения принимаются на заседаниях. Решения принимаются большинством, но мнение премьер-министра является решающим.

Готовые работы на аналогичную тему

Структуру и персональный состав Правительства Российской Федерации определяет Президент с учетом мнения ранее назначенного Председателя Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации организует работу Правительства, представляя Правительство внутри страны и за рубежом, организуя заседания, ведя судебные процессы и представляя Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей министра и премьер-министра. Он налагает дисциплинарные взыскания по поручению премьер-министра и федеральных министров, а также налагаемые Президентом Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации распределяет обязанности между своими заместителями и систематически информирует Президента о работе Правительства.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации формирует и реализует политику Правительства Российской Федерации, готовит и проводит в жизнь его решения, координирует и контролирует работу министерств.

Федеральный министр готовит решения Правительства Российской Федерации, издает их, исполняет и приводит в исполнение совместно с компетентными руководителями федеральных органов исполнительной власти.

Помимо министерств, существуют центральные органы государственного управления, называемые департаментами.

  • государственных комитетов;
  • федеральных служб;
  • федеральных агентств;
  • федеральных комиссий;
  • федеральных надзоров и иных органов.

Если руководители этих организаций имеют ранг федерального министра, то они входят в состав Правительства РФ. Однако во многих случаях они не имеют этой степени. Президент может приглашать на заседания Правительства РФ руководителей других центральных органов. Однако они имеют лишь совещательный голос и не участвуют в принятии решений.

В Правительстве Российской Федерации существует специализированный орган — Бюро Правительства, в состав которого входят Председатель Правительства, альтернативные и некоторые министры и главы правительств. Детальный состав Бюро Правительства уже завершил урочную работу по детальной организации Правительства РФ, так как утвержден постановлением Правительства РФ по этому вопросу.

Акты Правительства РФ

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых

Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ».

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

  • постановлений;
  • распоряжений.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ – это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления – наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях – единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным:

  • Президент РФ является гарантом Конституции РФ;
  • Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

показать содержание

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей) Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой. Получить гайд

Государственная безопасность и оборона

Основные полномочия правительства в данной области:

  • Обеспечение безопасности и обороноспособности страны.
  • Организация вооруженного оснащения войск и воинских формирований.
  • Внедрение программ, направленных на развитие вооружения, подготовку граждан для военно-учетной службы.
  • Обеспечение социальных гарантий для лиц, служащих в армии.
  • Принятие мер по охране границы страны.
  • Управление гражданской обороной.

Особенности деятельности этой федеральной структуры состоят в том, что при введении режима чрезвычайного или военного положения в силу вступают соответствующие конституционные и федеральные законы, указы главы государства.

Состав и порядок формирования Правительства РФ

Эти моменты зафиксированы в ст. 110, ч. 2 Конституции. В состав Правительства РФ входят следующие лица.

  1. Председатель.
  2. Федеральные министры.
  3. Заместитель председателя.

Состав и порядок формирования Правительства РФ подчиняются определенным правилам. В частности, кандидатуры на должность заместителя, равно как и федеральных министров, рассматриваются президентом по представлению председателя. Президент может ввести должность министра федерального уровня, не являющегося руководителем соответствующего министерства. Вместе с этим глава государства может установить, что он одновременно будет являться заместителем председателя. Таким образом, на практике в состав Правительства РФ входят должностные лица, количество которых определяется президентом. Число заместителей Конституция не лимитирует. К ним относятся и первые замы. Общее их количество также определяется президентом по его усмотрению.

Правительство РФ

Правительство Российской Федерации — коллегиальный орган исполнительной власти, состоящий из президента, членов парламента и руководителей министерств. Как коллективный государственный орган, правительство призвано обеспечивать соблюдение закона, незамедлительно решать общественные проблемы и участвовать в законотворческой деятельности. Он действует в строгом соответствии с положениями Конституции и придерживается принципов народовластия, верховенства закона, прозрачности, защиты прав и свобод и федерализма.

Конституция, главный правовой документ страны, закрепляет точные принципы разделения властей. Каждый филиал является автономным, независимым и самостоятельным. Члены Совета Министров отчитываются перед Президентом Российской Федерации о результатах своей деятельности. Они также не имеют права участвовать в деятельности организаций, принадлежащих другим государственным органам.

Принцип формирования правительства и назначение Председателя

Правительства формируются на неопределенный срок, но обязаны прекратить свою деятельность, как только будет избран новый президент. Глава 6 Конституции предусматривает, что

  • Правительство автоматически прекращает свою деятельность в момент сложения полномочий действующего Президента;
  • После избрания Глава Государства выносит на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства;
  • В случае утверждения на должность Государственной Думой, новый глава Правительства в недельный срок должен сформировать структуру и обозначить состав кабинета министров.
  • Дума может отклонить кандидата, и тогда Президент получает право единолично назначить Председателя Правительства, при этом процедура предусматривает роспуск Законодательного Собрания.

Состав правительства РФ

Главой правительства является президент. Он назначает несколько заместителей из числа министров. Один из них имеет право подписи и может замещать премьер-министра в его отсутствие. Остальные заместители должны курировать конкретные области. В их обязанности входит координация работы комитетов и служений, объединенных общей темой.

Правительство состоит из министров, а по количеству министерств в Российской Федерации насчитывается 22 министра. Члены правительства должны соблюдать следующие ограничения

Министры не могут иметь собственный бизнес, долю в активах компаний любой организационной формы, вести предпринимательскую деятельность, заниматься любым видом труда за плату, исключение составляют преподавание, творчество и наука;

Действующие члены Правительства не могут сесть в кресло депутатов любого уровня, а также получать любые выборные должности в структуре власти или входить в любые попечительские советы;

Члену правительства нельзя использовать собственные средства или средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности;

С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы зарубежных компаний.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации, кратко

Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других федеральных ведомств), организует исполнение на территории РФ Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением. Правительство РФ — орган общей компетенции, которая охватывает практически все сферы жизни общества.

Состав и порядок формирования Правительства РФ

Правительство РФ является коллегиальным органом, в соответствии со статьёй 110 Конституции РФ оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы, освобождается от должности Президентом РФ. Зампредседателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложениям Председателя Правительства РФ.

Общие сведения

Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом и совокупностью государственной власти. Она действует в соответствии с Конституцией, Правительственным кодексом и другими федеральными законами и постановлениями.

-организует проведение внутренней и внешней политики Российской Федерации, и

-проводит работу федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.

-регулирует социально-экономическую сферу и проводит единую денежную, кредитную и финансовую политику

-подготавливает и представляет федеральный бюджет в Палату депутатов и обеспечивает его исполнение

-управляет федеральной собственностью, и

осуществлять меры по обеспечению обороны и безопасности государства; — осуществлять меры по обеспечению обороны и безопасности государства; — осуществлять меры по обеспечению защиты и безопасности государства; — осуществлять меры по обеспечению защиты и безопасности государства

-проводить единую национальную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и окружающей среды

-обеспечение верховенства закона, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью.

Согласно статье 115 Конституции, Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации. Решения Кабинета могут быть отменены Президентом России, если они противоречат Конституции и федеральному законодательству.

Кабинет министров имеет право отменять или приостанавливать действия федеральных органов исполнительной власти.

Правительство имеет право создавать структуры и учреждать координационные и консультативные органы. Совет министров также может создавать комитеты для расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций и устранения их последствий.

Правительство ежегодно представляет Государственной Думе отчет о результатах своей работы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий