Видение, ценности и обещания
Исполнение мечты ― важный процесс, который состоит из трех важных элементов:
- видение ― главное стремление компании достигать поставленных целей в будущем;
- ценности ― элемент, на котором строится мечта предприятия;
- обещания ― то, что организация хочет сделать для своей целевой аудитории, сотрудников, инвесторов и других заинтересованных сторон.
Видение отвечает на главный вопрос: «Куда компании не терпится сместиться с текущей точки?». Такой формат позволяет выдвигать смелые и интересные идеи в большом количестве, вовлекая не только управляющий персонал, но и линейных сотрудников.
Ценности ― это главные характеристики, на которых строится бизнес. К ним относятся командный дух, сплоченность коллектива, удовлетворенность клиентов, подлинность и качество продукта.
Ценности отвечают на вопрос: «Во что компания готова вкладывать силы?». Они позволяют понять, где находится предприятие на текущий момент, и какое будущее для него запланировано.
Третий элемент — обещания. Они должны удовлетворять запросы потребителей, быть четкими и правдивыми.
Так, фармацевтическая компания должна пообещать, что создаст лекарство от тяжелой болезни, но не уточнять, какое. Не стоит обещать разработать вакцину против старения, СПИДа или рака, даже если в этом и заключается мечта.
Правильное стратегическое видение соответствует следующим параметрам.
1. Меняет восприятие бизнеса у владельцев, менеджеров и персонала. Сейчас фирма может быть небольшой, с низким уровнем дохода. Но в мечтах она крупная, одна из лидеров на рынке. Это стимулирует к работе, создает образ «новой» компании.
2. Формулируется понятно, интересно, достоверно. Важный момент — мечта должна быть осуществимой.
3. Содержит нестандартные элементы и критерии успеха. Если мечта выходит за рамки традиционных, то это говорит о хорошей конкурентоспособности предприятия. Например, не просто увеличить долю организации на рынке, а сделать более востребованной продукцию российского производителя. Однажды так сделали основатели Sony, которые не просто продвигали свой товар, а избавлялись от мнения, что японская техника отличается низким качеством.
4. Подтверждается основными акционерами. Иногда владельцы бизнеса формируют такие мечты, что назвать их адекватными не получается. Чтобы избежать стремления исполнить неосуществимую мечту, видение проверяется акционерами на достижимость, а затем утверждается и доводится до персонала для повторной оценки. При отсутствии разногласий появляется общая идеальная мечта.
Если мечта уже сформирована, но какие-либо неприятности или движения в экономике повлияли на ее достижение, она корректируется. Полностью менять видение можно только при условии, что полностью отсутствуют условия для его достижения или образовались иные факторы, мешающие реализации задач.
Правильно сформированное видение наравне с миссией служит благим целям. Оно больше действует на эмоциональном уровне, позволяя в мечтах видеть свою организацию в будущем.
Стремиться к его достижению команда должна вместе, чтобы руководство и штатный персонал работали сообща. В тандеме работа идет быстрее и эффективнее. Главное, сформировать осуществимую мечту, которая станет главной целью на ближайшие несколько лет.Видение компании: понятие, функции, примеры разработки
Перспективное видение
Смотреть «на перспективу» и видеть потенциал в неожиданных или незаметных вещах — бесценное качество лидера. Руководство любой компании хочет знать, что будет востребовано в их отрасли завтра, как с меньшими затратами и большей эффективностью решить проблему, какими продуктами в будущем будет пользоваться каждый. Достаточно вспомнить сервисы, которые были очень популярны в прошлом, но со временем их заменили более оригинальные — кто знает, как бы всё повернулось в этих компаниях, будь у них перспективное видение?
Как прокачать перспективное видение
КНИГИ:
Люк Де Брабандер, Алан Ини «Думай в других форматах»
Дэйв Стюарт, Марк Симмонс «Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга»
Скотт Белски «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»
Иван Бубнов «Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой»
Билл Торберт «Исследование действием»
ВИДЕО:
Розалинда Торрес: «Как стать великим лидером»
БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
«Нетология»: Как оценить результат личностного развития
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Подумайте, ваша идеальная работа — какая она? Что она в себя включает?
Составьте список из 50 своих достижений (минимум). Подумайте, есть ли что-то, что их объединяет? На основе этой информации составьте хронологию будущих достижений — подойдет просто список с примерными датами.
Расскажите о будущем как о прошлом. Представьте, что ваши планы сбылись, как изменился мир?
Составьте список так называемых мест, где бы вы не хотели оказаться — своеобразные флажки, какой жизни вы точно не хотите. И следите за тем, чтобы ваши действия туда не вели.
Гибкость
Чтобы ваша настойчивость не превратилась в упертость, стоит развивать еще одно системное качество лидера — гибкость. Это умение переключаться и легко отказываться от нерабочих стратегий. У лидера всегда есть «план B» и «план C» на случай, если что-то пойдет не так. Один из важнейших soft skills в мире, где каждый день не похож на предыдущий.
Как прокачать гибкость
КНИГИ:
Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»
Гарет Мур «Тренажер мозга. Как развить гибкость мышления за 40 дней»
Шрини Пиллэй «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга»
ВИДЕО:
Татьяна Владимировна Черниговская «Тренируем мозг: скорость, когнитивная гибкость, принятие решений»
Ирина Хакамада, блог о лидерстве на YouTube в целом и ответ на вопрос «Как развить гибкость» в частности
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
В какой теме вы разбираетесь лучше всего? Найдите человека, который хочет в нее погрузиться, и попробуйте обучить его.
Вспомните, какие игры вы любили, когда были ребенком? Найдите игры, которые также могли бы понравиться вам в детстве. С возрастом человек утрачивает гибкость — и речь не только про физические способности.
Представьте, что на вашем месте оказался другой человек — вымышленный или реальный. Что бы он сделал в первую очередь? Что бы сказал окружающим людям, как бы решил текущие задачи?
Что необходимо делать для формирования лидерских качеств
Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?
Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.
Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.
Видение цели
Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.
Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.
Способность быстро и точно принимать решения
Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.
Умение рисковать
Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.
Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.
Умение вдохновить членов команды
Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.
Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно
Такое внимание к каждому сплотит команду
Активная работа над собой
Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.
Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.
Не старайтесь всем нравиться
Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.
Укрепляйте здоровье
Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:
- уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
- высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
- питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
- посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
- обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.
Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.
Как стать лидером
Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.
Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.
Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.
Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.
Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.
Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.
Типы и стили лидерства
Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.
Поведенческое лидерство
Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.
- Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
- Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
- Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.
Ситуационное лидерство
Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.
- Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
- Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
- Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
- Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.
Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников
Эмоциональное лидерство
Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.
- Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
- Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
- Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
- Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
- Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
- Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.
Что отличает лидера от других
Если некоторое время понаблюдать за рабочим процессом, то выделить явного лидера не составит особого труда. Его организаторские способности и умение стабилизировать ситуацию будет видно даже невооруженным взглядом. Кроме того он должен обладать богатым опытом и знаниями, чтобы постоянно помогать своим сослуживцам.
Не стоит распыляться по пустякам и метаться из отдела в отдел в поисках лучшего места. Нужно четко определить для себя основное направление деятельности. После этого вопрос о лидерстве будет волновать вас немного меньше.
Основные лидерские качества
Чтобы занять желаемое место в трудовом коллективе следует обратить внимание на основные навыки и качества лидера:
- Уверенность в своих силах. Лидер обязан верить в то, что он сумеет справиться с любой поставленной задачей. Эта вера позволит другим сотрудникам всеми силами решить поставленные задачи;
- Способность оказывать влияние на окружающих;
- Своевременное принятие решений. Кроме этого решения должны быть хорошо обдуманы и взвешены;
- Четкое делегирование полномочий. Лидер обязан правильно распределять рабочие моменты и основную работу между сотрудниками. Для этого вам нужно изучить способности каждого из них. Вы должны знать сильные и слабые стороны работника – это способствует для организации работы должным образом;
- Креативность. Творческое решение задач и практическое мышление всегда будет побуждать окружающих к подчинению такому лидеру;
- Коммуникабельность. Одним из главных составляющих искусства лидерства является ведение приятного общения, а также умение улаживать конфликтные ситуации путем разговора;
- Способность к мотивированию труда. Поддержание постоянного энтузиазма в коллективе одна из важных задач лидера. Если нет мотивации, то поставленные задачи не будут выполнены в поставленный срок;
- Ответственность. Лидер должен выполнять данные обещания. Надежность – отличная характеристика для человека, претендующего на лидерство.
- Стрессоустойчивость. Всегда нужно сохранять спокойствие. Из любой сложной ситуации лидер должен выйти с гордо поднятой головой и несколькими запасными планами по решению возникшей проблемы.
В первую очередь для того чтобы приобрести перечисленные лидерские качества необходимо этого очень захотеть. Причем достижение желаемого – дело не одного дня
Для этого вам потребуется полная самоотдача и повышенное внимание
Оцените свои возможности и ответьте на некоторые вопросы:
- Смогу ли я добиться внимания многих людей и заинтересовать их идеями?
- Смогу ли я отстоять свою правоту и точку зрения?
- Могу ли я правильно распределять время?
- Есть ли во мне самоконтроль и дисциплинированность?
После анализирования своих ответов можно определить такие черты характера, которые следует еще развивать
И напротив, обратить внимание на свои сильные стороны
Какими качествами и навыками обладает лидер
Согласно концепции эмоционального интеллекта Гоулмана, можно выделить пять компонентов эмоционального интеллекта:
Способность понимать свое нынешнее состояние, предсказывать реакции, понимать, как восполнить свои ресурсы и снизить стресс.
Способность контролировать свое настроение и не распространять свои проблемы на других.
Энергичность и настойчивость в достижении поставленных целей.
Понимание эмоциональных состояний людей, с которыми вы взаимодействуете.
Способность устанавливать доверительные и долгосрочные отношения, учитывая при этом психологический аспект.
Проявляйте высокий эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность контролировать и выражать свои эмоции, а также управлять межличностными отношениями
Почему это так важно в рабочей обстановке? . Лидер — это тот, кто вдохновляет и ведёт за собой, а не руководит
Иными словами, крайне важно быть на равных со своими коллегами, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно в вашем присутствии. Реализовать эмоциональный интеллект можно:
Лидер — это тот, кто вдохновляет и ведёт за собой, а не руководит
Иными словами, крайне важно быть на равных со своими коллегами, чтобы они чувствовали себя комфортно и свободно в вашем присутствии. Реализовать эмоциональный интеллект можно:
Стараясь понять, что чувствуют ваши коллеги
Изучая, как ваши слова или действия влияют на других
Ставя себя на место других в той или иной ситуации
Конструктивно реагируя на конфликты и сложные ситуации
Если есть сомнения, спросите коллег, что они думают. Простое искреннее приветствие может иметь длительный эффект.
Партийный лидер
Лидер партии – это человек, которому принадлежит общее руководство данной группой. При этом для успешного осуществления контроля ему необходимо обладать рядом качеств.
В первую очередь, партийный лидер – это руководитель стратегического уровня, который должен уметь решать проблемы, не имеющие точной формулировки и меняющиеся в зависимости от внешних условий. Такой человек обязан чувствовать настроение общества в целом и своей партии в частности и вести себя соответственно ему. При этом он должен не терять из виду цель, видеть будущую перспективу и идти к ней.
Следующее необходимое качество партийного лидера – это умение создать сплоченную команду, эффективно решающую возникающие задачи. И наконец, он должен уметь организовать структурированную административную работу. Это качества, необходимые для организации работы партии.
Еще одним немаловажным качеством, которым должен обладать лидер партии, является его благоприятный внешний вид. Необходимо учитывать, что за ним избиратели видят всю партию, это больше эмоциональное воздействие на электорат, чем рациональное
Именно поэтому данное требование крайне важно для представителя партии
Как правильно говорить, двигаться и слушать
Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:
- хорошими манерами;
- четкой, грамотной речью;
- сдержанными жестами;
- хорошей осанкой и умением двигаться;
- уверенностью.
Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:
- запишитесь на специальные курсы;
- прочитайте маленький текст и запишите его на диктофон, ошибки речи будут видны – неправильные склонения слов, нечеткое проговаривание окончаний, употребление слов-паразитов;
- старайтесь больше читать классической литературы, и словарный запас увеличится;
- помогает развить речь простая игра, суть которой в том, что игроки в 5 предложениях описывают предмет, который не видят окружающие, а затем они угадывают название по описанию;
- следует в течении 5-10 минут произносить речь перед зеркалом или запишите себя на видео. Так видно себя со стороны;
- старайтесь структурировать речь, выделять голосом и интонацией ключевые моменты, тогда речь будет захватывать собеседника.
Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.
Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.
Заключение, полученные научные результаты
В результате проведенных исследований:
- Предложено определение стратегии и системы стратегического управления.
- Показана необходимость предварительной разработки общей стратегии создания стратегической системы управления предприятием и ее реализации.
- Предложена система иерархической циклической стратегии предприятия с тремя однотипными (цель – политики – программы – результат) частными циклами:
- создания миссии, обеспечивающей достижение цели с точки зрении собственника/руководителя верхнего уровня (1),
- создания видения, обеспечивающего исполнение миссии (2),
- и создания предприятия/подразделения, реализующего видение (3), на всех уровнях иерархии предприятия.
Список литературы
Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.
О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. – М.: Прогресс, 1979, – 420 с.
Друкер П. Энциклопедия менеджмента. – М.: Издательский дом Вильямс, 2004, – 432 с.
Румизен М.К. Управление знаниями. – М.: АСТ: Астрель, 2004, – 310с.
Сенге П. Новая задача лидера: построение обучающейся организации. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб.: Питер, 2001, – 688 с.
Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб.: Питер, 2001, – 688 с.
Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001, – 688 с.
Томпсон Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Вильямс, 2006, — 928 с.
Хэмел Г и Прахалад К. Стратегические намерения. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001, – 688 с.
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). – М.: Прогресс, 1986, – 288с.
Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989, — 519 с.
Минцберг Г. Пять “П” стратегии. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс – СПб.: Питер, 2001, – 688 с.
Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. – М.: Дело, 2006, – 320 с.
Версия для печати