Что такое система налогообложения и какие есть системы
Система налогообложения (или режим налогообложения) — это правила начисления обязательных платежей, которые государство взимает с бизнеса.
Системы налогообложения состоят из таких элементов:
- Налогоплательщик — тот, кто платит налог за свой счёт: юридическое или физическое лицо, включая ИП.
- Объект налогообложения — имущество, факт хозяйственной жизни (например, продажа имущества), доход.
- Налоговая база — сумма, с которой платят налог. Например, прибыль или кадастровая стоимость недвижимости.
- Налоговая ставка — процент от налоговой базы, который нужно уплатить.
- Налоговый период — период, в конце которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Эту сумму нужно задекларировать и перечислить в бюджет. Налоговым периодом может быть месяц, квартал или год.
- Отчётный период — период, в который формируется часть налоговой базы и наступает обязанность платить авансовый платеж, а также — по некоторым налогам — подавать налоговый расчёт.
- Порядок исчисления налога — по какому принципу рассчитывают налог.
- Сроки уплаты — период, в который нужно уплатить налог.
- Налоговые льготы — любая законная возможность не платить налог (взносы) или уменьшить их размер. Например, пониженные налоговые ставки, вычеты, освобождение от уплаты налога или конкретных операций и прочие преимущества для налогоплательщиков. Этот элемент есть не во всех системах налогообложения.
В сентябре 2022 года в России действует шесть систем налогообложения:
- общая система налогообложения — ОСНО;
- упрощённая система налогообложения — УСН;
- единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН;
- патентная система налогообложения — ПСН;
- налог на профессиональный доход — НПД;
- автоматическая система налогообложения — АУСН.
Компании могут работать только на четырёх режимах: ОСНО, УСН, ЕСХН и АУСН. ИП могут работать на всех шести. Физические лица без оформления ИП могут применять только НПД.
Примечания
НПД — экспериментальный налоговый режим. Действует на территории России до 31 декабря 2028 года.
АУСН — экспериментальный налоговый режим. Действует с 1 июля 2022 года в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан. Эксперимент продлится до 31 декабря 2027 года. Если всё пройдёт успешно, система заработает по всей стране.
Реальный и номинальный в чем их отличие
Номинальным налоговым бременем является сумма налога, перечисленная предприятием по ставке, умноженной на налоговую базу. Для большего понимания можно применить такой пример: при использовании ставки налога в 13% доходы населения, подходящие под налогообложение, достигли 4 трлн. рублей, в этом случае величина налогового бремени будет около 520 млрд. рублей.
А вот реальное налоговое бремя является своего рода показателем, отражающим общую величину уплаченных платежей и налогов. Иногда этот показатель применяется для выяснения уровня влияния государства на экономическую ситуацию в стране.
Исследования ученых
Специалисты достаточно серьезно изучали проблему влияния налогов на экономику и качество жизни населения. Ученые пытались определить обоснованный предел отчислений, провести количественную оценку показателя нагрузки. Ф. Юсти, исследовавший налоговое бремя впервые, определил его как соотношение между национальным доходом и бюджетом. При этом исследователь указывал на необходимый предел нагрузки. В частности, он говорил, что отчисления в бюджет не должны быть больше 1/6 от национальной прибыли. Определение нагрузки осуществлялось исследователями эмпирически, так как необходимых методик исчисления не было.
Основные функции налогов
При помощи налогов удается реализовать сразу четыре функции:
- Регулирующая. Позволяет решить те или иные задачи, которые необходимо достичь в процессе ведения экономической политики государства. Отчисления в бюджет стимулируют, или тормозят развитие экономики. В первом случае осуществляется поддержка ряда экономических процессов. Добиться цели удаётся с помощью льгот. Ряд граждан могут быть освобождены от налогообложения. В современной системе присутствует большое количество льгот. Обычно они предоставляются незащищенным слоям населения и малому бизнесу. Стимулирующая функция обладает противоположным эффектом. Она препятствует выполнению каких-либо экономических процессов. Если речь идет о производственной функции, выполняется восстановление ресурсов. Примером подобного выступают платежи, направляемые на воспроизводство сырьевой базы.
- Фискальная. Эта функция считается основной. Она появилась еще во времена зарождения налогообложения. С ее помощью удаётся формировать бюджет. Реализация функции производится с помощью санкций и налогового контроля. В результате удаётся добиться стабильности сборов. Чтобы государству было проще реализовывать функцию, создаются отдельные организации, в обязанности которых входит осуществление процедуры.
- Контрольная. С ее помощью государство добивается своевременного внесения средств в бюджет. Дополнительно осуществляется анализ выполненных перечислений и их сопоставление с суммами, необходимыми для реализации поставленных целей.
- Распределительная. Иногда ее называют социальной. Суть функции состоит в перераспределении полученных доходов. Средства, которые были перечислены в казну государства в качестве налогов, предоставляются слабым и социально незащищенным категориям граждан.
Общие сведения
Величина налогового бремени – это отношение суммы отчислений, которые взяты за определенный период, к доходам, полученным за это же время. Результат выражается в процентах. Налоговое бремя экономики рассматривалось в труде Смита в 18 столетии. В своем “Исследовании природы и причины богатства” автор указывал на важнейшую зависимость между объемом платежной нагрузки и поступлением денег в бюджет страны. Снижение налогового бремени выгодно государству. В этом случае оно выигрывает больше, чем при усилении нагрузки на плательщиков. Избыточное налоговое бремя не позволяет образоваться свободным средствам, с которых также может быть получен доход и выплачены сборы в бюджет.
Доктринальное определение налога
Налог – обязательный платёж в пользу государства. Он взимается принудительно. Получением денежных средств занимаются органы государства различных уровней. Вносить средства в бюджет обязаны юридические и физические лица. Процедура выполняется для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Не стоит путать налоги с пошлинами. Платежи, входящие в первую категорию, являются безвозмездными. Их альтернативой выступают пошлины, которые представляют собой условия для вступления в определенные юридические правоотношения. Производить платежи в казну государства необходимо с соблюдением норм действующего законодательства. В современных странах присутствует система налогообложения. Она состоит из методов установления платежей в казну, особенностей их корректировки, отмены и взимания.
Некоторые категории граждан могут рассчитывать на льготы. Список налогов фиксируется в действующем законодательстве РФ. Органы власти не могут вводить дополнительные сборы, если это не предусмотрено действующим законодательством. Аналогичные правила действуют и в отношении установленных ставок.
Каждый официальный налог состоит из определенных элементов. От них зависят принципы построения отчислений в казну государства и выполнения процедуры погашения. Налог состоит из следующих элементов:
- базы и единицы обложения;
- объекты и налогоплательщики;
- льготы и срок, в течение которого необходимо произвести отчисления в казну государства;
- источник поступления средств в казну государства и порядок их внесения.
Не все отчисления в казну государства считаются налогами. Платёж должен иметь ряд признаков.
Признак | Пояснение |
Обязательный характер | Вносить денежные средства в казну государства обязан каждый гражданин. Действующие положения закреплены в Конституции РФ. Сумма не считается благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе самостоятельно решать, хочет ли он производить отчисления. |
Платёж имеет нецелевой характер | Налог выступает основной частью доходов государства и муниципальных образований. Деньги требуются для реализации внутренней и внешней политики, а также обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан. |
Отчисление осуществляется безвозмездно | Налог не влечет за собой возникновения встречной обязанности у государства. Получив деньги, оно не должно совершить определенные действия в отношении налогоплательщика. Человек не получает какую-либо материальную выгоду. Однако он имеет право использовать социально-культурные блага, которые могут существовать лишь благодаря налогам. |
Отчисление производится только при помощи денежных средств | Материальные взносы не принимаются. Платёж можно осуществить наличными или перевести в безналичной форме. Расчёт производится в валюте РФ. |
В РФ осуществляется налоговый учёт. Он бывает для организаций или физических лиц. Выполнением процедуры занимаются специализированные органы. Они контролируют процесс отчислений в бюджет государства. Если установленный порядок нарушен, лицо привлекут к ответственности.
Анализ динамики
Для его выполнения необходим показатель, который отражал бы реальный и при этом единый источник осуществления всех отчислений во внебюджетные фонды и бюджет. В связи с этим налоговое бремя может определяться соотношением платежей и источников. Суть одной из действующих методик заключается в том, что для каждой категории платежей используется свой показатель оценки тяжести. Прибыль компании выступает в качестве общего знаменателя, к которому приводится уровень бремени:
Бр=Нп+Нс+Нф+Нр/Пр, где:
- Пр – прибыль, определяющаяся как разница между доходом от реализации, в которую включены косвенные отчисления, и суммой производственных и реализационных издержек.
- Нр – налоги, выплачиваемые из выручки.
- Нф – отчисления, которые относят на финансовый результат.
- Нс – налоги, касающиеся издержек обращения и производства.
- Нп – отчисления по прибыли.
- Бр – налоговое бремя.
Данные показатели отражают ту долю прибыли, которую изымают у предприятия в форме обязательных отчислений, и соотношение суммарного объема осуществленных платежей и оставшегося после этого дохода.
Налоги и обязательные платежи ИП 2021
Какие налоги платит ИП? Это зависит от того, какую систему налогообложения вы выбрали. Налоги отличаются ставкой, базой, периодом, порядком расчета и сроками уплаты. Если вас интересует, как уменьшить налоги ИП, то надо ознакомиться со всеми системами налогообложения, действующими в РФ.
Предприниматели могут выбрать одну из пяти систем налогообложения для ИП:
- ОСНО или общая система налогообложения – сложная, с высокой налоговой нагрузкой, но позволяющая вести любой вид деятельности и не имеющая никаких ограничений. Работать на ОСНО может любой желающий, но если говорить об уменьшении налогов ИП, то таких возможностей общая система налогообложения для ИП не дает. Ставка на получаемые доходы будет на этом режиме такой же, как и НДФЛ с зарплаты – 13%, а кроме того, надо платить НДС – самый сложный для расчета и уплаты налог. Ставка НДС, в зависимости от категории товара или услуг, составляет от 0% до 20%. Но от уплаты этого налога можно получить освобождение, если доход за три месяца не превысил 2 млн рублей.
- УСН или упрощенная система налогообложения – ее выбирает большинство начинающих предпринимателей. У этого режима есть два варианта: УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы, которые сильно отличаются между собой. Если вы выберете объект «Доходы», то налог ИП на УСН в 2021 году составит всего 6% от полученного дохода. Это хороший вариант, если расходы, связанные с бизнесом, у вас небольшие, потому что учитывать затраты на этом режиме нельзя. Если же расходы составляют 65-70% доходов, то выгоднее выбирать УСН Доходы минус расходы. Налоги ИП в этом случае будут рассчитываются по ставке от 5% до 15% на разницу между доходами и расходами. Разрешенные виды деятельности на УСН почти совпадают с видами деятельности, доступными любому ИП на ОСНО.
- ЕСХН или сельхозналог – выгодный режим, на котором надо платить всего лишь 6% от разницы доходов и расходов. Кроме того, с 2019 на этом режиме надо перечислять НДС, от уплаты которого можно освободиться, если доходы не превышают 80 млн рублей в год. Применять ЕСХН вправе только ИП, производящие собственную сельхозпродукцию или занимающиеся рыбоводством, а также те, кто оказывает им определенные услуги.
- ПСН или патентная система налогообложения. Это налоговый режим предназначен только для ИП. Особенность ПСН в том, что налогом облагается не реальный, а рассчитанный государством доход. Виды деятельности ограничены услугами и розницей, но разрешено также мелкое производство: валяной обуви, очков, визиток, ковров, сельхозинвентаря, молочной продукции, хлеба, колбас и др.
- НПД или налог на профессиональный доход – новый режим, который начинался в качестве эксперимента, но с 2021 года действует во всех регионах РФ. Применять его могут только ИП без работников, которые занимаются оказанием услуг, выполнением работ и продажей товаров собственного изготовления.
Все специальные системы налогообложения (УСН, ЕСХН, ПСН, НПД) требуют от предпринимателя соблюдения множества условий: ограничение численности работников, лимит получаемых доходов, определенные виды деятельности и др. Выбор системы налогообложения с учетом всех критериев уже превращается в непростую задачу, а ведь у ИП есть обязанность платить, кроме налогов, еще и страховые взносы за себя.
Взносы ИП за себя – это отчисления в фонды на пенсионное и медицинское обеспечение. Каждый год государство рассчитывает фиксированную сумму, которую ИП должен платить, независимо от того, работал ли он и был ли получен доход (исключение – НПД, где взносы платят добровольно).
В 2021 году фиксированная сумма взносов предпринимателя за себя составляет 40 874 рубля. Если же ваши доходы за год превысили 300 000 рублей, то взносы в ПФР рассчитывают дополнительно, из расчета 1% от дохода сверх лимита.
Собираетесь открыть ИП? Не забудьте про расчетный счёт – он упростит ведение бизнеса, уплату налогов и страховых взносов. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на сайте.
Категории отчислений и их влияние
Сопоставление суммы выплачиваемых налогов с объемом балансовой прибыли компании следует считать принципиально неверным. Это связано с тем, что доход – далеко не единственный источник отчислений, в особенности в отечественной хозяйственной системе. Ряд налогов, особенно имеющих большую финансовую значимость (акцизы, НДС и прочие), отправляются в бюджет из той доли выручки компании, посредством которой не формируется прибыль субъекта, так как является надбавкой к цене. Некоторые сборы относятся на производственные издержки и затраты обращения. Они уменьшают объем прибыли, к которой следует относить налоговые суммы, отчисляемые предприятием. В качестве объекта обложения выступает фонд зарплаты. В итоге в качестве источника отчислений выступают издержки. Выплата части сборов осуществляется путем отнесения их на финансовый результат – посредством уменьшения прибыли. Использование такого подхода влечет усиление нагрузки. В результате на некоторых компаниях лежит избыточное налоговое бремя. Организации вменяется больше платежей, чем она смогла заработать за период. В этой связи механическое сопоставление всей суммы налоговых отчислений субъекта с балансовой прибылью нельзя применять как показатель, отражающий степень нагрузки.
Созданная стоимость
Этот показатель применяется для исключения влияния амортизационных начислений на объем налогового бремени. Созданная вновь стоимость устанавливается их вычетом из ДС. В таком случае налоговое бремя определяют по формуле:
Бр = Н / Св, при этом:
Созданная стоимость = Вр + НДС + Ак + Дв – Рв – Мз – Ам, где
- Ам – амортизация.
- Мз – материальные затраты.
- Рв – внереализационные издержки.
- Дв – внереализационная прибыль.
- Ак – акцизы.
- Вр – выручка, полученная от реализации.
Преимущества данного метода, как и представленного выше, состоят в том, что с его помощью можно сравнить бремя по конкретным предприятиям вне зависимости от той отраслевой сферы, в которой они задействованы, и по индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем нагрузка будет в этом случае определяться относительно источника совершения платежей.
Влияние налогов на экономику
Причины потребности в установке налогов могут существенно различаться. С помощью манипуляции государство выполняет перераспределение доходов населения и устраняет ряд экономических эффектов. Причём воздействие производится как на микро, так и на макроэкономических уровнях.
Во второй ситуации отчисления в пользу государства дают возможность регулировать совокупный спрос и предложение. Чтобы повысить их, достаточно снизить налоговое бремя. Это предоставит домохозяйствам больше дохода для потребления. В результате его уровень повысится. Это в свою очередь повлечет рост совокупного спроса.
Государство применяет метод, чтобы стимулировать развитие экономики. Обычно процедура используется, если присутствует необходимость вывести государство из экономического цикла. Альтернативой процедуры выступает сдерживающая политика. Она осуществляется для устранения так называемого перегрева. Чтобы выполнить процедуру, представители уполномоченных органов начинают повышать процент отчислений в пользу государства.
Если оценка производства показателя производится с точки зрения финансового менеджмента, налоговое бремя бывает прямым и косвенным. В первом случае формирование осуществляется на уровне расходов. Их исчислением занимается действующий субъект. Если допустить возможность включения в сумму расходов на погашение платежей по заемным средствам, это стимулирует развитие организаций, которые используют агрессивную финансовую стратегию. Фирмы, придерживающиеся консервативных методов, будут вытеснены с рынка. Снижение процентов изменит ситуацию в противоположную сторону. Компания, применяющая агрессивную стратегию, обанкротится, а использующая консервативные методы начнет развиваться.
Консервативное влияние осуществляется с помощью повышения или снижения нагрузки на поставщиков капитала. Если повысить налог, стоимость займов увеличится. В результате осуществляется сдерживание агрессивных учреждений. Если нагрузку снизить, стоимость капитала снизится. Компании с агрессивной стратегией начнут развиваться.
Распределение налогового бремени
Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.
Ярким примером стали изменения в , вступающие в силу с 01.01.2019. После длительных обсуждений было отменено увеличение ставки страховых взносов при одновременном росте ставки НДС с 18 до 20 %. Данный маневр должен обеспечить:
- с одной стороны — сохранение уровня заработной платы (так как нагрузка на работодателя не изменилась), отсутствие предпосылок к развитию серых схем выплаты зарплаты;
- с другой стороны — обеспечение поступления в бюджет дополнительных средств. При этом на сегодняшний день именно по НДС налажена очень эффективная система администрирования, позволяющая быстро выявлять случаи незаконного ухода от уплаты налогов.
Чему равно налоговое бремя на работника
Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:
- работник уплачивает НДФЛ 13 %;
- работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % и взносы на травматизм (от 0,2 до 8,5 %).
Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.
НДС
Другой метод, с помощью которого определяется налоговое бремя, состоит в установлении созданной и отдаваемой государству добавленной стоимости. По своей сути она выступает как доход предприятия и рассматривается в качестве достаточно универсального источника обязательных платежей. Этим показателем выполняется равномерное распределение налогового бремени для разных типов производств. Таким образом, обеспечивается сопоставимость для различных хозяйствующих структур. Для определения показателя применяют формулу:
Бр = Н / ДС, где:
- Н – сумма уплаченных фактически налогов, кроме НДФЛ.
- ДС – соответственно, добавленная стоимость.
ДС = Ам + Зп + ЕСН + НДС + Ак + Но + Пр, где:
- Пр – прибыль.
- Но – оборотные отчисления и платежи, которые уплачиваются за счет издержек, а также относятся на финансовый итог.
- Ак – акцизы.
- НДС – отчисления по добавленной стоимости.
- Сн – социальный налог.
- Зп – расходы по оплате труда.
- Ам – амортизация.
В связи с тем, что в добавленную стоимость включены амортизационные начисления, реальный размер нагрузки при использовании этой методики несколько искажается, что связано с объективными различиями их доли в объеме ДС. Так, сопоставление степени напряженности обязательств фондоемких компаний из области банковских и кредитных услуг, малого предпринимательства в условиях определения налогового бремени по данной методике не будет абсолютно объективным.
Оценка нагрузки
Используемые в практике методы определения бремени для хозяйственных субъектов различаются только видами налогов, которые учитываются в процессе исчисления, и тем, что признается доходом. Показатель соотношения платежей к прибыли не отражает в полной мере степени влияния нагрузки на финансовое состояние компаний. Это объясняется тем, что выручка от продажи продукции не выступает в качестве полноценного источника отчислений. Показатель прибыли не может таковым являться потому, что из него организации необходимо в первую очередь покрыть стоимость использованных материалов, амортизацию. Сопоставление налогового бремени по разным предприятиям также не отражает точный результат. Это связано с различной структурой производственных затрат в разных отраслях. Из этого следует, что экономическая основа для установления налогового бремени несопоставима.
Аспекты исчисления
Налоговое бремя отражает соотношение поступивших платежей в бюджет к сформированному ВВП. Суть этого показателя заключена в оценке доли валового продукта, перераспределенной посредством отчислений. Уровень налогового бремени на население можно определить формулой:
Бр = Н : Чн / Д : Чн, где:
Бр – налоговое бремя;
Н – сборы, выплаченные населением (косвенные в том числе);
Чн – численность граждан-плательщиков;
Д – объем полученных доходов населения.
Однако данная формула имеет существенный недостаток. С ее помощью нельзя определить с математической точностью долю прямых и косвенных налогов, отчисляемых гражданами государства как конечными потребителями. Степень нагрузки на население зависит не только от объема бюджетных изъятий
Немаловажное значение имеет и благосостояние граждан
Виды налога
Виды налогов существенно различаются друг от друга. Они могут взиматься непосредственно с гражданина, закладываться в стоимость продукции, зависеть от полученной прибыли или списываться с определённой категории плательщиков.
Прямой налог
Разновидность отчисления взимается с имущества, находящегося в собственности гражданина, или с полученного дохода. Примером выступает налог на прибыль. Его обязаны вносить компании, банки и учреждения. В РФ прямой налог применяется с 1995 года. Фирма обязана предоставить в пользу государства 20% от полученной прибыли.
Налогообложению подлежат и обыватели. Однако они обязаны вносить прямые налоги, если имеют в собственности движимое имущество, входящее в определенную категорию. Это транспортное средство. Отчисления взимается с автомобилей, моторных лодок, самолётов и прочих разновидностей средств передвижения.
Размер отчислений в бюджет устанавливают субъекты РФ. Всё это приводит к тому, что показатель может существенно различаться в зависимости от места проживания гражданина. Оплату необходимо производить единожды в год. Если деньги не предоставлены своевременно, происходит начисление пени. В результате размер выплаты существенно повышается. Поэтому эксперты советуют не затягивать с ее произведением.
Косвенный налог
Разновидность платежа включается в стоимость товара, представляя своеобразную надбавку к его цене. В результате гражданин производит отчисления в бюджет, не догадываясь об этом. Показатель напрямую зависит от полученного дохода организации. В свою очередь косвенные налоги делятся сразу на несколько разновидностей. Это могут быть акцизы, таможенные пошлины и прочие отчисления в казну государства.
Подоходный налог
Показатель напрямую зависит от прибыли, полученной гражданином. В свою очередь платеж представляет собой разновидность прямого налога. Подоходные отчисление в казну государства бывают:
- пропорциональная;
- прогрессивная;
- регрессивная.
Аккордный налог
Разновидность отчисления в казну государства не зависит от того, какое количество денежных средств лицо смогло получить. Произведённые покупки также не влияют на показатель.
В заключение
Как показывает многовековая практика формирования налоговых систем в государствах, отличающихся развитой экономикой, сегодня существуют определенные показатели, за границами которых эффективная деятельность предпринимателей невозможна. По опыту многих стран, изъятие у плательщиков обязательных взносов 1/3 дохода представляет собой тот предел, после которого начинают сокращаться сбережения и инвестиции в хозяйственную сферу. Если ставки и их количество достигают такой черты, когда субъекту приходится отдавать больше 40% прибыли, это полностью ликвидирует все стимулы к расширению производства и проявлению предпринимательской инициативы. В этой связи перед любым государством стоит задача найти оптимальный вариант формирования нагрузки, обеспечить снижение налогового бремени. Это позволит освободить средства предпринимателей, которые они будут вкладывать в собственное производство. За счет этого, в свою очередь, у них появится новый доход, увеличится товарооборот. Это не только усилит позиции отечественного производителя. Из новой прибыли также будут взиматься обязательные отчисления. В результате равномерное распределение бремени на субъектов обеспечит стабильное поступление налогов.