Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:
- о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ);
- Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
- Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272;
- Правила обеспечения безопасности перевозок, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
- Приказ Минтранса РФ от 4.07.2011 г. № 179 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов”.
Скачайте правила перевозки опасных грузов. Это бесплатно.
Грузы делятся на классы опасности в соответствии с классификацией договора ADR:
- 1 класс — взрывчатые материалы и предметы;
- 2 класс — сжатые, сжиженные и растворённые под давлением газы;
- 3 класс — легко воспламеняющиеся жидкости;
- 4.1 класс — легко воспламеняющиеся твёрдые вещества;
- 4.2 класс — самовозгорающиеся вещества;
- 4.3 класс — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
- 5.1 класс — окисляющие вещества;
- 5.2 класс — органические пероксиды;
- 6.1 класс — ядовитые вещества;
- 6.2 класс — побочные продукты переработки животных и инфекционные вещества;
- 7 класс — радиоактивные материалы;
- 8 класс — коррозирующие вещества;
- 9 класс — прочие опасные вещества.
Класс 1
Взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар со взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;
1.1 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз;
1.2 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой;
1.3 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него;
1.4 Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок;
1.5 Взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны;
1.6 Изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования;
Главная опасность — взрыв.
Правила перевозок
Перед организацией транспортировки опасного груза требуется обязательно изучить соответствующие правила.
Для правового регулирования перевозок опасных грузов существуют специальные правила, главными из которых являются международные правила. Существуют общие правила и конвенции, регламентирующие перевозку опасных грузов. К ним относятся «Оранжевая книга ООН», «Базельская конвенция», КГПОГ и так далее. Также существуют правила, применимые к конкретному способу перевозки:
- Воздушный транспорт. Такие перевозки регулируются конвенцией «о международной гражданской авиации», инструкциями ИКАО и другими документами;
- Автомобильный транспорт. Основной документ, регулирующий автомобильные перевозки опасных грузов – ДОПОГ, подробнее здесь. Также к автомобильному транспорту применима КГПОГ.
- Морской транспорт. Такие перевозки организуются согласно пунктам СОЛАС 74, ВОПОГ, МАРПОЛ, КГПОГ.
- ЖД транспорт. Перевозки регулируются СМГС, МПОГ, КГПОГ.
При организации международных перевозок требуется учесть, что в каждом государстве есть своё законодательство по транспортировке опасных грузов, которое требуется соблюдать. Для того чтобы упростить процесс перевозки, лучше обратиться в специализированную организацию.
При организации перевозки опасных грузов нет лишних моментов. Здесь важна и упаковка, и маркировка, и крепление груза. Для успешного проведения доставки нужно правильно подобрать способ транспортировки. Перевозка должна проводиться в соответствии с правилами. Если маршрут международный, нужно учитывать и законы другого государства.
Список опасных веществ ООН
Организацией ООН был выпущен специальный перечень, который перечисляет и классифицирует грузы, представляющие опасность. Всего в данном списке содержится более 3500 наименований. Можно выделить самые распространенные:
- топливо, химические реактивы, пестициды и кислоты
- аэрозоли, краски, растворители, клеи
- литиевые батарейки
- медицинские препараты, огнетушители
Все эти предметы при неправильном обращении способны нанести серьезный вред экологии, инфраструктуре или живым существам. В частности, существует риск возгорания, гибели людей или животных, радиоактивного заражения, загрязнения окружающей среды, инфекционного заражения и других непоправимых последствий.
Для каждого пункта перечня существуют собственные комментарии, которые указывают как следует перевозить те или иные грузы, как их правильно упаковывать и маркировать. Также в таблице существуют пометки о предпочтительных способах погрузки/выгрузки и указания по совместимости грузов.
Законодательная база перевозки опасных грузов
Поскольку грузы, являющиеся опасными при неправильной транспортировке способны принести непоправимый вред окружающей среде, существуют особые правила, которые позволяют избежать негативных последствий. И если ранее перевозка веществ из списка ООН регулировалась внутри Российской Федерации постановлениями ППОГАТ, то с 2017 года законодательной базой является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов или по-другому ДОПОГ. Данное соглашение регулярно подвергается усовершенствованию и обновлению, а также жестко контролируется, благодаря чему риски удается свести до минимума.
Общая классификация опасности грузов по ДОПОГ
Для того, чтобы осуществить качественную перевозку опасных веществ на грузовом автомобиле, необходимо в обязательном порядке выяснить к какому классу относится груз в соответствии с ДОПОГ:
1.Взрывчатые предметы и суспензии, способные вызвать химическую реакцию с последующим выделением газов. А также пиротехнические вещества и другие, подходящие под данный раздел вещества и изделия.
- 2.Газы – сжатые, сжиженные, охлажденные, адсорбированные, растворенные, аэрозольные и другие.
- 3.Жидкости, способные к быстрому воспламенению.
- 4.1. Самореактивные, легковоспламеняющиеся и десенсибилизированные взрывчатые твердые субстанции. Порошкообразные, термически неустойчивые и полимезирующиеся.
- 4.2. Самовозгораемые пирофорные и самонагревающиеся вещества.
- 4.3. Субстанции, способные при контакте с водой выделять легковоспламеняющиеся газы.
- 5.1. Окисляющие вещества.
- 5.2. Пероксиды органического происхождения.
- 6.1. Токсины и яды, способные принести значительный вред человеку, животному или окружающей среде при употреблении или контакте.
- 6.2. Грузы, содержащие в своем составе вирусы, бактерии или другие микроорганизмы.
- 7. Субстанции с выраженной радиоактивностью.
- 8. Вещества коррозионного характера.
- 9. Твердые предметы, жидкости и элементы, не вошедшие в другие пункты, но представляющие опасность для живых существ и окружающей среды.
Для каждого класса существует собственный регламент, соответственно которому необходимо осуществить все требования к корректной и безопасной перевозке груза. Несоблюдение данных рекомендаций может привести к аварийным ситуациям, непредвиденным последствиям и гибели людей.
Класс 9
Вещества, представляющие угрозу, не вошедшие в группы 1-8. Представлены такие материалы, изделия:
- выделяющие токсичную пыль, которая оседает на внутренних органах, вызывая тяжелые патологические процессы;
- при горении синтезируют диоксины;
- пары которых восприимчивые к огню;
- спасательные средства;
- материалы, вещества, представляющие угрозу;
- литиевые батареи;
- загрязнители водоемов;
- генетически измененные микроорганизмы;
- вещества, транспортирующиеся при высоком температурном режиме;
- всеопасные вещества, не перечисленные ранее.
Дополнительные сведения
Каждому материалу присваивается определенная группа тары:
- II – среднийриск;
- III – незначительная степень угрозы.
Для жидких грузов, транспортируемых при высокой температуре, имеется в виду температурный режим не меньше +100°C. Для твердых грузов речь идет о температурном режиме не больше +240°C.
Для перевозки автомобиль обязательно маркируется соответствующим знаком, который наносится с двух сторон кузова,с двух торцевых сторон.
Класс 5
В группе собраны вещества, обладающие мощным окисляющим действием, пероксиды органического происхождения; выделяющие кислород, и поддерживающие пламя; в комбинации с другими материалами, изделиями, веществами провоцирующие пламя, взрыв.
- Подкласс 5.1 — материалы, вещества, не восприимчивые к огню, но выделяющие кислород, и поддерживающие длительное горение изделий, материалов, расположенных рядом. К данной категории относят вещества, на основании требований ГОСТа 19433-88, результатов соответствующий испытаний и практического опыта. Веществам с мощным окисляющим эффектом выбирают группу упаковки на основании результатов испытаний. Маркировка — на желтом фоне черное пламя над окружностью, внизу «5.1.»
- Подкласс 5.2 — пероксиды органического происхождения. Такие вещества подвержены разложению с выделением большого объема тепла при нормальном или повышенном температурном режиме. Причины разложения — высокая температура, контакт с агрессивными веществами, механическое воздействие. Скорость химической реакции увеличивается пропорционально увеличению температуры окружающей среды. В результате образуются токсичные газы, восприимчивые к детонации и воспламенению. Такие пероксиды транспортируют исключительно при строго установленном температурном режиме, добавляют растворители, применяют соответствующую эксплуатационным характеристикам вещества тару. Маркировка — на желтом фоне черное пламя над окружностью, внизу «5.2».
Требования к судам при транспортировке опасных грузов
Перевозка ОГ морем регулируется другим документом – МОПОГ, он также имеет разделение по классам опасности веществ, выдвигает требования к кораблям и персоналу. Классификация по опасности соответствует стандартам дорожной перевозки.
Требования к судам несколько отличаются, так для выполнения транспортировки необходимо иметь запись в классифицированном свидетельстве регистра. Запись содержит информацию о доступных к перевозке классах веществ. При отсутствии необходимого оборудования на корабле, перевозка запрещается, но возможно дооборудование транспорта.
Газовоз — тип морского судна, предназначенный для перевозки газа
Судовая администрация перед внесением записи в реестр должна произвести оценку готовности корабля к перевозке и обозначить классы веществ. Затем необходимо подготовить судно к транспортировке. Подготовительная стадия включает:
Необходимо зачистить, омыть и просушить грузовые помещения;
Проверить состояние всех составляющих. Проверяется наличие и исправность средств тушения пожара и сигнализации, газоанализаторов освещения, система вентилирования и осушения;
Проводится инструктаж всего экипажа об особенностях ОГ и его транспортировки, основных типах опасностей от груза, способах упаковки, обозначающих знаках
Также инструктаж включает в себя правила укладки, повышение предосторожности и первую помощь при отравлениях и других воздействиях вредных веществ. Дополнительно проводятся учения по локализации пожаров, аварийных деформаций грузов.
При всех проблемах перевозящих кораблей и целостности груза полную ответственность несет капитан.
Структура ДОПОГ
Соглашение состоит из двух приложений – «А» и «В», которые состоят из 9 подробных частей.
В первом приложении (часть А) собран общий свод правил и пожеланий, которые затрагивают характеристики самих опасных веществ:
- Первая освещает общие положения.
- Вторая описывает классификацию веществ.
- Третья представляет список всех опасных грузов, а также некоторые особенные положения по ограничению.
- В четвертом разделе представлены требования к тарам, которые могут быть использованы для того или иного груза.
- Пятая часть описывает этапы процедуры оформления перевозки.
- Шестая представляет собой список требований, которые предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
- Седьмая часть подробно описывает требования к условиям перевозки, загрузки и отгрузки опасных грузов, а также условия приема и обработки.
Остальные части отведены под приложение «В», в котором рассмотрены основные требования к транспортным действиям и оборудованию:
- Требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также описание характеристик транспортных средств, которые допускаются к перевозке того или иного типажа опасных грузов, описание документов (образцы, что должно в них быть).
- Требования к конструкции транспорта.
Нарушение правил ДОПОГ грозит внушительными штрафами заказчику и исполнителю.
Виды опасностей
Согласно ДОПОГ, все опасности можно разделить на несколько категорий:
- Окисление (провоцирует возгорание).
- Взрывоопасность.
- Огнеопасность.
- Едкость, или коррозийность.
- Токсичность, или ядовитость.
- Радиоактивность.
Класс 4.1
Общее название для этого класса придумать сложно. На первый взгляд, может показаться, что в данный класс собраны абсолютно разные по свойствам вещества:
— легковоспламеняющиеся твердые вещества и изделия;
— самореактивные твердые вещества и жидкости;
— твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
— вещества, подобные саморективным;
— полимеризующиеся вещества.
Идентифицировать легковоспламеняющиеся твердые вещества исходя из физических или химических свойств достаточно проблематично. Как и с веществами 1 класса необходимо проведение серии испытаний в соответствии с Руководством по испытаниям и критериям. Например, к легковоспламеняющимся относятся вещества, загорающиеся при кратковременном контакте с открытым огнем или если скорость горения, превышает 2,2 мм/с. Классификационный код таких веществ всегда содержит букву F, а группа упаковки бывает только II или III.
Самореактивные вещества способны подвергнуться бурному экзотермическому разложению без участия кислорода. Источником разложения может стать что угодно: тепловое воздействие, сотрясение, химическое воздействие. Самое главное, что при этом выделяется много тепла, а реакция от температуры начинает усиливаться. При горении выделяются токсичные газы и может даже произойти взрыв. Поэтому некоторые самореактивные вещества перевозят с регулированием температуры или стабилизирующими присадками.
Перевозка многих взрывчатых веществ невозможна без десенсибилизации – смачивания жидкостью для подавления взрывчатых свойств. По окончании перевозки жидкость выпаривают и вещество возвращает свои первоначальные характеристики. Если в результате десенсибилизации образуется жидкость, то она перевозится как вещество класса 3. А если оно остается твердым, то является веществом класса 4.1.
Полимеризующиеся вещества, это вещества склонные к образованию более сложных молекул – полимеров. Реакция полимеризации идет с интенсивным выделением тепла и может быть самоускоряющейся.
Таким образом можно выделить общие черты веществ, по которым они отнесены к классу 4.1. Это реакция горения, как с участием кислорода, так и без него, либо интенсивная экзотермическая реакция.
Что такое «опасный груз»
Под опасным грузом понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе.
Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.
Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:
- Емкости, в которых рекомендуется перевозить тот или иной класс груза (подробно описано в документе);
- Маркировка тары;
- Точные требования к транспорту, который будет перевозить тот или иной груз.
Своевременное обращение к положению, а также внимательное его изучение помогут грамотно подготовить как пакет документов, так и транспорт к перевозке такого вида грузов.Информированность – залог успешной, спокойной работы, связанной с перевозками такого вида грузов.
Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов
Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.
Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.
10 января 2020 г. вступил в силу обновленный регламент по выдаче такого свидетельства.
Чтобы получить допуск на ТС, нужно:
- Обратиться в подразделение ГИБДД со следующими документами:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- доверенность или договор, если заявителем является представитель владельца ТС;
- свидетельство об официальном утверждении типа цистерны (для цистерн);
- свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны с указанием перечня веществ, допущенных к перевозке (для цистерн).
До 1 января 2021 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 285).
- Предоставить ТС для визуального осмотра.
Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.
- Получить свидетельство о допуске.
Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.
Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.
Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:
- недостоверности информации в представленных документах;
- отсутствия сведений о пройденном техосмотре в ЕАИСТО;
- непредставления авто на осмотр;
- несанкционированных изменений в конструкцию ТС;
- несоответствия маркировки автомобиля (номер кузова, двигателя и т.д.).
Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.
Например, срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.
Класс 9
Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесённые ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определённых правил перевозки и хранения;
9.1 Твёрдые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3 и 4-му классам, но при определённых условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +60 °C до +100 °C в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы);
9.2 Вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определённых условиях.
В этом классе нет доминирующей главной опасности (например: пластик, который при сгорании выделяет сильный яд — диоксин).
Положения, касающиеся упаковки и цистерн
Глава 4.1 Использование тары, включая контейнеры средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) И КРУПНОГАБАРИТНУЮ ТАРУ Глава 4.2 Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 4.3 Использование встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 4.4 Использование цистерн, встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 4.5 Использование вакуумных цистерн для отходов Глава 4.6ЗарезервированаГлава 4.7 Использование смесительно-зарядных машин (MEMU)
Группы упаковок.
Согласно договору все опасные грузы должны иметь определённую группу упаковки. Группа упаковки характеризует степень опасности перевозимого груза. Они делятся на три группы (все цифры римские):
I — очень опасный груз.
II — просто опасный груз.
III — незначительно опасный груз.
Особенность опасности класса 3 — это способность испаряться. Закрытые упаковки устраняют образование и утечку паров. У 3-го класса могут быть одна главная опасность и максимально 2 дополнительные опасности.
1. Главная опасность.
2. Главная опасность + ядовитость.
3. Главная опасность + коррозийность.
4. Главная опасность + ядовитость + коррозийность.
Класс 4.1 — группа упаковки — II или III. Примерно 5% этих веществ имеют дополнительную опасность — термическая нестабильность — возможность взрыва (сера, целлюлоза).
Класс 4.2 — группа упаковки — I,II,III.
Класс 4.3 — группа упаковки — I,II,III.
Класс 5.1 — группа упаковки — I,II,III (минеральные удобрения, перекись водорода).
Класс 5.2 — групп упаковок не имеет (сырьё хим.заводов).
Класс 6.1 — группы упаковок — I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей (синильная кислота, мышьяк, вещества содержащие ртуть и т. д.).
Класс 6.2 — не имеет групп упаковок.
Класс 8 — группы упаковок — I,II,III. Имеет много дополнитнльных опасностей.
Класс 9 — группы упаковок — II,III. (пыль асбеста — канцероген, вещества при горении которых выделяются диоксины, также канцерогены, не разлагаются в течение 20 лет).
Особенность класса 2 в том, что он не имеет главной опасности и не имеет групп упаковок. Имеет следующие особенные опасные свойства и их специальные обозначения:
А — удушающие -создают нехватку кислорода для дыхания в закрытых помещениях (инертные газы).
О — окисляющие, то есть способствующие горению (кислород).
F — огнеопасность (пропан).
Т — ядовитые.
Далее два и более опасных свойства одновременно.
ТF — ядовитые + воспламеняющие.
TC — ядовитые + едкие (коррозийные).
TO — ядовитые + окисляющие.
TFC — ядовитые + воспламениющиеся + едкие.
TOC — ядовитые + окисляющие (способствуют горению) +едкие (коррозийные).
Класс 5
Окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;
5.1 Окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют лёгкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня;
Главная опасность — окисление (способствует горению).
5.2 Органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.
Главная опасность — термическая нестабильность, то есть при нагреве возможен взрыв.
Документы ADR. Записи в товарно-транспортных накладных.
Накладная обязана быть написана на официальном (государственном) языке грузоотправителя. Если этот язык не является английским, французским, немецким, то ещё дополнительно и на одном из этих языков.
При записи в накладной наименования перевозимого опасного груза вначале указывается идентификационный номер UN… (или ANO…) (пример: 1831).Затем записывается полное наименование опасного груза (кислота серная).
Затем указываются класс главной опасности (называется номер знака главной опасности) и, если есть, то класс дополнительной опасности (в скобках) (называется номер знака дополнительной опасности) — 8 (6.1), а также указывается группа упаковки, если она есть — I.
Пример полной записи: UN 1831, кислота серная, 8 (6.1), I.
Форма упаковки, количество и вес записываются словами, например: UN 1223, керосин, 3, III (бочки, 10 штук, 2000 кг.
Пустые и неочищенные упаковки.
Примеры:
- Пустые бочки, 3 (6.1).
- Пустая автоцистерна, последний груз UN 1230, метанол, 3 (6.1), II.
- Пустая автоцистерна, последний груз UN 1203, бензин, 3, II.
Эти записи может сделать сам автоводитель в любом месте копии накладной последнего груза. Эти записи обязательны