Объем прав
Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).
В процессе осуществляется:
- производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
- контроль за состоянием вверенных активов;
- формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
- регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
- работа с поставщиками и другими контрагентами.
Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.
Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры
Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.
Функции и задачи управляющего
Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.
Функции
Среди них такие:
- Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
- Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
- Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
- Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
- Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
- Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
- Учет запасов и своевременная закупка сырья.
Задачи
Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:
- Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
- Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
- Координация заказов, которые поступают на предприятие.
- Выдача заданий для работы.
- Установление адекватных сроков для выполнения.
- Контроль над соблюдением правил, сроков.
- Обеспечение наибольшей эффективности работы.
Обязательная регистрация права
После того, как государство или муниципальный орган передали свое имущество по праву оперативного управления, предприятие обязано произвести регистрацию в Росреестре. Общая база ЕГРП содержит записи об всех случаях передачи собственности от государства во владение государственной организации или предприятию.
Сделка по передаче имущества фиксируется в базе данных согласно законодательно установленного порядка.
Порядок регистрации
Регистрируя право оперативного управления, предприятие проходит определенную процедуру, исходя из следующей последовательности:
- Подготовка документов, подтверждающих факт сделки.
- Обращение в МФЦ или отделение Росреестра и передача документации, оформленной в связи с передачей права.
- Выдача свидетельства о регистрации права и внесения регистрирующей записи в Единый Реестр, получение выписки Росреестра.
Перечень документов для регистрации права в ЕГРП
Процесс передачи государственного имущества строго регламентирован, а его регистрация требует основательной документационной базы.
По сути, регистрация права оперативного управления означает внесение записи в базу Росреестра о произошедшей сделке и требует сбора следующего пакета:
- справка из ЕГРЮЛ;
- заявка юридического лица на государственную регистрацию и внесение соответствующей записи в Росреестре (заполняется на специальном бланке, который получают по факту обращения, либо заранее скачивают из соответствующих информационных ресурсов);
- уставные документы, справка о постановке налогоплательщика на учет, документ с присвоенными кодами статистики и пр.
- документ, удостоверяющий личность представителя организации, и действующая доверенность на совершение регистрационных действий (заверяется у нотариуса);
- документы, свидетельствующие о передаче собственности;
- документы на передаваемое имущество (технические паспорта, кадастровая документация);
- бумаги, устанавливающие право на рассматриваемые объекты собственности;
- справки, свидетельствующие о том, что имущество закрепляется за организацией-заявителем.
На видео об управлении имуществом
https://www.youtube.com/watch?v=-JFMv8WL9wI
Процедура получения права оперативного управления устанавливается нормами закона РФ, а сам процесс возможен только с согласия государства, в рамках разрешенной деятельности и выполняемых предприятием заданий.
Передача объекта учреждению в оперативное управление помещением: как отразить в учете?
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Собственником имущества государственного бюджетного учреждения является субъект РФ.
На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением названного имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.
Статья 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам жилые и нежилые помещения, если границы таких помещений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой относится здание в соответствии с нормами ст. 130 ГК РФ, подлежит регистрации в силу ст. 131 ГК РФ. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Бухгалтерский учет. Исходя из п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Для учета объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления помещением, предназначен забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»(п. 333 Инструкции № 157н). Аналогичные разъяснения дает Минфин (см., например, письма от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225): объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации в пользовании, следует отражать на забалансовом счете 01.
В соответствии с п. 24 СГС «Основные средства» объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Следовательно, 01.12.2018 помещение ставится на забалансовый счет 01 по балансовой стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено получение объекта недвижимости до даты государственной регистрации права оперативного управления | 01 | 50 000 |
Передача (получение) объекта нефинансовых активов между органами государственной власти и государственными учреждениями осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансовых активов амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).
При получении объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 116 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете учреждения также отражаются операции по формированию расчетов с учредителем.
В силу п. 58 СГС «Основные средства» объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, предусмотренным п. 8 данного стандарта, отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств. Накопленная амортизация, исчисленная на дату пересмотра стоимости таких объектов недвижимости, подлежит списанию.
Исходя из разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257,учреждение принимает к балансовому учету в феврале 2021 года объект недвижимости по кадастровой стоимости, при этом пересматривается и срок полезного использования данного объекта.
Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования
Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.
Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.
Суть и назначение договора оперативного управления недвижимым имуществом
Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика.
Исходя из этого, под договором оперативного управления имуществом подразумевается письменное соглашение между субъектами хозяйственной деятельности, либо муниципальными (государственными органами), на основании которого, одна сторона, которой принадлежит недвижимое имущество, передает его в управление другой стороне, при этом за это не берется плата.
Такое существенное отличие его от договора аренды. Плюс к этому нужно добавить, что недвижимое имущество, передающееся таким способом, должно быть поставлено на баланс субъекта хозяйственной деятельности, и соответственно оперативный управитель платит налоги, проводит амортизационные отчисления.
Правовые нормы оперативного управления.
Исходя из этого, можно выделить три основных отличия такого соглашения от других способов передачи имущества в пользование:
- за пользование имуществом не берется плата, то есть сделка безвозмездная;
- полученный объект недвижимости становится на баланс юридического лица, и с него идет обязательная уплата всех налогов и сборов;
- полученное таким образом имущество через некоторый промежуток времени возвращается его владельцу, то есть его нельзя продать, подарить, передать в субаренду.
Важно запомнить, что все договора по оперативному управлению имуществом должны пройти обязательную регистрацию в специальном государственном органе. Если такой процедуры не будет, то соглашение автоматически будет признано недействительным, а это значит, что стороны не наделяются никакими правами и обязанностями
Если такой процедуры не будет, то соглашение автоматически будет признано недействительным, а это значит, что стороны не наделяются никакими правами и обязанностями.
Понятие и субъекты оперативного управления имуществом
Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.
Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.
Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.
Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии.
Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти. В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП.
Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео:
Поэтому можно прийти к выводу, что передавать имущество в оперативное управление можно только то, что используется для хозяйственной деятельности и является средствами производства (склады, офисные помещения).
В эту категорию не подпадает жилая недвижимость. Образец договора на оперативное управление имуществом, можно скачать ниже.
Обзор законодательства по праву оперативного управления
В СССР не было единообразных требований, по которым владения причислялись к чьей-то собственности. Объекты передавали на баланс, в распоряжение или ведение гражданских лиц.
8 декабря 1961 года впервые произошла официальная регистрация права на различное имущество, обозначилось понятие собственника, утвердились способы перехода объектов третьим лицам. Возможность владеть имущественными благами закрепилась в нормативном акте от 31 декабря 1990 года. Расширенные сведения были изложены в законе от 31 мая 1991 года, где закреплялась зависимость материальных ценностей от их владельца, который наделялся способностью вмешиваться в финансово-хозяйственный процесс. 30 ноября 1994 года была обнародована статья № 296 ГК РФ. В ней установлены нормы, по которым собственник вправе изъять вверенное ему имущество, которое используется не по своему прямому назначению.
Права управления регулируются ГК РФ
3 августа 2018 года в Гражданский кодекс внесли изменения. Обновленная редакция закрепила основные понятия и разграничила возможности управлять разными объектами. В расширенной версии подробно описаны все случаи, при которых осуществляется истребование каких-либо вещей в собственности. Она также содержит сведения о том, как владелец может защититься от возможных нарушений при оперативном управлении различными объектами.
Понятие права оперативного управления
Оно закрепилось в 1961 году и предусматривает вероятность распоряжаться вещами, предоставленными человеку во владение. Оперативное управление имуществом – это передача владельцем своей собственности в пользование другим учреждениям, которые не владеют, но контролируют использование предоставленных им материальных ресурсов. К таким объектам относятся:
- денежные средства;
- здания;
- аппаратура;
- производства;
- постройки;
- предметы хозяйства.
Выделяется также оперативное управление компанией. Это контроль внутренних процессов фирмы для слаженной и бесперебойной работы ее подразделений. Координация осуществляется за счет составления субъектами планов, распределения задач, организации рабочего места.
Субъектами являются все, кто зарегистрировался как юрлицо. Это могут быть муниципальные, казенные либо государственные структуры. При этом они не могут свободно распоряжаться предоставленными ценностями. Они должны координировать свои действия с владельцем взятого объекта. Если нарушились условия распоряжения имуществом, оно применяется не по назначению, то его законный хозяин способен расторгнуть договор, аннулировать сделку и забрать себе объект
Важно учитывать, как именно переходит объект: в оперативное управление либо хозяйственное ведение. Оба понятия подразумевают различную степень собственности
Для регистрации прав необходим определенный пакет документов
Отличия от права хозяйственного ведения
Обе категории указывают на то, что юридическое лицо получает чью-то собственность во владение, а не становится ее единоличным хозяином. Оперативное управление предполагает ограниченное распоряжение объектом, а при хозяйственном ограничений нет. Различия также в том, что при хозяйственном владении в роли субъектов выступают унитарные корпорации и коммерческие фирмы. А при оперативном управлении имущественные ценности передаются во власть бюджетных, автономных либо частных учреждений. Объем полномочий в таком случае зависит от того, частное это лицо или органы государства. Обязательное условие передачи им имущества – это госрегистрация лица.
Общие положения
Право оперативного управления – ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями.
Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Субъектами права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия), объектами – имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе их производственной деятельности.
Госрегистрация права. Поскольку право оперативного управления относится к вещным правам, то соответственно право оперативного управления недвижимостью возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, и ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).
Ограничения в праве оперативного управления. Субъекты права оперативного управления имеют следующие ограничения:
- необходимость получения разрешения собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
- собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, переданное в оперативное управление (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Таким образом, право оперативного управления ограничивает правомочия его обладателя возможностью владения и пользования имуществом в соответствии с его целевым назначением и направлениями деятельности учреждения или предприятия. У субъектов права оперативного управления практически отсутствует возможность самостоятельного распоряжения закрепленным за ними имуществом, собственник может изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Правомочия распоряжения имуществом учреждения и казенного предприятия. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, но по объему правомочий уже, чем право хозяйственного ведения. Так, свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником, в частности:
- казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию;
- учреждения не наделены правом отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако, если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, оно вправе свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.
Бремя содержания имущества. Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника. Обязанность по содержанию переданного имущества возникает с момента регистрации прав, а не с момента передачи имущества. До регистрации прав бремя содержания имущества несет собственник.
Право следования. Праву оперативного управления, как и праву хозяйственного ведения, присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования. Таким образом, переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения права оперативного управления.
Право оперативного управления имуществом
Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них.
О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.
Содержание Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.
При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.
Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:
- Непрерывность для достижения результатов;
- Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
- Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
- Лежит в основе долгосрочных планов.
Глобальная особенность в том, что оперативное управление должно привести к росту эффективности использования данной собственности.
Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.
Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:
- Производительности труда;
- Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.
- Рост финансовых показателей;
- Снижение риска и травматизма на предприятии;
Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред.
от 22.04.2013) «О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМПИСЬМОот 22 марта 2013 г.
N ИБ-06/12205О ПЕРЕЧНЕДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКРЕПЛЕНИИНЕДВИЖИМОГО И ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВАВ связи с многочисленными обращениями федеральных органов власти и подведомственных Росимуществу территориальных органов по вопросу применения письма Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957
Росимущество сообщает.В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Росимущества от 11 августа 2010 г.
N 219
(далее — Регламент) издан Росимущества от 31 августа 2012 г. N 193
(далее — Положение).Закрепление недвижимого и движимого имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оформляется в установленном и порядке распоряжениями Росимущества (территориальных органов) в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным от 14 ноября 2002 г.
N 161-ФЗ
, Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.
N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».Согласно Положения, для принятия решения о закреплении объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности, за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также о прекращении права хозяйственного ведения на имущество соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти, подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное унитарное предприятие, с приложением следующих документов: 1.
Общие положения
Право оперативного управления – ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями.
Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Субъектами права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия), объектами – имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе их производственной деятельности.
Госрегистрация права. Поскольку право оперативного управления относится к вещным правам, то соответственно право оперативного управления недвижимостью возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, и ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).
Ограничения в праве оперативного управления. Субъекты права оперативного управления имеют следующие ограничения:
- необходимость получения разрешения собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
- собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, переданное в оперативное управление (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Таким образом, право оперативного управления ограничивает правомочия его обладателя возможностью владения и пользования имуществом в соответствии с его целевым назначением и направлениями деятельности учреждения или предприятия. У субъектов права оперативного управления практически отсутствует возможность самостоятельного распоряжения закрепленным за ними имуществом, собственник может изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Правомочия распоряжения имуществом учреждения и казенного предприятия. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, но по объему правомочий уже, чем право хозяйственного ведения. Так, свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником, в частности:
- казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию;
- учреждения не наделены правом отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако, если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, оно вправе свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.
Бремя содержания имущества. Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника. Обязанность по содержанию переданного имущества возникает с момента регистрации прав, а не с момента передачи имущества. До регистрации прав бремя содержания имущества несет собственник.
Право следования. Праву оперативного управления, как и праву хозяйственного ведения, присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования. Таким образом, переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения права оперативного управления.
Комментарий к статье 296 ГК РФ
1. В соответствии со ст. 216 ГК право оперативного управления – один из видов ограниченных вещных прав, в рамках которого собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу. Как и право хозяйственного ведения, данное право: а) производно и зависимо от права собственности; б) осуществляется в рамках схемы: собственник имущества – правообладатель – третьи лица; в) состоит из тех же правомочий, что и право собственности. Различают право хозяйственного ведения и оперативного управления по трем основным параметрам:
– по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК). Как видно, это и коммерческие, и некоммерческие организации. Такое различие в статусе находит отражение в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК) и учреждением (ст. 298 ГК);
– по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);
– по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Следовательно, и возможности субъекта права оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.
2. При передаче имущества в оперативное управление у собственника сохраняется больший объем прав в отношении имущества по сравнению с передачей имущества в хозяйственное ведение. Так, собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению либо приобретенное за счет выделенных им средств имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (см.: Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. N 14450/04 (Вестник ВАС. 2005. N 8)). Однако казенные предприятия и учреждения имеют право обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям или учреждениям на праве оперативного управления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 Постановления ВС и ВАС N 6/8).