Орган дознания и дознаватель, их задачи и полномочия

Востребована ли профессия?

Если то, в чем заключается работа следователя, выяснено, актуальным становится вопрос о том, как сегодня воспринимается эта профессия зрелым поколением и молодёжью. Для тех, кто всегда мечтал носить погоны и помогать родной стране с расследованием преступлений, есть хорошая информация – сегодня данная специальность востребована, да ещё как!

Спрос на квалифицированных следователей, несмотря на широкую распространенность людей с данным видом профессии на рынке труда, всё же не проходит. Следователи могут работать не только в прокуратуре, но и в органах безопасности, и в следственных органах МВД. Поэтому сегодня, например, работа следователем в Москве, отзывы о которой преимущественно положительны, предоставляет не только комфортные условия, достойный уровень оплаты труда в диапазоне от 40 до 50 тыс. рублей и выше, но и возможность стремительного карьерного роста (с учетом наличия личной заинтересованности и старания) до должности прокурора или советника юстиции. В обществе следователи уважаются, а их дело считается престижным.

Комментарии к статье 40 УПК

Главным признаком, характеризующим органы дознания, являются полномочия по выполнению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми понимается осуществление специальных, не процессуальных действий, имеющих разведывательную сущность. Целью этих мероприятий выступает получение информации о противоправном действии, совершившем его лице, а также источниках доказательств.

В ходе выполнения служебных обязанностей представитель дознания имеет право:

  • проводить опросы граждан;
  • наводить справки об интересных ему с точки зрения расследуемого правонарушения событиях или людях;
  • собирать материалы для их дальнейшего направления на экспертизу;
  • выполнять проверочные и контрольные закупки;
  • исследовать предметы и документы;
  • вести наблюдение за лицом или местом;
  • обследовать здания, сооружения, ТС и участки открытой местности;
  • контролировать почтовые и курьерские отправления, а также прочие сообщения;
  • прослушивать телефоны подозреваемых;
  • снимать информацию с каналов связи;
  • проводить оперативное внедрение;
  • проводить оперативные эксперименты.

Правом проведения перечисленных мероприятий наделены оперативные подразделения следующих государственных структур:

  1. ОВД.
  2. ФСБ.
  3. Федеральная государственная охрана.
  4. Таможенная служба.
  5. СВР.
  6. ФСИН.
  7. ФСКН.

В то же время СВР и органы государственной охраны не могут брать на себя функции дознания и не имеют полномочий, позволяющих возбуждать дела. В 151 статье УПК РФ, определяющей подследственность, они вообще не упомянуты. Исходя из этого теоретики права сделали вывод о том, что перечень структур ведущих оперативно-розыскную деятельность и круг органов дознания не совпадают, что является ошибкой законодателя.

Кроме того, определение дознания, как органа выполняющего оперативно-розыскную деятельность, некорректно. В истории рассматриваемого органа этот признак был решающим, но со временем все изменилось, а определение осталось прежним. Изначально под дознанием понималось расследование любых преступлений, проводимое путем применения оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных средств, при негласном главенстве первых. Материалы, полученные в процессе дознания передавались следствию.

Современное дознание – это орган, оперирующий процессуальными инструментами и специализирующийся на расследовании мелких преступлений, которые будут перечислены по ходу статьи. Таким образом оперативно-розыскная деятельность не имеет отношения к работе дознавателя, но является его должностной обязанностью согласно закону. В частности, именно поэтому обывателю трудно понять место дознания в судопроизводстве.

Положения закона и должностные инструкции дознавателя противоречат друг другу. Разобраться в путанице поможет информация, представленная ниже, а именно сфера деятельности современных дознавателей и их отличия от схожих по полномочиям органов следствия.

Органы дознания и их полномочия

  • статус обвиняемого подозреваемый обретает после составления итогового акта;
  • не проводятся такие действия по добыванию доказательств, как наложение ареста на корреспонденцию, запросы биллинга;
  • в процессе дознания невозможно заключить соглашение о сотрудничестве.

Согласно УПК РФ, дознание имеет место только при расследовании уголовных правонарушений небольшой и средней тяжести, а в особом порядке – при наличии признания вины с учётом всех обстоятельств, а также согласия обеих сторон – потерпевшего и подозреваемого.

  1. Внутренних дел Российской Федерации.
  2. Пограничные подразделения ФСБ РФ.
  3. Служба судебных приставов.
  4. Государственного пожарного надзора.
  5. Таможенная служба.

Дознание по делам о преступлениях, где фигурантами являются сотрудники правоохранительных органов и некоторые другие категории граждан, отнесено к компетенции следователей следственного комитета РФ.

К полномочиям дознавателей законодатель отнёс проведение как непосредственно расследования уголовных правонарушений небольшой тяжести, так и срочных процессуальных действий по делам, по которым устанавливается расследование в виде предварительного следствия. УПК РФ также наделяет правом осуществлять процессуальные действия, включая возбуждение дела, руководителей дипломатических и консульских учреждений, начальников зимовок и прочих научных полевых баз, капитанов кораблей дальнего плавания, если преступление зафиксировано в пределах подчинённых им территорий.

Требования к профессии дознаватель

Чтобы стать дознавателем, в первую очередь необходимо получить высшее юридическое образование. Однако это далеко не полный перечень требований. Есть и стандартные для всех работников полиции:

  • Возраст должен быть от 18 лет, но с учетом обучения в вузе начала карьеры придется на 21-22 года;
  • Стаж. После окончания вуза работу можно найти и без стажа, но для определенных должностей может потребоваться опыт от трех лет;
  • Не должно быть противопоказаний по здоровью;
  • морально-психологическая устойчивость;
  • хорошая физическая подготовка.

Каждый дознаватель должен быть хорошим психологом, уметь располагать к себе людей. Кроме того, работа отличается большой ответственностью – за результаты расследований и следователи, и дознаватели отвечают лично.

Функции

Должностное лицо, в подчинении которого находится орган дознания, и дознаватель организуют осуществление необходимых мероприятий для обнаружения, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Они также принимают меры для выявления и изобличения виновных субъектов. В законодательстве установлены обязанности начальника относительно дел, по которым необходимо проведение предварительного следствия. В частности, в предусмотренном кодексом порядке руководитель должен оказать содействие уполномоченному служащему при принятии последним решения по вопросу наличия либо отсутствия оснований и поводов для начала производства.

Должностное лицо, возглавляющее орган дознания, вправе сам возбудить дело. При необходимости руководитель может лично осуществить неотложные мероприятия по выявлению обстоятельств вероятного преступления. Он также вправе поручить их выполнение соответствующим служащим своего подразделения. Данная возможность закреплена в ст. 146 кодекса. Руководитель обеспечивает выполнение поручений, данных следователем, прокурором либо должностным лицом, возглавляющим следственный отдел, реализацию оперативно-розыскных мероприятий подчиненными ему сотрудниками.

В его полномочия также входит организация участия служащих в производстве отдельных процедур, осуществляемых служащими других подразделений в установленных в законе случаях. Лицо, которое возглавляет орган дознания, передает результаты выполненных по указаниям мероприятий в отделы или сотрудникам, от которых они поступили. По запросу прокурора или руководителя уполномоченного подразделения он выделяет необходимое число подчиненных для участия их в выявлении обстоятельств вероятного преступления в составе оперативной группы. Указания, которые направляет в орган дознания следователь, являются для обязательными для исполнения. Их обжалование не приостанавливает их реализацию.

Определение, права и обязанности

В уголовном процессе применяют разные варианты расследования дел – в частности, следствие и дознание. Соответственно, эти виды деятельности осуществляют разные люди. В первом случае речь идет о следователе, во втором – о дознавателе. Чтобы понять отличия между ними, стоит разобраться в терминологии.

https://youtube.com/watch?v=ajE-nTVQNEE

Следователь

Под этим термином понимают сотрудника правоохранительных органов, который проводит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу. Следователь может работать в прокуратуре или Следственном комитете.

Это должностное лицо отличается значительным спектром полномочий. Он намного шире, нежели у дознавателя. Это закреплено в законодательстве и различных правовых актах.

К примеру, следователь уполномочен возбудить уголовное дело, начать его производство, перенаправить его в другие инстанции в зависимости от подследственности или по территориальному признаку.

Дознаватель

Этим термином называют должностное лицо, которое относится к органу дознания. Основную часть дознавателей составляют сотрудники органов внутренних дел, то есть полиции. Также эта должность предусмотрена в налоговой полиции, пожарной и пограничной службах. Есть дознаватели и в ФСБ. Обычно они занимаются делами, общественная опасность которых относительно невелика.

Дознаватели могут принимать участие в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто задействуют в разборе административных нарушений. В целом, в компетенции этих должностных лиц находятся дела, которые не создают большого общественного резонанса и не представляют значительной опасности для общества.

Представительство

Дознаватель должен исполнять все свои обязанности, предусмотренные законодательством, без ограничений. Некоторые мероприятия он может проводить самостоятельно, руководствуясь собственными убеждениями. Если для каких-то действий предусматривается ведомственное положение, предъявляющее к дознавателю требование о получении согласования с начальником или прокурором, он должен его исполнить. При этом отсутствие на постановлении подписи вышестоящего лица не рассматривается как нарушение законности вынесения акта прокурором или в качестве основания для признания доказательств, полученных впоследствии судом, недопустимыми. Тот сотрудник, которому обязанности дознавателя были делегированы, не имеет таких широких полномочий.

Где выучиться на дознавателя?

Как уже было сказано, для работы дознавателем необходимо высшее образование. Лучший вариант – это юридический факультет со специализацией по уголовному праву. Также подходит направление «Юриспруденция» со специализацией по правоохранительной деятельности. Обучение обычно занимает пять лет.

Подобное образование дает несколько вузов в России:

  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
  • Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
  • Санкт-Петербургский университет управления и экономики
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия МНЭПУ»
  • Московский гуманитарно-экономический институт

После окончания этих вузов получить работу не составит труда. Дознавателей обычно принимают на работу без стажа, а все знания и навыки они получают в процессе обучения и на практике. Самое распространенное место работы – органы дознания МВД.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 – 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 – 32.1 УПК РФ).

Предварительное следствие может оканчиваться:

  • прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) в случаях, когда в процессе расследования были установлены обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, или собранные доказательства явились недостаточными для изобличения лица в совершении преступления;
  • направлением дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Данная форма окончания расследования обусловливается формированием позиции обвинения, достаточностью собранных доказательств для изобличения лица в совершении инкриминируемого ему преступления и категоричной уверенностью следователя относительно дальнейшей судебной перспективы данного дела;
  • направлением уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Данная форма носит весьма специфический характер и имеет место только при особом порядке уголовного судопроизводства, связанном с применением принудительных мер медицинского характера. Процедура такого варианта окончания досудебного производства регламентируется отдельной ст. 439 УПК РФ.

Дознание может оканчиваться:

  • прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ);
  • направлением дела в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 УПК РФ). Данные формы окончания дознания по своей сущности и задачам схожи с окончанием следствия с обвинительным заключением. Их отличия не являются принципиальными и носят процедурный характер (например, различные сроки, различный порядок ознакомления участников с материалами дела и т.д.);
  • направлением уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Этот порядок окончания дознания не обусловливает окончания всего досудебного производства, а лишь связан со сменой формы расследования. Тем не менее в подобной ситуации процессуальные правоотношения, составляющие содержание дознания, перестают существовать, а взамен им появляются новые – составляющие содержание следствия.

Передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда:

  • истекли предельно допустимые сроки дознания;
  • в ходе дознания были получены доказательства, изобличающие подозреваемого в совершении более тяжкого преступления, нежели предусматривает ч. 3 ст. 150 УПК РФ;
  • имеется указанием прокурора об этом (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

В ч. 2 ст. 158 УПК РФ закреплено правило, согласно которому, независимо от формы окончания предварительного расследования, следователь или дознаватель, окончив производство по уголовному делу, вправе наряду с уголовным преследованием виновного в преступлении принять меры профилактического свойства. Оно заключается во внесении дознавателем, следователем в адрес соответствующих организации или должностного лица представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.

Комментарий к Ст. 41 УПК РФ

1. Согласно пункту 7 статьи 5 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего — производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (см. статью 157 УПК и комментарий к ней).

2. Правомочны осуществлять указанную процессуальную деятельность и в силу данного обстоятельства являются дознавателями — участниками уголовного процесса руководители органов дознания (по должности) и лица, назначенные в установленном порядке на штатную должность дознавателя. Кроме того, правомочия дознавателя могут быть делегированы начальником органа дознания подчиненному ему должностному лицу в разовом порядке для производства дознания по конкретному уголовному делу. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные в юридическом отношении лица начальствующего состава (офицеры полиции), в частности сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, сотрудники ГИБДД — ГАИ, участковые уполномоченные, для которых производство дознания по порученному делу (по характеру преступления) связано с осуществлением их повседневных служебных обязанностей в сфере административной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности.

3. Согласно части второй данной статьи дознаватель не может проводить по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Словом, дознаватель — это не оперативный работник, не сыщик, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Данное обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как полицейской деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

4. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что дознаватель, подобно следователю, обладает процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания ни касались. Данное положение спорно. Получается, что дознаватель, будучи самостоятельным органом расследования, вместе с тем обязан против своей воли, подчиняясь указаниям, привлечь невиновного в качестве обвиняемого, квалифицировать его действия вопреки своему убеждению и направить дело для предания невиновного суду.

5. При отсутствии прямого указания в УПК, что дознаватель имеет такое-то право или несет такую-то процессуальную обязанность, следует, прежде всего руководствоваться частью первой статьи 223 УПК, согласно которой дознание производится по правилам предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК (статьи 223 — 226). Если изъятие не предусмотрено, это означает, что по уголовному делу, законно принятому им к производству, процессуальное положение дознавателя в данном правоотношении аналогично процессуальному положению следователя, из чего и следует исходить при наличии законодательного пробела. Например: несмотря на то что в статье 217 УПК говорится только о следователе, а дознаватель вообще не упомянут, весь комплекс процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных данной статьей, посвященной окончанию предварительного следствия, относится и к дознавателю. В частности, по уголовному делу, подсудному областному и приравненному к нему суду (часть третья статьи 31 УПК), дознаватель, заканчивая расследование, обязан, как и следователь, разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей, а материалы дознания направить в суд через областного и приравненного к нему прокурора (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 11. С. 7 — 9).

Плюсы и минусы профессии дознаватель

Плюсы:

  • престижность;

  • развитие умственных способностей. Дознаватель должен расследовать дела, которые могут быть очень сложными, запутанными и приходится приложить немало умственных усилий, чтобы скорее в ним разобраться;

  • рост по карьерной лестнице;

  • стабильный и хороший заработок, а также различные надбавки, например, за выслугу лет;

  • поощрения за успешное раскрытие дел;

  • льготы. Например, это может быть компенсация за съем жилья или единовременная выплата на покупку жилья, больничные листы оплачиваются в полном размере, предоставление служебного транспорта;

  • саморазвитие. Человек, работающий дознавателем должен постоянно развиваться, посещая курсы повышения квалификации;

  • лечение в специальных медучереждениях;

  • путевки в санатории и детские оздоровительные лагеря;

  • предоставляются мест для детей сотрудников в детский сад без очереди;

  • выход на пенсию относительно молодым.

  • ненормированный график работы, дознаватель может вести несколько расследований сразу, работа может быть даже в праздники;

  • вызвать на расследование могут даже ночью, если где-то произойдет преступление

  • сжатые сроки, в которые необходимо раскрыть дела

  • эмоциональная нагрузка. Дознаватель должен сдерживать эмоции во время дознания, стараться относительно спокойно общаться с подозреваемыми. Он не должен показывать неприязнь, это может помешать расследованию

  • неуважение со стороны подозреваемых и их родственников

  • иногда приходится начинать всё расследование сначала, если кто-то из свидетелей изменит показания или найдется новый свидетель

  • опасность. Угрозы в адрес дознавателя и его семьи – не редкость, это отрицательно сказывается на психическом состоянии работника, поэтому здесь так важна стрессоустойчивость

О чем говорится в статье 40 УПК РФ?

В 40 статье УПК РФ 3 части:

  • в первой перечислены органы, относящиеся к дознанию;
  • во второй полномочия органов дознания в уголовном процессе;
  • в третьей перечислены лица, на которых в особых случаях возлагаются полномочия и обязанности органов дознания.

Чтобы понять основные виды уголовно-процессуальной деятельности органов дознания в уголовном судопроизводстве и их отличия от схожего по функциям и полномочиям следствия, необходимо рассмотреть 40 статью УПК РФ и комментарии к ней более детально.

Основные положения

Органы дознания в УПК определены как полноправный участник уголовного судопроизводства, имеющий ряд полномочий.

К таким органам согласно действующему законодательству отнесены:

  • органы внутренних дел РФ, входящие в них территориальные управления и представители исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями;
  • органы ФССП;
  • начальники военной полиции ВС РФ, руководители ВЧ, соединений, учреждений и гарнизонов;
  • органы ГПН ФПС.

Органами дознания в уголовном процессе осуществляются следующие функции:

  • дознание по делам, не требующим предварительного следствия;
  • следственные мероприятия по делам, требующим предварительного следствия.

Возбуждение уголовных дел и проведение следственных действий также может быть возложено на целый ряд лиц, не имеющих отношения к правоохранительным органам: капитанов судов, руководителей геологических экспедиций и зимовок, глав дипмиссий и консульств РФ.

Роль дознания в уголовном судопроизводстве

Орган дознания является обязательным участником уголовного процесса. Исключением выступают дела частного обвинения. Дознаватели уполномочены проводить предварительное следствие более чем по 60 статьям УК РФ. Дознаватель вправе самостоятельно выполнять следственные и прочие процессуальные действия за исключением случаев, когда на это требуется санкция начальника дознания, сотрудника прокурора или решение суда.

Порядок и сроки дознания по УПК РФ в уголовном процессе

Недопустимым предстает возложение полномочий по выполнению дознания на лицо, участвовавшее в оперативно-розыскных мероприятиях. Полученные в ходе выполнения этих мероприятий сведения способны повлиять на оценку имеющихся данных. Дознаватель обязан выполнить самоотвод, если он являлся участником указанных мероприятий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий