Режим работы
Технологическая численность проводников пассажирских вагонов устанавливается на все поезда формирования железной дороги, предусмотренные служебным расписанием движения пассажирских поездов; при этом по каждому поезду численность проводников рассчитывается с учетом соблюдения нормального режима их работы и отдыха. Нормативы обслуживания пассажирских вагонов проводниками принимаются в зависимости от времени нахождения поезда в пути следования в одном направлении.
Рабочее время одного проводника за рейс устанавливается графиком режима работы и отдыха проводников вагонов в рейсе, разработанным в соответствии с типовыми графиками, а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения и обслуживания пассажиров.
Например, при времени в пути следования в одном направлении до 9 часов установлена следующая норма обслуживания: два проводника – на два вагона.
При увеличении времени пути следования в одном направлении норма обслуживания увеличивается прямо пропорционально.
Так, при норме от 9 до 12 часов – пять проводников на четыре вагона; от 12 до 24 часов – три проводника на два вагона; от 24 до 48 часов – два проводника на один вагон.
Режим рабочего времени проводников пассажирских поездов в поездке регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем для каждого поезда применительно к местным условиям, с учетом мнения представительного органа работников. По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна быть более 16 часов.
При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому из них в рабочее время включается половина времени в пути следования и, в соответствии с графиком сменности, в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.
Учет рабочего времени ведется на специальных маршрутных листах, выписываемых на каждого проводника. Начало работы отсчитывается от времени явки работника к постоянному месту работы, а окончанием работы является время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей – в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка. При этом в рабочие часы включается также время, затраченное на приемку и сдачу вагонов и на подготовку к рейсу.
Фактически рабочее время проводника железнодорожного поезда реализуется в пути, хотя одновременно для них предусмотрена и не совсем обычная форма трудовой деятельности – дежурство на дому (при возможности вызова на работу), в специально оборудованной комнате (помещении) или в купе вагона. Подобная форма допускается с письменного согласия работника, в соответствии с положением о дежурстве для определенного вида деятельности на железнодорожном транспорте, принятом с учетом мнения представительного органа работников и утвержденном работодателем.
Требования к претендентам
Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен. Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником. Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.
Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:
- пунктуальность, организованность, умение быстро принимать решения;
- ответственность, коммуникабельность;
- умение показывать высокие результаты работы при отсутствии внешнего контроля;
- коммуникабельность, навыки работы в команде;
- частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье;
- аккуратность, внимательность, способность четко оценивать ситуацию и анализировать большие объемы информации;
- частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье.
Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.
Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров. Деятельность проводника представляет собой работу с применением знаний о техническом оборудовании, правилах железнодорожного движения, этикете, сервисном обслуживании пассажиров.
Из чего складывается оплата?
Результат выплат формируется из тарифной части, зависящей от разряда. Её размеры зависят от количества отработанных часов. Премиальный фонд выстраивается по результатам сбора за билеты.
Полная сумма сохраняется у проводников, не имеющих отрицательных моментов в работе: негативных отзывов, жалоб, утраты имущества. При длительном сроке работы существуют поощрения в виде годовой выплаты. Также имеется дополнительная плата за выслугу лет.
При работе свыше 12 месяцев проводник приобретает право на бесплатное разовое пользование услугами РЖД внутри своей дороги. Предоставляется один внутренний билет для работника и его двух несовершеннолетних детей. Также оплачивается проезд на поезде до места работы и обратно.
Задачи проводников и должностная инструкция
Мнение эксперта
Екатерина Колоколова
Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу.
К выполнению служебных обязанностей проводник вагона приступает еще до отправления состава. Он принимает участие в подготовке вверенного ему участка, посещает инструктажи и планерки. Работник получает постельное белье, моющие принадлежности, продукты питания и другие расходные материалы. Зачастую он участвует в уборке вагона, осматривает его на предмет наличия неполадок и вызывает бригаду для их устранения.
Во время следования состава проводник поезда должен:
- размещать пассажиров на места, указанные в билетах;
- следить за работой электричества, освещения, вентиляции, отопления, санузлов;
- снабжать пассажиров постельным бельем, чаем и другими вещами в зависимости от типа вагона;
- сообщать пассажирам о прибытии поезда на место назначения или конечный пункт его следования;
- в случае необходимости проводник должен уметь оказать первую медицинскую помощь и сообщить о происшествии начальнику состава;
- проводить обучение стажеров или молодых специалистов;
- убирать вверенные ему помещения сухим или влажным способом;
- в поездах международного следования проводники раздают таможенные декларации, оформляют дорожные ведомости.
На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.
Должностные обязанности Проводника
Работа проводника начинается задолго до отправления поезда от перрона. Ему необходимо полностью подготовить вагон для рейса. Проводник делает уборку, получает постельное белье и другие принадлежности, которые могут понадобиться во время поездки. Кроме того, штат проводников проходит обязательный инструктаж.
В начале пути и во время следования проводники имеют такие основные обязанности:
- проверка проездных документов;
- размещение пассажиров согласно приобретенным билетам;
- уборка вагона (по специальному графику);
- обеспечение пассажиров чаем и другими необходимыми вещами;
- наблюдение за поведением пассажиров;
- уведомление о названии следующей станции и о времени стоянки;
- оказание первой медицинской помощи;
- контроль уровня освещения и температуры.
Это далеко не полный список возможных обязанностей. Проводники, которые сопровождают последний вагон состава, контролируют корректность работы хвостовых сигнальных фонарей. Если речь идет о международных рейсах, то на плечи проводников возлагаются заботы об оформлении таможенной декларации и дорожной ведомости.
Проводник несет ответственность за все происходящее в «своих владениях». От личных качеств и профессионализма такого работника во многом зависит уровень комфортабельности поездки каждого пассажира. Сегодня работники железной дороги стараются предоставлять качественные услуги всем клиентам. Это в первую очередь касается проводников. Старый архаичный тип наглого и безучастного сопровождающего постепенно растворяется. Проводники пытаются создавать нормальную рабочую атмосферу и обеспечивать клиентов услугами высокого качества.
Обслуживание пассажиров
Создание комфортных условий для проезда граждан – вот главная прерогатива тех, кого мы называем проводником. Поэтому их основные обязанности связанны именно с оказанием услуг пассажирам. В их число входит:
- контроль проездных и личных документов пассажиров в начале пути следования;
- физическая помощь при посадке тем людям, кто не может занять или найти своё место самостоятельно;
- раздача постельных принадлежностей и полотенец в начале поездки, а также их сбор за полчаса до выхода пассажира из поезда;
- по просьбе проводник может и расстелить постель, в первую очередь делая это для путешествующих с малышами, людей в возрасте или с ограниченными возможностями;
- предложение к покупке горячих и холодных напитков, а также прочего ассортимента продовольственных товаров, для этого проводники обязаны трижды за день обходить каждое купе. В любое другое время пассажиры могут самостоятельно обратиться в купе проводника за необходимым товаром;
- если кто-то в вагоне попросит принести ему щётку для обуви или одежды, а также настольные игры, проводник обязан будет принести всё это к месту обратившегося;
- поддержание высокой температуры горячей воды в котле;
- проверка постоянного наличия холодной воды;
- обеспечение тишины в вагоне в ночное время суток, которое начинается за час до полуночи и длится до 6 часов утра;
- приглашение обслуживающего персонала из вагона-ресторана для принятия от пассажиров заказа;
- подъём граждан после сна ориентировочно за полчаса до их выхода в пункте назначения.
Проводник — кто это?
В официальных документах, включая справочник рабочих профессий, эта должность так и называется — «Проводник пассажирского вагона».
Проводник — это работник состава, который следит за безопасностью и комфортом пассажиров во время поездки. Аналогичные задачи выполняют стюарды и стюардессы в пассажирских самолетах и на морских судах.
Но у работы на железной дороге есть специфика, так как во время пути поезд много раз останавливается и посадка-высадка пассажиров выполняется регулярно. Также нужно учитывать, что железная дорога — это объект повышенной опасности, поэтому проводник должен следить за безопасностью пассажиров.
Обязанности проводника в поезде:
- проверка билетов и размещение пассажиров;
- регулярная влажная и сухая уборка в помещениях вагона;
- проверка коммуникаций вагона;
- объявление станций по просьбе пассажиров, выдача постельного белья, горячего чая и кофе, обеспечение питания инвалидов и пассажиров с детьми;
- оформление дорожных ведомостей и выдача таможенных деклараций при работе на международных маршрутах;
- обучение стажеров;
- наблюдение за безопасной посадкой и высадкой пассажиров.
Проводник вагона может работать самостоятельно или с напарником. Согласно трудовому законодательству в каждом вагоне должно быть два работника.
Каждый проводник подчиняется напрямую начальнику поезда, который обычно располагается в головном вагоне.
Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
2.1. Обеспечивает высокую культуру обслуживания пассажиров в пути следования поезда и их безопасность в аварийной обстановке при обслуживании вагонов, следующих в поездах местного и дальнего сообщения, вагонов специального назначения.
2.2. Содержит внутреннее оборудование вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии.
2.3. Обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров.
2.4. Размещает пассажиров в вагоне согласно их проездным документам.
2.5. Обеспечивает безотказную работу приборов отопления, освещения, вентиляции, установок кондиционирования воздуха и холодильных установок.
2.6. Обеспечивает отопление вагонов в зимнее время и поддерживает в них нормальную температуру.
2.7. Регулирует работу принудительной вентиляции устройств кондиционирования воздуха, приборов освещения и отопления.
2.8. Следит за работой электрооборудования, кипятильника, нагревом букс с помощью прибора СКНБ (система контроля нагрева букс), проверяет работу ручного тормоза.
2.9. Обеспечивает пассажиров постельным бельем и чаем.
2.10. В фирменных и международных поездах дополнительно предлагает пассажирам чай, кофе и кондитерские изделия – круглосуточно.
2.11. По просьбе пассажиров с детьми, инвалидов и престарелых в фирменных и поездах международного сообщения доставляет на место пассажиру из вагона-ресторана или буфета разную заказанную продукцию.
2.12. Получает и сдает постельное белье, продукты чайной торговли, обеспечивает вагоны топливом и водой в случае отсутствия экипировочной бригады.
2.13. Обязательно заправляет и убирает постельное белье в фирменных поездах и поездах международного сообщения, а в пассажирских и скорых поездах дальнего следования – по просьбе пассажиров спальных вагонов.
2.14. Составляет акты на испорчены или уничтожены материальные ценности и в установленном порядке проводит взыскания их стоимости с виновных лиц.
2.15. Оповещает пассажиров о названии остановочных пунктов и продолжительность стоянок поезда на них.
2.16. Предоставляет в случае необходимости первую (доврачебную) медицинскую помощь пассажирам.
2.17. На специальных бланках составляет отчеты.
2.18. Своевременно сообщает начальнику (механику-бригадиру) поезда о наличии свободных мест и мест, которые будут освобождены в вагонах.
2.19. Выполняет влажную и сухую уборку вагона (при этом убирает туалеты с применением дезраствора).
2.20. Навешивает на вагон порядковые номера и маршрутные доски.
2.21. Заправляет твердым топливом, чистит топки и зольники от золы и шлака.
2.22. Обеспечивает подачу охлажденной кипкипяченой воды с помощью насоса или специальных устройств.
2.23. Принимает и сдает по инвентарному описанию и накладным внутреннее оборудование и съемный инвентарь вагонов (согласно должностной инструкции проводника пассажирского вагона).
2.24. В поездах международного сообщения проводник дополнительно осуществляет: оформление дорожной ведомости, таможенных деклараций и предъявляет их таможенным органам для отметки, получает и сдает валюту, продает пассажирам плацкарт и оформляет доплатные квитанции согласно с действующими тарифами международного сообщения, оформляет установленные отметки на проездных документах международного сообщения по требованиям пассажиров, контролирует выполнение установленных для пассажиров правил во время следования поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями.
2.25. В случае обслуживания последнего вагона проводник обеспечивает контроль за состоянием хвостовых сигнальных фонарей.
2.26. Ограждает хвост поезда во время остановки в случаях: во время подхода в случае вызова пожарного поезда, вспомогательного локомотива, восстановительного поезда.
2.27. При этом проводник хвостового вагона обязан обеспечить защиту состава.
2.28. Участвует в сокращенном испытании автотормозов.
2.29. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.30. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
Как обучиться, чтобы стать работником компании?
Наблюдается постоянный спрос на квалифицированных проводников. Каждое лето открываются программы подработки для совершеннолетних студентов. Новички обязаны пройти трехмесячные курсы. Длительность может быть и меньше, но количество часов неизменно и равно 498.
Начинается обучение с подачи заявления на трудоустройство, к нему нужно приложить:
- ксерокопию паспорта, предъявив оригинал;
- копию удостоверения пенсионного страхования;
- копию ИНН;
- нелишним будет предоставить документы об образовании;
- трудовую книжку, если таковая имеется;
Каждый проводник обязан иметь санитарную книжку: он имеет отношение к работе с посудой, бельём. Приобрести потребуется чистый бланк в печатном отделе. Оформление документа производится за счет организации.
Иные обязанности
Естественно, что проводник просто обязан выглядеть опрятно и быть приветливым с каждым пассажиром. Это не всегда даётся легко, ведь у них очень много работы и случаются недосыпы.
Те, кто путешествует с детьми или сопровождает маломобильного гражданина, вправе обратиться с просьбой к проводнику в любой момент. В силу своих возможностей он обязан оказать помощь.
Кроме того, проводники несут материальную ответственность за всё то, что есть в вагоне. Украденная посуда или постельное бельё, испорченные шторы, сидения, унитазы, стены и прочее ремонтируются и восстанавливаются за счёт зарплаты проводников.
Как видите, у проводников немало работы, поэтому постарайтесь относиться к их труду с максимальным уважением.
Что запрещено делать на рабочем месте?
По новому законодательству накладывается запрет на курение в вагонах. Исключается употребление алкогольных напитков, нахождение в опьянении при исполнении служебных обязанностей. Принимать к перевозке грузы: посылки, деньги, пакеты и другие формы. Нарушителей ожидает штраф в размере более 50 тысяч рублей и риск быть уволенным.
Посадка при движении поезда категорически запрещается, несмотря на мольбы бегущих пассажиров вслед вагону. Это правило техники безопасности прописано кровью, существует много травм при падении во время прыжков на ступени. Даже зафиксированы нелепые происшествия, когда на скользком перроне при падении пассажир лишался конечности. Нога или рука попадала под колесо тележки.
Во время исполнения обязанностей работник не должен применять физическую силу к нарушителям. Такие действия должен совершать представитель полиции. При обнаружении сумок, вещей, забытых пассажирами, следует вызвать правоохранительные органы, чтобы исключить теракт.
Должностные обязанности
Все отраслевые подразделения с конца 2020 года завершили переход к обязательному использованию сборника стандартов. При составлении текста должностной инструкции железнодорожная отрасль использует:
- положения гл. 43 ТК РФ;
- требования профстандарта;
- устав;
- многочисленные локальные акты компании, в том числе перечисленные в папке проводника.
ВАЖНО!
Работник международного вагона 5-го разряда — высший должностной и квалификационный уровень для описываемой профессии. Должностная инструкция такого сотрудника (разделы с трудовыми функциями и должностными обязанностями) выглядит следующим образом.
Что нужно делать работнику хвостового пассажирского вагона?
Дополнительные обязанности проводника хвостового пассажирского вагона включают сигнализацию машинисту флажком на каждой станции. Назначается такой работник только по истечении года службы в РЖД. Ему выдается на время поездки сумка, принадлежащая главному проводнику-кондуктору.
Работник поезда также должен выполнять основные обязанности проводника пассажирского вагона в пункте формирования, а также в дороге. Он должен следовать негласным правилам действий коллектива в пути. Мероприятия в дороге:
- ограждение во время поломок, непредвиденной остановки;
- сопровождение при открытой двери, держа свернутый желтым флаг, пока не кончится станция после начала движения (недостаточная видимость потребует использовать белый фонарик);
- в процедуру передачи рабочего места входит проверка задних осветительных приборов;
- участие в проверке тормозов.
Обязанности проводника хвостового пассажирского вагона включают меры внимательной проверки сигналов от дежурного на платформе: если вдруг потребуется прекратить движение, он подаст соответствующий сигнал. Проводник должен среагировать, сделать видимый сигнал машинисту. Если его реакции не последовало, прекратить движение поезда принудительно стоп-краном.
Если за местом работы стоит почтовый либо багажный вагон, то все действия соответствуют инструкции проводника, находящегося в последнем вагоне.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Постоянная востребованность профессии.
- Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок.
- Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье.
- Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.
Минусы
- Разъездной характер работы.
- Высокий уровень травматизма на железной дороге.
- Переизбыток общения с разными типами людей.
- Высокая ответственность за людей + материальная ответственность.
- Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику.
- Нехватка времени на отдых.
- Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава.
Требования к навыкам и умениям проводника
Стать проводником РЖД могут как женщины, так и мужчины. Хоть работа проводника не так уж сложна на первый взгляд, она состоит из множества обязанностей и требований.
Более половины времени в году проводник проводит в дороге. В это время он занимается однотипной работой, поэтому после первых дней работы исчезает весь налет романтики профессии.
Важная обязанность проводника в поезде — обеспечение своего приятного внешнего вида. Особенно если речь идет о работе в купе и вагонах бизнес-класса. Проводник должен всегда выглядеть опрятно и презентабельно, быть пунктуальным и ненавязчивым. Проводник должен уметь решать конфликтные ситуации.
Знания, которые в обязательном порядке должны быть у проводника:
- Системы сигнализации на железной дороге.
- Устройство тормозной системы, пожарной сигнализации, автосцепки вагонов и других систем.
- Инструкции по пожарной безопасности, охране труда и должностной инструкции проводника.
- Умение оказать доврачебную помощь при необходимости.
- Знание географии расположения населенных пунктов по маршруту.
Если проводник работает на международных маршрутах, к этим знаниям добавляется иностранный язык (преимущественно английский), география стран по пути следования состава, тарифы международного сообщения.