Правоохранительные органы РФ. Система правоохранительных органов

Виды правоохранительных органов

Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Прокуратура

  • осуществляет надзор за соблюдением законов
  • возбуждает уголовные дела
  • осуществляет  уголовное  преследование
  • поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе
  • осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • участвует в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судам
  • участвует  в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью

Органы юстиции:

  • участвуют в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ,
  • проводят экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ
  • осуществляют организационно-правовое обеспечение судебной реформы, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней
  • регулируют сферы правового обслуживания
  • выполняют контроль за исполнением законодательства

Органы внутренних дел (полиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) :

  • занимаются вопросами законности и правопорядка
  • разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции меры
    по защите прав и свобод человека и гражданина; по защите объектов, независимо от форм собственности; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений

Органы государственной безопасности:

  • осуществляют обеспечение безопасности
  • ведут  контрразведы­вательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью
  • ведут разведывательную деятельность
  • проводят пограничную деятельность
  • обеспечивают информационной безопасность
  • защищают  государственные  границы
  • организуют и обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации
  • обеспечивают сохранность государственных секретов.

Органы таможни

  • ведают контролем над ввозом и вывозом товаров
  • взимают пошлины и сборов
  • обеспечивают безопасность государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды
  • пополняют доходную части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей
  • стимулируют отечественную экономику, защищая интересы национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов

Органы налоговой полиции

  • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства
  • ведут учёт налогоплательщиков
  • проверяют соблюдение налогового законодательства
  • применяют налоговые санкции за нарушение налогового законодательства

Нотариат

  • осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав
  • проводит заверение копий документов
  • принимает на хранение документы и др.
  • охраняет права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений
  • охраняет все формы собственности
  • предупреждает правонарушения

Адвокатура

  • оказывает юридическую помощь гражданам и организациям.
  • содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности
  • является независимой, самоуправляемой организацией, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Взаимодействие с другими органами

Основное назначение правоохранительных органов власти этого реализация судебной и исполнительной. Третью ветвь власти оставлять в стороне нельзя, поэтому правоохранители взаимодействуют с законодателями в соответствии с действующим законодательством.

Правоохранительные органы взаимодействуют с другими органами в сфере обеспечения безопасности и законности. А именно, охрана жизни и здоровья граждан и обеспечение безопасности имущества.

Не стоит забывать, что на уровне Международного сотрудничества правоохранительные органы взаимодействуют с аналогичными службами иностранных государств. Упорядочение данного взаимодействия оговаривается в международных договорах соглашениях.

Полиция, ее права и обязанности в обществе

Полиция – это государственный правоохранительный орган, организующий предотвращение, расследование и пресечение правонарушений. В отдел полиции является одним из самых больших правоохранительных органов, по численности сотрудников.

В первую очередь, сотрудники полиции обязаны:

  • Охранять порядок в социуме, незамедлительно являться на место правонарушения, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим гражданам (если еще не успела подъехать скорая помощь). Сотрудники полиции должны останавливать противоправные действия граждан, задерживать правонарушителей для выяснения всех обстоятельств.
  • Осуществлять розыск преступников, пропавших без вести граждан, лиц обвиняемых в совершении преступлений.
  • Принимать от граждан устные сообщения и письменные заявления о совершении общественно-опасных деяний, происшествий, преступлений. 
  • Охранять общественную безопасность в местах массового скопления людей.
  • Обнаруживать, расследовать и раскрывать преступления.

Чтобы реализовывать всю вышеперечисленную деятельность, сотрудникам полиции нужны особые полномочия. Поэтому, сотрудник полиции имеет право добиваться от граждан прекращения противозаконных действий, и даже применять к ним силу, в случае отказа подчиняться. Кроме того, сотрудники полиции могут требовать у подозрительных граждан документы, для проверки и подтверждения их личности (например, у людей, подходящих под описание разыскиваемого преступника, без вести пропавшего человека).

Граждане должны знать, какие имеет права каждый человек при задержании полицией:

  1. Право на оповещение родителей, супругов и других близких родственников о задержании. Для этого задержанному должны предоставить возможность совершить один звонок по телефону, для сообщения нужной информации родственникам.
  2. Право на возможность встречи со своим адвокатом, либо предоставление государством бесплатных услуг адвоката задержанному. До консультации с адвокатом задержанный вправе отказываться от любых объяснений, хранить молчание.

Определение

Под правоохранительной деятельностью в широком смысле следует понимать функционирование всех институтов судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. Они обеспечивают соблюдение и реализацию интересов и свобод граждан, общественный порядок и законность. Если рассматривать правоохранительную деятельность в узком смысле, то под ней понимают функционирование специальных, сравнительно обособленных структур. Их существование, собственно, направлено на обеспечение порядка и соблюдения законности. Они сформированы и функционируют непосредственно для выполнения задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением преступлений, применением разных санкций к виновным, реализацией мер принуждения наказаний).

Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются помимо Конституции РФ закон «О статусе судей в Российской Федерации», закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие «судебная власть», раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В законе определены судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.

Часть норм закона «О судоустройстве РСФСР» продолжает действовать и в настоящее время. Это, прежде всего, относится к разделу 5 закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон «О статусе судей в РФ» закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.

Основные цели

Деятельность правоохранительной структуры направлена на:

  • Обеспечение законности посредством устранения нарушений положений Конституции, проверки соответствия Основному закону прочих нормативных актов.
  • Обнаружение и устранение преступлений с использованием инструментов прокурорского надзора, а также поддержания обвинения.
  • Справедливое рассмотрение и разрешение уголовных, административных и гражданских споров.
  • Раскрытие противоправных деяний и установление лиц, ответственных за их совершение.
  • Подготовку материалов для разбирательства конкретных дел в судебных органах.
  • Исполнение приговоров и прочих решений.
  • Предотвращение преступлений.
  • Оказание квалифицированной помощи каждому нуждающемуся в ней.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов

В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.

Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие – ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Признаки правоохранительных органов

  • Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
  • Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
  • Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  • Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФФункции суда:

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния

Судебная система РФ включает:

  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся: 

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, 
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные судыРайонный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района. Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

Судьи, их полномочия,  компетенции.

Судьи Срок полномочий судей федеральных судов Несменяемость судьи Неприкосновенность судьи Мировые судьиКомпетенции мирового судьи:Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

  • Установление судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе
  • Соблюдение всеми федеральными и мировыми судьями установленных правил судопроизводства
  • Применение всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ
  • Закрепление подчинённых и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов
  • Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу
  • Законодательное закрепление единства статуса судей
  • Финансирование федеральных и мировых судей из федерального бюджета

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)

Эмблема МЧС

Основная статья: МЧС России
6ф еЕ34К3еу
Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Данное министерство частично относиться к правоохранительным органам.

В состав МЧС РФ входят:

  • Департамент оперативного управления.
  • Департамент гражданской защиты.
  • Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны.
  • Департамент надзорной деятельности и профилактической работы.
  • Департамент международной деятельности.
  • Департамент гражданской обороны и защиты населения.
  • Департамент авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
  • Прочие департаменты и вспомогательные управления.

Суды

В древнейшие времена все споры между людьми разрешал единоличный правитель, он же назначал наказание провинившимся,устанавливая, таким образом, справедливость в стране. Однако со временем, практически во всех государствах мира, сложились специальные органы по свершению правосудия, разбирающие различные споры людей и выносящие им наказание – суды. Сегодня любые граждане или организации имеют право обратиться в суд, в случае нарушения их прав, законных интересов.

Пример. Гражданка Анастасия Полтавченко подала заявление в суд на своего бывшего мужа о неуплате алиментов. Она имела на это полное право, так как их общий сын – Даниил Полтавченко еще не достиг совершеннолетия. Если бы Даниил был совершеннолетним, у Анастасии Полтавченко суд не принял бы заявление, так как право получать алименты есть только у матери несовершеннолетнего ребенка.

Современные судебные системы разных стран существенно отличаются между собой, однако цель у них одна – обеспечение защиты гражданских прав, вынесение справедливого наказания правонарушителям.

Судебная система России включает в себя Конституционные суды и суды общей юрисдикции. Конституционные суды занимаются исключительно вопросами толкования высшего закона государства – Конституции и связанными с ней всевозможными спорами. Суды общей юрисдикции разбирают вопросы нарушения прав человека. В них рассматриваются административные, уголовные и гражданские дела. Постановление суда может быть обжаловано в Верховном суде, который является высшим судебным органом в России.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий