Репатриация – это что такое? Репатриация валютной выручки

Значение слова «репатриация»

В общем смысле «репатриация» — это возвращение кого-либо или возврат чего-либо из другой страны на родину. Это могут быть, к примеру, граждане, приезжающие в государство, в котором они родились и выросли, из-за границы, где они по каким-то причинам долго жили. Как правило, данного рода репатриация характерна для людей, возвращающихся на этническую родину. На уровне международного права это явление было зафиксировано на Женевской конвенции в 1949 году.

Там рассматривались вопросы репатриации в мирное время – в противовес практике перемещения граждан между странами в период недавних относительно того времени военных действий. Есть и другие трактовки термина. К ним относится, например, репатриация капитала: когда денежные средства, заработанные человеком за рубежом, возвращаются на его родину. Данный термин может быть связан также и со сферой культуры и искусства. В этом случае те или иные ценности, находящиеся за рубежом, возвращаются в страну исторического происхождения.

Гражданская репатриация: мировой опыт

Люди, возвращающиеся на родину после долгой жизни за рубежом, называются репатриантами. В разных государствах практика взаимодействия правительства с данными лицами может иметь национальные особенности. В некоторых странах репатрианты находятся в статусе переселенцев, обладающих правом на временное проживание. В других — люди, возвращающиеся из-за границы, в скором времени получают гражданство. Есть страны с очень большой долей таких лиц. В Израиле, например, пятая часть населения – репатрианты.

В числе государств, уделяющих проблеме возврата людей коренного этноса или бывших граждан на родину, – Россия, Армения, Греция, Германия, Венгрия, страны Балтии. Репатриантам в этих странах гарантируется широкий спектр гражданских прав. По мнению ряда экспертов, возвращение людей на историческую родину – исключительно позитивное явление. Во многом потому, что пополняются демографические, трудовые ресурсы страны. Репатриация – это благо для страны, исходя из данной точки зрения.

Как происходит?

В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.

Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен , утвержденная ЦБ РФ.
После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования

Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору.

Внимание! При поступлении финансовых средств на счет фактора из-за границы, он обязан известить об этом лицо, уступившее ему право требования в течении 5 рабочих дней.

Как проходит такая процедура


Здесь применяется следующий порядок:

  1. При подписании договора или соглашения нужно уведомить об этом факте уполномоченные органы.
  2. На основании регламентов и инструкции нужно оформить паспорт сделки.
  3. Стороны сделки должны выполнить свои обязательства.

Список денежных операций, допустимых между резидентами, дополняется операциями по уплате страховых взносов, выплате страхового возмещения по договорам страхования (определенного вида кредитов) и вложений от коммерческих рисков, политических рисков, операциям по выплате гонораров и выплате иностранных денежных единиц.

По сделкам, которые обеспечивают обещания нерезидента по внешнеторговому договору и учтены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для воплощения работы по страхованию экспортных кредитов и вложений от коммерческих рисков, политических рисков.

Исправления, внесенные законодательными нормами (№247-ФЗ) в 2018 году, дают возможность резидентам, у которых есть собственные счета, числящиеся в Федеральном казначействе, переводить зарубежную валюту со счетов в уполномоченном банке на счета Федерального казначейства, раскрытые в уполномоченных органах.

Банки (в денежной единице соответствующего счета), а еще на счета федеральных органов государственной власти, выполняющих функции в сфере уголовного судопроизводства, раскрытые в уполномоченных банках. Здесь также рекомендуется следовать специальной Инструкции №138-и, утвержденной Центральным банком РФ.

Перечень ситуаций, когда стороны сделки имеют все шансы не зачислять зарубежную валюту или же национальную валюту на личные банковские счета в специальных банках, дополняется операциями по зачету встречных притязаний по обещаниям, вытекающим из соглашений на предложение предложений интернациональной связи, охватывая критерии интернационального роуминга.

Когда не требуется?

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

(Repatriation)

Информация о понятии репатриации, репатриация выручки и валюты, репатриация народов

Подробнее о Возвращение.

Основная информация о возврате.

-Права репатриантов на пенсии и пособия

Репатриация средств через зарубежные структуры и корпоративное финансирование

-Как я могу финансировать свой бизнес через зарубежные структуры?

Репатриация — это возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев и мигрантов с восстановлением их гражданства.

Репатриация средств

Репатриация кредитов и денежных средств

Репатриация — возвращение (передача) застрахованного лица в страну постоянного проживания в случае внезапного заболевания/аварии в стране постоянного проживания или доставка тела застрахованного лица в случае смерти в стране постоянного проживания.

Возвращение от лат. returnee (лат.) — возвращаюсь домой, подразумевает сопровождение и транспортировку (эвакуацию) раненого или пациента на специальных средствах передвижения из аэропорта/вокзала в медицинское учреждение или по месту жительства.

Подробнее о Возвращение домой

Репатриация (от латинского repatriator — иду домой).

1. репатриация средств — возврат средств, инвестированных за рубежом, для инвестирования в стране происхождения. Репатриация средств может принимать форму репатриации средств, ранее инвестированных за рубежом, и прибыли от них, а также валютной выручки от продажи товаров и услуг. Репатриация средств относится к вопросу оттока капитала. Страны-экспортеры поощряют репатриацию средств для улучшения платежного баланса в условиях ухудшения финансовых и экономических условий.

Для этого используется денежно-кредитная, финансовая и кредитная политика. Предоставляются рекомендации и гарантии. Во Франции, например, после Второй мировой войны государственные валютные органы разрешили репатриацию средств через парижский рынок золота по льготным процентным ставкам. Это была своего рода амнистия капиталов, вывезенных за границу до и во время войны. Страны фондов могут вводить ограничения на репатриацию инвестиций в свою экономику, если их финансовое положение ухудшается.

Репатриация средств позволяет государствам объявить амнистию тем, кто вывез незаконные средства. Эта проблема особенно характерна сегодня для Российской Федерации, где, по мнению экспертов, несмотря на принимаемые меры, вывоз средств за рубеж составляет 200-2,5 млрд долларов США в месяц. По оценкам экспертов, ежемесячно за границу переводится 2-2,5 миллиарда долларов США.

Обязательная продажа определенной части

Валютная выручка и действия с ней регулируются различными документами: инструкциями Центробанка, законами (федеральными и региональными), подзаконными актами министерств и ведомств.

Главное условие, которое закреплено в этих законах — обязательная продажа валютной выручки, которая получена резидентами на таможенной территории Российской Федерации.

Законом устанавливается минимальная доля, которая должна подлежать обязательной перепродаже. Поскольку российский рубль не является полностью конвертируемой валютой, то в пользу страны необходимо продать от 10% до 30% от общего объема валютной выручки. Осуществляется такая продажа резидентами (физическими или юридическими лицами).

Продажа свыше 30% нецелесообразна,так как повлечет значительный отток иностранного капитала из нашей страны.

Особенности обязательной перепродажи устанавливаются в законах. Это делается, чтобы права резидентов не нарушались, но при этом государству поступала определенная доля денежных средств от деятельности, выполняемой на ее территории.

Она может продаваться следующими способами:

  • банкам и кредитным организациям, уполномоченным на это ЦБ РФ;
  • посредством валютных бирж;
  • Центробанку РФ без посредников.

Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями.  Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Права, которые получает репатриант

Помимо непосредственного права на переезд, каждый человек, участвующий в программе репатриации, имеет право на господдержку. В отдельных регионах таким лицам оказывается материальная помощь, размер которой определяется в каждом субъекте РФ индивидуально.

В перечень расходов, подлежащих возмещению, входят следующие:

  • затраты на перевоз багажа и переезд при наличии подтверждающих документов;
  • расходы на оформление первичных документов, определяющих статус граждан;
  • услуги здравоохранения, соцобслуживание и образования на общих условиях;
  • получение материальной помощи в размере 50- 150 тыс. рублей с учетом региона возвращения граждан, а также их статуса.

Отмена репатриации валютной выручки ударит по рублю

Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 1 ст. 5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.

Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.

При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).

Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ. Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).

Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), и суды при разрешении спора по вопросам репатриации валютной выручки должны следовать положениям нормативного акта, имеющего большую силу, — Закона, а не нормам Указа Президента РФ (ч. 2 ст. 13 АПК РФ).

Контроль за репатриацией валютной выручки

  • Авторское право (4)
  • Аграрное право (3)
  • Адвокатура (13)
  • Административное право (20)
  • Арбитражный процесс (7)
  • Банковское право (6)
  • Бюджетное право (1)
  • Водное право (1)
  • Военное право (1)
  • Гражданский процесс (16)
  • Гражданское право (22)
  • Договорное право (8)
  • Жилищное право (12)
  • Зарубежное право (5)
  • Земельное право (7)
  • Избирательное право (2)
  • Инвестиционное право (1)
  • Информационное право (3)
  • История государства и права (18)
  • Кодексы, комментарии (11)
  • Коммерческое право (8)
  • Конкурсное право (1)
  • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
  • Конституционное право (20)
  • Корпоративное право (4)
  • Криминалистика (5)
  • Криминология (5)
  • Международное право (16)
  • Муниципальное право (5)
  • Налоговое право (7)
  • Наследственное право (7)
  • Новости законодательства (1 011)
  • Основы права (2)
  • Право Евросоюза (1)
  • Право интеллектуальной собственности (1)
  • Право социального обеспечения (1)
  • Правоведение (1)
  • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
  • Предпринимательское право (5)
  • Прокурорский надзор (2)
  • Римское право (9)
  • Семейное право (4)
  • Словари / Справочники (30)
  • Страховое право (3)
  • Таможенное право (5)
  • Теория государства и права (11)
  • Торговое право (1)
  • Трудовое право (9)
  • Уголовно-исполнительное право (3)
  • Уголовное право (27)
  • Уголовный процесс (11)
  • Финансовое право (13)
  • ШПАРГАЛКИ (78)
  • Экологическое право (5)
  • ЯИнтересное (0)

Требование о репатриации касается только резидентов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Законодательство СССР и Закон РФ 9 октября 1992 года не содержали определения репатриация. Однако предпринимались некоторые попытки осуществления контороля за поступлением в Россию валютной выручки. Так, Письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 года №352 «О регулировании валютных операций на территории СССР (основные положения)» в пунктах 69 предусматривало, что иностранная валюта, полученная резидентами в результате внешнеэкономической деятельности, подлежала обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках, перевод на счета которых осуществлялся в течение 30 дней со дня получения платежа. Резидент был не вправе продлевать срок исполнения обязательств нерезидента, а также какимлибо способом уменьшать сумму этих требований или обязательств. Подлежавшая переводу в СССР валютная выручка могла использоваться резидентом до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с внешнеэкономической операцией, по которой была получена эта выручка. Центральный банк и Государственный таможенный комитет выпустили Инструкции от 12 октября 1993 года №19, 0120/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и от 26 июля 1995 года №30, 0120/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», которыми было установлено:

Что должен знать потенциальный репатриант

Если есть желание репатриировать в Россию, стоит узнать еще некоторые законодательные нормы. Так, программа предусматривает деление регионов на разные категории, в зависимости от их приоритетности. Поскольку практически каждый репатриант с удовольствием поедет в Санкт-Петербург или Москву, но власти заинтересованы в освоении других территорий. Планируя репатриацию, следует познакомиться с разными регионами и их значимостью с точки зрения переселения. Так, в категорию «А», то есть, приоритетную, относятся приграничные земли. Если репатриировать сюда, то можно рассчитывать на большие «подъемные».

Широко приветствуется репатриация в регионы, которые нуждаются в привлечении рабочей силы. Это может быть вызвано реализацией крупномасштабных проектов, для которых недостаточно собственных человеческих ресурсов на местах, а восполнить их способен квалифицированный репатриант. Такие территории относятся к категории «Б».

Еще репатриация необходима для некоторых относительно стабильных в плане экономики регионов. Власти подразумевают территории, где по тем или иным причинам наблюдается снижение численности населения. Это категория «В», выбирая которую репатриант получит существенную помощь.

В отношении потенциальных переселенцев выдвигают определенные требования. Россия готова репатриировать людей, которые уже являются совершеннолетними: на момент подачи заявления им должно исполниться 18 лет. Кроме того, страна заинтересована в дееспособных гражданах.

Репатриант должен знать основы русского языка, а еще от него требуются профессиональные навыки. Достаточно иметь востребованную специальность, а опыт работы будет дополнительным преимуществом.

Ожидаемый срок репатриации иностранной валюты – что это такое?

При совершении внешнеторговых операций очень важно соблюдать законодательство РФ относительно валютных операций. Государство заинтересовано в том, чтобы капитал РФ оставался в пределах самой страны

Конечно, при оплате товаров и услуг и ввозе их из-за рубежа (импорт) избежать ухода капитала невозможно.

Однако под прикрытием внешнеторговых операций юридические лица часто переводят средства в оффшоры, тем самым уходя от налогообложения и совершая хищение.

Чтобы избежать подобных ситуаций, был введен закон об ожидаемом сроке репатриации иностранной валюты.

Он содержится в Федеральном законодательстве страны. Срок репатриации – это строка договора, в которой указано, когда поступит оплата за товар или произойдет возврат аванса.

Особенности законодательства

Согласно закону, чтобы юридическое лицо не могло перевести деньги под видом внешней торговли, оно обязано указывать в договоре на предоставление услуг или покупку товаров сроки, в течение которых договор должен быть выполнен.

Иными словами, юридическое лицо обязано точно указать тот срок, когда средства за товары или услуги будут переведены на его счет в иностранной или российской валюте.

Это позволяет налоговым органам отслеживать операции и проверять, не совершила ли компания нарушение. Если к указанному в договоре сроку товар или оплата за него не поступит а территорию Российской Федерации, начнется разбирательство.

Если в нарушении виноват российский гражданин, а не его деловой партнер, будет наложен штраф или назначено иное наказание.

Виды ожидаемого срока репатриации

Торговая деятельность может носить различный характер. Стороны могут обмениваться товарами и услугами. Поэтому закон о репатриации иностранной валюты касается не только самих денежных средств, но и их денежного эквивалента.

В качестве объекта, который должен пройти репатриацию, может рассматриваться:

  • оплата за предоставленную иностранцу услугу;
  • оплата за предоставленный товар;
  • продукция, которая поставляется после внесения аванса россиянином.

Касательно всех этих объектов должен быть указан срок, когда произойдет поставка или перевод денежных средств. Он прописывается в договоре. Так как в первоначальном шаблоне внешнеторгового соглашения отсутствует строка о точных сроках поставки, зачастую заключается дополнительное соглашение, которое и проверяется налоговыми органами и банком.

В качестве объекта репатриации может выступать и аванс. Например, российский гражданин, представляющий компанию, оплатил аванс за поставку металлопроката из США. Американская сторона не выполнила договор, товар не был привезен в РФ и передан российской компании. Аванс необходимо вернуть.

Он должен быть возвращен в определенные сроки после отмены договора, например, через 180 дней максимум. Этот пункт также должен быть заранее прописан в соглашении, если при торговых отношениях предусмотрено использование авансовых платежей.

Например, если на изготовление деталей на заводе уходит 10 дней, на доставку до покупателя – еще 30, то ожидаемый срок репатриации не должен превышать 40 дней. Допускается установка небольшого запаса на случай форс-мажора, но, очевидно, нельзя завышать сроки в 10 раз.

Наказание за неисполнение закона

Так как ожидаемый срок репатриации иностранной валюты неразрывно связан с законодательством Российской Федерации, существует и уголовное наказание за неисполнение данного обязательства. Оно прописано в Уголовном кодексе РФ, в статьях 193 и 191. Степень наказания зависит от следующих факторов:

  • сумма хищения;
  • длительность невозврата валюты (степень просрочки обязательства);
  • количество лиц, которые участвовали в данном процессе;
  • причины нарушения (преднамеренное или непреднамеренное).

Самое тяжелое наказание, которое могут выдать после нарушения законодательства – это лишение свободы на срок до 4 лет. Оно ставится в том случае, если закон нарушила группа лиц по предварительному сговору.

https://youtube.com/watch?v=f-EevJXO-5Y

Вместо тюремного заключения может быть назначено наказание в виде исправительных работ или же штрафа. Причем штраф будет либо равен той сумме, которая не была вовремя возвращена в РФ, либо же составит заработок осужденного за несколько месяцев или лет.

За более мелкие нарушения, например, если закон о репатриации не был соблюден всего одним человеком, а не группой лиц, может быть назначено наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет, списание штрафа с банковского счета или блокировки счетов во всех банках, а вместе с ними и депозитов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий