Направления в современном скульптурном искусстве
Современному скульптору доступны самые разные материалы и свобода творить в различных техниках. Неизменно популярны глина, гипс, камень, дерево. Но и новые материалы вроде архитектурного пластилина или полимерной глины все больше и увереннее занимают место в студиях скульпторов. К примеру, можно вылепить фигуру из пластилина, после чего снять с нее силиконовый слепок, который будет формой для отливки и копирования. Отливать можно из легкоплавких металлов вроде силумина или олова, а также из полиэфирных смол или гипса. Последнее больше подходит для садовой скульптуры или лепнины.
В своей работе скульптор может освоить не только литье, лепку и технику резьбы по камню и дереву, но и чеканку, сварку, плетение. А в качестве исходных материалов использовать детали старых автомобилей, холодильников и прочие отработавшие свое механизмы или даже создать совершенно новую механическую или электронную установку в качестве произведения искусства. Наверняка многие видели также ледовые скульптуры и фигурки из шоколада. Для реализации творческой задачи на службу современному скульптору приходит вся наука и техника двадцать первого века. Потому и динамические, подвижные скульптурные произведения уже не в диковинку, так же как и распечатанные на 3D принтерах готовые изделия или их отдельные детали.
Условно классифицировать скульптуру можно по исполнению:
- круглая, то есть доступная к осмотру со всех сторон, например классический памятник на постаменте;
- рельефная, то есть объемный рисунок на плоскости, который видно только с одной стороны, например портрет, отчеканенный на монете, или скульптурный барельеф на стене.
По жанрам и общему назначению скульптуру разделяют на такие виды:
- классическая монументальная (бронзовые памятники, обелиски);
- садово-парковая (фигурки зверей, сказочных персонажей, скульптурное оформление фонтанов, урн, беседок и т. д.);
- станковая скульптура – для экспозиции в музеях, на выставках, оформления интерьеров помещений;
- архитектурная (лепнина, художественные колонны в виде атлантов и кариатид и т. д.);
- мелкая сувенирно-коллекционная пластика (статуэтки, фигурки, оловянные солдатики, прочие военно-исторические модели, медали, наконец, магниты на холодильник и многое другое);
- скульптурные портреты, бюсты;
- скульптурные композиции, отображающие исторические сюжеты, часто выполненные в технике миниатюры.
Скульптор – это художник, создающий объемные произведения искусства из самых разных пластических и твердых материалов. В работе он использует техники лепки, литья, резьбы и другие методики.
14+ лет ответы для старшей школы
Первый вопрос такой же, как и в остальных возрастных категориях, смотрите подробности выше. Ответ:
- Появление подвижных танцев — Укороченные юбки
- Освоение космоса — Популярность серебристого цвета
- Создание искусственного красителя для ткани — Мода на пурпурный цвет
- Изобретение пластиковой бутылки — Одежда из полиэстера
Изображения из фильма «Человек-паук» надо сопоставить с предложенными ситуациями.
Задание основано на том, что тренды приходят в моду отовсюду: из спорта, субкультур, униформы. Мировые звёзды тоже не всё сами себе придумывают, вот и надо сопоставить между собой две пары картинок.
Как вы думаете, что ещё можно узнать о вещи по бирке?
Нужно выбрать несколько вариантов из предложенного списка:
Из чего она сделана
Где она сделана
Кто её носил
Как за ней ухаживать
Срок годности
Кулответ выбрал быстро, это все, кроме «Кто её носил«, вообще смешное предположение, и «Срок годности«, так как такое не предусмотрено (Например, на ярлычке не найти срок годности одежды, ведь срок её службы напрямую зависит от того, как вы за ней ухаживаете).
Расставьте способы ухода за одеждой от наиболее экологичного к наименее экологичному.
Ухаживать за одеждой можно по разному, вот и надо в задании расставить методы стирки. Кулответ не ошибся в выборе, растравляйте именно так:
- стирка в стиральной машине при низкой температуре
- ручная стирка
- стирка в стиральной машине при высокой температуре
- химчистка
Какие методы позволяют продлить жизнь одежде, которую вы больше не носите?
Выберите из списка все подходящие варианты.
- оставить, так как винтаж снова будет модным через сколько-то лет
- кастомизировать (подогнать под свою фигуру)
- поменяться на свопе (торгово-финансовая обменная операция в виде обмена разнообразными активами)
- перешить
- отдать родственнику
- сжечь
- разрезать на тряпочки для уборки
- отдать в переработку
Кроме «сжечь«, все ответы надо выбрать, для правильного варианта.
Как вы думаете, как ещё используют виртуальную одежду?
Полное повторение 11 вопроса из предыдущей категории, ответ читайте выше. Но есть один косяк, на этой возрастной категории надо ещё выбрать «для косплея«
Так что обратите на это внимание!
Happy
4
Sad
2
Excited
9
Sleepy
1
Angry
5
Surprise
3
Суть работы современных скульпторов
В наши дни скульпторы в чистом виде практически не востребованы, хотя скульптура как вид искусства, разумеется, никуда не делась. Впрочем, многие из таких произведений носят скорее дизайнерский характер и приобретаются как стильное дополнение к различным интерьерам.
Современный скульптор, как бы это ни было парадоксально, не имеет возможности создавать исключительно уникальные произведения, а осваивать массовое производство. Тиражирование скульптур в настоящее время – это довольно распространенная тенденция. Большая часть скульпторов, увы, вынуждена заниматься ремесленной работой.
При этом материалы, используемые художниками, почти не изменились. К ним относятся:
- глина;
- камень;
- металл;
- дерево;
- воск.
Кроме этого, скульптор знает большое количество различных техник создания фигур. Конечно, большая часть из них отдает предпочтение какой-то одной технике или материалу.
В самой скульптуре бывают свои разновидности:
- монументальная скульптура;
- монументально-декоративная;
- станковая;
- мелкая пластика.
Художник может работать как с несколькими видами, так и сосредоточить свое внимание лишь на одной категории произведений. При этом каких-либо жанровых ограничений не существует на сегодняшний день
Иными словами, скульптор может работать в следующих жанрах:
- портреты;
- исторические или бытовые сюжеты;
- изображения животного мира;
- ландшафтные элементы;
- натюрморты.
История возникновения профессии
Описание профессии скульптора следует начать с изучения наиболее интересных и запоминающихся фактов из ее истории. Занятие считается наиболее древним, поскольку ни один специалист не может точно назвать год его появления. Некоторые исследователи и археологи говорят, что приблизительная дата появления первых скульпторов приходится на XXX век до нашей эры. Слово «скульптура» в переводе с латинского означает «вырезать» или «высекать».
Первыми представителями профессии были древние египтяне. Именно на территории Египта появились скульптуры разных форм и размеров, изготовленные по заказу правителей и зажиточных граждан. В то время основную массу скульптур специалисты выполняли с использованием глины и дерева. Металлические творения были не так популярны, а камень сложно поддавался обработке, был тяжелым и непластичным, поэтому его также применяли довольно редко.
Скульптура представляет собой произведение искусства, которое воплощает идеи создателя и позволяет другим оценить его талант, понять значение предмета для автора и мира. Сегодня для создания уникальных предметов человек использует не только глину, но и металл, камень, воск и даже кости крупных животных.
Через некоторое время появились школы, в которых каждый желающий мог получить необходимую информацию, проверить свои способности и овладеть базовыми навыками по созданию произведений искусства. Сегодня творческий человек имеет возможность пройти обучение в разных городах России, что облегчает процесс и увеличивает количество тех, кто мечтает сделать скульптуру не просто увлечением, а профессией.
Личностные качества специалиста
Чтобы стать хорошим скульптором требуются следующие личностные качества:
- хорошая физическая сила и выносливость;
- следует быть внимательным;
- являться терпеливым;
- отличаться аккуратностью;
- обладать хорошую память;
- являться целеустремленной личностью;
- иметь отличный глазомер, в том числе такой как линейный, угловой или объемный;
- обладать различными типами мышления, в том числе и абстрактным;
- должна быть хорошо развита интуиция и творческое мышление;
- требуется отличная координация движений, причем обеих рук;
- нужно уметь импровизировать;
- обладать отличной зрительной памятью;
- уметь видеть конечный результат.
Единственная картина Микеланджело
Одна станковая картина молодого Микеланджело сохранилась
Но этой первой и единственной живописной работой он обратил на себя внимание
Микеланджело. Мадонна Дони. Темпера на дереве. Галерея Уффици. Примерно 1504-1507 годы
Картина дивная, сюжет, излюбленный для флорентийских семейств того времени, необычна важная роль, которую играет Иосиф, удивляет и группа обнаженных фигур на заднем плане. В свете увлечения молодого Микеланджело неоплатоническими идеями можно нафантазировать массу объяснений этим фигурам, однако, ясно, что молодой Микеланджело просто демонстрирует знание анатомии. Иногда эту картину называют «Тондо Дони», тондо означает круглую форму.
Картина была написана по заказу Аньоло Дони, которому в жизни сильно повезло, так как его рисовал и Рафаэль.
Также по этой теме:
Рамазанов и безвременно почивший Климченко
Конные монументы Марку Аврелию, Гаттамелате, кондотьеру Коллеони. Часть III
Конные монументы Марку Аврелию, Гаттамелате, кондотьеру Коллеони. Часть I
Парные скульптуры. Часть 3
Николай I и изобразительные искусства. Часть 3
Как Брюллов распрощался с Невинностью
Интересные факты
- Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.
- Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
- Натурализм выражен в росте фигур Пьеты. Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.
- Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции. Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.
- Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. Франческо Борромини. Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.
Творение Хареса
Над заказом жителей Родоса скульптор работал около 12 лет, однако результат превзошёл все ожидания. Колосс Родосский представлял собой фигуру стройного юноши с лучистым венцом на голове. Он стоял, слегка отклонившись назад и вглядываясь в даль.
Вероятно, изваяние находилось в порту Родоса или чуть поодаль. В любом случае фигура бога смотрелась крайне живописно. Он словно всматривался в каждый корабль, что направлялся к берегам Родоса, выступая защитником своего острова.
Сальвадор Дали «Колосс Родосский»,1954 годМестонахождение: Музей изящных искусств, Берн, Швейцария
Сама скульптура была создана из глины на каркасе из камня и железа, поверх которого были наложены бронзовые листы. Фрагменты, найденные археологами, указывают на то, что одна рука Гелиоса была поднята ко лбу, а устойчивость статуе обеспечивали ноги и копьё (либо полы плаща).
Примечательно, что скульптор использовал новаторский приём для создания изваяния бога. По мере возвышения статуи создавался поднимающийся холм, который в дальнейшем убрали. Это значительно облегчало работы.
Франтишек Купка «Колосс Родосский», 1906 годМестонахождение: Центр современного искусства, выставочный Дворец, Прага, Чехия
Детство и юность
Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (сейчас – Екатеринбург) в семье оториноларинголога Иосифа Моисеевича и советской поэтессы Беллы Абрамовны Дижур. Детство Эрнста Иосифовича проходило спокойно, без взлетов и падений. Обучался в школе №16 Свердловска, не получал высоких оценок, равно как и низких. Все потому, что мальчик отдавал предпочтение искусству, а не «скучным» естественным наукам.
В 1939 году Неизвестный впервые презентовал творчество публике, приняв участие во Всесоюзном конкурсе детского творчества. Он придумывал что-то новое для экспозиции ежегодно вплоть до поступления в Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств в 1942-м.
В августе 1942 года 17-летнего Эрнста Неизвестного забрали на обучение в пулеметное военное училище Туркменистана. Год понадобился юноше на освоение новых знаний, и в октябре 1943-го его в звании младшего лейтенанта направили в воздушно-десантные войска только что сформированного 4-го Украинского фронта.
В марте 1944 года Неизвестный стал командиром стрелкового взвода 86-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й ударной армии. Будущий скульптор не сидел в окопе, проявлял мужество и отвагу при штурме Будапешта. Однажды Эрнст Иосифович получил документ, в котором было указано, что он убил 16 человек в рукопашной битве.
Уже на закате Великой Отечественной войны Неизвестный получил тяжелейшую травму и едва не расстался с жизнью. 22 апреля 1945 года, за 17 дней до капитуляции нацистской Германии, будущий ваятель оказался на операционном столе в Австрии. У него было выбито 3 межпозвоночных диска, а плевральная полость наполнялась воздухом.
Юноша пережил 7 ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, но в результате был объявлен мертвым. За храбрость, проявленную в бою, Неизвестного «посмертно» наградили орденом Красной Звезды (который мужчина получил спустя 25 лет) и медалью «За отвагу».
Жизнь молодого солдата спас полевой врач, который заметил, что Эрнст Иосифович дышит. После ряда сложных операций состояние больного стабилизировалось. Правда, еще 3 года после войны Неизвестный ходил на костылях, еле передвигаясь с перебитым позвоночником, испытывал боли, которые заглушал лишь морфий, заикался. Впрочем, даже эти страшные травмы не смогли в молодости разлучить Неизвестного с искусством.
Вопрос 13
Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.
«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».
- «Багратион»
- «Искра»
- «Кольцо»
- «Кутузов»
Описание
Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.
Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.
https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La Pietà by Michelangelo (https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6o)
В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.
Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?
На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).
Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La pieta (Michelangelo) – Ave Maria (Andrea Bocelli) (https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQ)
Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.
Откуда взялся ждун и кто придумал?
По словам автора, на территории университета уже располагалась огромная цепочка ДНК и другие необычные изваяния, поэтому Маргрит решила отойти от научной темы.
Однажды ее взор привлекли пожилые пациенты (по другой версии, маленькие пациенты), которые сидели под дверью доктора в ожидании своей очереди. Они были усидчивы и сосредоточены, но на лицах читалась скука. Люди стояли в очереди. Им нужен был кто-то или что-то, что могло им составить компанию и скрасить ожидание. Это и натолкнуло скульптора на создание своего произведения, которое получило название «HOMUNCULUS LOXODONTUS».
Скульптура была создана и получила «прописку» на лавочке на территории Лейденского университета. Позже добряка на скамейке перевезли в детскую клинику, где он выглядит очень органично.
«HOMUNCULUS LOXODONTUS» — не первая фантастическая скульптура Маргрит ван Бреворт. До этого персонажа в коллекции 26-летнего скульптора имелись и другие причудливые герои: женщинокрыса, черепахомужчина, школьница с выпученными большими глазами насекомого и рогами юного оленя.
Кстати, Маргрит ван Бреворт — не начинающий автор, у нее уже состоялось несколько выставок, работы отмечены престижными премиями.
Маргрит жила своей обычной жизнью и не подозревала, что одна публикация может перевернуть ее жизнь и сделать мировой знаменитостью.
Разрушение шедевра и его реставрация
Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.
От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.
С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.
Перевод в мрамор замысла скульптора
Микеланджело как истинный ваятель (пластика – не его дело) бронзу не любил, практически по бронзе не работал, а ваял из мрамора. Микеланджело рубил мрамор самостоятельно, видел в этом почти мистический смысл освобождения статуи из безжизненной материи, хотя и у него были ученики и помощники. Более поздние скульпторы не были столь сентиментальны и пользовались услугами мраморщиков.
Это для бронзовых скульптур не надо уметь копировать модель, там возникают проблемы с отливкой – об этом писалось на СКУЛЬТПРИВЕТ, в частности, на примере памятника Петру I работы Фальконе.
Например, Антонио Канова, который жил лет на триста позже Микеланджело, при создании своих работ часто ограничивался глиняной моделью, а мрамора его руки могли не касаться. Канова лично сделал по молодости одну мраморную скульптуру, подорвав при этом здоровье. Он поставил скульптуру на поток, лепя лишь модели, иногда небольшого размера, а далее начиналась целая эпопея с переводом в мрамор, иногда заканчивавшаяся через десятки лет, иногда уже после смерти автора. Перевод в мрамор часто делали молодые скульпторы, а иной мраморщик был профессиональней иного скульптора (например, братья Трискорни), работала таким образом целая команда
Микеланджело было трудно. У него не было приспособлений, которыми пользовались последующие поколения скульпторов для переводя замысел в мрамор. Микеланджело иногда, особенно в молодости сам ездил за Каррарским мрамором, он и сам рубил. Не забывал и о делах земных: когда очередной папа Лев X (был папой с 1513 до 1521) предложил брать мрамор в другом месте, Микеланджело «для выгоды» своего друга владельца Каррары всячески тормозил реализацию папского предложения.
Процесс обработки мрамора ему явно нравился, в этом он видел некий мистический ритуал восхождения к совершенству. Микеланджело, видимо, в значительной мере отождествлял скульптуру с ваянием по мрамору, поэтому в его поэтических образах фигурирует «божественный молот». Мало что умевший Роден, напротив, с большим презрением относился к твердым материалам, нехорошо высказывался по этому поводу. «Перелопатил тонны глины и все понапрасну», — как о нем выразился скульптор Домогацкий.
У Микеланджело производство скульптур не было поставлено на поток. По воспоминаниям Вазари, Микеланджело сокрушался, что сваял за свою долгую жизнь так мало скульптур.
По сути, Микеланджело работал «на глазок», только вот «глазок» у него был недюжинный.
Чтобы ваять в мраморе, надо иметь некое визуальное подспорье. Это либо рисунок, либо глиняная модель (или из другого мягкого материала, в котором можно корректировать модель сколько угодно). Потом начинается перевод в мрамор. Возникают проблемы, так как метод работы «на глазок» очень несовершенен и чреват ошибками.
У более поздних ваятелей такие проблемы перестали возникать, поскольку они (или их помощники) делали полноразмерную модель из глины, потом на модель наносили точки (пункты) и с помощью прибора, напоминающего циркуль, в зафиксированном мраморном блоке могли в точности указать положение любой точки в пространстве в соответствии с моделью. Об этом уже шла речь.
Наш скульптор А. Н. Рамазанов в своих записках мимоходом заметил, что работать без полноразмерной модели по твердому материалу означает заведомо испортить вещь. Перенос модели по пунктам (точкам) в мрамор не есть творческий процесс, да и оболванивает мраморный блок не сам скульптор. На СКУЛЬТПРИВЕТ приводился пример, когда у французского скульптора Прадье (19 век) в одной из работ сбились пункты и это чуть не загубило мрамор, что говорит о механистичности этого метода перевода модели в мрамор по пунктам. Сам скульптор мог подключаться только к финальной обработке мрамора (эффект «последней руки»). Именно по этой причине П. М. Третьяков не любил приобретать мраморную скульптуру, считая ее творением не самого скульптора.