Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович

Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами.
Основная задача этого органа – стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами

Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Тяжелая промышленность России 18 века

История создания Коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иностранцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо напрямую подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.

Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ.

В 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также учреждена Малороссийская коллегия, заменившая Малороссийский приказ. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I» можно перечислить их список к 1722 году:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-коллегия.
  9. Мануфактур-коллегия.
  10. Ревизион-коллегия.
  11. Малороссийская коллегия.
  12. Вотчинная коллегия.
  13. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

Штатный состав коллегии при Петре I

При этом, стоит отметить, что созданный в 1720 году Главный магистрат и в 1721 Святейший Синод (называющийся также Духовной коллегией), были образованы по «коллежскому принципу», обладали правами и функциями коллегий, дополняя центральный аппарат управления административными единицами контроля уровня города и религиозной категории правоверных христиан.

Создание сената

22 февраля 1711 г. Петр 1 своим указом учредил государственный орган нового образца – Правительствующий сенат. Изначально в него входило 8 человек из числа ближайшего окружения царя. Это были крупнейшие политические деятели той эпохи. Сенаторов назначали и снимали согласно именным указам Петра. Этот высший орган управления должен был действовать постоянно и никогда не прерывать своей работы.

Сенат – это коллегиальный совет, который занимался отправлением правосудия, решением финансовых и иных вопросов, связанных с различными отраслями хозяйствования. Это было учреждение совещательного, судебного и управленческого характера. Его члены подавали на рассмотрение монарху различные вопросы, касающиеся законодательного процесса.

Те нормативные акты, которые издавал сенат, не имели юридической силы. На заседаниях законопроекты только обсуждали и давали им толкование. Сенат стоял во главе системы, и ему подчинялись все коллегии, которые ежемесячно подавали ведомости обо всех исходящих и входящих делах.

Особенности деятельности Сената в петровский период

Царь также учредил разрядный стол при Сенате вместо разрядного приказа, который ранее ведал служилыми людьми и военным управлением. Его функцией было назначение лиц на военные посты и гражданские должности. Позже, в 1721–1722 годах, вместо разрядного стола была создана разборная канцелярия. В 1722 году при Сенате появилась должность герольдмейстера, отвечавшего за контроль над служилым сословием.

Помимо этого, уже в марте 1711 году при Сенате появилась должность фискалов. Они осуществляли контроль за деятельностью органов власти и должны были сообщать о взятках и казнокрадстве. При Сенате появилась должность обер-фискала, а позже — генерал-фискала. Ему подчинялись провинциал-фискалы, которые следили за делами в губерниях.

С 1718 года сенаторами стали президенты коллегий. В январе 1722 года появилась должность генерал-прокурора Правительствующего сената. На неё был назначен редкий для петровской эпохи неподкупный человек — Павел Иванович Ягужинский. Его задачей была борьба с казнокрадством, по сути это был аналог генерального прокурора. Ягужинский занимал этот пост с 1722 по 1726 год и затем при императрице Анне Иоанновне в 1730–1735 годах.

За созданием Сената последовала ещё одна реформа Петра I в сфере государственного управления. В 1717–1718 годах вместо устаревших приказов были созданы восемь коллегий. К 1720 году относится появление Главный магистрат для координации их работы. В дальнейшем количество коллегий увеличивалось. С 1802 года они были заменены министерствами.

Рис. 3. Ягужинский Павел.

Что мы узнали?

Кратко рассмотрели историю Сената в России, который основал Пётр I ещё за 10 лет до провозглашения России империей, в 1711 году. Для понимания особенностей управления государством следует знать, при ком был создан Сенат и какова была его структура, в каком году произошло появление Правительственного сената и кто учредил этот орган власти.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Функции Сената

Основной и главной функцией Сената было, если говорить кратко, замещение царя в вопросах текущего государственного управления. Строгого определения функций не было.

Сенат должен был заниматься:

  • судебными делами;
  • налоговыми вопросами;
  • фискальными вопросами;
  • вопросами строительства, как стратегического (верфи, заводы), так и текущего, городского;
  • дипломатическими делами (включая внешнюю торговлю);
  • делами обеспечения армии и флота в условиях ведения воин с Турцией и Швецией;
  • вопросами государственной службы дворян и контролем за деятельностью чиновников на местах.

В 1711 году Петр I упразднил Разрядный приказ и передал Сенату все его функции. Таким образом, в ведении этого органа власти оказались назначения в «чины военные и гражданские» по всему государству, то есть все служилое сословие. Для контроля над всеми вопросами службы учреждалась особая контора при Сенате, Разрядный стол, который будет преобразован сначала в Разборную канцелярию, а потом в Герольдмейстерскую контору.

В ведение Сената переходила вновь утвержденная Фискальная контора, и центральный орган власти еще более усилил свой контроль над местными чиновниками и администрациями.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Адмиралтейство при Петре 1

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета (1726—1741)

Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет как при Екатерине I, так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета (указ 7 марта 1726), формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесен и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет.

После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра (1727–1728), губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий еще при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление.

В 1731 году (6 ноября) официально появляется новое учреждение – кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената.

Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления, подобные изменения довели Сенат до небывалого падения.
После указа 9 июня 1735 г. фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу. После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 г.) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.

12 ноября 1740 г. была учреждена должность придворного рекетмейстера, сначала для рассмотрения всеподданнейших жалоб на коллегии и низшие места, а с 27 ноября того же года – и на Сенат. В марте 1741 г. эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.

Source(s): 300 лет Правительствующему Сенату

Реестр коллегий

Все разработки, касающиеся преобразования государственной структуры, были собраны Фиком и переданы Брюсу. Шафиров и Ягужинский также приняли активное участие в этом вопросе. В октябре сам Петр I вернулся в Россию и приступил к следующему этапу работы — непосредственному созданию училищ. Решающим стал 1717 год, так как на основе всех собранных материалов был окончательно составлен реестр, а также личный состав всех дивизий, который король утвердил 1 декабря того же года. Уже 15 числа Петр 1 подписал указ о назначении президентов и их заместителей.

Сколько колледжей было при Петре 1? Первая 9. Адмирал Апраксин, канцлер Головкин и фельдмаршал Меншиков остались в ведении своих канцелярий, которые с этого момента стали называться по-новому. Первый остался во главе Адмиралтейства, второй — иностранных дел, а третий — военных училищ. По прежним постановлениям местного, земского и следственного суда была образована Юстицкая коллегия, руководство которой было возложено на А. Матвеева. Князь Д. Голицын стал президентом камерного училища, И. Мусин-Пушкин — государственного училища, Ю. Долгорукого — коммерческого училища, П. Толстого — мануфактурного и Бергского училищ, Ю. Брюсова. Все эти подразделения нужно было распустить и переформировать.

Но на этом создание колледжей не закончилось. Дата 18 января 1722 года ознаменовалась изданием нового указа о создании десятого по счету вотчины, в ведении которой было управление территорией и все другие связанные с этим вопросы.

Изменение системы престолонаследия

В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.

Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.

Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию,  но были гнетом, мало чем уступавшим  войне  петровского времени».

Сенат при Екатерине II

Source(s): 300 лет Правительствующему Сенату


Екатерина II

По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 — 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче

Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства

Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице, а не Сенату. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения. Значению Сената и степени его власти был нанесен далее тяжелый удар учреждением губерний (1775 и 1780). Несогласованность учреждений Сената и губерний повела, во-первых, к тому, что дела наибольшей важности всегда могли быть докладываемы императрице наместником или генерал-губернатором непосредственно, помимо Сената, а во-вторых, к тому, что Сенат оказался подавленным мелкими административными делами. Наименьший относительно урон значение Сената понесло в области суда. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; и здесь, однако, значение его умалялось, во-первых, тем небывалым дотоле влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената.

Source(s): 300 лет Правительствующему Сенату

Учреждение Правительствующего сената

Как уже было отмечено, этот орган – детище Петра I. Царь вовсе не горел желанием просто так делиться властью с кем бы то ни было. Создание Правительствующего сената явилось вынужденной мерой. Те грандиозные задачи, которые были поставлены перед страной, требовали совершенствования государственного аппарата.

Но, в отличие от других стран, например таких как Швеция или Польша, Сенат отнюдь не являлся органом, в какой-либо мере ограничивающим самодержавие.

  • Во-первых, это учреждение не было выборным, его членов назначал сам царь. И это были ближайшие сподвижники, облеченные личным доверием государя. Среди них такие имена, как П. Голицын, М. Долгоруков, Г. Волконский и другие именитые вельможи.
  • Во-вторых, Сенат не представлял собой оппозиционную структуру. Он был в полном подчинении у царской особы и контролировался ею. А также нес ответственность перед монархом. Сенат как бы представлял собой «второе я» государя, а отнюдь не защищал интересы аристократической верхушки. И ему должны были подчиняться, как самому царю. Так, в одном из распоряжений Петр предупреждал, что тот, кто посмеет ослушаться указов Правительствующего сената, будет подвержен жестокому наказанию или даже смерти – «смотря по вине».
  • В-третьих, функции этого органа на первом этапе не были четко определены. Поле его деятельности было подвержено постоянным изменениям, в зависимости от той или иной ситуации. И делал он то, что сочтет целесообразным его величество император. В своем указе Петр определяет, что по его убытии Сенат должен: судить нелицемерно, не делать напрасных расходов, стараться отдать соль на откуп, увеличить китайскую и персидскую торговлю, приласкать армян и учредить фискальный орган. То есть перечня обязанностей у сенаторов не было, они лишь получали от царя инструкции.

Функции правительствующего сената

Фактическое ведомство рассматриваемого органа управления рассматривало дела, которые выходили за рамки компетенции коллегий, представляя собой высший административный государственный орган. В конце правления Петра Первого он был наделён и судебными функциями, став высшей государственной судебной инстанцией.

Законодательная деятельность Сената до сих пор является спорной. Одни историки утверждают, что в начальный период данный орган не только имел законодательную власть, но даже отменял царские указы! Другая сторона оспаривает это утверждение. При этом, все они признают, что, изменяя положение в 1722 году, Пётр Первый лишает Сенат законодательной власти. Вполне резонно, ведь ни один правитель не желал делить собственную власть. Таким образом, можно лишь формально признать закрепление за Сенатом законодательной власти на определённый период.

От разницы взглядов историков на компетенцию Сената также зависит его представление значимости для государства. Одни исследователи считают Сенат высшим государственным учреждением, которое объединяло и направляло работу администрации, не признающим над собой власти, кроме власти Петра. Другие утверждают, что направляя и контролируя администрацию, данный орган был полностью подконтролен и его решения фактически зависели от приказов «верховных господ министров» – лиц, приближённых к царю, которые управляли иностранными делами, флотом и войсками. Также, Сенат зависел и от решений генерал-прокурора.

Это интересно: 2091,Феодальная раздробленность на Руси (кратко)

Сенат от царствования Александра I до конца XIX века


Александр I

К коронации Александра I (1801г.) было подготовлено три проекта. Одним из них был проект реорганизации сената.

Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к идее придания Сенату статуса парламента. Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции. Александр I такие намерения поддерживал. Однако, проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. “Молодые друзья” императора, объединившись с прибывшим в России Лагарпом (учителем Александра), доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия. Поэтому Александру I пришлось отказаться от мысли преобразовать Сенат в парламент.

Но несмотря на это, реформы в Сенате все же были проведены. 5 июня 1801 г. был издан именной указ, в котором он предписал сенаторам сочинить проект надлежащего устройства Сената, с показанием всех его прав и обязанностей. Результатом этих совещаний явился именной указ от 8 сентября 1802 г. о правах и обязанностях Сената.

В этом документе Сенат определялся как “верховное место империи”, чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев был причиной конфликта царя с Сенатом, когда была попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз чисто в судебное учреждение с некоторыми административными функциями. Главным же органом управления стал, по сути, Комитет министров. Хоть указ 8 сентября 1802 г. и явился результатом серьезного стремления императора и приближенных к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената.

В начале 1811 г. Сперанский представил новый проект реорганизации Сената. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два – правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться государем, а частично избираться от дворянства Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хоть царь все равно утвердил его, реализован он так и не был.

Состав и руководство коллегий

Само название новых ведомств намекало на коллективность принятия в них решений – Петр I полагал это лучшим способом. В общем коллегии действовали согласно Генеральному регламенту, утвержденному 28 февраля (10 марта) 1720 года. Были и отдельные коллегиальные регламенты.

Каждой коллегией руководил президент. Его назначал Сенат с учетом пожеланий императора. Президент был главой коллегии, но личных решений по ее работе не принимал. Первые годы президенты всех коллегий автоматически становились участниками заседаний Сената, но после 1722 года эта привилегия осталась только за главами трех важнейших коллегий и некоторое время – президентом Берг-коллегии.

Заместителем президента был вице-президент (также назначаемый Сенатом с учетом мнения монарха). Его обязанностью было замещать президента в случае отсутствия, а также помогать ему в исполнении его административных функций главы ведомства.

Также в составе каждой коллегии было 4 советника, 4 асессора, актуариус (то есть делопроизводитель-архивист) и секретарь, готовивший документы к рассмотрению на заседаниях коллегии. За своевременностью и правильностью принятия и исполнения решений каждой коллегии надзирал прокурор. Решения же принимались только на заседаниях большинством голосов, то есть коллегиально. Заседания проводились ежедневно, кроме воскресений и праздничных дней.

Если же случалось, что коллегия не могла принять решения по какому-либо вопросу, его передавали на рассмотрение Сенату. В этом случае сенатское постановление было обязательным для исполнения коллегией, так как эти учреждения подчинялись Сенату.

Историческое значение

Сложно переоценить значение осуществленной Петром 1 реформы. Коллегии функционировали согласно единым нормам деятельности. Ведомственные функции были четко распределены. Было окончательно ликвидировано местничество. Учреждение этих органов управления стало заключительным этапом централизации и бюрократизации аппарата управления государством. Однако нельзя не уточнить, что блестящая идея императора не была реализована полностью. Так, основная цель реформы – разделение выполняемых ведомствами функций – относительно некоторых Коллегий так и не была достигнута.

С 1802 года началось постепенное упразднение Коллегий на фоне новой системы министерств.

Преимущества и недостатки системы коллегий

Уже в период правления Петра I стало очевидно, что система коллегий обладает как преимуществами, так и недостатками. Она действительно была современной по существовавшим тогда понятиям, но в условиях российских масштабов работала медленно и не всегда результативно. Не получилось также избежать дублирования функций – к примеру, многие вопросы оказывались одновременно в ведении Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегий. Одновременно целый ряд важнейших сторон государственной жизни остался не охваченным системой коллегий.

Не удалось должным образом наладить систему делопроизводства и организацию повседневной административной деятельности коллегий. Не все коллегии имели собственные регламенты (по образцу и во исполнение Генерального регламента), что затрудняло руководство ими и исполнение ими своих функций. Несоразмерно большую роль в деятельности коллегий играли секретари, подготавливающие все документы для коллегиального рассмотрения.

Взяточничество, кумовство и некомпетентность в деятельности коллегий присутствовали лишь в несколько меньшей степени, чем в деятельности приказов. Ревизион-коллегия из-за плохой организации работы вообще фактически не справлялась со своими обязанностями. Однако переход от приказной системы к коллегиальной все же заложил основы создания профессиональной бюрократии, действительно компетентной в деле осуществления административных функций.

Введение коллегий укрепило центральную власть, фактически покончив с соперничеством со стороны родовитой знати и церкви. Коллегии и Синод превратили эти силы в часть государственной машины. Поэтому в основном организация коллегий помогла Петру добиться поставленной цели – сформировать в России абсолютную монархию в ее классическом варианте.

Нововведения при Петре I

В период с 1717 по 1722 годы царь проводил реформы в государственных органах. Он заменил семейные комнаты в России колледжами. Новые центральные отраслевые органы власти были утверждены шведским законодательством. В плане реформ император руководствовался в основном опытом Швеции и Германии.

Петр I ввел три новых принципа:

  • Разделение отделов по секторам. Раньше функции заказов дублировались и дублировались.
  • Коллегиальные решения. Встречи прошли в обязательном порядке.
  • Власть действовала согласно Общему регламенту 1720 года.

Внутреннее устройство всех колледжей было одинаковым:

  • президент;
  • вице-президент;
  • 4 директора;
  • 4 советника;
  • прокурор;
  • церковные чиновники.

Президенты и вице-президенты назначались сенатом, но мнение императора также принималось во внимание. Обязательным условием было присутствие прокурора в каждом колледже

Этот человек контролировал исполнение указов, решение дел. Петр I настаивал на том, что правильные выводы можно сделать только вместе. Во время встреч у всех была возможность высказать свою точку зрения.

Учреждение Сената

Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти.

Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов,  которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и  царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы   получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался.

Вот откуда растут ноги у современной коррупции!

А. Толяндер “Петр I”

Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась.

Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское   государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в  шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны  и оныя ставить по своему разсуждению.  И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий