Понятые в административном праве
В административный процесс институт понятых вошел несколько позже, по сравнению с уголовным. И все же нашел законодательное закрепление. Так, понятые (КоАП РФ) могут быть приглашены в определенных случаях, которые предусмотрены указанным кодексом, по приглашению должностного лица, у которого в производстве находится данное дело об административном правонарушении. Их количество должно быть не менее двух. Об их участии в протоколе делается запись. Права и обязанности понятого в административном процессе схожи с таковыми в уголовном.
На практике особенно часто столкнуться с нарушениями в этой области можно на дороге. Сотрудники ГИБДД допускают целый ряд ошибок, которые, в частности, могут послужить основанием для отмены решения суда. Одна из таких, самая элементарная – это участие одного понятого. Или, например, в графе, где указываются все данные о них, указывают вымышленные или неверные имена и фамилии, адреса. Далее при рассмотрении дела судом человек пишет ходатайство с просьбой вызвать понятых, но письма до них не доходят, и показаний они не дают. Слова сотрудника полиции принимаются единственно верными. Поэтому юристы рекомендуют всем в случае допущения административного нарушения, которое требует присутствия понятых следующее:
1. Требуйте знакомства с понятыми, убедитесь, что это те личности, за которых они себя выдают. Не стесняйтесь спросить паспорт как минимум.
2. Требуйте участия понятых в полном объеме, с момента составления документа процессуального характера и до его подписания, включая присутствие при проведении процессуального действия.
3. Если присутствие понятых было необходимо, но процессуальный документ составлен без них, всегда оставляйте свои замечания и комментарии. Пишите все, что вас не устраивает, и только потом ставьте подпись. В противном случае в суде ваши претензии будут голословны.
Функции
Понятые в уголовном процессе нужны, прежде всего, для того, чтобы осуществлять контроль над тем, какие именно сведения заносятся в протокол, и их правильностью. Именно поэтому они должны очень внимательно наблюдать за тем, как именно проводятся следственные действия (к примеру, обыск квартиры), смотреть, как именно оперативный работник вносит полученные сведения в протокол, а затем проверить его на наличие ошибок в записанной информации.
Протокол непосредственно должен содержать в себе все данные о том, что опергруппа сделала, а также факт обнаружения искомого предмета или его отсутствия. После того как понятой будет согласен со всем вышеперечисленным, он ставит свою подпись, удостоверяя правдивость информации.
В первую очередь следует понимать, что понятые в какой-то мере предназначены для контроля полиции. Они помогают предотвратить нарушения, которые может совершить следователь, в надежде поймать преступника — к примеру, самостоятельно подкинуть пакетик с наркотиками. Именно поэтому наиболее часто понятые вызываются именно для проведения обыска. Ранее они привлекались и сотрудниками ГИБДД для осмотра авто и проверки водителя, однако после 2014 года подобная практика практически полностью прекратилась и используется в единичных случаях личного досмотра.
Из перечисленной выше информации понятно, кто может быть понятым, однако при желании любой гражданин может отказаться от такой роли. Данное действие является сугубо добровольным, и ответственности за отказ быть не может.
Юридическая практика
Участие понятых (УПК ст. 60) – это распространенная практика в уголовном судопроизводстве.
Примеры участия этих субъектов в уголовном процессе выглядят следующих образом:
Порядок проведения осмотра в уголовном процессе по УПК РФ статья 177
- 15.11.2016 была проведена эксгумация на Центральном кладбище города Н. Поводом для проведения этого процессуального мероприятия послужил сигнал от сторожа кладбища, утверждавшего, что ряд могил имеет признаки перезахоронения. Для проведения эксгумации были привлечены понятые.
- 17.05.2017 непосредственно после совершения преступления (кражи), был задержан гражданин У. При нем были обнаружены кошелек и мобильный телефон гражданки И. Понятые были привлечены для проведения процесса опознания гражданкой И. указанных предметов.
- 01.12.2016 опознание лица, совершившего грабеж в ночное время суток, было произведено потерпевшей Ф., при участии понятых.
Практика привлечения понятых к уголовному судопроизводству является распространенной. Даже когда их привлечение является не строго обязательным, должностные лица стремятся не пренебрегать возможностью удостоверения проводимых ими следственных действий.
Что должен делать понятой?
Представители правоохранительных органов, в частности следствия и дознания, нередко утверждают, что отказаться от обязанности быть понятым нельзя. Это не так. Можно сослаться на плохое самочувствие и неспособность в этот момент осознавать, что происходит вокруг.
Возникновение желания отказаться от участия в судопроизводственном процессе обусловлено затратой собственного времени. Если человека просят быть понятым при обыске квартиры, то это не займет много времени. Если речь идет об обнаружении трупа, то придется не раз явиться к следователю и в суд.
Если лицо согласилось на присвоение процессуального статуса, то оно должно:
- Адекватно воспринимать все, что происходит вокруг. Если сотрудники правоохранительных органов осуществляют какие-либо непонятные манипуляции, то следует уточнять, что они делают и с какой целью.
- Настаивать на внесении своих наблюдений и выводов в протокол. Он всегда ведется при осуществлении следственных мероприятий.
- Подписывать протокол только после его прочтения. Понятой имеет право не подписывать протокол, ссылаясь на то, что его наблюдения не были внесены в него.
Понятой должен понимать, что от его внимательности во многом зависит судьба подозреваемого (обвиняемого). Нужно тщательно следить за разворачивающимися событиями и не упустить совершения должностными лицами противоправных действий, если таковые будут.
Наказания, предусмотренные для понятых
Понятой – это полноценный участник уголовного судопроизводства. Если человеку был присвоен этот процессуальный статус, то он должен беспрекословно выполнять обязанности и требовать обеспечения своих прав.
Если рассматриваемый субъект начнет уклоняться от исполнения обязанностей, например, не являться по вызову следователя или суда, то к нему могут быть применены санкции. В качестве них выступает принудительный привод или штраф. В некоторых случаях возможно наступление уголовной ответственности по статье 310 УК РФ. Речь идет о разглашении данных предварительного следствия.
Особый порядок вследствие признания обвиняемым своей вины
Особый порядок рассмотрения уголовного дела вследствие признания обвиняемым своей вины регулируется статьями 314–317 УПК. Такое рассмотрение доступно исключительно по инициативе подсудимого, что логично. Однако не всегда можно признать свою вину и просить особого порядка.
В УПК говорится, что для этого преступление, в котором лицо обвиняется, не должно относиться к категории особо тяжких. Формулировка статьи 314 касается не категории преступления, а максимально возможного срока за него — 10 лет. А под эту категорию подпадают преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие, согласно статье 15 УК РФ.
Второе условие — наличие согласия на переход к такому порядку стороны обвинения: государственного обвинителя (прокурора), потерпевшего и частного обвинителя, которым является потерпевший в делах частного и частно-публичного обвинения (это может быть клевета, насилие, побои, телесные повреждения без потери потерпевшим трудоспособности и другие).
И особо выделено законодателем: обвиняемый должен пойти на этот шаг добровольно, предварительно проконсультировавшись со своим защитником, и должен осознавать характер и последствия своего ходатайства.
Доступные основания для обжалования в апелляции по статье 389.15 УПК: нарушение судьей норм УПК, некорректное применение норм УК, вынесение несправедливого приговора. Это означает, что вы потенциально сможете добиться только смягчения приговора, но не более.
Здесь важно отметить, что суд, имея обоснованные подозрения в невиновности обвиняемого, может отменить особый порядок рассмотрения уголовного дела и перейти к общему. Последний, в свою очередь, имеет, как минимум, два варианта исхода: вынесение обвинительного или оправдательного приговора.. Суд отказывает в ходатайстве об особом порядке и в том случае, если не соблюдены специальные условия, изложенные выше
Замена на общий порядок происходит не только по инициативе суда, но и по заявлению самого обвиняемого, прокурора или потерпевшего (то есть до вынесения приговора можно передумать).
Суд отказывает в ходатайстве об особом порядке и в том случае, если не соблюдены специальные условия, изложенные выше. Замена на общий порядок происходит не только по инициативе суда, но и по заявлению самого обвиняемого, прокурора или потерпевшего (то есть до вынесения приговора можно передумать).
Если дело начинают рассматривать в особом порядке, то за основу берут общий порядок и немного его меняют.
Во-первых, рассмотрение без обвиняемого и его защитника не допускается. Порядок действий в заседании такой:
- оглашается обвинение (прокурором или частным обвинителем);
- судья выясняет, понятно ли подсудимому обвинение, согласен ли он с ним, желает ли перехода к особому порядку, понимает ли, что это будет означать для него;
- исследуются отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также те, что позволяют определить личные качества подсудимого (хотя могут и не быть исследованы);
- выносится обвинительный приговор и разъясняется право на его обжалование — только если никто не возражает и у суда достаточно доказательств виновности лица.
Многие обвиняемые, которые соглашаются на особый порядок по уголовному делу, делают такой выбор исходя из того, что судьи в этом случае не имеют права назначить более двух третей объема наказания (срока, размера штрафа и т.д.). Однако, действительно ли это то, ради чего стоит признавать свою вину?
Практика показывает, что судьи относительно редко назначают сроки, превышающие две трети максимального — защитникам обычно удается добиться смягчения. Поэтому в данном контексте это очень сомнительный плюс процедуры.
А на фоне минусов — вынесения исключительно обвинительного приговора и невозможности сменить его на оправдательный в порядке апелляционного пересмотра — тем более стоит очень тщательно все обдумать.
О чем говорится в 60 статье УПК?
Рассматриваемая статья содержит в себе 4 пункта:
- какую роль играют понятые (УПК, а именно ст. 60 также содержит информацию о том, каким образом эти лица привлекаются к уголовному процессу);
- кто может быть привлечен в качестве понятого;
- права рассматриваемых субъектов;
- ответственность.
Основные положения ст. 60 УПК
Понятой – это лицо, которое не заинтересовано в каком-либо разрешении уголовного дела. Оно может быть привлечено к следственным действиям дознавателем или следователем для удостоверения факта выполнения определенных процессуальных мероприятий, а также их результатов.
В качестве рассматриваемых субъектов не могут быть привлечены:
- граждане, не достигшие возраста совершеннолетия;
- субъекты конкретного уголовного производства и их близкие родственники;
- работники правоохранительных органов, наделенные полномочиями на проведение оперативно розыскных и следственных действий.
Понятой имеет следующие процессуальные права:
- участие в следственных действиях;
- подача замечаний и заявлений по поводу осуществляемых следственных действий и занесение их в протокол;
- ознакомление с протоколом следственных мероприятий, в которых он принимал непосредственное участие;
- подача жалоб на действие либо бездействие должностных лиц, ограничивающее его права.
Понятой не имеет право уклоняться от явки по повестке должностного лица. Он не может разглашать данные предварительного следствия, при условии своевременного предупреждения об этом, в соответствии с положениями 161 статьи УПК. Если понятой передал кому-либо подобную информацию, то он может нести ответственность в соответствии с положениями 310 статьи УК РФ.
В каких случаях требуется привлечение понятых?
Вопрос о необходимости привлечения к уголовному процессу, регламентирован 170 статьей УПК РФ. В ней сказано, что понятые обязательно должны участвовать при проведении следующих следственных действий:
- обыск либо личный досмотр;
- выемка электронных носителей информации, имеющих отношение к проводимому расследованию;
- установление личности человека, опознание трупа или предмета.
Порядок проведения и цели осмотра места происшествия по УПК РФ
Исключением являются случаи, когда расследование проводится в труднодоступных условиях, в которых привлечение невозможно по причине отсутствия людей, например, в экспедициях или на зимовках. В такой ситуации ведется протоколирование всех выполняемых действий, а при возможности осуществляется фото или видеосъемка.
Существует ряд ситуаций, при которых привлечение рекомендовано, но не является обязательным.
К указанным ситуациям нужно отнести следующие следственные действия:
- выемка имеющих значение для расследования предметов и документов;
- эксгумация;
- осмотр места преступления;
- наложение ареста на имущество;
- следственный эксперимент;
- прослушивание телефонных переговоров;
- выемка почтовых отправлений;
- проверка предварительных данных.
В других следственных действиях понятой участвовать не должен.
Значение уголовно-процессуального права
Значимость и важность УПП в том, что оно регулирует применение уголовно-правовых норм и устанавливает их порядок. Меры уголовно-процессуального принуждения устанавливаются УПП по определенным основаниям и в строго установленном порядке
В результате действий в рамках УПП устанавливается виновность лица в совершении преступления. Уголовно-правовые нормы реализуются в соответствии с УПП и гарантируют защиту личности, общества, государства от посягательств преступников. Также реализация уголовно-правовых норм гарантирует человеку его конституционные права и ограждает от различного рода необоснованных ограничений. Порядок судебной защиты граждан тоже определен в уголовно-процессуальном праве. УПП создает предпосылки для осуществления правосудия, эффективной деятельности судов.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Необходимость присутствия понятых
УПК РФ в ст. 170 (ч. 1) прописывает ситуации, когда присутствие понятых на следственном мероприятии является обязательным:
- при проведении обыска (ст. 182 УПК);
- при выполнении личного досмотра (ст. 184 УПК);
- при осуществлении выемки электронных носителей информации, имеющих отношение к расследованию (ст. 183, ч. 3.1 УПК);
- при проведении опознания гражданина, предмета или трупа (ст. 193 УПК).
Если же расследование проводится в условиях, где присутствие понятых физически невозможно, то следственные мероприятия проводятся без них. В данном случае действия фиксируются на фото и видеопленку, либо детально описываются в письменной форме.
УПК в статье 170, части 1.1 указывает, что присутствие понятых на следственных мероприятиях по некоторым категориям уголовных дел может быть оставлено на усмотрение лиц, проводящих расследование.
Следственные мероприятия, на которых присутствие понятых возможно, но не обязательно:
- при аресте имущества (ст. 115 УПК);
- при осмотре места преступления (ст. 177 УПК);
- при эксгумации трупа (ст. 178 УПК);
- при выполнении следственного эксперимента (ст. 181 УПК);
- при выемке предметов и документов, имеющих отношение к расследованию (ст. 183 УПК, кроме ч. 3.1);
- при выемке почтовых и телеграфных отправлений в отделениях связи (ст. 185, ч. 5 УПК);
- при прослушивании записи телефонных или иных переговоров (ст. 186, ч. 7 УПК);
- при проверке ранее данных показаний сторон уголовного дела (ст. 194 УПК).
Присутствие понятых при проведении иных процессуальных действий не предполагается.
Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр.
Внимание! Это спорный вопрос. Помимо законодательства, существует и целый ряд других источников, которые также содержат нормы, регулирующие отношения в уголовном судопроизводстве, однако общеобязательность их исполнения неоднозначна
С одной стороны, их можно именовать источниками уголовно-процессуального права, так как в подавляющем большинстве случаев данные акты все таки исполняются. С другой, они формально не относятся к нормативным актам. Выделим три момента:
а) Признание норм (или их смысла) неконституционными обязательно для всех. Есть мнение, что это полноценный источник права.
Сюда относятся Постановления и определения Конституционного Суда РФ.Конституционный Суд РФ определяет, соответствуют ли те или иные
положения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, а
также выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно-
процессуального права. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Как показала
практика, решения Конституционного Суда РФ нередко приводили
к настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих норм
уголовно-процессуального закона. Это касается и УПК РФ, многие
нормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.
б) Толкование закона желательно, но не обязательно для всех.
Сюда относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в России
вправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ и
Конституционный Суд РФ. Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели,
стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126
Конституции РФ, ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения судам по вопросам применения
законодательства РФ. Принятые Пленумом Верховного Суда РФ
акты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующего
уголовно-процессуального законодательства указания, основанные
на многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовного
судопроизводства.
в) Обязательны для органов, в структуре которых они изданы.
Сюда относятся подзаконные нормативные акты. Данные нормативные акты
играют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства.
Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов —
Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся таких
вопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органов
при расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция о
порядке осуществления привода2, который отнесен законом (ст. 113
УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения.
Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии с
которой условия хранения, учета и передачи отдельных категорий
вещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ,
было принято постановление от 20 августа 2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся
вещественными доказательствами, хранение которых до окончания
уголовного дела или при уголовном деле затруднительно»3.
В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-
процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ не
могут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводства
на своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.
Методы уголовно-процессуального права
Ведущим методом уголовно-процессуального права является императивный метод. Суть его состоит во властных предписаниях, запретах, обязанностях, наказаниях, соблюдении субординации. Участие в качестве одной из сторон государства, которое представляют лица, занимающие определенную должность: следователь, дознаватель, прокурор. Предписания этих должностных лиц являются обязательными к исполнению для подозреваемых, обвиняемых. То есть права одних субъектов, участвующих в уголовном процессе, порождают обязанности других.
Пример 1
Обвиняемый может ходатайствовать и заявлять отводы, об этом говорится в п.5 ч.4 ст.47 УПК. В свою очередь следователь обязан рассмотреть все поступившие заявления. Право следователя в силу публичных отношений порождает обязанности других должностных лиц. Следователь обязан возбудить уголовное дело в силу публичных отношений, хотя прямой ссылки на это действие в УПК нет.
Диспозитивный метод тоже присутствует в уголовно-процессуальном праве. Он предусматривает отношения, равные в правах, которые основаны на дозволительных и координационных действиях. Действие этого метода в УПП не имеет широкого применения, прежде всего потому, что характер отношений в уголовном процессе публичен.
В УПП существуют свои нормы, регулирующие общественные отношения в рамках применения уголовно-правовых норм.
На протяжении становления уголовного процесса определений понятия уголовно-процессуального права было множество В современном понимании данное право трактуется следующим образом. Уголовно-процессуальное право основывается на уголовно-процессуальном законе, при этом имеет свой предмет и метод регулирования общественных отношений.
Определение 1
Уголовно-процессуальное право – это совокупность общественных отношений, основанных на уголовно-процессуальных нормах, которые связаны с деятельностью уголовно-процессуального характера, включающую в себя возбуждение, расследование, рассмотрение и разрешение уголовного дела.
Деятельность осуществляется для защиты прав и законных интересов лиц, считающихся потерпевшими в уголовных делах, для защиты личности от незаконного обвинения без оснований, осуждения, ограничения ее прав и свобод, для осуществления уголовного преследования, назначения справедливого наказания виновным, освобождения от наказания, реабилитации. Деятельность осуществляется субъектами, обладающими уголовно-процессуальными полномочиями.