Типы политических систем. Политическая система современной России

Введение.

Ни для кого не секрет, что во
все времена в России были проблемы, как
в политике, так и в экономике, и, как следствие,
в социальной сфере. Ученые выстраивают
множество гипотез, отчего так происходит,
но лично  мне кажется, что из-за нестабильной
политической системы. Сущность и анализ
проблем политической системы России
являются основной целью исследования
данной работы, а также включают в себя
и актуальность семестровой.

Предметом исследования является
как политическая система в целом,
так и отдельно политическая система 
России.

Для решения поставленной
цели мной были определены следующие 
задачи:

-Раскрыть сущность, особенности, 
виды политической системы.

-Описать политическую 
систему России.

-Описать основные проблемы 
политической системы России.

-Подвести итоги.

Функции политической системы

Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:

  • политическая адаптация;
  • социализация;
  • система реагирования;
  • мобильность внешних и внутренних ресурсов;
  • распределение материальных благ в системе;
  • регулирование.

Общепринятая классификация систем:

  • общественные запросы воплощаются в жизнь с помощью политических решений;
  • приспособление политической системы к внешним условиям;
  • мобильность человеческого и материального капитала в системе;
  • защита норм и традиций государства;
  • отношения с другими странами и международными организациями;
  • формирование и распределение материального продукта.

Древнейшие теократические системы

Исследователи установили, что, например, в древнейших государствах Египта, Месопотамии и Мексики верховные правители были жрецами, то есть концентрировали в своих руках и светскую, и духовную власть. При решении ими различных государственных вопросов главную роль играли их религиозные убеждения. Кстати, находились и такие правители, что и вовсе провозглашали себя богами.

Яркий пример теократии можно найти, если полистать Библию. В ней описывается, как на ранней стадии становления государства у власти находились судьи, через которых Бог изъявлял свою волю. Подробно описывается и механизм этого процесса. Для принятия решений использовался жребий. Это были два одинаковых по форме и размеру, но отличавшиеся по цвету камня, спрятанные в мешок. Священнику задавался вопрос, сформулированный таким образом, что предполагал лишь два варианта ответа – да или нет. Дальше всё просто. Вынутый наугад белый камень обозначал положительный ответ, а чёрный – отрицательный. Считалось, что в этом проявлялась божья воля.

2. Структура политической системы

    Политическая 
система структурна, то есть включает
части или подсистемы разной сложности,
их элементы и отношения между 
ними. Политическая система складывается
из подсистем трех уровней власти и политических
отношений.

    Политическая 
система сформирована по принципу пирамидальной 
иерархии: с массовой социальной базой 
в основе, вершиной государственной 
власти в высшем ее эшелоне. Таким 
же образом построены и ее подсистемы,
имеющие вертикальные структуры (от
массовой базы – к руководящим 
учреждениям): партии, крупные общественные
организации, союзы и т.п. На каждом
из уровней, на которые разделена 
политическая система, образуются специфические 
структуры и отношения между 
ними. Исследование столь сложно организованной
системы составляет одну из центральных 
задач политической науки и определяется
несколькими руководящими принципами.
 

     В
литературе последнего времени в 
рамках политической системы выделяют
шесть укрупненных подсистем, каждая
из которых характеризует ее специфические 
стороны: институционную (организационную),
нормативно-регулятивную, функциональную,
идеологическую, информационную, коммуникативную

Обратим внимание на их особенности

     1.Институционная
(организационная) подсистема

– основанная в политической системе.
Она включает государство, политические
партии, общественно-политические движения
и т.д. эту подсистему можно определить
как совокупность политических учреждений,
участвующих в политической жизни страны
на легитимной основе. Значимость организационного
фактора в функционировании российской
политической системы определяется также
и тем, что партийные, государственные
и иные образования формируют, структурируют
интересы членов общества, придают им
определенную целенаправленность, обеспечивают
связи с элементами власти.

     2.Регулятивная
подсистема –
система нормативных регуляторов
(нормы права, политические нормы, нормы
морали, политические традиции и др.), упорядочивающие
политические отношения между людьми,
организующие их поведение, деятельность
в политической жизни общества. Эта подсистема
отражает всю многогранность, сложность
политической жизни. Она выступает формой
объективно существующих связей и способов
взаимодействия в сфере политики.

     3.Функциональная
подсистема
раскрывает содержание действий
и функционирования на практике тех или
иных элементов политической системы,
представляет собой приемы и методы осуществления
политической власти. Поскольку центральное
место среди носителей политической власти
принадлежит государству, то и данная
подсистема в большей мере зависит от
него. Основными методами осуществления
политической власти являются демократический
и антидемократический.

Особенности авторитарного общества

Другой формой является авторитаризм. В обществах подобного типа главный носитель власти (например, диктатор) сам провозглашает своё право на управление государством. История показывает, что приход к власти авторитарного правителя, как правило, происходит вследствие революции, вспыхнувшей в стране, где правовая система не в состоянии справиться с текущей ситуацией. Переворот в таком случае полностью уничтожает старую правовую систему. Образовавшийся временный правовой вакуум и даёт возможность прихода к власти авторитарного правителя.

Основным признаком авторитаризма является преданность лично правителю и беспрекословное подчинение общества его лидерам. Авторитарный политический режим не допускает проявлений демократии ни в отношении свободных выборов, ни в вопросах, связанных с управлением государством. Всем этим признакам во много соответствовала политическая система СССР.

Классификация политических систем

  1. Деление по отношению к окружающей среде:

    • закрытые,
    • открытые.
  2. Согласно политическому типу:

    • авторитарные,
    • тоталитарные,
    • демократические.
  3. По форме управление:

    • коммунистические,
    • демократические,
    • либеральные,
    • авторитарно-консервативные,
    • традиционные,
    • популистские.
  4. Согласного ролям политического процесса и типу культуры:

    • доиндустриальные,
    • индустриальные,
    • тоталитарная,
    • англо-американская,
    • европейско-американская.
  5. По социально-экономической основе:

    • Тоталитарно-распределительные (основой служит распределение материального продукта);
    • Либерально-демократический (основой является рыночная система экономики);
    • Конвергенционные и мобилизационные (государственный контроль за системой рынка).
Политическая системаХарактеристика
Авторитарная 

В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).

Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.

Либеральная В либеральных политических системах политическая власть закреплена за верховными классами и характерной иерархией власти (законодательная, судебная, исполнительная). Наличие системы, не дающей главенствующим классам забрать всю власть, судебная власть не позволяет кому-то выделятся, заставляет всех следовать закону. Основная часть либеральной системы заключается в формах парламентской и президентской республиках. Либеральная система выражена в соблюдении основных прав человека; экономической стабильности; развитие в конкурентных отношениях; безопасность; экспансия в политической сфере.
Демократическая Демократическая политическая система характеризуется большим количеством политических партий и идеологическим плюрализмом; осуществление политической власти через демократический тип правления.
Социал-демократическая

В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.

Традиционная Традиционная политическая система выражена в неактивном населении, не разделении политических ролей, харизматичным лидером, за котором следует народ.
МодернизованнаяВ модернизованных политических системах присутствует многообразие политических статусов, граждане с активной позицией, обоснование политической власти.

Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.

Смотрите также:

  • Понятие власти
  • Государство, его функции
  • Типология политических режимов
  • Демократия, её основные ценности и признаки

6.4. Типология политических систем

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании “железного занавеса” в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия “открытое” и “закрытое” общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым – тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление. 3. В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода.

4. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей. 5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной, бюрократии, в слабости институтов гражданского общества. 6. Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются примитивные, традиционные и современные системы. В примитивной системе преобладает “приходская культура”, наблюдается минимум структурной дифференциации.Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и “культурой подчинения”. Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и “культура участия”, и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура “подчинение-участие”. В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе

Вопрос № 1. Понятие и элементы политической системы общества

Понятие политической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и даже в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном напровлении.
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения.
Из определения видно, что политическая система, впрочем как и любая другая система, состоит из нескольких компонентов (подсистем):
1. Институциональный компонент – это государство, политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления и другие виды политических объединений, политические лидеры, должностные лица и т. д.
Данный компонент от того и носит такое название, что является главным, так как именно перечисленные субъекты вступают во властные политические отношения и без них вообще невозможно существования политической системы.
2. Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической системы и заключается в политических общественных отношениях, складывающихся по поводу захвата, удержания или осуществления государственной власти.
Именно любое политическое явление имеет своей целью захватить, удержать или осуществлять власть в государстве, поэтому государственно-властные отношения и составляют сущность любого политического отношения, а стало быть, и политической системы в целом.
3. Нормативный компонент. Включает в себя политические нормы, в том числе и позитивного права, политические традиции, обычаи и другие социальные нормы, регулирующие политические отношения государства.
Данный компонент регламентирует политические процессы, протекающие в обществе. В большинстве случаев регулирование осуществляется по средствам правовых норм, но политика это такая сложная система, которая только нормативно-правовыми актами обойтись не может, и поэтому здесь сохраняют большое значение устоявшиеся в обществе правила поведения в виде обычаев, традиций и т. д.
4. Субъективный элемент. Отражает отношение людей к политической действительности в государстве. Состоит названный компонент из политического сознания, представляющего идеологические и психологические элементы системы. Политическое сознание представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, отношений представляющих собой субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственному руководству, другим явлениям политической действительности, к поведению людей в сфере политических отношений.
На политическое сознание граждан могут влиять различные факторы, в том числе харизма политических лидеров, поведения политических деятелей и другие элементы которые казалось бы не имеют существенного значения.
5. Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других детерминантов, которые оказывают влияния на политические процессы в стране. Носят они объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания людей.
Все элементы политической системы имеют большое значение и оказывают взаимопроникающее воздействие, а соответственно неотделимы друг от друга.

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Системная модель политических систем

Автором данной модели стал Д Истон. По его мнению, рассматриваемая модель политической системы характеризуется при помощи своих функций, а конкретнее авторитарным перераспределением общественных ценностей. Процесс работы этой системы раскрывается при помощи отношения со средой из вне. Системная модель дает возможность сберечь устойчивость, в том случае, когда соблюдается баланса «выходящих» и «входящих» импульсов, таким образом характеризуя реакцию системы на добытую информацию. 

«Входящие» импульсы обычно разделяют на две основные группы: 

  1. Общественные требования, в виде которых могут быть запросы о повышении суммы заработной платы, увеличение масштаба действий социальных программ, свободы и права граждан; 
  2. Поддержка, которую так же можно разделить на: 
  • материальную, которая выражается в уплате налогов, исполнении воинской обязанности; 
  • соблюдение всех законов, которое проявляется в уважительном отношении к властным органам, государственной символике, в активной жизненной позиции и участии в жизни политики.

В результате переработки информации политической системе остается лишь принять какое-нибудь решение, указ либо закон, и исполнить его, реализовав при всем этом «выходящий» импульс. «Выходящие» и «входящие» импульсы в своей сумме образуют один цикл, который называют «петля обратной связи». 

Замечание 1

Стоит заметить, что в таких случаях, когда «выходящие» импульсы оправдывают надежды и ожидания, происходит увеличение поддержки со стороны общества, что и являет собой условие легитимности системы. 

Так же, легитимность можно разделить на два основных вида: 

  • Диффузная. Ее еще называют эмоциональной, которая представляет собой более довольно устойчивую, способную отражаться в поддержании системы даже в кризисные периоды;
  • Инструментальная. Второе ее название – это специфическая, которая представляет собой значительно более кратковременную, ориентирующуюся в своем большинстве на определенный результат и проявление никого поощрения. 

Замечание 2

Стоит заметить, что само явление со стороны общества отсутствия поддержки может вызвать политической кризис системы. В негативном ключе могут на ситуацию повлиять и принятые неправильные решения либо в силу довольно слабых импульсов, чересчур сильных требований, которые перенасыщают систему потоком информации. 

II. Политическая система современной России.

 Политическая
система современной России определяется
Конституцией, которая принята на всенародном
референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии
со статьей 1 Конституции Российская Федерация
– есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой
правления.

Определение
Российской Федерации в качестве
демократического государства раскрывается,
прежде всего, в положении о том, что единственным
источником власти в России является народ,
кроме того, в положении о том, что эту
власть сам народ и осуществляет как непосредственно,
так и через органы государственной власти
и органы местного самоуправления.

Демократичность
Российского государства проявляется 
и в том, что его граждане равноправны 
и обладают широкими правами и 
свободами, в том числе правом
участвовать в управлении делами
государства. В Российском государстве 
установлена выборность органов 
законодательной власти и представительных
органов местного самоуправления, ряда
руководящих должностных лиц – Президента
Российской Федерации, глав региональной
и местной администрации
 и 
т. д.

Характеристика 
Российского государства в качестве
федеративного указывает на форму 
его устройства. Федерация – это государство,
состоящее в свою очередь из государств
и (или) государственно-подобных образований,
близких по статусу к государству.
В составе Российской Федерации 
находятся республики, края, области,
города федерального значения, автономная
область и автономные округа.

В Российской
Федерации наряду с федеральными
органами государственной власти, осуществляющими 
свои полномочия на всей ее территории,
имеются органы государственной 
власти соответствующих субъектов 
Федерации. Они осуществляют всю 
полноту государственной власти
на своей территории в пределах своих
полномочий. Субъекты Российской Федерации
имеют свое законодательство; их статус
закреплен не только в федеральном законодательстве,
но и в конституциях республик, уставах
краев, областей, округов, городов федерального
значения.

Наличие
единой федеральной государственной 
власти отличает федерацию от конфедерации,
которая не является государством.
Федеративное устройство России находит 
свое отражение в структуре ее
представительного и законодательного
органа – Федерального Собрания, состоящего
из двух палат – Совета Федерации и 
Государственной Думы.

Для России
с ее огромными территориями, с 
множеством регионов, значительно отличающихся
друг от друга по своим природным и
экономическим условиям, с большим разнообразием
исторических и национально-культурных
особенностей проживающих в ней народов
именно последовательный федерализм является
оптимальной политико-юридической формой
сочетания главных интересов Российской
Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика 
Российской Федерации в качестве
правового государства означает,
что в организации и деятельности
государства превалируют принципы
права, а не мотивы политической целесообразности.
Правовое государство “связано” правом,
исходит из признания неотчуждаемых
(прирожденных) прав и свобод человека
и возложения на государство обязанности 
соблюдать и защищать права и 
свободы человека и гражданина. Власть
осуществляют только те, кто на это 
уполномочен Конституцией и законами,
причем в рамках предусмотренных 
ими предметов ведения и полномочий.
Гарантирована судебная защита прав
и свобод человека и гражданина.

Организация и проведение выборов

В Конституции Российской Федерации отдельный раздел посвящен порядку проведения выборов в России. Термин «выборы», который используется рядовыми гражданами в разговорной речи, применительно к российским реалиям является тождественным официальному термину «референдум». Референдум — это голосование, в процессе которого каждый гражданин государства может выразить свои политические предпочтения. Вот основные особенности российских выборов:

  • Выборы проходят на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Муниципальный уровень — это выборы в органы местного самоуправления. Региональный уровень — это выборы областных и краевых властей. Федеральный уровень — это выборы в Государственную думу. Высший уровень — это голосование за президента страны.
  • Участвовать в референдуме может любой гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет и получивший паспорт. При голосовании предъявлять паспорт обязательно.
  • Голосуют по месту постоянной регистрации. Если в день выборов человек планирует находиться в другом городе, нужно заранее оформить открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение — это документ, обладатель которого имеет право проголосовать на избирательном участке в любом населенном пункте, вне зависимости от места постоянной регистрации.
  • Голосование является тайным и проходит в закрытых кабинках. Каждый участник получает бюллетень, отмечает любым знаком фамилию кандидата или наименование партии, а затем помещает бюллетень в закрытую урну.
  • Когда избирательные участки закрываются, избирательная комиссия ведет подсчет голосов. Кандидаты или партии, получившие абсолютное большинство голосов, считаются победившими. При спорных результатах назначается второй тур выборов.

Политическая составляющая общечеловеческой культуры

Продолжая разговор о различных политических режимах, нельзя не коснуться и такого важного понятия, как политическая культура. Её роль необыкновенно высока вследствие того, что она представляет собой систему нравственных ценностей, установок и убеждений, на основе которых вырабатывается схема поведения людей

Именно она обеспечивает воспроизводство той или иной общественной модели.

Политическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой. Она включает в себя многие элементы духовной сферы, связанные с уровнем и особенностями политической ориентации граждан, обусловленной опытом предшествующих поколений. Именно от неё зависит качество воспроизводства этих элементов в текущей жизни. По этой причине уровень политической культуры определяет степень политической зрелости общества.

Одним из важнейших элементов этой культуры является политическое сознание. Оно состоит из целого ряда идеологических компонентов, таких как знания, убеждения и особенности мышления. Кроме этого, политическое сознание имеет и психологическую составляющую. В неё входят чувства, эмоции, переживания и настроения. Всё это и обуславливает модель поведения членов социума. Понятие политической системы выражает совокупность всех перечисленных факторов, на основе которых существует то или иное конкретное общество.

Тоталитарные государственные режимы

Понятие политической системы, именуемой тоталитаризмом, подразумевает прежде всего полный, или же тотальный, контроль политической власти над всеми аспектами человеческой жизни. При этом любые оппозиционные действия подавляются и пресекаются самым жестоким образом. Одной из важнейших черт тоталитаризма является создание иллюзии того, что действия властей находят всемерную поддержку и одобрение у населения.

Первым появившемся в Европе тоталитарным государством является Италия, когда в начале двадцатых годов там пришёл к власти Бенито Муссолини. Для него были характерны не ограниченные законом властные полномочия, пренебрежение конституционными правами граждан, массовые репрессии в отношении противников режима и милитаризация общества. Кстати, сам термин «тоталитаризм» впервые ввёл в употребление итальянский политический деятель либерального направления Джованни Амендола, когда в 1923 году выступал с критикой политической системы Муссолини. Позже его охотно использовали сами итальянские фашисты. В последующие годы тоталитарные политические системы установились в фашистской Германии и Советском Союзе в период сталинизма.

Демократическое общество

Демократия – это тот труднодостижимый идеал организации общества, к которому человечество шло на протяжении всей своей истории. Сам термин, состоящий из двух греческих слов, переводимых как «народ» и «власть», определяет сущность обозначаемой им системы – народовластие. То есть это политический режим, при котором осуществляется коллективное принятие решений по наиболее важным вопросам.

В современном мире этот принцип находит своё выражение в том, что широкие массы граждан могут сами назначать управляющих ими лидеров. Для этого существует система выборов, честно осуществляемых на состязательной основе. Отсюда следует, что только народ во всей своей полноте может являться легитимным источником власти. На основе таких выборов реализуется принцип общественного самоуправления, направленный на удовлетворение общих интересов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий