Возникновение и основные этапы развития экономической теории

Зарождение экономической теории

В переводе с древнегреческого языка оἶкоς означает «хозяйство, дом», а νόμоς — «управление, закон, правило». Таким образом, «экономика» переводится как наука об управлении хозяйством. Это было изначальное толкование, но со временем оно расширилось.

Первым античным мыслителем в истории экономики, разработавшим основные постулаты, был Сократ. Он философствовал на городских улицах в период с 470 до 390 гг. до н. э.

Последователями древнего учёного стали Платон и Ксенофонт, которые продолжили учение Сократа, значительно расширили его и написали несколько трудов. Ксенофонт впервые употребил термин «экономика», подразумевая под ним естественную науку.

Платон организовал Академию, и одним из её выпускников стал Аристотель. Он проработал вопросы купли и продажи, систематизировал научные изыскания предшественников и пришёл к выводу, что для оперирования себестоимостью и потребительской ценностью товаров нужна единица измерения, которой и стали деньги. Работы Аристотеля можно считать отправной точкой развития экономики как науки в современном понимании.

Сейчас под экономической теорией подразумевают совокупность фактов, явлений и закономерностей, структурированных и типологизированных с применением методов экономического анализа.

Описание предмета: «История экономических учений»

История экономических учений – это наука, которая изучает эволюцию взглядов на экономические процессы,
закономерности формирования и развития экономических теорий и школ, выявление взаимосвязи и преемственности
идей, трансформацию подходов и выводов.Изучает, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует
трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований, стремится уяснить, как
разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого
и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию
ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных
решений.

Литература

  1. В.Н. Костюк. История экономических учений. – М.: Центр, 1997. – 224 с.
  2. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. – М.: ИТРК, 2005. – 640 с.
  3. З.Т. Новикова, В.Г. Смирнов, А.А. Чуб. История экономических учений. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2007. – 256 с.
  4. Б.В. Сорвиров. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2008. – 384 с.
  5. С.В. Фомишин, С.В. Мочерний. История экономических учений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 352 с.
  6. И.Н. Ковалев. История экономики и экономических учений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 416 с.
  7. Г.Д. Гловели. История экономических учений. – М.: Юрайт, 2012. – 752 с.
  8. А.В. Холопов. История экономических учений. – М.: Рид Групп, 2011. – 464 с.
  9. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
  10. Н.И. Зибер. Возражение на экономическое учение Джона Стюарта Милля. Капитализм в России. – М.: Либроком, 2012. – 228 с.
  11. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе. – М.: ИТРК, 2002. – 544 с.
  12. И.И. Янжул. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. – М.: Статут, 2002. – 560 с.
  13. История экономических учений. Шпаргалка. – М.: РИОР, 2011. – 44 с.
  14. Г.Д. Гловели. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013. – 778 с.
  15. М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. История экономических учений. – М.: Юрайт, 2013. – 384 с.
  16. А.В. Холопов. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 384 с.
  17. М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. История экономических учений. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.

Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Возникновение и основные этапы развития экономической наукиИстория экономических ученийКурсовая работа38 стр.
История экономических ученийИстория экономических ученийКурсовая работа27 стр.
Возникновение и основные этапы развития экономической наукиИстория экономических ученийРеферат14 стр.
Меркантилизм – первая теоретическая концепция экономической мысли История экономических ученийРеферат18 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru

+7 911 822-56-12 с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание! Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы

Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Развитие экономической теории в России.

В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков, крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.

Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов.
Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.
Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.

Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.

М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.

Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.

Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.

1. Меркантилизм – первая школа экономической теории

     Экономическая мысль возникла в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине II тысячелетия. Аналитики различают множество этапов и направлений в этом развитии. Мы выделим четыре главные вехи: меркантилизм, классическую и марксистскую политическую экономию и экономикс (табл.1.1, с.26).

     Это своё название меркантилизм получил от итальянского mercante (торговец) не случайно. «Героями» той эпохи заката феодализм (16-18 века) были купцы, нуждавшиеся в  теориях о развитии доходной торговли. Меркантилисты ориентировались на решение практических задач и выработку рациональной экономической политики государства. В свете этого их основные идеи можно свести к трём ключевым пунктам:

1) главное богатство общества – деньги, сокровища (золото, серебро)

2) источник этого богатства – сфера обращения (внешняя торговля и денежный оборот)

3) государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправленно помогая обогащению нации.

     Отсюда и приоритет в политике меркантилизма – обеспечение накопления в стране денежного богатства. В период раннего меркантилизма это достигалось с помощью административных мер . За столь одностороннее пристрастие к деньгам (а ведь есть ещё и товары) меркантилизм на его первом этапе часто называют монетаризмом (Монетаризм (от лат

moneta) – (1) идеи, преувеличивающие роль денег в обществе; (2) в современном значении: (а) теория о решающем влиянии денежной массы на экономику и важности в связи с этим поддержания соответствия между количеством денег и количеством товаров в обращении; (б) политика сдерживания денежной массы в обращении с целью уменьшения роста цен))

     Ставка на ограничения и запреты, на политику автаркии (Автаркия (от греч. autarkeia – самоудовлетворение) – самодостаточность страны (региона) в экономическом отношении; создание замкнутого, самообеспечивающегося хозяйства, обособленного от экономик других регионов и стран)  (лишь бы копились деньги)сковывала торговлю и порождала неплодотворное взаимное отчуждение стран. “Нации стояли друг против друга, – образно отмечал Энгельс, – как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок, с завистью и подозрительностью озираясь на своих соседей” (33-1,544).

     В период позднего меркантилизма проводилась более гибкая политика с упором на торговлю и экономические методы:

а) поощрение внешней торговли, судоходства, колониальных экспедиций;

б) развитие производства экспортных товаров;

в) поддержание активного торгового (а не денежного) баланса  с другими государствами (Баланс (от лат. bilanx – имеющий две весовые чаши) – (1) равновесие, полное соответствие между чем-либо; (2) система показателей, отражающих соотношение (обычно равновесное) между чем-либо (например, между прихо-дом и расходом, производством и потреблением, вывозом и ввозом товаров).

     Акцент делался уже не на простое накопление денежных сокровищ, а на запуск денег в оборот, приносящий доход. Поздние меркантилисты осознали, что “капитал, неподвижно лежащий в сундуке, мёртв, тогда как в обращении он постоянно возрастает” (33-1,544).

Неоклассическое направление и кейнсианство

Основатели неоклассицизма — А. Пигун и А. Маршалл. Они взяли за основу идеи маржинализма и синтезировали их с концепцией Давида Рикарда.

Ведущие экономисты неоклассической школы разработали несколько теорий:

  • общего равновесия;
  • предельной производительности;
  • благосостояния.

Представители этого направления полагали, что в условиях свободной конкуренции обеспечивается справедливое ценообразование и достигается рациональное использование экономических ресурсов.

Кейнсианская школа возникла как реакция на явления, характерные для периода Великой депрессии, продолжавшегося с 1629 по 1939 г. Одним из основоположников кейнсианства, а также макроэкономики как самостоятельной дисциплины, стал Джон Кейнс. Он обосновал необходимость государственного регулирования экономических процессов в условиях рынка.

По его мнению, таким образом можно влиять на следующие факторы:

  • риск экономического кризиса;
  • баланс спроса и предложения;
  • занятость населения;
  • уровень инфляции;
  • потоки инвестиций;
  • объём валового национального продукта.

Институционализм

Годы: XX – наше времяПредставители: Т. Веблен, Д. Гелбрейт, А. Гобсон, Л. ЭрхардОсновные тезисы:государство должно контролировать экономику,
экономический рост зависит от систем собственности, а также от политических, правовых, социальных ограничений,
главный агент экономических отношений – человек (не компания и не государство),
поведение человека может быть иррациональным.

Институционализм – экономическое течение, которое зародилось в начале 20 века, на волне критики неоклассической школы, исходящее из предпосылок, что ритуалы, обычаи, культура, экология, право, политика регулируют хозяйственно-экономическую деятельность людей. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов. Именно институты являются движущей силой экономики. И именно в повышение эффективности различных институтов возможен экономический рост. Институционалисты в качестве предмета своего анализа выдвигают как экономические институты, так и неэкономические. При этом не определяя приоритет того или иного института. Рекомендуют использовать математические методы при анализе психологических и экономических явлений и процессов.

Этапы развития институционализма:

  • 20-е – 30-е годы 20 века. Формализация основных положений институционализма.
  • 50-е – 60-е годы. Исследование экономики в следствие научно-технической революции.
  • 60-е – наше время. Неоинституционализм.

Сравнение институционализма и неоклассической экономической школы.

Критерий сравненияНеоклассикаИнституционализм
Место развитияЗападная ЕвропаСША
ЭпохаИндустриальнаяПостиндустриальная
Методология анализаИндивиды первичны, институты вторичныИнституты первичны, индивиды вторичны
Характер рассужденияДедукция (от общего к частному)Индукция (от частного к общему)
Рациональность человекаПолнаяОграниченная
Информация и знанияПолнаяОграниченная
ЦельМаксимизация полезности, прибылиКультурная образованность, гармонизация
ВзаимодействиеТоварноеМежличностное

Кейнсианство

Годы: 30 г. ХХ вв. – наше времяПредставители: Дж. КейнсОсновные тезисы:государство играет важную роль в экономике,
объект изучения – национальная экономика,
рынок не всегда эффективный,
рыночная экономика неустойчива и для нее характерен циклическое развитие и безработица,
не все блага могут быть оценены рынком,
государственное воздействие через инвестиции.

Кейнсианство – макроэкономическая школа возникла как реакция на Великую депрессию в США. Она основывается на идеях английского экономиста Дж. Кейнса, который в своей основополагающей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложил основные концепции экономической школы, где попытался объединить анализ трех рынков (товаров и услуг, труда, денег), а также сделал критику неоклассической теории. В частности, что поведение экономических субъектов не является полностью рациональным, а подвержено ошибкам и заблуждениям.

Кейнс утверждает, что рыночная экономика является неустойчивой и несовершенной системой. Цены не могут сбалансировать спрос и предложение. Зарплаты не гибкие и факторы производства используются не полностью. Государство должно активно вмешиваться в экономику.

В настоящее время кейнсианство трансформировалось в неокейнсианство.

Сравнение кейнсианства с неоклассической школой

Неоклассическая школаКейнсианство
Рыночный механизм способен обеспечить равновесиеРыночная экономике не может сама себя скорректировать
Рыночный механизм не требует вмешательства государстваБез государственного вмешательства экономика не способна выйти из кризиса
В рыночной экономике возможна общая занятостьБезработица в рыночной экономике является неотъемлемой частью
Экономические кризисы случайныЭкономические кризисы неизбежны
Рынок эффективно распределяет экономические ресурсыРынок не выделяет ресурсы, необходимые для новых инновационных направлений экономики

Обновленная теория «старой» школы

Приверженцами данного учения сейчас являются У. Сэмюэльс, Дж. Ходжсон, Дж. Стенфилд. Они яркие представители традиционного институционализма, придерживающиеся таких положений:

Науку нельзя сводить к советам, как проводить экономическую политику

Поэтому ставка в развитии теории делается на практическую направленность.
Использование идей других наук, в частности, социологии, антропологии и психологии, чтобы проводить более глубокий анализ институтов и поведения людей.

Учитывается институциональная и культурная среда нахождения человека, поскольку это влияет на поведение и деятельность.
Изучение институтов и процессов в сохранении, изменении и обновлении экономической системы.
Уделяется огромное внимание технологическим изменениям, вовлеченности экономики во властные отношения, социальные, культурные и политические процессы.

Основные школы

Формирование экономической теории как науки достигло своего пика в 16−17 вв. н. э. В этот период возникли экономические школы. Исследователи насчитывают 8 направлений, характеризующихся определёнными особенностями. Иногда их можно встретить в виде таблицы.

Названия, периоды развития и яркие представители экономических школ:

  • Меркантилизм, Томас Манн. С конца 16 до середины XVII века.
  • Физиократия, Франсуа Кенэ. Весь XVIII век.
  • Классическая политэкономика, Адам Смит. С конца XVIII до середины XIX века.
  • Марксизм, Карл Маркс. С середины XIX до начала XX века.
  • Маржинализм. Карл Менгер. Вторая половина XIX века.
  • Неоклассическая школа, Альфред Маршалл. С конца XIX до начала XXI века.
  • Кейнсианство, Джон Кейнс. С конца XX до начала XXI века.
  • Институционализм, Джон Гелбрейт. С начала XX до начала XXI века.
  • Монетаризм, Милтон Фридмен. С первой четверти XX до начала XXI века.

Применение результатов анализа

Возникновение и основные этапы развития экономической теории интересны не только ученым, которые работают в этой области. Кроме традиционного применения для изучения производства, распределения и потребления, анализ можно применять в бизнесе, финансах, здравоохранении и управлении государством. Более того, его можно использовать в борьбе с преступностью, образовании, семейной психологии, юриспруденции, политологии, религиоведении, изучении социальных институтов, военном деле и охране окружающей среды.

Рассмотрим, например, одну из перечисленных отраслей. Образование требует времени, усилий и затрат. Его плюсом являются будущий доход и опыт. Необходимость образования объясняется тем, что преимущества перевешивают затраты на его получение. Можно оценить этот эффект для одного индивида или всей экономики в целом. Точно так методы анализа, наработанные учеными этого направления, можно применять в других общественных науках. Этот тренд называют экономическим империализмом.

Список источников информации

1.Алиев У. «Общая экономика» как научная и учебная дисциплина // Российский экономический журнал. – 2002. — № 5. – с. 14.

2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство: ИНФРА-М, 2004.

3.Джон Кеннет Гэлбрейт. Экономические теории и цели общества. – СПб, 2004.

4.Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – М.: Издательство: Феникс, 2006. – 342 с.

5.Кураков Л. Экономическая теория. – М., 812 с.

6.Семенихина В. А., Гусейнов Р. М. Экономическая история. История экономических учений. – М.: Издательство: Омега-Л, 2006. – 384 с.

7.Соколинский В.М. Экономическая теория как объект изучения – М., 2005.

8.Экономическая теория /Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 304 с.

список литературы

«Печальная» теория Мальтуса

Работы Смита были популярны во Франции и Англии, но крупные мыслители того времени взгляды ученого не поддерживали. Карл Маркс и Томас Мальтус довольно холодно встретили публикацию трактата «О богатстве народов». Последний предсказывал, что рост населения опередит предложение продукции. Тем не менее его мнение оказалось ошибочным, поскольку он не смог предвидеть технологические инновации, которые позволили производить больше, используя меньше ресурсов. Однако работа Мальтуса все же определила дальнейшую последовательность этапов развития экономической теории. Если раньше исследования сосредотачивались на спросе, то теперь ученые стали задумываться об ограниченности ресурсов.

Основные идеи основателей

Термин «институционализм» появился в 1918 году благодаря экономисту из США У. Гамильтону. Он утверждал, что категория «институт» – это вербальный символ, способный описать совокупность социальных обычаев.

Представители «старого» институционализма критиковали неклассическую теорию по следующим причинам:

  • Узость методологического подхода, где полностью игнорировались социологические, политические и социально-психологические факторы, влияющие на работу экономического механизма.
  • Игнорирование структурных институциональных особенностей в развитии экономики.
  • Неоклассики считали, что институты – это основное препятствие для спонтанности, которая нужна для экономики.

Создатели учения использовали холизм в качестве методологии, где главный акцент делался на институты, а не индивидов. Институты объяснялись через функции, играющие важную роль в системе воспроизводства на макроуровне. Благодаря этому идет формирование конкретного типа граждан с участием правительства.

Институты являются результатом процессов, которые имели место в прошлом, поэтому выступают фактором социальной и психологической инерции. В будущем они определяют границы экономического развития.

Часть последователей концепции придерживаются идей Веблена и Айрса, которые утверждали, что технология и индустриализация выступают как движущая сила и как источник ценности. Институты рассматриваются как консервативные организации, сдерживающие внедрение новых технологий и организационные изменения.

В традиции Коммонса экономическая деятельность – это результат взаимодействия факторов и сил, среди которых технологии и институты. Последние понимаются как способ выбора между различными технологическими альтернативами. Источником ценности являются установленные правила права и морали, помогающие структурировать и дающие доступ к власти, определяющие, чьи интересы необходимо учитывать.

Все приверженцы теории говорили и продолжают говорить о том, что нужно использовать реалистичные и значимые концепции социальных изменений, контроля, коллективных действий, технологий, индустриализации и рынка как конкретного институционального механизма.

Физиократы

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс “Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel” от Ждановых. Получить доступ

Годы: XVIII векПредставители: Ф. Кенэ, Ж. ТюргоОсновные тезисы:
деньги – бесполезное богатство,
источник богатства – земледельческие продукты,
чистый продукт возникает в земледелии,
отрицательная роль внешней торговли для увеличения богатства страны,
разделение общества на основе отношения к производству.

Дальнейшее развитие экономической мысли формируется в трудах французской школы экономистов и основоположнике учения Франсуа Кенэ. Сам термин «физиократия» вводится в XIX веке. «Физиократия» переводится как власть природы «физио» — природа, «кратос» — сила. В этом понимании физиократы исходили из определяющей роли земли, сельского хозяйства в экономике страны.

Основными принципами экономической школы является то, что богатство страны создается не в сфере торговли, а в сельском производстве. Общество можно разделить на 3 класса: фермеры, ремесленники, землевладельцы. Производителен только труд в сельском хозяйстве, так как он создает воспроизводимые богатства.

Основоположником учения признают Ф. Кенэ, где в своем труде «Экономические таблицы» (1758) раскрывает ключевые идеи. Одна из них – деление общества на три экономических класса. Именно их взаимодействие и формирует богатство. Помимо этого, основной идеей физиократов является идея невмешательства государства в экономическую жизнь.

Экономическая таблица Кенэ

КлассыВаловой продуктИздержкиЧистый продукт
Фермеры532
Ремесленники22
Землевладельцы22
Итого972

С помощью этой таблицы физиократы объясняют, как производится чистый продукт и как он обращается между фермерами ремесленниками и землевладельцами. В ней изображается единым целым весь общественный процесс воспроизводства, обращения, распределения и потребления продуктов.

Развитием работ Кенэ стали труды морского министра Франции Ж. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатства» (1776). В них он заявлял, что чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, также он выделяет еще два класса: предприниматели и наемные работники. Также он закладывает основу для проведения анализа заработной платы.

Критику экономическою теории физиократов за ограниченность: в том, что они считают источником богатства только землю.

Производство — процесс создания материальных благ

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей

Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить — это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить — это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить — это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском, обыденном уровне принято считать, что производственная деятельность человека — это и есть экономика, экономическая жизнь людей. Наше разграничение этих категорий основано на подходе, свойственном пониманию предмета экономической теории как науки о рыночном хозяйстве.

Производство — это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства — труд, капитал, земля, предпринимательство. В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства?

А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.). Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность. В зависимости от того, являетесь ли вы пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений экономических потребностей.

С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Оптимисты предпочитают определять экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Классификация потребностей

1

По степени важности: первичные (низшие), удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.); вторичные (высшие), к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные — могут

2. По степени реализации:

— абсолютные носят первостепенный характер и появляются независимо от мыслей и материального достатка людей; проявляются в желании удовлетворить физиологические нужды, возникающие периодически у каждого человека;

— относительные потребности появляются одновременно с желанием самоутвердиться, быть не хуже других, приобрести какое-то преимущество.

3. По возможности отложить: неотложные и могущие быть отложенными;

4. Прямые и косвенные: прямые потребности дают точное описание (цвет, размер, цену, состав, прочность и многое другое); косвенные потребности, наоборот, лишены конкретности; очень абстрактны, обтекаемы и не дают точной информации о желаниях клиента.

5. По времени: настоящие и будущие;

6. По предмету: материальные потребности отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные потребности выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания.

Дата добавления: 2015-05-30; 12328; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

4. Экономикс – курс на «неполитическую» экономию

       В поисках ответов на эти вопросы ряд исследователей не согласился с непримиримыми – марксистами. Капитализм, рассуждали они, в самом деле встаёт на ноги грубо и жёстко, но это лишь “трудное детство” нового строя, его начальная “лихая пора”. Вырвавшись на свободу из феодальной тем­ницы, пишет английский экономист Альфред Маршалл(1842-1924), наиболее ловкие и энергичные предприниматели “ринулись вперёд подобно исполинскому дикому чудовищу, не разбирая дороги” и сея несправедливость и преступления. Причём это не удивительно, ибо нувориши той “чистоганной” эпохи нередко отличались невежеством, дикостью, неблагородством, духовной и нравственной недостаточностью. Не случайно и Пётр Чаадаев пророчествовал (лет за 60 до трагедии октября 1917): “Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники” (49-213).

     Однако столь вопиющая жёсткость капитализма противоестественна, временна и исправима. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, совершенствовать, чтобы:

1) полнее использовать преимущества свободного производства (личную инициативу, мощные стимулы к труду, рациональность в применении капитала) и в то же время

2) сгладить его негативные стороны.

     В итоге капитализм постепенно придёт к отношениям “межклассовой доброжелательности” (Маршалл), социального партнёрства, согласия в обществе и окажется эффективнее и справедливее, чем социализм с его убивающей энергию людей обшей собственностью и неизбежным порождением в них лени и«иждивенчества.

     Из подобных взглядов в 1870-х годах зародилась особая линия в экономической теории – линия экономикс (от англ. economics – экономика; хозяйственная жизнь; экономическая наука). Ныне она завоевала ведущие позиции повсюду в мире. Её сторонники взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов, на идеологически нейтральное исследование “чистой экономики”. Не случайно было изменено даже само название науки: с политической экономии на экономике.

     Для марксистов-ленинцев словосочетание «политическая экономия» принципиально важно: оно жёстко связывает воедино экономику и политику. “Политика – это концентрированная экономика” (Ленин)

    На деле чаще было так, что главенствовали идеология и политика. Политика подчиняла себе экономику, ломая объективные законы последней. К примеру, коммунистическая идеология и политика требовали, чтобы у всех была работа, и на одно рабочее место назначалось 2-3 работника (если не больше). Это снижало выработку, подрывало рост эффективности и оплаты труда, плодило лентяев и иждивенцев, паразитирующих за счёт трудолюбивого соседа и общества. Зато выдерживалась политико-идеологическая линия социалистического государства – “государства людей труда”, и можно было заявлять всему миру об отсутствии безработицы в СССР.

      Оппоненты марксизма, напротив, стремятся избавить экономику и науку о ней от пагубного влияния политики и идеологических страстей. Политика капризна и переменчива. Её делают временные, то приходящие, то уходящие люди, которые ориентируются на интересы отдельных и разных социальных групп. К тому же политики часто неискренни и просто используют “модные” идеологии и проблемы в личных целях, затуманивая головы избирателям.

      В отличие от политики экономику нельзя “растаскивать” по групповым интересам, у неё один общечеловеческий ориентир и критерий – социально-экономическая эффективность. И если частная собственность, свободное предпринимательство, рынок ведут к эффективности, то они и должны быть в основе хозяйствования.

    Справедливость подобных выводов подтвердил социально-экономический и политический прогресс Запада. И закономерно, что к концу XX века эволюционно развивавшийся, глубоко реформированный капитализм оказался более демократичным, более богатым, справедливым и стабильным, чем общество стран социализма. А на рубеже 1990-х годов реальный социализм в СССР и других соцстранах практически перестал существовать. В то же время окончательно выяснилось, что и сам капитализм может иметь разные формы.

Нормативная и позитивная наука

Кроме вытекающего из предмета разделения экономики, есть и другое. Различают позитивную и нормативную теорию. Первая описывает положение дел таким, как оно есть. Именно этим и занимались первые экономисты – физиократы. Их, в отличие от Адама Смита, совсем не волновали вопросы правильного управления государством. Нормативная экономика занимается поиском и доказательством того, как все должно быть устроено. Именно на ее основе строится политика государства.

Экономику также разделяют на теоретическую и практическую, рациональную и поведенческую, ортодоксальную и альтернативную.

Назад к первоначалам: Милтон Фридман

Экономическая политика развитых стран последних двух десятилетий связана с исследованиями одного ученого. Его имя – Милтон Фридман. Без изучения достижений этого ученого нельзя полно описать основные этапы развития экономической теории. Фридман был согласен с Кейнсом в том плане, что регулирующие меры правительства необходимы, но только в переходные периоды. Когда экономика США стала более развитой, ученый выступал за то, чтобы руководство страны ослабило ненужный контроль за рынком, в частности антитрестовый закон. Вместо того, чтобы разрастаться за счет увеличения валового внутреннего продукта, правительство, по мнению Фридмана, должно пытаться уменьшить потребление национального капитала. Это позволит сохранить его движение в системе хозяйства. Большой объем капитала дает национальной экономике возможность оперировать без вмешательства правительства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий