Развивающие упражнения в виде коллективной игры
«Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела)
Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
«Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих
Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
«Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
«Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
«Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.
Общение с больным после инсульта
У людей после перенесённого инсульта часто появляются нарушения речи. Примеры подобного нарушения – затруднённое звукопроизношение и непонимание речи. В медицине подобная дисфункция называется афазия и дизартрия.
Речевые расстройства после инсульта изолируют от окружающих, заставляют человека чувствовать себя одиноким, приводят к депрессии, что растягивает адаптационный период на годы
По этой причине в процессе реабилитации в семье важно правильное общение с больным:
- В разговоре предпочтительно употреблять короткие фразы.
- Разговаривать с больным громко не рекомендуется, так как подобная речь усложняет понимание.
- При использовании пациентом после инсульта нового термина обозначения чего-то или кого-то стоит употреблять это слово или звук в дальнейшем для общения.
- Настаивать на применении больным правильных, общепринятых названий и терминов не следует – это вызовет негативную реакцию.
- Следует обязательно реагировать на речь пациента, не заставляя при этом говорить на общепринятом языке, если он представляет затруднения – реакцией человека, после инсульта может стать прекращение общения.
Некоторым больным с афазией свойственно понимать невербальную коммуникацию, язык тела, взгляд. Они могут не понимать речь, но угадывать пожелания собеседника «считывая» информацию по жестам и мимике. Необходимо точно определить уровень понимания больным речи. Для этого говорить нужно одно, жестами и мимикой демонстрируя противоположное сказанному. Это избавит от преувеличения способности говорить и понимать у пациента.
Видео: жесты руками и их значение. Как правильно жестикулировать?
Жестикуляция
Самая красноречивая деталь языка тела – жесты. Большинство новичков совершает ряд ошибок во время выступлений:
- Убирают руки в карманы или за спину.
- Складывают пальцы домиком, подобно Ангеле Меркель.
- Нервно сжимают и разжимают кулаки.
- Жестикулируя, прижимают локти к телу (поза кенгуру).
- Совершают много лишних движений, трогают волосы, поправляют аксессуары.
- Теребят в руках предметы – ручку, линейку.
- Указывают пальцем и др.
Руки должны стать продолжением мысли. Их нужно держать перед собой на уровне диафрагмы, ладони раскрывать по направлению к зрителю. Допустимо взять блокнот или планшетку, но не вертеть предмет судорожно перед собой. Вспомните аналогию с дирижером
Управляйте вниманием зрителя с помощью рук. Используете их в наиболее важных моментах речи
Невербальные жесты на презентации синхронизируются с темой высказывания. Делайте приглашающие движения, складывайте ладони, чтобы подчеркнуть суть, разводите их в стороны, покачивайте головой.
Полезный совет: аудитории все происходящее на сцене кажется меньше. Жестикуляция должна быть более размашистой и преувеличенной, чем обычно. Уместна легкая гротескность движений, в рамках разумного. Это придаст речи экспрессивность и внушительность.
Мимика
Главный помощник спикера, мгновенно располагающий к нему аудиторию, – улыбка. Но улыбаться нужно искренне, без напряжения, всем лицом, а не только губами. Улыбка не должна «приклеиваться» навечно. Но начать и закончить выступление точно нужно с нею. В презентации бывает уместно шутить, рассказывать забавные случаи и анекдоты. Здесь улыбка также поможет разрядить обстановку и настроить зрителя положительно.
Невербальная мимика включает обязательное удержание зрительного контакта. Не нужно часто моргать, испуганно метаться взглядом по стенам и лицам, упирать глаза в пол и потолок. Лучше регулярно фиксировать их на лицах зрителей: так у них создастся ощущение, что вы рассказываете персонально для них.
Взгляд должен перемещаться по залу, не хаотично, а неторопливо и спокойно. Допустимо смотреть на дальнюю стену помещения, но не постоянно, а изредка, а затем возвращать взгляд к зрителю.
Занятия с больным после инсульта
Важным этапом реабилитации после инсульта является восстановление речи. Этот процесс длительный и требует терпения родных и самого пациента. Начинать занятия следует своевременно, так как если упустить благоприятный момент нарушения станут стойкими, речь восстановится не полностью.
Правильный выбор стратегии реабилитации речи предполагает точное определение формы дисфункции после инсульта. На практике большая часть нарушений – афазии:
- Тотальная – наблюдается в первые дни после инсульта. Больной ничего и никого не помнит, не говорит и не понимает, что говорят ему.
- Моторная – следует за тотальной. Наблюдается узнавание больным родных, понимание речи, но говорить пока не может. Позже пациент начинает с помощью звуков выражать желания.
- Сенсорная – нарушено понимание речи. Это симптомы, свидетельствующие о поражении участка мозга, анализирующего устную речь.
- Амнестическая характеризуется затруднениями при назывании больным предметов. Это обусловлено осложнениями при выборе слова из словарного запаса. Уменьшается объём памяти, ухудшается удерживание информации, воспринимаемой на слух.
- Семантическая. Пациент понимает простые фразы и обращения, сложные обороты не воспринимает.
Отработка использования жестов
Готовясь к презентации, рекомендуется отработать положение тела, жестикуляцию и мимику перед зеркалом. Проговорите речь полностью, посмотрите, не сутулитесь ли, не выглядят ли жесты наигранными, а улыбка неискренней. Полезно экспериментировать, пробовать новые движения, выполнять простые упражнения для мимики, чтобы придать лицу пластичность и выразительность. Также можно посетить курсы актерского мастерства или ораторского искусства.
Есть и более эффективный способ отработки невербальных сигналов – видеосъемка. Снять видео следует, когда речь будет отрепетирована перед зеркалом. Видя себя в отражении, человек невольно пытается придать более приятное выражение лицу, расправить плечи, занять выгодную позу. Но на презентации единственное зеркало – глаза зрителя. Поэтому использование видеозаписи – оптимальный способ проверить, как усвоен материал.
Стоит помнить: одно дело – репетировать дома, другое – выступать вживую. Часто спикером овладевает паника, и он забывает все, чему научился, и совершает одну за другой ошибки новичков. С проблемой сталкиваются почти все. Лекарство одно: продолжать выступать несмотря ни на что. Со временем страх публичных выступлений пройдет, а приобретенные навыки останутся.
Функции невербального общения
- Дополнение к сказанному.
- Невербальные сигналы иногда противоречат тому, что человек сказал.
- Мимика и жесты используются в качестве подчёркивания и подкрепления слов.
- Корректирование взаимодействий между людьми.
- Невербальные сигналы заменяют слова.
- Жесты, прикосновения, взгляды выделяют главные моменты в речи.
Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.
Невербальные способы общения, способные вызвать симпатию у собеседника:
- Ненавязчиво повторять движения тела, принимать позы, сходные с позами собеседника. В этом случае главное не переборщить, слишком активное копирование произведёт обратный эффект.
- Речь должна быть схожей с речью партнёра относительно громкости, темпа, интонации.
- По возможности синхронизировать собственные жесты и движения тела с двигательной активностью собеседника.
Соответствие жестов и внутренних состояний
Почему же невербальное общение – более информативное средство, чем вербальное? Секрет прост: в большинстве случаев оно непроизвольно и соответствует внутреннему состоянию говорящего, передает его истинное отношение, эмоцию.
Мы нахмуриваем лоб, когда задумываемся, брезгливо морщимся при виде неприятного насекомого, расплываемся в улыбке, когда смотрим на любимого человека. Мы прикладываем ладонь к заболевшей части тела, скрещиваем руки на груди, когда замерзли или хотим «закрыться», нервно поправляем волосы в момент волнения.
Невербальные жесты красноречивы. Но, несмотря на их непроизвольный характер, можно научиться управлять ими. Тогда для говорящего они станут верным помощником. Представьте дирижера, оперирующего с помощью тонкой палочки целым оркестром, или регулировщика, направляющего жезлом мощный поток машин. Своими движениями любой сможет так же управлять аудиторией.
Есть и обратная сторона. Умело расшифровывая язык тела, удастся лучше понимать значение реакции окружающих. У собеседника дернулось веко, аудитория начала вертеться, любимый человек нервно сглотнул, когда вы задали ему невинный вопрос? Такое поведение – проявление внутренних состояний.
Видео: эффективная поза оратора
Положение тела
В психологии публичных выступлений огромную роль играет поза. С ее помощью умелый оратор демонстрирует открытость, уверенность и доброжелательность. Самые неудачные варианты поз – закрытые (перекрещенные ноги, сложенные на груди руки). Неблагоприятное впечатление складывается, если спикер неуверенно топчется, переминается с ноги на ногу.
Другая крайность: оратор стоит как часовой по стойке смирно, практически не шевелясь, ноги словно склеенные, а руки неподвижны. Зритель быстро устанет от такого выступающего и переключится на свои мысли или дела.
Произнося речь, рекомендуется стоять лицом к зрителю. Ноги можно расставить, но лишь слегка. Слишком широкая постановка выражает надменность и агрессию. Лучше слегка развести носки, плотно упираясь обеими ногами в пол. Другой удачный вариант – слегка выставить одну стопу вперед, перенеся вес тела чуть назад или подать тело немного вперед. Такая поза демонстрирует непринужденность и спокойную уверенность. Главное, не переборщить.
Другой полезный совет: голову держать прямо, а грудь слегка выставлять вперед. Эта невербальная поза показывает открытость и уверенность, позволяет лучше контролировать дыхание. И еще: если показываете что-то на экране, подойдет «египетский разворот»: голова развернута в профиль к зрителю, а корпус – анфас. Боком к зрительному залу вставать не следует, спиной тем более.
Случаются ситуации, когда спикер выступает сидя. Мужчинам в этом случае не стоит широко расставлять ноги. Это неприлично, некрасиво и неуважительно по отношению к зрителю. Достаточно плотно поставить стопы на пол, прямо держать спину, а корпус развернуть к аудитории. Женщинам нежелательно закидывать ногу на ногу. Лучше аккуратно свести колени, а лодыжки и стопы увести чуть вбок и изящно скрестить.
Важность невербального канала общения
Во время общения с друзьями, родственниками и коллегами, заключения деловых соглашений или в ходе публичного выступления мы транслируем два типа информации: вербальную и невербальную. Предположим, пассажир просит передать оплату за проезд в маршрутке. Он обращается к другому пассажиру и протягивает ему деньги. Озвученная просьба – это вербальный канал общения. А жест, которым он протягивает оплату, взгляд, выражение лица – невербальная информация.
Невербальный означает буквально «не связанный с речью». Термин произошел от латинского слова verbalis, то есть «словесный». В невербальную информацию входит все, что мы не озвучиваем, но подразумеваем. Жесты руками, положение тела в пространстве, мимические выражения, микродвижения глаз – все это невербалика. Также сюда относят интонацию говорящего.
Невербальная коммуникация играет огромную роль в общении. Советский врач-психиатр Андраник Меграбян составил диаграмму способов воздействия на аудиторию. По его подсчетам, получилось так:
- Визуальные сигналы спикера – 55%.
- Голос – 38%.
- Слова – 7%.
Удивительно, но то, как мы говорим, оказывается гораздо важнее того, что именно мы говорим. А еще важнее – то, как мы при этом себя ведем, что рассказываем слушателю с помощью тела. Значит, умело используя средства невербального общения, мы достигнем больших успехов, чем с помощью красноречия.
Представим ситуацию. Турист приезжает в страну, языка которой не знает. Он захотел купить парочку сувениров у одного из местных торговцев. Вот беда: продавец не знает английского. Что делает турист? Показывает на вещь и с помощью пальцев информирует о желаемом количестве.
Торговец сообщает цену, также буквально на пальцах. Турист качает головой: дорого. Продавец понимающе улыбается, разводит руками и кивает, показывая, что готов сбросить цену. Соглашение достигнуто, они расстаются довольные друг другом. При этом ни одно из сказанных каждым слов не было понято другим. Все решили жесты, выражение лица, интонация.
Подобных примеров можно привести тысячи: постукивание по запястью («Который час?»), прикладывание среднего и указательного пальцев к губам («Сигареты не будет?»), движение ребром ладони поперек шеи («Тебе конец»). Сопровождаемые нужным взглядом и выражением лица, жесты бывают намного красноречивее слов.
Невербальные жесты
Что такое невербальное общение, его функции
Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность.
Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения.
Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.
Типы и виды невербального общения
Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.
- Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
- Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
- Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.
Выделяют несколько типов невербального общения
- Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.
Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:
- Точность.
- Благозвучность.
- Сжатость высказываний.
- Ясность.
- Логичность.
- Простота.
- Богатство словарного запаса.
- Живость.
- Чистота.
- Правильность.
Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.
- Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.
Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.
Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.
- Хронемика – время, которое занимает общение.
Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.
- Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
- Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
- Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.
Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.
- Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.
Развитие навыков общения
Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение
Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду
- Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
- Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.
Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме
Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения
Упражнения, используемые для восстановления речи
Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.
- Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
- Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
- Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
- Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
- Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.
Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.
При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения
В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.
Человеческая жизнь – постоянное взаимодействие с другими людьми. Значимость невербального общения нельзя переоценить. Навыки коммуникации полезны в быту и в профессиональной деятельности, так как именно неречевое общение занимает большую часть каждодневного взаимодействия с окружающими.
https://youtube.com/watch?v=aI0sR6FgmN4