Государственный долг и методы управления государственным долгом
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
Под управлением государственным внутренним долгом
понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
К основным методам управления государственным долгом
следует отнести:
- Рефинансирование
— погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. - Конверсия
— изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. - Консолидация
— увеличение срока действия уже выпущенных займов. - Унификация
— объединение нескольких займов в один. - Отсрочка погашения займа
проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства. - Аннулирование долга
— отказ государства от долговых обязательств. - Реструктуризация долга
— погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Структура внешнего госдолга РФ, текущие объемы и динамика
Структура внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в таблице ниже, данные предоставлены на 01.12.17 г.
Вид задолженности | Млн. долларов США |
Объем государственного долга России (внешний) | 51172,4 |
Перед двусторонними кредиторами | 594,3 |
Перед многосторонними кредиторами | 684,2 |
По внешним облигационным займам | 38202,6 |
По ОВГВЗ | 3,2 |
Прочие | 20,3 |
Госгарантии РФ | 11667,8 |
Динамика госдолга РФ, к сожалению, не утешительна. Внешняя задолженность РФ держит быстрый темп в направлении увеличения. Правительство планирует сдвинуть даты оплаты по облигациям на поздние, что позитивно скажется на финансах государства. Помимо прочего правительственный аппарат продолжает утверждать, что показатели долга далеко не критичны.
Тем не менее внешние обязательства Российской Федерации стабильно увеличиваются. В 2018 году власти государства продолжат наращивание задолженности, это прописано в планировании бюджета. Пределы государственных обязательств запланированы на границе 71 млрд. долл. США, а это на 20 млрд. выше 2017 года.
Внешний долг РФ с 2000 года по март 2017 года по данным ЦБ РФ
Динамика государственного внутреннего долга так же неблагоприятна: в 2018, если сравнить с 2016 годом, он увеличится до 12 788,4 млрд. рублей.
При этом, несмотря на неутешительную картину (стабильное увеличение долга выше уровня ВВП), МФ РФ утверждает, что госфинансы достаточно устойчивы. По окончании 2018 года внешние обязательства будут на уровне 15,7% ВВП, что значительно меньше кризисной границы в 20%. Более того, существует план реструктуризации обязательства, призванный уменьшить давление на гос. финансы.
Долговая ЦБ – это разновидность договора займа
К долговой все то же, что касается и договора займа, просто условия могут быть немного иными. Ведь речь идет о денежных взаимоотношениях между заемщиком и эмитентом. Бумага представляет собой письменное свидетельство, выданное банком либо иным кредитным учреждением для подтверждения внесения денег.
Процентная прибыль обычно известна заранее, в течение срока существования не меняется. Выпуск облигаций и других бумаг данного типа схож с кредитованием, с той лишь разницей, что тут отсутствует залог и существенно упрощена процедура перехода прав требования.
Схожесть долговых ценных бумаг с займом и подтверждение того, что это действительно разновидность кредита, определяет сама цель выпуска облигаций – для эмитента это способ привлечения дополнительных средств (оформления кредита, по сути) на большой срок на выгодных условиях. Просто тут кредитором выступает не банк, а инвесторы, которые купили долговые ценные бумаги.
В остальном же принцип тот же: вкладчик обязуется не требовать вложенных средств до срока погашения бумаги, эмитент гарантирует возврат денег с процентами в указанную дату. Безопасность такого вложения, как правило, высока, ведь возможность эмитировать ценные бумаги предоставляется после массы проверок эмитента на соответствие нужным требованием, процедура проводится с привлечением определенных структур и регуляторов.
Долговые обязательства РФ
Для их выражения существует три формы. Они закреплены в ст. 2 ФЗ, регулирующем государственные долговые обязательства. Эти формы следующие:
- Кредиты, получаемые Правительством.
- Займы, осуществляемые за счет выпуска ценных бумаг от правительственного имени.
- Другие формы, гарантированные властью.
Более конкретно долговые обязательства государства определены в Бюджетном кодексе. В частности, в нем предусмотрены следующие формы:
- Договоры и соглашения, которые заключены от имени России с кредитными компаниями, зарубежными странами и финансовыми международными организациями в их пользу.
- Государственные ценные бумаги, выпущенные от лица РФ.
- Договора о предоставлении гарантий, поручительства по обеспечению исполнения условий третьими лицами.
- Переоформление обязательств сторонних участников в государственный долг.
- Договора и соглашения, международные в том числе, о реструктуризации и продлении условий.
Аналогичным образом могут выражаться долговые обязательства региона или муниципального образования. Однако для МО исключением является последняя из приведенных форм (международных соглашений и договоров). При этом обязательства муниципальных образований, в отличие от государственных, могут выражаться в форме переоформления долгов юридических лиц в муниципальные, согласно нормативных актов местной власти. Положения о способах обращения ценных бумаг закреплены в ст. 4 соответствующего ФЗ.
Как отражаются в бухгалтерском учете
Способность самостоятельно справляться с кредитами и займами отражается путем расчета коэффициента покрытия долговых обязательств. Основные нюансы отражения в бухучете определены в Положении о бухгалтерском учете 15/2008. Вот некоторые аспекты, приведенные в документе:
важно отражать вновь возникшие долги в период, когда они появились;
погашение задолженности относится к категории прочих расходов;
в инвестиционный актив в обязательном порядке включается сумма начисленных процентов;
проценты соотносятся с основным долгов равномерно;
доля процента по займам рассчитывается на основании процентных ставок и затрат на работы, связанные с инвестициями;
в бухгалтерской отчетности должны быть отражены сведения о сумме, дате и порядке погашения, процентной ставке о займах и кредитах.
По закону кредитор имеет право на продажу долговых обязательств в целях получения прибыли.
Конверсия и новация
Определение 6
Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.
Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.
Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга. Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки. Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.
Определение 7
Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.
Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа. В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды. В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров. В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.
Определение 8
Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.
Определение 9
Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.
Определение 10
Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Государственный долг и методы управления государственным долгом
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством РФ;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.
Под управлением государственным внутренним долгом
понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.
К основным методам управления государственным долгом
следует отнести:
- Рефинансирование
— погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. - Конверсия
— изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. - Консолидация
— увеличение срока действия уже выпущенных займов. - Унификация
— объединение нескольких займов в один. - Отсрочка погашения займа
проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства. - Аннулирование долга
— отказ государства от долговых обязательств. - Реструктуризация долга
— погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Возможно, будет полезно почитать:
- Масло для укрепления ногтей ;
- Праведный Симеон Верхотурский Каноны и Акафисты ;
- Польза сухофруктов для организма человека ;
- Скачать готовые колоды для anki ;
- Игры маджонг онлайн Игра с пользой для ума ;
- Статичные глаголы в английском языке Выражения предпочтения в английском языке примеры ;
- Как определить местное время по географии ;
- Восемь мифов о крымской войне ;
Долговые риски для инвесторов
Держатели долговых обязательств могут столкнуться с инфляционным риском .5 Здесь риск состоит в том, что выплачиваемая процентная ставка по долгу может не соответствовать уровню инфляции. Инфляция измеряет рост цен на основе экономики. Например, предположим, что инфляция вызывает рост цен на 3%. Если купон по облигациям выплачивается на уровне 2%, держатели могут увидеть чистый убыток в реальном выражении.
Долговые обязательства также несут риск процентной ставки .5 В этом сценарии риска инвесторы держат долги с фиксированной процентной ставкой в периоды повышения рыночных процентных ставок. Эти инвесторы могут обнаружить, что их долг возвращается меньше, чем тот, который можно получить от других инвестиций по текущей, более высокой рыночной ставке. Если это произойдет, держатель облигации получит более низкую доходность по сравнению с этим.
Кроме того, долговые обязательства могут нести кредитный риск и риск дефолта .6 Как указывалось ранее, долговые обязательства являются настолько надежными, насколько надежны их финансовые возможности эмитента. Если компания испытывает финансовые трудности из-за внутренних или макроэкономических факторов, инвесторы подвергаются риску дефолта по долговым обязательствам. В качестве некоторого утешения в случае банкротства держателю долгового обязательства будут выплачиваться выплаты раньше держателей обыкновенных акций.
Что такое долговые обязательства
Понятие рассматривается в 269 статье Налогового Кодекса Российской Федерации. Согласно законодательному акту, долговые обязательства – это заимствования, вне зависимости от их рода и способа оформления. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:
- Сумму. Необходимо зафиксировать сумму, которую физическое или юридическое лицо получило от займодавца.
- Период погашения задолженности. Ответственность по долговым обязательствам предполагает выплату всей суммы в срок или до истечения указанного периода.
- Порядок возмещения. В документе указывают, как именно требуется погашать долг. Требуется внести сведения о периодичности, сумме взноса, частоте выплат. Возможно как погашение частями, так и разовая выплата в конкретный день.
- Процентная ставка. Позволяет кредитору получить гарантированный фиксированный доход за передачу капитала или товара в пользование. Процент начисляется по оговоренной схеме: ежедневно, поквартально, ежегодно.
- Штрафные санкции. При нарушении договоренности займодавец вправе начислять дополнительные проценты по долговым обязательствам, использовать систему штрафов и рассчитывать пени.
В документе должны быть отражены сведения о сторонах сделки. Для физического лица: ФИО, паспортные данные, сведения о регистрации, способы связи. Для юридического лица: ИНН, фирменное наименование, реквизиты, контактная информация, данные о доверенном лице. Требуется указание даты составления расписки и включение подписей сторон.
Конвертируемая и неконвертируемая
Конвертируемые долговые обязательства – это облигации, которые могут конвертироваться в акции компании-эмитента по истечении определенного периода. Конвертируемые долговые обязательства – это гибридные финансовые продукты, которые обладают преимуществами как заемных средств, так и капитала. Компании используют долговые обязательства в качестве ссуд с фиксированной ставкой и выплачивают фиксированные процентные платежи. Однако держатели долговых обязательств имеют возможность удерживать ссуду до наступления срока погашения и получать процентные платежи или конвертировать ссуду в акции.
Конвертируемые облигации привлекательны для инвесторов, которые хотят конвертировать их в акции, если они считают, что акции компании будут расти в долгосрочной перспективе. Однако возможность конвертировать в капитал имеет свою цену, поскольку по конвертируемым облигациям выплачивается более низкая процентная ставка по сравнению с другими инвестициями с фиксированной ставкой.
Неконвертируемые облигации – это традиционные долговые обязательства, которые не могут быть конвертированы в капитал корпорации-эмитента. Чтобы компенсировать недостаток конвертируемости, инвесторы получают более высокую процентную ставку по сравнению с конвертируемыми облигациями.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ВНУТРЕННЕМ ДОЛГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Закон определяет понятие, состав государственного внутреннего долга Российской Федерации, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливает порядок его обслуживания.
Статья 1. Общие положения
1. Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации (далее – долговые обязательства Российской Федерации) перед юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
2. Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Статья 2. Формы и состав государственного внутреннего долга Российской Федерации
1. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:
кредитов, полученных Правительством Российской Федерации;
государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;
других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.
2. Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.
3. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией.
4. Долговые обязательства Российской Федерации могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер.
Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
5. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально – государственных и административно – территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.
Форма долговых обязательств национально – государственных и административно – территориальных образований Российской Федерации и условия их выпуска (выдачи) определяются соответствующими органами национально – государственных и административно – территориальных образований Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации
1. Определение политики в отношении государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляет Верховный Совет Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации устанавливается Верховным Советом Российской Федерации при утверждении республиканского бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год.
2. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статья 4. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации
1. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком Российской Федерации и его учреждениями, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
2. Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
Статья 5. Контроль за состоянием государственного внутреннего долга Российской Федерации
Контроль за состоянием государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется Верховным Советом Российской Федерации.
Статья 6. Опубликование данных о государственном внутреннем долге Российской Федерации
Правительство Российской Федерации ежегодно не позднее мая текущего года публикует данные о состоянии государственного внутреннего долга Российской Федерации за предыдущий финансовый год.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
13 ноября 1992 года
N 3877-1
Другой комментарий к статье 99 Бюджетного Кодекса РФ
В прежней редакции БК РФ содержалось определение понятия государственного долга субъекта РФ. Поскольку долговые обязательства субъекта РФ относятся к государственным, законодатель в новой редакции Кодекса не стал дублировать по сути аналогичное определение, показав лишь специфику в структуре государственного долга субъекта РФ
Обращает внимание, что перечень долговых обязательств РФ, данный в ст. 98, является примерным, в то время как перечень долговых обязательств субъекта РФ, содержащийся в п
2 ст. 99, – исчерпывающий.
Также в статье впервые указывается, что включается в объем государственного долга субъекта РФ в целом (п. 3), в объем государственного внутреннего долга субъекта РФ (п. 4) и в объем государственного внешнего долга субъекта РФ (п. 5).
Долговые обязательства РФ
Для их выражения существует три формы. Они закреплены в ст. 2 ФЗ, регулирующем государственные долговые обязательства. Эти формы следующие:
Более конкретно долговые обязательства государства определены в Бюджетном кодексе. В частности, в нем предусмотрены следующие формы:
Аналогичным образом могут выражаться долговые обязательства региона или муниципального образования. Однако для МО исключением является последняя из приведенных форм (международных соглашений и договоров). При этом обязательства муниципальных образований, в отличие от государственных, могут выражаться в форме переоформления долгов юридических лиц в муниципальные, согласно нормативных актов местной власти. Положения о способах обращения ценных бумаг закреплены в ст. 4 соответствующего ФЗ.