Унитарное
Унитарное государство – это вид государственного устройства, подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:
- Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
- Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
- Новообразования не имеют суверенного статуса.
Примеры разнообразия унитарных стран:
- УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
- УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
- Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.
Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.
Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства
Факторы, формирующие УГ
Признаки унитарного государства:
- На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
- Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
- Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.
Наиболее развитые УГ
Франция – отличный пример централизованного устройства. Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.
В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.
Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет
Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.
Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.
Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.
Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.
- единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний,
- структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций,
- более справедливые условия труда, внутреннего рынка.
- различия в менталитете и культуре населения,
- экономическая «зависимость» регионов друг от друга,
- недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»,
- политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.
Теории возникновения государства
Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.
Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.
Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Целесообразность применения такой модели
В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.
Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.
Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.
Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.
Классификация
Несмотря на единый строй, унитарные государства имеют множество классификаций.
Классификация по признакам централизованности:
- Децентрализованные – это такие государства, в которых административно-территориальные единицы создаются вне зависимости от центральных региональных органов. Яркими примерами децентрализованных унитарных государств являются: Япония, Испания, Великобритания, Италия и Новая Зеландия.
- Централизованные унитарные государства характерны наличием региональных органов, возглавляемых какими-либо должностными лицами. Последние, в свою очередь, назначаются центральным органом власти. Из централизованных унитарных государств можно выделить Казахстан, Нидерланды и Узбекистан.
- Относительно децентрализованные унитарные государства представляют собой страны, которые одновременно сочетают в себе местное и централизованное государственное управление. Проявляется такой способ управления центральным административным контролем, следящим за деятельностью каждого органа местного самоуправления.
Классификация по признакам автономии:
- Простые унитарные государства – это те государства, которые по большей части характерны полным отсутствием административно-территориального разделения по причине маленькой территории, занимаемой государством.
- Сложные унитарные государства имеют в своем составе небольшое количество автономий. Например, Абхазская Автономная Республика входит в состав Грузии, а Фарерские острова и Гренландия в состав Дании.
- Регионалистские унитарные государства полностью состоят из автономных республик или округов. Являются своего рода промежуточным этапом в эволюции из унитарного государства в федерацию.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Классификация по признаку формирования власти
Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.
По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:
- Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
- Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.
Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.
Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.
Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.
Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.
Признаки унитарной страны
В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:
- единое гражданство;
- общий для всех жителей государственный язык;
- единый бюджет;
- отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
- единая Конституция;
- общая система центральных органов госвласти;
- единое для всей страны правовое пространство;
- административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.
В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).
Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.
При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным .
Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.
Типология унитарных государств
Современные унитарные государства на карте мира
По признаку централизации
Среди унитарных государств по признаку централизации выделяют государства следующих типов:
- Децентрализованные унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных: Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия и др.
- Централизованные унитарные государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра: Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и др.
- Относительно децентрализованные унитарные государства, сочетающие местное самоуправление и централизованное государственное управление, проявляющееся в центральном административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления.
По признаку автономизации
Унитарные государства также разделяют по наличию автономий в их составе:
Простые унитарные государства, которые либо вообще не имеют административно-территориального деления в силу их малой площади (например, Мальта, Бахрейн, Аруба, Науру), либо делятся только на административно-территориальные единицы (например, Алжир, Колумбия, Польша, Франция)
При этом административно-территориальное деление может быть двух-, трёх-, и даже четырёхуровневым.
Сложные унитарные государства, имеющие в своем составе одну или несколько автономий (например, Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане; Абхазская Автономная Республика в Грузии; Фарерские острова и Гренландия в составе Дании; Испания; автономные районы в Китае; Автономная Республика Крым в Украине), имеющих некоторые атрибуты собственной государственности.
Национально-территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай)
Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
Некоторые учёные выделяют отдельно также и так называемые регионалистские государства (Испания, Италия, Шри-Ланка, Папуа-Новая Гвинея) ввиду того, что они целиком состоят из автономных образований и фактически эволюционируют в федерацию.
Унитарное государство — это.
Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.
Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.
Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.
Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам. Подобное невозможно в России , где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы
Подобное невозможно в России , где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.
Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.
В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи , которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.
Союз территорий внутри страны
Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.
Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.
Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.
Виды унитарных стран
Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:
- Простые — лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
- Сложные — в состав государства входят автономные образования (например, Дания — Фарерские острова или Грузия — Аджария).
Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).
Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.
Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).
Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.
- В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
- В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.
Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:
Сущность государства
Замечание 1
Государство – это особый способ организации политической власти на определенной территории, при помощи которого реализуется управление обществом, а также обеспечивается соблюдение правопорядка.
Государство является главным субъектом политической жизни в мире. Государство по сути своей и есть самое крупное политическое образование. Политическая сфера общества (от лат. Politics – касающийся государственных дел) обладает собственными уникальными качествами. Кроме того, понятие политической системы свободно от иных сопутствующих ей правоведческих значений и легко может быть определено в категориях познаваемого явления, в отличие, например, от понятий государства или общества.
Истинное понимание того, чем же по сути является государство, открывает гражданину новую дверь в мир стройных правовых понятий и объясняет основы, на которых должно быть построено любое современное цивилизованное и демократическое общество.
К основным признакам государства, выделяемым учеными-правоведами в юридической науке, относят:
- ограниченная территория;
- государственный суверенитет;
- население;
- монополия применения легитимных форм насилия над гражданами и иностранцами в границах своей территории;
- право на получение налогов и иных форм обязательных платежей в бюджет;
- публичную власть и государственную символику.
Любое государство на земном шаре может быть охарактеризовано через такие признаки, как:
- политический режим (авторитаризм, тоталитаризм или демократия);
- форма государственного устройства (федерация, конфедерация или унитарное государство);
- тип правления (республика, монархия или деспотизм).
Список унитарных республик и унитарных королевств
Курсив: государства с ограниченным признанием со стороны других суверенных государств или межправительственных организаций.
унитарных республик
- Афганистан
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Армения
- Азербайджан
- Бангладеш
- Беларусь
- Бенин
- Боливия
- Ботсвана
- Болгария
- Буркина-Фасо
- Бурунди
- Камерун
- Кабо-Верде
- Центральноафриканская Республика
- Чад
- Чили
- Китайская Народная Республика
- Колумбия
- Демократическая Республика Конго
- Республика Конго
- Коста-Рика
- Хорватия
- Куба
- Кипр
- Чехия
- Джибути
- Содружество Доминики
- Доминиканская Республика
- Восточный Тимор
- Эквадор
- Египет
- Сальвадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Фиджи
- Финляндия
- Франция
- Габон
- Гамбия
- Грузия
- Гана
- Греция
- Гватемала
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Гайана
- Гаити
- Гондурас
- Венгрия
- Исландия
- В донесия
- Иран
- Ирландия
- Израиль
- Италия
- Кот-д’Ивуар
- Казахстан
- Кения
- Кирибати
- Северная Корея
- Южная Корея
- Косово
- Кыргызстан
- Лаос
- Латвия
- Ливан
- Либерия
- Ливия
- Литва
- Северная Македония
- Мадагаскар
- Малави
- Мальдивы
- Мали
- Мальта
- Маршалловы Острова
- Мавритания
- Маврикий
- Молдова
- Монголия
- Черногория
- Мозамбик
- Мьянма
- Намибия
- Науру
- Никарагуа
- Нигер
- Палау
- Палестина
- Панама
- Парагвай
- Перу
- Филиппины
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Руанда
- Самоа
- Сан-Марино
- Сан-Томе и Принсипи
- Сенегал
- Сербия
- Сейшельские острова
- Сьерра-Леоне
- Сингапур
- Словакия
- Словения
- Южная Африка
- Шри-Ланка
- Суринам
- Сирия
- Тайвань
- Таджикистан
- Танзания
- Того
- Приднестровье
- Тринидад и Тобаго
- Тунис
- Турция
- Туркменистан
- Уганда
- Украина
- Уругвай
- Узбекистан
- Вануату
- Вьетнам
- Йе мужчины
- Замбия
- Зимбабве
Унитарные монархии
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является примером унитарного государства. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия имеют определенную степень автономной децентрализованной власти, но такая власть делегируется Парламентом Соединенного Королевства, который может принимать законы, в одностороннем порядке изменяющие или отменяющие передачу полномочий (Англия не имеет делегированных полномочий ). Точно так же в Королевстве Испания делегированные полномочия делегируются через центральное правительство.
- Андорра
- Антигуа и Барбуда
- Бахрейн
- Багамы
- Барбадос
- Белиз
- Бутан
- Бруней
- Камбоджа
- Дания
- Эсватини
- Гренада
- Гибралтар
- Ямайка
- Япония
- Иордания
- Кувейт
- Лесото
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Монако
- Марокко
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Оман
- Папуа-Новая Гвинея
- Катар
- Сент-Люсия
- Сент-Винсент и Гренадины
- Саудовская Аравия
- Соломоновы Острова
- Испания
- Швеция
- Таиланд
- Тонга
- Тувалу
- Соединенное Королевство
- Ватикан
Что представляет собой унитарное государство?
Под унитарным государством понимается государственное формирование, внутри которого существующие территориальные субъекты наделены определенными властными полномочиями, но лишены возможности принимать собственные решения независимо от центрального аппарата власти.
Характерные черты унитарного государства
Унитарным государствам присущи следующие черты:
- Общеобязательная для всех система осуществления государственной власти в стране. Ее решения обязаны выполняться на территории всех государственных субъектов без исключения.
- Все территориальные единицы государства равны перед ним в целом. Власть, осуществляемая в пределах конкретного субъекта, имеет право принять самостоятельно ту или иную норму права, но только в рамках своей компетенции, «дарованной» ей центральной властью. Принимаемое решение местного значения не должно идти в разрез с утвержденной нормой центрального аппарата государственной власти. В зависимости от того, как формируется власть на местах, принято выделять централизованную унитарность и децентрализованную. Для первой характерно ставленничество (органы местной власти назначаются из рядов должностных лиц центрального аппарата государственной власти). В таком государстве власть централизована. Например, губернаторов областей назначает Глава государства. Это характерно для Чехии, России, Финляндии. Децентрализованность проявляется в формировании власти на местах путем выборов. Население конкретного территориального субъекта выражает свою волю в отношении сосредоточения власти в руках того или иного физического лица. Такое встречается в Испании. А вот во Франции, например, местная власть может быть и назначена «сверху» и выбрана народом (смешанное формирование власти).
- Все нормы права, принимаемые в любой точке страны, базируются на Основном государственном Законе – Конституции. В ней закреплены основные принципы, гарантии осуществления государственной власти в стране, методы и способы ведения законотворчества, права и свободы человека, составляющие главную ценность для государства.
- На государственной территории устанавливается гражданство, единое для всего населения данной страны. Любой человек, проживающий на территории конкретного унитарного государства, имеет право принять его гражданство. Следует помнить, что есть страны, где разрешено двойное гражданство. А вот в России это под запретом.
- Связь между государственными органами власти разных уровней обеспечивает аппарат центральной власти.
- Судебная власть осуществляется во всех местностях государства по единым принципам.
- Оборону государственных границ и населения, проживающего внутри них, выполняют вооруженные силы страны, которые действуют в интересах конкретного государства. В России недопустимо образовывать армию отдельного территориального субъекта, выполняющую функцию обеспечения безопасности лишь конкретной территории и определенного количества граждан.
- Бюджет субъектов формируется второстепенно. Налоги, уплаченные гражданами конкретной территориальной единицы государства, перечисляются сначала в федеральный бюджет. Затем центральный аппарат производит отчисления уже в регионы.
Следует отметить, что существуют унитарные государства, являющиеся исключением из общего правила. Так, Великобритания наделила отдельные свои регионы автономностью – это Шотландия, Уэльс, Ольстер. Для них характерно наличие законодательной базы, судебной системы, которые имеют действие лишь на территории данных образований. Более того, отделение от центрального аппарата произошло не только на политическом уровне, но и в духовной сфере. Данные субъекты Великобритании имеют свою «независимую» церковь.
Классификация автономий в унитарном государстве
В зависимости от того, по какому принципу устроено автономное унитарное управление субъектом, принято выделять:
- Политические автономии унитарного государства, которые наделяются единичными характерными чертами. Например, Палестина в составе Израиля.
- Административные автономии, управление в которых ведется на самостоятельных началах (автономии в составе Китайской Республики).
В мировой истории встречается еще одна разновидность унитарного государства – региональное унитарное государство. В такой стране все территориальные субъекты являются автономными.