Что такое унитарное государство

Что представляет собой федеративное государство?

Федерация, как форма государственного устройства, представляет собой объединение формирований (частей государства), каждое из которых суверенно, но лишь в той степени, которая позволяет поддерживать единство всего государства в целом.

Принципы разделения территорий в федерациях

Разделение общей территории на части может происходить по следующим принципам:

  1. Политический принцип. Власть максимально приближена к народу, то создается местное самоуправление.
  2. Экономический принцип. Основополагающим началом служат историко-географические данные территории государства. Разделение на административные единицы осуществляется вокруг городов с наиболее высоким показателем плотности населения.
  3. Национальный принцип (СССР, Чехия). Территориальные субъекты внутри государства формируются по принадлежности населения, проживающего на конкретной территории, к определенной национальности, расе. Для каждой административной единицы характерна определенная религия, уклад жизни людей. В центральный аппарат государственной власти входит представитель из каждого национального формирования. Этим обеспечивается соблюдение интересов всех национальностей. При таком делении каждый «национальный» территориальный субъект государства имеет свою законотворческую, исполнительную и судебную систему власти. Фактически, каждое национальное формирование в составе страны является собственным малым государством;
  4. Территориальный принцип (США). Происходит разграничение властных полномочий между центральными органами власти и органами власти «на местах». Данное разделение прописывается в Основном Законе стране. Выделяются аспекты, по которым возможно издание закона только на федеральном уровне, и аспекты «местного значения», решение которых возложено на представителей власти субъектов.
  5. Национально-территориальный (смешанный) принцип. Часть субъектов формируется по национальным особенностям местного населения, другая часть – по территории. Индия представляет собой страну, где 28 административных единиц образованы по территориальному принципу, а 8 субъектов – по национальному.

Таким образом, федеративное государство – это союз субъектов, каждый из которых  наделен признаками отдельного государства.

Основные черты федеративного государства

Для федерации характерны следующие черты:

  1. Нормотворческая база каждой территориальной единицы строится на Конституции страны и Конституции данного субъекта. Издаваемые законы действуют только на территории конкретного субъекта.
  2. На территории субъекта действуют как федеральные налоги, так и местные. Первые напрямую поступают в федеральный бюджет, последние – в местный;
  3. Центральная законодательная власть состоит из двух палат, в состав которых входят и представители органов власти субъектов.
  4. Государственная власть разделена на конституционном уровне. Выделяют федеральную (определен круг вопросов, разрешение которых дозволено лишь федеральным органам власти), совместную (выделены вопросы, принятие решения по которым возможно при обоюдном согласии центральной власти и власти субъектов) и субъектную (определены вопросы, разрешаемые местными органами власти).
  5. Гражданство определяет национальность человека. Например, в США существует одна национальность – американец. Исключение из правила – Россия, где каждый индивидуум сам определяет себе национальную принадлежность. Поэтому можно встретить гражданина России – таджика, дагестанца, бурята, казаха.
  6. Суверенитет касается только государства в целом. Составные части (субъекты) страны не обладают суверенностью.

черты

Унитарное государство, также называемое простым государством, – это государство, в котором суверенитет, население и территория описаны в их законах как уникальные. Обычно страны, имеющие такую ​​структуру, происходят из старых абсолютных состояний, хотя могут быть исключения.

В этих государствах территориальное, судебное и законодательное единство едины, и у внутренних администраций нет собственных полномочий..

Хотя эти территории могут существовать, называемые по-разному, их компетенция ограничена и предоставляется центральным правительством..

централизация

Унитарные системы характеризуются централизацией власти в руках центральных правительств. Таким образом, исполнительная власть полностью подчиняется этой центральной администрации, способной навязывать свои решения на всей территории страны..

В так называемых сигарах – а сейчас их очень мало – нет даже провинциальных организмов (отделов, регионов и т. Д.), Которые могли бы разделить часть этой власти. С другой стороны, децентрализованные унитарные государства могли дать некоторую административную компетенцию, но не основные.

Суверенитет в унитарных государствах уникален. Перед федералами, в которых этот суверенитет делится с государствами, которые свободно объединились для формирования страны, у унитарианцев нет такой множественной концепции.

Законодательная и судебная власть

Как и в случае с исполнительной властью, судебная и законодательная ветви также централизованы. Выданные законы действительны на всей территории страны; следовательно, нет никакой возможности, чтобы некоторые территории обнародовали другие самостоятельно.

В судебной сфере обычно существует вышестоящий суд с юрисдикцией по всей стране. Хотя в провинциях, регионах или департаментах существуют суды, национальный орган становится последней инстанцией для отправления правосудия..

Единственная Конституция

Как и остальные изданные законы, унитарные государства имеют только Конституцию, которая применима ко всей стране. Это означает, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности, без территории нации могут принимать разные.

Суверенитет включен в эту Конституцию, заявив, что он находится во всем государстве.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Иногда названия обманчивы
Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Что представляет собой унитарное государство?

Под унитарным государством понимается государственное формирование, внутри которого существующие территориальные субъекты наделены определенными властными полномочиями, но лишены возможности принимать собственные решения независимо от центрального аппарата власти.

Характерные черты унитарного государства

Унитарным государствам  присущи следующие черты:

  1. Общеобязательная для всех система осуществления государственной власти в стране. Ее решения обязаны выполняться на территории всех государственных субъектов без исключения.
  2. Все территориальные единицы государства равны перед ним в целом. Власть, осуществляемая в пределах конкретного субъекта, имеет право принять самостоятельно ту или иную норму права, но только в рамках своей компетенции, «дарованной» ей центральной властью. Принимаемое решение местного значения не должно идти в разрез с утвержденной нормой центрального аппарата государственной власти. В зависимости от того, как формируется власть на местах, принято выделять централизованную унитарность и децентрализованную. Для первой характерно ставленничество (органы местной власти назначаются из рядов должностных лиц центрального аппарата государственной власти). В таком государстве власть централизована. Например, губернаторов областей назначает Глава государства. Это характерно для Чехии, России, Финляндии. Децентрализованность проявляется в формировании власти на местах путем выборов. Население конкретного территориального субъекта выражает свою волю в отношении сосредоточения власти в руках того или иного физического лица. Такое встречается в Испании. А вот во Франции, например, местная власть может быть и назначена «сверху» и выбрана народом (смешанное формирование власти).
  3. Все нормы права, принимаемые в любой точке страны, базируются на Основном государственном Законе – Конституции. В ней закреплены основные принципы, гарантии осуществления государственной власти в стране, методы и способы ведения законотворчества, права и свободы человека, составляющие главную ценность для государства.
  4. На государственной территории устанавливается гражданство, единое для всего населения данной страны. Любой человек, проживающий на территории конкретного унитарного государства, имеет право принять его гражданство. Следует помнить, что есть страны, где разрешено двойное гражданство. А вот в России это под запретом.
  5. Связь между государственными органами власти разных уровней обеспечивает аппарат центральной власти.
  6. Судебная власть осуществляется во всех местностях государства по единым принципам.
  7. Оборону государственных границ и населения, проживающего внутри них, выполняют вооруженные силы страны, которые действуют в интересах конкретного государства. В России недопустимо образовывать армию отдельного территориального субъекта, выполняющую функцию обеспечения безопасности лишь конкретной территории и определенного количества граждан.
  8. Бюджет субъектов формируется второстепенно. Налоги, уплаченные гражданами конкретной территориальной единицы государства, перечисляются сначала в федеральный бюджет. Затем центральный аппарат производит отчисления уже в регионы.

Следует отметить, что существуют унитарные государства, являющиеся исключением из общего правила. Так, Великобритания наделила отдельные свои регионы автономностью – это Шотландия, Уэльс, Ольстер. Для них характерно наличие законодательной базы, судебной системы, которые имеют действие лишь на территории данных образований. Более того, отделение от центрального аппарата произошло не только на политическом уровне, но и в духовной сфере. Данные субъекты Великобритании имеют свою «независимую» церковь.

Классификация автономий в унитарном государстве

В зависимости от того, по какому принципу устроено автономное унитарное управление субъектом, принято выделять:

  • Политические автономии унитарного государства, которые наделяются единичными характерными чертами. Например, Палестина в составе Израиля.
  • Административные автономии, управление в которых ведется на самостоятельных началах (автономии в составе Китайской Республики).

В мировой истории встречается еще одна разновидность унитарного государства – региональное унитарное государство. В такой стране все территориальные субъекты являются автономными.

Различия с федеральным государством

Основным отличием является его политическая конфигурация. Один, Унитарий, концентрирует всю власть в одном правительственном органе; другой, федеральный, распределяет его между различными составляющими.

Это правда, что в эти секунды существует закон обязательного соблюдения для всей территории, но они могут принять свои собственные ограничения.

Централизованная мощность в сравнении с распределенной мощностью

Как указывалось, в унитарных государствах власть и принятие решений сосредоточены на одном уровне: национальном.

С другой стороны, федеральные организации имеют несколько политических уровней. У гражданина есть компетенции по всей стране; федеральный только имеет их в соответствующем субъекте.

Что касается территориальной организации, разница между ними очевидна. В соответствии с номенклатурой подразделение может представлять только административные подразделения без особой собственной власти, такие как регионы, провинции или департаменты..

На федеральном уровне есть территории с большой автономией, которые обычно называют штатами. Только само название указывает на то, что эти страны считаются союзом квазисуверенных образований.

Национальная судебная и законодательная власть против федеральной

Судебная и законодательная власть представляет те же различия, что и исполнительная власть. В унитарных государствах они централизованы, сфокусированы так, что влияют на всю нацию. Таким образом, территории не имеют права принимать законы.

С другой стороны, в федеральных правительствах каждого штата это возможно. Единственное ограничение установлено национальной Конституцией, но они обладают большой гибкостью для принятия и применения дифференцированных законов..

Примером децентрализации в этих аспектах была полицейская структура в Соединенных Штатах Америки. Еще несколько десятилетий назад силы безопасности государства не могли преследовать преступников, если они пересекли государственную границу. Это сделало обязательным создание федерального органа, ФБР, с полномочиями проводить расследования в пострадавших штатах.

Конституция перед несколькими

Унитарные государства имеют только Конституцию, принятую центральным правительством и применимую на всей территории страны..

Наоборот, федералов может быть несколько. Национал влияет на всю нацию и государство только на свою территорию.

Структура управления

Учитывая большую казуистику в странах мира, трудно указать на общие различия. Тем не менее, унитарии обычно имеют только одну законодательную палату, парламент или конгресс. В случае наличия Сената, он действует только с корректирующими полномочиями предыдущего.

В федеральных странах очень часто, кроме Конгресса, существует Сенат, состоящий из представителей каждой федеральной территории, со своими собственными функциями..

Союз территорий внутри страны

Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.

Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.

Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Унитарное

Унитарное государство – это вид государственного устройства, подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:

  1. Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
  2. Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
  3. Новообразования не имеют суверенного статуса.

Примеры разнообразия унитарных стран:

  • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
  • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
  • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.

Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.

Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства.

Виды государственного устройства

Факторы, формирующие УГ

Признаки унитарного государства:

  • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
  • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
  • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.

Наиболее развитые УГ

Франция – отличный пример централизованного устройства. Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.

В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.

Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет.. Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент

Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны

Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.

Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.

Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.

Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.

Преимущества УГ:

  • единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний;
  • структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций;
  • более справедливые условия труда, внутреннего рынка.

Недостатки:

  • различия в менталитете и культуре населения;
  • экономическая «зависимость» регионов друг от друга;
  • недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»;
  • политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.

Федеративное устройство

Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:

  • Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
  • Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
  • СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
  • Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
  • ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
  • Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
  • СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.

Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.

По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:

  • симметричные;
  • асимметричные.

В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.

Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.

На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий