Международно-правовые предпосылки возникновения Международного Суда Организации Объединенных Наций
История Международного арбитража, как история международного права в целом, началась с возникновения первых государственных образований.
“Практику третейского разбирательства мы можем проследить до глубокой древности, когда едва начало слагаться само государство. В третейских судах мы видим наиболее древнюю форму юрисдикции. Они встречаются в сношениях между государствами во все периоды.” – отмечал юрист-международник Л.А. Камаровский.
В литературе, как русской, так и зарубежной, нет единого мнения относительно первого упоминания арбитражного разбирательства споров. Часть авторов считают, что впервые третейские решения встречаются в истории Древнего Востока, другие полагают, что в Древней Греции. Так, авторы “Истории дипломатии” отмечают, что “для зашиты от набегов гуннов правители древнекитайских государств вынуждены были объединяться в союзы, а в середине VI века до нашей эры заключили соглашение, предусматривающее отказ от разрешения спорных вопросов с помощью военной силы и обязательное обращение обеих конфликтовавших сторон к третейскому суду”. На этот же случай указывает и Д.Б. Левин: “В 546 году до нашей эры был заключён договор о мирном разрешении международных споров и о третейском суде”.
Довольно широкое применение арбитраж получил в Древней Греции. Древнегреческую систему арбитража можно рассматривать в качестве источника современного международного арбитража. В практике древнегреческих государств арбитраж применялся в спорах о границах, в праве владения реками и ручьями. В качестве арбитра выступало третье государство, которое делегировало арбитражные функции группе своих граждан, избиравшихся по жребию. Древний Рим никогда не прибегал к арбитражу для разрешения споров с его участием, хотя нередко выступал в качестве арбитра. Выступая в качестве арбитра, Рим старался разрешать споры с выгодой для себя. Анализ практики арбитража в Древнем Риме содержится в трудах Г. Гроция, А. Камаровского, В. Тенищева2. В трудах этих учёных подчёркивается, что государства, не входившие в состав Римской империи, избирали в третейские судьи Рим, чтобы избежать войн. Рим в то время являлся самым авторитетным арбитром, поскольку своей мощью мог гарантировать исполнение вынесенных им арбитражных решений. Данное обстоятельство Рим часто использовал для усиления своего влияния в других государствах.
В средние века не проводилось чёткого разграничения между арбитражем и дипломатическими средствами разрешения споров. Роль арбитра при разрешении споров сводилась к роли мирового посредника в примирительном процессе. Средневековая система арбитража, также как и древнегреческая, является важным источником для концепции современного международного арбитража. Активное использование международного арбитража в период феодальной раздробленности, приводит к тому, что он складывается в отдельный институт международного права.
Секретарь
Он также избирается абсолютным большинством. Срок полномочий – 7 лет. Секретарь также может переизбираться. Аналогичный порядок действует и для его заместителя. Работа секретаря осуществляется в следующих направлениях:
- Судебном. Она заключается в подборе различных прецедентов, договорных, нормативных текстов, мнений компетентных юристов.
- Дипломатическом. В полномочия секретариата входит направление различных сообщений от имени Международного суда.
- Финансовом и административном. Секретариат выполняет работу, связанную с решениями кадровых вопросов, подготовкой бюджета, помещений и пр.
- Лингвистическом. В компетенцию секретариата входит выполнение редактирования и перевода документов.
Мировой судебный орган ООН
Мировой судебный орган ООН считается основным судебным органом учреждения, он работает в соответствии со Статутом, который создан на Статуте Постоянной палаты мирового правосудия и создает важную часть Установления ООН.
Местонахождение Суда – г. Гаага (Нидерланды).
Замечание 2
Судебный орган состоит из 15 судей, создающих содружество свободных судей, выбранных из числа субъектов высоких этических качеств, удовлетворяющих нормам в их государствах для постановления на высшие судебные ступени, или являющихся юристами с признанной властью в сфере мирового права.
Судебный орган открыт только для государств, считающихся членами его Статута. К ведению Судебного органа относятся все дела, которые отдаются ему сторонами, и все задачи, специально предписанные Установлением ООН или действующими соглашениями и конвенциями. Юрисдикция Судебного органа имеет факультативное направление, потому что он вправе принять спор к изучению только с подтверждения всех конфликтующих сторон. Такое согласие может быть исполнено в разнообразных видах (в специальном договоре конфликтующих сторон о передаче дела в Судебный орган, в односторонних декларациях государств о подтверждении обязательной юрисдикции Судебного органа, в участии в мировых соглашениях, имеющих оговорку о передаче в Судебный орган всех конфликтов, связанных с толкованием или использованием этих соглашений).
Французский и английский языки признаются официальными в Суде.
Международное право: Международный суд ООН
В п. 1 ст. 33 указанного документа приводится перечень средств урегулирования конфликтов между государствами. Одним из них выступает разбирательство в суде. Рассматриваемый институт был учрежден в 1945 году. Статут суда, совместно с гл. 14 Устава ООН, были разработаны на конференциях в Сан-Франциско и Думбартон-Оксе. Они проводились в 1945 и 1944 годах, соответственно. Все члены ООН выступают и как участники Статута Суда. Государства, не входящие в организацию, могут стать ими на условиях, установленных Ген. Ассамблеей по рекомендации СБ. Совет Безопасности устанавливает порядок, в соответствии с которым рассматривается каждое отдельное дело в Международном суде.
Особенности современной системы международных судов
Следует отметить, что современная система мировых судов отличается от национальных судебных структур. Прежде всего, в межгосударственной структуре мировые судебные органы полностью обособлены и независимы друг от друга, и нельзя полагать, что они состоят в цельной иерархически построенной судебной структуре, которая предполагает существование некоторых связей между ее частями. Следующая особенность мировых судов состоит в их полномочиях, которые в отличие от полномочий национальных судебных органов, как правило, не носят бессознательного характера, а требуют согласия государства на признание полномочий мирового судебного органа в конфликте, стороной которого оно является.
Наконец, вердикты мировых судебных органов, как правило, носят чисто показное направление, а их исполнение ложится на сами государства, фигурирующие в конфликте, которые добровольно признают их обязательность, но сохраняют больший уровень усмотрения при выборе способа исполнения мирового судебного вердикта.
Компетенция Международного Суда ООН
Компетенция
Суда распространяется
лишь на споры
между государствами.
Суд не может
рассматривать
споры между
частными лицами
и государством
и тем более
споры между
частными лицами.
Но и споры между
государствами
могут рассматриваться
лишь с согласия
всех сторон.
Таким образом,
компетенция
Суда является
для государства
не обязательной,
а факультативной.
Решение о
предоставлении
Суду лишь
факультативной
компетенции
было принято
после весьма
напряженной
борьбы с достаточно
многочисленными
сторонниками
обязательной
компетенции
Суда.
Факультативный
характер передачи
государствами
споров на разрешении
суда проявляется,
в частности,
в том, что, согласно
Статута Международного
Суда, «к ведению
Суда относятся
все дела, которые
будут переданы
ему сторонами…».
Государства
– участники
Статута могут,
однако, признать
для себя компетенцию
Суда обязательной.
В Статуте
Международного
Суда заложены
несколько
вариантов
признания за
ним обязательной
юрисдикции.
Так, государство
может выступить
с соответствующим
заявлением
либо являться
участником
двустороннего
международного
соглашения,
содержащего
положения об
обязательной
юрисдикции.
К ним относятся
мирные договоры,
договоры о мире
и сотрудничестве,
о разграничении
морских пространств.
Таким образом,
обязательная
юрисдикция
Международного
Суда в договорном
плане признается
государством
либо в целом,
либо с оговоркой,
либо по конкретным
категориям
международных
споров.
Широко
применяемая
практика оговорок
с заявлением
о признании
обязательной
юрисдикции
Международного
Суда существенно
сужает пределы
действия последней.
В юридической
литературе
обычно выделяются
четыре вида
оговорок, которые,
по сути дела,
являются обычными
нормами международного
права. Речь
идет об изъятии
из обязательной
юрисдикции
Суда споров,
возникающих
по поводу ситуации
или фактов,
имевших место
до принятия
заявления; об
условии взаимности;
о неподсудности
споров, по существу
входящих во
внутреннюю
компетенцию
государства;
о частичном
изъятии из
обязательной
юрисдикции
Суда споров,
связанных с
выполнением
и толкованием
многосторонних
конвенций.
Очень
важную группу
международных
конфликтных
отношений
исключают из
компетенции
Суда оговорки,
касающиеся
событий, связанных
с военными
действиями,
войной, состоянием
войны, военной
оккупацией
и другими актами
вооруженного
насилия. Имеется
несколько
оговорок,
направленных
против подчинения
обязательной
юрисдикции
Международного
Суда конкретного
спора или споров
с отдельными
государствами.
Таким
образом, несмотря
на относительно
низкий уровень
признания
обязательной
юрисдикции
Международного
Суда ООН, последний
все-таки наделяется
в ряде случаев
довольно широкими
полномочиями,
которые свидетельствуют
о больших
потенциальных
возможностях
Суда в деле
разрешения
межгосударственных
споров.
Общепринятым
является положение,
в соответствие,
с которым
государство-истец
должно обосновать
компетенцию
Суда в рассмотрении
данного спора
по существу.
Более того,
именно на это
государство
возлагается
обязанность
доказать факт
существование
спора и его
юридическую
природу. Нарушение
этого положения
делает претензию
беспредметной.
Кроме
собственно
судебных функций,
Суд имеет право
давать консультативные
заключения
по любому
юридическому
вопросу, по
запросу любого
учреждения,
уполномоченного
делать такие
запросы самим
Уставом ООН
или согласно
этому Уставу.
В соответствии
со ст.96 Устава
право запроса
у Международного
Суда консультативных
заключений
по любому
юридическому
вопросу принадлежит
Генеральной
Ассамблее и
Совету Безопасности.
Другие органы
ООН и специализированные
учреждения
ООН, которым
Генеральная
Ассамблея может
дать разрешение
на это, также
могут запрашивать
консультативные
заключения
суда по юридическим
вопросам. К их
числу относятся:
Экономический
и Социальный
Совет, Совет
по опеке, ЮНЕСКО
и многие др.
Консультативное
заключение
Международного
Суда представляет
собой лишь
выражение
мнения международных
судей по тому
или иному
юридическому
вопросу международного
права. Оно не
носит обязательного
характера и
не связывает
орган, который
обратился в
Международный
Суд за консультативным
заключением.
Роль Международного Суда в мирном разрешении международных споров
Важнейшей вехой в прогрессивном развитии международного права явился Устав ООН, предусмотревший радикальные изменения в действующем международном праве и создавший все необходимые условия для укрепления правопорядка и законности. Лишь с его принятием принцип мирного разрешения споров был признан одним из основных принципов международного права, приобретя императивный характер.
Комментируя принцип мирного разрешения споров, Д.Б. Левин писал: “В Уставе ООН, наряду с принципом ненападения, был широко и полно сформулирован принцип мирного разрешения международных споров, который благодаря этому, был поднят в качестве одного из основных принципов современного международного права на более высокую степень”65.
Вполне обоснованным является вывод профессора СБ. Крылова о том, что “Устав ООН вносит крупнейшее новшество в международное право, безоговорочно требуя разрешения спора между государствами одними из мирных средств и, таким образом, исключая возможность объявления войны”66.
Надо отметить, что Устав ООН допускает отступления от императива о неприменении силы или угрозы силой: 1)в случаях применения принудительных мер по решению Совета Безопасности (ст.ст. 39-41); 2) в случаях осуществления индивидуальной и коллективной самообороны против вооруженного нападения (ст. 51).
Принцип мирного разрешения международных споров носит всеобщий характер, являясь обязательным для выполнения как для стран-членов, так и нечленов ООН. Закрепленные в Уставе ООН принципы, которыми должны руководствоваться и ООН, и ее члены, относятся к числу основных и обязательных принципов современного международного права.
Практическое применение принципа мирного разрешения международных споров предусмотрено Главой VI, озаглавленной “Мирное разрешение споров”. Так, п. 1 ст. 33 гласит, что “стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органами или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору”.
Пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1949 г. (ст.28) оговаривает, что “в случае отсутствия в компромиссе ссылок на применимое право или при отсутствии компромисса суд будет применять нормы, перечисленные в статье 38 Статута Международного Суда”.
Согласно ст.38 Статута Международного Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает применением
a) международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими сторонами;
b) международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общих принципов права, признанных цивилизованными нациями; d) судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Российская оценка деятельности МУС
16 ноября 2016 г. МИД РФ выступил с заявлением в связи с распоряжением Путина относительно отказа России присоединиться к МУС. В документе отмечается, что «нападение режима Михаила Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих» и такое «отношение к событиям августа 2008 г. вряд ли может говорить о доверии к этому орган».
Подчеркивается, что «МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия». В заявлении также отмечается, что «за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более $1 млрд».
Состав
В Международный суд ООН входит 15 человек. Они формируют независимую коллегию. Члены инстанции выбираются независимо от гражданства. Они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые предъявляются в их государствах к кандидатам на высшие судебные должности. Члены органа могут быть также юристами, с признанным мировым авторитетом. Кандидаты в Международный суд в каждой стране выдвигаются “национальными группами”. В них входят члены Постоянной палаты третейской инстанции.
В случае если какое-либо государство не участвует в ней, то формируется специальная национальная группа. Окончательный состав утверждается СБ и Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, внесенных в перечень по представлению указанных групп. Международный суд выбирает председателя и вице-председателя. Продолжительность их полномочий – три года. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Голосование осуществляется тайно по принципу абсолютного большинства. В случае если Председатель выступает в качестве одной из стороны в споре, который рассматривает Международный суд, он должен уступить свое место. Аналогичное правило действует и в отношении вице-председателя.
Дополнительная классификация
Прочие оговорки можно подразделить на 5 видов. Наиболее популярными считаются такие, которые относят признание обязательности компетенции Суда к спорам, при разрешении которых участники согласятся либо согласились использовать иные способы мирного урегулирования. Такие оговорки включаются в текст большинства стран. Следует сказать, что положение об использовании иных методов урегулирования споров имеет большое значение. Оно ограничивает область распространения обязательной компетенции только такими вопросами, в отношении которых нет договоренности о применении прочих мирных средств. Это положение вводит пределы субсидиарности, дополнительности юрисдикции Суда.
Достаточно важная группа конфликтных отношений из компетенции коллегии исключается оговорками, относящимися к событиям, связанным с военной оккупацией, войной, боевыми действиями, прочими вооруженными актами. В определенной степени опосредованной международным соглашением считается положение, включенное в заявление стран-членов Британского содружества о неподчинении споров, которые между ними возникают, юрисдикции Суда. Некоторые оговорки ограничивают компетенцию коллегии по конкретным спорам или конфликтам с определенными государствами. Так, к примеру, Гватемала в своем заявлении указала, что ее разбирательство с Великобританией о Белизе неподсудно инстанции и может рассматриваться в Международном суде исключительно на основах справедливости.
Решения Международного суда ООН
После завершения устной стадии разбирательства коллегия удаляется на закрытое совещание. Решения Международного суда принимаются простым большинством. Если в ходе вынесения акта образовалось равное количество голосов, то определяющим будет мнение Председателя. По ст. 57 Статута, каждый член коллегии может представить свое особое мнение, если он не согласен с частью постановления Международного суда или с ним в целом. В п. 2 ст. 74 установлены ограничения для уполномоченных лиц. В частности, судьи вправе или только заявить о своем несогласии, или представить свое мнение, возражая против мотивов или решения в целом. В последнем случае мнение именуется особым, в первом – индивидуальным. Согласно практике Постоянной палаты, они должны быть представлены до второго чтения проекта постановления. Это необходимо для того, чтобы мнения и сам проект были направлены одновременно для публикации. Признание юрисдикции Международного суда не является обязанностью государств. Однако, если она была воспринята на официальном уровне, то акты, вынесенные коллегией, являются обязательными для исполнения на территории таких стран.
Ad hoc
Деятельность Международного суда в отношении некоторых споров может осуществляться не только выбранными 15 членами. При разбирательстве определенных конфликтов могут участвовать и так называемые лица ad hoc. Они являются судьями, которые избираются по ст. 31 Статута по выбору страны-стороны в споре, если она не представлена на слушаниях. Если в составе коллегии присутствует лицо, являющееся гражданином одного из участников конфликта, другой может выбрать для присутствия на заседании лицо по собственному выбору. Такие судьи не выступают как постоянные члены. Они привлекаются только к разбирательству конкретных споров. Вместе с этим, в процессе рассмотрения материалов они обладают равными правами с другими избранными членами коллегии. Международный суд также может пригласить для участия в заседании асессоров. В отличие от лиц ad hoc, они не обладают правом голоса и выбираются самой коллегией, а не сторонами.
Компетенция
В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления.
Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства — участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.
Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.
СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.
Составы преступлений
Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:
- Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
- Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
- Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.
В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.
Время
Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу.
Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.
Территория и гражданство
В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.
Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника.
Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.