Единые квалификационные требования – это что такое?

Предназначение документа

Документ разработан для помощи в рассмотрении вопросов, которые касаются регулирования трудовых отношений, создания эффективного руководства трудовых взаимоотношений в образовательных организациях. Также справочник был разработан для системы управления персоналом в учреждениях, независимо от их организационной и правовой формы, варианта собственности.

В соответствии с едиными квалификационными требованиями разрабатывают должностные инструкции. В разделе “Квалификационные характеристики должностей” (КХД) присутствует перечень обязанностей для сотрудников образования, учтены в нем уровни компетенции, специфика организации труда.

При использовании этого раздела для специальных инструкций допускается уточнение списка работ по определенному образовательному учреждению, учитывая особенности и свойства должности, а также разработка дополнительных требований к подготовке сотрудников.

Единые квалификационные требования позволяют увеличивать эффективность труда с учетом конкретной организации. Подобное расширение добавляет обязанности сотруднику смежной должности. Выполнение их не предполагает повышение квалификационного уровня, а также прохождения специального обучения.

Согласно пункту 9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с определенным качеством и в требуемом объеме, но не обладают достаточным уровнем подготовки и стажем работы, в виде исключения могут назначаться на должности, занимаемые ими фактически (согласно рекомендациям аттестационной комиссии).

Что выбрать: ЕТКС или профстандарты

Если наименование должностей указано и в ЕТКС, и в профессиональных стандартах, работодатель имеет право самостоятельно выбрать норматив, за исключением ситуаций, предусмотренных законодателями (письмо Минтруда РФ № 14-2/ООГ-6465 от 06.07.2016).

Все кадровые документы заполняются на основании справочника профессий и профстандартов в зависимости от отрасли. Когда специалист вносит запись в трудовую книжку, оформляет приказ о приеме на работу и составляет трудовой договор с новым сотрудником, он должен придерживаться положений ЕТКС и указывать верное наименование должности.

Если кадровик допустит ошибку, то у сотрудника впоследствии могут возникнуть проблемы при назначении трудовой пенсии.

Как пользоваться справочником

Письмо Минтруда и соцзащиты РФ от 20.12.2018 № 14-3/ООГ-10216 содержит разъяснения о применении сборника тарифно-квалификационных характеристик основных профессий, разобраться, как пользоваться документом несложно.

Шаг 1. Специалист сначала отыскивает необходимый раздел.

Шаг 2. Затем выбирает конкретное наименование должности или профессии из списка.

По каждой должности в ЕТКС указываются:

  • характеристика работ;
  • что должен знать работник.

Также с его помощью устанавливается разряд работы по тарифно-квалификационному справочнику, например, специалист 1 разряда выполняет более сложные виды работ, чем специалист 2 разряда.

Что такое профессиональный стандарт и квалификация работника?

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ в Трудовом кодексе РФ закреплены понятия “квалификация работника” и “профессиональный стандарт”:

Профессиональный стандарт – это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности ( ТК).

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности (статья 1951 ТК).

По замыслу законодателя, профессиональные стандарты:

  • представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. В то же время наименование конкретной должности и профстандарта могут отличаться, т.к. профстандарты разрабатываются не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности;

  • связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования;

  • опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов, а не на образовательные программы.

На практике же получается, что с ними перемудрили.

Профессиональные стандарты могут использоваться работодателем при:

  • формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

  • установлении систем оплаты труда;

  • определении трудовой функции работников, заключении, изменении трудовых договоров;

  • разработке должностных инструкций;

  • установлении оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях;

  • тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;

  • подготовке, переподготовке, обучении и аттестации работников.

При определении трудовой функции работника, заключении, изменении трудового договора. Согласно обязательным условием трудового договора является указание в нем трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

При установлении в трудовом договоре должности работодатель вправе воспользоваться примерными наименованиями должностей, содержащимися в соответствующем блоке в разделе III профессионального стандарта.

Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов осуществляется по Правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н утверждены уровни квалификации, применяемые в профстандартах. Всего их девять.

Квалификационные требования: образование

Федеральный закон «Об образовании», действующий на территории нашей страны сегодня, выделяет несколько основных уровней профессионального образования. Рассмотрим их далее в таблице.

Таблица 1. Разновидности профессионального образования

РазновидностьУточнение
Среднее образованиеПрофессиональное образование
Высшее образованиеСтепень Бакалавра
Высшее образованиеСтепень Специалиста или Магистра
Высшее образованиеКадры, имеющие наивысшую квалификацию

Согласно установленным требованиям, определенный уровень образования, соответствующий должности, точнее наличие или отсутствие оного, является одним из определяющих факторов при принятии решения о приеме на должность того или иного лица.

Одно из главных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим, подразумевает наличие у кандидатов на посты образования соответствующего уровня

Так, граждане, являющиеся кандидатами на должности, упомянутые в представленном выше подзаголовке, относятся к следующим группам должностей гражданской службы:

  • высшей;
  • главной.

Как следствие, требования относительно наличия у них определенного уровня знаний достаточно высоки, а потому при поступлении на работу эти лица обязаны представить доказательства наличия у них образования, уровень которого будет не ниже, чем:

  • магистратура;
  • специалитет.

Представители искомых категорий гражданских служащих, а точнее, кандидаты на становление оными, также относятся к ранее упоминаемым должностным группам. Закон присуждает им возможность претендовать на замещение интересующих должностей лишь в том случае, когда каждый претендент:

  • обладает профессиональным образованием и носит звание бакалавра наук;
  • соответствует прочим квалификационным требованиям, предъявляемым к каждой должности индивидуально.

Требования, касающиеся наличия у будущих сотрудников официальных структур образования, будут отличаться для каждой из должностных категорий

Требования для служащих категории «обеспечивающие специалисты»

Посты, представляющие данную категорию, относятся к следующим группам должностей:

  • старшей;
  • младшей.

Подразумевается, что возможные соискатели на роль обеспечивающих специалистов будут иметь профессионально образование, иначе они не имеют право быть допущенными к конкурсу.

ЕКСД при заключении трудового договора

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.

Основные положения раздела КХД работников образовательных учреждений

КХД – основа для разработки любой должностной инструкции. В данном разделе содержатся:

  1. Перечень обязанностей работников образования по каждой конкретной должности;
  2. Уровень компетенции и необходимые знания;
  3. Права специалистов и служащих;
  4. Особенности организации труда для конкретных образовательных учреждений.

При необходимости увеличения эффективности труда, список должностных обязанностей может быть дополнен без необходимости повышения квалификации работником.

В п.9 КХД отмечается, что аттестационной комиссией может быть выдвинуто предложение о назначение лиц на должность не соответствующей его уровню подготовки при качественном выполнении должностных обязанностей в полном объеме.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

Основные положения его разделов

Справочник должностей тружеников образовательной сферы разработан для того, чтобы регулировать трудовые отношения, возникающие в ней.

Также его задачей является создание эффективной руководящей ячейки, которая будет способна не только качественно решать вопросы, связанные с кадровой политикой и управления персоналом, но и организовывать учебный процесс, а также заниматься хозяйственной сферой учреждения.

При этом упор делается на то, что такие умения не должны зависеть от формы собственности учреждений или их организационных нюансов.

КХД будет базовой бумагой при разработке инструкций для конкретных должностей, поскольку именно в нем указывается перечень должностных обязанностей сотрудников, особенности организации труда и компетенции.

При подготовке инструкции, вполне можно уточнять перечень работ по определенным образовательным учреждениям, ведь для них могут быть разные нюансы.

И конечно, необходимо принимать во внимание особенности и определенные свойства каждой из должностей, а руководитель при этом может предъявлять дополнительные требования к кандидатам. Чтобы увеличить эффективность работы, можно расширить должностные обязанности подчиненных, по сравнении с теми, что указаны непосредственно в КХД

Чтобы увеличить эффективность работы, можно расширить должностные обязанности подчиненных, по сравнении с теми, что указаны непосредственно в КХД.

Делается это за счет того, что обязанности добавляются из некоторых смежных должностей, причем есть условие, что их добавление не может быть связано с расширением квалификации, либо необходимостью прохождения особой подготовки.

По пункту 9 КХД, если лица выполняют возложенные на них обязанности эффективно и в должном объеме, но не обладают нужным опытом или подготовкой, то они могут быть утверждены на должность.

Но делается это только в порядке исключения, и тогда, когда это рекомендует аттестационная комиссия.

В принципе же характеристика любой должности состоит из трех разделов:

Обязанности, связанные с конкретной должностьюТут содержится список основных функций, которые предусматриваются должностью. Если сотрудником совмещаются функции разных должностей, необходимо при формировании их перечня руководствоваться однородностью и связанностью работ
Требования к знаниямТут находятся те запросы, которым должен удовлетворять работник по размеру методологических знаний, а также законодательной подкованности и особых навыков, если они нужны для эффективного выполнения всех обязанностей
Квалификационные запросыОговариваются требования, возникающие к уровню профессиональной подготовки, а также стажу работы

Что необходимо запомнить

Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.

Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенцию о правах ребенка.
  3. Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
  4. Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
  5. Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
  6. Правила пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Основные нормативные акты в рамках компетенции.

Краткая характеристика

Перечень должностей разделен на три группы:

  • руководителей;
  • педагогических сотрудников;
  • учебно-вспомогательного персонала

Руководитель управляет образовательным учреждением согласно действующему в РФ законодательству. Он должен знать приоритетные и актуальные направления развития образовательной системы, законодательной базы, использовать нормативно-правовые документы в учреждении. Кандидат на руководящую должность должен иметь высшее образование по направлению «Управление персоналом», «Муниципальное и государственное управление», «Менеджмент». Необходимый стаж работы на руководящей должности должен составлять не менее пяти лет.

Заместитель руководителя образовательной организации ведет организацию текущей работы, занимается разработкой перспективного планирования, координацией деятельности педагогических сотрудников. Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей, заместитель руководителя должен знать законодательную базу РФ, иметь высшее образование по направлению «Менеджмент» и стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель — это еще и социальный работник.

Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Что представляет собой квалификационный справочник?

Устраиваясь на работу в любую организацию, сотрудник должен отвечать конкретным профессиональным навыкам. Согласно утверждению ст. 143 Трудового Кодекса, теперь присваивание сотрудникам тарифных разрядов и оценка их трудовых возможностей выполняется через условия единого квалификационного справочника должностей управляющих и экспертов. Данный документ содержит в себе расшифровку официальных обязательств и условий владения профессией, а также определение навыков управляющего, экспертов и служащих. Всего в нем содержится 2 раздела:

  • общеотраслевые характеристики должностей сотрудников в фирмах:
    • руководителей;
    • специалистов;
    • иных работников, работающих в промышленных, дизайнерских и единых трейдерских компаниях;
  • квалификационная оценка должностей сотрудников, занимающихся исследованиями в экспериментальных, конструкторских, научно-технических организациях:
    • академические, инженерно-промышленные управляющие, осуществляющие работу в единых экспериментальных, конструкторских, технических и лесных предприятиях;
    • управляющие инженерно-промышленных сотрудников, предназначенные для конструкторских и научных организаций;
    • должности сотрудников книгопечатных и издательских подразделений.

Назначение

Современное печатное квалификационное руководство за последние годы сильно изменилось, в частности были изобретены новые способы распределения единых обязанностей и улучшены общие положения. Раннее в нем отражались только координационно-промышленные и финансовые требования, но развитие трейдерских учреждений, новых экономических систем и новое официальное распределение работы для каждой компании, заставили существенно пересмотреть содержание единого квалификационного справочника.

Целью нового справочника является:

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область +7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

  • формирование высококачественного управления персоналом;
  • устранение обнаруженных в ходе использования проблем;
  • распределение новых должностей, возникших в современном обществе.

Огромные перемены, происходившие за последний десяток лет в финансовых, общественных и координационно-промышленных учреждениях, привели к новой методике использования функционирующих нормативов компаний. В ходе модернизации также были значительно видоизменены требования к сотрудникам, их познаниям и квалификации.

Сегодня единый справочник дополнен новейшими должностями сотрудников, функции которых объединены в ходе формирования финансовых взаимоотношений. Сюда относятся профессии аудитора, аукциониста, брокера, дилера, клерка, оценщика, менеджера и др. Новейшие свойства отображают условия, соответствующие государственным реформам.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

Для чего он нужен

ЕКС, в основу которого лег Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих, составлялся с целью выработки универсальных нормативов организации труда. Фактически настоящий документ помогает работодателю грамотно выстроить структуру организации. Квалификационные характеристики при этом оптимизируют следующие функции:

  • подбора и расстановки кадров;
  • профессиональной подготовки/переподготовки персонала;
  • рационального разделение труда;
  • определения должностных обязанностей и зон ответственности персонала.

Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2019 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2019) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты .

Виды квалификационных справочников

С 2016 г общероссийский единый квалификационный справочник теперь подразделяется на дополнительные узкоспециализированные справочники:

Квалифицированный справочник медицинских работников

Здесь единый квалификационный справочник призван содействовать верному отбору и расстановке сотрудников, увеличению их опыта, распределению работы между экспертами. Содержание включает в себя следующую информацию:

  • квалификационные характеристики должностей;
  • наименование профессий заместителей и управляющего персонала компании;
  • основные условия, предъявляемые к рабочим в зависимости от их специализации;
  • определены степени повышения квалификационных навыков;
  • определение лиц, не обладающих необходимыми навыками;
  • должности управляющих.

В ЕКС описаны обязанности вышеуказанных категорий сотрудников и предъявляемые к ним требования;

Краткое руководство управляющих, экспертов и иных служащих

В этом справочнике расположены единые общеотраслевые должности сотрудников, трудящихся в фирмах и организациях:

  • руководителей;
  • специалистов;
  • иных промышленных кадровиков.

Также в документе описаны квалификационные должности сотрудников, занятых в учено-экспериментальных, конструкторских, научно-технических организациях;

Единый справочник должностей образовательных учреждений

Здесь собраны общие требования для руководителей и служащих:

  • должностные обязанности;
  • основные требования, предъявляемые к кадровику;
  • профессии руководителей;
  • управляющие учебными учреждениями;
  • требования к навыкам;
  • должности преподавателей.

В согласовании с правилами ст. 143 Трудового Кодекса, распределение труда, присваивание разрядов выполняется с учетом общего тарифного и единого квалификационного справочника.

В наши дни распределение должностей управляющих, экспертов и иных работников помогает наиболее эффективно распределить их в организациях и разных сферах экономики, что повышает общую производительность, вне зависимости от координационно-законных конфигураций.

Квалификационные требования к стажу

Все требования относительно стажа (то есть срока работы) гражданской службы всех существующих разновидностей, устанавливаются согласно Указу Президента нашей страны №16 «О квалификационных требованиях». Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 2. Требования к стажу лиц, поступающих на гражданскую службу

Категории должностейТребования к стажу
Высшие должности государственной гражданской службыСрок стажа для претендентов, желающих трудиться в указанной области, обязан составлять не менее 4 лет в той же сфере, или же:труду по основной специальности лица;
занятости по близкому направлению подготовки.
Главные должности гражданской службы государственного характераВ этом случае требования гласят, что лицо должно накопить не менее двух стажевых лет также в следующих областях труда:гражданской службе:
профессиональной деятельности, соответствующей образования гражданина;
близком направлении подготовки.
Сотрудники должностей государственной службы:ведущей;
младшей;
старшей категории.
В искомом случае никакие требования именно относительно наличия какого-либо стажа не предъявляются.

Выдержка из указа «О квалификационных требованиях»

Те соискатели на должности, которые могут похвастаться наличием степени магистра или бакалавра, притом сопровождающихся получением красного диплома, в течение трех лет после выпуска из ВУЗа, для поступления на желаемую должность, должны накопить один год стажа работы:

  • по специальности;
  • в государственном учреждении в качестве служащего гражданской категории;
  • по сходному направлению деятельности.

В обязательном порядке предъявляются требования и относительно стажа определенной длительности, хотя, претенденты на некоторые должности, характеризующиеся наименьшим уровнем ответственности, могут его не накапливать

Старший мастер

Он руководит производственными и учебными работами, касающимися профессионального обучения. Активное участие принимает в профориентации учащихся. Мастер должен знать приоритетные и актуальные направления функционирования российского образования, владеть законодательной базой, связанной с образовательной деятельностью в учреждении. Для данной должности необходимо высшее образование по профилю обучения и стаж работы от двух лет.

Среди должностных обязанностей: воспитание и обучение учащихся с учетом психолого-педагогических особенностей и специфики преподаваемого предмета. Мастер должен формировать культуру личности, создавать условия для их социализации. В качестве обязательных условий к назначению на должность мастера выдвигается среднее либо высшее специальное образование по направлению «Педагогика» либо по профилю предмета. Это все требования к педагогам. Единый квалификационный справочник по данной должности не включает вопроса о стаже. В нем также указывается перечень необходимых знаний, умений и навыков к иным специальностям, касающимся образовательного учреждения.

Выделены в справочнике и единые квалификационные требования к рабочим профессиям. К примеру, водитель авто- и электротележки должен управлять ими, а также подъемными кранами и платформами, наблюдать за качеством крепления, погрузки и выгрузки, обеспечивать сохранность груза при транспортировке. Также он занимается оформлением документов на сдачу и прием грузов, выполняет текущий ремонт электро- и автотележек.

Он должен знать устройство, допустимую грузоподъемность, эксплуатационные характеристики оборудования, сроки и варианты зарядки аккумуляторов, особенности погрузки, укладки, крепления грузов, оформлять документацию, соблюдать правила техники безопасности.

Что такое ЕТКС

Российская Федерация – это страна производственной и сельскохозяйственной направленности. В каждой отрасли встречается огромное количество трудовых категорий и профильных специалистов. Для их группировки и систематизации был разработан единый квалификационный справочник должностей специалистов и служащих. Его также называют ЕТКС.

Этот многофункциональный документ относится к разряду общероссийских реестров. Общероссийский классификатор профессий и должностей 2020 не только иллюстрирует весь перечень существующих в России профессий, но и закрепляет основные квалификационные требования к ним.

Первичный документ по упорядочиванию должностных позиций был разработан еще в Советском Союзе и утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 31/3-30 от 31.01.1985. Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих 2020 года базируется на первоначальном регистре, но постоянно дополняется в соответствии с текущими экономическими и хозяйственными изменениями.

Классификатор профессий РФ с расшифровкой 2020 года состоит из 72 выпусков, в каждом из которых есть множество профессиональных разделов. Многие еще из советских времен и сейчас уже не актуальны, поэтому некоторые выпуски расформированы или преобразованы в другие. Группировка по выпускам и разделам осуществляется по виду трудовой деятельности и отраслевым признакам.

Как работать с классификатором

Количество выпусков и групп в справочнике весьма велико. Чтобы специалист не запутался в данных и не потратил лишнее время на поиск, предлагаем пошаговую инструкцию использования классификатора.

Шаг 1. Ищем нужный выпуск. Все группы системы сформированы по отраслевому признаку, поэтому найти нужный выпуск не составит труда.

Шаг 2. Находим нужный раздел. В каждом выпуске перечислены все разделы по профилям, которые включены в данную группу. Пользователь найдет нужный раздел по наименованию классификации.

Шаг 3. В каждом разделе приведен список релевантных профессий и должностей. Выбираем нужную позицию и переходим в нее. Каждый параграф содержит характеристику выполняемых работ и необходимый уровень знаний служащего. В некоторых позициях даже указываются примеры трудовой деятельности.

Ряд профессий представлен несколькими разрядами. Разряды варьируются на основании опыта и квалификации работника. Самым высоким уровнем является первый разряд.

С поиском искать в ЕТКС еще проще. Введите в поле название профессии и нажмите на кнопку Найти.

Таблица уровней

Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:

  1. Наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью отнесены (1–3).
  2. Деятельность специалистов (4–7).
  3. Самые сложные обязанности руководителей (7–9).

Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:

Уровни

Критерии степени квалификации

Способы приобретения уровня

Полномочия и ответственность (компетенция)

Знания и навыки

Умения

1

Работа под чьим-то контролем

Общие знания

Выполнение обычных поручений

Краткие объяснения сути работы, практический опыт

2

Подконтрольная работа с некоторой долей автономности

Специальные знания

Выполнение обычных заданий, выбор наиболее приемлемого варианта исполнения

Краткосрочные программы обучения (до 2 месяцев)

3

Труд под управлением третьего лица, но с независимым решением типовых задач и планированием своей работы

Понимание методов и технологий

Разрешение типовых задач и выбор целесообразного пути их реализации

Начальные профессиональные программы (до 1 года)

4

Работа под началом руководителя со свободным принятием решений по вопросам, требующим аналитического подхода; планирование своих дел, а также труда группы сотрудников; ответственность за коллективные результаты

Владение научно-техническими и методическими понятиями, независимая обработка информации

Решение практических вопросов, выбор метода исполнения работы, контроль и оценка деятельности

Обучение до среднего профессионального уровня

5

Независимая деятельность, управление подразделением, ответственность за результативность группы сотрудников или подразделения

Технологические и методические знания, самостоятельный информационный поиск

Работа над проблемами с элементами проектирования, отбор вариантов действий, контроль и оценка результатов

Программы подготовки специалистов среднего звена

6

Автономное функционирование с постановкой задач для себя и подчиненных, налаживание взаимоотношений работников своего и смежных отделов, ответственность за успех своего подразделения или организации

Владение технологическими и методическими навыками, инновационными знаниями; умение искать, анализировать и оценивать специализированную информацию

Администрирование отдельного направления профессиональной деятельности

Высшее (бакалавриат), среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена

7

Стратегическое планирование, управление учреждением или звеном, ответственность за деятельность организации или крупного участка

Понимание методологии профессиональной деятельности, создание новых прикладных знаний, поиск и анализ сведений для работы отрасли или организации

Обеспечение развития профессиональной области или предприятия, разработка неиспользованных методов и технологий

Высшее образование (магистратура или специалитет), дополнительные специализированные программы

8

Заведование крупными предприятиями, ответственность за функционирование крупных компаний или сферы экономики

Разработка новых межотраслевых знаний, информационная работа с целью развития отрасли

Исследовательская и проектная работа для повышения эффективности отрасли

Аспирантура, ординатура, ассистентура, высшее образование (магистратура)

9

Управление техническими системами, экономическими и социальными процессами, а также ответственность на государственном или международном уровне

Открытие фундаментальных междисциплинарных знаний

Методология, исследование и проектирование задач для повышения производительности процессов

Аспирантура и т. п., дополнительные программы обучения

***

В заключение осталось сказать, что градация уровней квалификации в профессиональных стандартах — это один из главных показателей. Она построена с учетом компетенции, необходимой для работы в конкретной должности. В соответствии с полномочиями и ответственностью сотрудника определяется, какие знания и умения необходимы ему для осуществления своих обязанностей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий