Евразийский экономический союз – что это? Страны-участницы ЕАЭС

Международная деятельность

Союз решает внешнеэкономические задачи, стоящие перед его членами. В рамках компетенции налаживается сотрудничество с госструктурами, объединениями, прочими субъектами по отраслевым направлениям.

Международная работа, заключение договоров опираются на решения Высшего Евразийского экономического совета. На этой базе также ведутся переговоры, подписываются соглашения, с учетом выполнения внутригосударственных процедур.

Общие процессы сотрудничества отражаются в международных актах. К компетенциям относят:

  • экономико-финансовую сферу;
  • торговлю и таможенное взаимодействие;
  • электронный документооборот и техническое регулирование;
  • развитие промышленности и АПК;
  • энергетическое сотрудничество.

Скриншот главной страницы сайта ЕАЭС

Интересно! Конкурс WorldSkills 2019 г.: что это и кто участвует.

[править] Органы управления

Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) — высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом.

Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза. Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств — членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом. Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии ЕЭК принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов Коллегии) или консенсусом (по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС). Комиссия располагается в Москве.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза. Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государства-члена либо по заявлению хозяйствующего субъекта. По результатам рассмотрения споров по заявлению государства — члена Суд выносит решение, обязательное для исполнения сторонами спора. По результатам рассмотрения споров по заявлению хозяйствующего субъекта Суд выносит решение, обязательное для исполнения Комиссией. Суд ЕАЭС располагается в Минске.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Предпосылки

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

ЕАЭС: наблюдатели при организации

Статус государства-наблюдателя могут получить страны, заинтересованные в эффективном экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Конечно, если Высший экономический евразийский совет одобрит эту инициативу. Представители стран-наблюдателей могут посещать заседания совета, знакомиться с документами (за исключением конфиденциальных), однако не участвуют в принятии каких-либо решений.

Наблюдатели берут на себя определенные обязательства: в частности. не допускать действий и высказываний, которые могут принести вред Союзу.

На сегодня статус наблюдателя ЕАЭС есть у трех стран:

  • Молдавия (с 14.05.2018)
  • Узбекистан (с 11.12.2020)
  • Куба (с 11.12.2020)

Управление и финансирование

Постоянно действующим координирующим органом является Комиссия, она осуществляет полномочия в сферах:

  • таможенное и техническое пространство;
  • ветеринарно-санитарные меры;
  • торговые режимы;
  • статистика;
  • валютная и конкурентная политика;
  • промышленные и сельхозсубсидии;
  • энергетика и естественные монополии;
  • муниципальные, госзакупки;
  • торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт;
  • интеллектуальная собственность;
  • трудовая миграция;
  • финансовые рынки;
  • прочее.

В Комиссию входят Совет и Коллегия. Порядок деятельности регулируется Регламентом, утверждаемым Высшим органом.

Союз является юрлицом, финансирование происходит за счет долевых взносов стран-участниц объединения. Формируется в российских рублях. Объемы и состав вложений устанавливаются коллегиально.

Бюджет должен быть сбалансирован. Часть расходов распределяется на поддержание управления органом, другая – на осуществление основных задач.

Узнайте, как работает Росфинмониторинг.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами. Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  • Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  • Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  • Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.

Государства-члены и государства-наблюдатели ЕАЭС

У истоков всех интеграционных союзов на постсоветском пространстве стояли Россия, Казахстан и Белоруссия. Именно они стали основными и первыми государствами-участниками указанного экономического союза.

Все они вступили в ЕАЭС и ратифицировали все необходимые документы в 2010 году. Это произошло:

  • для РФ – 1 июля 2010 года;
  • для Республики Казахстан – 1 июля 2010 года;
  • для Республики Беларусь – 6 июля 2010 года.

Спустя четыре года в ЕАЭС появились еще два государства-участника. Это Республика Армения (с 10 октября 2014 года) и Кыргызская Республика (с 23 декабря 2014 года).

С 14 мая 2014 года у ЕАЭС появилось первое и по состоянию на середину 2020 года единственное государство-наблюдатель. Это была Республика Молдова.

Свободный рынок услуг

Единый рынок услуг на территории Евразийского экономического союза начал действовать с момента вступления в силу договора. На первом этапе в перечень свобод вошли 43 сектора, где предпринимателям могут свободно поставлять и получать услуги. В мае 2018 года данный перечень был дополнен ещё девятью секторами. Тем самым в единый рынок было переведено около 50% всех услуг.

Так, в список вошли сферы в области строительства, торговли, франчайзинга, проката предметов личного пользования, аренды машин и оборудования, архитектуры, программирования, услуги сельского, лесного и охотничьих хозяйств, по обработке грузов, транспортных агентств, услуги исследования рынка и фотоуслуги.

На практике это означает, что теперь, к примеру, строительные организации, у которых есть соответствующая лицензия, из любой страны союза могут работать на территории другого государства-члена ЕАЭС без повторной регистрации, получения разрешительных документов и подтверждения профессиональной квалификации персонала. Также в рамках единых рынков бизнес может рассчитывать на равные ставки налогообложения, автоматическое признание образования, но пока не по всем специальностям.

Вместе с тем при всех возможностях предоставляемых поставщикам услуг на рынке ЕАЭС существует и ряд ограничений: договором предусмотрены случаи, когда страны могут вводить ограничительные или даже защитные меры для своих внутренних рынков. Кроме того, трудностями в либерализации опять же является национальные законодательства стран, в которых заложено множество особенностей и требований. В результате из 43 секторов услуг единого рынка только 29 действуют для всех стран-участниц. При этом государства-члены в соответствии с договором о союзе закрепили для себя изъятия и сохраняемые “горизонтальные” ограничения в отношении всех секторов и видов деятельности.

К примеру, для Казахстана исключениями являются шесть секторов, где правила единого рынка не применяются, а по восьми – правила единого рынка начнут действовать с 2025 года, для Беларуси установлен переходный период до 1 января 2020 года по сектору услуг в области рекламы. Единый рынок услуг бюро путешествий и турагентств для всех государств-членов должен был начать своё действие только с 1 декабря 2019 года, но при условии принятия нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность введения реестра поставщиков туристических услуг на бесплатной, бессрочной, необременительной и уведомительной основе.

В 2017 году в работу было принято 20 планов либерализации, итогом которой будет расширение единого рынка услуг до 60%.

По мнению директора департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галии Джолдыбаевой, пять лет – это короткий срок для полноценной оценки эффективности работы союза.

“Работа сейчас проводиться и сказать, что они реализовались (нельзя. – Авт.)… Все-таки прошёл короткий срок, договор был подписан буквально пять лет назад. Конечно, есть некоторые пробуксовки в вопросах. Когда принимали решение ещё в 2014 году о том, что будет единый рынок услуг, то сразу главами государств было принято решение о 43 секторах. Сегодня мы понимаем, что эти сектора в некотором роде даже фрагментированы, то есть принимались не секторальные решения, а какая-то часть услуг выхватывалась и отдавалась в единые рынок, а какая-то часть оставалась”, – поделилась Галия Джолдыбаева.

Она отметила, что на данный момент, необходимо решить проблемы по обмену информацией между ведомственными органами всех стран, а также недостаточную имплементированность национальных законодательств для работы в едином рынке услуг. По словам эксперта, ряд проблем можно решить путём административного сотрудничества.

“И мы предлагаем сегодня рассмотреть возможность имплементации в законодательство тех правил, которые возникают на наднациональном уровне, то есть тех документов, которые принимаются на уровне высшего совета ЕАЭС либо совета комиссии и межправительственного совета. Также нам необходимо, чтобы ведомства между собой вырабатывали механизмы взаимодействия именно с целью предупреждения правонарушений и для ответственности недобросовестных поставщиков”, – подчеркнула эксперт.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

Исключения

Сообщество государств во взаимном сотрудничестве оговаривают ограничения в области:

  • охраны здоровья, жизни;
  • обеспечения морали, правопорядка;
  • защиты окружающей среды, животных и экологического поддержания;
  • сохранения культурных ценностей;
  • выполнения международных обязательств;
  • обороны страны, безопасности.

Фото: pixabay

Вводятся ветеринарно-санитарные, карантинные меры, если этого требуют обстоятельства. Расшифровка статей отражается в соглашениях.

Оборот отдельных товаров может ограничиваться, то есть порядок перемещения, обращения определяется договорами между участниками.

Примечания

Русский мир

Страны русского мира ЕАЭС: Армения • Беларусь • Казахстан • Киргизия • Россия

СНГ: Азербайджан • Молдавия (в том числе Гагаузия) • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина

Прочие страны: Болгария • Грузия • Израиль • Латвия • Литва • Сербия • Эстония Частично признанные: Абхазия • ДНР • Запорожская область • ЛНР • НКР • ПМР • Херсонская область • Южная Осетия • Проекты: Новороссия • Малороссия

Организации  Евразийский союз • ОДКБ • СНГ
Общее  Русское православие • Русский язык

Внешняя политика России

Международные отношения  Австрия • Бельгия • Великобритания • Европейский Союз • Индия • Иран • Канада • Китай • Польша • Словакия • США • Украина • Япония
Границы  Изменения границ современной России • Территориальные споры России • Российская Арктика
Международная помощь  Помощь России другим странам • Списание долгов Россией • Военные действия России в Сирии
Речи Путина  Мюнхенская речь Путина • Крымская речь Путина • Украинская речь Путина
Санкции  Список Магнитского • Закон Димы Яковлева • Дело Скрипалей • Антироссийские санкции (список)
См. также  Евразийский союз • Денонсация Беловежских соглашений ГД РФ в 1996 году • Независимость Косово • Гибель Кристофа де Маржери • Вопросы по воссоединению Крыма с Россией • Вопросы по геополитической ситуации

Выгоды России

Россия, благодаря членству в ЕАЭС, получила доступ к новым рынкам сырья, а
также рынкам сбыта своей продукции. После распада СССР Москва потеряла
большинство месторождений хромовой и марганцевой руды, титана, свинца,
урана, цинка, молибдена и некоторых других металлов.

По этой причине Россия была вынуждена закупать подобное сырьё на
территории ближнего зарубежья. С появлением ЕАЭС задача облегчилась, и
Россия может свободно закупать ресурсы у стран — участниц союза.

К тому же у России есть возможность поставлять свою продукцию в республики
ЕАЭС.

«В товарной структуре взаимной торговли государств — членов ЕАЭС
наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (27,1% объёма
взаимной торговли), из которых 85% на рынок ЕАЭС поставляет
Российская Федерация. Существенны поставки машин, оборудования и
транспортных средств (17,5% объёма взаимной торговли, из которых 54,7%
приходится на Российскую Федерацию и 41,9% — на Республику Беларусь).
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила
16,1% объёма взаимной торговли, из которых 52,5% приходится на
Республику Беларусь и 35,9% — на Российскую Федерацию», — говорится в документе.

Членство России в ЕАЭС также помогло упорядочить сферу трудовой миграции.
Так, в 2015 году в России стало гораздо меньше трудовых мигрантов из
большинства стран СНГ. Это касается всех государств за исключением Армении
и Киргизии — участников ЕАЭС. По сути, в Москве остались трудовые мигранты,
которые являются гражданами стран союза.

Например, число выходцев из Азербайджана сократилось на 7,2%, Грузии — на
3,2%, Таджикистана — на 10,6%, Узбекистана — на 16,3%, Туркмении — на
16,5%.

«Таким образом, членство в ЕАЭС оказало существенное влияние на
динамику численности трудовых мигрантов. Не входящие в союз государства
пережили “миграционный шок” наиболее остро, тогда как страны —
участницы ЕАЭС избежали его или пережили в смягчённом виде», —

говорится

в докладе Евразийского аналитического клуба «Трудовая миграция в ЕАЭС на
начало 2016 года», представленного общественности в конце февраля.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины. Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики. Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

Выгоды Киргизии

Одним из явных плюсов членства Киргизии в ЕАЭС является упрощение процедур
и правил, регулирующих трудовую миграцию. В настоящий момент в России

работает

около 600 тыс. выходцев из Киргизии. Благодаря ЕАЭС кыргызстанцы получили
ровно такие же права на трудоустройство, как и остальные члены союза.
Граждане республики могут работать в России без патентов, квот, сдачи
экзамена на знание русского языка и других разрешительных документов.
Подобное позволяет экономить мигрантам не менее 60 тыс. руб. ежегодно.

«Это позволило переломить тенденцию роста возврата трудовых мигрантов в
республику на фоне того, что количество мигрантов, приезжающих из
Узбекистана и Таджикистана в Россию, последовательно снижается», —

заявил

ранее политолог, заместитель директора Фонда «Евразийцы — новая волна» в
Кыргызстане Денис Бердаков.

К тому же по итогам 2015 года объём денежных переводов в Киргизию из России
составил более $1,5 млрд. Примечательно, что многие граждане республики
стали работать на территории РФ на более высокооплачиваемых должностях.

«Трудовые мигранты из КР были освобождены от дополнительных сборов и
получили равные права с местными рабочими. В случае России это означало
освобождение от патентного сбора и необходимости сдавать экзамены, что
позволяет каждому мигранту экономить несколько десятков тысяч рублей в
год. В результате поток переводов трудовых мигрантов в КР наименее
пострадал от инфляции и сокращения рынка труда в РФ. Для рабочих из
Таджикистана и Узбекистана это стало серьёзным ударом, однако выходцы
из КР даже несколько укрепили свои позиции в России»,

заявил

ранее глава Евразийского аналитического клуба (ЕАК) Никита Мендкович.

Ещё один плюс для Киргизии
— система распределения ввозных таможенных
пошлин внутри ЕАЭС
— обязательный денежный сбор при импорте товаров.

«Только за 6 месяцев 2016 года бюджет республики благодаря этому
получил $160 млн дополнительного дохода»,

заявила

ранее кандидат политических наук, заведующая сектором экономического
развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина.

У предпринимателей Киргизии появились новые финансовые составляющие для
ведения бизнеса. Так, по словам президента Ассоциации рынков, предприятий и
сферы услуг Сергея Пономарёва, ЕАЭС

открыл

большие возможности для малого и среднего бизнеса.

«Одним из плюсов стали для нас постоянно открытые границы с
Казахстаном. Раньше чуть что, наши соседи сразу же закрывали въезд для
всех наших грузов, сейчас эти запреты изредка касаются лишь
определённых товаров. Также постепенно идёт оживление на основных
рынках страны, что положительно сказывается и на большей части
отечественного бизнеса»,

— отметил Сергей Пономарёв (сейчас из-за конфликта с Казахстаном есть риск потери этого
преимущества, но мы надеемся, что ситуация нормализуется.
— Прим. ред.).

По данным ЕЭК, в 2016 году основными торговыми партнёрами Бишкека на рынке
ЕАЭС являются Казахстан (66% в общем объёме экспорта КР на рынок ЕАЭС, 38%

— в импорте) и Россия (33% в экспорте, 59% в импорте).

«По сравнению с январём
— декабрём 2015 года объём экспорта Кыргызской
Республики в государства
— члены ЕАЭС увеличился на 4,4%. Объёмы
поставок минеральных продуктов возросли в 2,7 раза (27,6% общего объёма
экспорта Кыргызской Республики во взаимной торговле),
продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья
— на 3,1%
(26%)»,

говорится

в документах ЕЭК.

По сравнению с 2015 годом пропорции развития взаимной торговли по
Кыргызской Республике изменились следующим образом: с 0,9% до 1%.

Список стран ЕАЭС 2022

Как уже было сказано, членство в таможенном союзе априори означает принадлежность к ЕАЭС. Пять государств, входящих в его состав, пользуются всеми преференциями, ради которых и создавалась организация. Несмотря на все противоречия страны ЕАЭС продолжают укреплять внутренние связи и упрощать взаимодействие.

Россия

Флаг России

Является ключевым участником ЕАЭС. Причиной тому и географическое положение, и площадь (треть всей территории Евразии) и и традиционная роль лидера, консолидирующего вокруг себя страны, народы и нации. Вклад России во внешнюю торговлю ЕАЭС — 84,3%, во взаимный оборот по экспорту — 62,4%, а по импорту — 34,2%. Российская Федерация стояла у истоков и являлась инициатором учреждения ЕАЭС, являясь членом организации с момента её создания — 1 января 2015 года.

Кыргызская республика 

Флаг Кыргызской республики 

Гористая страна в Центральной Азии, столицей и крупнейшим городом которой является Бишкек. По если смотреть на хронологический порядок, это последний на сегодня участник, вступивший в ЕАЭС 8 мая 2015 года.. Участие в этой экономической интеграции самым благотворным образом сказалось на инвестиционном климате на территории республики.

Казахстан

Флаг Казахстана в Астане

Государство, расположенное в центре материка, бОльшая часть которого находится в Азии, а меньшая — в Европе, со столицей в Астане. Вместе с Россией и Белоруссией состоит в ЕАЭС со дня его основания 1 января 2015 года. Объем торговли Казахстана на общесоюзном рынке в 11 раз превышает внутриреспубликанский.

Белоруссия

Флаг Беларуси

Страна, находящаяся в Восточной Европе, чьей столицей и одновременно крупнейшим городом является Минск, в первый день 2015 года стала одной из трех изначальных стран-участниц ЕАЭС наряду с Россией и Казахстаном. В деятельности союза принимает весьма активное участие.

Армения 

Флаг Армении

Присоединилась к ЕАЭС на один день позже трех стран-“первопроходцев”, 2 января. Государство расположено в Закавказье, на севере Передней Азии, его столица — Ереван. Вступление в Союз стимулировало развитие внешней торговли и привлекло поток инвестиций. 

Таможенный союз ЕАЭС

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

Краткие выводы

Это:

  • Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
  • Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
  • Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
  • В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
  • Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  • До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.

Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий