Осуществление лицензионного контроля
В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются:
- истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
- истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
- истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
- в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.
Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
- истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
- при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ.
Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой:
- возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
- человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
- нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны.
Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля вправе получать необходимую ему информацию, подтверждающую достоверность представленных лицензиатом сведений и документов.
О действии полученной лицензии
Важно отметить, что лицо, получившее разрешение на осуществление определенной деятельности, на основании положений, содержащихся в ФЗ-99 “О лицензировании”, имеет право на ведение работы исключительно в пределах дозволенных рамок, предписанных выданных разрешением. Стоит уточнить, что осуществлением работы можно заниматься лишь со дня, следующего за принятием вышестоящим органом решения о предоставлении разрешения
Что касается дня принятия решения, то таковым считается та дата, под которой была внесена запись о представлении разрешения в соответствующий реестр.
Действие документа рассматриваемого типа происходит на бессрочной основе. Использование такого документа возможно на всей территории РФ, включая зоны отдельных субъектов, включенных в состав федераций, но только после уведомления об этом местных руководящих органов.
Для каких видов деятельности обязательно требуется оформление разрешения
Статья 12 федерального закона РФ “О лицензировании” предписывает исчерпывающий перечень тех видов деятельности, осуществление которых возможно только при наличии на то специального разрешения.
К ряду указанных видов деятельности относятся:
- разработка шифровальных средств и систем;
- создание техники, предназначенной для хранения и сбора информации негласным путем;
- создание и разработка авиационной техники;
- производство средств, предназначенных для защиты информации, в том числе и конфиденциального типа;
- реализация полиграфических товаров, на которых установлена защита от подделок;
- разработка и создание, а также хранение оружия, в том числе, гражданского;
- эксплуатация пожароопасных элементов;
- хранение и последующее уничтожение продуктов химического содержания;
- работа по тушению пожаров;
- производство, разработка и реализация препаратов и других видов лекарственных средств;
- создание легального оборота наркотических и психотропных средств;
- совершение перевозок воздушным, грузовым или водным транспортом;
- работы, требующие использования возбудителей инфекционных заболеваний;
- организация букмекерских контор;
- работа по проведению азартных игр;
- оказание содействия трудоустройству россиян за пределами РФ;
- проведение работ в области источников ионизирующего излучения;
- осуществление маркшейдерских работ;
- ведение картографической и геодезической деятельности;
- проведение работ в области гидрометеорологии;
- фармацевтическая деятельность;
- работа в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия;
- проведение работ по производству клеточных продуктов биомедицинского типа;
- ведение предпринимательской деятельности, связанной с управлением домами многоквартирного типа;
- работы, связанные с содержанием животных в цирках, океанариумах, дельфинариях, зоопарках и прочих.
Законодательством определено, что введение необходимости лицензирования каких-либо новых видов деятельности возможно только путем внесения изменений в рассматриваемое законодательство.
Для чего нужна лицензия
Необходимость таких мер раскрыта в статье 2 упомянутого ФЗ. Они призваны не допустить, чтобы компании своей работой наносили вред:
- жизни и здоровью людей (например, производством лекарств или оборотом наркотических веществ);
- их законным интересам и правам (например, разработкой техники для получения и защиты личной информации или телерадиовещанием);
- окружающему миру (например, использованием источников ионизирующего излучения);
- объектам национального культурного наследия (например, их реставрацией или восстановлением);
- обороне государства и его безопасности (например, разработкой вооружения и военной техники).
Для предотвращения этого к соискателям выдвигаются лицензионные требования. Если предприниматель хочет осваивать виды деятельности, подлежащие лицензированию в 2020 году, у него должно быть достаточно денег, помещение и соответствующее оборудование. Отслеживают и наличие квалификации у сотрудников и системы производственного контроля.
Законы, лицензирующие виды деятельности в России
Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:
- использование атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
- производство и оборот алкоголя – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
- деятельность кредитных организаций – закон № 395-1 от 02.12.1990;
- защита государственной тайны – закон № 5485-1от 21.07.1993;
- проведение торгов — закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
- деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
- клиринговая деятельность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
- страховая деятельность – закон № 4015-1 от 27.11.1992;
- космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993.
Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.
Сфера действия
Где именно в повседневной жизни могут быть применены положения, содержащиеся в статьях рассматриваемого закона “О лицензировании” (с изменениями)? Важно отметить, что положения, представленные в ФЗ № 99, распространяются на ведение следующих видов деятельности:
- кредитной;
- на рынке ценных бумаг;
- в области атомной энергетики;
- по защите тайны государственного масштаба;
- страховой;
- космической, клиринговой;
- энергосбытовой;
- репозитарной;
- в области проведения организованных торгов;
- в сфере оборота спиртовой, этиловой и алкоголесодержащей продукции;
- в области работы инвестиционных акционерных фондов.
Рассмотрим далее основные особенности лицензирования, предписанные указанным актом нормативного характера.
Общие сведения
Рассматриваемый акт нормативного характера был принят на одном из заседаний Государственной Думы, которое произошло в 2011 году, 22 апреля. После этого документ успешно прошел процедуру одобрения в Совете Федераций, что произошло 27 апреля.
Структуру рассматриваемого акта составляют три крупные главы, в состав каждую из которых включены статьи. В общей сложности в составе ФЗ-99 “О лицензировании” содержится 24 статьи. Все они регламентируют законные пути решения разных вопросов в соответствующей области.
В настоящее время действие закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” направлено на регулирование специализированных вопросов, возникающих в сфере предпринимательства. О том, на что конкретно распространяется его действие, более детально далее.
Информационный ресурс
В порядке обеспечения информацией юридических лиц, предпринимателей и взаимодействия с государственной инфраструктурой органы, выдающие лицензию, формируют базу данных, открытую и доступную для просмотра. Для учета ведется общий реестр выданных (действующих) лицензий. Все сведения об изменении статуса лицензиата заносятся в указанный список. Реестры лицензий введены в электронные системы, информация охраняется от незаконного взлома, модификации. Любое несанкционированное проникновение в систему с целью изменения информации карается законом, а злоумышленник привлекается к ответственности по ст. 272 УК РФ —274.1 УК РФ.
Сведения о лицензии выдается бесплатно заявителю. Заявление о получении выписки из реестра данных о лицензии возможно подать в МФЦ, регистрирующий орган или электронно, через интернет-портал.
Статья 272 УК РФ
Вид нарушения | Наказание |
---|---|
Ответственность за осуществление деятельности без лицензии по КоАП РФ по ст. 14.1 влечет конфискацию результата производства, средств осуществления деятельности и оплату штрафа | • для должностных лиц – до 5000 рублей; |
• для юридических лиц – до 50000 рублей; | |
• для физлиц – до 2500 рублей. | |
Нарушение условий, предусмотренных лицензией, предусматривает штраф | • для должностных лиц – до 4000 рублей; |
• для юридических лиц – до 40000 рублей; | |
• для физических лиц – до 2000 рублей. | |
Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, наказывается штрафом | • для должностных лиц – до 10000 рублей; |
• для юридических лиц – до 200000 рублей, приостановление деятельности до 90 дней; | |
• для физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя – до 8000 рублей приостановление деятельности до 90 дней. |
За определенные нарушения положен штраф
Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности
Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:
- услуги в сфере образования;
- тушение пожаров;
- частная охранная деятельность;
- услуги связи;
- реализация и проектирование авиационной техники;
- утилизация химического оружия;
- производство и установка медицинской техники;
- фармацевтическая деятельность;
- производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
- перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.
Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
- деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. “О государственной тайне”);
- использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. “Об использовании атомной энергии”);
- деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности”);
- производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”);
- видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. “О рынке ценных бумаг”);
- деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. “Об организованных торгах”);
- деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. “Об инвестиционных фондах”);
- деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. “О негосударственных пенсионных фондах”);
- страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. “Об организации страхового дела в Российской Федерации”);
- клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”);
- космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. “О космической деятельности”);
- энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).
Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере.
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности:
- оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. “О связи”, Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. “О средствах массовой информации”;
- частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”);
- образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”);
- частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
- сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. “Об отходах производства и потребления”).
Приложения
К заявке прикладываются следующие документы:
- Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
- Учредительные документы. Субъект предоставляет их копии, заверенные нотариально.
- Копии бумаг, перечень которых определен в Положении о лицензировании определенного вида деятельности, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям.
- Опись приложенной документации.
Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, не вправе требовать иные, не предусмотренные в ФЗ документы от заинтересованного лица. Заявление и приложения к нему могут направляться соискателем по почте или предоставляться лично. Допускается отправка в электронной форме.
Книги
Букинистическая литератураГОСТы, ОСТыДетская литератураДомашний кругДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги в электронном видеКниги издательства “Комсомольская правда”Компьютеры и интернетКосмосНаука. Техника. МедицинаНормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиОхрана труда, обеспечение безопасностиПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаРостехнадзорСанПины, СП, МУ, МР, ГНСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНУчебный годХудожественная литератураЭкономическая литератураЭнциклопедии, справочники, словари
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении
Как правило, процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (срок может быть продлен в рамках, предусмотренных законом). Согласно статьи 14 Закона, в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента приема документов, лицензирующий орган должен осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и принять решение о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении.
Решение оформляется приказом лицензирующего органа, при этом лицензия оформляется одновременно с приказом, если было принято решение о ее выдаче. Приказ подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируется в специальном реестре. В течении 3 дней после подписания документ вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.
В случае принятия решения об отказе в лицензировании, соответствующее уведомление вручается соискателю в течении 3-х рабочих дней с момента его принятия, где обязательно указывается обоснованная причина такого отказа.
Основанием для отказа в лицензировании может быть:
- наличие искаженной или недостоверной информации в заявлении соискателя или в прилагаемых документах;
- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя соответствующим лицензионным требованиям;
- представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Закона вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем в установленном законом порядке.
Согласно статье 15 Закона в приказ о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении обязательно включаются следующие сведения:
- полное наименование лицензирующего органа;
- ФИО ИП, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и места осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, номер записи о государственной регистрации в качестве ИП;
- полное и сокращенное наименование компании, организационно-правая форма, адрес места нахождения и места реализации лицензируемой деятельности, регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- ИНН юридического или физического лица;
- вид деятельности, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ или оказываемых услуг;
- номер и дата регистрации лицензии, а также номер и дата приказа лицензирующего органа.
Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Специальными законами может устанавливаться срок действия лицензии.
Статьей 16 Закона регламентируется порядок ведения лицензионного дела, в который орган, осуществляющий процедуру лицензирования, включает:
- заявление соискателя или лицензиата и прилагаемые документы;
- приказ о предоставлении лицензии или отказ в предоставлении документа, а также приказ о переоформлении или продлении срока действия;
- копия зарегистрированной лицензии;
- приказы лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок и предписания об устранении нарушений требований, а также протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административных наказаний;
- выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
- копии других документов, напрямую связанных с осуществлением лицензирования документов.
Оформление лицензии и ее переоформления. Особенности процессов
Стоит отметить, что детальный порядок переоформления лицензии и первоначального получения разрешения рассматриваемого типа предписан в главе 2 рассматриваемого акта нормативного характера. Рассмотрим особенности проведения таких процедур более детально.
Для получения лицензии на ведение работ определенного характера будущему лицензиату следует обратиться в соответствующее территориальное подразделение органа, ведущего контроль над такой деятельностью. В процессе обращения лицу нужно будет предоставить заявление соответствующего содержания. А также пакет документов, подтверждающих полное соответствие лица установленным законом лицензионным требованиям
Важно отметить, что все документы должны быть представлены только в оригинальном виде
После предоставления нужной информации в контролирующем органе заводится отдельное дело, в которое подшиваются копии предоставленных документов. Впоследствии в него будут включаться копии полученных разрешений, решения о приостановлении их действий (если таковые позднее появятся), копии подписанного разрешительного документа и прочее.
Формирование готового дела производится в строгом соответствии с требованиями, установленными порядком ведения делопроизводства. В том случае если коммуникация контролирующего органа и лицензиата производится путем электронной переписки, то дело должно быть сформировано в цифровом формате.
Как происходит переоформление разрешения? У предприятия может возникнуть необходимость в переоформлении лицензионного документа в тех случаях, когда происходит его реорганизация, ликвидация с последующим образованием на его базе другого лица, а также в случае произведения других перемен, в ходе которых предполагается изменение его наименования, вида деятельности или структурных особенностей.
Для осуществления процесса переоформления документа лицензиат должен направить в контролирующий орган, ранее выдавший его, оригинал разрешения, заявление соответствующего содержания, а также квитанцию, подтверждающую оплату пошлины в размере, установленном Налоговым кодексом РФ. Кроме этого, лицензиат должен документально подтвердить причину переоформления разрешения.
По факту предоставления указанного пакета документов контролирующий орган производит процесс рассмотрения материалов и выносит решение об удовлетворении требования или об отказе в этом, с указанием обоснованных причин.
Стоит отметить, что в случае необходимости лицензиат может запросить предоставление разрешительного документа в электронном формате, с проставленной защищенной подписью.
Основные задачи процедуры лицензирования
Рассматриваемым законом определен перечень основных задач и целей, преследуемых процедурой лицензирования. Как указано в ст. 2 данного акта нормативного характера, данный вид деятельности специализированных органов осуществляется с целью максимального предотвращения возможного нанесения ущерба законным интересам и правам людей, а также их здоровью. Кроме того, в некоторой степени, нормы закона активно воздействуют на предотвращение нанесения ущерба отдельным объектам, отнесенным к группе культурного наследия страны.
Важно отметить, что одной из задач норм, предписанных российским законодательством о лицензировании, является обеспечение безопасности всего государства, а также отдельных видов предпринимательской деятельности. Что касается общих задач, поставленных перед нормами рассматриваемого закона, то к числу таковых прежде всего стоит отнести своевременное выявление и пресечение нарушений, осуществляемых как частными, так и юридическими лицами в осуществлении деятельности из сферы, определяемой ФЗ №99, а также их предотвращение
Что касается общих задач, поставленных перед нормами рассматриваемого закона, то к числу таковых прежде всего стоит отнести своевременное выявление и пресечение нарушений, осуществляемых как частными, так и юридическими лицами в осуществлении деятельности из сферы, определяемой ФЗ №99, а также их предотвращение.
О требованиях
Важно отметить, что содержанием закона “О лицензировании” установлены определенные требования, которым должны соответствовать абсолютно все активные лицензиаты. А учитывать таковые следует всем тем, кто лишь планирует получение разрешительного документа
В первую очередь стоит отметить, что список лицензионных требований включает в себя необходимость соблюдения определенных правил относительно создания лиц юридического типа. А также их деятельности. Кроме этого, в числе таковых присутствуют аналогичные требования к предпринимателям, ведущим свою деятельность в индивидуальном порядке.
В зависимости от особенностей деятельности лицензируемых объектов к ним могу быть выдвинуты некоторые особенные требования. В числе таковых могут быть следующие:
- наличие специализированных помещений, предназначенных для осуществления заявленной деятельности;
- наличие производственного контроля;
- наличие работников, имеющих специальное профессиональное образования в определенной сфере (причем с указанными людьми в установленном порядке должны быть заключены трудовые договоры).
Важно отметить, что некоторые другие обоснованные условия могут быть выдвинуты лицензирующим лицом. К этому стоит быть готовым
Стоит отметить, что к числу лицензионных требований не может быт выдвинута необходимость соблюдения российского законодательства. Что априори считается прямой обязанностью любого субъекта, функционирующего на территории РФ, независимо от его формы хозяйствования.
Главные принципы
В ст. 3 федерального закона “О лицензировании” (с комментариями) прописаны основные принципы ведения рассматриваемого процесса. К ним относится прежде всего обеспечение общего единства экономической деятельности по всей территории России.
В соответствии с обозначенными принципами, все типы активности, нуждающейся в разрешении, должны быть определены только законным путем. На деле полный перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, представлен в содержании статей рассматриваемого акта нормативного характера. То есть в ФЗ № 99.
Важно отметить, что независимо от того, какой вид деятельности лицензируется, данный процесс будет состоять из одних и тех же этапов, а также осуществляться главным органом, курирующим деятельность в конкретной сфере – это также можно обозначить в числе основных принципов ведения процесса лицензирования на государственном уровне. Еще одним принципом ведения рассматриваемого вида деятельности является ее открытость
Это означает, что при желании, любой человек имеет возможность получить сведения относительно наличия разрешительного документа у той или иной компании, а также частного лица на ведение их деятельности
Еще одним принципом ведения рассматриваемого вида деятельности является ее открытость. Это означает, что при желании, любой человек имеет возможность получить сведения относительно наличия разрешительного документа у той или иной компании, а также частного лица на ведение их деятельности.
Несомненно, немаловажным и одним из основных принципов осуществления лицензирования является соблюдение законности в процессе ведения данной деятельности. На основании такового процедура такого характера должна исполняться в строгом соответствии с положениями, предусмотренными содержанием рассматриваемого закона.