Лицензионный сбор – особенности , размер и требования

Выдача документа

За получение лицензии – одна тысяча рублей. Выплачивается сбор после принятия решения о предоставлении соискателю разрешения. После того как документ, подтверждающий оплату, предъявлен, в течение трёх дней выдаётся подтверждение наличия лицензии. Если не оплатить данный сбор за три месяца, то лицензию могут аннулировать. Если соответствующий орган выявит какие-либо нарушения условий и требований лицензионной деятельности, то он может приостановить действие документа на конкретный срок (не больше полугода), за который нужно эти нарушения устранить. За то, что действие лицензии возобновляется, дополнительная плата не требуется.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Требования к лицензиатам

  • наличие в собственности либо длительной аренде здания, сооружения либо иных строений и полигонов, площадок для осуществления предполагаемой деятельности;
  • наличие специального оборудования для успешного выполнения работ с отходами;
  • имеющийся транспорт должен соответствовать специфическим требованиям производства, оборудован спецсигналами, знаками, необходимыми приспособлениями;
  • сотрудники предприятия должны иметь сертификаты обучения и спецподготовки для работы с отходами;
  • лицензиат обязан предоставить трудовые договора, заключённые с сотрудниками, участвующими в выполнении работ с опасными отходами.

Лицензия представляет собой гербовый лист, подтверждающий право лицензиата на ведение деятельности в том или ином направлении пользования отходами.

При получении лицензии выдаётся приложение к ней, в котором расшифрованы все коды допустимой деятельности. Часто это описание достигает десятка страниц.

Выполнение всех указанных требований предотвратит взыскания и штрафы, а страну убережёт от безалаберности и халатности пользователей отходов.

Где найти информацию о лицензии на сбор отходов

Зная специфику оформления разрешения срок подготовки лицензии сокращается. Для этого рекомендуется знать о главных лицензионных условиях, предъявляемых к предприятиям по сбору отходов. Советуют знать перечень документов, запрашиваемых инстанциями при оформлении лицензии.

Для облегчения процедуры рекомендуется ознакомиться со следующими источниками:

  • Федеральный закон 89-фз. В нем дается определение отходов производства, описываются понятия, связанные с этой сферой. Представлены требования по обращению с отходами.
  • Федеральный закон №99-фз. Содержит перечень направлений ИП, для которых требуется лицензирование.
  • Постановление правительства РФ №1062. Содержит сведения, отражающие ход лицензирования предприятий, занятых в работе с отходами.
  • Приказ Минприроды РФ №379. Содержит алгоритм оформления разрешения на сбор опасных отходов, образующихся на производстве, утилизацию, хранение мусора. Описывает требуемые документы, сроки оформления, порядок обжалования решений.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д

д.

Лицензии на право добычи и разведки природных ресурсов, строительство сооружений и образование охраняемых объектов выдаются только на те участки земных недр, которые прошли официальную экспертизу.

Сбор отходов.

В новом Положении прописаны следующие лицензионные требования к сбору отходов:

  • наличие необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений, соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”;
  • наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I – IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I – IV классов опасности;
  • наличие СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения сбора отходов.

Говоря о необходимости наличия необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений (соответствие которых санитарным правилам подтверждено СЭЗ), необходимо отметить следующее:

Сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (ст. 1 ФЗ “Об отходах производства и потребления”).

Какие здания, строения, сооружения и помещения нужны лицу, осуществляющему прием отходов?

То есть не лицу, передающему отходы, а именно лицу, отходы принимающему.

Возможно, речь идет о помещениях (сооружениях), в которые получатель отходов принимает отходы, допустим, от транспортной компании.

В таких помещениях отходы принимаются, а затем перемещаются на оборудование по утилизации, обезвреживанию отходов либо на карту полигона.

При данном сценарии необходимость наличия соответствующих законодательных требованиям помещений для приема отходов обосновать можно.

Также мы допускаем, что авторы нового Положения имели в виду то, что объектами сбора (приема) отходов являются по совместительству объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, на которые для таких целей отходы принимаются.

Однако нужно понимать, что к данным объектам предъявляются самостоятельные требования о необходимости наличия СЭЗ и о их наличии. Дублирование лицензионных требований в данном случае (к объектам, одновременно выступающим и объектами для сбора отходов, и объектами для обезвреживания, размещения отходов), на наш взгляд, избыточно.

Мы допускаем, что конкретизация в новом Положении лицензионных требований к объектам сбора отходов может привести к тому, что некоторые лицензирующие органы будут требовать от соискателей обеспечить наличие дополнительных (вовсе не необходимых соискателям) зданий, строений, сооружений, помещений и получить на них СЭЗ.

Чтобы противостоять таким требованиям, представляется целесообразным делать акцент на словах “необходимых для работ… зданий, строений, сооружений и помещений”.

Иными словами, подтверждать наличие зданий, строений, сооружений и помещений, наличие СЭЗ на них должны лишь те соискатели лицензии (лицензиаты), которым для сбора отходов необходимы (жизненно важны) такие здания, строения, сооружения и помещения.

Если необходимости в таких объектах нет, если сбор отходов можно осуществить без зданий, строений, сооружений и помещений, приспособленных для сбора отходов, то подтверждать их наличие, а также наличие СЭЗ на них лицензиат не должен.

Проверки после получения лицензии

После получения лицензии за компаниями и ИП ведется лицензионный контроль, в целях обеспечения соблюдения требований закона. Это значит, что нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.

Плановая проверка проходит в соответствии с ежегодным графиком, который утверждает лицензирующий орган. Узнать есть ли вы в таком графике можно на сайте соответствующего лицензирующего органа. За три рабочих дня до начала проверки, вы получите уведомление об этом (в форме копии приказа), направленное заказным письмом.

Для проведения внеплановой проверки, лицензирующий орган вправе не направлять предварительное уведомление.

Основания для плановой проверки

  • истек год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформлении;
  • прошло три года со дня окончания последней плановой проверки;
  • истечение срока со дня окончания последней плановой проверки, в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере (срок устанавливает Правительство РФ).

Основания для внеплановой проверки

  • истек строк для устранения нарушений лицензионных требований;
  • в лицензирующий орган поступили заявления о грубых нарушениях лицензионных требований;
  • истек срок приостановления действия лицензии;
  • организация или ИП заявили о проведении внеплановой проверки в целях подтверждения факта досрочного устранения нарушений лицензирующего органа;
  • лицензирующий орган получил поручение на проверку от Президента РФ или Правительства.

Ответственность за деятельность без лицензии (штрафы)

Административная ответственность

Основания для привлечения:

  • предпринимательская деятельность без лицензии, если ее получение обязательно;
  • ведение бизнеса с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией;
  • осуществление деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.

Примечание: понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Размеры штрафов по КоАП РФ

Деятельность без лицензии:

  • для граждан – от 2000 до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции (орудий производства, сырья) либо без таковой;
  • для должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей с конфискацией изготовленной продукции (орудий производства, сырья) либо без таковой;
  • для юридических лиц – от 40000 до 50000 рублей с конфискацией изготовленной продукции (орудий производства, сырья) либо без таковой.

Нарушений требований и условий лицензии:

  • для граждан – предупреждение или наложение штрафа от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц – предупреждение или наложение штрафа от 3000 до 4000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 30000 до 40000 рублей.

Грубое нарушение требований и условий лицензии:

  • для ИП – от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц – от 5000 до 10000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность

Основания для привлечения:

  • предпринимательская деятельность без лицензии, в тех случаях когда она обязательна, если она причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо повлекла получение дохода в крупном размере;
  • ведение бизнеса без лицензии организованной группой либо связанное с получением дохода в особо крупном размере.

Примечание: крупный ущерб (крупный размер) в данном случае – превышает 1 500 000 рублей, особо крупный размер – превышает 6 000 000 рублей.

Наказания по УК РФ

  • штраф до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480-ти часов, либо арест на срок до 6-ти месяцев;
  • если нарушение осуществлено организованной группой либо связанное с получением дохода в особо крупном размере – штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Кто платит сборы?

К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира — ст. 333.1. НК РФ.

ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.

Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:

  1. В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
  2. В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
  3. В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.

Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген — также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.

Транспортирование отходов.

Исключительно к транспортированию существует только 2 лицензионных требования:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”;
  2. наличие у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I – IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I – IV классов опасности.

Обращаем Ваше внимание на (применяемое с 02.07.2021 г.) понятие транспортирования отходов:

Транспортирование отходов – перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В данной редакции понятие «транспортирование отходов» установлено Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 356-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (вступил в силу 02.07.2021 г.).

Также отметим, что у соискателя лицензии должны быть такие транспортные средства, которые соответствуют требованиям статьи 16 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”.

Опять же, с 02.07.2021 г. требования статьи 16 закона изменены.

Так, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 02.07.2021 г.) организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I – IV класса опасности;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами.

Примечание: 01.03.2022 г. вступит в силу дополнительное условие осуществления транспортирования отходов (абз. 5 п. 2 ст. 16 ФЗ “Об отходах производства и потребления”):

наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

ВАЖНО! Не является лицензионным требованием наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам каких-либо объектов, связанных с транспортированием отходов. Соответственно, в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии не требуется указывать сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам транспортных средств

Соответственно, в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии не требуется указывать сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам транспортных средств.

В Положении предусмотрено новое правило:

не требуется переоформлять лицензию для осуществления деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии.

Порядок переоформления лицензии Ростехнадзора

Переоформление лицензии РТН осуществляется на основании статьи 18 ФЗ-99, административных регламентов и положений на конкретные виды деятельности. Согласно статьи 18 ФЗ-99 порядок переоформления может быть двух видов:

Упрощенный порядок переоформления лицензии — пункт 16 статьи 18 ФЗ-99;

Упрощенный порядок переоформления лицензии Ростехнадзора применяется к следующему: реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменение наименования юридического лица или места его нахождения, изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность,

В случае применения упрощенного порядка переоформления лицензии Ростехнадзора перечень документов следующий: заявление заполненное в установленном порядке, документы подтверждающие данные изменения. Решение о переоформлении лицензии принимается на основании поданных документов. Срок переоформления лицензии 10 рабочих дней.

Стандартный порядок переоформления лицензии — пункт 17 статьи 18 ФЗ-99.

Стандартный порядок переоформления лицензии Ростехнадзора применяется к следующему: изменение указанного в лицензии перечня выполняемых работ (услуг) составляющего лицензируемый вид деятельности, внесение нового адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.

В случае применения стандартного порядка переоформления лицензии Ростехнадзора документы подаются в полном объеме согласно статьи 13 ФЗ-99 и положения о лицензировании на конкретный вид деятельности. Решение о переоформлении лицензии принимается на основании поданных документов и проведения лицензионной проверки инспектором Ростехнадзора. Срок переоформления лицензии 30 рабочих дней.

Этапы переоформления лицензии:

Стандартный порядок переоформления лицензииУпрощенный порядок переоформления лицензии
1. Подача документов в Ростехнадзор.
2. Проверка Ростехнадзором документов на полноту предоставляемой информации:
документы не соответствуют — сотрудник Ростехнадзора направляет уведомление о выявленных замечаниях. На устранение замечаний дается 30 дней. В случае если замечания не устранены, документы возвращаются и процесс надо начинать с начала.
документы соответствуют — документы передаются дальше.
3. Назначение и проведение предлицензионной проверки: 3. Выдача лицензии
Выдача отрицательного акта проведения предлицензионной проверки — необходимо устранить выявленные замечания и подавать документы с начала.
Выдача положительного акта проведения предлицензионной проверки — документы передаются дальше.
4. Выдача лицензии

ВАЖНО: О том какие документы предоставлять на переоформление лицензии ростехнадзора, а так же о предъявляемых требованиях можно прочитать по ссылкам в конце страницы

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

В чем отличие отличие контракта от трудового договора? Каковы преимущества и недостатки каждого вида?

Кто является налогоплательщиками ЕСХН? Кому доступен этот особый вид налогообложения?

В каких случаях происходит предоставление учебного отпуска работнику? Могут ли сотрудника лишить его?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Лицензия в сфере образования

Проанализируем ещё один пример – лицензирование деятельности в образовательной сфере. Его осуществляет Министерство образования, государственные органы, управляющие образованием субъектов РФ и муниципальные органы, если у них имеются соответствующие полномочия. Условием, при котором предоставляется лицензия, в данном случае считается оплата её соискателем расходов органа лицензирования на осуществление экспертизы и изготовление лицензионного бланка. Цель проведения экспертизы – установить, соответствуют ли условия образовательного процесса, предлагаемые соискателем лицензии, санитарно-гигиеническим нормам, требованиях строительных правил и т.п. Размер расходов зависит от того, сколько было затрачено на выплаты лицам, проводящим экспертизу в качестве членов экспертной комиссии, на их командировки, приготовление бланка и других расходов и затрат, которые установлены на законодательном уровне.

Лицензионный сбор за выдачу лицензии мы рассмотрели.

Лицензия на алкоголь

Так, разлив, реализация, хранение алкоголя – пятьсот минимальных размеров оплаты труда, или МРОТ; экспорт данной продукции – сто МРОТ; импорт, реализация оптом – от одной тысячи до пятнадцать тысяч МРОТ. Выплаты данного сбора осуществляются каждый год. Соискатель должен выплатить его до того, как подаст заявление. Если орган лицензирования решает выдать лицензию, то сбор является выплаченным за первый год её действия. В том случае, если в лицензии отказали, то, если сбор был уплачен, он возвращается, исключая расходы на рассмотрение заявления (три МРОТ). Соискатели и лицензиаты обязательно проверяются каждый год на наличие у них требуемых условий для осуществления данного вида деятельности. За это взимается такая плата, которая покроет затраченные средства, однако сумма должна быть не более пятидесяти МРОТ. Если лицензию нужно переоформить или выдать новую вместо потерянной, то плата равна размеру сбора за новую лицензию. Если возобновляется действие лицензии, которая была приостановлена, то плата не требуется. Также существуют лицензионные сборы на оружие.

Документы для лицензии на пользование недрами. Срок рассмотрения документов на лицензию.

ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ЛИЦЕНЗИЙ:

  • Сведения о Заявителе (Уставные документы)
  • Данные и полномочия лица, на которое будет оформлена лицензия (Решение учредителя, Приказ о назначении, Сведения о руководителе и т.д.)
  • Документы, подтверждающие финансовую возможность заявителя выполнить работы (Бухгалтерский баланс, справка об отсутствии задолженностей, Выписка из расчетного счета о движении средств).
  • Документы на земельный участок под ВЗУ (Свидетельство на землю, Кадастровый паспорт)
  • Документы, определяющие местоположение ВЗУ (Генплан, ситуационный план и т.д.)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВИДАМ ЛИЦЕНЗИЙ:

Лицензия на геологическое изучение с целью поиска и оценки подземных вод

  • Гидрогеологическое заключение
  • Договор со специализированной организацией на проведение работ.

Лицензия на геологическое изучение и добычу подземных вод (совмещенная)

  • Документы на скважину (Паспорт, выписка из ЕГРН (в Московской области)).
  • Гидрогеологическое заключение
  • Договор со специализированной организацией на проведение работ.

Лицензия на добычу подземных вод

  • Оценка запасов подземных вод: Протокол или Заключение Государственной комиссии по запасам об утверждении объема водопользования. (кроме лицензий до 100 куб.м./сут, и Лицензий для СНТ)
  • Проект Зон Санитарной охраны (ЗСО): Экспертное заключение Проект ЗСО, Санитарно-эпидемиологическое заключение на Проект ЗСО (для хозяйственно-питьевого назначения).
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности: Использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения (для хозяйственно-питьевого назначения).
  • Техническая документация по скважинам и ВЗУ.

Лицензирование по роду деятельности

Частые изменения и добавления в законы о действиях с отходами существенных поправок не внесли, за исключением одного определения. По ФЗ №458 использование отходов стало разделяться на обработку и утилизацию.

Лицензированию подлежат:

  1. Сбор. Сортировка и переработка отходов должна производиться исключительно на специально оборудованных и подготовленных площадках.
  2. Транспортировка. Лицензия предоставляется только в случае оборудования транспортных средств в соответствии с нормативами перемещения отходов. Она необходима при транспортировке отходов за обозначенные границы отведённой площадки для хранения.
  3. Обработка. Термин относится к юридическим, подразумевает сортировку без каких либо иных действий с мусором. Лицензия оформляется для повышения доходности исходного вторичного сырья — это основная цель сортировки.
  4. Переработка объединяет два действия: утилизацию и обеззараживание. Обезвреживание предполагает снижение класса опасности мусора. При утилизации возможен рециклинг, использование отходов для производства нового вида продукции или услуг.
  5. Размещение подразумевает захоронение отходов на специально подготовленных для этих целей полигонах. Хранение ограничивается сроком в 11 месяцев, после чего отходы подлежат захоронению.

Не лицензируется деятельность по накоплению отходов сроком менее 11 месяцев. Не требует лицензирования работа с отходами 5 класса, не представляющими опасности для человека и окружающей среды.

Правовой режим установленной на компьютере операционной системы

Главным аргументом поставщиков в обосновании невозможности возврата денег за предустановленную ОС остаётся то, что она «является неотъемлемой частью компьютера», а некоторые компании даже лишают пользователя гарантии на него в случае переустановки (при этом игнорируя любые претензии к аппаратному обеспечению, связанные с некорректной работой программ). Причём это характерно не только для российских компаний: на «неделимость» компьютера и операционной системы ссылались и французские производители во время судебного процесса по защите прав потребителе(). Однако суд их не поддержал и обязал ответчика указывать цену на предустановленную операционную систему отдельно.

Гражданский кодекс. Статья 133. Неделимые вещи

Вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения её назначения, признаётся неделимой. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами статей 252, 258 настоящего Кодекса.

Гражданский кодекс. Статья 134. Сложные вещи

Если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все её составные части, если договором не предусмотрено иное.

Гражданский кодекс. Статья 135. Главная вещь и принадлежность

Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения отечественного Гражданского кодекса данное утверждение, что операционная система «является неотъемлемой частью компьютера», также не имеет смысла. ГК содержит две статьи (134 и 135)(), которые могут быть применены в его обоснование. Статья 134 говорит о так называемой «сложной вещи», то есть разнородных вещах, образующих «единое целое, предполагающее использование их по общему назначению». В случае с компьютером «сложной вещью» может быть ноутбук с отделяемыми деталями, либо обычный ПК, собранный из стандартных комплектующих.

Что же касается статьи 135, то она также говорит именно о вещах — «главной» и «принадлежности». «Вещь-принадлежность», предназначенная для обслуживания «главной», переходит вместе с ней, если договором не предусмотрено иное. «Принадлежности» — это разного рода устройства, включенные в комплект (мыши, клавиатуры и прочая периферия, не входящая в состав собственно компьютера).

Операционная система нематериальна, поэтому вещью её назвать нельзя. Вещь — это тот носитель информации, на котором записана ОС. В случае с её предустановкой носителем является жесткий диск компьютера, а также установочные компакт диски. Разумеется, винчестер компьютера является частью сложной вещи, но является он ею независимо от того, какая ОС на нём записана. Обратившись к статье 128 ГК, в которой перечислены объекты гражданских прав, мы видим, что «вещи» и «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности» в ней перечислены по отдельности. А статьи 134–135 ГК говорят только о «вещах», и включения в их состав интеллектуальной собственности закон не предусматривает. Следовательно, с точки зрения ГК установленная на компьютере ОС никак не может быть его «неотъемлемой частью». Результат интеллектуальной деятельности также не может быть «принадлежностью» компьютера по той же самой причине: он не является вещью.

Гражданский кодекс. Статья 128. Объекты гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно отечественному законодательству даже прошивка какого-либо устройства не может считаться неотъемлемой его частью: это — отдельная программа, использование которой регулируется соответствующими положениями закона. Программа, записанная в память любого устройства, не становится частью этого устройства, даже если это «неделимая вещь» (см. ст. 133 ГК), раздел которой невозможен
без изменения ее назначения.

Что включает в себя сбор отходов?

Под сбором отходов понимается прием в целях их дальнейшей переработки, утилизации или хранения остаточных материалов и отработанных продуктов. Утильсырье образуется на производствах, в быту, при эксплуатации или употреблении продуктов и услуг.

Утилизация мусора – проблема, для решения которой надо соблюдать правила сбора. Решению представленной проблемы сопутствует сортировка и разбор сырья, создание предприятий для вторичной переработки или безопасного захоронения.

Процессы обращения с остаточным сырьем контролируются законом. Компании по перевозке, утилизации или переработке мусорных остатков должны иметь лицензии на выполнение таких работ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий